Древние центры земледелия. Наследие пьяных богов. Очаги древнейшего земледелия

Примерно 10 тыс. лет назад в истории человечества произошло величайшее событие, получившее достойное название революции. Эта «седая» революция имела две важнейшие особенности. Во-первых, человек из простого потребителя превратился в производителя (см. статью « «). Во-вторых, продолжительность самой революции необычна. Она протекала в течение нескольких тысяч лет!

Переход к производящему хозяйству стал возможен благодаря формированию важных предпосылок:

  1. К этому времени появились довольно совершенные орудия труда. Человек накопил уже достаточно много знаний об окружающей среде.
  2. «Под рукой» у человека оказались пригодные для культивирования растения и животные для одомашнивания.

Одним из самых сильных стимулов развития производящего хозяйства стало изменение и обеднение окружающей среды, которая становилась все менее благоприятной для традиционной охоты (см. статью « «). К этому времени наступил самый настоящий «охотничий кризис».

Таким образом, производящее хозяйство дало человеку надежные и богатые источники пищи, которые он сам мог контролировать. Взамен охотничьему везению на службу человеку пришли его старания и знания. Человек впервые в истории получил возможность обеспечить себя гарантированной пищей, что в свою очередь способствовало увеличению численности населения и его дальнейшему расселению по земному шару.

При всем огромном положительном значении растениеводства были у него и отрицательные черты. Культурное растениеводство обеспечивало довольно высокие урожаи, но в растительных продуктах по сравнению с животными было гораздо меньше белков и витаминов.

Где же возникли первые очаги земледелия? Казалось бы, там, где самые лучшие природные условия! Но на поверку оказывается, что это совсем не так. Посмотрите на карту древнейших очагов растениеводства в мире. Хорошо видно, что это все исключительно горные районы! Конечно, условия в горах не лучше, а значительно хуже, но именно это и было важнейшим стимулом к развитию растениеводства. Где все благополучно, все есть в достатке, нет нужды изобретать что-то новое. По меткому выражению К. Маркса, «слишком расточительная природа «ведет человека, как ребенка, на помочах». Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью».

Большинство культурных растений происходит от видов, произраставших в горах, где на небольшой территории очень велики различия природных условий (в том числе и климатических). Преобладают далеко не самые благоприятные условия, но это и оказывается самым главным, т.к. произрастающие здесь виды отличаются необыкновенной устойчивостью («жизнеспособностью»), большим многообразием. К тому же горы, как правило, были надежной защитой от агрессивных соседей, что «давало возможности для длительных земледельческих экспериментов».

Многие считают, что именно в этих предгорных районах окружающей среде был нанесен самый большой удар; она была сильно истощена, т. е. человек был вынужден заняться производством, т. к. природные возможности были уже исчерпаны.

С. А. Семенов так описывает причины возникновения производящего хозяйства в Юго-Западной Азии: «Сочетание степных долин, дубрав и фисташковых лесов Юго-Западного Ирана с дикой пшеницей, ячменем, козами и овцами явилось той предпосылкой, которая вела древних охотников и собирателей к постепенному переходу на новый тип хозяйства… Эпоха такого полуземледельческого, полу пастушеского хозяйства при значительной роли охоты и собирательства длилась в течение 3-4 тысячелетий».

Именно отсюда земледелие стало распространяться в Европе. На рисунке 10 показаны его направления и периоды «охвата» отдельных территорий.

В III-II тысячелетии до н. э. в Евразии и Африке произошло разделение возникшего «сельского хозяйства» на земледелие и животноводство.

Оседлый образ жизни нес человеку не только облегчение повседневных забот, но и новые неожиданно возникшие сложности. На человека хлынули массовые заболевания, связанные с авитаминозом, инфекциями. Оседлость привела к резкому ускорению вырубки лесов и вообще загрязнению окружающей среды.

Несмотря на трудности, оседлый образ жизни быстро распространялся и поселений становилось все больше и больше. Конечно, хочется узнать, а какое же поселение было первым. Первым земледельческим поселением обычно называют стоянку Джармо, которая возникла в VII тысячелетии до н. э. в предгорьях северо-западного горного массива Загрос (на северо-востоке современного Ирака). Конечно, это все та же Юго-Западная Азия!

Земледелие и животноводство продолжали развиваться, все новые виды растений и животных «приручались» человеком. Процесс становления раннего «аграрного производства» занимал несколько тысяч лет, и на всем его протяжении шло одомашнивание. На рисунке 12 показаны периоды одомашнивания отдельных видов растений и животных, указаны районы их происхождения. Обратите внимание, что практически большинство растений родом из горной местности.

Последующие несколько тысяч лет привели к большим изменениям в аграрном производстве. По-настоящему революционными моментами можно назвать изобретение плуга, который пришел на смену ручной мотыге, и использование тяглового скота.

Всю историю первичной хозяйственной деятельности человека можно условно разделить на четыре этапа. На первом из них шло зарождение будущего аграрного производства, формирование предпосылок для его развития. Второй этап - это период становления архаичной экономики, когда еще не было специальных орудий труда, т. е. техники. Шло экстенсивное развитие хозяйства за счет использования все новых и новых территорий. Далее следует этап расцвета, когда сложилась земледельческо-животноводческая экономика, занявшая ведущие позиции в экономике мира того времени. Сельское хозяйство постепенно становится многоотраслевым, формируются его разные типы: подсечно-огневое, переложное и поливное земледелие, отгонное (кочевое) и «придомное» (т. е. разведение домашнего скота) животноводство. Этап расцвета продолжался длительное время, вплоть до наступления индустриальной эпохи (т. е. до конца XVIII в.). Четвертый этап развития первичной хозяйственной деятельности человека можно назвать этапом «стабилизации». В XVII-XVIII вв. резко усилилась роль товарного производства. Быстро развивался «непищевой сектор» в экономике. Бурно росли города.

Постепенно, к эпохе средневековья, производящее хозяйство распространилось по всему земному шару (кроме Австралии). Медленно, шаг за шагом, как бы по цепочке шла передача «новых технологий» от более цивилизованных в экономическом отношении групп людей к менее развитым.

Хронология появления первых очагов земледелия и их территориальное расположение дает возможность увидеть много географических закономерностей.

Хорошо видно, что все первые очаги находились в предгорьях и горах и только несколько тысячелетий спустя «земледельческой цивилизацией» были охвачены речные долины. Далее, также с интервалом в несколько тысяч лет, земледелие «шагнуло» на побережье внутренних морей, а еще позднее и океанов.

Особенно большая роль в истории человеческой культуры принадлежит так называемым великим речным цивилизациям, возникшим за несколько тысяч лет до н. э.

Какие же факторы способствовали развитию хозяйства на этих территориях? Более высокий уровень развития человечества привел в действие новые факторы, которые определялись наличием:

  1. плодородных почв (аллювиальных);
  2. естественных рубежей, защищавших новые хозяйственные очаги (горы, моря);
  3. единой относительно компактной территории, удобной для внутренних связей;
  4. с другой стороны, эта же территория давала возможность обеспечить продовольствием значительное население.

На каждой из этих территорий особую роль играли крупные реки, являвшиеся их экономическим «стержнем», мощнейшей объединяющей силой. Специфические природные условия требовали от человека огромных затрат труда (типичная трудоинтенсивная экономика), объединения усилий и разделения труда (для повышения его эффективности).

Несмотря на некоторые географические отличия между ве-ликими речными цивилизациями, сформировавшийся в них тип хозяйства был очень близок.

В земледелии наибольшее развитие получили полеводство, огородничество и садоводство, в животноводстве - разведение племенного и рабочего скота.

Развитие ирригации требовало огромных коллективных усилий (как правило, всей общины) и даже государства.

Как и на протяжении длительного последующего периода, тор-говля была в основном внешняя, и велась она со средиземномор-скими территориями. В странах Востока появились первые ме-таллические деньги в виде различных монет и слитков.

На рубеже прошлой и нашей эры в Средиземноморском бассейне сложился более высокий тип цивилизации, получивший наименование средиземноморской (она постепенно трансформировалась в европейскую). Величие и господство средиземноморской цивилизации продолжалось на протяжении примерно 35 столетий - с XX в. до н. э. и до XV в. н. э., вплоть до эпохи Великих географических открытий. Типичная средиземноморская цивилизация получила развитие в Древней Греции и Риме, хотя на протяжении этого большого периода истории были взлеты Крита, Византии и городов-республик Северной Италии - , Генуи, Флоренции.

В отличие от предыдущих цивилизаций (горных и речных) это была типичная морская цивилизация, сформировавшаяся на побережье внутреннего моря. Ее становление стало возможным лишь тогда, когда был достигнут прогресс в мореплавании (технике, навигации). Не случайно Средиземное море называют «колыбелью мореплавания», т. к. в этом внутреннем море, в «тепличных» условиях шло развитие морского дела. Само название моря говорит о том, что оно со всех сторон окружено сушей. Береговая линия очень сильно изрезана, что давало возможность судам во время плавания не терять берег из вида. Само море было хорошей естественной преградой от набегов извне. На Средиземном море практически отсутствуют приливы и отливы, что позволяло даже небольшим судам в любое время причаливать к берегу.

Характер основных хозяйственных связей в рамках Средиземноморья значительно усложнился по сравнению с более ранними речными цивилизациями. Человек стал мощной производительной силой, активно участвующей во всех процессах, происходивших на этой территории.

Так, получила развитие первая в истории человечества морская цивилизация. Индейцы, африканцы и австралийские аборигены довольно слабо были связаны с морем (за исключением, конечно, Океании). Арабы, индейцы, китайцы и даже японцы (жители островов!) не имели такого развитого мореплавания, как европейцы. Однако европейцы преуспели не только на морях. В период существования Римской империи была создана сеть сухопутных дорог с постоялыми дворами и прочей транспортной « инфраструктурой».

Во времена Римской империи (см. статью « «) производящее хозяйство достигло высокого уровня. Широко применялись различные удобрения, в практику были введены севообороты. В животноводстве сложилось птицеводство, а для скота обустраивались обширные пастбища, высевались кормовые травы. Много внимания уделялось и экономическому обоснованию сельскохозяйственного производства. Так, во II в. до н. э. римский ученый Варрон делал расчеты рентабельности и доходности «аграрного сектора». Он же много говорил и о «духовных достоинствах земледелия, сближающего человека с природой».

Земледелие — один из основных и важнейших элементов нашей цивилизации за весь известный нам период её существования. Именно с началом земледелия и переходом к оседлому образу жизни связано формирование того, что мы понимаем под терминами «общество» и «цивилизация».

Почему первобытные люди перешли от охоты и собирательства к возделыванию земли? Этот вопрос считается давно решенным и входит в такую науку как политэкономия довольно скучным разделом.

Научный взгляд примерно такой: первобытные охотники и собиратели чрезвычайно сильно зависели от окружающей его природы. Вся жизнь древний человек вел жестокую борьбу за существование, в которой львиную долю времени занимал поиск пищи. И вследствие этого весь прогресс человека ограничивался довольно незначительным совершенствованием орудий добычи средств пропитания.

А тут еще прирост населения пошёл в геометрической прогрессии (быстро в смысле), есть стало совсем мало, а голодных совсем много однако. Охота и собирательство уже не могли прокормить всех членов первобытной общины. И общине не оставалось ничего другого как освоить новую форму деятельности — земледелие, для чего требовался, в частности, оседлый образ жизни. Вот такой-то переход к земледелию стимулировал развитие орудий труда, люди освоили строительство стационарного жилья, дальше начали формироваться социальные нормы общественных отношений и т.д. и т.п.

Данная схема кажется настолько логичной и даже очевидной, что все, как-то не сговариваясь, практически сразу приняли ее за истинную.

Но в последнее время появились противники этой теории. Первыми и, пожалуй, самыми серьезными «возмутителями спокойствия» оказались этнографы, которые обнаружили, что сохранявшиеся до последнего времени первобытные племена абсолютно не вписываются в стройную картину, рисуемую политэкономией. Закономерности поведения и жизни этих примитивных сообществ не просто оказывались «досадными исключениями», а в корне противоречили той схеме, по которой должно было бы вести себя первобытное общество.

Прежде всего, была выявлена высочайшая эффективность собирательства:

«И этнография, и археология накопили к настоящему времени массу данных, из которых следует, что присваивающее хозяйство — охота, собирательство и рыболовство — часто обеспечивают даже более стабильное существование, чем ранние формы земледелия… Обобщение такого рода фактов уже в начале нашего столетия привело польского этнографа Л.Кришивицкого к заключению, что «при нормальных условиях в распоряжении первобытного человека пищи более чем достаточно». Исследования последних десятилетий не только подтверждают это положение, но и конкретизируют его с помощью сравнений, статистики, измерений» (Л.Вишняцкий, «От пользы — к выгоде»).

Жизнь «примитивного» охотника и собирателя вообще оказалась весьма далека от всепоглощающей и суровой борьбы за существование. Но это все доводы!

Начало земледелия

Искусство земледелия — это слишком трудное искусство, чтобы новичок, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов. Очевидно, что поэтому раннее земледелие чрезвычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока . Основной культурой при этом становятся злаковые.

Пищевая эффективность злаковых растений не слишком высока — много ли зерна получишь, даже если засеешь им большое поле! «Если бы проблема действительно состояла в поиске новых источников пропитания, естественно было бы предположить, что агротехнические эксперименты начнутся с растениями, имеющими крупные плоды и дающими большие урожаи уже в диких своих формах»

Даже в «неокультуренном» состоянии клубнеплоды в десять и более раз превосходят злаки и зернобобовые по урожайности, однако древний человек по каким-то причинам вдруг игнорирует этот факт, находящийся в буквальном смысле у него под носом.

При этом, первооткрыватель-земледелец почему-то считает, что ему мало дополнительно взваленных на себя трудностей, и еще больше усложняет себе задачу, вводя еще и самую сложную обработку урожая, какую только можно было придумать.

Зерно — чрезвычайно трудоемкий продукт не только с точки зрения выращивания и сбора урожая, но и с точки зрения его кулинарной обработки. Прежде всего приходится решить проблему вышелушивания зерна из прочной и твердой оболочки, в которой оно находится. А для этого требуется специальная каменная индустрия.

По официальной точке зрения политэкономии, с переходом к земледелию человек решает свои «продовольственные проблемы» и становится менее зависимым от капризов окружающей природы. Но объективный и непредвзятый анализ категорически отвергает это утверждение, — жизнь только усложняется . По множеству параметров раннее земледелие ухудшает условия существования древнего человека. В частности, «привязывая» к земле и лишая его свободы маневра в неблагоприятных условиях, оно зачастую приводит к тяжелым голодовкам, практически незнакомым охотникам и собирателям.

Ну и насколько логичным и закономерным выглядит теперь переход наших предков от охоты и собирательства к земледелию?..

Этнографы снова против

Этнографы давно уже убедились в том, что так называемый «примитивный» человек вовсе не так глуп, чтобы ввергать себя в столь суровые испытания, какие возникают на «пути к цивилизованности». Но с какой же стати вольные охотники и собиратели на заре нашей истории все-таки отказались от традиционных форм самообеспечения продовольствием и водрузили на себя ярмо тяжелейшего, изнурительного труда, которым является земледелие?

Археологические данные свидетельствуют о том, что попытка освоения земледелия, например, на Ближнем Востоке (X-XI тысячелетия до новой эры) происходила в условиях последствий некоего катаклизма глобального масштаба, сопровождавшегося резким изменением климатических условий и массовым вымиранием представителей животного мира. И хотя непосредственно катастрофические события имели место в XI тысячелетии до нашей эры, их «остаточные явления» прослеживаются археологами еще в течение нескольких тысячелетий.

  • Во-первых, конечно естественно, что в условиях сокращения «кормовой базы» вполне могла возникнуть ситуация острого дефицита пищевых ресурсов для наших предков, вынужденных вследствие этого осваивать новые способы обеспечения себя питанием. Но если случилась глобальная катастрофа, то как свидетельствуют дошедшие до нас мифы и легенды (причем буквально у всех народов) — при Потопе выжили лишь немногие. То есть сократилась и пищевая база, и численность людей.
  • Во-вторых, естественной реакцией примитивных племен, занимающихся охотой и собирательством, на сокращение «кормовой базы» является в первую очередь поиск новых мест, а не новых способов деятельности , что подтверждается многочисленными этнографическими исследованиями.
  • В-третьих, даже с учетом произошедших изменений климата «дефицит кормовой базы» не мог продолжаться долго . Природа же не терпит пустоты: экологическую нишу вымирающих животных тут же занимают другие… Но если восстановление естественных ресурсов вдруг почему-то и не происходило так быстро, как это реально бывает в природе, все равно оно требует гораздо меньше времени, чем освоить и развить целую систему техники земледелия (а еще предварительно и открыть ее!).
  • В-четвертых, также нет никаких оснований полагать, что в условиях сокращения «кормовой базы» будет наблюдаться резкий всплеск рождаемости. Примитивные племена близки к окружающему животному миру, и поэтому в них сильнее сказываются природные механизмы саморегуляции численности: увеличение рождаемости в условиях оскуднения природных ресурсов приводит в том числе и к увеличению смертности…

И поэтому, хотя идея об определяющей роли роста населения в освоении земледелия и развитии культуры далеко не нова, этнографы до сих пор ее не принимают: у них достаточно фактических оснований для серьезных сомнений…

Таким образом теория «демографического взрыва» в качестве причины перехода к земледелию также не выдерживает никакой критики. И единственным ее аргументом остается факт сочетания земледелия с большой плотностью населения.

География же древнего земледелия заставляет еще больше усомниться в том, что на переход к нему наших предков подвигло резкое и внезапное сокращение «кормовой базы».

Про зерно и злаковые

Советский ученый Н.Вавилов в свое время разработал и обосновал метод, по которому оказалось возможным определять центры происхождения растительных культур. Согласно проведенным им исследованиям выяснилось, что подавляющее большинство из известных культурных растений ведет свое происхождение всего из восьми очень ограниченных по площади основных очагов.


Очаги древнего земледелия (по данным Н.Вавилова) 1 — Южномексиканский очаг; 2 — Перуанский очаг; 3 — Средиземноморский очаг; 4 — Абиссинский очаг; 5 — Переднеазиатский очаг; 6 — Среднеазиатский очаг; 7 — Индийский очаг; 8 — Китайский очаг

«Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Новосветские очаги приурочены к тропическим Андам, старосветские — к Гималаям, Гиндукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия» (Н.Вавилов, Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований»).

Все эти очаги, являющиеся, по сути, центрами древнего земледелия обладают весьма схожими климатическими условиями тропиков и субтропиков.

Но «Тропики и субтропики представляют оптимум условий для развертывания видообразовательного процесса. Максимум видового разнообразия дикой растительности и животного мира явно тяготеет к тропикам. Особенно это наглядно можно видеть в Северной Америке, где южная Мексика и Центральная Америка, занимая относительно ничтожную площадь, включают больше видов растений, чем весь необъятный простор Канады, Аляски и соединенных Штатов, взятых вместе (включая Калифорнию) » (там же).

Это определенно противоречит теории «дефицита кормовой базы» в качестве причины освоения земледелия, поскольку в этих условиях имеет место не только множественность видов, потенциально пригодных для сельского хозяйства и окультуривания, но и изобилие вообще съедобных видов, способное вполне обеспечить собирателей и охотников… Кстати, Н.Вавилов заметил и это:

«До сих пор в Центральной Америке и Мексике, также в горной тропической Азии, человек использует множество диких растений. Не всегда здесь легко разграничить культурные растения от соответствующих им диких » (там же).

Таким образом получается весьма странная и даже парадоксальная закономерность: земледелие возникло почему-то именно в наиболее изобильных районах Земли, — там, где предпосылок для голода было меньше всего. И наоборот: в регионах, где сокращение «кормовой базы» могло быть наиболее ощутимым и должно было (по всей логике) являться существенным фактором, влияющим на жизнь человека, никакого земледелия не возникло!!!

Другая «деталь»: сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете фигурирует по официальной версии узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность. А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле. Однако в такой точке зрения есть некое «шулерство» или манипуляция данными (как вам будет удобно).

Дело в том, что данный регион (по исследования Н.Вавилова) действительно является родиной той группы пшениц, которая называется «дикой». Кроме нее на Земле есть еще две основные группы: твердая пшеница и мягкая. Но оказывается, что «дикая» вовсе не означает «прародительница».

В результате глобального исследования различных видов пшеницы Н.Вавилов установил целых три независимых друг от друга очага распространения (читай — мест происхождения) этой культуры. Сирия и Палести оказались родиной «дикой» пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) — родиной твердых пшениц; а предгорья Западных Гималаев — центром происхождения мягких сортов пшеницы.


Регионы происхождения различных видов пшеницы по данным Н.Вавилова 1 — твердые сорта; 2 — «дикая» и пшеница-однозернянка; 3 — мягкие сорта

Различие видов пшеницы заключено на глубочайшем уровне : пшеница-однозернянка обладает 14 хромосомами; «дикая» и твердые пшеницы — 28 хромосомами; мягкие же пшеницы имеют 42 хромосомы. Но даже между «дикой» пшеницей и твердыми сортами с одинаковым количеством хромосом оказалась целая пропасть. И более того, аналогичная картина «оторванности» культурных видов от регионов распространения их «диких» форм наблюдается еще у целого ряда растений (горох, нут, лен, морковь и т.д.) !!!

Итак, что же в итоге?..

  1. С точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами, переход древних охотников и собирателей к земледелию является крайне невыгодным, но они все-таки совершают его.
  2. Земледелие зарождается именно в наиболее изобильных регионах, где полностью отсутствуют какие-либо естественные предпосылки для отказа от охоты и собирательства.
  3. Переход к земледелию осуществляется в зерновом, самом трудоемком его варианте.
  4. Очаги древнего земледелия территориально разделены и сильно ограничены. Различие культивируемых в них растений указывает на полную независимость этих очагов друг от друга.
  5. Сортовое разнообразие некоторых из основных зерновых культур обнаруживается на самых ранних стадиях земледелия при отсутствии каких-либо следов «промежуточной» селекции.
  6. Древние очаги возделывания целого ряда культурных растительных форм почему-то оказались географически удалены от мест локализации их «диких» сородичей.

Подробный анализ камня на камне не оставляет на «логичной и ясной» официальной точке зрения, а вопрос возникновения земледелия на нашей планете из скучного раздела политэкономии переходит в разряд самых загадочных страниц нашей истории . И достаточно хоть немного окунуться в ее подробности, чтобы понять всю невероятность случившегося.

Пойдем парадоксальным путем: попробуем объяснить невероятное событие через причины, которые могут показаться еще более невероятными . А для этого допросим свидетелей, которые и осуществляли собственно переход к земледелию. Тем более, что деваться нам некуда, поскольку единственной иной на текущий момент точкой зрения, отличной от официальной версии, является лишь та, которой придерживались наши древние предки и которая прослеживается в мифах и преданиях , дошедших до нас с тех далеких времен.

Наши предки были абсолютно уверены в том, что все произошло по желанию богов, спустившихся с небес . Именно они (эти боги) положили вообще начало цивилизациям как таковым, предоставили человеку сельскохозяйственные культуры и обучили приемам земледелия.

ВОТ! Так есть Боги то!

Весьма примечательным является тот факт, что данная точка зрения о связи происхождения земледелия с Богами господствует абсолютно во всех известных районах зарождения древних цивилизаций .

  • В Мексику кукурузу принес великий бог Кецалькоатль.
  • Бог Виракоча обучал земледелию людей в перуанских Андах.
  • Осирис дал культуру земледелия народам Эфиопии (т.е. Абиссинии) и Египта.
  • Шумеров приобщали к сельскому хозяйству Энки и Энлиль — боги, спустившиеся с небес и принесшие им семена пшеницы и ячменя.
  • Китайцам помогали в освоении земледелия «Небесные Гении».
  • А в Тибет «Владыки Мудрости» принесли фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле.

Второй примечательный факт: нигде, ни в каких мифах и легендах, человек даже не пытается поставить себе или своим предкам в заслугу освоение сельского хозяйства !!!

Прежде всего : весь вышеприведенный сравнительный анализ земледелия достаточно убедительно свидетельствует о том, что у человечества не было никаких «естественных» причин и предпосылок для перехода от охоты и собирательства к земледелию.

Во-вторых , мифология прекрасно объясняет факт, выявленный биологами и упомянутый выше, о «странной» множественности неродственных культурных видов основных зерновых в древних очагах земледелия и удаленность культурных форм от их «диких» сородичей: боги дали людям уже окультуренные растения.

В-третьих , версия «дара развитой цивилизации» способна объяснить и некоторые «странные» археологические находки, не вписывающиеся в общую официальную теорию происхождения земледелия.

В частности, в Америке: «…исследования показали, что в этом регионе в далекой древности кто-то проводил поразительно сложные анализы химического состава многих ядовитых высокогорных растений и их клубней . Причем эти анализы сочетались с разработкой технологии детоксикации потенциально съедобных овощей, чтобы сделать их безвредными . До настоящего времени «удовлетворительного объяснения того, каким путем шли разработчики этой технологии, нет», признается доцент антропологии Вашингтонского университета Дэвид Броумен» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

И что еще обращает на себя внимание — именно в местах, где возникли очаги земледелия, потом зарождались и религии….Уж не Боги ли посеяли среди людей не только злаки, но и религию? Но это уже отдельная тема, а пока достаточно!

источник http://www.tvoyhram.ru/stati/st45.html

Очаги древнейшего земледелия

Совокупность всех вышеизложенных соображений дает объяснение целому ряду странных особенностей, выявленных советским ученым Николаем Вавиловым при исследовании очагов древнейшего земледелия. Например, согласно его исследованиям, пшеница произошла вовсе не из одного центра, как это утверждают историки, а имеет сразу три независимых друг от друга места происхождения этой культуры. Сирия и Палестина оказались родиной «дикой» пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) - родиной твердых сортов пшеницы; а предгорья Западных Гималаев - центром происхождения мягких сортов.

Рис. 68. Родина пшеницы по данным Н.И.Вавилова (1 - «дикая» пшеница и пшеница-однозернянка; 2 - твердые сорта пшеницы; 3 - мягкие сорта пшеницы.)

Более того оказалось, что «дикая» вовсе не означает «прародительница»!..

«Вопреки обычным предположениям основные базы ближайших диких видов… не примыкают непосредственно к очагам концентрации… культурных пшениц, а находятся от них на значительном расстоянии. Дикие виды пшениц, как показывают исследования, обособлены от культурных пшениц трудностью скрещивания. Это несомненно особые… виды» (Н.Вавилов, «Географическая локализация генов пшениц на земном шаре»).

Но и этим важнейшим результатом его исследования не ограничились!.. В их процессе было обнаружено, что различие видов пшеницы заключено на глубочайшем уровне: пшеница-однозернянка обладает 14 хромосомами; «дикая» и твердые пшеницы - 28 хромосомами; мягкие же пшеницы имеют 42 хромосомы. Однако даже между «дикой» пшеницей и твердыми сортами с одинаковым количеством хромосом оказалась целая пропасть.

Как известно и как подтверждает это профессионал Н.Вавилов, добиться «простой» селекцией подобного изменения количества хромосом не так-то просто (если не сказать - практически невозможно). Если бы одна хромосома распалась на две или, наоборот, две слились в одну, проблем бы не было. Ведь подобное - дело вполне обычное для естественных мутаций, с точки зрения эволюционной теории. А вот для удвоения и тем более утроения сразу всего хромосомного набора нужны методы и способы, которые и современная-то наука не всегда в состоянии обеспечить, поскольку нужно вмешательство на генном уровне!..

Рис. 69. Николай Вавилов

Н.Вавилов приходит к выводу, что теоретически (подчеркнем - только теоретически!!!) нельзя отрицать возможного родства, скажем, твердой и мягкой пшеницы, но для этого надо отодвигать сроки культурного земледелия и целенаправленной селекции на десятки тысячелетий назад!!! А к этому нет абсолютно никаких археологических предпосылок, поскольку даже самые ранние находки не превышают по возрасту 15 тысяч лет, но уже обнаруживают «готовое» разнообразие видов пшеницы…

Однако весь характер распространения сортов пшеницы на земном шаре свидетельствует о том, что различие между ними существовало уже на самых ранних стадиях земледелия! Говоря другими словами, сложнейшие работы по модификации сортов пшеницы (и в кратчайшие сроки!!!) должны были реализовывать люди с деревянными мотыгами и примитивными серпами с каменными режущими зубьями. Представляете себе всю абсурдность такой картины?..

А вот для высоко развитой цивилизации богов, явно обладавшей технологиями генной модификации (вспомнить хотя бы легенды и предания о создании человека с использованием этих технологий), получение упомянутых особенностей разных сортов пшеницы - дело вполне рядовое…

Более того. Вавилов выяснил, что аналогичная картина «оторванности» культурных видов от регионов распространения их «диких» форм наблюдается еще у целого ряда растений - ячмень, горох, нут, лен, морковь и т. д.

И еще более того. Согласно исследованиям Н.Вавилова, подавляющее большинство из известных культурных растений ведет свое происхождение всего из семи очень ограниченных по площади основных очагов.

Рис. 70. Очаги древнего земледелия по данным Н.И.Вавилова

(1 - Южномексиканский; 2 - Перуанский; 3 - Абиссинский; 4 - Переднеазиатский; 5 - Среднеазиатский; 6 - Индийский; 7 - Китайский)

«Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Новосветские очаги приурочены к тропическим Андам, старосветские - к Г ималаям, Г индукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия» (Н.Вавилов, Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований»).

Скажем, во всей Северной Америке южномексиканский очаг древнего земледелия занимает лишь около 1/40 всей территории обширного континента. Примерно такую же площадь занимает перуанский очаг по отношению ко всей Южной Америке. То же можно сказать о большинстве очагов Старого Света. Процесс возникновения земледелия оказывается прямо-таки «неестественным», поскольку за исключением этой узкой полосы нигде (!!!) в мире даже не было попыток перехода к земледелию!..

И еще один важнейший вывод Вавилова. Его исследования показали, что разные очаги древнего земледелия, непосредственным образом связанные с возникновением и первых человеческих культур, появились фактически независимо друг от друга!..

Однако есть еще очень странная деталь. Все эти очаги, которые являются, по сути, центрами древнего земледелия, обладают весьма схожими климатическими условиями тропиков и субтропиков. Но…

«…тропики и субтропики представляют оптимум условий для развертывания видообразовательного процесса. Максимум видового разнообразия дикой растительности и животного мира явно тяготеет к тропикам. Особенно это наглядно можно видеть в Северной Америке, где южная Мексика и Центральная Америка, занимая относительно ничтожную площадь, включают больше видов растений, чем весь необъятный простор Канады, Аляски и соединенных Штатов, взятых вместе (включая Калифорнию)» (там же).

Это прямо противоречит теории «дефицита кормовой базы» в качестве причины освоения земледелия, поскольку в этих условиях имеет место не только множественность видов, потенциально пригодных для сельского хозяйства и окультуривания, но и изобилие вообще съедобных видов, способное вполне обеспечить собирателей и охотников. Имеет место весьма странная и даже парадоксальная закономерность: земледелие возникло именно в наиболее изобильных районах Земли, - там, где предпосылок для голода было меньше всего. И наоборот: в регионах, где сокращение «кормовой базы» могло быть наиболее ощутимым и должно было (по всей логике) являться существенным фактором, влияющим на жизнь человека, никакого земледелия не появилось!..

В связи с этим забавно было в Мексике - где располагается один из центров древнего земледелия - слушать рассказ гидов о том, на что идут разные части местных съедобных кактусов. Помимо возможности приготовления из этих кактусов массы всевозможных блюд (весьма вкусных между прочим), из них можно извлекать (даже не изготавливать, а именно всего лишь извлекать) нечто типа бумаги, добывать иголки для бытовых нужд, выдавливать питательный сок, из которого приготавливается местная бражка, и так далее и тому подобное. Можно просто жить среди этих кактусов, за которыми не требуется практически никакого ухода, и совершенно не тратить время на весьма хлопотное выращивание маиса (т. е. кукурузы) - местной зерновой культуры, которая, кстати, тоже представляет собой результат весьма нетривиальной селекции и манипуляций с генами своих диких прародителей.

Рис. 71. Плантация съедобных кактусов

В свете же рассмотренных особенностей биохимии богов можно найти весьма рациональное, но и весьма прозаическое объяснение как факту концентрации очагов древнего земледелия в очень узкой полосе, так и сходству условий в этих очагах. Из всех регионов Земли только в этих очагах имеет место набор условий, оптимальных для богов - представителей инопланетной цивилизации.

Во-первых. Все очаги древнего земледелия сконцентрированы в предгорьях, где атмосферное давление заведомо ниже, нежели на невысоких равнинах (заметим, что по выводам Н.Вавилова, в дельте Нила и в Междуречье находятся лишь вторичные очаги).

Во-вторых. В очагах древнего земледелия наиболее благоприятные для урожая климатические условия, что совершенно противоречит официальной версии о переходе человека к земледелию из-за необходимости обеспечения пропитанием, поскольку данные регионы - итак самые изобильные. Зато обеспечивается высокий урожай и по культурам, необходимым богам.

И в-третьих. Именно в этих очагах химический состав почв наиболее благоприятен для растительных организмов, богатых медью и бедных железом. Например, для всех зон подзолистых и дерново-подзолистых почв Северного полушария, простирающихся через всю Евразию, характерна повышенная кислотность, которая способствует сильному вымыванию ионов меди, вследствие чего эти почвы сильно обеднены данным элементом. И в этих зонах нет ни одного (!) очага древнего земледелия. С другой стороны, даже черноземная зона, богатая всеми необходимыми для растений элементами, не попала в список этих очагов, - она находится в низменной области, то есть в области более высокого атмосферного давления…

Апогеем развития присваивающего хозяйства раннеродовой общины было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики - земледелия и скотоводства, появление которых многие исследователи вслед за Г. Чайлдом называют «неолитической революцией». Термин был предложен Чайлдом по аналогии с введенным Энгельсом термином «промышленная революция». Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства для большей части человечества и многие племена оставались охотничьими и рыболовческими, не зная земледелия даже как вспомогательной отрасли производства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.

Изготовление керамики:
1 - спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 - налеп, Африка

Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки - биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая. Уже аборигены Австралии иногда пропалывали заросли злаков, а выкапывая ямс, зарывали его головки в землю. У семангов Малакки, в XIX в. стоявших примерно на той же стадии развития, что и бушмены, сбор дикорастущих плодов сопровождался начатками их культивирования - подрезкой верхушек деревьев, вырубанием мешавшего росту деревьев кустарника и т. п. Еще более тщательно заботились о новом урожае даров природы некоторые племена индейцев Северной Америки, собиравшие дикорастущий рис. Общества, стоящие на такой стадии хозяйственного развития, даже были обозначены немецким этнографом Ю. Липсом особым термином: «народы - собиратели урожая».

Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11-9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения - моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов - последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5-4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5-4 тысячелетий - тыква, перец, маис, картофель и др.

Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите - мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.

С возникновением земледелия и скотоводства совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству (воспроизводству) с помощью человеческой деятельности. Разумеется, производящее (воспроизводящее) хозяйство на первых порах так или иначе сочеталось с присваивающим, а во многих областях ойкумены высокоорганизованные охота и рыболовство надолго остались основным или даже единственным видом хозяйства. Вообще изобретение земледелия и скотоводства, связанных с определенными условиями природной среды, усилило неравномерность в историческом развитии человечества. Но результаты этого сказались позднее и главным образом уже за рамками эпохи первобытной родовой общины.

В этот день:

Дни рождения 1916 Родился Василий Филиппович Каховский - советский и российский историк и археолог, исследователь Чувашии. 1924 Родился Кристиан Еппесен - датский археолог и историк архитектуры, исследователь руин Галикарнасского мавзолея.

21-03-2014, 06:23


Земледелие зародилось в глубине веков неолита и бронзы, то есть около 10-12 тыс. лет до новой эры. О том, как происходил переход от простого собирания естественно растущих плодов к их возделыванию, ученые узнают в основном по археологическим находкам и наскальным рисункам древнейших людей. Этому помогает также изучение образа жизни современных племен Америки, Африки и Австралии. Такие племена еще в 19 и даже в 20 веках по своему развитию оставались на уровне каменного века. Обобщение всей этой информации позволяет судить об особенностях раннего земледелия.
Развитие земледелия всегда зависело от климатических условий местности. Тропический и субтропический пояса Земли не подвергались оледенению, здесь во все времена был теплый климат и создавались наилучшие условия для развития многообразного растительного и животного мира. Поэтому именно в этих районах нашей планеты возникли первые очаги жизни человека, зарождалось земледелие и скотоводство, образовывались первые государства.
Изучение мировой флоры, как культурной, так и дикой, дало бесценный материал для воссоздания процесса развития земледелия. На основании этих сведений выдающийся биолог современности Николай Иванович Вавилов создал полицентрическую теорию зарождения земледелия.

Н. И. Вавилов показал, что существовали первичные очаги культурных растений, или «центры концентрации генов» (рис. 43). Археологические и палеоботанические исследования последних десятилетий подтвердили и уточнили выводы Вавилова о времени и месте зарождения земледелия и скотоводства.

С «вавиловскими центрами» во многом совпадают признанные сегодня центры возникновения земледелия и скотоводства. В Старом Свете это Западный, Восточный и Африканский ареалы древнейшего земледелия (рис 44).

Западный ареал включает Юго-Западноазиатский (Переднеазиатский) и Средиземноморский центры (по Н. И. Вавилову). Исторически они тесно связаны между собой.
Юго-Западноазиатский географический центр охватывает внутренние области Турции, Север Ирака, Иран, Афганистан, Республики Средней Азии и Пакистан. Этот центр - один из древнейших очагов, где первые опыты по окультуриванию растений и одомашниванию животных были сделаны уже 10-12 тыс. лет назад.
Н. И. Вавилов установил, что этот центр дал начало очень многим видам культурных растений - пшенице двузернянке и мягкой пшенице, голозерному ячменю, мелкосемянному льну, чечевице, гороху, нуту, овощным растениям - капусте, моркови. Здесь же находится родина азиатских хлопчатников, плодовых культур - яблони, вишни, инжира, граната, миндаля, винограда, хурмы и других культурных растений.
В этом же центре обитают родоначальники домашних животных - безоаровые козы, азиатские муфлоны, туры и свиньи.
Средиземноморский центр охватывает страны Восточного Средиземноморья, Балканы, острова Эгейского моря, берега Северной Африки и долину Нижнего Нила. Земледелие в этом районе началось не позднее 6 тыс. лет назад.
Здесь сосредоточены очаги окультуривания пшеницы-однозернянки и многих разновидностей пшеницы-двузернянки, овса, крупносемянного льна, маслин, крупноплодного гороха, конских бобов, овощных растений (чеснока, салата). Одомашнивание крупного рогатого скота, овец и коз, вероятно, произошло в Средиземноморском центре.
Юго-Западноазиатский и Средиземноморский ареалы древнего земледелия по существу представляют собой единый историко-культурный регион. Здесь расположены самые ранние памятники оседлых земледельцев - Иерихон в Палестине, Чатал-Юйюк в Анатолии, Hea Никомедиа в Греции и другие.
Находки ученых показали, что переход от стадии собирательства к регулярному земледелию и возделыванию злаков осуществлялся почти одновременно на территории ареала в трех или четырех микроочагах. Древнейшие земледельцы использовали местные виды дикорастущих злаков и других полезных растений, приспосабливались к особенностям климата, почв, рельефа, речной сети, сезонных явлений (осадкам, разливам рек, озер и т. п.).
В 6-4 тысячелетиях до н. э. Культура земледелия и скотоводства постепенно распространяется из этих древнейших очагов в Юго-Восточную, Центральную и Западную Европу, проникает на Кавказ и юг европейской части России.
Восточный ареал включает два крупных географических центра, открытых Н. И. Вавиловым - Южно-азиатский тропический и Восточно-азиатский. Эти центры тесно связаны между собой исторически. Они имеют много общего в характере культурных растений и распространении навыков земледелия. Самые ранние находки в этих районах отнесены учеными к 7-8 тысячелетиям до н. э.
В этом ареале произошло окультуривание риса, проса, гречихи, сои, сливы, цитрусовых, бананов, индийского миндаля, овощных растений - китайской капусты, редьки, огурца, перца, тыквы-горлянки и других.
Главной пищевой культурой Азии служит рис, который до сих пор питает половину человечества. Первоначальные ареалы разведения риса связаны со склонами Восточных Гималаев и болотистыми равнинами Индокитая. Культуре риса во многих областях этого региона предшествовало тропическое земледелие огородного типа с культурой корнеплодов и клубнеплодов. Вероятно, дикий рис первоначально появился как сорняк на земледельческих участках, а позднее был введен в культуру.
Африканский ареал древнего земледелия охватывает районы Северной и Экваториальной Африки. Зарождение земледелия и скотоводства в Сахаре обусловлено тем, что этот регион в древности имел более влажный климат, чем теперь.
Известно, что более 2 тыс. лет назад карфагенский полководец Ганнибал для завоевания Рима привел из Северной Африки боевых слонов. Они тогда водились в лесах, которые росли на месте современной Сахары. Позднее бывшая римская провинция Африка, житница Древнего Рима, не без участия человека превратилась в бесплодную пустыню.
В Западном и Центральном Судане были введены в культуру разновидности сорго, негритянского проса (пенциллярии), некоторых овощей и корнеплодов.
Эфиопский центр (по Н. И. Вавилову) является родиной хлебного злака тэфф, масличного растения нуг, отдельных видов бананов, зернового сорго, а также кофейного дерева.
По мнению ученых, ячмень и пшеница были завезены в глубинные районы Африки позднее из Передней Азии и Южной Аравии. Продвижение земледелия в глубь тропических лесов и саванн Восточной и Южной Африки привело к появлению в этих районах восточно-азиатских корнеплодных растений. В первые века нашей эры в Африку из Индонезии были завезены азиатские культуры, в частности рис.
В Новом Свете человек появился приблизительно 20-30 тыс. лет назад, задолго до возникновения земледелия на стадии охоты, рыболовства и собирательства. Поэтому обитатели Америки прошли приблизительно такой же исторический путь - от присваивания даров природы к их производству.
Древнейшие культурные слои (10-7 тыс. лет до н. э.) характеризуют обитателей Мексики как бродячих охотников и собирателей. Ho уже в 6-5 тысячелетиях до н. э. здесь появляются окультуренные растения (мускатная тыква, амарант, перец, фасоль, кукуруза), развивается орошаемое земледелие.
Н. И. Вавилов выделил на Американском континенте следующие очаги происхождения культурных растений. Южномексиканский и Центральноамериканский (кукуруза, фасоль, тыква, перец и др.), Южноамериканский (картофель, амарант, лебеда), Чилоанский (картофель), Бразильско-Парагвайский (маниок, арахис, ананас и др.).
Как показали археологические исследования, существовало несколько микроочагов зарождения древнего земледелия в Центральной Америке и в Перу, в каждом из которых в культуру было введено одно - два растения. Целый ряд растений был окультурен независимо: перец - в долине Тамаулипас и в Перу, бобы в Мексике и Перу, кукуруза, ряд видов тыквы и фасоли - в Южной Мексике.