Презентация "Внимание" по психологии – проект, доклад. Презентация на тему "внимание" Презентация на тему внимание

«Внимание – единственные ворота к сознанию человека».

К. Д. Ушинский.


Что такое внимание?

  • Внимание – сложный физиологический процесс, который является главным условием осуществления познавательного процесса.

Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект.

Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность.


  • Быть внимательным – значит

следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях.


Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно.

Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими.

Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков, но и от характера воспитания в семье, в школе, от собственной деятельности ребенка по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.


Свойства внимания

Внимание характеризуется

  • устойчивостью
  • переключаемостью
  • распределяемостью
  • объемом
  • концентрацией
  • колебанием
  • избирательностью



Виды внимания

Внимание бывает произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.

Произвольное - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное развивается из непроизвольного. В то же время произвольное переходит в непроизвольное, уже не требуя специальных усилий.



Влияние внимания на успеваемость

Дети значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания.

В целом внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределенностью.

Низкий уровень развития этого свойства внимания ограничивает возможности детей при выполнении учебных задач.

Поэтому тренировка распределенности внимания может способствовать улучшению успеваемости.


Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием реализации других факторов успешности обучения, в частности индивидуального моторного темпа.

При этом, чем выше индивидуальный темп у внимательных детей, тем лучше они учатся. А у невнимательных обучающихся высокий темп может сочетаться с низкой успеваемостью.


  • На успеваемость по математике особое влияние оказывает объем внимания и индивидуальный темп.
  • На успеваемость по русскому языку большое внимание оказывает уровень развития распределенности внимания и меньше – объем внимания.
  • Успешность чтения связана больше всего с устойчивостью внимания, обеспечивающей точность воссоздания звуковой формы слова.

  • Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
  • Нарушение каждого из вешеперечисленных свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Нарушения свойств внимания

  • Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
  • Недостаточная избирательность – ребенок не может сконцентрироваться на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
  • Недостаточная произвольность – ребенок затрудняется сосредотачивать внимание по требованию.

Актуальность изучения темы

  • Выбор внимания в качестве объекта исследования не случаен. Обстановка учебных занятий в малокомплектной школе требует от учеников большой устойчивости внимания, чтобы не отвлекаться от самостоятельного выполнения задания, когда учитель, работая с другим классом, ведет оживленную беседу. Особенностью малокомплектных школ является наличие постоянных, в течение дня, факторов отвлекающих внимание обучающихся, обусловленных учебной работой двух классов одновременно.

  • 40 – 45 минут работы распределяется между малым числом обучающихся, тем самым возрастает нагрузка на каждого ученика. Это сказывается на утомляемости детей, на снижении внимания.
  • Ограниченность времени работы с учителем требует от детей быстрого переключения внимания от самостоятельной работы на другой вид работы. От скорости переключения зависит в целом темп урока. Если же учитель в течение1 -2 ух минут завершения работы отдельных учеников, то снижение темпа урока ведет к снижению внимания всего класса.

В данной ситуации это влечет следующее:

  • Невнимательный ученик при получении дальнейшего задания может пропустить часть информации. Начав работу, он не сможет обратиться с появившимися вопросами к учителю, занятому уже с другим классом.
  • Следовательно, задание будет выполнено не полностью или ученик допустит ошибку, исправить которую на данном уроке будет сложно. В результате теряется смысл выполнения упражнения, а в знаниях образуется пробел.

  • Хорошо развитое внимание позволяет ученику оптимально организовать свою деятельность, поддерживая ровный и стабильный темп работы.
  • В реальном учебном процессе учащиеся устойчиво отстающие от задаваемого учителем темпа работы или опережающие его, нарушают синхронную работу класса, создают дополнительные трудности для учителя, которые перерастают в серьезную проблему в условиях малокомплектной школы.


Развитие свойств внимания поможет выровнять индивидуальный темп каждого ученика, что в свою очередь, во-первых, станет источником повышения успеваемости,

во-вторых, организует работу классов в комплекте синхронно и слажено.



Особенности внимания в учебном процессе.

  • Сила раздражителя.
  • Громкий звук, яркий свет и др. привлекают внимание помимо нашей воли. Но главное не в абсолютной силе, а в относительной силе раздражителя.
  • Динамические особенности.
  • Привлекают внимание динамические особенности объектов – мерцающий свет, порывистые ритмически организованные раздражители и др. (смена наглядности)
  • Необычность, новизна предметов и явлений в разумных порциях. Много нового – трудно, мало нового – скучно.
  • Повтор приемов и выражений притупляют внимание.

  • Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастает напряжение внимания и приводит к увеличению количества ошибок и ошибочных действий.
  • Чередование напряжения и расслабления – обязательное условие устойчивости внимаия. Внимание ребенка может быть устойчивым 25-30 минут, если он занят таким делом, которое требует от него активного действия. Нельзя сохранить внимание, держа класс в напряжении все 45 минут урока.
  • Опорные схемы и план организуют и активируют внимание.
  • Нестандартный вопрос, проблема, загадка – это безотказное средство пробуждения внимания.
  • Внимании ребенка поддерживается его мышлением, умственной, строго направленной работой.

Причины нарушения внимания

  • Организационно-методические ошибки
  • Пустые промежутки, длинные паузы.
  • Резкие, громкие замечания.
  • Ненужные хождения по классу.
  • Утомление.
  • Нарушение режима дня (поздно ложится спать, телевизор, компьютер, гости - перегрузка нервной системы).
  • Помните: желание детей узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и прочее – все эти виды умственной деятельности держат внимание. Обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения.

  • Приучайте себя внимательно работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.
  • Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов так, чтобы общее восприятие каждого объекта сохранялось достаточно хорошо, и ВТО же время внимание нужно концентрировать на главном, выделяя его из второстепенного.
  • Развивайте у себя волевые качества – это способствует и развитию устойчивости внимания. Заставляйте себя сосредотачиваться, когда этого не хочется делать. Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.

  • Почаще прибегайте к играм, направленным на развитие внимания: шашки, шахматы, головоломки, спортивные игры. В прогулках по городу, быстро проходя мимо витрин магазинов, старайтесь заметить, а потом описать возможно большее число предметов.
  • Постоянно тренируйте способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза состояния мускулов связаны с вниманием. Подобран человек, не двигается, напряжен, сдвинуты брови – и внимание его само собой обостряется. Чем более собран и напряжен человек, тем он внимательнее. Значит, если вы хотите быть внимательными, сделайте сначала то, чему вас учили с первого класса, - сядьте прямо, соберитесь, настройтесь.

  • Внимание нужно развивать именно в той деятельности, для которой нам внимание нужно.
  • Но тем не менее, чем больше вам по душе ваша работа, чем более она соответствует вашим интересам, потребностям, способностям, тем быстрее будет развиваться ваше внимание. Никогда не позволяйте себе делать работу невнимательно. Старайтесь делать ее с душой, с радостью, настраивайте себя на это.
  • Лучший способ развивать внимание – научитесь быть внимательными к людям.
  • Управление своим вниманием – шаг к улучшению памяти.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других (Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии).

Внимание – это сосредоточенность деятельности

субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, суждении и т.д.) (Краткий психол. словарь, сост. Карпенко Л.А.).

Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное

значение для него (Психология, А.В. Петровский).

Физиология внимания (по А.А. Ухтомскому):

Возбуждение (нейронов) распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Внимание – это такой оптимальный центр возбуждения, которому подчинена вся активность мозга на данный момент.

Свойства внимания

Объем внимания

Число Ингве-Миллера: 7±2

Объем внимания

Колебания внимания (флуктуации)

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Кривая развития внимания в детском возрасте (по А.Н.Леонтьеву)

С возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия)

Развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие внимания в целом.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии: первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное.

Опосредствованное внимания занимает у взрослого основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают

начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию.

Тенденция уравнивания произвольного и непроизвольного внимания: в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Возрастная динамика внимания

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие

Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.

Суммарное изменение всех характеристик внимания (С. А. Лукомская), происходит неравномерно и имеет вид логистической кривой.

На протяжении процесса обучения происходит изменение роли отдельных сторон данной функции.

При прогрессивном развитии функции в целом и ее отдельных свойств на протяжении всего школьного онтогенеза имеет место постоянная смена ведущих свойств внимания (С. А. Лукомская):

1. На первом этапе (8-10 лет) прогрессивный характер развития внимания обеспечивается ростом всех его сторон, но в разной степени. (Наибольшие изменения обнаружены в развитии объема и переключения. На данном этапе наблюдается высокая степень интегрированности всех свойств.

2. На втором этапе (10-13 лет), напротив, имеет место замедление роста функции и разнонаправленность изменений ее отдельных характеристик. При этом происходит расструктурирование внимания.

3. На третьем этапе (13-16 лет) вновь наблюдается ускоренный и однонаправленный рост функции главным образом за счет развития ее устойчивости. Данный этап также характеризуется интегрированностью всех свойств внимания.

Расчеты теоретических кривых показали, что изменения в темпах развития и «точка перегиба» кривых падают на 10-12 лет.

–. Вербальное внимание уже в 8-10 лет значительно опережает развитие перцептивного. «Развитие вербального внимания отличается большей сложностью, противоречивостью и более ускоренными темпами роста. Этот вид внимания так же, как и перцептивное, проходит три этапа развития:

ускоренное, замедленное и вновь ускоренное.

–. В возрастной динамике вербального внимания наблюдается борее выраженная иерархия уровней развития различных характеристик, где ведущее значение имеет объем.






Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.


O Неожиданность раздражителя. o Относительная сила раздражителя. o Новизна раздражителя. o Движущиеся предметы.(Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.)Т. Рибо o Контрастность предметов или явлений. o Внутреннее состояние человека.


Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.второй сигнальной системы волевого усилия




Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.




O внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира o внутреннее внимание (интеллектуальное) обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания o моторное внимание.


O Концентрация удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. o Объём это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментной, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. o Устойчивость Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. o Переключаемость–сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. o Распределение–способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

Внимание, виды и основные свойства внимания. Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин). Послепроизвольное. Свойственно только человеку; возникает на основе устойчивого произвольного внимания и интереса к объекту, после чего внимание становится похожим на непроизвольное. Произвольное. свойственно только человеку, относится к высшим психическим функциям. Процесс формирования произвольного внимания описал Л. С. Выготский: указательный жест + слово = выделение предмета из остальных, фиксация. Непроизвольное. Внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 8.

Слайд 8 из презентации «Общая психология» к урокам психологии на тему «Отрасли психологии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Общая психология.ppt» можно в zip-архиве размером 405 КБ.

Скачать презентацию

Отрасли психологии

«Психологическое сопровождение» - Формы взаимодействия с образовательными учреждениями. Родительские собрания. Психологическая консультация всех участников сопровождения. Проверка запроса на обоснованность. Принципы психологического сопровождения (Казакова Е. И.). Социальные проекты как форма интеграции детей в образовательную среду.

«Кабинет психолога» - Заведующая кабинетом: Катаева Оксана Николаевна. Наличие посадочных мест 14. Паспорт кабинета педагога-психолога. План кабинета психолога.

«Пособие по психологии» - Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Основные формы страха. Психология и педагогика. Подробно освещаются вопросы делового общения и этикета.

«Психолог профессия» - Учат использовать силу стресса себе во благо. Врач-психолог. Учат брать ситуацию под контроль и принимать взвешенные решения. Психолог - профессия будущего. Профессия очень редкая, дефицит большой. Где работать: Как психологи помогают космонавтам избежать стресса: Доверенный психолог. Врач-психолог Доверенный психолог.

«Медицинский психолог» - Работа с пациентками в ходе психологической консультации. А.А.Коваль-Зайцев МГППУ, ф-т КСП Кафедра нейро- и патопсихологии. Формы взаимодействия психологов и медиков в различных учреждениях. Знания, необходимые психологу. Работа психолога в условиях поликлинического звена медицинской помощи (на примере работы в женской консультации).

Внимание

Слайдов: 14 Слов: 366 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психология внимания. Внимание. Свойства внимания. Виды внимания. Функции внимания. Появление ориентировочного рефлекса. Новые впечатления. Начало активного пользования самим ребенком предложенными ему средствами. Появление у ребенка способности направлять свое внимание. Школьный возраст. Нарушения внимания. Теории внимания. Один из вариантов игры на развитие внимания. - Внимание.ppt

Внимание в психологии

Слайдов: 24 Слов: 335 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Внимание. Феноменология познавательных процессов. Повторение. Общая характеристика процессов познания. Повторение. Внимание в когнитивной психологии. Методы К. Черри. Функционально-структурные модели. Модель Д. Бродбента (1958). Наборы слов. Модель А. Трейсман (1960). Модели поздней селекции. Модель А. и Д. Дойчей (1963). Модель Д. Нормана (1968). Внимание как умственное усилие. Модель Д. Канемана (1973). Модель Д. Канемана. Эксперимент Д. Канемана (1973). Внимание как действие. Методика селективного смотрения (1975). - Внимание в психологии.ppt

Расстройство внимания

Слайдов: 29 Слов: 1284 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вызванные потенциалы при сбоях внимания. Некомпетентность. Модель распределения ресурсов по Д.Канеману. Конкуренция за ресурсы. Принятие решения. Проявления активной обработки сигнала в ВП. Разность между девиантным и стандартным стимулами. Негативность рассогласования. Разность между нецелевым стимулом в значимом (релевантном) канале. Разностная негативность. Процессная негативность. Бодрствование и сон. Усиление обработки информации в мозге. Наши данные. Behavioral statistics. The time-courses of the behavioral percentage measures. Grand mean. ERP grand mean for correct responses. - Расстройство внимания.ppt

Психология внимания и памяти

Слайдов: 30 Слов: 427 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основные положения психологии внимания и памяти. Внимание. Направленность восприятия. Виды внимания. Свойства внимания. Рассеянность. Память. Одна из психических функций. Типологии памяти. Законы памяти. Виды памяти. Долговременная. Процессы памяти. Воспроизведение. Забывание. Патологии. Мышление. Процесс решения задач. Мыслительная деятельность. Формы мышления. Виды мышления. Воображение. Психический процесс. Виды. - Психология внимания и памяти.ppt

Мышление, память, внимание

Слайдов: 22 Слов: 554 Звуков: 0 Эффектов: 25

Познавательные психические процессы. Мышление. Идея. Виды мышления. Наглядно-действенное мышление. Наглядно-образное мышление. Теоретическое образное мышление. Теоретическое понятийное мышление. Память. Виды памяти. Заданный срок. Внимание. Процесс. Свойства внимания. Переключаемость. Объем. Виды внимания. Регулируется с помощью специальных средств. Связано с участием воли. - Мышление, память, внимание.ppt

Внимание память речь мышление

Слайдов: 81 Слов: 4928 Звуков: 0 Эффектов: 9

Психология познавательных процессов. Ощущение и восприятие Внимание Память Мышление и речь Воображение. Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. Ощущение Восприятие. Раздражитель (Р) воздействует. на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), Внимание должно быть направлено на прием и понимание информации. в результате чего происходит опознание предмета (ОП), -