Восточные славяне – основное население Беларуси. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения Восточнославянская сельская община

Восточные славяне - культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках.

Язык восточных славян - предков русских, украинцев и белорусов - долгое время (до XIII в.) был единым. Но со временем он видоизменился. Уже в древнерусском языке имелись десятки тысяч слов, но к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч. Новые слова либо образовались из общеславянских, либо являлись переосмыслением старых, либо были заимствованы.

Что касается внешнего облика восточных славян, то по описаниям древних историков, они были бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, свойственную северному климату, они сносили голод и всякую нужду. Славяне удивляли греков своей неутомимостью и быстротой. Они мало заботились о своей наружности, считая, что главной красотой мужчин является крепость тела, сила в руках и легкость в движениях. Греки хвалили славян за стройность, высокий рост и мужественное приятное лицо. Это описание славян и антов оставили византийские писатели-историки Прокопий Кесарийский и Маврикий, знавшие их еще в VI веке.

К XVII веку на основе восточнославянской общности сформировались (в порядке убывания численности): русский, украинский, белорусский народы.

В VIII–IX вв. на территории Беларуси сложилось несколько объединений восточных славян. Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, что их название могло образоваться от слова «кровные», что означает «близкие по крови». Кривичи возникли в результате славянизации балтов – смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, которые жили между Припятью и Двиной. Распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» – болото, так как в древности территория Припятского Полесья была заболочена. Соседями дреговичей были радимичи, которые поселились на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и до X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название «древнерусская народность».

Основными занятиями населения Беларуси в IX–XII вв. были земледелие и животноводство. При подсечно-огневом типе земледелия вырубали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, который оставался после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с обрубленными сучьями. При переходе к пашенному типу земледелия начали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными наконечниками. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Второстепенную роль играли охота, рыболовство, бортничество – сбор меда лесных пчел.

Переход от родовой к соседской (сельской) общине был связан с переходом от подсечно-огневого к пашенному земледелию. Теперь обрабатывать землю с помощью сохи и рала, и собирать урожай можно было силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность отдельными семьями. В поисках удобной для земледелия и плодородной земли родичи из одной семьи начали оставлять укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения. Население в поселениях входило в соседские (сельские) общины. Самостоятельные крестьянские семьи составляли соседскую общину, называвшуюся у славян «вервь». Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежавший каждому члену общины.

В IX– XII вв. у восточных славян зарождался феодальный хозяйственный уклад – способ ведения хозяйства. Он был связан с возникновением имущественного неравенства среди крестьян-общинников и расслоением их на бедных и богатых. Земля, ранее находившаяся во владении сельской общины, постепенно переходила в частную собственность общинников. Происходил насильственный захват земли родоплеменной знатью и превращение свободных общинников в зависимых крестьян. Крупные землевладельцы захватывали общинные земли и превращали их в свою собственность – феод, который мог отдаваться в пользование дружинникам (воинам) фе­одала на время службы у него.

Феодал (князь) – владелец определенного количества местных земель – вместе со сво­ей дружиной (войском) собирал с подвластного населения дань – натуральный налог продуктами, который назывался полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай. Дружинники князя (их еще называли боярами) могли получить от него прими на кормление – право сбора доходов с определенной территории.

В IХ-XII вв. идет процесс возникновения городов. Причинами этого стали: отделение ремесла от земледелия; сосредоточение ремесленников в местах, приближенных к источникам необходимого для их занятий сырья; развитие обмена продуктов земледелия на вещи, которые изготовляли ремесленники.

Города возникали как центры ремесел и торговли в тех местах, где ими было удобно заниматься, – на пересечениях рек и дорог. Некоторые города получили названия от рек, на которых они были основаны, например Полоцк – от реки Полоты, Витебск – от реки Витьбы. Немаловажную роль в возникновении городов играла необходимость обороны от врага. Поэтому города строились на естественных природных укреплениях – возвышенностях и холмах.

Всего в средневековых письменных источниках называется более 30 городов на территории Беларуси. Город состоял из нескольких частей. Центр города, укрепленный валами, рвами, степами, назывался детинцем. Поселение ремесленников и торговцев, которое формировалось около укрепленного центра, называлось посадом. Обычно около детинца на берегу реки размешался рынок, или торг.

Наиболее распространенными ремеслами в городах были кузнецкое – изготовление металлических орудий труда, оружия; гончарство – изготовление глиняной посуды; кожевничество – обработка кожи; бондарство – изготовление бочек; прядение и ткачество– изготовление одежды.

Важную роль в городах играла торговля. По территории Беларуси проходил средневековый торговый водным путь «из варяг в греки», который соединял Балтийское (Варяжское) и Черное (Русское) моря через реки Западная Двина и Днепр. Между этими реками в районе современных Орши и Витебска были налажены сухопутные пути сообщения – волоки, по которым суда перетягивали по земле, подкладывая под них бревна.

Самым древним белорусским городом является Полоцк. Он впервые упоминается в летописи под 862 г.

Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.

Можно сказать, что соседская община - переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?

Причины формирования

Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:

  • Первобытные племена с течением времени разрастались, и кровная связь между составляющими их родами и отдельными членами переставала осознаваться;
  • Переход от охоты и собирательства и скотоводству и земледелию ускорил разделение земель между частями больших племён;
  • Совершенствование орудий труда, в частности - появление металлических средств обработки земли, сделали возможным индивидуальное возделывание участка в противовес групповому.

Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.

Можно ли было «удержать» распадающуюся общину?

Во многих философских системах разобщение человечества именуется одним из главных социальных пороков. В разные эпохи «мировые религии» и культурные направления пытались найти средство объединения больших масс людей, разделённых национальными, культовыми, имущественными и прочими различиями. Но возможно ли было сохранение первобытной общины?

Родовая община превращалась в соседскую медленно и постепенно. Ещё при появлении скотоводства и примитивного земледелия племена продолжали жить и трудиться сообща: пашни и пастбища считались общей собственностью, которая обрабатывалась совместно, урожай распределялся между членами общины поровну.

Неравенство между людьми проявлялось биологическое. К примеру, при откочёвке в другие места самые слабые члены племени оставались на старой территории или вообще не выживали, а при переходе к нему присоединялись пришлые люди, которые не были родственниками остальным членам племени. Кто-то умирал на охоте или на войне; кто-то мог работать больше, чем средний член общины.

Обладатели повышенной физической и умственной силы, а также более «навороченными» орудиями не обязаны были делиться урожаем и добычей, полученными с помощью этих преимуществ. В более позднюю эпоху жизненное пространство распределялось так: охотничьи угодья оставались общественной собственностью, однако обрабатываемыми участками каждый род или семья владели по отдельности.

Соседская община – это традиционная форма человеческой организации. Она делилась на сельскую и территориальную общины.

Родовая и соседская община

Соседскую общину считают наиболее поздней формой родовой общины. В отличие от родовой общины, соседская община комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное).

В родовой общине люди были связаны кровным родством. Основным занятием такой общины было собирательство и охота. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.

Соседская община

Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.

Основные черты соседской общины

– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;

Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.

Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.

Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.

Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.

Соседская община у восточных славян

Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.

Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).

Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.

На вервь налаживались общая воинская повинность.

Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.

В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.

На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.

Датировать его очень сложно из-за неравномерности развития первобытных обществ в различных регионах Земли. В наиболее развитых регионах этот этап начался в 8-3-м тыс. до н. э., а закончился (в Египте и Двуречье) в 4-м тыс. до н. э. с зарождением первых государств .

На смену родоплемен-ному строю постепенно пришла новая форма организации общест-ва — соседская, или сельская, территориальная община, сочетаю-щая индивидуальное и общинное землевладение. Соседскую общи-ну составляли отдельные семьи, каждая из которых имела право на долю общинной собственности и сама об-рабатывала свою часть пашни. Леса, реки , озёра и пастбища оставались общинной собственностью. Все вместе общинники поднимали целину, расчищали лес, про-кладывали дорогу. Большинство учёных считают, что сельская территориальная община является универсальной формой организации и засвидетельствована у всех народов, которые переходили от перво-бытного строя к цивилизации .

Важным достижением эпохи соседской общины ста-ло открытие металлов. В 4-3-м тыс. до н. э. каменные орудия стали вы-тесняться медными, затем — бронзовыми, а с конца 2-го тыс. до н. э. — начала 1-го тыс. до н. э. — железными. Люди постепенно перешли к широкому применению металлов, что значительно повысило про-изводительность труда и позволило более эффективно осваивать новые земли.

В эпоху соседской общины происходили значительные изменения во всех сфе-рах жизни общества. Первобытные племена продолжали совершен-ствовать земледелие и скотоводство, гончарное дело, ткачество и другие виды производства.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строи-тельство крупных поселений свидетельствует о том, что человек на-чал активно преобразовывать природу, создавать искусственную среду своего обитания.

Развитие сложных видов производства — металлургии, кузнеч-ного и гончарного дела, ткачества и др. — требовало специальных знаний и умений: в обществе стали появляться кузнецы, гончары, ткачи и другие мастера. Между мастерами и их соплеменниками, а также между разными племенами развивался обмен товарами.

Развитие металлургии, кузнечного производства, пашенного зем-леделия, специализированного скотоводства привело к возраста-нию роли мужского труда. Вместо прежнего равноправия мужчин и женщин установилась власть мужчины. Во многих обществах его власть над женщиной приобрела суровый и даже жестокий ха-рактер.

Рост производительности труда привёл к развитию индивидуаль-ных форм деятельности: теперь один человек (или одна семья) мог сделать то, что раньше делали несколько человек (или целый род). Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

В результате роста производительности труда стали образовы-ваться излишки продуктов, которые постепенно становились соб-ственностью людей. Так в первобытных обществах появился важ-нейший фактор, который способствовал расслоению общины, а в дальнейшем — образованию государства.

В жизни всех племён эпохи соседской общины большое место занимала война — ещё один источник обогащения. Мальчиков воспитывали прежде всего как воинов и обучали владению оружием с раннего детства. Родовые посёлки укрепляли стенами и рвами. Оружие стало более разнообразным.

Управление обществом в эпоху соседской общины тоже менялось. В племенах формально сохранялись собрания, но они изменили свой характер и преврати-лись в собрание мужчин-воинов: женщины в собрания не допуска-лись. Вожди и старейшины, опираясь на поддержку знатной и бога-той части племени, стали фактически диктовать свою волю всему обществу. На смену первобытной демократии и равенству людей пришла власть родоплеменной знати. В отношении тех соплемен-ников, которые пытались противодействовать установлению вла-сти вождей, могли применить силу.

Более сложной стала и организация жизни общества, появились люди — чиновники, которые управляли други-ми людьми. Материал с сайта

В эпоху соседской общины происходит социальное и имущественное расслоение первобыт-ной общины. Появляются богатые и зажи-точные семьи, среди сородичей и сопле-менников выделяется знать из числа вож-дей, старейшин, жрецов и наиболее опытных и авторитетных воинов, кото-рые стали использовать труд обедневших членов общины. Более воинственные и многолюдные племена взимали дань со своих слабых соседей, уг-рожая им войной и жестокой расправой. Во время военных похо-дов захватывали пленников, которые становились рабами, состав-лявшими самый бесправный слой общества.

Племенные союзы

Отдельные племена, опасаясь нападений извне, объединялись в мощные племенные союзы во главе с авторитетным вождём. Та-кие союзы племён в дальнейшем служили прообразом будущей го-сударственности. Зачастую воинственные союзы племён органи-зовывали военные походы, громили другие племена, захватывали богатую добычу, делая грабёж своим постоянным промыслом. В 7-6-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появляются первые про-тогорода — Чатал-Гуюк, Иерихон, Джармо. Это были хорошо укре-плённые, обнесённые стенами поселения земледельцев.


Как известно, наши предки - восточные славяне - долгое время сохраняли у себя патриархальный племенной быт. Они делились на племена. Племя же состояло из родов. Под родом подразумевалась совокупность родственных друг другу семей, живущих вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые старшины имели большую власть каждый в своём роде, а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за всё своё племя.

Родовые общины вели своё происхождение от общего, чаще всего мифического предка. Всё добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Это первобытное понимание равенства как всеобщей «уравниловки» сохранилось у восточных славян на долгие века. Удачливый охотник пользовался всеобщим уважением не потому, что он много имел, а поскольку щедро делился добычей со своими родственниками. Наибольшим авторитетом пользовались более опытные, пожилые люди, носители опыта и знаний предшествующих поколений. Поэтому в славянских языках однокоренные слова "старший", "старый", "старец", "старшина" означали одновременно и старшего по возрасту, и занимающего более высокое общественное положение.

С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, связь между ними ослабевала, и они распадались, делясь на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья заводила свою особую пашню, имела свои покосы, обособленно охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность заменялась семейной. Точно так же переставала действовать и власть старшего рода («родовладыки»): он не мог управлять всеми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Его власть переходила к отцу каждой отдельной семьи, к «домовладыке». С распадом родовых связей, родичи переставали чувствовать свою общность и в случае нужды объединялись для общих дел уже только по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи. Соединённые одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин.

Таким образом, древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причём в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам. Соседская община - это, как правило, село в 10-15 дворов, где жили большие семьи из 2-3 поколений, включая взрослых женатых сыновей. По мере их роста на расстоянии в 7-8 км "в деревах" (лесу) основывались деревни в 1-2 двора, сохранявшие связь с селом. Расчистка леса под пашню требовала усилий всей общины, отсюда её крепость у восточных славян. Высшим органом общины был сход из домохозяев, где решение принималось не голосованием, а общим согласием, и избирались старцы.

Соседская (территориальная) община у восточных славян была низшим звеном социальной организации. Соседские общины затем объединялись в племена, а последние - в союзы племён (начиная с VII века). Эти союзы племён представляли собой достаточно сложный социальный организм. Центрами их социально-политической жизни были укреплённые «грады», которые со временем превратились в полноценные города. Например, Киев - у полян, Искоростень - у древлян, Новгород - у славян и.т.д. В Древней Руси уже в IX-X вв. было около 25 больших городов. В XI веке к ним прибавилось ещё свыше 60-ти, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было уже около 300 городов. Города были центрами культуры. Если древнерусская деревня долгое время была неграмотной, то в городах грамотность была распространена широко, причём не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты и надписи на бытовых предметах. В городах происходили собрания свободных мужчин-общинников союза (веча), на которых решались важнейшие вопросы.

Усложнение общественной жизни в рамках союзов восточно-славянских племенпривело к выделению особого социального слоя - старейшин, и образованию органов управления - советов старейшин. Община существовала и в городах. Свободные городские жители, купцы и ремесленники, входили в сотни - объединения по профессиям. Их привилегией было владение оружием. Поскольку сотен в городе насчитывалось всего 10, то глава городского ополчения, он же - судья по гражданским делам, назывался «тысяцким». Эта очень влиятельная должность сохранялась до 1335 года, когда последний тысяцкий в Москве был казнён великим князем Дмитрием Донским.

Типичной для средневековья была принадлежность человека к какой-либо корпорации, которая его защищала. Выпавший из своей группы, оказывался выброшенным из общества, изгоем. Известны три случая превращения в бесправного изгоя: разорившийся купец, "попов сын грамоте не учён", выкупившийся на волю холоп. Они поступали под покровительство церкви, за что на неё работали. В VI-IX в.в., в эпоху массовых миграций и яростных столкновений между племенами, появился слой профессиональных воинов-дружинников во главе с военным руководителем - князем, в руках которого сконцентрировалась реальная власть. Обладая властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведённой ими продукции. Таким образом, к середине IX в. появились предпосылки для формирования государственности. Отдельные городские племенные волости и княжества собрались вместе и объединились под одной государственной властью. Таким образом образовалось Русское государство - Киевская Русь.

Киевская Русь была раннефеодальным государством. В Х-ХП вв. на Руси складывается крупная феодальная собственность на землю в виде княжеских, боярских и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение) - отчуждаемая (с правом купли-продажи) и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землёй натуральную ренту, или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства (великого князя). Свободное сельское население - смерды - владело землёй на общинном праве: собственником земли считалась вся община, распоряжался ею сельский сход, отдельные семьи лишь пользовались ею. Община защищала смердов, помогала им в трудных случаях, несла коллективную ответственность за убийство, совершённое на её земле. Смерды пользовались защитой закона, но за убийство смерда платили в несколько раз меньшую виру, чем за людей князей и бояр. (ст.62,65,91 и др. «Русской правды»). Пренебрежительное отношение к смердам выразилось в появлении глагола «смердеть» - «пахнуть мужиком».

Ещё хуже было положение зависимых людей. Закуп получал от землевладельца «купу» - ссуду, орудия труда и «отарицу» - участок пашни, и не мог уйти, не вернув их. В случае бегства он превращался в холопа. Рядович поступал на службу по договору (ряду), отсутствие договора так же превращало его в холопа. Источниками рабства служили также покупка, самопродажа, неоплатный долг, тяжкое преступление, женитьба свободного на рабыне без договора с её хозяином, рождение от холопа или рабыни. Холоп вообще не имел никаких прав, даже дети его считались собственностью его хозяина. Вотчины, становясь наследственной собственностью, безусловно, были одной из основных причин феодальной раздробленности Руси, начавшейся в середине Х1-начале XII вв.

Во второй половине XIII века начинается процесс образования централизованного русского государства. Главная экономическая причина его образования - это развитие феодальных отношений "внутрь" и "вглубь" - на всю территорию северо-восточной Руси, и появление, наряду с вотчинами, условного феодального землевладения. Это сопровождалось усилением феодальной эксплуатации и обострением социальных противоречий в стране между крестьянами и феодалами.

Однако, даже во второй половине XV века в северо-восточной Руси преобладали так называемые «чёрные земли», для которых было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пахотной землёй, а также наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Существовали две категории крестьян: чёрные крестьяне, живущие общинами в сёлах, не принадлежавших отдельным феодалам, и владельческие крестьяне, жившие на отдельных землях в системе феодальной вотчины. Владельческие крестьяне были лично зависимы от феодалов. За этими крестьянами ещё сохранилось право свободного перехода от одного феодала к другому, но на практике оно всё чаще оказывалось формальным. Вовлечение в систему феодальных отношений всего сельского населения привело к исчезновению многих терминов, обозначавших в прошлом разные категории сельского населения ("люди", "смерды", "закупы", "изгои" и т.д.) и появлению к концу XIV века нового термина "крестьяне". Это название сохранилось и до наших дней.

Форму общественных отношений, существовавших у восточных славян в древние времена, можно определить как "военную демократию". Её признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания, как высшего органа власти; всеобщее вооружение народа (народное ополчение); равенство всех членов общества. Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины ("верви", "мира") и патриархального рабства до определённой поры тормозило процесс социальной дифференциации. Высшим органом управления и власти в древней Руси был княжеский совет. Он состоял из бояр и "княжих мужей". Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная (численная) система управления сменяется дворцово-вотчиной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (князю-землевладельцу или боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Ресурсы для своего существования и деятельности местные органы управления получают через систему кормлений (сборов с местного населения).

В раннефеодальной монархии важную государственную функцию выполняло народное собрание - вече. В его компетенцию первоначально входили все вопросы государственного правления, законодательство, суд и т.п. Постепенно этот круг дел сужается, и у веча остаются только функции высшего управления: призвание и назначение князей, заключение договоров с ними, контроль за управлением, вопросы "войны и мира" и т.п. Текущее управление стали осуществлять городовые и сельские общины (сотни и верви), а также княжеская администрация. При этом вече опиралось на поддержку общин (сельских и городских), княжеская власть - на поддержку дружины, феодальной аристократии и солдат.

Таким образом, Киевская Русь была типичным раннефеодальным государством с достаточно развитой экономикой, социальным неравенством и со сложным переплетением ветвей власти. Также характерным было преобладание военной силы, неразделённость административной, законодательной и судебной власти и первый написанный закон (Русской Правдой), напоминающий "варварские правды" Западной Европы. А община при этом являлась зародышем местного управления.