Рылеев я не поэт гражданин. Программы, проекты. Словарь урока. О гражданине

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Лаврово

Новгородской области Демянского района

РЕФЕРАТ

Тема работы:

«Я не поэт, а гражданин»

Выполнил Бойцов Виктор,

обучающийся 9 класса

Руководитель Нечаева Вера Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

    Вступление……………………………………………3

    Из истории декабристского движения………………3

    Поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев….....5

    Творчество К.Ф.Рылеева…………………………......6

    1. Думы………………………………………………...6

      Агитационно-сатирические песни………………..8

      Лирика………………………………………………9

      Поэмы……………………………………………....10

    Заключение…………………………………………. ..12

    Источники информации……………………………..13

1. Вступление.

В связи с приближением памятной даты – 190-летия событий на Сенатской площади и восстания Черниговского полка – 25 декабря, я заинтересовался этой темой и решил, что это событие в истории моей страны будет для меня интересно, потому что я с большим интересом изучаю историю, участвую в школьных и районных мероприятиях. Мне, как и многим другим, не безразлична судьба Первенцев Свободы, связавших свои жизни с утверждением в обществе идеалов Мужества, Гуманизма, Социальной Справедливости.

Я выбрал номинацию «Культурное наследие декабристов» потому, что из всей декабристской поэзии поэзия К.Ф.Рылеева была и остается наиболее эмоционально зажигательной, самобытной. Свободу славили и воспевали поэты-декабристы В.Кюхельбекер, А.Одоевский, В.Раевский, А.Бестужев, Ф.Глинка. Многое из того, что было написано декабристами, не увидело света в свое время или вовсе пропало. Сочинения декабристов, как и документы, касающиеся деятельности тайных обществ, уничтожались и самими авторами, и их близкими, и властями. А то, что уцелело, долгие десятилетия оставалось в царской России под цензурным запретом. Напечатанные за рубежом в основанной Герценом Вольной русской типографии и других местах сочинения декабристов не могли иметь в России легального распространения. Даже после революции 1905г. читатели не получили полного собрания сочинений поэтов-декабристов. И только после Октябрьской революции 1917г. появилась возможность сделать общим достоянием многие не известные ранее произведения декабристов.

В школьной программе и сейчас есть темы по изучению творчества поэтов и писателей того времени. Я с большим интересом познакомился с творчеством одного из этих замечательных людей.

2. Из истории декабристского движения.

Декабристы – участники тайных обществ 1816-1825 годов, организовавшие вооруженные выступления против государственного строя Российской империи Петербурге 14 декабря 1825 года и на Украине 29 декабря 1825 года.

В 1814 году возникли первые тайные общества, копирующие масонские ложи: «Орден русских рыцарей», «Священная артель», «Семеновская артель», а также кружок В.Ф.Раевского.

9 февраля 1816 года группа членов «Священной» и «Семеновской» артелей во главе с:

    Александром Муравьевым;

    Никитой Муравьевым;

    Матвеем Муравьевым-Апостолом;

    Сергеем Муравьевым-Апостолом;

    Сергеем Трубецким;

    Иваном Якушкины;.

    Павлом Пестелем;

    Иваном Пущиным;

    Михаилом Луниным

учредили «Союз спасения» - общество истинных и верных сынов Отечества. В его состав вошли около 30 человек.

В начале 1818 года вместо «Союза спасения» возник «Союз благоденствия», объединивший на первом этапе около 200 человек.

В феврале 1821 года на основе «Союза благоденствия» возникло Южное общество на Украине с центром в Тульчине, руководимое Директорией из трех человек. Фактическим вождем стал Павел Пестель, автор программы Южного общества «Русская правда».

Осенью 1822 года в Петербурге оформилось Северное общество, которое возглавила Дума из трех человек. Председателем ее стал Никита Муравьев, автор программы Северного общества «Конституция».

В 1826 году предполагалось объединить Северное и Южное общества и летом этого же года совершить военный переворот. Но жизнь внесла свои коррективы. 19 ноября 1825 года скончался император Александр I . На 25 дней возникла ситуация междуцарствия. Сначала все присягнули Константину Павловичу – брату Александра I , но по завещанию наследником был объявлен другой его брат – Николай Павлович. Новую присягу планировали провести 14 декабря 1825 года.

Декабристы были не готовы к выступлению, ситуация взбудоражила народ и армию. Заговорщики решились на военный переворот. Они собирались заставить сенаторов подписать «Манифест русскому народу», который провозглашал свержение самодержавия, отмену крепостного права, формирование Учредительного собрания для создания конституции. Доставить Манифест в Сенат собирались Кондратий Рылеев и Иван Пущин.

14 декабря около 11 часов на Сенатскую площадь вышли три полка: лейб-гвардии Московский, лейб-гвардии Гренадерский и Гвардейский морской экипаж. Составленный накануне план на квартире у Рылеева рухнул. Сорвать присягу не удалось.3000 восставших солдат и 30 офицеров-декабристов построились в каре у памятника Петру Великому. Их пытался уговорить присягнуть Николаю генерал-губернатор М.Милорадович, но П.Каховский выстрелом из пистолета убил его. Около 6 часов вечера по восставшим по приказу Николая стали стрелять из пушек. Одни скрылись в ближайших улицах, других арестовали. Вскоре произошло восстание декабристов на Юге. К его началу Павел Пестель и вся Тульчинская управа были арестованы, поэтому Сергею Муравьеву-Апостолу 29 декабря удалось поднять только Черниговский пехотный полк. 3 января он был разгромлен, тяжелораненый Муравьев-Апостол и другие руководители восстания арестованы.

Верховный уголовный суд рассмотрел дела 121 декабриста. Пятеро из них были приговорены к смертной казни: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский. Их повесили 13 июля 1826 года в Петропавловской крепости. Более 120 человек сослали в Сибирь. Другие офицеры были разжалованы в рядовые и отправлены в боевые части на Кавказ.

Лишь в 1856 году Александр II вернул из ссылки 40 декабристов.

Такова краткая история декабристского движения. Декабристы были деятелями первого, дворянского, этапа революционного движения в России. Восстание декабристов имело большое значение и для революционной агитации. Профили пяти казненных декабристов, изображенных на обложке революционного журнала «Полярная звезда», издававшегося Герценом за границей, стали символом восстания декабристов. Разгром его был важнейшим уроком для последующих поколений революционеров. Декабристы завещали им свой революционный опыт, и опыт этот показал, что восстание, не опирающееся на активную поддержку народных масс, обречено на поражение.

Но за всей этой эпопеей стоят судьбы многих людей, чьи имена остались в истории России навсегда: А. Пушкин, А. Грибоедов, Ю. Лермонтов, Н. Некрасов, Ф. Глинка, Л. Толстой и другие.

3. Поэт-декабрист – Кондратий Федорович Рылеев.

Среди декабристов было немало непосредственных деятелей культуры – писателей, поэтов и ученых, которые внесли свой вклад в культурное развитие России.

Общеизвестно имя замечательного русского революционера – поэта-декабриста Кондратия Федоровича Рылеева, одного из активнейших участников восстания 14 декабря. Творчество Рылеева – это образец вдохновенной гражданской поэзии.

Рылеев «воспламенял всех… своею настойчивостью…» - утверждали участники восстания. Хотя Рылеев и отдавал себе ясный отчет в том, что шансы на успех вооруженного выступления против царизма ничтожны, он не отступал от мысли о его необходимости. «Предвижу, что не будет успеха, но потрясение необходимо…, мы своей неудачей научим других», - говорил поэт. Ненависть к деспотизму и готовность к самопожертвованию еще в отрочестве пробудились в Рылееве.

Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795 года в сельце Батове, неподалеку от Петербурга. Отец его отставной полковник, избрал для сына военную карьеру. Пятилетним мальчиком будущий поэт уже покинул родительский дом: был помещен в Петербургский кадетский корпус.

Тяжело переживавший всякое проявление насилия, жестокости, маленький Рылеев в пору своей кадетской жизни ложился, случалось, вместо провинившихся соучеников под розги, предпочитая быть безвинно наказанным, чем свидетелем страданий и унижения товарищей.

В 1814 году он окончил кадетский корпус с чином прапорщика и был направлен в 1-ю артиллерийскую бригаду и принял участие в заграничном походе по ряду стран Западной Европы.. там он получил возможность близко познакомиться с более передовым по сравнению с Россией общественным укладом, что, по его словам, способствовало укреплению в нем свободолюбия.

В конце 1818 года Кондратий Федорович выходит в отставку в чине подпоручика, женится и с молодой женой в январе 1819 года переезжает сначала в Батово к матери, а затем в Петербург, где с января 1821 года занимает выборную должность заседателя палаты уголовного суда.

4. Творчество К.Ф.Рылеева

Свои силы в литературе Рылеев начал еще в кадетском корпусе, а с 1820 года выступает в печати. Но его первые произведения не обратили на себя внимания общественности. Широкая известность пришла к нему после опубликования в октябрьском номере популярного журнала «Невский зритель» сатиры «К временщику», в котором разоблачал бесстрашно и резко Аракчеева:

«Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!»

4.1. Думы

В начале 1825 года свои исторические баллады, объединенные одной темой, были изданы Рылеевым в одной книге под названием «Думы». Герои рылеевских дум – это мужественные борцы за независимость и могущество родины, страстные обличители несправедливости. Среди этих героических образов, противостоящих образам тиранов – Святополка, Дмитрия Самозванца и других, - и древнерусские князья-военачальники Олег и Святослав, Мстислав Удалой, и легендарный новгородский республиканец Вадим, и отважный полководец Дмитрий Донской, и такие исторические лица, как Рогнеда, Волынский. В свою галерею исторических деятелей-патриотов Рылеев ввел и легендарного Бояна, и крпнейшего поэта Х VIII века Державина, в котором видел стойкого «защитника общественного блага», «стихом правдивым» зажигавшего «доблесть в молодых сердцах». Думы Рылеева явились поэтическим откликом писателя на запросы его сегодняшнего дня. Еще со времени Отечественной войны 1812 года в русском обществе резко возрос интерес к героическому прошлому родины, к ее историческим деятелям, начиная с древней поры, и темы отечественной истории властно влекли к себе как читателей, так и писателей. Как и судьбы родного народа, глубоко волновала Кондратия Федоровича судьба угнетавшегося царизмом украинского народа, особый интерес к истории которого, зародился в нем еще в пору жизни в Острожском уезде. В 1822 году Рылеев публикует думу «Богдан Хмельницкий» о славном украинском гетмане, при котором в 1654 году осуществилось воссоединение Украины с Россией.

Олег Вещий

«…Народ, узрев с крутого брега

Возврат своих полков,

Прославил подвиги Олега

И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье

Восторг свой изъявлял

И князю Вещего прозванье

Единогласно дал».

1821 или 1822

Ольга при могиле Игоря

«Осенний ветер бушевал,

Крутя дерев листами,

И сосны древние качал

Над мрачными холмами.

С поляны встал седой туман

И все сокрыл от взгляда;

Лишь Игорев синел курган,

Как грозная громада…»

1821 или 1822

Святослав

«…Вдруг крови хлынула река!..

Отважный Вейсман пал, но с честью;

И рой наездников полка

На мусульман ударил местью.

Враги смешались, дали тыл –

И поле трупами покрыли,

И русский знамя водрузил,

Где греков праотцы громили».

1822

Боян

«На брег Днепра, разбив болгар,

Владимир-Солнце возвратился

И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр,

На шумном пиршестве с друзьями веселился…»

1821

Богдан Хмельницкий

«Средь мрачной и сырой темницы, куда украдкой проникал,

Скользя по сводам, луч денницы

И ужас места озарял, -

В цепях, и грозный и угрюмый,

Лежал Хмельницкий на земле;

В нем мрачные кипели думы

И выражались на челе…»

1821

Иван Сусанин

«Куда ты ведешь нас?..не видно ни зги! –

Сусанину с сердцем вскричали враги. –

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!»

1822

4.2 Агитационно-сатирические песни

Разделяя полностью убеждение Пушкина, что «никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли, Рылеев с 1823 года в содружестве с А. Бестужевым начинает писать агитационно-сатирические песни для распространения их в воинских частях, среди трудящегося люда. Если стихам, которые Рылеев обращал к образованной части общества, были присущи некоторая торжественность стиля, а порой и известный архаизм языка («К временщику»), то его агитационные песни были образцом простоты и народности и по словарю, и по ритмике. Устное творчество, народные солдатские песни – та основа, на которую они опирались. Резко протестуя против крепостного права, произвола чиновников, непосильных налогов, авторы песни откровенно намекают на необходимость революционной борьбы за права народа:

«А что силой отнято,

Силой выручим мы то».

«Царь наш – немец русский –

Носит мундир узкий.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Царствует он где же?

Всякий день в манеже.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Прижимает локти,

Прибирает в когти.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!..»

1823

«Ты скажи, говори, Как курносый злодей

Как в России цари Воцарился по ней -

Правят. Горе!

Ты скажи поскорей, Но господь, русский бог,

Как в России царей Бедным людям помог

Давят. Вскоре».

Как капралы Петра

Провожали с двора

Тихо.

А жена пред дворцом

Разъезжала верхом

Лихо. Между 1822 и 1825

4.3. Лирика

Работая над своими думами, поэмами, песнями, Рылеев никогда не изменял полностью ни лирике, ни гражданского характера стихотворениям, которыми начал свой путь поэта. В годы, предшествующие восстанию, он пишет «На смерть Байрона, в котором славит поэта как борца с тиранией, пожертвовавшего жизнью за свободу угнетенного народа – греков; стихотворение, адресованное В.Н.Столыпиной, одушевленное идеей раскрепощения отчизны; «На смерть Чернова», прославляющего героя, боровшегося с пороком, носителем которого является человек из высшего общества.

«На смерть Байрона»

«О чем средь ужасов войны

Тоска и траур погребальный?

Куда бегут на звон печальный

Священной Греции сыны?

Давно от слез и крови взмокла

Эллада средь святой борьбы;

Какою ж вновь бедой судьбы

Грозят отчизне Фемистокла?..

Когда он кончил юный век

В стране, от родины далекой,

Убитый грустию жестокой,

О нем сказал Европе грек:

«Друзья свободы и Эллады,

Везде в слезах в укор судьбы;

Одни тираны и рабы

Его внезапной смерти рады».

Вере Николаевне Столыпиной

«Не отравляй души тоскою,

Не убивай себя: ты мать;

Священный долг перед тобою

Прекрасных чад образовать.

Пусть их сограждане увидят

Готовых пасть за край родной,

Пускай они возненавидят

Неправду пламенной душой;

Пусть в сонме юных исполинов

На ужас гордых их узрим

И смело скажем: знайте, им

Отец Столыпин, дед Мордвинов».

1825

Ты посетить, мой друг, желала

Уединенный угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой,

Твой милый взор, твой взор волшебный

Хотел страдальца оживить,

Хотела ты покой целебный

В взволнованную душу влить.

Твое отрадное участье,

Твое вниманье, милый друг,

Мне снова возвращают счастье

И исцеляют мой недуг…»

1824 или 1825

3. Поэмы

«Войнаровский» - единственная из законченных Рылеевым поэм. Центральное место в ней отведено рассказу сосланного в Якутск после разгрома Мазепы Войнаровского и его злоключениях. Обманутый Мазепой, скрывшим от него свои властолюбивые замыслы, Войнаровский рисуется Рылеевым и после поражения Мазепы все еще до конца не осознавшим антинациональную направленность его восстания.

«Он скромен был от юных дней, -

И, странник, повторю: не знаю,

Что в глубине души своей

Готовил он родному краю.

Но знаю то, что, затая,

Любовь, родство и глас природы,

Его сразил бы первый я,

Когда б он стал врагом свободы».

Поэма была расценена современниками писателя как несомненная творческая удача. Вскоре после переезда Рылеева в Петербург в его жизни произошли два важных события: он был принят по рекомендации А.Дельвига в Вольное общество любителей россиской словесности, объединявшее оппозиционно настроенных литераторов, и состоялось его знакомство с Пушкиным.

Сохранилось несколько писем Рылеева к Пушкину и три письма Пушкина к Рылееву. Письма Пушкина свидетельствуют о том, что он с большим интересом и пристальным вниманием следил за поэтическим ростом Рылеева. Из письма А.С.Пушкина Рылееву: «Думаю, ты уже получил замечания мои на «Войнаровского». Прибавлю одно: везде, где я ничего не сказал, должно подразумевать похвалу, знаки восклицания, прекрасно и проч.». одобрение Пушкина было чрезвычайно важно для Рылеева. Высокую оценку дал Пушкин и напечатанному в журнале «Северная пчела» отрывку из задуманной Рылеевым новой поэмы «Палей».

Отрывок из первой части поэмы «Войнаровский»:

«В стране метелей и снегов,

На берегу широкой Лены,

Чернеет длинный ряд домов

И юрт бревенчатые стены.

Кругом сосновый частокол

Поднялся из снегов глубоких,

И с гордостью на дикий дол

Глядят верхи церквей высоких;

Вдали шумит дремучий бор,

Белеют снежные равнины,

И тянутся кремнистых гор

Разнообразные вершины…»

Единственная из законченных Рылеевым поэм. Между 1822 и 1825 содружестве с А. народа, особый интерес

5. Заключение

Рылеев – первый русский поэт, выступивший с оружием в руках против самодержавия. Его слова никогда не расходились с делами.

Не только тематика и идейная направленность рылеевских произведений, но и его художественная манера выделяли Рылеева среди поэтов первой четверти Х I Х века. Для его стиля характерны, с одной стороны, романтическая приподнятость, с другой – глубокая серьезность, обусловленная его непоколебимой верой в правоту своей жизненной позиции, своего дела.

Писательская жизнь Кондратия Федоровича Рылеева длилась лишь одно пятилетие. Она оборвалась в ту пору, когда он прочно вышел на самобытную поэтическую дорогу. Рылеев обладал исключительным обаянием, редкой притягательной силой. Обаяние, непоколебимая вера в то, что «надеждам» на уничтожение крепостного права, на революционное преобразование родины будет «исполненье», поэтическая, юношеская дерзость сделали его не только вождем, но и душой Северного общества.

«Рылеев был поэтом общественной жизни своего времени. Хотя он и сказал о себе: «Я не поэт, а гражданин», - но нельзя не признать в нем столько же поэта, как и гражданина. Страстно бросившись на политическое поприще, с незапятнанной чистотой сердца, мысли и деятельности, он стремился высказать в своих поэтических произведениях чувство правды, права, чести, свободы, любви к родине и народу, святой ненависти ко всякому насилью…» - так писал о нем Огарев в своем предисловии к «Думам».

Уйдя рано из жизни, Рылеев многое из того, что мог и хотел сказать, не успел… Но и то, что он оставил, рисует нам замечательный образ поэта-борца, одного из тех славных русских патриотов, о которых можно сказать словами А. Герцена:

«Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».

Работая над рефератом по теме «Культурное наследие декабристов», я узнал много для себя нового. Меня поразила глубина мысли и сила духа поэта Кондратия Федоровича Рылеева. Стихи, думы, поэмы и песни Рылеева, запечатлевшие несгибаемый образ поэта-революционера, волнуют каждого, кто прикоснулся к его творчеству. Знать, на что идешь и думать, что проиграешь, но на твоем примере потомки не повторят твои ошибки, это можно назвать мужеством. Так любить свою родину, как декабристы, не каждому дано в настоящее время.

6. Источники информации:

    Школьная энциклопедия. История России XVII - XIX века. Издательство «Лома-Пресс Образование» 2003 год.

    Декабристы. М.В.Нечкина. Издательство «Наука» 1984 год.

    К.Ф.Рылеев. Избранное. Издательство «Детская литература» 1972 год.

Раздел 1. Паспорт Программы.

Наименование программы: Библиотечная программа «Я не поэт - я гражданин», посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя на 2009 год.

Основание: Порядок проведения областного смотра-конкурса библиотечных программ, объявленный по инициативе ОУНБ им. Н.К.Крупской при поддержке Департамента по культуре и искусству Оренбургской области.

Цели:
. Привлечение внимания подростков и молодежи к литературному наследию гениального русского писателя Николая Васильевича Гоголя;
. популяризация чтения художественной литературы среди юношества.

Задачи:

. Координация работы с другими учреждениями города.



Основные направления реализации программы:

1. Формирование фонда методических мероприятий о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.
2. Организация и проведение социологических исследований.
3. Проведение поисково - исследовательской работы.
4. Организация мероприятий, направленных на развитие юношеского чтения.

Ожидаемые результаты:
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит:
. Повысить образовательный, культурный, нравственный уровень читателей на основе работы с классической литературой.
. Привлечь к чтению широкий круг читателей юношеского возраста.
. Развивать духовно - нравственные качества юных читателей через лучшие образцы русской литературы.

Сроки реализации: январь - декабрь 2009 года.

Объемы и источники финансирования:

Раздел 2. Введение.

Библиотечная программа «Я не поэт - я гражданин», посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя на 2009 год (далее - Программа) определяет цели и задачи привлечения юношества к чтению литературы о жизни и творчестве великого русского писателя, а также основные направления и механизмы их реализации, которые способствуют привлечению к чтению школьников и повышают общественный интерес к книге.
Данная программа открывает широкие возможности и перспективы для активного взаимодействия с другими учреждениями культуры - театрами, выставочным залом, детскими школами искусств.
Реализация настоящей Программы позволит поднять на новый уровень работу по продвижению чтения среди юношества, просветительскую деятельность библиотеки.
Программа будет осуществляться в строгом соответствии с планом мероприятий по ее реализации.

Описание учреждения:

Юношеская библиотека - филиал №6 существует с 1970 года. Находится по адресу: г.Орск, ул. Нефтяников, 1А, телефон 25-56-95.
Основное направление работы библиотеки - профессиональная ориентация учащихся и молодежи.

Опыт работы:
Юношеская библиотека на протяжении многих лет ведет активную работу с художественной литературой среди пользователей. Сотрудники филиала знакомят своих читателей с творчеством А.С.Пушкина, И.А.Крылова, А.И.Солженицина и т.д. Были проведены такие мероприятия, как литературно - художественный вечер «И книга тоже воевала» (ко Дню Победы), беседа - игра «И говорю я книге: здравствуй!», «О, книжный мир - мир бесконечный!» (к Неделе детской и юношеской книге), творческий час «Поэзия народной мудрости» (240 лет со д/р И.А.Крылова), час поэзии «Солнце русской поэзии» (210 лет со д/р А.С.Пушкина) и многие другие.

Раздел 3. Обоснование необходимости Программы.

В год 200-летия великого русского писателя Н.В.Гоголя библиотека не могла обойти стороной такое важное для русского человека событие.
Несмотря на обширное эпистолярное наследие писателя, современным читателям личность Н.В.Гоголя, его духовная жизнь до сих пор представляется загадкой. «Биография всякого известного и почему-нибудь замечательного человека, - писал С.Т.Аксаков, - представляет много затруднений… Гоголя, как человека знали весьма немногие. Даже с друзьями своими он был … не всегда откровенен. Кто не слыхал самых противоположных отзывов о Гоголе? Одни называли его забавным весельчаком, обходительным и ласковым, другие - молчаливым, угрюмым и даже гордым; третьи - занятым исключительно духовными предметами… Одним словом, Гоголя никто не знал вполне.»
Данная библиотечная программа представляет собой попытку по-новому взглянуть на жизнь и творчество великого русского писателя Н.В.Гоголя.
В марте 2009 года в Юношеской библиотеке было проведено анкетирование среди читателей - учащихся школ «Мой Гоголь», целью которого было выявить уровень интереса у детей к жизни и творчеству Н.В.Гоголя.
Таким образом, из анализа ответов на вопросы анкетирования можно сделать вывод, что данная тема старшеклассникам интересна, но, к сожалению, багаж знаний у ребят не велик. Книг читают очень мало. С творчеством писателя знакомятся, в основном, с помощью просмотра кинофильмов, экранизированных по произведениям Н.В.Гоголя.

Раздел 4. Цели и задачи Программы.

Цель Программы является привлечение внимания подростков и молодежи к литературному наследию гениального русского писателя Николая Васильевича Гоголя; популяризация чтения среди юношества.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить круг задач:
. Скоординировать работу с другими учреждениями города.
. Создать фонд методических материалов в помощь изучению жизни и творчества Н.В.Гоголя.
. Выявить наиболее эффективные способы привлечения юношества к чтению.

Раздел 5. Основные направления и механизм реализации Программы.

Для достижения поставленных задач Программой предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение интереса молодежи к литературному наследию Н.В.Гоголя путем формирования фонда методических материалов о жизни и творчестве писателя; организации и проведения социологических исследований; проведения поисково - исследовательской работы; организации мероприятий, направленных на развитие юношеского чтения.
Необходимо установить взаимосвязь со следующими организациями: Театр Драмы им.А.С.Пушкина, ДШИ №2, Детская художественная школа, литературное объединение «Сонет», газета «Орская хроника», общеобразовательные школы города, городской выставочный зал (завед. Кодякова Е.А.), детская театральная студия «Синяя птица» (рук. Панов Ю.П.), молодежная театральная студия «Встреча» (рук. Петров В.А.), фольклорный ансамбль «Зоренька» (рук. Бабушкин В.), Управление социальной защиты населения Октябрьского района г.Орска, клубом «Молодые инвалиды» (рук. Балуев Е.), библиотеки г.Новотроицк, г.Гай.

1). Формирование фонда методических материалов о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.
Работа по данному направлению Программы предполагает подготовку и сбор методических материалов: составление библиографических обзоров, библиографического дайджеста, формирование подборки сценариев в помощь проведению мероприятий для библиотекарей, преподавателей общеобразовательных школ, руководителей детских театров, студий.

2). Организация и проведение социологических исследований.
Необходимость создания любой библиотечной программы выявляется путем социологического исследования. Только при условии востребованности данной темы опеределенной категорией пользователей возможна ее успешная реализация.
В связи с 200-летием со дня рождения Н.В.Гоголя с читателями - учащимися школ было проведено анкетирование, целью которого было выявить уровень интереса у детей к жизни и творчеству Н.В.Гоголя.
Также использовались следующие методы: метод наблюдения на массовых мероприятиях, метод изучение художественной литературы методом выборки, изучение картотеки спроса.

3). Проведение поисково - исследовательской работы.
В данном направлении программы предполагается проведение поисковой и исследовательской работы с краеведческим материалом. Необходимо активно вести сбор газетных публикаций о постановках пьес Н.В.Гоголя на театральных сценах города Орска.
Также предполагается сбор материалов о жизни Гоголя за границей.
Накопленный материал следует оформить в папки-досье.
Для реализации данного направления необходим тесный контакт в работе с музеем, театрами, архивом.

4). Организация мероприятий, направленных на развитие юношеского чтения.
Не вызывает сомнения тот факт, что массовые мероприятия оказывают большое эмоциональное воздействие на юношество. Задача библиотекарей, которые будут реализовывать данную Программу - приобщать подростков и молодежь к чтению произведений Николая Васильевича Гоголя; формировать духовную культуру и потребности школьников постоянно общаться с книгой.
В Программе предусмотрены как традиционные формы массовой работы (организация библиотечных выставок, просмотров, проведение обзоров в библиотеке), так и нетрадиционные (литературный ринг, капустник и т.д.)

Раздел 6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования.

Бюджет Программы - 70 тысяч рублей - будет осуществляться за счет собственных средств МУК «ЦБС г.Орска», а также при поддержке отдела культуры Администрации города Орска.

Раздел 7. План мероприятий по реализации Программы.

Форма мероприятия Название Ответственные за исполнение Срок исполнения
1. Формирование фонда методических материалов о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.
Библиодайджест «Театр Гоголя - победа реализма» Март
Папка - досье о жизни Н.В.Гоголя «Поэт жизни действительной» Февраль
Папка - досье о творчестве Н.В.Гоголя «Творческий путь Н.В.Гоголя» Библиотекарь читального зала Мирончева Ю.В. Апрель
Подборка сценариев мероприятий «Дело, взятое из души» Заведующая библиотекой Шелепа Т.А. Апрель
2. Организация и проведение социологических исследований.
Анкетирование, Другие методы «Мой Гоголь» Март
3. Поисково - исследовательская работа.
Сбор документов «Герои Гоголя на сцене орских театров» Зав. отделом искусств Антипина О.Е. Февраль - март
Сбор документов «Н.В.Гоголь: жизнь за границей» Зав. сектором литературы на иностранных языках Миронова Л.И. Август
Сбор документов «Гоголь известный и неизвестный» (Гоголь глазами друзей и критиков) Заведующая. библиотекой Шелепа Т.А. Май - июнь
4. Мероприятия, направленные на развитие юношеского чтения.
Районный праздник с конкурсами «Улыбка и смех - это для всех» Зав. отделом искусств Антипина О.Е. Июнь - июль
Городской литературный праздник «Мастер народного юмора» Библиотекарь читального зала Подобрий Е.М. Март
Вечер - встреча с актерами Театра Драмы им.А.С.Пушкина «Гоголь и театр» Зав. отделом искусств Антипина О.Е. Октябрь
Литературная гостиная «Литература заняла всю жизнь мою…». Литературное объединение «Сонет» Горшенина Л.В. Июль
Презентация выставки рисунков уч-ся ДШИ №2 г.Орска «Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя». Зав. отделом искусств Антипина О.Е., Завв выст. залом Кодякова Е.А Июнь - сентябрь
Презентация выставки одного автора «Н.В.Гоголь. 1809 - 1852 гг.» Библиотекарь абонемента Юнусова Ю.Ф. Апрель
Библиотечно-библиографический урок «Произведения Н.В.Гоголя». «На ярмарке Н.В.Гоголя» Библиотекарь читального зала Мирончева Ю.В. Сентябрь
Литературно - географическое путешествие по гоголевским местам «Версты, летящие навстречу…». Молодежная театральная студия «Встреча» (рук. Петров В.А.) Май
Литературно- музыкальное кафе «Гоголь и музыка» ДШИ №2, препод. Кислова Н.М. Октябрь
Круглый стол с сотрудниками библиотек г.Новотроицк, г.Гай «Современный диалог с Гоголем». Зав. библ. Шелепа Т.А, учитель лит-ры шк. №52 Бучнева Е.Л. Ноябрь
Литературный ринг «Герои Гоголя на страницах и в жизни» Литерат. кружки школ №52 и №2., в. библ. Шелепа Т.А, учитель лит-ры шк. №52 Бучнева Е.Л. Октябрь
Городской праздник украинской культуры по народным обрядам и прозведениям Н.В.Гоголя «Веселая ярмарка» Зав. отделом искусств Антипина О.Е., фольклорный ансамбль «Зоренька» Апрель
Литературный конкурс для жителей города. «Читаем Н.В. Гоголя» Зав. библ. Шелепа Т.А., Редакция газеты «Орская хроника» Август
Капустник по произведениям Н.В.Гоголя «Сквозь видимый смех…» Детская театральная студия «Синяя птица» (рук. Панов Ю.П.) Апрель
Интеллектуальный марафон по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» «Галерея гоголевских портретов» Библиотекарь читального зала Мирончева Ю.В. Сентябрь
Театр в библиотеке «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя Актер Театра Драмы В.Медведев, специалист УСЗН Октябрьского района Девяткина Л.В., рук. Клуба «Молодые инвалиды» Е.Балуев. Декабрь

Раздел 8. Ожидаемые результаты от реализации Программы:

Повышение образовательного, культурного, нравственного уровня читателей на основе работы с классической литературой;
. Создание театрального клуба;
. Создание в библиотеках и других учреждениях города атмосферы повышенного внимания к богатейшему наследию великой русской литературы;
. Формирование духовной культуры молодежи, патриотических чувств, гордости за своё Отечество через лучшие образцы русской классической литературы.

Раздел 9. Оценка результатов:

Городская конференция с участием литературных кружков школ города, НМЦ народного образования, городским литературным объединением «Сонет», руководителями учреждений культуры города.

10. Дальнейшее развитие проекта:

На основе банка данных по творчеству Гоголя и классической художественной литературы создать при Юношеской библиотеке информационно - досуговый центр по привлечению к чтению молодежи.

Истинное искусство всегда гуманно, всегда отстаивает интересы человека, его свободу, его счастье. Вот почему Пушкин не принимал искусства “пользы”, утилитарной поэзии. Он настойчиво повторял свою любимую мысль: “Поэзия… но своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя”. Заметим – “по своему высшему, свободному свойству”

Только потому, что Пушкин художественно раскрыл высокий смысл истинной поэзии, показал, что может дать народу “священный дар” поэта, его поэзия, не старея,

Всегда сохраняя юношескую силу и энергию, оказывалась нужной каждому новому поколению русских людей, на различных этапах истории России. От имени своего поколения Герцен свидетельствовал, что поэзия Пушкина в тяжелую эпоху николаевской реакции вселяла в души людей веру и надежду, помогая современникам определить свое место в жизни. “Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свои голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.

К этим “истинным поэтам” принадлежали

Моцарт и Пушкин. Проблемы, решавшиеся Пушкиным при создании образа Моцарта, были важнейшими в его творчестве 1830-х годов. Борьба Пушкина за право поэзии своими, только ей присущими средствами служить человеку, народу, человечеству понималась и одобрялась передовыми людьми России.

В речи, посвященной открытию памятника Пушкину, Тургенев утверждал, что каждый, кому открывалась поэзия Пушкина, становился “более русским и более образованным, более свободным человеком. Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг. В поэзии – освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила”

Пушкин понимал, почему могла появиться формула Рылеева – “Я не Поэт, а Гражданин”, но принять ее не мог. В конечном счете за ней стояла мысль, что настоящего поэта отличает именно гражданское служение, которое он может осуществлять и средствами неполноценного искусства. Подобное противопоставление, по мысли Пушкина, незаконно: он и ценил “Войнаровского” именно за то, что благодаря настоящему искусству поэт смог справиться с задачей и раскрыть “живые чувства”.

Гоголь, писал о Пушкине: “Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру па то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше, – что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, но в независимости ото всего; чтобы, если захочет потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев это в Пушкине. Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный звук, порождаемый в воздухе”. “Пушкин слышал значенье свое лучше тех, которые задавали ему запросы, и с любовью исполнял его” .

В посвящении А. А. Бестужеву поэмы “Войнаровский” Рылеев писал о своих стихах: Как Аполлонов строгий сын, Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, – Я не Поэт, а Гражданин.

Отстаивать верность своему священному дару и значило исполнять гражданский долг. Независимость нужна была Пушкину, чтобы служить делу свободы средствами, подвластными только высокой поэзии. Почти одновременно с написанием драматических сцен Пушкин готовил предисловие к последним главам “Евгения Онегина “, в котором писал: “Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, – то поэзия остается на одном месте, не стареет, не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарелись и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны”.

Сочинения по темам:

  1. Это – единственный в своем роде манифест русской поэзии 1860-х годов, вобравший в себя и гражданственность лирики декабристов, и мятежную...
  2. Некрасов-поэт, Некрасов-гражданин Николай Некрасов. Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин,...

Г р а ж д а н и н (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит – и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит –
И будет мой портрет готов.

Г р а ж д а н и н

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь...

Так что же?

Г р а ж д а н и н

Да глядеть обидно.

Ну, так уйди.

Г р а ж д а н и н

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Г р а ж д а н и н

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело...

А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин! – Вот страница:
Прочти и перестань корить!

Г р а ж д а н и н (читает)

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв ».

П о э т (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Г р а ж д а н и н

Да, звуки чудные... ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь – пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему,– великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Г р а ж д а н и н

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо,–
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса,–
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,–
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес – и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет...
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни – стяжатели и воры,
Другие – сладкие певцы,
А третьи... третьи – мудрецы:
Их назначенье – разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других – потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем –
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор...

Г р а ж д а н и н

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов ,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель , не плантатор ,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
... ... ... ... ...
... ... ... ... ...
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же... Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан... Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени !
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить –
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче – очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы – я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой...
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но... гибнуть, гибнуть... и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои –
Душа пугливо отступила...
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты – сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья...
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою...

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи –
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя –
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю –
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте...

Я не поэт, а гражданин.

Декабрист К. Ф. Рылеев в посвящении своей поэмы декабристу А. А. Бестужеву.

Я обвиняю!

Знаменитое J’accuse! Эмиля Золя: открытое письмо к президенту республики в газете Клемансо Homme Libre 13 января 1898 г., в котором он обвинял французский генеральный штаб и военное министерство в сознательном направлении дела Дрейфуса по ложному следу и разоблачал подлоги и обманы. См. Дрейфусиада.

Я отдал бы тебе половину моего царства, чтобы только научиться управлять другою.

Такие слова произнес будто бы Петр I перед гробницею кардинала Ришелье.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.

Пушкин (1836).

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.

«Памятник» Г. Р. Державина (1796). И пушкинский, и державинский, и многие другие «памятники» (в том числе Брюсова) - переводы или перепевы «Памятника» Горация.

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты.

Пушкин, «Элегия» (1821).

Я погибал, -
Мой злобный гений
Торжествовал.

А. И. Полежаев, «Провидение». Злобный гений поэта - Николай I, сославший его рядовым на Кавказ за шуточную поэму «Сашка».

Я пользуюсь животными для поучения людей.

Французский баснописец Лафонтен, в посвящении басен дофину.

Я поставил свое дело ни на чем.

Начало стихотворения Гете «Суета сует».

Я по ушам узнал его как раз.

Пушкин, «Ex ungue leonem» - «По когтю льва» (1825). «Узнать (или: «дорисовать») по когтю льва» встречается у греческого поэта Софрона Сиракузского, в V веке до нашей эры, но приписывается Фидию (500 г. до нашей эры) и еще более древнему источнику - Алкею (610 г. до нашей эры). См. Ex ungue leonem.

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Н. А. Некрасов, «Неизвестному другу» (1866).

Я пришел к тебе с приветом -
Рассказать, что солнце встало…

Это стихотворение, некогда непременный завсегдатай всех хрестоматий, ныне цитируется нередко - но иронически. Принадлежит А. Фету (1820-1892).

Я прогрессист, но без нахальства:
Мне страшен каждый генерал…
Но, с дозволения начальства, -
Я либерал, я либерал!

Герой эпохи 1905 г. Анонимный (подписанный «А») «Гимн в честь воскресающего, с дозволения начальства, либерализма российского».

Я проснулся в одно утро и увидел себя знаменитым.

Слова Байрона о неожиданном для него самого успехе двух первых песен «Чайльд Гарольда», заимствованные из его дневника.

Ярмарка жизни.

См. Базар житейской суеты.

Ярмарка невест.

В пушкинские времена - Москва. См. «Евгений Онегин», глава 7-я, строфа 26-я.

Ярмарка тщеславия.

См. Базар житейской суеты.

Я сам свой предок.

Приписываемый А. Жюно, герцогу Абрантесу, наполеоновскому генералу (1771-1813) ответ, когда его спросили о предках. Аналогичный ответ был дан по такому же поводу герцогу Монморанси маршалом Сультом, также сподвижником Наполеона. См. Это мы - предки.

Я слышу звуки одобренья
Не в сладком рокоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

«Крылато» со времени цитирования Лениным («Мы слышим» и т. д.) в статье «Удержат ли большевики государственную власть» (1917).

Я слышу молчание!

Так уверял московский полицеймейстер во времена Герцена и Огарева, в начале 40-х годов прошлого века (А. И. Герцен, «Былое и думы», глава 38-я).

Я сын скептического века,
Я твердо верю в человека,
Я не боюся за него.

«Беседа в Трианоне» К. К. Павловой-Яниш (1810-1893).

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь, я раб, я червь, я бог!

Ода «Бог» Г. Р. Державина.

Я устал царить над рабами.

Фраза Фридриха II (в одном из его кабинетских приказов 1785 г.).

Я царь, я раб.

См. Я телом в прахе истлеваю.

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Афоризм принадлежит Теренцию (185-155 г. до нашей эры), римскому писателю комедий, из его «Самоистязателя», действие 1-е, сцена 1-я. Эти слова, впрочем, приписываются также Диоклециану, римскому императору (239-313).

Я человек, который смеется; он человек, который убивает.

В. Гюго, «Король веселится», действие 2-е, сцена 1-я.

Ящик Пандоры.

По греческой мифологии (сообщенной в «Делах и днях» Гезиода, поэта VIII века до нашей эры), Пандора, получив от Зевса ящик (ларец, или, точнее по подлиннику, кадку), которого не следовало открывать, подняла крышку, и оттуда вылетели все беды человечества: болезни, смерть, голод и пр. Это была месть Зевса за похищение Прометеем небесного огня, построенная на расчете на женское любопытство.