Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба» - Сочинение любую на тему. Урок литературы "Степь как образ родины в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (6 класс) Подвиг Тараса Бульбы

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью. После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи. Приводим некоторые высказывания: “Гоголь любит степь, любуется ее красотой и просторами”; “Гоголь с восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь”; “Гоголь изумляется, удивляется сказочному великолепию степной природы, испытывает восторг перед нею”; “Степь кажется Гоголю невероятно, неправдоподобно красивой”.
Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг – вот какие сильные чувства переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.
В чем же видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Так, прочитав описание степи днем, спрашиваем: Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? Значительная часть читателей отвечает: “живопись”; “картину художника-живописца”; “У Гоголя все словно нарисовано. Краски очень яркие. Кажется, словно видишь перед собой большую картину”.
Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?-Буйством красок. Пестрота и яркость красок, их многообразие буквально слепят взор. Основной фон степной поверхности на картине “зелено-золотой”, но по нему “брызнули миллионы разных цветов”. Фиксируем внимание читателей па этом образе: сквозь траву видны “голубые, синие и лиловые волошки”, “желтый дрок” с пирамидальной верхушкой, .”белая кашка”, наливающийся колос пшеницы, белая чайка, “роскошно” купающаяся “в синих волнах воздуха”, мелькающая в вышине черной точкой. И все это сверкает на солнце, залито его живительным светом. Такого количества оттенков цвета природа не знает, и совершенно очевидно, что автор стремился передать здесь в первую очередь не многообразие оттенков цветов, а впечатление (удивительно много, невероятно много!).
Как оке все это перенести на картину? Картину, изображающую степь днем, можно условно разделить как бы на две части: зелено-золотистая поверхность земли – собственно степь – и бездонное, безбрежное небо над нею.
На фоне зелено-золотистого океана, уходящего вдаль, на переднем плане, тщательно выписываем все перечисленные в описании цветы (ведь известны и их названия, и их форма, и их цвет). Здесь же помещаем и куропаток, шныряющих под тонкими корнями пшеницы.
Вообще птиц в степи великое множество. “Тысячу разных птичьих свистов” не передать на картине, но сами птицы выписаны у Гоголя необычайно рельефно. Обращаем внимание читателей на неподвижно стоящих в небе ястребов с распластанными крыльями и устремленными в траву глазами. Мы видим даже направление их взгляда, следовательно, смотрим на них с относительно близкой дистанции.
“Тучу диких гусей” темным пятном все располагают на заднем плане; движутся они “в стороне”, где-то далеко. (Отмечаем попутно, что “туча” гусей, так же как и “тысяча свистов”, передают опять-таки не количество, а впечатление – много! очень много!)
И, наконец, поднимающаяся из травы чайка. Фиксируем на картине два момента: полет птицы и превращение ее в точку где-то далеко в вышине.
А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь “уже и черных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их”. Предлагаем учащимся объяснить образ – “молния сжимаемой травы”. Образ зрительный, поэтому шестиклассники легко справляются с ним: “Издали движение скачущих в траве казаков кажется зигзагообразным, по форме напоминает молнию. Кроме того, трава, раздвинутая бегущими лошадьми, сжимается со стремительной, молниеносной быстротой”.
Но все справедливо приходят к выводу, что “молнию сжимаемой травы” на картине передать трудно. Лучше взять начало описания, когда “козачьи черные шапки одни мелькали” между колосьями высокой травы, принявшей казаков “в свои зеленые объятия”. После такой предварительной работы словесные картины, рисующие степь днем, обычно бывают удачны. Все вводят в свой рассказ яркие словесные образы, употребляют гоголевские гиперболы. А главное – стремятся передать чувства, настроения, владеющие автором, так отчетливо выраженные в конце описания: “Черт вас возьми, степи, как вы хороши!”
Как преображается степь вечером и ночью, все прослеживают самостоятельно. Они замечают, что в этих описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений (цветы и растения ночью пахнут сильнее, чем днем; звуки ночью слышнее). Поэтому ночная музыка совсем особенная: днем мы не услышим свиста сусликов и трещания кузнечиков. В этих описаниях все сказочно прекрасно, необыкновенно и таинственно. На первом плане здесь не сама картина, а впечатление от картины: степь вечером и ночью великолепна и фантастична.
“Тарас Бульба” является своеобразный синтез реалистического и романтического. Из романтической поэтики к Гоголю пришла повышенная эмоциональность повествования, особенно ярко обнаруживающаяся в картина; природы с их высокой патетикой, мощью и неожиданностью гипербол, блеском метафор.
Примеры гоголевского текста: “вся степь курилась благовонием”; ветерок, “обольстительный, как морские волны”; крик лебедя, “как серебро, отдавался в воздухе”; “красные платки летели по темному небу” (о веренице лебедей, освещенной дальним заревом) и т. д. Все чувствуют красоту и неожиданность этих образов, их эмоциональный подтекст. Затруднение вызывает лишь сравнение крика лебедей с серебром. Предлагается такое объяснение: “Лебедь – красивая, гордая птица, серебро – красивый, благородный металл”. Это сравнение как бы объединяет красоту и благородство звука. В беседе все вспоминают и о том, что во время езды па тройках к дуге средней лошади привязывали серебряный колокольчик, издававший очень красивый звон, мелодичный и чистый. Вспоминаем, что на Руси, отливая колокола для церквей, желая добиться красивого звона, добавляли в металл серебро. чем выше был процент серебра, тем благороднее и чище звон.
В описании украинской степи отчетливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром. Учащимся предлагается доказать это текстуально. Вначале “все три всадника ехали молчаливо”. Тарас думал “о давнем”, вспоминал погибших товарищей, “слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась”. Оста” “душевно был тронут слезами бедной матери, и это только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову”. Андрий, и повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего”, грустил о разлуке с панночкой.
Но простор благоухающей степи, ее необозримые пространства близки и дороги сердцу казаков. Степь – их родина-мать, и, как мать, принимает она несколько опечаленных сыновей “в свои зеленые объятия”, чтобы подбодрить и утешить их, влить в них жизненную силу и энергию. И вот Тарас, отбросив грустные воспоминания, весело окликнул сыновей. Они увидели родную степь, облитую живительным солнечным светом, и все, что “смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Сочинение по литературе на тему: Степь как образ Родины в повести Гоголя “Тарас Бульба”

Другие сочинения:

  1. Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” содержит в себе черты прозы и лирики. Это произведение очень красиво. В нем есть описание жестоких сражений, различных чувств героев. Также в этом произведении встречаются очень красивые и поэтичные картины украинской природы. Во второй Read More ......
  2. Величайший русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его историей, обычаями и обрядами, увлекался мужественным и вольнолюбивым украинским народом, прославлял его в своих произведениях. С необычной художественной силой и полнотой Н. Гоголь отобразил “историю Read More ......
  3. В повести “Тарас Бульба” Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери. В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих сыновей. “…бледная, худощавая Read More ......
  4. Повесть “Тарас Бульба” – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба” находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе Read More ......
  5. В повести “Тарас Бульба” Н. В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В. Г. Белинский писал: ” “Тарас Бульба” есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.” А сам Н. В. Гоголь так написал о своем произведении: “Тогда Read More ......
  6. Некоторые важные изменения претерпевает и образ Андрия. Он приобретает ощутимо большую психологическую определенность. Гоголю удается преодолеть прежде присущую образу Андрия известную схематичность и однолинейность. Внутренний мир его переживаний становится более емким, сложным. Его любовь к полячке теперь не только глубже Read More ......
  7. Историческая повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков – смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей. В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно Read More ......
  8. Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н. В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет “Тарас Бульба”. При описании событий прошлого Н. В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, Read More ......
Степь как образ Родины в повести Гоголя “Тарас Бульба”

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

7 КЛАСС

Тема: Любовь к Родине в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цели: 1) убедиться, что Н.В. Гоголь продолжает традиции устного народного творчества, духовной литературы и традиции русских классиков;

2) доказать, что «Тарас Бульба» есть эпизод из великой жизни целого народа»

(В.Г.Белинский);

3) развитие любви к историческому прошлому своей родины, к художествен-

ному слову, развитие навыков анализа художественного произведения, выра-

зительного чтения, развитие навыков самостоятельного исследования художественного произведения.

Эпиграфы

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Демокрит

Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Аристотель

Истинное мужество обнаруживается во время бедствия

Безумству храбрых поем мы славу

М.Горькия

…Нет героев от рожденья –

Они рождаются в боях.

А Твардовский

…Смерть героев подобна закату солнца.

Теория литературы: гипербола, художественная деталь, метафора, экранизация.

Оборудование: портреты Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, С.И.Гуляева, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», презентация исследовательского сообщения, эпизод из

фильма «Тарас Бульба», учебник литературы (7 класс) В.Я.Коровиной.

Ход урока

    Организационный момент.

    Слово учителя.

Эпиграф выражает тему или идею того, о чем говорят или пишут.

Прочитайте эпиграфы и определите тему урока, его цели.

(Чтение учащимися эпиграфов и определение темы урока. Учитель конкретизирует тему. Запись темы урока в тетрадях учащихся.)

    Цели урока , конкретизированные учителем, записываются в тетради в виде схемы.

«Тарас Бульба»

выражение любви продолжение традиций У.Н.Т.,

писателя к своей родине, духовной литературы,

к своему народу традиций русских классиков

4. Аналитическая беседа, включающая исследовательские сообщения учащихся, работу с текстом, выразительное чтение учащимися поэтических и эпических текстов.

Что мы можем сказать о Н.В. Гоголе как о писателе и о человеке, познакоми-

вшись с его «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и с повестью «Тарас Бульба»?

(Любил свою родину, так как описал быт, жизнь и традиции народа, его подвиги)

Что использовал Гоголь в этих произведениях?

(Мистику, легенды, предания, героическое прошлое своей страны, гиперболу, художественные детали)

Дайте определение гиперболе и художественной детали.

Гипербола – (от греч. – преувеличение) чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Средством гиперболы автор усиливает впечатление того, что он прославляет.

Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.

Почему повесть Гоголя является исторической?

Что же прославляет писатель в своем произведении? ( героизм казаков, борьбу за свободу своей земли, за веру Христову )

В какие моменты проявляется героическое в повести? (В описании боевых действий,

сражений, в описании жестоких пыток и казней казаков )

В каких еще произведениях мы с вами встречались с изображением героических сражений русского народа за свою свободу? (А.С.Пушкин «Полтава». М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

Давайте вспомним эти произведения с помощью наших товарищей.

Выразительное чтение эпизодов из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

(Учащиеся читают эпизоды с описанием сражений)

Прослушав выразительное чтение учащихся, мы убедились, что Гоголь продолжает традиции наших классиков в изображении героических сражений.

Обратимся к тексту писателя. В учебнике на страницах 196 -198 найдите слова, произносимые казаками во время своей гибели. (Учащиеся зачитывают слова казаков)

Итак, ключевыми здесь являются фразы «За свою Русскую Землю. За веру Христову». Так писатель доказывает, что защита своей земли – это священный долг христианина.

Почему украинские рыцари произносят слова «За Русскую Землю»?

(Киевская Русь была центром Древней Руси )

мы, славяне, - братья. Поэтому так дорог нам Н.В.Гоголь и его произведение не только читается до сих пор, но и не раз экранизировано.

ЭКРАНИЗАЦИЯ – это воплощение произведения художественной

литературы средствами киноискусства

Посмотрим же, как удалось режиссеру воплотить страницы героической битвы.

ПРОСМОТР эпизода сражения из художественного фильма «Тарас Бульба» В. Бортко (2008 г.). (Взять эпизод на 2 минуты. Эпизод, в котором звучат слова «За Русскую Землю»)

Почему эти предсмертные слова казаков у автора написаны с большой буквы?

Мы увидели жестокость сражения на экране. У Гоголя нам помогает это передать метафорическая гипербола. Найдите ее на странице 198.

(«И рванулись козаки..», «Червонили уже всюду красные реки ; высоко гатились мосты из козацких и вражьих тел »)

Гиперболизированы и герои повести. Казаков и Тараса Бульбу писатель изображает как русских богатырей, которые всегда были у русского народа его защитниками. Сравним богатырей былин, которые записал на территории нашего Алтайского края известный фольклорист С.И.Гуляев, с героями Гоголя.

Сообщение учащегося. (Заранее подготовленный ученик сравнивает гоголевских героев с русскими богатырями из былин алтайского фольклориста С.И.Гуляева, делая упор на гиперболизацию как средство прославления украинских борцов за свою землю )

На странице 209-ой прочтите последние слова Тараса и авторскую оценку его гибели («Прощайте,товарищи!.. пересилила русскую силу» стр.210 ).

Итак, последние слова героя обращены к своим товарищам. Но почему же автор придумал такой страшный конец для своего героя – сожжение на костре?.

Послушаем исследовательское сообщение нашего товарища.

СООБЩЕНИЕ учащегося, в котором он излагает свои мысли по поводу данного вопроса. (В своей работе ученик опирается на значение символа огня как очистительной силы, взяв примеры из библейских и из языческих легенд и мифов. Вывод делается такой: Тарас искупает свой грех отца- сыноубийцы, искупает грехи своих товарищей, мстивших врагам за гибель родных и близких. А также своей смертью герой спасает товарищей)

Мы видим, как у автора переплелось библейское и мистическое. Эту линию потом будут продолжать и другие русские писатели. Например, Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», близкий последователь гоголевских традиций.

Товарищество и любовь к своей земле – это самое святое, что есть на свете, слышим мы от писателя, через его героического «Тараса Бульбы».

Есть великий критик русской литературы - В.Г.Белинский. Он поможет нам понять, в чем смысл гоголевского творчества.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимся, заранее подготовленным, отрывка из статьи В.Г.Белинского «О русской повести и повестях г.Гоголя («Арабески» и «Миргород»). (Текст берется в сокращении)

«…Этот богатырь Бульба с своими могучими сыновьями; эта толпа запорожцев, дружно отдирающая на площади трепака, этот козак, лежащий в луже, для показания своего презрения к дорогому платью, и как бы вызывающий на драку каждого дерзкого, кто бы хотел дотронуться до него хоть пальцем; этот кошевой, поневоле говорящий красноречивую, витиеватую речь о необходимости войны с бусурманами…; эта мать, которая является как бы мимоходом, чтобы заживо оплакать детей своих, как всегда являлась в тот век женщина и мать

в козацкой жизни… А жиды и ляхи, а любовь Андрия и кровавая месть Бульбы, а казнь Остапа, его воззвание к отцу и «слышу» Бульбы и, наконец, героическая гибель старого фанатика, который не чувствовал своих ужасных мук, потому чувствовал одну жажду мести к враждебному народу? …И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные! И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта запорожская сечь, «то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!..»

Как оценил великий критик творчество Гоголя?

Мы убедились с вами в том, что на основе устного народного творчества, духовной литературы, традиций русских классиков Гоголь изображает священную любовь к Родине через изображение героической борьбы украинских казаков.

5.ИТОГИ урока.

6. Д.З. Выучить отрывок описания украинской степи со слов «Степь, чем далее..» до слов «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Разделы: Литература

Урок проводится по учебнику для 7-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение", автор-составитель В.Я. Коровина с использованием интерактивной доски или проектора, текста повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", тетради.

Тема урока: "Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Цели урока:

  • показать формирование характеров Остапа и Андрия в бурсе;
  • показать степь как образ Родины;
  • пробудить чувство любви к Родине, восхищение красотой природы,
  • развивать умение давать монологический ответ на поставленный вопрос;
  • развивать умение анализировать эпизод и объяснять его место в сюжете произведения;
  • развитие устной речи: использовать в речи различные средства выразительности.

Ход урока

Учитель. Братья росли, и в 12-летнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это, очевидно, было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся связи с миром, богаче и разностороннее представления о нем. Время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это время взросления, переход от подростка к юноше, когда активно идет процесс формирования личности, становления характера, начинают определяться нравственные критерии, когда вот-вот встанет вопрос: кем быть? Каким быть? Какие нравственные качества нужно в себе выработать, чтобы стать настоящим человеком?

Центральный вопрос нашего урока: В какой мере бурса способствовала или, наоборот, мешала их правильному формированию и что делали в этом направлении сами Остап и Андрий?

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Какими вы представляете условия жизни в бурсе?"

Вывод: Бурса - особый мир, во многом страшный. Отупляющая и оглупляющая "долбня" сочеталась с культом грубой силы. Плохое "содержание", частые наказания голодом, беспрестанная порка ("припарки") рождали в бурсаках предприимчивость, сообщали их характерам твердость.

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Остап в бурсе".

Прослушав сообщение, учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод: Сложные взаимоотношения сложились у Остапа с бурсацкой наукой. Уже в бурсе у Остапа проявляются такие качества, как упорство, целеустремленность. Остап - надежный товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Он не подведет, не выдаст, всегда придет на выручку. Его любят, уважают, охотно слушаются. Он простой, без лукавства и хитрости. Из него выйдет настоящий боевой казак, девизом которого станут "война и пиршество".

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Андрий в бурсе".

Учитель. Особо нужно отметить слова Гоголя о живости и большей развитости чувств у Андрия. Не одна жажда подвига владела им - его волновала жажда любви, что необычно в то бранное время, когда женщина была "каким-то странным существом в этом сборище безжизненных рыцарей". Обратить внимание на то, каким потрясением было для впечатлительного и пылкого юноши представшее перед ним видение: "Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше размазывал".

Учитель. Итак, каков же Андрий в бурсе?

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод. Учился без напряжения, охотно и легко. Отличался изобретательностью и живостью характера. Умел увертываться от наказания. Жаждал подвига, отличался безумной смелостью, большой физической силой, вспыльчивостью, гордым нравом. Не сносил оскорбления. Больше, чем у Остапа, развито чувство прекрасного. Жажда любви, внутренняя неудовлетворенность, желание чего-то неизведанного отдаляет от товарищей. Был потрясен встречей с полячкой, думает о ней беспрестанно. Именно здесь кроется завязка той драмы, которая закончилась трагической и позорной смертью Андрия.

Вывод. Мужествен, силен, ловок, полон отваги. Но человек неустойчивый, пребывает в каком-то смутном ожидании, в общении с окружающими больше личностного, субъективного. Привлекает пылкость чувств, неотразимое юношеское очарование. Настораживает отъединенность от товарищей. Его жизненный путь - не обычный путь казака.

Учитель. Следующий этап в изучении образов Остапа и Андрия - их жизнь в Запорожской Сечи, когда окончательно складываются их характеры. Сбылась самая большая мечта их жизни. Не такой уж долгой была дорога в Сечь, но они запомнили эту дорогу, наверное, на всю жизнь.

Описание степи читает подготовленный ученик.

Учитель. Найдите в тексте слова, которые передают богатство чувств Гоголя, его отношение к степи.

Вывод: любование и любовь, восхищение и изумление - чувства, которые переполняют душу автора.

Учитель. В чем видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение?

Учитель. Какой вид искусства напоминает пейзаж?

Вообразите себя художником, который на основании описания Гоголя рисует большое полотно - степь днем.

Учитель. Что должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой, и неба над степью?

(Образ моря, океана)

Учитель. Подтвердите это текстом.

Учитель. Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?

(Буйством красок, пестротой, яркостью)

Учитель. Проследите по тексту, как меняется степь вечером и ночью самостоятельно.

Учитель. Найдите в тексте два понравившихся образа и объясните их.

Учитель. Каких людей, какие характеры должна была породить степь?

Вывод. Образ степи для Гоголя - это образ Родины. Ради нее казаки и совершают свои подвиги и, если надо, умрут, защищая ее. Привольные, бескрайние степные просторы помогают понять характеры запорожцев. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, смелые, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем. Степь - Родина героев, богатырей-запорожцев.

Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи.

Вывод. Этим вопросом открывается тема подвига в повести Гоголя, тема служения Отчизне.

Образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в "подлую собаку".

С образом степи и образом казаков неразрывно слит образ Запорожской Сечи, бесконечно близкой и дорогой казакам.

Домашнее задание.

Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Тарас Бульба". Глава 2.
"Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
Художник А. Герасимов. 1952

Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

Бульба как семьянин

Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

Бульба как отец

Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Дух товарищества

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

Тарас Бульба - народный герой

Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

О повести

«Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!

Урок второй

«Бранное, трудное время…». Степь как образ родины в повести Гоголя.

Цель : создать условия для развития нравственно- эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.

Задачи:

- воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление;

Формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям;

Развитие нравственно-эстетических вкусов учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,

Распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,

Выразительно воспроизводят текст.

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;(регулятивные УУД)

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ

Оборудование: иллюстрации Т. Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П. П. Соколова «Возвращение из бурсы», видеопроектор, компьютер.

ХОД УРОКА

    Обращение к домашнему заданию. Чтение эпизода встречи Тараса с сыновьями по ролям.

    Лексическая работа.

Учащиеся перед уроком знакомятся с содержанием плаката (толкование непонятных слов), вывешенного на стенде «Сегодня на уроке», и задают вопросы подготовившему его ученику.

3. Анализ первой главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

О чем свидетельствует внутреннее убранство хаты Тараса Бульбы?

* Выразительное чтение от слов «Все было чисто, вымазано цветной глиною... » до слов «… и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом ».

Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; различные предметы на стенах, по полкам и углах – о полной мужества и доблести бранной жизни хозяина.

Какие предметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене?

*Выразительное чтение эпизода от слов « В самом деле, она была жалка…» до слов «…в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».

Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, к родному дому.

*Чтение по ролям эпизода от слов «А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой!»

Слов «Козак не на то, чтобы возиться с бабами».

Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась потасовкой?

Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку – достоинство первостепенное («… что за человек ты в кулаке!»).

Какими предстают Остап и Андрий в этой сцене?

Остап не может терпеть насмешки Тараса. Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика.

Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?» Тарас дразнит его (« Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?»), называет его « мазунчиком».

Какие чувства испытывает Андрий в этот момент?

Продолжите ряд слов: волнение, страх…

Как раскрывается характер Андрия в этом эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса?

Андрий –натура нервная, чуткая, впечатлительная. Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут.

Сопоставление иллюстрации Т. Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П. П. Соколова «Возвращение из бурсы».

На рисунке Т.Г. Шевченко Тарас добродушно - ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен: он внешне являет собой фигуру весьма колоритную. Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком и мольбой смотрит она на Тараса. На иллюстрации П. П. Соколова изображена потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия, со страхом и укоризной глядя на мужа.

Встреча отца с сыновьями характерна для того « бранного, трудного времени, когда начали разыгрываться схватки и битвы на Украине », и является как бы своеобразной прелюдией к произведению

В чем проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом?

Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну.

Почему Тарас так пренебрежительно относится к книжкам, букварям, «философиям», хотя его замечания выдают в нем человека образованного?

Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию.

Как характеризует героя его приказ принести к столу не пампушек, а всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтобы «играла и шипела, как бешеная»?

Герой не признает полумеры ни в чем. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя-богатыря.

Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике?

* Выразительное чтение эпизода от слов «Тарас был один из числа коренных, старых полковников…» до слов «Когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Лексическая работа

- Какое значение приобретает в данное характе ристике слово коренной?

Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждается в защите. В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жесткие решения.

Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями?

*Выразительное чтение эпизода: « Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля».

Воинский дух силен в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать в общем деле.

*Выразительное чтение эпизода от слов « Бурсаки вдруг преобразились…» до слов «… они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».

Как отзываются герои на слезы матери?

Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.

Обращение к домашнему заданию . Зачитываются предложения, в которых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями.

« Одна бедная мать не спала».

«Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».

«И слезы остановились в морщинках, изменивших ее когда-то прекрасное лицо».

«Она сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне».

«Она со слезами готовила все, что нужно к завтраку…»

«Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».

«Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая на п

«Она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих».

«Она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота…»

Назовите глаголы, предающие переживания матери в первой главе повести. Охарактеризуйте чувства героини.

Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота…

Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бедная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа ее полна страшных предчувствий, но остановить беду не в силах. Законы того времени не позволяли женщине перечить мужу.

Прочитайте выразительно отрывок от слов «Одна бедная мать не спала…» до слов «…он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил». Проследите, как стилистически выделено местоимение «Она».

Местоимение «она» открывает предложения, в которых передано описание чувств героини. Автор не называет имени матери, что делает образ максимально обобщенным. Участь матери в повести – это доля всех матерей того времени.

    Степь как образ родины в повести Гоголя.

Обращение к домашнему заданию. Выразительное чтение описания степи.

Чтение фрагментов, в которых переданы краски степи, звуки и запахи степи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра.

Краски степи. Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».

Запахи и звуки степи. « Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе…Весь их треск, свист, стрекотанье, -все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».

Обитатели степи. «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их…. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…»

Воздух, небо, над степью. «По небу, изголуба- темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек… На них прямо гляделин ночные звезды. Иногда ночное небо освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».

Днепр. «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений".

Итоги работы

Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в дви жение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.

Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят взор. Основной фон степной поверхности – «зелено-золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Мир степи живет своими законами. Эта жизнь проявляется во всем: в крике лебедя, в полете чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звезд. Автор стремился передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.

Какова внутренняя связь между описаниями мыслей и характеров героев и величественной картиной степи?

Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.

В каких словах передано отношение автора к степи?

«Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».

Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

Только ли красота природы вызывает эти чувства?

И необыкновенная красота природы, и осознание того, что это удивительное место на земле- милая сердцу родина, вызывает восторг автора и его героев. Степь- обобщенный образ родины. Ради нее казаки совершают свои подвиги.

Степь –мать для героев повести Н. В. Гоголя. Какими качествами характера должны обладать сыновья, чтобы быть достойными такой матери?

Только лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем, могут быть достойны матери-степи.

    Итоги урока.

Тарас с сыновьями и другие герои повести Н. В. Гоголя –люди своего времени. Их характеры складывались в борьбе за свободу и независимость родины. Мужество, сила духа, отвага, героизм- основные качества характера героев.

В чем источник силы героев?

Источник силы – родные места, степь, родина, взрастившая эти богатырские характеры. С ней герои, как с родной матерью, связаны кровными узами.

    Домашнее задание.

Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились характеры героев.

Исследовательская работа с текстом по вариантам:

1 вариант. Выписать слова, характеризующие отношение Андрия к сражению, из эпизода от слов «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…» до слов «И это добрый – враг бы не взял его - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка».

2 вариант. Выписать слова, характеризующие отношение Остапа к сражению, из эпизода от слов «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь…» до слов «…говорил старый Тарас,- ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»

Индивидуальное задание

Подготовить художественный пересказ эпизода последней ночи Андрия среди казаков.

Подготовить выразительное чтение эпизода от слов «Отворились ворота…» до слов «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..»

Оформить плакат с указанием значения слов аргамак, аркан, витязь, гайдук, гоголь, дебелый, епанча, зерцала, казан, костел, кречет, ксендз, курухман, латник, литавры, магистрат, магнат, мазница, малеванная, навперейны, оселедец, осокорь, охочеокманные, пищаль, саламата, сулея, фашина, фашинник, хоругвь, хорунжий, чобот, чуприна, шляхта, яр, ячанье.