Не суффиксальный способ. Какие существуют способы образования слов в русском языке. Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами

Основные способы словообразования (бессуффиксный, суффиксальный, приставочный...)

Переходим к Б

B1

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв.

Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ← кому.

Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной.

Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например:

перерыв ← перерывать.

Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования.

Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом.

Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь ← рассыпать (бессуффиксный).

Самая распространённая ошибка при определении способа словообразования - неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например:

переход ← ход (приставочный способ).

По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом:

переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования).

Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например:

сверхновый, постиндустриальный.

Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем:

меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Основные способы образования слов в русском языке

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.

Бежать - у-бежать. (Оба слова являются глаголами.)

Школьный - до-школьный. (Оба слова являются прилагательными.)

Дедушка - пра-дедушка. (Оба слова являются существительными.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.

Дом - дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.)

Сила - силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.)

Удиви-ть - удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Скорый - у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.)

Есть - на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)

Особый способ словообразования - бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть - бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается).

Переход-и-ть - переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.)

Крич-а-ть - крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)

Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.

Глуx-ой - глушь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Тих-ий - тишь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Образование слов с помощью сложения

С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.

При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:

ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.

Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа ).

Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь ).

Сем-И-летний (от словосочетания семь лет ).

Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.

Стенгазета (от словосочетания стенная газета ).

Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент ).

ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности ).

Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит сокращения основ и не используются соединительные гласные.

Ума лишенный - умалишенный. (В этом слове нет соединительной гласной, потому что слово в р. п., ед. ч. с окончанием -а слилось с идущим далее словом.)

Быстро растворимый - быстрорастворимый. (В этом слове нет соединительной гласной -О-, потому что наречие с суффиксом -О- слилось с идущим далее словом.)

Образование слов путем перехода слова из одной части речи в другую

Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Столовая (комната) - (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая.)

Дежурный (курсант) - дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный.)

Переход из одной части речи в другую очень типичен для русского словообразования. Ниже приводятся наиболее распространенные типы подобных переходов.

Переход из прилагательного в существительное.

Дежурный (ученик) - дежурный (по подъезду).

Переход из причастия в существительное.

Управляющий (производством человек) - (главный) управляющий.

Переход из причастия в прилагательное.

Ведущий (судно штурман) - ведущий (специалист в отделе).

Переход из деепричастия в наречие.

(Остроумно) шутя - нес бревно шутя (т.е. легко).

Переход из наречия в предлог.

(Ходил) вокруг - (ходил) вокруг дома.

Переход из деепричастия в предлог.

(Будь осторожен), включая (газ) - (пришли все), включая Вадика.

3 августа 2016

Бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Это показано наглядно на иллюстрации.

Во многих источниках о нём не говорится ничего, его не выделяют как самостоятельный способ образования слов. Однако на ЕГЭ знание его способа требуется. Поэтому знать о нём необходимо. Во всяком случае, находить в тексте слова, бессуффиксным способом образованные, должен уметь каждый выпускник школы. Начать формирование этого умения нужно с отработки навыка словообразовательного разбора.

Словообразовательный разбор

Производится по плану, в ходе которого определяется:

Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:

  1. Лексическое значение слова - «состояние тишины».
  2. Образовалось от слова «тишина».
  3. Образовалось с помощью отсечения суффикса.
  4. Бессуффиксный способ.

Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:

«гладь» - гладкий - гла[д´] - бессуффиксный

«божья» - Бог - бож[й´]а - суффиксальный

«благодать» - благодатный - благода[т´] - бессуффиксный

Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.

Бессуффиксный способ словообразования

Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?

Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо - оно образует новое слово или форму слова.

Такой суффикс может быть обозначен Ø.

Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова - профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.

Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.

Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.

Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.

Формообразующий нулевой суффикс

Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:

  • мужского рода прошедшего времени: везли - вёз Ø;
  • условного наклонения: высохла бы - высох Ø бы;
  • повелительного наклонения: сядьØ.

Словобразовательный нулевой суффикс

Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.

Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.

  1. должен иметь синоним - ненулевой суффикс: глушь - безлюд[йэ];
  2. имеет произодящее слово: глушь - глухой, например у слова "гам" нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.

Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от

  • глагола и имеет:
  1. абстрактное значение действия: подскочить - подскокØ, ходить - ходØ, бежать - бегØ;
  2. предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить - всходØы, водить - вождьØ, (лёд колоть) - ледоколØ, (сталь варить) - сталеварØ;
  3. значение места действия: подорвать - подрывØ, заливать - заливØ, подъезжать - подъездØ, отводить - отводØ;
  4. значение объекта или результата действия: подливать - подливØ, дарить - дарØ, взрывать - взрывØ;
  • прилагательного и имеет:
  1. отвлечённое значение признака: тихий - тишьØ, гладкий - гладьØ, глубокий - глубьØ;
  2. значение носителя признака: интеллигентный - интеллигентØ, курильский - КурилØы, корабельный - корабльØ;
  3. значение человека, выполняющего действие: горе мыкать - горемыкØа, обслуживать - обслугØа.

  • существительного и имеет:
  1. значение существа женского пола: кум - кумØа, лис - лисØа;
  2. собирательное значение: чёрный - черньØ, поросли - поросльØ;
  3. Значение существа по месту пребывания: ризничØий.

Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Слова различных частей речи образуют прилагательные, к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:

  • от существительных:
  1. с общим значением: будни - буднØий, золото - золотØой;
  2. со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы - безголовØ ый;
  3. со значением принадлежности: отец - отчØий, орёл - орлØий;

  • от глаголов со значением признака по действию: заехать - заезжØий;
  • от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже - низшØий, горше - горшØий.

Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

К числительным редко применяется бессуффиксный способ образования, примеры поэтому малочисленны: пять - пятØый, шесть - шестØой . Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от количественного числительного образуется качественное.

Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами

Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:

  1. нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать - вплавьØ, низ - внизØ;
  2. нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть - жальØ.

Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом

Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.

анализировать - анализ.

ввозить - ввоз; вводить - ввод; взглянуть - взгляд; вздохнуть - вздох; взлететь - взлёт; взмахнуть взмах; встречать - встреча; всхлипывать - всхлип; выбросить - выброс; вывихнуть - вывих; выводить - вывод; выговорить - выговор; выдохнуть - выдох; вызызывать - вызов; выкрикнуть - выкрик; выпускать - выпуск; вырезать - вырез; высевать - высев; выстрелить - выстрел; выхлопать - выхлоп; выступать - выступ; вычитать - вычет; выходить - выход.

доводить - довод; договориться - договор; докладывать - доклад; домыслить - домысел; доносить - донос; допускать - допуск; досмотреть - досмотр; дрожать - дрожь.

Ездить - езда.

забегать - забег; забивать - забой; забирать - забор; заботиться - забота; завалить - завал; завесить - завеса; завидовать - зависть; заводить - завод; завозить - завоз; загорать - загар; загибать - загиб; загонять - загон; заезжать - заезд; зажимать - зажим; заказать - заказ; закатиться - заказ; залежаться - залежь; заливать - залив; заложить - залог; замахнуться - замах; замесить - замес; засушить - засуха; звенит - звон.

извиваться - извив, изгибать - изгиб; изломать - излом; изменить - измена; износить - износ; импортировать - импорт; исповедоваться - исповедь; испугать - испуг; исходить - исход;

клевать - клёв; клеветать - клевета; клеить - клей; клеймить - клеймо; конспектировать - конспект.

ловить - ловля; ломать - лом.

махнуть - мах;

набирать - набор; навесить - навес; нагревать - нагрев; наделять - надел; надзирать - надзор; надрывать - надрыв; нажимать - нажим; накатить - накат; накипать - накипь; наклонять - наклон; налететь - налёт; наливать - налив; намекать - намёк; нанести - нанос; наплывать - наплыв; нарастать - нарост; наряжать - наряд.

оборонять - оборона; обрезать - обрез; обрывать - обрыв; обряжать - обряд; обстрелять - обстрел; описать - опись; опираться - опора; оправить - оправа; опрашивать - опрос; ориентироваться - ориентир; осадить - осада; оскалиться - оскал; отвечать - ответ; охранять - охрана.

перебрать - перебор; переломит - перелом; переменить - перемена; переносить - перенос; переломать - перелом; переправиться - переправа; прибиваться - прибой; переносить - перенос; перерасходовать - перерасход; пересказывать - пересказ; пересматривать - перемотр; перехватить - перехват; победить - победа; повторить - повтор; погоняться - погоня; покосить - покос; покрывать - покров; почитать - почёт; пощадить - пощада; преградить - преграда; приветствовать - привет; приговорить - приговор; приезжать - приезд; принимать - приём, приказать - приказ; прикладывать - приклад; примешать - примесь; примечать - примета, пощадить - пощада, прясть - пряжа;.

разбегаться - разбег; разбирать - разбор;

Свистеть - свист; сгибать - сгиб; сговориться - сговор; сдвигать - сдвиг; скосить - скос; скрежетать - скрежет; скрипеть - скрип; скучать - скука; слетаться - слёт; сломать - слом; сменить - смена; смешать - смесь; смотреть - смотр; смыслить - смысл; снарядить - снаряд;

травить - травля; тормозить - тормоз; трепетать - трепет; трещать - треск.

убирать - убор; угореть - угар; уговориться - уговор; ударить - удар; уделить - удел; укладывать - уклад; уколоть - укол; укусить - укус; уличить - улика; уплатить - уплата; упрекать - упрёк; уронить - урон; услужить - услуга, утратить - утрата; уходить - уход.

хвалить - хвала; хохотать - хохот; хрустеть - хруст.

шелестеть - шелест.

Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.

Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в .

Вконтакте

Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :

  • диахронический (историческое формирование);
  • синхронитический (собственно образование новых словоформ).

Как уже было сказано ранее, создание новых базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования , глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.

Цели и функции СО

Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).

Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :

  1. Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
  2. Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
  3. Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
  4. Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
  5. Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.

Средства образования

Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.

Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.

Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.

Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, ). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:

  • префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
  • суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
  • постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.

Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.

Виды словообразования

В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:

  1. Префиксальный (приставочный способ образования слов).
  2. Суффиксальный.
  3. Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
  4. Постфиксальный.
  5. Бессуффиксный.
  6. Сращение (слов или их основ, аббревиация).
  7. Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
  8. Сложные виды.

Теперь подробно рассмотрим каждый из них.

Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.

Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.

Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.

Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.

Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.

Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.

Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.

Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.

Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.

Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:

  • сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
  • аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.

Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.

Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.

Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.

Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.

Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.

Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.

Словообразовательный разбор

СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.

СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:

  1. Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
  2. Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
  3. Определить производную и производящую основы.
  4. Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
  5. Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).

Пример словообразовательного разбора:

  1. Богатство – начальная форма «богатство».
  2. Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
  3. Богатство (производная) ← богатый (производящая).
  4. Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
  5. Другие процессы задействованы не были.

Способы словообразования

2 Основные способы образования слов в русском языке

Выводы

Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.

Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в русском языке.

Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :

  • диахронический (историческое формирование);
  • синхронитический (собственно образование новых словоформ).

Как уже было сказано ранее, создание новых лексических единиц базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования прилагательных, глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.

Цели и функции СО

Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).

Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :

  1. Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
  2. Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
  3. Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
  4. Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
  5. Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.

Средства образования

Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.

Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.

Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, постфикс). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:

  • префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
  • суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
  • постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.

Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.

Виды словообразования

В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:

  1. Префиксальный (приставочный способ образования слов).
  2. Суффиксальный.
  3. Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
  4. Постфиксальный.
  5. Бессуффиксный.
  6. Сращение (слов или их основ, аббревиация).
  7. Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
  8. Сложные виды.

Теперь подробно рассмотрим каждый из них.

Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (приставка). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.


Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.

Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.

Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.

Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.

Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.

Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.

Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.

Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.

Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:

  • сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
  • аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.

Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.

Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.

Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.

Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.

Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.

Словообразовательный разбор

СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.

СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:

  1. Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
  2. Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
  3. Определить производную и производящую основы.
  4. Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
  5. Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).

Пример словообразовательного разбора:

  1. Богатство – начальная форма «богатство».
  2. Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
  3. Богатство (производная) ← богатый (производящая).
  4. Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
  5. Другие процессы задействованы не были.

Способы словообразования

2 Основные способы образования слов в русском языке

Выводы

Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.

Словообразовательный разбор

Производится по плану, в ходе которого определяется:


Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:

  1. Лексическое значение слова — «состояние тишины».
  2. Образовалось от слова «тишина».
  3. Образовалось с помощью отсечения суффикса.
  4. Бессуффиксный способ.

Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:

«гладь» — гладкий — гла[д´] - бессуффиксный

«божья» — Бог — бож[й´]а - суффиксальный

«благодать» — благодатный — благода[т´] - бессуффиксный

Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.

Бессуффиксный способ словообразования

Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?

Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо - оно образует новое слово или форму слова.

Такой суффикс может быть обозначен Ø.

Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова - профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.

Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.

Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.

Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.

Формообразующий нулевой суффикс

Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:

  • мужского рода прошедшего времени: везли — вёз Ø;
  • условного наклонения: высохла бы - высох Ø бы;
  • повелительного наклонения: сядьØ.

Словобразовательный нулевой суффикс

Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.

Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.

  1. должен иметь синоним - ненулевой суффикс: глушь — безлюд[йэ];
  2. имеет произодящее слово: глушь - глухой, например у слова «гам» нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.

Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от

  • глагола и имеет:
  1. абстрактное значение действия: подскочить - подскокØ, ходить - ходØ, бежать - бегØ;
  2. предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить — всходØы, водить - вождьØ, (лёд колоть) — ледоколØ, (сталь варить) - сталеварØ;
  3. значение места действия: подорвать - подрывØ, заливать - заливØ, подъезжать - подъездØ, отводить - отводØ;
  4. значение объекта или результата действия: подливать - подливØ, дарить — дарØ, взрывать - взрывØ;
  • прилагательного и имеет:
  1. отвлечённое значение признака: тихий — тишьØ, гладкий — гладьØ, глубокий - глубьØ;
  2. значение носителя признака: интеллигентный - интеллигентØ, курильский - КурилØы, корабельный — корабльØ;
  3. значение человека, выполняющего действие: горе мыкать — горемыкØа, обслуживать — обслугØа.

  • существительного и имеет:
  1. значение существа женского пола: кум - кумØа, лис - лисØа;
  2. собирательное значение: чёрный - черньØ, поросли - поросльØ;
  3. Значение существа по месту пребывания: ризничØий.

Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Слова различных частей речи образуют прилагательные, к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:

  • от существительных:
  1. с общим значением: будни - буднØий, золото — золотØой;
  2. со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы - безголовØ ый;
  3. со значением принадлежности: отец — отчØий, орёл — орлØий;

  • от глаголов со значением признака по действию: заехать - заезжØий;
  • от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже - низшØий, горше - горшØий.

Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

К числительным редко применяется бессуффиксный способ образования, примеры поэтому малочисленны: пять - пятØый, шесть - шестØой . Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от количественного числительного образуется качественное.

Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами

Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:

  1. нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать - вплавьØ, низ - внизØ;
  2. нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть - жальØ.

Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом

Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.

анализировать - анализ.

ввозить - ввоз; вводить - ввод; взглянуть - взгляд; вздохнуть - вздох; взлететь - взлёт; взмахнуть взмах; встречать - встреча; всхлипывать - всхлип; выбросить - выброс; вывихнуть - вывих; выводить - вывод; выговорить - выговор; выдохнуть - выдох; вызызывать - вызов; выкрикнуть - выкрик; выпускать - выпуск; вырезать - вырез; высевать - высев; выстрелить - выстрел; выхлопать - выхлоп; выступать - выступ; вычитать - вычет; выходить - выход.

доводить - довод; договориться - договор; докладывать - доклад; домыслить - домысел; доносить - донос; допускать - допуск; досмотреть - досмотр; дрожать - дрожь.

Ездить - езда.

забегать - забег; забивать - забой; забирать - забор; заботиться - забота; завалить - завал; завесить - завеса; завидовать - зависть; заводить - завод; завозить - завоз; загорать - загар; загибать - загиб; загонять - загон; заезжать - заезд; зажимать - зажим; заказать - заказ; закатиться - заказ; залежаться - залежь; заливать - залив; заложить - залог; замахнуться - замах; замесить - замес; засушить - засуха; звенит - звон.

извиваться - извив, изгибать - изгиб; изломать - излом; изменить - измена; износить - износ; импортировать - импорт; исповедоваться - исповедь; испугать - испуг; исходить - исход;

клевать - клёв; клеветать - клевета; клеить - клей; клеймить - клеймо; конспектировать - конспект.

ловить - ловля; ломать - лом.

махнуть - мах;

набирать - набор; навесить - навес; нагревать - нагрев; наделять - надел; надзирать - надзор; надрывать - надрыв; нажимать - нажим; накатить - накат; накипать - накипь; наклонять - наклон; налететь - налёт; наливать - налив; намекать - намёк; нанести - нанос; наплывать - наплыв; нарастать - нарост; наряжать - наряд.

оборонять - оборона; обрезать - обрез; обрывать - обрыв; обряжать - обряд; обстрелять - обстрел; описать - опись; опираться - опора; оправить - оправа; опрашивать - опрос; ориентироваться - ориентир; осадить - осада; оскалиться - оскал; отвечать - ответ; охранять - охрана.

перебрать - перебор; переломит - перелом; переменить - перемена; переносить - перенос; переломать - перелом; переправиться - переправа; прибиваться - прибой; переносить - перенос; перерасходовать - перерасход; пересказывать - пересказ; пересматривать - перемотр; перехватить - перехват; победить - победа; повторить - повтор; погоняться - погоня; покосить - покос; покрывать - покров; почитать - почёт; пощадить - пощада; преградить - преграда; приветствовать - привет; приговорить - приговор; приезжать - приезд; принимать - приём, приказать - приказ; прикладывать - приклад; примешать - примесь; примечать - примета, пощадить - пощада, прясть - пряжа;.

разбегаться - разбег; разбирать - разбор;

Свистеть - свист; сгибать - сгиб; сговориться - сговор; сдвигать - сдвиг; скосить - скос; скрежетать - скрежет; скрипеть - скрип; скучать - скука; слетаться - слёт; сломать - слом; сменить - смена; смешать - смесь; смотреть - смотр; смыслить - смысл; снарядить - снаряд;

травить - травля; тормозить - тормоз; трепетать - трепет; трещать - треск.

убирать - убор; угореть - угар; уговориться - уговор; ударить - удар; уделить - удел; укладывать - уклад; уколоть - укол; укусить - укус; уличить - улика; уплатить - уплата; упрекать - упрёк; уронить - урон; услужить - услуга, утратить - утрата; уходить - уход.

хвалить - хвала; хохотать - хохот; хрустеть - хруст.

шелестеть - шелест.

Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.

Бежать - у-бежать. (Оба слова являются глаголами.)

Школьный - до-школьный. (Оба слова являются прилагательными.)

Дедушка - пра-дедушка. (Оба слова являются существительными.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.

Дом - дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.)

Сила - силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.)

Удиви-ть - удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Скорый - у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.)

Есть - на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)

Особый способ словообразования - бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть - бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается) .

Переход-и-ть - переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.)

Крич-а-ть - крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)

Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.

Глуx-ой - глушь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Тих-ий - тишь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Образование слов с помощью сложения

С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.

При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:

ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.

Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа) .

Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь) .

Сем-И-летний (от словосочетания семь лет) .

Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.

Стенгазета (от словосочетания стенная газета) .

Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент) .

ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности) .

Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит с

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Ответ:

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Ответ :

необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразованияобразование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

со + ученик
производящая основа

соученик
производная основа

пре + больш ой
производящая основа

пребольш ой
производная основа

пере + бежа ть
производящая основа

перебежа ть
производная основа

от + ныне
производящая основа

отныне
производная основа

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .

Распределите слова по трем группам по способу образования.

Ответ:

    Приставочный способ:

    • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

    Суффиксальный способ:

    • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

    Приставочно-суффиксальный способ:

    • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучени е, рисовать – рисовани е, ходить – ходьба , белый – белизн а, темный – темнот а, слабый – слабость . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь) . Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь .
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- --> синева и син(ий) + --> синь .

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз) , сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза) .
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный .

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

Ответ:

Суффиксальный:

  • столярничать, подружка.

Приставочно-суффиксальный:

  • предрассветный, собеседник.

Постфиксальный:

  • подняться, какой-нибудь.

Сложение:

  • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

2. Укажите способ образования следующих существительных:

бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

Ответ:

    Приставочный:

    • подгруппа, суперобложка.

    Суффиксальный:

    • знание, читатель, школьный.

    Приставочно-суффиксальный:

    • бездорожье, пришкольный.

    Бессуффиксный:

    • вывих, приговор, тишь.

    Переход прил. или прич. в сущ.:

    • военный, мороженое, шашлычная.

    Сложение:

    • продмаг, теплоход, шестиклассница.

3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

Ответ : первое, бессуффиксный;

4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?

Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)

Другие способы словообразования

Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .

Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .

Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

Обеденный <-- обед

1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Перерыв <-- перерыв ать

1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

Сотрудники <-- труд иться

1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .

Поесть <-- е сть

1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.

Отправились <-- отправи ть

1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.

Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)

1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.

Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования

1. Словообразовательные омонимы.

Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка) , уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка) , отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами , например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище . А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора .

2. Наложение морфем .

Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов- . Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый ). По правилу должно было бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов . Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый . Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль + -ск- --> суздальский ), лермонтовед (ср. пушкиновед ), чествовать (ср. приветствовать ).
По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- --> колонный, Одесса + -ск- --> одесский .

3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.

В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик . Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж . С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт . Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик . А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик ).