Арт терапевтическая педагогика. Артпедагогика ее отличие от арттерапии. Арт-терапия: история и современность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные этапы психотерапии и психокоррекции. Перенос и контрперенос. Поведенческая и когнитивная психотерапия. Принципы поведенческой терапии. Принципы когнитивной терапии. Техника поведенческой терапии. Гипноз. Аутогенная тренировка.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Субъекты арт-терапевтического процесса, его задачи и функции. Примеры диагностических техник семейной арт-терапии. Сущность коррекционных техник. Изотерапия: формы и методы. Формы музыкальной терапии. Правила использования элементов арт-терапии.

    презентация , добавлен 18.05.2016

    Понятие психологической драмы как метода психотерапии и психологического консультирования, созданного Якобом Морено. Использование психодрамы в индивидуальной работе с клиентами (монодрама) и в процессе групповой работы с людьми. Формы и виды психодрамы.

    реферат , добавлен 16.06.2015

    Арт-терапия как метод лечения посредством художественного творчества. Сущность и формы арт-психотерапевтической практики, структура занятий и их эффективность. Сравнительный анализ основных методов и техник консультативного процесса в арт-терапии.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    История возникновения танцедвигательной терапии. Развитие танцедвигательной терапии, основные принципы и цели. Здоровье и танец. Методики, анализ танцедвигательной терапии. Тело и движение и межличностные отношения. Исследования в области танцетерапии.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2009

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2015

    Основные цели системной семейной психотерапии. Оказание терапевтической помощи через семью, создание условий для формирования функциональной семейной организации. Боуэновская теория семейной терапии, ее основные понятия. Понятие нарративной терапии.

    Татьяна Ефремова
    Что такое арт-терапия в системе образования и воспитания.

    Арт-терапия - терапия искусством - возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний с помощью рисования. Метод основывался на том, что человек через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем самым освобождался от них.

    Что такое арт-терапия .

    Сущность арт-терапии заключается в терапевтическом, коррекционном воздействии на субъекты методами искусства и проявляется в реконструировании и выходе из психотравмирующей ситуации. Все это происходит с помощью создания произведений искусства, вывода внутренних переживаний во внешнюю форму, а затем создания новых положительных эмоций и чувств.

    Виды арт-терапии

    Выделяют активную и пассивную арт-терапию . Первая предполагает побуждение к самостоятельному творчеству, пассивная - основана на использовании уже существующих произведений искусства. Также она может быть групповой и индивидуальной. Технологии арт-терапии Арт-терапия проводится в специально оборудованном помещении и в присутствии арт-терапевта . В ходе занятий используются : рисунок, живопись, графика, скульптура, чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска, резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т. д. В качестве материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т. п., так и искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка целлофан и т. п.) .

    Применение, возможности и функции арт-терапии .

    Арт-терапия выполняет несколько функций : самовыражения, развития личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать некоторые психологические проблемы. В последнее время функции арт-терапии широко используются для оказания психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами; имеющим замедленное развитие.

    Основные направления и виды арттерапии Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них :

    Изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом : рисование; работа с глиной и пластилином и т. д. ;

    Библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

    Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки ;

    Имаготерапия - воздействие через образ , театрализацию, драматизацию;

    Сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

    Кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;

    Драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;

    Игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;

    Куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;

    Коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

    Хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку , и т. д.

    Изотерапия (рисуночная терапия) - терапия изобразительным творчеством , в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Итак, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события .

    Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, - произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру , а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Основные задачи игровой терапии таковы : облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые» , «ребенок - другие дети» ; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

    Музыкотерапия - это вид арт-терапии , где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения , которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

    Сказкотерапия - это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных ситуациях. В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом : задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается : основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств. В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит психолог : - использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются. Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения : художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические.

    Танцевально-двигательная терапия - терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

    Задачи арт-терапии

    Арт-терапия имеет как наиболее общие задачи, так и личностные.

    Общие задачи арт-терапии включают в себя :

    Разработку научных основ терапевтической и коррекционной основы психологической помощи детям с отклонениями в развитии;

    Научное обоснование терапевтической помощи детям с различными нарушениями развития;

    Обобщение всего накопленного опыта арт-терапевтических исследований и внедрение его в систему специального образования с целью его гуманизации и совершенствования;

    Совершенствование системы организации обучения в специальных образовательных учреждениях средствами искусства и подготовки соответствующих специалистов.

    Частные задачи арт-терапии :

    Осуществление средствами искусства коррекции и профилактики нарушений развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развития и формирования личности;

    Создание условий для социокультурной адаптации ребенка с нарушениями;

    Адаптация арт-терапевтических методик и использование их при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психики;

    Выявление особенностей и определение уровня эффективности арт-терапии в специальном образовательном учреждении ;

    Разработка арт-терапевтических технологий , необходимых для коррекции нарушений у детей-инвалидов;

    Коррекция вторичных нарушений в развитии ребенка, помощь в адаптации в обществе средствами культуры и искусства;

    Обеспечение средствами искусства познавательных потребностей детей с нарушенным развитием.

    Таким образом , основная задача арт-терапии средствами искусства - произвести терапевтическое воздействие на ребенка с отклонениями в развитии с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде общества.

    Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке, в том числе в медицине и педагогике, привели к возникновению пограничных отраслей знаний: интегративной медицины, медицинской психологии, педагогической психологии, этнопедагоги-ки, лечебной педагогики, артпедагогики, реабилитационной педагогики и др. По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии, исследуются особенности образовательного процесса в коррекцией-ных образовательных учреждениях разных видов.

    Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание художественной культуры.

    Новая парадигма образования ориентирована на человека новой культуры, на формирование субкультуры личности, на воспроизведение и сохранение в образовательном пространстве как ценностей культуры, так и ценностей субкультуры человека. Определяя место ребенка в культурном пространстве, Н. А. Бердяев указывает на то, что ребенок является главной ценностью и объектом культуры.

    Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея развивающейся личности в развивающемся мире.

    Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве. В своей культурно-исторической концепции Л. С. Выготский отмечает, что «по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоз-

    зрения ребенка»1. Указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, он отмечает, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребен-

    Особое значение в формировании субкультуры личности ребенка с проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности.

    В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекци-онной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонической личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

    В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагоги-ка». В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арт-терапии в специальном образовании».

    В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттерапия»? Сходство этих терминов прослеживается только в первой части понятий - арт - «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия - направление медицины, лечебное воздействие; педагогика - область научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании - и коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены разные направленность, цели, задачи, технология и содержание.

    Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

    Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компонен-

    1 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5. - С. 22.

    2 Там же. - С. 7.

    ты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.

    Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

    Основными функциями артпедагогики являются: культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

    Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

    Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

    В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений: рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; как комплекс арттерапевтических методик; как направление психотерапевтической и психокоррекци-онной практики; как метод. Она применяется в медицине (психиатрии, терапии, хирургии и т. д.) и в психологии (общей, медицинской, специальной). Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

    В последние годы арттерапия все больше включается в коррек-ционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.

    Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

    Мы рассматриваем арттерапию применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

    Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекцион-ном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструи-ровании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

    В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцете-рапию, хореотерапию, коррекционную ритмику - лечебное воздействие движениями) т. д.

    Основными функциями арттерапии являются: катарсистиче-ская (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

    В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в арт-педагогике.

    Артпедагогика и арттерапия решают как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений.

    Общие научно-теоретические и организационные задачи артпе-дагогики и арттерапии:

    Разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;

    Научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной деятельности;

    Обобщение всего накопленного опыта использования артпеда-гогических и арттерапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;

    Совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи.

    Частные задачи артпедагогики:

    Изучение общих и специфических особенностей формирования художественной культуры у детей с различными вариантами отклонений в развитии;

    Разработка коррекционно-направленной системы художественного развития детей с проблемами, формирование основ художественной культуры;

    Разработка содержания и коррекционно-развивающих педагогических технологий использования искусства, обеспечивающих гармоническое развитие детей с проблемами;

    Активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявлений в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой);

    Обеспечение с помощью искусства познавательно-информационных потребностей ребенка с проблемами;

    Обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребенка с проблемами с помощью искусства;

    Осуществление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер;

    Создание условий для социокультурной адаптации ребенка с проблемами посредством искусства и художественной деятельности. Частные задачи арттерапии:

    Адаптация имеющихся арттерапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);

    Выявление особенностей и определение эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении;

    Разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами;

    Коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребенка, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик.

    Артпедагогика и арттерапия имеют разные теоретические основы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии. Однако оба направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процессе, обеспечивая профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие на ребенка с проблемами в развитии.

    Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро-и макросреде.

    1

    В данной статье рассматривается современное, инновационное направление в области образования арт-педагогика. Показана связь в научных исследованиях в области арт-терапии и арт-педагогики, приводятся факты общего и отличного в этих дисциплинах. В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-педагогика позволяет работать с различными категориями учеников. Арт-педагогики выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в тоже время не дублирует сферу художественного образования и эстетического воспитания. Приводится анализ эксперимента по выявлению воздействия на детей с разным возрастом, уровнем развития и характеристикой личности арт-педагогических технологий, с использованием разнообразных художественных приемов и материалов, проведенной на базе социального центра защиты населения. Описаны результаты данного эксперимента с подростками в процессе применения методов арт-педагогики по повышению мотивации к деятельности, возможности самовыражения, улучшения эмоциональной атмосферы в группе. Сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными материалами на эмоциональное состояние ребенка.

    арт-терапия

    арт-педагогика

    арт-педагогические технологии

    технологии художественных материалов

    арт-педагогические задания

    художественная деятельность

    самовыражение

    эмоциональное состояние.

    1. Верховодовой Р.А., Галустова Р.А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегрированного применения элементов искусства в образовательном процессе / Верховодовой Р.А., Галустова Р.А. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. – № 1. – С. 15-18.

    2. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/ Копытин А.И., Свистовская Е.Е. – Москва: Когито-Центр, 2007. – 197 с.

    3. Савлучинская Н.В., Сухарев А.И. Актуальные проблемы учреждений дополнительного образования в современном социокультурном пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.?id=17407.

    4. Савлучинская Н.В. Технология художественных материалов: учебное пособие. – Омск, 2009. – 96 с.

    5. Сухарев А.И. Монотипия: методические задания к практической работе по дисциплине «Техники графики» для студентов специальности 072500.62 «Дизайн», / А.И. Сухарев, А.Н. Машанов. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. – 70 с.

    6. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: метод. пособие. – Балашов, 1998. – 56 с.

    Современные изменения происходят сегодня в Российской системе образования и связаны с общим образованием, а также с системой дополнительного образования . Эти изменения направлены на взаимодействие педагогических систем, использование на практике инновационных технологий, дополняющих, а где-то противостоящих традиционной системе образования. Российскому государству, ориентированному на интеграцию в мировое экономическое пространство, необходимо воспитывать творческую личность гражданина, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано.

    В этой ситуации внедрение инновационной дисциплины арт-педагогика и арт-терапия в педагогическое образование поможет выработать и апробировать необходимые решения данной задачи. Эти дисциплины сформировались на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность.

    Начиная с конца XX века, педагогика c особым вниманием изучает возможности арт-терапии в рамках изо-терапии. В России основателем школы арт-терапи является Копытин А.И. В книге «Арт-терапия детей и подростков» термин арт-терапия раскрывается как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» .

    В течении долгого периода определение термина арт-терапия никоем образом не вписывалось в рамки образовательной системы. Однако позже, как утверждает Е.В. Таранова, в 1997 году после опубликования работы Ю.С. Шевченко и Л.В. Крепица «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» , произошло разделение понятия «арт-терапии» на «арт-терапию» и «арт-педагогику». Считается, что с этого момента арт-педагогика получила «право на жизнь» как самостоятельное направление в художественном образовании.

    Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.

    Особое место в арт-педагогике отводится продукту художественной деятельности. Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой.

    В российской науке арт-педагогика находится в стадии становления, активно развивается и занимает свою нишу в системе общего образования и дополнительного образования. Формированию арт-педагогики способствуют исследователи Медведева Е.А., Лебедева Л.Д., Гришина А.В., Ахмедова Э.М., Анисимов В. П., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., Донская Т.К., Сергеева Н.Ю. и многие другие. Согласно определению Верховодовой Р.А. и Галустова Р.А. «арт-педагогика - это научно-педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» .

    Работы вышеупомянутого исследователя Л. Д. Лебедевой посвящены вопросам использования арт-терапии в образовании, в них вводится иная трактовка понятия «терапия», не только как «лечение», но и как «уход, забота». Поэтому автор считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области практической психологии, психотерапии и арт-терапии. Лебедева Л. Д. пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научном, педагогическом понимании подразумевает заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». Автор выделяет проблемы личности в системе образования, включающие «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных и внутрисемейных отношениях, враждебность к окружающим.

    В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-педагогика позволяет работать с различными категориями учеников. Арт-педагогика выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в то же время не дублирует сферу художественного образования и эстетического воспитания. То есть, в содержание понятия «арт-педагогика» не следует включать только специальное художественное обучение детей с проблемами, также не стоит сводить к обучению навыкам рисования смысл арт-педагогической деятельности, а следует добавить формирование основ художественной культуры и социальную адаптацию личности средствами искусства.

    Поскольку арт-педагогика включает в себя средства, методы и технологии, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то ее задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия.

    В арт-педагогике обучение техническим приемам рассматривается как средство достижения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий работы художественными материалами осуществляется через исследование возможностей этих материалов, иногда через игру с ними, через неожиданные комбинации и смешение техник. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы для арт-педагогической деятельности можно классифицировать на графические, живописные, имитационные (для декоративно-прикладного искусства):

    К графическим относятся - графитные и цветные карандаши, тушь, мягкие материалы, такие как уголь, сангина, пастель;

    К живописным относятся - акварель, гуашь;

    К имитационным относятся - акриловые краски «для витража», по ткани, по дереву, по керамике, по металлу, пластилин, пластики, краски для марморирования, наборы для фьюзинга и другие современные материалы.

    В учебном пособии Савлучинской Н.В. приводится анализ особенностей работы традиционными (акварель, гуашь, карандаши, мягкие материалы) и современными материалами (фломастеры-блопены, маркеры, гелевые ручки) технологических приемов работы с ними, а также смешанных художественных техник. Пособие проиллюстрировано работами студентов, которые отражают использование вариативных, нестандартных, исследовательских подходов в работе с изучаемыми художественными материалами для реализации художественного замысла . В своей экспериментальной работе с детьми по арт-педагогике нами были применены все художественные материалы, описанные в вышеупомянутом учебном пособии.

    Опытно экспериментальная работа с целью выявления воздействия на детей с разным возрастом, уровнем развития и характеристикой личности арт-педагогических технологий, с использованием разнообразных художественных приемов и материалов, проведенной на базе КЦСОН ЦАО г. Омска «Пенаты».

    В организации практической деятельности в центре мы руководствовались положениями программы развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования А. В. Гришиной. Таковыми, в частности, являются: рефлексивная ориентация занятий, стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности и личностных переживаний; высокая степень спонтанности со свободным выбором ребенком средств изобразительной деятельности, отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков; большое внимание к общению в группе и взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

    Поддержка идей, реализации творческих планов, отсутствие критики, создание ценностного отношения к личности подростка и результатам его деятельности - все это является условием, необходимым для развития креативности подростков и школьников.

    Нами было разработано содержание серии творческих заданий с применением разнообразных художественных материалов. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие - пастель, краска и глина - способствуют более свободному выражению. А также в своей деятельности нами применялась техника графики - монотипия, дети выполняли работы разными приемами и разнообразными художественными материалами .

    Создавая определённые условия, в которых можно было учитывать влияние художественных материалов в совокупности с техниками арт-педагогики, установлены индивидуальные особенности протекания психолого-педагогических процессов и влияния изобразительной деятельности на таковые с безоценочной реакцией на конечный продукт - могут стать целительными сами по себе.

    В исследовании были задействованы воспитанники от 3 до 13 лет, что дало возможность получить материал для теоретического осмысления.

    Задания для детей дошкольного возраста были связаны с применением художественных материалов и стандартных бытовых элементов, как то: ватные палочки, воздушные шары, пластиковые вилки, нитки, зубочистки, контейнеры от шоколадных яиц и др., которые можно назвать нетрадиционными материалами. Каждое задание, связанное с тем или иным материалом, дало представление о том, как художественная технология влияет на детей:

    • Задания, связанные с техникой рисования ватными палочками путём нанесения краски на лист точечно, не подходит для детей инертных, малоактивных. Подобные техники, связанные с концентрацией внимания и монотонным нанесением, вызывают спад умственной и физической активности, что в свою очередь подходит для выполнения задания гиперактивными детьми.
    • Занятия с применением цветных мыльных пузырей не желательны для легковозбудимых детей, так как подобное задание провоцирует неуправляемое поведение.
    • Применение на занятиях сухой пастели не вызывает никаких эмоциональных спадов или подъемов в отличие от восковых мелков, где проявляется экспрессия в линии, в штрихах, т.е. в технических приемах нанесения на изобразительную поверхность.
    • Техника монотипии годится для детей с разной эмоциональной характеристикой, разница здесь лишь в количестве сделанных отпечатков.

    Таким образом, выполняя различные арт-педагогические задания, применяя всевозможные материалы, можно диагностировать, корректировать, воспитывать, развивать рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.

    Задания, выполняемые с детьми школьного возраста, подростками осуществлялись традиционными и современными художественными, а также нетрадиционными материалами. Помимо изучения влияния художественных материалов на детей, задания были направлены на коррекцию агрессии, как одну из основных эмоциональных проблем подростков, через возможность выражать её в социально приемлемой форме - арт-педагогического занятия.

    Подросткам были предложены нестандартные задания: необходимо было применить фольгу в качестве материала для создания скульптуры; в другом - преобразить, «испортить» рекламный плакат глянцевого журнала посредством акриловых красок; следующим заданием было рисование на воде красками для марморирования. В результате данного эксперимента с подростками было отмечено что, несмотря на загруженность заданием общеобразовательного учреждения, подростки стремились попасть на занятие по арт-педагогике, то есть повысилась мотивация к возможности самовыражения, улучшилась эмоциональная атмосфера в группе. Все работы подростков не повторялись, уровень креативности увеличился.

    Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-педагогика имеет огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика и арт-терапия имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. Сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными материалами на эмоциональное состояние ребенка. Изучение влияние художественных материалов на оздоровление эмоционального состояния ребенка находится в стадии исследования, но неоспорим тот факт, что эти данные в скором времени дадут толчок к развитию творческой арт-педагогики.

    Библиографическая ссылка

    Савлучинская Н.В., Павлова М.С. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
    URL: http://?id=24509 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Киселева Татьяна Юрьевна

    Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФНКНГПУ, музыкальный руководитель ГБОУ НСО ОЦДК, [email protected], Новосибирск

    Беловолова Светлана Павловна

    Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета начальных классов НГПУ, [email protected], Новосибирск

    АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ИЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    Kiseleva Tatiyana Yurievna

    Post candidate of the pedagogical sciences, assistant professor of the pulpit педагогики and psychologies FNK NGPU, music leader GBOUNSO OCDK, [email protected], Novosibirsk

    Belovolova Svetlana Pavlovna

    Doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the faculty of primary school NSPU, vabelovolov@mail. ru, Novosibirsk

    ART THERAPY AS A PSYCHO-EDUCATIONAL TECHNOLOGY

    В современном обществе и в системе образования все более отчетливо обнаруживается ряд проблем социально-педагогического характера. В связи с повышением социального престижа интеллекта и научного знания педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Низкий социокультурный уровень ближайшего окружения, отсутствие должно го воспитания, внимания и контроля со стороны родителей и учителей приводят к трудностям в обучении и адаптации в детских коллективах, к снижению продуктивности интеллектуальной деятельности, к поведенческим и эмоционально-волевым отклонениям. Бездуховность, потребительское отношение к жизни, снижение интереса к культурным ценностям зачастую являются причиной ухода детей в асоциальные компании, алкоголизм, наркоманию.

    Давайте не будем забывать, что мы - педагоги работаем с детьми не только для того, чтобы они усвоили определенный объем информации. Именно педагоги призваны учить детей любить себя и других, видеть и слышать красоту окружающего мира, помочь поверить в свои силы и возможности, поддерживать в детях жажду познания и творчества, данную человеку от природы.

    Анализ научной литературы и обобщение практического опыта свидетельствуют о повышении интереса педагогов к использованию искусства в воспитательных целях, т.к. именно в искусстве наиболее полно и последовательно проявляются художественные возможности человека.

    Придавая огромное значение формированию личности посредством искусства, JI. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. С. Каган, Б. М. Неменский, М. М. Бахтин и другие авторы отмечали, что приобщение ребенка к миру прекрасного, «погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал» (М. С. Каган) .

    В связи с вышесказанным особый интерес представляет педагогическое направление арт-терапии. При этом названный термин используется не в буквальном контексте - лечение (от лат. therapia), а в смысле «исцеления», «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей средствами художественной деятельности.

    Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (JI. С. Брусиловский, О. Дьюхерст-Меддок, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, А. В. Сизова и др.).

    Современные исследователи (А. В. Сизова, В. Н. Коропулина, М. Н. Смирнова, Н. Ю. Гордеева), рассматривая коррекционные возможности арт-терапии, определяют ее как технологию реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности, базирующуюся на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочиванию своих связей с ним в любой художественной, символической форме.

    Коррекционные возможности арт-терапии связаны, прежде всего, с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.

    Лечебный и коррекционный эффект использования разных видов арт-терапии подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотераиии (А. И. Захаров, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бурно), библиотерапии (В. В. Мурашевский, А. М. Миллер, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова), имаготерапии (И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров).

    Использование арт-терапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства изучают Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская, Л. Д. Лебедева, А. В. Сизова и др.

    Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так и личность с особенностями в развитии. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. Л. Д. Лебедева пишет о том, что любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса .

    На первый план в педагогическом подходе выходят задачи развития, воспитания, социализации. Центральная фигура в арт-терапевтическом про-

    цессе - личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. По словам известного психотерапевта В.В. Макарова, арт-терапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации .

    Согласно В. Беккеру-Глошу, назначение арт-терапии не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека .

    От современного искусства арт-терапию отличает то, что для неё важен в первую очередь процесс творчества и нет особой необходимости в специальных навыках. Говоря о творчестве с точки зрения арт-терапии, мы имеем ввиду не общепринятое о нем понимание, как о процессе создания новых материальных и духовных ценностей, а рассматриваем его как преодоление человеком своих границ, расширение пределов своего существования, попытку постигнуть некие гармонии жизни, пробуждение активности, направленной на реализацию предельных творческих возможностей.

    Для подтверждения эффективности арт-терапевтического метода как средства обогащения социокультурного опыта младших школьников на базе ГБОУ НСО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной Центр диагностики и консультирования» было проведено экспериментальное исследование.

    Структурное подразделение - Школа-Центр - представляет собой диагностические группы с ограниченным сроком пребывания (40-45 дней) детей от 3 до 12 лет. Подавляющее большинство воспитанников Школы-Центра - это дети из детских домов, приютов, неблагополучных, неполных и приемных семей Новосибирской области, имеющие различные хронические, нервно-психические заболевания.

    В рамках эксперимента в 2005 г. была разработана и реализуется по сей день программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония», основным назначением которой является не столько прямая передача детям специальных умений и навыков, сколько решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

    В результате теоретического и практического исследования были выявлены и подтверждены педагогические условия, способствующие эффективному обогащению социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии:

    1. разработка и реализация программы педагогической арт-терапии, основанной на комплексном воздействии различных видов искусств на личность ребенка.

    У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Чувство, передаваемое разными ху-220

    дожественно-эстетическими средствами на зрительные, слуховые, двигательные ощущения не разложимо, оно едино. Человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон визуальными образами, дополняет ее движениями.

    Поэтому программа «Арт-гармония» основана на комплексно-тематическом подходе, требующем осуществления межпредметных связей и позволяющем объединить мастерство всех педагогов. Сущность комплексного подхода заключается в том, что все разделы художественного воспитания направлены на решение одних и тех лее задач своими специфическими средствами и методами. Музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, библиотекарь, воспитатели, тесно взаимодействуя друг с другом, работая в соответствии с тематическим годовым планом, одновременно осуществляют подготовку к очередному художественному событию. Это способствует целостному восприятию детьми окружающего мира, помогает устанавливать связь ребенка с жизнью средствами художественных образов.

    Программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» представляет собой комплекс, включающий следующие блоки:

    Музыкотерапыю (воздействие через восприятие музыки, пение, игру на музыкальных инструментах);

    Танцетерапию (воздействие через движения под музыку: танец, пластику, ритмику);

    Театротерапию (воздействие через образ, театрализацию, инсценирование);

    Изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством).

    Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.

    2. необходимым требованием, предъявляемым к содержанию арт-де-ятельности, является то, что оно должно быть насыщено, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно по видам деятельности и должно позволять каждому ребенку реализовать свои творческие возможности. В состоянии интереса у ребенка повышается интеллектуальная активность, внимание, любознательность, увлеченность художественной деятельностью, а состояние радости от процесса творчества подкрепляет чувство уверенности и собственной значимости.

    3. педагогами используются методы и формы работы, стимулирующие активность воспитанников в различных видах арт-деятельности, закрепляющие положительную мотивацию и эмоционально-ценностное отношение к ней; взаимоотношения с воспитанниками строятся на основе диалога, понимания, принятия.

    Педагог и воспитанник выступают в процессе художественной деятельности как две активные стороны взаимодействия, где воспитанник не пассивно ведомый, а самостоятельно «идущий за ведущим». Для этого на занятиях должна царить благоприятная доброжелательная атмосфера, а ребенок

    должен ощущать защищенность и стабильность. В первую очередь для ребенка нужно обозначить интересную и эмоционально значимую цель, личную перспективу. Детям нужно четко объяснить, что в их творчестве нет «правильного» и «неправильного», что создание образов - это лишь способ передачи своего опыта, мыслей и чувств другим людям. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что их не будут ругать, оценивать отрицательно. И здесь главное - это установка педагога на успех каждого ребенка, независимо от его проблем: «Ты можешь все, просто ты об этом еще не знаешь».

    Для ребенка важна каждая мелочь: подкрепление взглядом, жестом, кивком головы. Похвала педагога даже за незначительный успех окрыляет -появляется желание «свернуть горы», готовность совершенствовать качество своего исполнения, а замечания педагога не воспринимаются как личная обида, а лишь как подсказка - как сделать лучше. Интенсивность арт-де-ятельности, новизна эмоциональных впечатлений, увлеченность захватывают детей и через некоторое время они забывают о своих прежних неудачах, неуверенности, с жадностью впитывают новые знания, впечатления.

    Особенностью арт-терапевтического подхода является и то, что качество продуктов детской художественной деятельности определяется не по параметрам сценического или изобразительного совершенства, а по иным критериям: по степени проявления интереса детей, активности, по степени удовлетворенности ребенка процессом художественной деятельностью и эмоционального благополучия, по степени развития коммуникативных контактов со сверстниками и взрослыми на основе художественной деятельности.

    Тем не менее, в процессе арт-терапевтического воздействия искусства наблюдаются качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивости, тревожности, неуверенности, страха публичных выступлений), но и приобретение новых художественных потребностей, обогащение новыми способами художественной деятельности, активизация внутренних ресурсов.

    В соответствии с тематическим планом дети постепенно и целенаправленно включаются в совместную арт-деятельность (регулярные занятия по всем блокам арт-терапии; участие в художественных событиях: в первый день пребывания в Школе-Центре - это открытие «Центр встречает гостей», на третьей неделе - развлечение «Петрушкины затеи», в последний день пребывания - заключительное театрализованное представление; на протяжении всего заезда - выездные художественные события: посещение театров, музеев, концертов, библиотеки).

    Часто, приходя на первое занятие, некоторые дети сразу же заявляют: «Я не умею», «Я не хочу» или «Терпеть не могу музыку (рисование)»... У большинства детей наблюдаются скованность, напряженность, тревожный взгляд, либо, напротив, расторможенность, гиперактивность, нервный тик.

    Откуда эта нежелание заниматься художественной деятельностью?

    Специальное исследование данной проблемы выявило следующее: одна из причин - это отсутствие у детей практического творческого опыта и негативный предшествующий опыт в художественных видах деятельности. Кроме того, большая часть детей не имеет возможности получить полноценное художественное воспитание в детском саду в силу того, что во многих деревнях и селах Новосибирской области они попросту отсутствуют. А так как в Школу-Центр попадают «особые» дети с проблемами в развитии, поведении, то выяснилось, что во время школьных праздников большинство из них выступают в качестве зрителей, а не участников. И это понятно: для учителя проще подготовить к выступлению дисциплинированного ребенка с хорошей памятью, речью и т. д.

    Мы выяснили, что 53% из наших подопечных в своих школах не принимает участие в культурно-массовых мероприятиях совсем, 14% - редко, и только 33% детей принимают в них активное участие, хотя в 67% школ организуются культурно-массовые мероприятия, в 13% школ - не организуются и в 20% школ организуются редко. В основном дети называют Новый год, 8 марта, 23 февраля. В 50% школ нет преподавателя музыки, в 83% нет учителя рисования, а, следовательно, эти уроки ведет учитель начальных классов, не всегда владеющий такого рода деятельностью. Опрос детей показал, что часто уроки музыки сводятся к записи под диктовку текстов песен, разучиванию мелодии под магнитофон, на уроках изодеятелыюсти учитель вывешивает образец, который дети должны срисовать. Это хорошо, если учитель обладает музыкальным слухом и элементарными навыками рисования, а если нет!

    Целенаправленное использование методов стимулирования мотивации деятельности и поведения оказывает неизменно положительное влияние на эмоционально-волевую сферу младших школьников. Для поддержания постоянного интереса детей к различным видам арт-деятельности, особое значение имеет внимание педагогов к чувству эмоционального удовлетворения детей от собственного творчества. Рост мотивации заметно повышает активность и уверенность в себе: дети начинают осознавать свою значимость, ответственность, ощущать коллектив как единое целое в достижении поставленной цели, а, следовательно, улучшаются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    К концу пребывания в Школе-Центре все дети (естественно, в силу своих возможностей) становятся и певцами, и художниками, и танцорами, и артистами. На заключительном театрализованном представлении, на котором собираются родители и все педагоги Школы-Центра, дети демонстрируют все, чему научились. Такие представления мы называем художественными событиями: совместным бытием детей и взрослых. И действительно, совместные переживания детьми и взрослыми незабываемых творческих моментов жизни надолго оставляют в памяти всех участников события яркий эмоциональный отпечаток.

    Для выявления эффективности арт-терапевтического метода в обогащении социокультурного опыта были выделены следующие критерии: моти-

    вационно-ценностный (положительное эмоциональное отношение к арт-деятельности, стремление и желание улучшить качество художественных знаний и умений, высокая продуктивность, уровень самостоятельности, активность и уверенность в себе), когнитивный (усвоение художественных представлений, знаний о разных видах искусства и способах осуществления арт-деятельности; сформированность потребности в самостоятельной познавательной активности; способность запоминать информацию, сравнивать, анализировать), деятельностный (усвоение практического опыта в коллективной арт-деятельности, опыта творческой и коммуникативной деятельности; вклад в совместную деятельность и психологическую атмосферу коллектива; степень адаптированности в детском коллективе).

    Экспериментальные данные позволили проследить положительную динамику по выделенным критериям, что представлено в таблице 1.

    Таблица 1 - Динамика обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии, в %

    Критерии обогащения социокультурного опыта младших школьников Уровни обогащения социокультурного опыта младших школьников До эксперимента После эксперимента

    Мотивационно-ценностный высокий 30 89

    средний 45,7 10

    низкий 24,3 1

    Когнитивный высокий 13 70

    средний 50 27

    низкий 37 3

    Деятельностный высокий 13,3 55,7

    средний 45,7 37,7

    низкий 41 6,6

    Данные таблицы 1 показывают, что положительная динамика представлена по показателям всех компонентов процесса обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии.

    Сравнение результатов до и после эксперимента отражает положительную динамику не только по количественному составу групп младших школьников с разными уровнями обогащения социокультурного опыта средствами арт-терапии, но и изменения средних значений коэффициентов для высокого, среднего и низкого уровней (таблица 2).

    Таблица 2 - Уровни обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии, в %

    Уровни обогащения социокультурного опыта младших школьников Показатель в %

    Исходные данные Конечные данные

    Высокий 18,8 71,6

    Средний 47,1 24,7

    Низкий 34,1 3,7

    Различия в уровне позитивных изменений обогащения социокультурного опыта младших школьников позволяют сделать вывод об эффективности организации художественного воспитательного пространства методом арт-терапии.

    Эти данные подтверждены и статистической обработкой результатов по методам 1;-критерия Стьюдента экп- 5,3, при - 3,46 (р < 0,001) и степени свободы 58) и ранговой корреляции (К3?га= 0,95 при Ккр= 0,5703 (р < 0,001) и степени свободы 28), которые позволили не только выявить проявление положительного эффекта, но и оценить статистическую достоверность результата.

    Таким образом, очевидно, арт-терапия в образовательном пространстве школы выступает как наиболее естественное и оптимальное условие для развития мотивационно-ценностной сферы личности, формирования у нее здоровых потребностей, мотивов и интересов деятельности (поведения), активной социальной позиции.

    Библиографический список

    1. Каган, М. С. Философия культуры: Становление и развитие [Текст]: учеб. пособие / М. С. Каган, К. А. Сергеев, Р. В. Светлов и др.; Под ред. М. С. Кагана и др.; Санкт-Петербург, гос. ун-т. - Изд-во Санкт-Петербург. Петербург, ун-та, 1995. - 309 с.

    2. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии [Текст]/ Л. Д. Лебедева. - Спб.: ЛОИРО, 2000. - 200 с.

    3. Макаров, Е. Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия [Текст]/ Е. Г. Макарова. - М.: Школа- Пресс, 1996. - 303 с.