Соседская община у восточных славян: образование и историческое значение. Значение словосочетания «соседская община», признаки Название соседской общины у славян

Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.

Можно сказать, что соседская община - переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?

Причины формирования

Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:

  • Первобытные племена с течением времени разрастались, и кровная связь между составляющими их родами и отдельными членами переставала осознаваться;
  • Переход от охоты и собирательства и скотоводству и земледелию ускорил разделение земель между частями больших племён;
  • Совершенствование орудий труда, в частности - появление металлических средств обработки земли, сделали возможным индивидуальное возделывание участка в противовес групповому.

Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.

Можно ли было «удержать» распадающуюся общину?

Во многих философских системах разобщение человечества именуется одним из главных социальных пороков. В разные эпохи «мировые религии» и культурные направления пытались найти средство объединения больших масс людей, разделённых национальными, культовыми, имущественными и прочими различиями. Но возможно ли было сохранение первобытной общины?

Родовая община превращалась в соседскую медленно и постепенно. Ещё при появлении скотоводства и примитивного земледелия племена продолжали жить и трудиться сообща: пашни и пастбища считались общей собственностью, которая обрабатывалась совместно, урожай распределялся между членами общины поровну.

Неравенство между людьми проявлялось биологическое. К примеру, при откочёвке в другие места самые слабые члены племени оставались на старой территории или вообще не выживали, а при переходе к нему присоединялись пришлые люди, которые не были родственниками остальным членам племени. Кто-то умирал на охоте или на войне; кто-то мог работать больше, чем средний член общины.

Обладатели повышенной физической и умственной силы, а также более «навороченными» орудиями не обязаны были делиться урожаем и добычей, полученными с помощью этих преимуществ. В более позднюю эпоху жизненное пространство распределялось так: охотничьи угодья оставались общественной собственностью, однако обрабатываемыми участками каждый род или семья владели по отдельности.

Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Вконтакте

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными .

Сравнение родовой и соседской общин

Соседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую - это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело , с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Восточнославянская соседская община

Соседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый .

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

Из летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины - профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья , каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории - «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения . Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.


Б 2.1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения.

Краткое описание событий

Даты, события

Понятия

· Появление славян на территории Беларуси. Славянские поселения на юге Беларуси (г. Петриков, д. Хотомель)).

· Славянизация балтов.

· Восточнославянские племена на территории Беларуси: кривичи-полочане, дреговичи, радимичи.

· Общественные отношения:

Переход к соседской общине (вервь);

Неукреплённые поселения (селища);

Князь, дружина, военное ополчение.

· Возникновение имущественного неравенства среди крестьян-общинников способствовало зарождению феодального хозяйственного уклада.

Vв. – первые письменные известия о славянах.

V-VIIв. – славяне начали широко расселяться по территории Европы.

VIв. – появление славян в Среднем Поднепровье.

VI-VIIв. – славяне разделились на 3 группы: западные, восточные, южные.

VIII-IX в. – на территории Беларуси сложились племенные объединения восточных славян.

Балты – племена индоевропейского происхождения, предки современных литовцев и латышей. До прихода славян заселяли Северную и Среднюю Беларусь.

Славянизация балтов – постепенный процесс сближения балтского населения со славянским, результатом которого было окончательное слияние балтов со славянами.

Князь – первоначально вождь племени, позднее – правитель княжества.

Дружина – отряд вооружённых и специально обученных военному делу людей.

Полюдье – сбор дани с населения.

«Вервь» - название сельской (соседской) общины у славян (верёвкой измеряли участок).

Племенные объединения восточных славян на территории Беларуси:


Первые письменные свидетельства о славянах относятся к VI в. Заселение территории Беларуси славянами происходило преимущественно с юга.

В период VIII – IX в. в. на территории Беларуси сложилось не­сколько объединений восточных славян. Кривичи-полочане рас­селились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, что их название происходит от слова «кровные», что значит «близкие по крови». Кривичи возникли в результате славянизации балтов - смешения (ассимиля­ции) пришлых славянских с мест­ными балтскими племенами.

Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи , жив­шие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мне­ние, что их название происходит от слова «дрыгва» - заболо­ченная местность, на которой они жили (в древности Припятское Полесье представляло собой едва ли не сплошное огромное болото). Соседями дреговичей были радимичи , поселившиеся на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали основным ее населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют термин «древнерусская народность».

Основными хозяйственными занятиями населения земель Беларуси были земледелие и животноводство, а также домашние промыслы и ремесла. Они относились к производящему хозяйству. Второстепенную роль игра­ли охота, рыболовство, бортничество (сбор меда лесных пчел). Эти занятия относились к присваивающему хозяйству.


Развитие земледелия у славян прошло путь от мотыжного и под­сечно-огневого к пахотному.

Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ство­ла дерева с обрубленными суками. С переходом к пахотному типу земледелия сначала использовали деревянную соху с железным со­шником. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница.

В VIII в. на территории Беларуси окончательно сложилась соседская (сельская) община у славян. Ее формирование было обу­словлено переходом от подсечно-огневого к пахотному земледелию. Это вызвало распад большой патриархальной семьи на малые се­мьи. С помощью сохи обрабатывать землю и собирать урожай можно было силами одной малой семьи. Люди стали жить отдельными се­мьями и вести свое хозяйство. В поисках пригодной для земледелия земли члены одной семьи стали покидать укрепленные городища , где они жили родовой общиной. Они строили на новых землях, куда пришли, неукрепленные поселения.

Население в новых поселениях составляли небольшие семьи из разных родов. Между ними устанавливались отношения подобно тем, что существуют между соседями. Постепенно семьи объедини­лись в соседскую (сельскую) общину. В ней каждая семья получала право пользоваться своим участком земли - наделом. Но при этом семья не могла им распоряжаться по своему усмотрению, поскольку земля считалась собственностью всей сельской общины. В личной собственности семьи были орудия труда. Называлась сельская община у славян «вервь». Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли выделяемые общинникам участки земли.

В IX в. у восточных славян зарождается феодальный социаль­но-экономический уклад - способ ведения хозяйства, появление которого связано с возникновением имущественного неравенства среди общинников и расслоением их на знатных и бедных. Земля, бывшая прежде во владении всей сельской общины, постепенно пе­реходит в частную собственность отдельных общинников - старей­шин, военных вождей, их дружинников - вооруженных и специаль­но обученных военному делу людей. Из них постепенно формируется класс феодалов. Одновременно происходит превращение бедных общинников в зависимых крестьян.

Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собс­твенность - феод, который мог даваться в пользование дружинни­кам (воинам) на время службы. Феодал-князь (от слова «конязь» - человек на коне) вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань - натуральный налог продуктами, называвшийся полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда уже был собран урожай.

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в древних народов. И на это были свои причины:

Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый. Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным. Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда. Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами. Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.

Отличия соседской общины от родовой

Чем отличается родовая община от соседской?

Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было. Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью. В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком. В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.

Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а
социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

В заключение

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах

Первой формой общественной организации людей в эпоху первобытного строя была Это объединение кровных родственников, которые проживали на одной территории и все вместе занимались ведением общего хозяйства. Оно характеризовалось сплоченностью и единством всех ее представителей. Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество. Но параллельно процессу разделения труда и отделения земледелия от скотоводства, появился послужило поводом деления родовой общины на семьи. Коллективная собственность начала перераспределяться между семьями частями. Это привело к появлению что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.

Соседская община (также называется сельской, территориальной или крестьянской) - это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.

Люди работали уже не сообща. У каждой семьи был свой участок земли, пашня, орудия труда, скот. Однако на угодья (лес, пастбища, реки, озера, т.д.) существовала по-прежнему общинная собственность.

Соседская община превратилась в организацию, включенную в общество как подчиненный элемент, выполняющий лишь часть общественных функций: накопление производственного опыта, регулирование землевладения, организация самоуправления, сохранение традиций, отправление культов и т.д. Люди перестают быть родовыми существами, для которых принадлежность к общине имела всеобъемлющее значение; они становятся свободными.

В зависимости от особенностей сочетания частного и коллективного начал выделяются азиатская, античная и германская соседская община.