Известные люди латинской америки список. Орлиное племя латинской америки. От долины инков до мавзолея великого мореплавателя: самые колоритные города Латинской Америки

История стран этого континента изобилует яркими историческими личностями

Наши соотечественники, не в пример иностранным гражданам, обожают обсуждать политические темы. О самих себе мы говорим, что, дескать, русские на работе говорят о женщинах, а дома о политике. В годы советской власти местом такой «политической активности» были кухни, где обсуждались все проблемы мироздания. Нынче масштабы кухни выросли до мегаразмеров интернета. И одной из постоянных тем дискуссий остается роль личности в истории, ее влияние на жизнь народа. Тема - бездонная и вечная.

Марксизм трактовал ее просто и безапелляционно, дескать, личность - речь всегда шла о личности, вознесенной на вершину власти - выражает интересы, надежды и чаяния самых широких народных масс, то есть общества, народа. Именно так писал Г. Плеханов в канонической статье «К вопросу о роли личности в истории». Но такая трактовка никак не вязалась с вопиющей правдой жизни, которая неумолимо убеждала нас: личности радикальным образом влияют на ход истории, ускоряя или замедляя его, формируют менталитет целых наций. Масштаб исторической личности оказывается таким фактором, который иной раз воздействует на целые эпохи - Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон, Сталин… Чем измеряется этот масштаб? Почему, как поется в песне, исторические мгновения, «свистящие у виска» одним личностям несут бессмертье, а другим позор и бесчестье?

Наверное, не я один был поражен чудовищным оскудением качества «исторической» личности к концу советской эпохи. По сей день нельзя без недоумения слушать разглагольствования М. Горбачева о политике, в которой он оказался законченным неумехой, отвергнутым народом. Да и практически все тогдашнее Политбюро дало пример политической деградации. Из «коммунистов» все превратились в одночасье в «демократов», из интернационалистов - в жгучих националистов… Разумеется, место им будет отведено на помойке истории. И в то же время такая личность, как Че Гевара, несмотря на неудачу всех его инициатив и трагический конец, стала почти мировым символом молодежи.

Мои друзья и знакомые, знающие, что мне довелось работать почти 15 лет в странах Латинской Америки, общаться, в том числе, и с Че Геварой, нередко спрашивают, почему история стран этого далекого континента изобилует яркими историческими личностями, в то время как другие регионы испытывают их явный дефицит? Иной раз я ограничиваюсь рассказом об одном эпизоде, связанном с Эрнестом Че Геварой, который впервые попал в СССР поздней осенью 1960-го. Мне довелось тогда работать рядом с ним в качестве переводчика. Популярность его зашкаливала все мерки. Мои многочисленные коллеги-«латиноамериканисты» очень просили организовать для них отдельную встречу со знаменитым партизаном. Это совпало с его желанием «посидеть в домашней обстановке с простыми советскими людьми». Однажды мы все собрались за столом в однокомнатной квартире в высотном доме на Котельнической набережной, и главным вопросом к именитому гостю был: «Выстоит ли кубинская революция?». Ответ его запомнился навсегда:

«Я не знаю, выстоит ли она или нет, но я сделаю все, чтобы она победила. Если случится непоправимое, то не ищите меня среди людей, которые найдут убежище в иностранных посольствах. Ищите меня среди тех, кто с автоматом в руках погибнет на баррикадах, защищая свой идеал!».

Вот он, ключ к ответу на вопрос, почему Латинская Америка породила так много героев.

Цельность личности, нераздельность слов и поступков, верность принципам, которыми изначально руководствовалась историческая личность, безоговорочная и бескомпромиссная борьба за высокие, публично заявленные национальные идеалы - основа исторического бессмертия. В странах Латинской Америки больше, чем в других регионах мира, живут в психологии народов традиции благородства коренного населения - индейцев, и занесенные из Европы элементы рыцарства. Население этого огромного и бурно развивающегося континента почти единодушно в отрицании понятия «открытие Америки». В 1992-м, когда мир отмечал 500-летие прибытия каравелл Христофора Колумба к берегам нынешней Доминиканской республики в Латинской Америке, это событие назвали «Встречей двух культур». В 2004-м в Венесуэле было решено назвать день 12 октября - дата высадки моряков Колумба на землю Америки - «Днем сопротивления индейцев», потому что испанцы приплыли в чужую страну отнюдь не с добрыми намерениями, а как завоеватели. В Южной Америке к моменту появления там Колумба существовали развитые государства и сложившиеся цивилизации - инков и ацтеков - со своими законами, нравами и обычаями. Уничтожение их европейскими завоевателями остается величайшим преступлением перед человечеством. Теперь ученые по крохам пытаются восстановить картину варварски разрушенных цивилизаций.

При защите своих отечеств лидеры индейских государств дали образцы, с одной стороны, мужества, а с другой - наивности, вытекавшие из их понимания сущности межчеловеческих отношений.

Например, гибель инкского государства была предопределена тем, что в языке инков даже отсутствовали слова «обман», «вероломство», ибо не было в их жизни таких понятий.

Испанский конкистадор Франсиско Писарро имел под командой «армию» в составе всего 150 пехотинцев, 67 кавалеристов, 2 пушек и 3 солдат с огнестрельным оружием. Ему противостояла армия численностью в сотню тысяч человек. Но он просто обманул императора инков Атауальпу, пригласив его безоружного на переговоры. Тот доверчиво прибыл в испанский лагерь, где его свита была безжалостно изрублена, а сам император оказался пленником. Такое вероломство было просто немыслимо у инков.

За освобождение императора испанцы потребовали, чтобы индейцы наполнили золотом комнату площадью в 35 квадратных метров и высотой в 2,2 метра. Простодушные индейцы почти выполнили ультиматум, но кровожадный Писарро все-таки велел казнить на гарроте 33-летнего Атауальпу, опасаясь, что его освобождение мобилизует индейцев на борьбу. В памяти народа их вождь-страдалец остался умным и благородным узником чести. Он за месяц освоил испанский язык, научился обыгрывать в шахматы своих тюремщиков, стоически принял смерть. А Ф. Писарро стал образцом вероломного предательства и неслыханной жестокости, лжецом. Он был убит там же, в Перу, сыном одного из своих ближайших сподвижников.

Похожая трагедия разыгралась и в Мексике, где завоеватель Эрнан Кортес несколько лет вел войну с ацтеками. Силы были неравными, потому что к испанцам примкнули многие индейские племена, враждовавшие с ацтеками, но защитники города Теночтитлан - так назывался тогда город Мехико - дрались до последней капли крови. Когда их император Монтесума призвал покориться завоевателям, они прикончили его, закидав камнями. Борьбу возглавил его племянник Куаутемок, который и стал национальным героем нынешней Мексики. Он сопротивлялся до конца, но все-таки попал в плен и был подвергнут испанцами жесточайшим пыткам. Его ноги положили на жаровню с раскаленными углями и требовали указать место, где было спрятано золото. Он молчал. Рядом таким же образом пытали его приближенного, который громко стонал и просил выдать испанцам тайну. Куаутемок, презиравший испанцев за их жадность к золоту, только ответил: «Неужели ты думаешь, что я возлежу на розах?». Он был казнен, но его статуя украшает одну из центральных площадей столицы Мексики, а легенды о его борьбе и гибели знает каждый юный житель страны...

Президенты латиноамериканских стран, в жилах которых текла или течет индейская кровь, неизменно доставляют головную боль внешним и внутренним врагам своих народов.

В Мексике, например, в 1861-м президентом был избран Бенито Хуарес, чистокровный индеец из штата Оахака. Он был настолько талантлив, что, несмотря на свое происхождение и необычайно маленький рост в 135 сантиметров, стал одним из самых выдающихся политических деятелей своей страны и всей Латинской Америки. Он прославился тем, что был вынужден противостоять тройственной военной интервенции Англии, Франции и Испании, которые под предлогом принудительного взыскания долгов высадили свои вооруженные силы, оккупировали большую часть страны. А французы даже привезли одного из отпрысков Габсбургов - Максимилиана - и объявили его императором Мексики. Шесть лет упорный Бенито Хуарес вел неравную войну с интервентами, которые не выдержали, наконец, давления и были вынуждены эвакуироваться. Злосчастный «император» был окружен и взят в плен. Суд приговорил его к смерти. Сколько не просили за него европейские монархи и сам папа Римский, Бенито Хуарес был непреклонен: «Мы расстреливаем не личность Максимилиана, а саму идею монархии в Мексике!».

Ныне в Венесуэле пост президента занимает Уго Чавес - тоже индеец по происхождению. Он так же упорен и непреклонен в достижении поставленных задач, как и его далекие предки. Это уже часть национального характера. Секрет его политической живучести заключается в том, что он поднял к общественной жизни подавляющее большинство сограждан, сблизил власть с простыми людьми, положил конец многолетнему разрыву между народом и власть имущими. В ответ на обвинения его в диктаторских замашках Уго Чавес резонно отвечает, что выиграл все выборы - президентские, парламентские, муниципальные, которых на его долю досталось больше, чем любому другому главе какой-либо латиноамериканской страны. Он даже победил на референдуме, который позволяет ему выставлять свою кандидатуру на пост президента страны неограниченное число раз. Такого результата можно добиться, только если политик действительно пользуется поддержкой большинства народа. Он опирается исключительно на демократические процедуры, а вот его многочисленные противники плетут против него заговоры антиконституционного характера.

Под стать ему президент соседней Боливии Эво Моралес - также первый индеец, аймара, который за 400 лет истории страны занял высший государственный пост. Ему выпало решать тяжелейшие застарелые проблемы, унаследованные от предшественников. Тут и иностранное засилье в экономике Боливии, пугающее социальное неравенство, угроза раскола страны, противоречия между коренным индейским населением и влиятельным белым меньшинством. По своей политической нестабильности и числу государственных переворотов Боливия являлась чемпионом среди государств Латинской Америки. Эво Моралес уже шестой год руководит неспокойной страной. Его мандат истекает в 2015-м.

Вместе с Венесуэлой и Кубой Боливия входит в ядро новой политической организации «Боливарианская альтернатива для Латинской Америки» - АЛБА, которая выступает за консолидацию стран континента на основе независимости от США, на базе повышенной социальной ответственности правительств перед своими народами.

Немало героев Латинской Америки вышло из особого этнического слоя, который известен под названием «креолы». Как правило, под ними понимаются испанцы, родившиеся и навсегда оставшиеся жить в странах Латинской Америки.

Среди испанских конкистадоров было немало вульгарных грабителей и жестоких бандитов, которые ставили своей целью только быстрое обогащение. Но, кроме них, в Новый Свет приезжали и те, кто хотел навсегда обосноваться там, подальше от удушающей власти Испании. В течение всего колониального периода, длившегося почти 300 - а для Кубы 400 - лет креолы оставались в Латинской Америке в дискриминируемом положении. На все высшие и наиболее хлебные посты в колониальной администрации приезжали чиновники из метрополии. В то же время вся реальная экономика развивалась усилиями креолов и коренного индейского населения. Креолы были, как правило, образованными людьми, они нередко ездили в Европу, следили за мировой политикой. Для них сильным стимулом для борьбы за свободу стало освобождение Соединенных Штатов от британской колониальной зависимости. Они ждали лишь благоприятного момента, который наступил в 1810-м, когда Испания подверглась наполеоновскому нашествию, и ее власть в колониях пришла в замешательство. Вот тогда креолы подняли знамя национально-освободительной войны. Восстания вспыхивали то там, то здесь. В Мексике их возглавили священники Мигель Идальго и Хосе Морелос, в Аргентине - Сан-Мартин, но все-таки самым знаменитым руководителем борьбы с Испанией стал Симон Боливар, родившийся в зажиточной креольской семье в городе Каракас и в юности поклявшийся посвятить всю свою жизнь делу освобождения Латинской Америки от испанского колониального ига. Проявляя недюжинную энергию и волю, он, начиная с 1810-го, постоянно формировал армии для разгрома испанских сил, терпел поражения и одерживал блистательные победы. Театром его военных и политических операций были территории нынешних Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии - страны, названной в 1825-м его именем.

Ему удалось нанести испанцам решающее поражение и положить конец колониальному периоду в континентальной части Латинской Америки. По ходу борьбы с колонизаторами Боливар стал инициатором отмены рабства на освобожденных территориях, принял закон о наделении землей солдат освободительной армии, стремился создать систему демократического устройства. Во внешней политике его главной целью было создание единой конфедерации всех молодых латиноамериканских государств. Для этого он созвал в Панаме в 1826-м конгресс, к сожалению, окончившийся неудачей. Потому что после освобождения от ига Испании заработали в полную мощь сепаратистские устремления отдельных военачальников и местных вождей, которые обвиняли Боливара в «наполеонстве», «диктаторских замашках». Боливар отказался от всех постов, удалился в провинциальный город Картахена и там умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

Знаменитый колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес посвятил последним годам жизни Боливара роман «Генерал в своем лабиринте», где с глубокой симпатией пишет о трагедии великого Освободителя, непонятого своим поколением.

Имя Симона Боливара окружено героическим ореолом, недаром Уго Чавес назвал нынешнюю Венесуэлу «Боливарианской республикой». Однако с его именем, кстати, связаны и трагикомические казусы, в которые попадала советская дипломатия в странах Латинской Америки. Дело в том, что в свое время «Британская энциклопедия» поручила искавшему заработки Карлу Марксу написать несколько статей на букву «Б». В их числе оказались «Боливар», «Бородино» и другие. Не очень шибко подкованный в истории Карл Маркс лихо настрочил требуемые статьи, где нехватку эрудиции компенсировал эмоциональными оценками. Симона Боливара он разодрал в пух и прах, назвав его в итоге «трусливой сволочью». Поскольку советские дипломаты не смели подвергать сомнению оценки «классика», то неосторожно стали цитировать его. Это вызвало массовые уличные протесты у зданий наших посольств в Колумбии, наших дипломатов забрасывали тухлыми яйцами и гнилыми фруктами.

Если бы наш читатель ознакомился со статьей Карла Маркса «Бородино», то у него от обиды появилось бы такое же желание...

Череда героев из числа креолов продолжилась до Фиделя Кастро, отец которого был солдатом испанской колониальной армии, попавшим на Кубу для подавления национально-освободительной борьбы. Но, в конце концов, полюбившим кубинскую землю и кубинский народ и оставшимся там навсегда, где его дети - Фидель и Рауль - стали руководителями глубокой национально-освободительной и социальной революции под лозунгом «Родина или смерть!».

История Латинской Америки окрашена непримиримостью противостоявших сил, что определяло ожесточенность борьбы между ними и обилие трагических развязок. В борьбе за национальное и социальное освобождение патриотическим силам приходилось вступать в схватку с очень сильными, превосходящими их по своей мощи врагами. Сначала это были испанские завоеватели и колонизаторы, а потом США, заявившие через доктрину Монро в 1823-м свои претензии за господство в Западном полушарии. При явном неравенстве сил победу мог принести только героизм, самоотверженность и жертвенность.

Такая ситуация рождает героев. Помните, Владимир Высоцкий сожалел о том, что у нас «буйных мало», то есть героев?

Блестящим примером таких «буйных» в Латинской Америке был, например, Аугусто Сандино, простой, даже неприметный рабочий золотодобывающей шахты на севере Никарагуа. Вся политическая школа его заключалась в шестилетнем проживании в Мексике, где в 1918-м победила довольно радикальная буржуазно-демократическая революция с сильным антиимпериалистическим уклоном, оказавшая на него большое влияние. Когда в 1920-е годы началось движение за освобождение Никарагуа от многолетней американской оккупации, А. Сандино принял в ней активное участие, сформировав вооруженный отряд из крестьян и рабочих. Вскоре выяснилось, что американцам удалось прикормить и припугнуть «штатных» лидеров патриотов, согласившихся на прекращение борьбы с оккупантами. Вот тогда и настал звездный час Аугусто Сандино. Он со своими товарищами отказался от компромисса с американцами и объявил им войну до победного конца. Семь лет партизаны сражались с оккупантами, оставаясь неуязвимыми благодаря поддержке населения и непроходимым джунглям Центральной Америки. Ни угрозы, ни посулы не действовали на этого выдающегося вождя повстанцев. Пришлось американцам убираться из Никарагуа, чтобы спасти свое лицо. Но они оставили там марионеточное правительство, главную роль в котором играл их ставленник Анастасио Сомоса - будущий кровавый диктатор, тогда рядившийся в патриотические перья. А. Сандино поверил, что с уходом армии оккупантов завершена его историческая миссия. Он распустил в 1934-м свою армию, и доверчиво приехал в столицу страны Манагуа для уточнения деталей установления национального мира. Здесь его предательски схватили подручные А. Сомосы и по его приказу убили.

Аугусто Сандино остался примером «химически чистого» патриота. Прошли годы, и в 1979-м в Никарагуа победили его последователи в лице Сандинистского фронта национального освобождения. Сам диктатор А. Сомоса был убит. Это про него даже либеральный Франклин Рузвельт сказал: «Сомоса - сукин сын, но он наш сукин сын!».

Много фильмов и книг посвящены мексиканскому вожаку крестьянских революционных масс Франсиско Вилье, которого чаще всего зовут по-народному «Панчо Вильей». Малограмотный крестьянин сумел сформировать в годы революции 1910-1918 годов мощную «Северную дивизию», наводившую ужас на помещиков-латифундистов. Он был на редкость харизматической личностью, эдаким Робин Гудом, защитником интересов и прав униженных и оскорбленных. Во всех исторических справочниках непременно указывается, что он вторгся на территорию США и атаковал пограничный город Колумбус, но не расскажут, что его толкнуло на это. В 1916-м в этом городишке местный богатый плантатор нанял мексиканцев-гастарбайтеров чистить бензохранилище. Сам американец стоял рядом и бросил в резервуар непотушенный окурок сигары. Раздался взрыв, вспыхнул пожар, в котором сгорели несколько соотечественников Панчо Вильи.

Тогдашнее правительство Мексики ничего не сделало для защиты интересов своих граждан, и Панчо Вилья решил своими силами отомстить американцам за гибель братьев.

Он атаковал Колумбус, убив несколько представителей власти.

Вашингтон пришел в ярость. Наплевал на все нормы международного права и отправил в Мексику карательную экспедицию во главе с генералом Першингом. Целый год колесила американская армия по пустыням северной Мексики в погоне за Панчо Вильей, но население надежно укрывало своего любимца. Так и вернулись американцы с пустыми руками. Панчо Вилья был предательски убит в 1923-м, когда уже отошел от военных забот и занимался строительством сельскохозяйственного кооператива, объединившего 2 тысячи его бывших боевых соратников.

Невероятное политическое мужество и жертвенность проявил и чилийский президент Сальвадор Альенде. Он стал руководителем страны не в результате народного восстания или верхушечного переворота. Нет!

Его избрали совершенно демократическим путем, в строгом соответствии с законами страны. Но как только он посягнул на интересы американских горнорудных компаний, национализировал добычу и переработку меди, на него обрушился шквал ярости Вашингтона.

Чили стала объектом экономической и финансовой блокады, а ее президент - кандидатом на свержение или убийство. ЦРУ накопило большой опыт по части поиска нужных им палачей. В Чили на эту роль был определен генерал Пиночет, который и совершил предательский переворот против законного президента в сентябре 1973-го. Сальвадор Альенде погиб во время штурма дворца Ла Монеда. Официальная версия гласит, что он покончил жизнь самоубийством, хотя не исключено, что его застрелили путчисты.

И вновь, по прошествии времени, Сальвадор Альенде причислен к сонму мучеников за интересы своей родины и народа, а Пиночет оказался в конце жизни под судом за преступления, совершенные им в период его диктатуры.

Мартиролог латиноамериканских патриотов велик. Все они были порождены необычными историческими условиями, в которых формировались страны этого континента, питались его славными традициями, руководствовались великими целями национального и социального блага. Потому без оглядки и шли до самого смертного вздоха. Все они принадлежат к орлиному племени, к тем, кого в Библии называли «солью земли».

Специально для Столетия

Мир путешествий

1805

19.01.18 10:38

Взбирающиеся по строптивым холмам старинные домики веселых расцветок, мощные католические соборы, приветливые гавани с мерцающими бирюзовыми волнами, узкие улочки, на которые выходят балконы зданий, густо увитые тропическими цветами. Все это – города Латинской Америки, хранящие память о колониальном прошлом и идущие на щедрые уступки настоящему и грядущему (в виде небоскребов, подмигивающих солнцу панорамными окнами). Вы думаете, что этот топ будут возглавлять играющий на контрастах Рио-де-Жанейро или аргентинский щеголь Буэнос-Айрес? А вот и нет. Мы покажем вам другие 10 городов Латинской Америки, которые надо увидеть «вживую».

От долины инков до мавзолея великого мореплавателя: самые колоритные города Латинской Америки

Бразильский Салвадор: вверх и вниз на пассажирском лифте

В третьем по величине городе Бразилии Салвадоре вы сможете насладиться диковинной смесью африканских, европейских и коренных культур Латинской Америки. Тут находятся одни из лучших образцов колониальной архитектуры обеих Америк, а рядом есть прекрасные пляжи. В старых центральных районах Салвадора вы отыщете коллекцию зданий в пастельных тонах, построенных в то время, когда португальцы укрепляли свои рубежи, – сейчас древние кварталы охраняются ЮНЕСКО. Это Верхний город, где кроме памятников зодчества немало важных учреждений (часть из них тоже располагается в исторических строениях), музеев и храмов. В Нижнем городе вы совершите уникальный шопинг, спустившись в средоточие торговых центров на необычном виде транспорта – пассажирском лифте (подъемник Ласерда).

Лима: артефакты доколумбовых цивилизаций и гастрономические чудеса

Лима – столица Перу и очень интересный город – был когда-то самым богатым в Латинской Америке, отражение той эпохи вы найдете на главной площади, Пласа Майор. Сокровища древних доколумбовых цивилизаций, выставленные в Национальном музее и музее Ларко, – одна из главных мотиваций туристов. А вот и еще отличная «приманка»: гастрономические чудеса, которые творят в Лиме знаменитые шеф-повара (например, Педро Мигель Скиаффино и Гастон Акурио). Исторический центр Лимы называется Городом королей, он очаровывает колониальным зодчеством, современный район Мирафлорес манит искателей солнца и завзятых модников, а вот Барранко считается пристанищем богемы.

Куско: ворота к Мачу-Пикчу

Говоря о Перу, нельзя позабыть о главной достопримечательности страны, священной долине Мачу-Пикчу, самых впечатляющих и хорошо сохранившихся руинах инков, свидетельстве потрясающей доколумбовой эпохи. А значит, в нашем списке городов Латинской Америки мы не обойдемся без Куско, недаром его давно прозвали «Воротами в Мачу-Пикчу». Несмотря на то, что Куско часто переполнен туристами, ему удалось сохранить свое лицо. Поэтому, прежде чем отправиться в горный поход «по инковским местам», полюбуйтесь на крепости, храмы, особняки и дворцы в стиле барокко и ренессанса, начиная с Пласа-де-Армас (сердце Куско и его центральная площадь). В последние годы этому городу удалось выйти из тени Лимы и стать жемчужиной страны, ведь все в нем – от бывшего Храма Солнца до вкуснейшей андской кухни – очень нравится путешественникам.

Колумбийская Картахена: очаровательница с особым шармом

Именно сюда направлялась героиня культовой приключенческой комедии «Роман с камнем» Джоан Уайлдер (Кэтлин Тёрнер), однако перепутала автобусы и оказалась в непроходимых джунглях. Картахена – колоритный город Колумбии, привлекающий больше туристов, чем столица страны Богота. И на то есть причины! Это очаровательный город со старинной набережной, защищенной крепостями, фотогеничными мощеными аллеями и красочными площадями. Все это делает Картахену (полное название – Картахена-де-Индиас) одним из наиболее романтичных городов Латинской Америки. Она была названа в честь испанской Картахены, великолепный старый город (церковь Святого Петра, университет, дворец инквизиции, главная площадь, кафедральный собор) наполнен колониальным шармом и охраняется ЮНЕСКО.

Сантьяго: футуристический щеголь на фоне чилийских гор

Чилийская столица Сантьяго кажется куда более современным городом – эдаким футуристическим щеголем – по сравнению с другими участниками нашего топа. Это процветающий мегаполис с красивым фоном (заснеженные горные вершины), модными галереями и выдающимися небоскребами (спасибо экономическому буму последнего десятилетия). Впрочем, есть тут и виноградники, и колониальные особняки, неоклассика, а какая в Сантьяго кухня! В уютных ресторанах готовят блюда мирового уровня и подают превосходное местное вино. Изысканные бутики удовлетворят любого «бывалого» шопоголика. Расположенный в долине Майпо, обрамленный потрясающими Андами на востоке и Тихим океаном на западе, Сантьяго выдержал вторжения, землетрясения, диктатуры, что не мешает ему быть одним из самых популярных городов Латинской Америки.

Вальпараисо: разноцветные домики, разбежавшиеся по склонам

По сравнению с востребованным у туристов Сантьяго другая жемчужина Чили – Вальпараисо – слегка меркнет, а зря. Вальпараисо – очень красивый портовый город, до которого из столицы легко добраться (примерно два часа езды). Яркие разноцветные дома, сюрреалистично разбежавшиеся по склонам холма, – визитная карточка Вальпараисо. Многие из исторических зданий были отремонтированы и стали модными ресторанами и комфортабельными бутик-отелями. В городе есть несколько богемных кварталов, где отлично сохранились особняки XIX века. Из-за того, что улочки Вальпараисо уместились между крутыми утесами, изрезанной береговой линией и холмами, тут полным-полно лестниц, пешеходных узких улочек, если жаль ноги, то можно пользоваться фуникулерами.

Асунсьон: парагвайская драгоценность

Начало следующему городу Латинской Америки положил путешественник, конкистадор из Испании Хуан де Саласар, причаливший сюда в 1537-м году. Сейчас Асунсьон – столица Парагвая, заполненная достопримечательностями, которые лучше осматривать, совершая прогулки по древнему центру. В городе проживает около полумиллиона человек, так что никакой суеты и пробок! Здания XVI-XVIII веков, возведенные иезуитами соборы и церкви и даже православный храм Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенный русскими инженерами в 1920-х годах, ждут вас. Но, конечно, наиболее величественен Национальный собор, который приобретает совсем иной, какой-то потусторонний вид, в сумерках с удачной подсветкой. В город можно добраться машиной, самолетом или на лодке. Каждый июль в парагвайской столице проводится ярмарка, на которой представлены местные продукты питания, овощи, фрукты, звучат национальные мелодии – очень колоритный фестиваль!

Уругвайская столица Монтевидео: ар-деко ар-нуво, барокко

В одном из последних эпизодов сериала «Черный список» (сейчас идет 5-й сезон) самый разыскиваемый ФБР преступник Рэймонд Реддингтон (Джеймс Спэйдер) рекомендовал собеседнице (попавшей в беду) сбежать в Монтевидео. А что, консьерж преступного мира, ворочающий миллиардами долларов, плохого не посоветует! Столица Уругвая остается недооцененной: желая посетить города Латинской Америки, люди выбирают более «раскрученные» Рио или Буэнос-Айрес. Однако Монтевидео – это выдающийся мегаполис, крупный промышленный порт (что не мешает городу иметь более 14-ти миль роскошных пляжей), исторический тщательно отреставрированный центр с домами в стиле ар-деко или ар-нуво и барочным кафедральным собором 1726-го года. В городе есть даже бронзовая копия «Давида» Микеланджело. Монтевидео (перевод названия – «вид с холма») возник как крепость у входа в залив Ла-Плата: испанцы защищались от контрабандистов. В современном Монтевидеоо есть памятники и театры, музеи и небоскребы, а также стадион «Сентенарио», принимавший Чемпионат мира по футболу (раньше в нем помещалось 120 тысяч человек, после реконструкции осталось 80 тысяч посадочных мест).

Санто-Доминго: резиденция вице-королей и Маяк Колумба

Наверное, нет в Латинской Америке другого такого города (да, возможно, и на Земле тоже нет), в котором было бы столько связано с именем Христофора Колумба, как Санто-Доминго (столица Доминиканской Республики). Эта драгоценность страны, примостившаяся на юге Гаити, была открыта в 1496-м году братом Христофора Колумба Бартоломео и названа (им же) Новой Изабеллой. Правда, в 1502-м году город получил имя в честь святого Доминика. Санто-Доминго – старейший из ныне существующих населенных пунктов, основанных европейцами в обеих Америках. Его здания – настоящий экскурс в историю градостроения: арабский стиль, готика, романский стиль, ренессанс. Часовня Росарио относится к концу XV века, замок Алькасар (резиденция вице-королей) был выстроен по заказу сына Христофора Колумба Диего в 1514-м. До 1922-го года прах самого Колумба размещался в старинном соборе Санта-Мария-ла-Менор. В наши дни для великого мореплавателя возвели (по образу и подобию индейских пирамид) грандиозное сооружение – Маяк Колумба. Он был открыт в 1992-м году, его строительство потребовало более 70 млн. долларов. В мавзолее Маяка и помещены останки первооткрывателя (по крайней мере, то, что считается его прахом), которые стережет постоянный почетный караул гвардейцев. Исторический центр (так называемый Колониальный город) Санта-Доминго входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эквадорская Лоха и национальный парк Подокарпус

Закончить список городов Латинской Америки, которые нужно посетить, мы хотим своего рода «темной лошадкой». Об этом небольшом городке со 130-тысячным населением, вы, возможно, и не слышали. Это Лоха (Эквадор), занимающая южную часть горного массива Кордильера Реаль, расположенная недалеко от Перу (до границы – 180 км). Старинный город отличается интересной архитектурой и оформлением, тут есть потрясающие церкви и площади, музеи и ботанические сады с 800 видами растений.

Но главное преимущество Лохи в другом: рядом с городом находится удивительный национальный парк Подокарпус. Биологическое разнообразие парка поразительно, ведь это место пересечения четырех экологических зон: Тихоокеанской, Амазонии, Южных Анд и Северных Анд.

В парке есть много пешеходных троп, фантастический ландшафт с возвышенностями и водопадами, тут обитает 560 видов птиц и 68 видов млекопитающих, в их числе немало эндемиков.

§ 34. Современная цивилизация Латинской Америки

Расовый состав Латинской Америки

Население Латинской Америки сформировалось из трех основных расово-культурных компонентов. Во-первых, это коренные жители региона – индейцы, относящиеся к американской ветви монголоидной расы. Во-вторых, европейские переселенцы, в большинстве своем уроженцы Испании и Португалии, но много было и итальянцев, арабов, немцев, русских, евреев, поляков и др. В-третьих, это негроиды – потомки рабов, завезенных из Африки для работы на плантациях. Все крупные страны Латинской Америки имеют смешанный расовый состав. Помимо представителей больших рас, здесь много людей, относящихся к переходным расам. Напомним, что переходные расы – это метисы, мулаты и самбо.

Население любой латиноамериканской страны представляет собой мозаику различных расовых типов. Белое население, называемое в Латинской Америке креолами , количественно преобладает в странах равнинных, островных и самых южных – в Уругвае, Аргентине, Бразилии, Коста-Рике, на Кубе.

Индейская культура смогла сохраниться лишь в труднодоступных частях континента – в горных странах и бескрайних джунглях Амазонии и Ориноко. Именно сюда были оттеснены европейцами из более комфортных районов проживания индейские этносы. Поэтому сейчас метисы и индейцы преобладают в населении горных и внутриконтинентальных стран Центральной и Южной Америки – это Мексика и Гондурас, Панама и Венесуэла, Колумбия и Чили, Парагвай и Сальвадор. Самые индейские страны – Перу и Боливия. Здесь доля индейцев превышает 40 %, а индейские языки кечуа и аймара, наряду с испанским, имеют официальный статус.

Негроиды и мулаты наиболее распространены в странах, расположенных на Атлантическом побережье в тропическом и экваториальном поясе – в Бразилии, Венесуэле, Колумбии (везде более 15 % населения). Абсолютное большинство они составляют на островах Вест-Индии (кроме Кубы). Всю эту территорию занимает ареал тропического плантационного сельского хозяйства, требующего тяжелого физического труда. Индейцы мало годились на место таких работников, они были маловыносливыми и часто гибли от болезней или физического истощения. Поэтому в бассейне Атлантического океана стала процветать работорговля. Африканцев либо захватывали силой, либо приобретали у местных правителей за ценные дары и везли в Новый Свет. Так как живой товар был скоропортящимся и не все рабы переносили плавание, корабли с невольниками почти никогда не огибали Южную Америку и не появлялись в Тихом океане. Самые крупные и известные рынки рабов действовали на островах ВестИндии, например на Ямайке или Гаити. Уже в XIX в. бывшие рабы стали свободными, но основная их часть продолжает относиться к беднейшим сословиям. Чернокожее население придает Латинской Америке ее неповторимый колорит. Ни красочный карнавал в Риоде-Жанейро, ни сборную Бразилии по футболу нельзя себе представить без негров и мулатов.

Этнический состав Латинской Америки

Большинство стран Латинской Америки имеют разнородный расовый состав, но однородны в этническом и религиозном отношениях. Причиной тому переселенческий характер формирования населения региона. В каждой из стран переселенческая культура (испанская, португальская, французская, британская и др.) почти полностью подавила местную индейскую. Но новые условия проживания, удаленность метрополий и пусть не такое заметное, но зато постоянное влияние культуры коренного населения привели к заметным отличиям в этническом самосознании и культурном багаже сформировавшихся в Латинской Америке народов.

Основу населения каждой страны региона составляет титульный этнос. В Бразилии это бразильцы, в Чили – чилийцы, в Боливии – боливийцы, на Кубе – кубинцы и т. д. Каждый из этих этносов имеет сложный расовый состав. Например, 54 % бразильцев – европеоиды, 20 % – мулаты, 19 % – метисы, и около 6 % – негроиды. Все самые большие этносы Латинской Америки, кроме бразильцев, родственны друг другу. Ведь они сформировались на основе традиций иберийской культуры, испанского языка, католической религии. Аргентинец может легко понять кубинца, а перуанец мексиканца, поэтому так легко проходит культурная интеграция народов региона. Артисты и музыканты, художники и писатели из одной латиноамериканской страны чувствуют себя желанными гостями в другой.

Большую долю в этническом составе населения Гайаны образуют выходцы из Индии и Пакистана, а в Суринаме – яванцы и другие народы Индонезии, попавшие на территорию континента в колониальный период как законтрактованные рабочие.

Испанский язык в Латинской Америке

Ареал распространения испанского языка охватывает не только территорию Испании, но и большинство государств Латинской Америки, кроме Бразилии и группы мелких островных государств. В качестве официального испанский признан в 21 стране, в том числе в Испании, Мексике (только здесь на испанском говорит больше 100 млн), Аргентине, Колумбии, Венесуэле, Перу, Боливии, Эквадоре, Чили, Уругвае, Парагвае, Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Никарагуа, Коста-Рике, Панаме, Доминиканской Республике, на Кубе. Около 40 млн испаноязычных проживает в США, главным образом в юго-западных и южных штатах. Испанский язык – один из рабочих языков интеграционных объединений Латинской Америки: Организации Американских государств, МЕРКОСУР, Центральноамериканского общего рынка и др.

Роль католицизма в Латинской Америке

Ведущее вероисповедание в Латинской Америке – католицизм, этого направления христианства придерживается 86 % населения региона.

Римско-католическая церковь поощряет рождаемость. Это проявляется как в запрете на аборты, признании недопустимости однополых браков, негативном отношении к разводам, так и в стимулировании многодетности. Возрастно-половые пирамиды католических стран часто легко узнать по остроконечным очертаниям и широким основаниям. Страны Латинской Америки, относительно недавно вступившие в стадию демографического перехода, во второй половине ХХ в. резко увеличили свое население. Теперь почти 250 млн католиков проживает всего лишь в двух странах Нового Света – Бразилии и Мексике (табл. 6). Это лишь немногим меньше численности европейских католиков. Демографический центр тяжести Римско-католического мира стремительно смещается через океан, в Латинскую Америку. Не случайно в марте 2013 г. архиепископ Буэнос-Айреса, аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо был избран 266-м Папой Римским. Впервые в истории Римскокатолической церкви понтификом стал неевропеец и иезуит, который также впервые принял папское имя Франциск.

Таблица 6

Распределение католиков по регионам мира, 2005 г.

Таблица 7

Самые крупные католические общины мира

Примечание. Курсивом выделены страны Латинской Америки.

Южная природа – горячее солнце, теплое море, яркая растительность сформировали личные качества представителей католических народов – экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко. Католицизм поддерживает семейные ценности и патриархальные устои, подозрительно относится к новациям в общественной жизни. Именно такой мы и представляем жизнь латиноамериканцев. Жизнь, в центре которой, причем в буквальном смысле – на центральных площадях городов и поселений, находится католический храм. Латинская Америка удивляет в современном, во многом уже атеистическом, мире высоким процентом верующих и массовостью посещения богослужений.

Католицизм в Латинской Америке порой тесно сращен с дожившими до наших дней индейскими и африканскими культами, верой в духов, магическими ритуалами. Например, в Бразилии в ходу афро-христианский культ макумба . Но гораздо более известен в мире мистический афро-христианский культ вуду , распространенный в Гаити и на Кубе. Еще одна афро-христианская система верований – растафарианство – зародилась на Ямайке в среде бывших невольников-африканцев. Приверженцы этого культа – растафари, или растаманы, считают, что представители белой расы неверно восприняли христианское Священное Писание и узурпировали его толкование. Выход им видится в возвращении к «золотому веку» черной расы. Растаманы воспринимают как землю обетованную Эфиопию – древнейшую христианскую страну Тропической Африки, обожествляют эфиопскую императорскую фамилию (династия Соломонидов, считавшая своим родоначальником царя Соломона), широко используют цвета эфиопского флага – красный, желтый и зеленый. Благодаря музыкальному стилю регги движение растафари распространилось по всему миру, во многом утеряв свою религиозную и расистскую основу.

Индейское влияние в культуре Латинской Америки

В последние десятилетия в Латинской Америке стали входить в моду индейские традиции в культуре. Все настойчивее они стали проникать в архитектуру, музыку, живопись. Индейские элементы в живописи впервые закрепились в начале ХХ в. в Мексике. Наиболее ярко они проявились в росписях-муралях. Мураль (от исп. muro – стена) – изображенная на всей плоскости стены картина, выполненная в виде фрески, граффити или другой разновидности монументальной живописи. Непревзойденным мастером настенной живописи признан мексиканский художник Давид Сикейрос (1896–1974). Его гигантские мурали – быть может, самое яркое и самобытное, что отличает Мехико от других городов мира. Всемирную известность получили его соотечественники – живописцы Диего Ривера и Фрида Кало.

Приоритет в изобретении танго оспаривают аргентинцы и уругвайцы, равно как и национальную принадлежность «отца танго», прославленного гитариста и певца Карлоса Гарделя. Его тонкий профиль смотрит со стен ресторанов и баров Буэнос-Айреса и Монтевидео. Танго родилось как мятежный вызов обездоленных, смелых и мужественных людей, которых не сломила жизнь. Ханжеская мораль объявила непристойным танец, исполнявшийся партнерами на дистанции метра друг от друга. Запрещенный властями танец ушел в подполье, вернулся в городские предместья, откуда он начал свое победное шествие. Но в это время танго уже танцевала вся Европа. Высший свет Монтевидео познакомился с танго лишь после гастролей одной парижской труппы.

Источники информации

1. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

2. Аргентинское танго в России и странах СНГ: www.nuevo.ru

3. Бразилия и бразильцы глазами русских: www.brasileiro.ru

Вопросы и задания

1. Чем объясняется размещение негроидного населения и мулатов преимущественно вдоль побережья Атлантического океана?

2. Почему негроидов и мулатов так мало в странах Южного Конуса Латинской Америки: Аргентине, Уругвае, Чили?

3. Какие страны Латинской Америки можно отнести к самым индейским? Почему именно там сложился такой состав населения?

4. Сделайте сообщение о каком-нибудь произведении культуры Латинской Америки (литература, музыка, живопись, скульптура, архитектура). Укажите в нем характерные черты культуры региона.

Адамс Джон

Адамс, Джон (John Adams) (30.11. 1735-04.07.1826 гг.) - 2-й президент США, преемник Дж. Вашингтона, в отличие от которого может быть отнесен не столько к политическим практикам, сколько к теоретикам политики. Родился в Массачусетсе в семье фермера, окончил Гарвардский университет, занимался юридической практикой, стал одним из наиболее популярных адвокатов Бостона.

Адамс Джон Куинси

Адамс, Джон Куинси (John Quincy Adams) (11.07.1767-23.02.1848 гг.) - 6-й президент США. Обучался в Голландии, Франции, США (Гарвард). В кон. 18 - начале 19 веков примыкал к федералистам (как федералист подверг критике памфлет Т. Пейна «Права человека»), но в 1807 г. порвал с ними. Посланник США в Голландии и Пруссии (1794-1801 гг.); конгрессмен (1802 г.); сенатор от Массачусетса (1803-1808 гг.); первый посланник США в России (1809-1814 гг.). Через Адамса Александр I в 1813 г. предложил российское посредничество в урегулировании англо-американского конфликта.

Адмирал Нельсон Горацио

Нельсон, Горацио (Horatio Nelson) 129.09.1758-21.10.1805 гг.) - английский флотоводец.

Горацио Нельсон родился в семье священника на севере Норфолка. В 12 лет он отправился на флот. В 1773 г. в составе экспедиции Горацио плавал по северным морям. Его военная морская служба началась в период войны с Францией. В 1793 г.

Нельсон был назначен капитаном 64-пушечного корабля «Агамемнон». В составе английской эскадры «Агамемнон» охранял Средиземное море от французских кораблей. Уже в первые месяцы войны проявились лучшие черты характера Нельсона - смелость и стратегический талант. 14 февраля 1797 г. он участвовал в битве при Сент-Винсенте, сделав немало для победы английского флота, и стал контр-адмиралом. В одном из сражений Горацио был ранен и потерял правую руку.

Андраши Дьюла

Андраши, Дьюла, граф (Gyula Andrassy) (03.03.1823-18.02.1890 гг.) - венгерский политик и дипломат. После поражения венгерской революции 1848-1849 гг., в которой он принимал активное участие, Андраши эмигрировал во Францию. Дьюла заочно был приговорен к смертной казни, но впоследствии амнистирован и в 1858 г. вернулся в Венгрию.

Бенджамин Дизраэли

Дизраэли, Бенджамин (Benjamin Disraeli) (21.12.1804-19.04.1881 гг.) - известный британский государственный и политический деятель, писатель. Сын литератора И. Дизраэли, еврейского эмигранта, принявшего христианство. В произведениях «Вивиан Грей», «Молодой Герцог» и др. Дизраэли мастерски подметил особенности политической жизни страны и выступил с пропагандой консервативных принципов (защита короны, церкви, аристократии).

Бланки Луи Огюст

Бланки, Луи Огюст (Louis Auguste Blanqui) (08.02.1805-01.01.1881 гг.) - французский революционер, утопист-коммунист. Луи получил образование в Лицее Карла Великого в Париже. Увлечение республиканско-демократическими идеями привело его в ряды противников режима Реставрации (1814-1830 гг.). Активный участник Июльской революции 1830 , республиканец Бланки стал непримиримым противником монархии Луи-Филиппа. В 1930-е гг. был организатором и руководителем тайных республиканских обществ, выступавших за создание демократической республики и уничтожение эксплуатации.

Диктатуры, перевороты, революции, жуткая бедность одних и фантастическое богатство других, а вместе с тем - буйное веселье и оптимизм простых людей. Именно так вкратце можно описать большинство стран Латинской Америки в XX веке. Да и не стоит забывать про удивительный синтез различных культур, народов и верований.

Парадоксы истории и буйный колорит вдохновили многих писателей этого региона на создание подлинных литературных шедевров, обогативших мировую культуру. О наиболее ярких произведениях мы и поговорим в нашем материале.

Капитаны песка. Жоржи Амаду (Бразилия)

Один из главных романов Жоржи Амаду , самого известного бразильского писателя XX века. «Капитаны песка» - это история банды детей-беспризорников, промышлявших воровством и разбоем на территории штата Баия в 1930-х годах. Именно эта книга легла в основу фильма «Генералы песчаных карьеров», пользовавшегося огромной популярностью в СССР.

Адольфо Бьой Касарес (Аргентина)

Самая известная книга аргентинского писателя Адольфо Бьой Касареса . Роман, ловко балансирующий на грани мистики и научной фантастики. Главный герой, спасаясь от преследования, попадает на далекий остров. Там он встречается со странными людьми, не обращающими на него ровным счетом никакого внимания. День за днем наблюдая за ними, он узнает, что все происходящее на этом клочке земли - давным-давно записанное голографическое кино, виртуальная реальность. И покинуть это место невозможно... пока работает изобретение некоего Мореля.

Сеньор Президент. Мигель Анхель Астуриас (Гватемала)

Мигель Анхель Астуриас - лауреат Нобелевской премии по литературе за 1967 год. В своем романе автор изображает типичного латиноамериканского диктатора - Сеньора Президента, в котором отражает всю суть жестокого и бессмысленного авторитарного правления, направленного на собственное обогащение за счет притеснения и запугивания простых людей. Эта книга о человеке, для которого править страной - значит грабить и убивать ее жителей. Вспоминая диктатуру того же Пиночета (и других не менее кровавых диктаторов), мы понимаем, насколько точным оказалось это художественное пророчество Астуриаса.

Царство Земное. Алехо Карпентьер (Куба)

В своем историческом романе «Царство Земное» кубинский писатель Алехо Карпентьер рассказывает о таинственном мире жителей Гаити, жизнь которых неразрывно связана с мифологией и магией Вуду. По сути, автор нанес на литературную карту мира этот бедный и загадочный остров, в котором магия и смерть переплетаются с весельем и танцами.

Зеркала. Хорхе Луис Борхес (Аргентина)

Сборник избранных рассказов выдающегося аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса . В своих новеллах он обращается к мотивам поиска смысла жизни, истины, любви, бессмертия и творческого вдохновения. Мастерски пользуясь символами бесконечности (зеркалами, библиотеками и лабиринтами), автор не столько дает ответы на вопросы, сколько заставляет читателя задуматься над окружающей его действительностью. Ведь смысл не столько в результатах поиска, сколько в самом процессе.

Смерть Артемио Круса. Карлос Фуэнтес (Мексика)

В своем романе Карлос Фуэнтес рассказывает историю жизни Артемио Круса - бывшего революционера и соратника Панчо Вильи, а ныне одного из богатейших магнатов Мексики. Придя к власти в результате вооруженного восстания, Крус начинает неистово обогащаться. Чтобы утолить свою алчность, он не брезгует прибегать к шантажу, насилию и террору в отношении всех, кто встает у него на пути. Эта книга о том, как под влиянием власти отмирают даже самые высокие и благие идеи, а люди меняются до неузнаваемости. По сути, это своеобразный ответ «Сеньору Президенту» Астуриаса.

Хулио Кортасар (Аргентина)

Одно из самых известных произведений постмодернистской литературы. В этом романе знаменитый аргентинский писатель Хулио Кортасар рассказывает историю Орасио Оливейры - человека, находящегося в сложных отношениях с окружающим миром и размышляющего о смысле собственного существования. В «Игре в классики» читатель сам выбирает сюжет романа (в предисловии автор предлагает два варианта прочтения - по специально разработанному им плану или по порядку глав), и непосредственно от его выбора и будет зависеть содержание книги.

Город и псы. Марио Варгас Льоса (Перу)

«Город и псы» - автобиографический роман известного перуанского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 2010 года Марио Варгаса Льосы . Действие книги разворачивается в стенах военного училища, где из детей-подростков пытаются сделать «настоящих мужчин». Методы воспитания просты - сперва сломать и унизить человека, а затем превратить его в бездумного солдата, живущего по уставу.

После публикации этого антивоенного романа Варгаса Льосу обвинили в предательстве и пособничестве эквадорским эмигрантам. А несколько экземпляров его книги торжественно сожгли на плацу кадетского училища Леонсио Прадо. Впрочем, этот скандал лишь добавил популярности роману, который стал одним из лучших литературных произведений Латинской Америки XX века. Также он был многократно экранизирован.

Габриэль Гарсиа Маркес (Колумбия)

Легендарный роман Габриэля Гарсиа Маркеса - колумбийского мастера магического реализма, лауреата Нобелевской премии по литературе 1982 года. В нем автор рассказывает 100-летнюю историю захолустного городка Макондо, стоящего посреди джунглей Южной Америки. Эта книга признана шедевром латиноамериканской прозы XX века. По сути, в одном произведении Маркесу удалось описать целый континент со всеми его противоречиями и крайностями.

Когда хочется плакать, не плачу. Мигель Отеро Сильва (Венесуэла)

Мигель Отеро Сильва - один из крупнейших писателей Венесуэлы. Его роман «Когда хочется плакать, не плачу» посвящен жизни троих молодых людей - аристократа, террориста и бандита. Несмотря на то, что у них разное социальное происхождение, всех их объединяет одна судьба. Каждый находится в поиске своего места в жизни, и каждому суждена смерть за свои убеждения. В этой книге автор мастерски рисует картину Венесуэлы времен военной диктатуры, а также показывает нищету и неравенство той эпохи.