Конспект состав числа 8 из двух меньших. I. Организационно-побудительный этап

Цель: Познакомить с составом числа 8 из двух меньших чисел.

Задачи:

  • Дать представление о числе и цифре 8, закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом.
  • Развивать пространственную ориентировку и глазомер.
  • Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
  • Продолжать учить определять место числа в натуральном ряду.
  • Развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение.
  • Развивать внимание, мышление, речь.
  • Воспитывать умение слушать товарищей и воспитателя.

Материалы:

Демонстрационный : круги для иллюстрации решения задач, домик для закрепления состава числа 8, цифры и знаки, карточка с цифрой 8 для демонстрации написания.

Раздаточный: карточки для игры «Кто в домике живет» на каждую пару детей, карандаши.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Сегодня утром я пришла на работу и увидела письмо. Его нам прислала фея математики (показ письма). Она просит нас решить интересные задачи. Чтобы их решить давайте сделаем разминку.

Послушайте внимательно и ответьте:

Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул? Ниже стола.

— Если дорога шире тропинки, то тропинка?

(Уже дороги.)

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

(Короче линейки.)

Если верёвка толще нитки, то нитка?

(Тоньше верёвки.)

Если сестра старше брата, то брат?

(Младше сестры)

1. Взял иголку ёжик в лапки,

Стал он шить зверятам шапки.

Пять для маленьких зайчат,

Три для сереньких волчат.

Ёжик шапки шьёт толково.

Сколько шапок у портного? (5+3=8)

2. Потеряла ежиха ежат,

А ежата лежат и молчат.

За кадушкой один, за кормушкой один,

Под листочком один, под кусточком один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти. (4 5)

3. Подарил ежатам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят:

Сколько было всех ежат? (4+4=8)

4. Ёж спросил ежа соседа:

Ты откуда непоседа?

Запасаюсь я к зиме. Видишь, яблоки на мне.

Собираю их в лесу. Шесть принес и два несу.

Призадумался сосед это много или нет (6+2=8)

Молодцы! (слайд с Винни-Пухом)

Игра с мячом «Назови соседей»

Ребята, а у феи математики еще есть для нас задания (воспитатель читает задание, находим письмо).

Решение задач от феи.

Состав числа 8

Решите задачи

Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Семь по саночкам сидят,
Один дожидается.

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо детей положим кружочки. Сколько детей сидят по саночкам? Положим столько же красных кружков. Сколько детей дожидается? Положим столько синих кружков. Сколько всего ребят катается на горке? Как получилось 8?

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё два орешка дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо орешков положим кружочки. Сколько орешков несла Свинка? Положим столько же красных кружков. Сколько орешков дал Свинке Ежик? Положим столько синих кружков. Сколько всего орешков принесла детям Свинка? Как получилось 8?

У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки — три!
Такие милые, смотри!
Сосчитать их помоги,
Сколько будет пять да три?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо котят положим кружочки. Сколько котят у нашей кошки? Положим столько же красных кружков. Сколько котят у соседской кошки? Положим столько синих кружков. Сколько всего котят? Как получилось 8?

Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Четыре Сережке, четыре Антошке,
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо яблок положим кружочки. Сколько яблок Таня принесла Сережке? Положим столько же красных кружков. Сколько яблок Таня принесла Антошке? Положим столько синих кружков. Сколько всего яблок Таня принесла? Как получилось 8?

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо зайчат положим красные кружочки. Сколько зайчат ходят в детский сад? Положим столько же красных кружков. Сколько ежат ходят в детский сад? Положим столько синих кружков. Сколько всего малышей? Как получилось 8?

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Два румяных, наливных,
Шесть с кислинкой.
Сколько их?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо яблок положим кружочки. Сколько яблок румяных, наливных? Положим столько же красных кружков. Сколько яблок с кислинкой? Положим столько синих кружков. Сколько всего яблок? Как получилось 8?

Подогрела чайка чайник,
В гости позвала семь чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо чаек положим кружки разного цвета. Сколько чаек грело чайник? Положим кружок красного цвета. Сколько чаек звала в гости? Положим кружки синего цвета. Сколько всего кружков? Как получилось 8?

Фея математики прислала нам видео-письмо с задачами.

Слайды: «Осьминожки». «Из каких двух чисел состоит число 8». «Какое число получится».

Задание для каждой пары детей, игра «Кто в домике живет».

Рассматривание домиков, составленных детьми.

Слайд готового домика

— Ребята, а попробуйте придумать сами задачи, в которых будет самое большое число 8.

Задание феи математики «Расписать матрешек» (слайд).

1. Крутецкая

2. Вятская

3. Вятская

4. Семеновская

5. Сергиево-посадская

6. Сергиево-посадская

7. Тверская

8. Тверская

Итог занятия.

В какие игры играли? Что нового узнали? Что больше всего понравилось?

Задачи:

  1. Отрабатывать навык сложения и вычитания в пределах 8.
  2. Закрепление умения устанавливать взаимосвязи между частью и целым.
  3. Отрабатывание счёта до 40 через 4 в процессе ритмического счёта.
  4. Развитие конструкторских способностей и пространственного мышления детей.
  5. Развитие математической речи с использованием соответствующей терминологии.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо… оно ледяное, но оно разбилось и его кусочки разлетелись в разные стороны. Так вот, чтобы прочитать его мы должны собрать все кусочки вместе. Ну что справимся с этим заданием? Только надо быть внимательными и дружными.

II. Актуализация знаний.

* Прочитай по разному: 3 + 4 и 7 – 2

  • три плюс четыре – равно семи;
  • к трём прибавить четыре – получится семь;
  • первое слагаемое три, второе слагаемое четыре – сумма равна семи;
  • сумма чисел три и четыре – равна семи;
  • три да четыре – будет семь;
  • три сложить с четырьмя – получится семь.

____ ____ _____ ____ _____ _____ ______ _____ _____ _____ ____

  • семь без двух – будет пять;
  • из семи вычесть два – получится пять;
  • семь минус два – равно пяти;
  • от семи отнять два – получится пять;
  • уменьшаемое семь, вычитаемое два – разность равна пяти;
  • разность чисел семь и два – равна пяти.

* Математический диктант.

  • Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 8. Какое число я задумала? (4)
  • Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найдите разность. (5)
  • Найдите сумму чисел 2 и 5. (7)
  • Уменьшите 7 на 1. (6)
  • Увеличьте 2 на 1. (3)
  • Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2 Чему равна сумма? (8)

* Расположите ответы в порядке убывания:

* Найдите пары чисел, разность которых равна 2.

8 – 6
5 – 3
7 – 5
6 – 4

III. Постановка учебной проблемы.

* Игра “ Цепочка”.

Посмотрите вокруг. Что вы увидели? Да снежинки, но не обыкновенные, а математические, на них вы видите числа, я буду называть цвет снежинки, а вы будете выполнять действия с числами расположенными на них.

Голуб. + жёлт. – син. + зелён. + оранж. – красн. + голб.

5 + 2 - 6 + 4 + 1 - 3 + 5 = 8

* Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

* Расскажите всё о числе 8.

IV. Закрепление изученного.

* Работа в группах. Состав числа 8.

* Фронтальная проверка.

* Как найти целое? Как найти часть?

V. Включение в систему знаний.

Восемь храбрых малышей
Переходят в брод ручей.
Один отстал: “Домой хочу!”
Сколько их пришло к ручью?

  • Составьте решение на наборном полотне: 8 – 1 = 7
  • Почему выбрали знак минус?
  • Составьте задачу по выражению: 5 + 3.

Физкультминутка.

Счёт до 40…(через 4).

VI. Самостоятельная работа.

* Работа по учебнику с самопроверкой. С 16 № 2.

7 7 5
2 6 4

VII. “ Сложи письмо”.

* Работа в группах.

VII. Рефлексия.

  • Чему учились на уроке?
  • Что вызвало трудности?
  • Встаньте те кто сегодня на уроке очень хорошо работал.

* Дома можете выполнить по желанию любое задание на с. 17.

Старшая группа.

ОО «Познавательное развитие»: ФЭМП.

Тема: Количественный состав числа 3 из единиц. Цифра 8.

Программное содержание

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Познакомить с цифрой 8.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок; предметы разной формы (по количеству детей).

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы бумаги квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка).

Ход НОД.

I. Организационно-побудительный этап.

Игровое упражнение «Составим число».

На счетной лесенке выставлены 3 игрушки: лисенок, медвежонок, зайчонок.

Какие игрушки вы видите?

Сколько всего игрушек?

Сколько и каких игрушек вы видите? (Один лисенок, один медвежонок, один зайчонок.)

- Как вы составили число три? (Из единиц: один, ещё один и ещё один – будет число три.)

II. Основная часть.

Работа с раздаточным материалом.

Составьте число три с помощью разных геометрических фигур. При этом ни одна геометрическая фигура не должна повторяться дважды.

Сколько всего геометрических фигур?

Сколько и каких геометрических фигур вы взяли? Как вы составили число три?

Один, один и ещё один, будет три.

Динамическая пауза . Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Назовите сначала только плоские геометрические фигуры.

Назовите только объемные фигуры.

Возьмите по одной фигуре. Найдите в группе предметы, форма которых похожа на вашу геометрическую фигуру.

Расскажите о форме своего предмета, сравнивая его с фигурой. (Я нашел салфетку квадратной формы. У нее тоже четыре угла и четыре стороны, как у квадрата. Я нашёл тарелку, она такой же круглой формы, у неё нет углов.)

Игровое упражнение «Приготовим снежинки для салфеточки».

Ребята, отсчитайте на доске 7 снежинок.

Какой цифрой можно обозначить число 7. Вызванный ребенок находит и выкладывает карточку с цифрой 7. Дети находят ее у себя.

К семи снежинкам добавьте еще одну и сосчитайте, сколько стало снежинок.

Какой цифрой можно обозначить число 8.

Показываю карточку с цифрой 8. Дети находят ее у себя и обводят по контуру.

Какое число обозначает цифра восемь? На что она похожа?

«У восьмёрки два кружка.

Нарисуй снеговика:

На одном кружке - другой.

Цифра восемь пред тобой!»

(Гольцевой А.)

Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки -

Получаются ….(очки).

Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно».

У детей квадратные листы бумаги разного цвета.

Украсьте салфетки снежинками:

«Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку - в нижний левый угол», и так далее. После выполнения каждого задания уточняю: «Где положили снежинку?»

III. Заключительная часть.

Что мы с вами сегодня делали?
- Во что играли?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какой цифрой обозначают число 8?
- Какое число стоит перед числом 8?

Молодцы, ребята!

Конспект занятия по математике «Состав числа 8. Логические задачи на совмещение» в подготовительной группе

Програмное содержание

1. Продолжать учить сравнивать смежные числа, устанавливать их последовательность, устный счет от 1 до 8 в прямом и обратном порядке.

2. Развивать пространственную ориентировку и глазомер.

3. Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

4. Продолжать учить определять место числа в натуральном ряду.

5. Развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике «Состав числа 8. Логические задачи на совмещение» в подготовительной группе

Тема «Состав числа 8. Логические задачи на совмещение»

Програмное содержание

1. Продолжать учить сравнивать смежные числа, устанавливать их последовательность, устный счет от 1 до 8 в прямом и обратном порядке.

2. Развивать пространственную ориентировку и глазомер.

3. Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

4. Продолжать учить определять место числа в натуральном ряду.

5. Развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение.

Индивидуальная работа С Катей закрепить отсчет до 8, с Булатом развивать зрительную память, у Владика воспитывать самостоятельность.

Предшествующая работа Отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия.

Подготовка воспитателя Подготовить демонстрационный и раздаточный материал, приготовить карточки, цифры.

Оборудование Демонстрационный: Рисунок с корабликом, рис. с ёжиками.

Раздаточный: Рисунок с изображением лисы с примерами.

Словарная работа Треугольная, поровну.

Методические приемы Игровой, наглядный, словесный, поощрение.

Анализ занятия.

Организация Проверить перед началом занятия групповую комнату.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Сели красиво, спинки прямые.

Сегодня мы с вами отправимся в гости феи математики и поможем решить задачи. Она приготовила для нас интересные задачи. Чтобы их решить давайте сделаем разминку.

Послушайте внимательно и ответьте:

Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул? Ниже стола.

Если дорога шире тропинки, то тропинка?

(Уже дороги.)

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

(Короче линейки.)

Если верёвка толще нитки, то нитка?

(Тоньше верёвки.)

Если сестра старше брата, то брат?

(Младше сестры)

Молодцы!

Ребята посмотрите какие геометрические фигуры на доске (Треугольник, квадрат, ромб)

Что нарисовано на картинке? (Кораблик) Давайте попробуем собрать такой же кораблик из этих фигур.

Первый ряд походит к первому столу первого ряда, второй ряд к первому столу второго ряда. Сколько фигур у вас на столах? Сколько треугольников? Сколько квадратов? Сколько ромбов?

Молодцы, у всех получился кораблик. Садимся на свои места.

А сейчас ребята давайте решим задачи. Слушайте внимательно.

Взял иголку ёжик в лапки,

Стал он шить зверятам шапки.

Пять для маленьких зайчат,

Три для сереньких волчат.

Ёжик шапки шьёт толково.

Сколько шапок у портного? (5+3=8)

Потеряла ежиха ежат,

А ежата лежат и молчат.

За кадушкой один, за кормушкой один,

Под листочком один, под кусточком один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти. (4 5)

У ежихи детский сад: восемь маленьких ежат.

Трем на месте не седится.

Их в ежовых рукавицах ей приходится держать,

Чтоб хоть как-то воспитать.

Нужен строгий к ним подход.

С остальными - нет хлопот.

Ну а сколько же ежат у ежихи не шалят? (8-3=5)

Подарил ежатам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят:

Сколько было всех ежат? (4+4=8)

-Ёж спросил ежа соседа:

Ты откуда непоседа?

Запасаюсь я к зиме. Видишь, яблоки на мне.

Собираю их в лесу. Шесть принес и два несу.

Призадумался сосед это много или нет(6+2=8)

Молодцы! Все задачки решили правильно.

Сейчас давайте отдохнем, встанем из-за столов.

Физминутка.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку-засыпают)

Сели на свои места спинки прямые, ножки вместе.

Ребята давайте сейчас с вами поиграем. Я буду подходить кидать вам мяч, и называть число. Вы должны будете назвать соседей этого числа.

Сейчас ребята посмотрите на столах у вас лежит рисунок. Чтобы его разукрасить надо решить примеры (5+2; 5+4; 6-3; 3+4; 4+4; 3+3; 8-4; 9-4; 7-5; 8-1)

Если в ответе примера 2-закрашиваем красными линиями

3-синие точки

4-синим

5-Зеленые точки

6-красные точки

7-желтым

8-синие полоски

9-красным

Молодцы все справились.

Ребята посмотрите на картинку на доске, скажите сколько яблок у ежа слева(7)

А когда все яблоки соберет, те, что слева(1+6=7)

Сколько яблок всего соберет всего ёж справа? (2+4=6)

Поровну ли у них яблок? На дереве еще три яблока. Когда они упадут, как они поделят их чтобы у них яблок стало поровну (у ежа справа 6+2=8, у ежа слева 7+1=8)

А сейчас давайте сосчитаем до 8 и обратно.

Молодцы! Все сегодня хорошо занимались, решили все задачи.

Чем мы сегодня занимались?

В какие игры мы сегодня играли?

Какие задания вам понравились больше всего?


Задачи:

1. Закрепить:

Представления детей о толщине, ширине, длине предмета;

Навыки ориентировки в пространстве;

Порядковый счет предметов в пределах первого десятка.

2. Дать знания о составлении числа из единиц (числа 8, 9).

Демонстрационный материал: мохнатая мягкая игрушка Пых; 5 книг толстых; 5 книг тонких; 3 книги, одинаковые по высоте, разные по ширине; 3 полки разной длины; 10 книг разного цвета; цветные полоски, имитирующие палочки Кюизенера.

Раздаточный материал : палочки.

Ход занятия

Появляется Пых.

На самом темном чердаке

Живет косматый Пых.

На чердаке, на сквозняке,

Среди забытых книг.

В. Татаринов

Дети становятся командами вокруг своих столов. На общем столе лежат книги, разные по толщине.

— Одна команда выбирает на общем столе толстые книги и кладет к себе на стол.

— Другая команда выбирает тонкие книги и кладет на свой стол.

Пых с воспитателем проверяют правильность выполнения задания. Воспитатель показывает детям 3 книги, одинаковые по высоте, разные по ширине.

— У Пыха есть три книги. Чем они отличаются? Первая команда возьмет самую широкую книгу, а вторая — самую узкую.

— Почему вы оставили эту книгу? (Ответы детей.)

— А сейчас положите эти книги на полки. Первая команда пусть положит все книги со своего стола на самую длинную полку. А вторая команда — на самую короткую полку.

— Молодцы, Пыху очень понравилась ваша работа.

И летней ночью в тишине

Играть он любит при луне.

Глазенки у него горят,

Когда встречает он ребят.

— Пых предлагает вам поиграть в игру «Раз, два, три — право-лево покажи!».

Дети становятся лицом к доске и воспитателю. Воспитатель от имени Пыха дает детям игровые задания.

Например:

Поднимите правую руку;

Положите левую руку на правое колено;

Поверните, девочки, голову вправо, а мальчики — влево.

Дети садятся на стулья. Воспитатель ставит книги (10 штук) на полку корешками к детям. Дети считают книги, используя количественный и порядковый счет.

Например:

— Сколько всего книг стоит на полке?

— Какая по счету зеленая книга?

— Какая по счету синяя книга?

— Какого цвета седьмая книга? Девятая?

Воспитатель благодарит детей и предлагает им пройти за столы, на которых лежат палочки Кюизенера.

Пых прибыл к нам из дальних мест,

Он дождик пьет и ветер ест.

Еще он любит шоколад,

Его всегда отведать рад.

— Сегодня Пых съел вот такую плитку шоколада.

Воспитатель прикрепляет на доску полоску, соответствующую бордовой палочке «8».

— Найдите палочку «8». Плитка шоколада состояла из нескольких частей.

— Как вы составили число 8?

— А вчера Пых съел вот такую плитку шоколада.

Воспитатель прикрепляет на доску полоску, соответствующую синей палочке «9».

— Найдите палочку «9». Плитка шоколада состояла из нескольких частей.

— Сколько частей было в этой плитке шоколада? Выложите внизу палочками-кубиками «1».

— Как вы составили число 9?

Воспитатель от имени Пыха благодарит детей за занятие.

Какой чудесный, добрый Пых,

Не птица он, не зверь.

В мечтах и сказках он живет,

Ты мне, дружок, поверь.