«Молот ведьм» — кровавая библия инквизиции. Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»? Чему посвящен трактат молот ведьм

На игрища ведьмы и колдуны собирались со своими адскими полюбовниками в полночь: в горах, на лесных лужайках, в садах или вокруг виселицы. Встретившись, они ели и пили, не зная меры, богохульствовали, шумели, кичились своими злодействами и коварными планами, поколачивали растяп и славили Сатану. Но главное место на этих сборищах отводилось диким танцам, во время которых нагие мужчины и женщины с факелами в руках, прижавшись спиной к спине, неистово корчились и горланили непристойные песни. Заканчивались эти дикие танцы в предрассветный час дикими похотливыми играми, в которых без разбору совокуплялись друг с другом демоны, женщины и мужчины. В отличие от таких нередких ночных сборищ шабаш носил характер праздничной сатанинской мессы. Устраивались шабаши большей частью в дни церковных праздников, в основном в Вальпургиеву ночь и ночь на Ивана Купалу. Главным здесь был сам Сатана, при появлении которого присутствующие должны были, преклонив колена, восславить его молитвой: «Сатана наш, иже еси во аде...» После подобного приветствия ведьмы и колдуны клали к его ногам подарки, главным образом тела убиенных младенцев. После того как Сатане представляли новых членов секты, начиналось пиршество. Во время него подавались не простые человеческие кушанья (как на обычных ведовских сборищах), но самые что ни на есть мерзкие: жареная человечина, рагу из ворон, отварные кроты и лягушки.

Затем начиналась пляска, во время которой под оглушительные звуки флейт и барабанов участники сборища, непристойно корчась, прыгали спинами вперед до тех пор, пока ряды их не смыкались, и тут начиналась самая разнузданная оргия.

Кульминацией шабаша было торжественное поклонение Сатане, который во время этой церемонии восседал на своем троне, обернувшись громадным лохматым козлом с пылающими глазами и светящимися ледяным светом рогами. Все присутствовавшие должны были на коленях приблизиться к нему, дабы поцеловать под хвост; он же время от времени испускал зловонные ветры. Сатанинская месса завершалась торжественным поношением Бога и топтанием крестов и освященных гостий. Когда же Сатана покидал шабаш, ведьмам еще предстояло уладить множество разных дел: сварить себе мазь, переговорить о ближайших планах. С рассветом собравшиеся отправлялись в обратный путь.

Ганс Бальдунг Грин

На знаменитой картине немецкого художника эпохи Северного Ренессанса Ганса Бальдунга Грина (1485-1545) изображены две ведьмы, насылающие непогоду. Прилетели они на козле, который улегся между ними. С помощью заклятий и колдовского отвара ведьмы готовят непогоду, и вот уже на небе появляются кроваво-красные грозовые тучи.

Обвиняя ведьм и колдунов в «нанесении порчи колдовством по наущению Дьявола», им приписывали самые мерзкие преступления.

Судьи старательно отмечали все магические средства, которыми пользовались колдуны: заговоры и заклинания, нарисованные или нацарапанные знаки, кукол, изображающих людей, на которых напускалась порча, самые разнообразные яды, настойки и мази, волшебные палочки и волшебные иглы, ядовитых червей и насекомых, отравленный дух и пресловутый «дурной глаз». Этими и многими другими средствами пользовались ведьмы, строя свои козни против людей, животных и всего сущего.

Чаще всего ведьм обвиняли в том, что они напускают хвори. Еще и поныне об этом напоминает название внезапной боли в пояснице: «ведьмин прострел». Винили их также в мужском бессилии, женском бесплодии, врожденных уродствах, внезапном помутнении глаз, различных душевных болезнях. Под пытками обвиняемые сознавались в еще более мерзких преступлениях, например в отравлении беременных или удушении новорожденных, тельца которых нужны были, чтоб приготовить мазь, позволяющую летать, или же отвар, от которого чахнут виноградники.

К числу излюбленных дьявольских козней относилась также порча домашнего скота. Охотники на ведьм немедленно начинали высматривать виновных, если у коров внезапно скисало молоко. Ведь ведьмы и колдуны подмешивают в траву яд и насылают на скот порчу!

Стоило ведьмам втереть животным волшебную мазь, и тех мог разбить паралич. И потом: крестьяне то и дело находили на пастбище окровавленные туши животных, растерзанных ведьмами или колдунами, обернувшимися волками. К тому же в трактатах о ведьмах говорилось, что ненависть ведовской секты бывает направлена не только на людей и животных, но и на все творения Господни. Отсюда и въедливые расспросы судей: не покушались ли обвиняемые на установленный миропорядок? Не вызывали ли они, например, грозу ударами кнута по воде? Не лепили ли градины из воды и каменьев? Не опрокидывали ли горшок, наводя иней, чтобы погубить под ним растения и плоды? Не случалось ли им по наущению Дьявола оживлять из грязи и нечистот мышей, крыс, мошкару и прочих вредителей полей, напуская таким образом голод? Инквизиторы трудились не покладая рук, пока подозреваемая в колдовстве под пытками не «каялась» во всех этих, а то и в гораздо худших прегрешениях.


Средневековая гравюра

Во второй половине XV века охота на ведьм постепенно распространилась на весь север Европы, сначала Южную Германию, затем Рейнскую область и Северную Германию. Наиболее ревностными поборниками этой травли были ученые монахи-доминиканцы Генрих Крамер (лат. Генрих Инститорис) и Якоб Шпренгер. Однако оба встретили непонимание и сопротивление немецких епископов, князей и городских властей.

Тогда взбешенный Инститорис, с 1479 года исполнявший обязанности инквизитора Верхней Германии, отправился в Рим искать помощи у самого папы. Его поездка увенчалась успехом. 5 декабря 1484 года папа Иннокентий VIII (1484-1492) выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» («Summis desiderantes affectibus» – «Всеми помыслами души»). В ней он безоговорочно повторил все, в чем уверил его фанатичный Инститорис: ведьмы нынче расплодились по всей Германии; Церкви и христианской вере грозит смертельная беда. Он, верховный пастырь всех христиан, призывает всех облеченных властью решительно поддерживать «возлюбленных сынов» Инститориса и Шпренгера в деле разоблачения и искоренения дьявольского заговора. Булла, размноженная благодаря книгопечатанию, получила широчайшее распространение и привлекла к себе всеобщее внимание.

Этим обстоятельством искусно воспользовались Шпренгер и Инститорис, дополнившие папское слово огромным трактатом о ведьмах, опубликованным в 1487 году под названием « » («Malleus maleficarum»). Эта пагубная книга, состоящая из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов, объединила все знания ученых-богословов о ведьмах и весь практический опыт борьбы с ними. Старания авторов оправдали себя: на протяжении двух веков «Молот ведьм» издавался 29 раз, став своеобразной библией охотников за ведьмами.


Римский папа Иннокентий VIII
автор «Буллы о ведовстве»

Римский папа Иннокентий VIII, автор пресловутой «Буллы о ведовстве», призывал немецкие власти к преследованию и беспощадному истреблению ведьм. Монахи Шпренгер и Инститорис на основании буллы издали трактат под названием «Молот ведьм». Сегодня нам трудно понять причины успеха этой книги, ибо, даже если простить авторам все суеверия того времени, «Молот ведьм» останется одним из самых отвратительных творений мировой литературы. Отвратителен он в первую очередь своей одержимостью. Под покровом богословской учености авторы предаются описаниям самых мерзких распутств и извращений. Отвратительна и бесконечная ненависть авторов этого «благочестивого сочинения» к женщинам. С каким презрением описаны в нем эти «несовершенные твари», глупые, похотливые, вероломные, тщеславные, любопытные, болтливые, лживые, нестойкие в вере – ну чем не добыча для Дьявола! Отвратительна, наконец, и фанатическая бесжалостность авторов. Шпренгер и Инститорис учат судей духовных и светских прибегать к самым немыслимым подлостям и жестокостям ради выслеживания и истребления ведьм и колдунов. В этом деле хороши, по их мнению, даже заведомо лживые посулы. Однако не «Молот ведьм» стал причиной объявленной охоты на ведьм: причин этих, как мы могли убедиться, и без того было предостаточно. Появление этого трактата лишь ознаменовало тот исторический момент, когда твердыня разума окончательно пала и одержимость ведовством, подобно отравленной туче, нависла над христианским миром Запада. И случилось это не в эпоху «мрачного Средневековья», как полагают многие, а уже на заре Нового времени, времени зарождения идей свободы и первых великих побед пытливого человеческого разума!

Картины тематики «Ведьмы и инквизиция»

Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»?

Первая буква "д"

Вторая буква "е"

Третья буква "м"

Последняя бука буква "я"

Ответ на вопрос "Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»? ", 11 букв:
демонология

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова демонология

Наука и религиозная практика, объектом которой выступают сверхъестественные существа, называемые бесами, духами или гениями

Верование в злых духов

Определение слова демонология в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от демон и...логия), в ряде религий учение о злых духах, исторически восходящее к первобытной вере в духов. Наиболее значима Д. в религиях с дуалистическим членением Вселенной на мир добра и мир зла ≈ в зороастризме и манихействе. В позднейших религиях,...

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
демонологии, мн. нет, ж. (от греч. daimon - божество и logos - учение). Система мифических представлений о нечистой силе (этнол.). Научная дисциплина, изучающая эти мифические представления. Отрасль средневекового богословия, трактовавшая о злых духах (истор.)....

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Демонология - общее название разнородных мифов о демонах. Название используется по аналогии с современными научными направлениями. Основными направлениями в демонологии обычно являются изучение демонов, описание поведения демонов, описание обрядов по вызову...

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Учение о Демонах (2), существующее в некоторых религиях.

Примеры употребления слова демонология в литературе.

Он не просто уходит полностью в демонологию , он ни на минуту не забывает теоретической философии своего учителя и старается как бы проверять демонологическую практику при помощи чисто теоретических философем.

Теперь он искал литературу по колдовству и волшебству, оккультизму и демонологии , и когда библиотеки Провиденса исчерпали себя он сел на поезд до Бостона, чтобы там рыться в богатствах большой библиотеки в Коплей-Сквер, Гарвардской и Зинонской исследовательской библиотек, где были доступны редкие работы на библейскую тематику.

Эта демонология иллюстрируется несколькими любопытными рассказами о волхвах и кудесниках на Руси того времени и параллельными библейскими примерами.

Эта демонология широко пользовалась цитатами из западных антисемитских источников - сочинений Гитлера или Розенберга в Германии, Лиса или Джордана в Англии, древних мусульманских источников, это были и подражания западным остроумным антисемитским шуткам, иногда даже из еврейских источников.

По мнению Трахтенберга, христианское влияние сказалось, возможно, в том, что демонология , или наука о демонах, заняла менее значительное место, чем ангелология, или наука об ангелах.

Это самый известный трактат по демонологии, написанный еще в эпоху средневековья. Авторство этого труда принадлежит двум немецким монахам Доминиканского ордена Якову Шпренгеру и Генриху Крамеру. Точная дата написания трактата - 1486 год. Оба эти монаха были ярыми «охотниками на ведьм», именно по этой причине «Молот ведьм» - самый мрачный труд из всех подобных ему изданий. В период расцвета инквизиции эта книга была обязательна к прочтению для каждого противника ереси.

Трактат включал в себя собрания всех известных на то время приданий и легенд о ведьмах и черной магии. Труд был одобрен Папой Иннокентием VIII и официально стал настольной книгой инквизиторов. Книга была написана доступным для широкого понимания языком и, кроме церковного одобрения, получила одобрение судейское. Она состояла из правил и советов по уничтожению ведьм, составленных на основе знаний демонологии того периода и церковных знаний. Руководство по преследованию ведьм было изложено в трех частях.

Первая часть «Молота ведьм» состояла сплошь из рассуждений о вреде ведовства и опасности его для общества. Это считалось строгим преступлением и каралось смертью. Так же в этой части была дана классификация ведьм с делением их на три типа: те, кто только вредят и налагают проклятия, ведьмы, которые способны исцелять, и ведьмы, сочетающие и те и другие способности. В подтверждение виновности ведьм в ход шли любые свидетельствования, которые могли давать даже преступники, проститутки и прочие отлученные от церкви лица.

Вторая часть трактата самая обширная и содержит в себе описания способов вредительства ведьм, а также способов излечиться от этого вредительства. Отдельно упоминается категория лиц, на которых чары ведьм не действуют. Это инквизиторы, а также люди, которые оберегаются святой водой, ветками вербы, солью и прочими святыми предметами. Отдельно в трактате описывается деятельность колдунов мужского пола. Многие главы описывают сексуальные сношения ведьм, любовное колдовство, соблазнение против воли и прочие «проделки». Также описываются случаи оборотничества, переноса предметов с места на место, управление природными стихиями и прочее. В качестве избавления от подобных явлений рекомендуется паломничество к святым местам и молитвы. Если колдовство было очень сильным, то избавить от него может только смерть ведьмы, наложившей заклятие.

Третья часть книги полностью посвящена юридической стороне преследования и доказательства виновности ведьм. Решение о виновности ведьмы выносить мог только судья, что фактически означало смертный приговор. Разумеется, до самого судебного процесса обвиняемых ожидала камера пыток, где многие от издевательств и боли признавались в причастности к ведовству, даже будучи невиновными.

Использование инквизицией «Молота ведьм», построенного на предрассудках и витиеватых фразах из церковных канонов, призванных затуманивать голос разума, в свое время привело к травле и гибели тысяч невинных женщин.

Сегодня вышел очередной выпуск «АиФ» № 19 от 10 мая 2017 года и мы подготовили вопросы и ответы на этот выпуск кроссворда.

По горизонтали:

1. Горючее для бахвала. Ответ из 14 букв: САМОДОВОЛЬСТВО
4. Квадратно-гнездовой … посадки картофеля. Ответ из 6 букв: СПОСОБ
9. Кто «обеспечивает бессмертие после кончины» братьям нашим меньшим? Ответ из 12 букв: ТАКСИДЕРМИСТ
10. Языковая трансформация. Ответ из 7 букв: ПЕРЕВОД
12. Мыльная, но не опера. Ответ из 4 букв: ПЕНА
13. Искусство попадать движениями в ноты. Ответ из 5 букв: ТАНЕЦ
14. «Промчится … на дельфине, в рожок серебряный трубя». Ответ из 5 букв: ОТРОК
16. Сколько получил от Александра Корейко отступных Остап Бендер? Ответ из 7 букв: МИЛЛИОН
20. Кто над иноками поставлен? Ответ из 6 букв: ИГУМЕН
22. «Осиновое оружие» против вампиров. Ответ из 3 букв: КОЛ
23. «Хмуриться не надо, …!» Ответ из 4 букв: ЛАДА
27. Заготовка для вышибалы. Ответ из 5 букв: БУГАЙ
28. В какой из наших областных центров лежит путь через заграницу? Ответ из 11 букв: КАЛИНИНГРАД
31. Где мыши без еды точно не останутся? Ответ из 5 букв: АМБАР
32. Какая Марфа стала третьей женой Ивана Грозного? Ответ из 8 букв: СОБАКИНА
34. Фамилия папы Иоанна Павла II. Ответ из 7 букв: ВОЙТЫЛА
35. Какой цветок связан с богиней Дианой? Ответ из 6 букв: ЛАНДЫШ
39. Хрустяшка для сладкоежки. Ответ из 4 букв: БЕЗЕ
40. «У крупных неприятностей и … толще». Ответ из 5 букв: ШКУРА
41. «Искусственное прерывание» власти. Ответ из 9 букв: ПЕРЕВОРОТ
42. Юбка на Шоне Коннери по особо торжественным случаям. Ответ из 4 букв: КИЛТ
43. «У кого руки в навозе, у того на губах …» (финская пословица). Ответ из 3 букв: ЖИР
45. Сказочный трудяга, отплативший за скупость своему работодателю. Ответ из 5 букв: БАЛДА
46. Мультяшный лев, поехавший на каникулы в Африку. Ответ из 9 букв: БОНИФАЦИЙ
47. Откуда родом Раймонд Паулс? Ответ из 4 букв: РИГА
48. Какая ящерица когда-то была главным хищником Австралии? Ответ из 5 букв: ВАРАН
49. Что на бирже котируется? Ответ из 5 букв: АКЦИЯ
50. «Таксист без лицензии» на водительском жаргоне. Ответ из 7 букв: БОМБИЛА
51. «Гарантия» того, что вы будете держать язык за зубами. Ответ из 4 букв: КЛЯП
52. Игра метателей. Ответ из 5 букв: ДАРТС

По вертикали:

1. Потеря «в состоянии аффекта». Ответ из 12 букв: САМОКОНТРОЛЬ
2. Столовый протектор. Ответ из 8 букв: СКАТЕРТЬ
3. Русский художник, приложивший руку к созданию будёновки. Ответ из 8 букв: ВАСНЕЦОВ
5. Культовый фильм «… юрского периода». Ответ из 4 букв: ПАРК
6. Какой металл алхимики связывали с Сатурном? Ответ из 6 букв: СВИНЕЦ
7. Кто играет на саксофоне в фильме «Ландыш серебристый»? Ответ из 6 букв: БУТМАН
8. «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье» (классический роман). Ответ из 5 букв: ИДИОТ
11. У какой европейской страны самая протяжённая в мире морская граница с Канадой? Ответ из 5 букв: ДАНИЯ
12. Жара в аду. Ответ из 5 букв: ПЕКЛО
15. Ночное состояние здорового мозга. Ответ из 5 букв: ПОКОЙ
17. Художественная эмаль. Ответ из 7 букв: ФИНИФТЬ
18. Сотрудник, помогающий «свести счёты». Ответ из 9 букв: БУХГАЛТЕР
19. Птица, что заглатывает добычу, не вынимая клюва из ила. Ответ из 5 букв: БЕКАС
21. «Кровавая сталь» из пушкинской «Чёрной шали». Ответ из 5 букв: БУЛАТ
22. «Ареал чиновника». Ответ из 7 букв: КАБИНЕТ
24. Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»? Ответ из 11 букв: ДЕМОНОЛОГИЯ
25. Дымок над кипятком. Ответ из 3 букв: ПАР
26. Мускатные заросли. Ответ из 11 букв: ВИНОГРАДНИК
28. Из какого болотного растения маги делают «жезл властителя подлунного мира»? Ответ из 5 букв: КАМЫШ
29. Венецианский правитель. Ответ из 3 букв: ДОЖ
30. «Французский Спенсер Трейси», у которого случился бурный роман с Марлен Дитрих. Ответ из 5 букв: ГАБЕН
33. Кто «несёт свет людям»? Ответ из 8 букв: ЭЛЕКТРИК
36. «Сало на сковородке». Ответ из 7 букв: ШКВАРКА
37. Чем с крупье расплачиваются? Ответ из 5 букв: ЖЕТОН
38. На какой овощ не следует налегать при проблемах с почками? Ответ из 7 букв: ПОМИДОР
39. «Золотая столица» Сибири. Ответ из 7 букв: БОДАЙБО
41. Что «на ночь глядя» надевают? Ответ из 6 букв: ПИЖАМА
44. Какого Тома сыграл Мэтт Деймон в криминальной драме Энтони Мингеллы? Ответ из 5 букв: РИПЛИ
46. Декор косы. Ответ из 4 букв: БАНТ

Кто в наши дни не слышал об Инквизиции? Эта организация стала неотъемлемой частью массовой культуры: о ней снимают фильмы, пишут книги, создают компьютерные игры. В сознании современного человека образ Инквизиции по большей части создан при помощи поп-культуры, зачастую излишне романтизирован и не всегда соответствует действительности.

Какие ассоциации приходят на ум, когда мы слышим это зловещее слово – Инквизиция? Костры, ведьмы, пытки, мрачные и суровые монахи, закутанные в чёрные сутаны. А некоторые вспомнят и «Молот ведьм» - средневековый трактат о демонологии, также ставший известным широкому кругу людей вследствие популяризации Инквизиции в средствах массовой культуры. Что же это за трактат такой, и чем он необычен?

«Молот ведьм» , он же Mallēus Maleficārum (лат.), он же Hexenhammer (нем.) – знаменитый труд двух немецких друзей-инквизиторов Генриха Крамера и Якоба Шпренгера, изданный в 1487 году. Полное латинское название книги – «Malleus Maleficarum, Maleficas, & earum hæresim, ut phramea potentissima conterens», что переводится как «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу». Написан трактат был в 1486 году доминиканским инквизитором Генрихом Крамером, который подписался латинизированным вариантом имени - Генрикус Инститор. Его соавтором выступил декан Кёльнского университета, инквизитор Якоб Шпренгер. Издан сей труд был в городе Шпайер. Прежде чем приступить к описанию содержания сего шедевра, следует сказать несколько слов об авторах.

Генрих Крамер был немецким монахом и состоял в доминиканском ордене. Всю свою жизнь он являлся активным сторонником охоты на ведьм, по его собственным словам, отправил на костёр 200 человек.

Отличался крайней жестокостью и подозрительностью, во время своих проповедей запугивал народ и призывал писать доносы при малейших подозрениях на порчу и иное колдовство, убеждал всех в теории заговора. По мнению Крамера, действия дьявола и ведьм вот-вот должны были привести к концу света. Он пытал людей, ища виновных, не пытаясь никого оправдать. Отличался особой жестокостью даже среди своих собратьев-инквизиторах. Его часто критиковали, а в 1490 году даже осудили за неадекватные методы допроса.

Якоб Шпренгер был деканом Кёльнского университета, а также состоял в доминиканском ордене. Он считается соавтором Крамера, однако, по всей видимости, его перу принадлежало лишь введение.

Несмотря на своё звучное название, раскрученное благодаря всевозможным книгам и фильмам, «Молот ведьм» является весьма занудным чтивом, посвящённым по, большей части, теологическому и юридическому обоснованию необходимости в охоте на ведьм. Сама книга разделена на три части.

Первая часть посвящена изложению точки зрения Церкви на колдовство, которое объявлялось худшим из преступлений. Проводилось деление ведьм на три вида. Первая часть целиком состоит из рассуждений и теоретических доказательств существования бесов и их влияния на мир, особенностях полового акта с суккубами и инкубами, а также описаний того, как ведьмы крадут у мужчин половые члены.

Вторая часть продолжает те же темы, а также добавляет к ним описания способов ведьминского вредительства и устранения или излечения колдовства. Очень много внимания уделяется сексуальным делам ведьм, краже мужских половых органов и тому, как со всем этим бороться. Становится понятно, что волновало друзей-нквизиторов больше всего.

Ну а третья часть полностью посвящена юридической стороне вопроса охоты на ведьм. Приводятся правила судебных процессов, способы вынесения приговоров, пыток, допросов, доказательства виновности в колдовстве и многое другое.

При чтении «Молота ведьм» сначала становится смешно от всех этих нелепых объяснений и доказательств, противоречащих логике и здравому смыслу, но постепенно веселье сходит на нет, когда понимаешь, что в то время люди воспринимали всё это серьёзно. Более того, на основании подобных диких измышлений выносились смертные приговоры. Ознакомьтесь только с несколькими цитатами:

«Как ведьмы лишают мужчин полового члена; следует иметь, однако, в виду, что не в действительности они отнимают у человеческого тела член, но чародейским искусством только скрывают его, как установлено выше в соответствующем месте. В городе Равенсбурге один юноша был привязан к девушке, но когда захотел бросить ее, то чародейственным образом потерял мужской член, так что не мог видеть его и чувствовал лишь гладкое тело. Он опечалился».

«Дующие ведьмы - наиболее глупые из всех ведьм, ибо если были бы умны, то не дули бы».

«Этот бес начал с того, что стал ночью побуждать и манить к прелюбодеянию одну знатную женщину, лежавшую в постели, а затем стал действиями возбуждать ее к скверне. Когда она закричала, бес, во образе святого епископа, спрятался под ее постель. Найденный там, он стал лгать, называя себя епископом Сильваном».

А ещё «Молот ведьм» - это самый настоящий гимн женоненавистничества. По мнению Крамера и Шпренгера все женщины – грешницы априори:

«Если женщина плачет, то она конечно готовит козни».

«Уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно - из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное».

«Мы должны сказать, после точной проверки материала, что женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний».

И подобных высказываний – огромное количество! Сейчас невозможно с точностью сказать, сколько человек было подвергнуто пыткам и предано смертной казни из-за книги, написанной явно психически нездоровыми друзьями-монахами, однако по разным данным это десятки, а то и сотни тысяч человек. Остаётся порадоваться, что времена охоты на ведьм и религиозного фанатизма остались далеко в прошлом. Так ведь?