Влияние науки на искусство презентация. Презентация к уроку на тему: "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное". удивительное изящество и художественное
НАУКА И ИСКУССТВО
8 КЛАСС
Подготовила учитель искусства высшей
Петренко Елена Михайловна
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img1.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img2.jpg)
Задачи
науки
искусства
Изучает объективные законы мироздания
Отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img3.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img4.jpg)
Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа ,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа ,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
О каком предназначении муз говорит древнеримский
поэт Авсоний?
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img5.jpg)
Муза истории, ее атрибуты - свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
Клио прошлых времен дела вещает потомству,
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img6.jpg)
Муза трагедии, у нее в руках трагическая маска
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img7.jpg)
У музы комедии, - комическая маска. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img8.jpg)
Это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение, атрибут – флейта.
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img9.jpg)
Муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img10.jpg)
У музы любви и любовной лирики Эрато - в руках лира или плектр. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img11.jpg)
Муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем - палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img12.jpg)
Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img13.jpg)
муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния - это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут - лира.
Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img14.jpg)
Саркофаг муз. II век н.э.
Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом - « технэ ».
Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img16.jpg)
Леонардо да Винчи (1452-1519)
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img17.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img18.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/03/18/s_5aaea3e430e0b/img19.jpg)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Составить презентацию и сообщение о Леонардо да Винчи (мальчики)
- Сообщение и презентация «Загадочная улыбка «Моны Лизы» (девочки)
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/4/3602/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3602/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/4/3602/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3602/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3602/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3602/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/4/3602/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3602/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/4/3602/389/img9.jpg)
Слайд 2
Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельно- сти является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, - прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Слайд 3
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: - разделение и кооперацию научного труда; - научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; - методы научно-исследовательской работы; - понятийный и категориальный аппарат; - систему научной информации; - всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Слайд 4
Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражениявнутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.Искусство (наряду с наукой) - один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Слайд 5
Культуре в равной мере нужны и наука и искусство.Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, она должна быть тесно связана с искусством.
Слайд 6
Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. Венера Виллендорфская, ок. 23 тыс. лет до н. э., Центральная Европа.
Слайд 7
Людей науки и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека
Слайд 8
Однако, наука и искусство решают разные задачи
Наука изучает объективные законы мироздания Искусство изучает отношение человека к миру, к людям, к самому себе
Слайд 9
Функции науки: 1. познавательная; 2. практически-деятельностная; 3. культурная; 4. культурно-мировоззренческая; 5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).
Слайд 10
Функции искусства:1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство - внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9. Специфическая функция - эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция - гедонистическая (искусство как наслаждение).
Слайд 11
…
Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей.Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества
Слайд 12
Саркофаг муз. II в.
Слайд 13
Клио прошлых времен дела вещает потомству,Мельпомена трагический вопль исторгает печали,Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,Сладкую песню поёт с тростниковою флейтойЭвтерпа, Терпсихоракифарой влечёт, бурей чувства владея,С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,Жестами всё выражая, Полигимния славит героев.Авсоний
Слайд 14
Науки, искусства и ремёсла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ»Только в эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.
Слайд 15
Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца…А. С. Пушкин
О. Роден. Поэт и муза
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Презентация по слайдам
Текст слайда: Наука и искусство. Знание научное и знание художественное Учитель Шевченко Е.Л.
Текст слайда: Вопросы Что такое наука? Что такое искусство? Что объединяет эти две области деятельности человека?
Текст слайда: Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели - постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе - отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.
Текст слайда: Роль искусства в жизни людей Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.
Текст слайда: Вспомнить имена муз вам поможет стихотворение древнеримского поэта Авсония. Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
Текст слайда: Никола Пуссен (1617-1682) Аполлон и музы (Парнас) 1630 г. Музей Прадо, Мадрид, Испания
Текст слайда: Саркофаг муз. II в. н.э
Текст слайда: Девять муз Каллиопа эпическая поэзия Эвтерпа лирическая поэзия Мельпомена трагедия Талия комедия Эрато любовная поэзия Полигимния пантомимы и гимны Терпсихора танцы Клио история Урания астрономия
Текст слайда: Наука и искусства в разные эпохи Науки, искусства и ремесла в античности не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом - «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу. И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности». В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.
Слайд №10
Текст слайда: Леонардо да Винчи Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.
Слайд №11
Текст слайда: Леонардо да Винчи. Басня Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы, и стал он размышлять: - Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости. И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце. Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.
Слайд №12
Текст слайда: Леонардо да Винчи Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство». «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде». О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его рисунками компаса и плуга?
Слайд №13
Текст слайда: Л. да Винчи. Джоконда
Слайд №14
Текст слайда: Документальный фильм компании BBC «Леонардо Да Винчи» (2003) Вопросы для обсуждения фильма. Как построен фильм? Для чего, на ваш взгляд, создатели фильма именно таким образом знакомят зрителя с судьбой Леонардо да Винчи? Какие интересные факты из жизни Леонардо да Винчи вы узнали? Чем привлекает личность Леонардо да Винчи?
Слайд №15
Текст слайда: ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Выскажите свои впечатления о музыке Моцарта.
Слайд №16
Текст слайда: Наука и искусство В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Главной темой искусства во все времена был человек.
Слайд №17
Текст слайда: Наука и искусство Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами науки Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства
Слайд №18
Текст слайда: Домашнее задание Вспомните факты биографии М.В. Ломоносова. Как бы вы сделали документальный фильм о Ломоносове? О каких фактах биографии рассказали, где бы снимали, к кому бы обратились за интервью и т.д.