Индивидуальная образовательная траектория. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Северодвинска

Статья по теме

«Создание индивидуальных образовательных траекторий»

Подготовила

учитель математики

Прелова Лариса Викторовна

г. Северодвинск

2014г.

Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе.

Галилео Галилей

В современной школе основной задачей является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Одна из основных идей обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Я как учитель математики в течение нескольких лет работаю над созданием индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, проявляющих способности в области математики. Мне как педагогу наиболее близко понятие индивидуальной образовательной траектории, данное А.В.Хуторским, понимающим этот процесс как индивидуальный для каждого ученика путь реализации личностного потенциала в образовании. Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Ценность индивидуального образовательного маршрута, на мой взгляд, состоит в том, что он позволяет талантливому ребенку на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию достигать высоких результатов в интересующей его области.

Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности. Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников.

Индивидуальная образовательная траектория включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности.

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута, по моему мнению, состоят в следующем:

    наличие диагностических материалов, позволяющих определить способности ученика;

    возможность выбора учащимися уровня сложности;

    целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;

    организация дифференцированной помощи со стороны учителя;

    обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;

    создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения школе сразу. Я считаю наиболее оптимальным составление образовательного маршрута на 1 учебный год. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

В своей работе я определила структуру ИОТ, которая включает в себя следующие компоненты :

- целевой (постановка целей получения образования, учет мотивов и потребностей ученика);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания предмета, их систематизация и группировка, установление межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения).

Для того, чтобы структура ИОМ была понятна не только педагогу, но и ученику, возможно представить ее в виде таблицы с вопросами:

Компонент

Наиболее удобным для работы, на мой взгляд, является представление ИОТ в виде модулей, где каждый из них имеет конечный продукт (результат):

1 модуль : психолого-педагогический мониторинг развития ученика как основа для разработки индивидуального маршрута развития

При разработке этого модуля используются различные способы диагностирования:

наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы. Кроме перечисленных могут применяться тестирования, определяющие наличие способностей к изучению конкретных предметов. Я в своей работе на начальном этапе использую м етодику Амтхауэра, являющуюся одним из самых известных тестов на интеллект (сокращенный ее вариант разработан А. Н. Ворониным и С. Д. Бирюковым).

2 модуль : вид индивидуальной программы, обусловленный типом выявленных способностей ребенка

Целью данной программы является совершенствование форм организации образовательного процесса обучения одаренного ребенка, углубление его знаний, формирование навыков самостоятельной аналитической деятельности и основ проектного мышления. Следует отметить, что индивидуальная программа должна выполнять четыре основные функции:

Целевую (конкретизирует цели и задачи обучения с учетом индивидуальных потребностей),

Нормативную (фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута),

Информационную (информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени),

Организационную (определяет виды образовательной деятельности обучающегося, промежуточного и итогового контроля).

Неотъемлемой частью программы является план. Удобно использовать представленную план-сетку:

Дата

В Приложении 1 представлен план на 1 четверть ученицы 9 класса

3 модуль : направления деятельности, реализующие стратегию развития детей с учетом индивидуального профиля обучения;

К таким направлениям относятся: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной учебной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения; поиск информации и работа с полученной информацией; представление результатов выполнения поставленных учебных задач. При разработке данного модуля необходимо учитывать используемые педагогические технологии. Особенностью использования педагогических технологий является сочетание учебной и внеурочной деятельности в целях самореализации личности:

Участие в предметных олимпиадах;

Участие учащимися в предметных декадах;

Участие в разработке учебных проектов, мульти- медиа продукта и др.;

Участие в научно-исследовательских конференциях;

Аттестация достижений учащихся (промежуточный и итоговый контроль).

4 модуль : портфолио детей и педагога

Данный модуль представляет собой наглядные свидетельства достижения учеником поставленных целей, предметом гордости учащегося, а так же стимулом для дальнейшей работы. Составляя с учащимися индивидуальные образовательные маршруты, я не предлагаю конкретную структуру портфолио, предоставляя школьнику возможность самостоятельно проявить творческие способности, оформить результаты труда по своему усмотрению. Однако, портфолио не должно представлять собой только папку с вложенными грамотами и поощрениями. Анализируя портфолио, должно быть понятно, есть ли динамика в развитии, достигнуты ли промежуточные цели, почему появились трудности…

5 модуль : согласование индивидуального маршрута развития ребенка с социальным заказом и ожиданиями семьи

При разработке данного модуля необходимо провести работу не только с учащимся, по выявлению его целей и мотивов, но и с родителями, объясняя им возможности их ребенка, выясняя их пожелания относительно будущего сына или дочери. Совместная работа педагога, ученика и родителей должна позволить определить перспективы развития ребенка.

6 модуль : мониторинг, отражающий промежуточные и итоговые результаты освоения индивидуальных образовательных программ.

В данном модуле учитываются, безусловно, результаты, полученные в ходе обучения в школе: оценки за устные и письменные ответы, контрольные и тестовые работы…

Однако, важными являются не только результаты урочной деятельности, но и результаты участия школьника в олимпиадах, конкурсах, результаты проектной и исследовательской деятельности. Оценить итоги работы помогают и специальные тесты. Я использую школьный тест умственного развития предназначенный для диагностики умственного развития подростков - учащихся 7-9 классов. Авторами теста являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Данную работу я провожу, как правило, один раз в три года совместно со школьным психологом. Полученные результаты позволяют увидеть наличие (отсутствие) динамики умственного развития подростка не только в рамках моего предмета, но и в целом.

Остановлюсь более подробно на особенностях создания индивидуального образовательного маршрута в рамках предмета математики.

5 – 6 классы , в этом возрасте происходит определение предметов поля, в котором учащийся наиболее успешен. Этот этап позволяет выявить образовательный запрос учащегося. Пять часов в неделю отводится учебным планом на математику для обеспечения овладения учащимися содержанием стандартов образования. Один час в нашей школе отводится на спецкурс «Наглядная геометрия», в рамках которого проходит пропедевтика курса геометрии. Традиционно излагаемый курс в 5-6 классах для детей, имеющих математические способности, в рамках индивидуального образовательного маршрута дополняю следующими темами: «Комбинаторика», «Чётность и нечётность», «Взвешивание», «Переливание», «Алгоритм Евклида», «Принцип Дирихле», «Логические задачи», «Задачи на проценты», «Алгебраические дроби», «Модуль числа», «Система счета, двоичная система счета».

Для учащихся основной школы проводятся традиционные предметные (математические) недели, познавательные игры. Предметные олимпиады школьников являются неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Традиционно учащиеся школ участвуют в следующих олимпиадах: предметные олимпиады для 1-4, 5-7, 8-11 классов, Международная игра «Кенгуру», дистанционные математические олимпиады. Школа начала создавать банк данных «Одаренные дети», где должен прослеживаться успех ребенка с 1 по11 класс (на сегодняшний день работа ведется в начальной школе)

7 - 8 класс , осуществляется формирование предметной траектории, в эти годы учебы создаются модели индивидуального образовательного маршрута. С целью повышения результативности работы при проведении всех видов занятий необходимо придерживаться основных принципов развивающего обучения:
-обучение при ведущей роли теоретических знаний;
-обучение на высоком уровне сложности;
-изучение программного материала быстрым темпом.

Наряду с традиционными темами в индивидуальные образовательные программы включаю следующее: метод математической индукции, доказательство неравенств, задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами, наибольшие и наименьшие значения выражений, теоремы Менелая и Чевы.
Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения, формирование исследовательских компетенций учащихся. Межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ занимают отдельное место в работе с учащимися, имеющими способности к математике. В нашей школе стали традиционными ежегодные научно-практических конференций «Первый шаг в науке».
Одним из способов работы с одаренными детьми является использование информационных технологий, речь идет о дистанционном обучении. Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность одаренного ребенка. Дистанционное образование позволяет приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно школьнику. Важно на наш взгляд следующее, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. Сегодня мои ученики используют Интернет для подготовки к олимпиадам (сайты http://www. zaba; http://www.math.mioo.ru. в списке образовательных ресурсов сети Интернет наиболее часто используемых сайтов).


9 класс , время для корректировки индивидуального образовательного маршрута. В помощь приходят элективные часы, дополнительные часы, выделенные на изучение математики и подготовку к итоговой аттестации. Вносятся корректировки в целевой компонент индивидуального образовательного маршрута; это связано с выбором профиля обучения в старшей школе, выбором будущей профессии.

В Приложении 3 представлен план подготовки к ГИА

Приложение 1 План работы учащейся 9 класса на 1 четверть 2013-2014 учебного года

Дата

Приложение 2

Индивидуальный план

подготовки к участию в научно-практической конференции

ученицы 9 класса

Цель: войти в число призёров научно-практической конференции «Первый шаг в науке».

Задачи:

    Выбрать тему исследовательской работы

    Составить библиографию по выбранной теме.

    Познакомиться с работами по теме исследования.

    Написать исследовательскую работу в соответствии с Положением.

    Представить результаты исследования на школьной научно-практической конференции «Первый шаг в науке».



Приложение 3 План работы учащейся 9 класса при подготовке к ГИА 2014 года

Дата

Cлайд 1

Cлайд 2

Индивидуализация - это создание условий в образовании для построения учащимся индивидуального образовательного пути в процессе осуществления личностно-значимой деятельности с опорой на индивидуальный выбор учащегося и его интерес, который может быть обусловлен наличием определенных способностей у учащегося, либо способности начинают развиваться после определенного выбора учащегося. Индивидуальная образовательная траектория учащегося - это процесс и результат самостоятельного индивидуального действия учащегося при решении личностно значимых задач. Индивидуальный учебный план - процесс выстраивания индивидуальной учебной деятельности (вариативной части) Индивидуальная образовательная программа – процесс выстраивания индивидуальной программы обучения в рамках потребностей обучающегося (ОУ+ дополнительное образование) Company Logo

Cлайд 3

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ – ЭТО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЕГО СПОСОБНОСТЯМ, ВОЗМОЖНОСТЯМ, МОТИВАЦИИ, ИНТЕРЕСАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ПРИ КООРДИНИРУЮЩЕЙ, ОРГАНИЗУЮЩЕЙ, КОНСУЛЬТИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ.» Профессор Н.Н.Суртаева (РГПУ им. А.И.Герцена) Company Logo

Cлайд 4

ФГОС. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; … Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях; 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; … Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования Обучающимся предоставляются академические права на: 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; Company Logo

Cлайд 5

ФГОС. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ … II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: … метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; …. 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Company Logo

Cлайд 6

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие ИОТ. Уже в начальной школе должна осуществляться индивидуализация каждого ребёнка, независимо от его психо-соматических способностей Company Logo

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Профиль обучения является индивидуальной образовательной траекторией учащегося, построенной на основе его выбора из предложенной образовательным учреждением номенклатуры учебных предметов при условии изучения обязательных предметов как минимум на базовом уровне. Company Logo

Cлайд 11

Учащимся предлагаются на выбор 3 уровня освоения содержания учебных предметов: базовый уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов на базовом уровне); расширенный уровень (содержание программ обеспечивает формирование дополнительных к базовому уровню предметных знаний, умений и навыков в объеме меньшем, чем это предусмотрено для освоения на профильном уровне); углубленный уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов в соответствии или с превышением объемов содержания и уровня сложности, предусмотренного для их освоения на профильном уровне). Company Logo

Cлайд 12

Профильное обучение должно: обеспечивать базовый уровень освоения ФГОС общего образования; дать возможность выбора содержания образования и уровня его освоения. Company Logo

Cлайд 13

Cлайд 14

Дети, имеющие инвалидность; Имеющие рекомендации к надомному обучению по состоянию здоровья; Дистанционное обучение по индивидуальной программе. Company Logo

Cлайд 15

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОСТРОЕНИЯ ИОТ ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА Company Logo

Cлайд 16

Cлайд 17

Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность - это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Для достижения поставленных целей используется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.

Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут - это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.

Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:

Индивидуальная - не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.

Образовательная - значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.

Траектория - след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.

В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:


Траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;

Траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;

Траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.

Основная задача педагога - создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).

При движении вперед учащийся может выбрать содержание знаний, умений, уровень их освоения, форму учебной работы, темп продвижения.

Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.

Основные элементы создания траектории:

Ориентиры - определение предполагаемого конечного результата деятельности учащихся и педагогов в качестве ориентиров для осуществления образования. Формулировка целей.

Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.

Образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя (мотивация), связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.

Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.

Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных потенциалов и способностей.

Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:

1. Обязательные учебные занятия ученика.

2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.

3. Самостоятельную работу.

4. Проектную деятельность.

5. Дополнительное образование.

6. Участие во внеурочной деятельности.

На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:

1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)

2. Обязательный компонент (учебные предметы)

3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)

5. Участие в проектной деятельности

6. Участие в исследовательской деятельности

7. Участие в объединениях дополнительного образования

8. Участие во внеурочной деятельности

9. Формы отчета

10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:

Определение смысла деятельности

Постановка личной цели

Формирование плана деятельности

Реализация плана

Рефлексия, оценка деятельности

Корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения

Оформление замысла образовательной программы школьника:

Цель моего образования в школе

Цель моего образования на данном этапе

Что я делаю, потому, что мне интересно (выбираю)

Что бы я хотел делать (заказываю)

Что я делаю, потому, что это необходимо (исполняю норму)

Какие проблемы я вижу в достижении своей цели:

Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем

При формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий меняется роль педагогов. Самой актуальной сегодня является тьютор - педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; индивидуальный научный руководитель; воспитатель.

Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.

Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:

1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.

2. Поиск путей решения данной проблемы.

3. Разработка плана решения проблемы.

4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.

Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные :

1. Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.

2. Проектирование деятельности ближайшего периода.

3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.

4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.

Тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)

Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.

При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.

Что понимается под «индивидуальной образовательной траекторией»

Понятие «индивидуальная образовательная траектория » - сложное общее понятие, пришедшее в педагогику из физики. Использование в педагогическом контексте физического термина имеет специфический и уточненный смысл, а также образный характер, однако не теряет сущностного деятельностного начала. Именно идея движения и его следа может являться «неким интеллектуальным замыслом» (Э. Кассирер) понятия образовательной траектории. Определение «индивидуальный» мы, ссылаясь на, связываем с «беспрецедентностью программности», которая всегда связана с «конкретным инноватором» собственной активной творческой образовательной деятельности ученика. В связи с нашей темой необходимо особо выделить современные аспекты обширного понятия «образование», а именно: образование должно способствовать целенаправленному прояснению в каждом человеке его Человеческого Образа; образование обеспечивает способность человека к самореализации; образование - индивидуальный труд, который при соответствующем направлении и организации становится для человека дорогой самодвижения к самосовершенствованию и проявлению разносторонних дарований. Добавим, что нам близко определение понятия «образование» в аспекте представления человека и его потенциала как «семени неизвестного растения», а именно: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания»1, - в котором существенными признаками являются «процессуальность, продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса», тогда как бывшая традиционно основной внешняя составляющая начинает носить «характер среды, а также технологических рамок».

ИОТ может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов образования. Именно поэтому индивидуальную образовательную траекторию определяют по-разному в зависимости от специфики задачи, которая решается с помощью данного определения. Нами особо выделяется связь деятельностного направления процесса формирования ИОТ с новыми информационными технологиями , которая видится в использовании компьютера для построения открытой системы образования. Компьютер предоставляет огромные возможности для создания новой индивидуальной технологии обучения, наиболее продуктивным и более индивидуальным принципом построения которой является самоуправление обучением, предоставляемое самому учащемуся.

Личность - существование потенциальной личности, имеющей набор качеств, характеристик, способностей, которая природосообразно и избирательно осваивает и «приращивает» культурные нормы (знания) и раскрывает себя.

Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя, связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.

Ориентиры - определение в диагностике конкретных личностных качеств учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности.

Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности в её программе, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.

Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных способностей.

Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений », необходимых для целеполагания как импульса для непрерывного образовательного движения через личностную рефлексию.

Образовательная среда - как пространство превращения потенциала в ресурс.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

При организации ИОТ ученика должен быть выделен ряд условий, как необходимых и достаточных ресурсов или влияющих факторов. Понимая под условиями «то, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое»1, можно сформулировать: «тогда и только тогда» будет организована ИОТ ученика»… или «в том и только в том случае» произойдет проектирование и реализация ИОТ ученика. Одним из факторов, существенным для реализации образовательного движения в том его смысле, который предполагает «реализацию личностного потенциала», то есть проявление и развитие личностных качеств ученика в процессе его образовательной деятельности, является целеполагание.

«Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах»2. Являясь предельно понятным, это определение, тем не менее, вызывает много проблем в обучении. Главной из них является недопущение субъектности ученика, которое связано с непониманием роли постановки цели самим учеником в мотивации его учения.

Одним из главных принципов менеджмента качества в любой сфере можно считать постоянство цели. Для школ, колледжей и университетов эту цель можно представить как получение удовольствия от учебы, внутреннюю мотивацию, познавательный интерес. Уделяя массу внимания и прилагая массу усилий актуальным вопросам модернизации образования, таким как профильное обучение, развитие познавательного интереса, интернетизации школ, многие учебные заведения занимаются «соответствием» курсу, упуская из виду это постоянство цели. Индивидуализация с использованием технологии индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), на наш взгляд, не просто учитывает каждого отдельного ученика, она реально предоставляет право ученического целеполагания, разумную и требовательную свободу, а вместе с возможностью свободного выбора – и познавательную радость.

Для осуществления целеполагания субъектам обучения нужно понимать, какие элементы образовательной парадигмы являются необходимыми для «запуска» ИОТ. Остановимся на элементах, имеющих отношение к двум субъектам - учителю и ученику:

Ценности

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения образовательных результатов;

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> обучающиеся принимают на себя ответственность за своё учение;

Цели

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> осознание учителем права ученика на личные образовательные цели

Позиции участников учебного процесса

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство

Формы и методы

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> динамичные формы организации учебного процесса;

Образовательная деятельность" href="/text/category/obrazovatelmznaya_deyatelmznostmz/" rel="bookmark">познавательной деятельности , снижается количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», особенно в 7-ом классе. Активность на уроках падает. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности учащихся по сравнению с другими интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха. Диапазон стимулов колеблется от 2 до 6. В основном это:

Оценка, словесная похвала;

Запись благодарности в дневник;

Групповая работа;

Назначение консультантом;

Выставка лучших работ.

На самом деле их гораздо больше. Они подразделяются на три группы:

ü Стимулы первого порядка – это « Поощрение деятельности учащихся». В них

входят: оценка; яркая, образная эмоциональная речь учителя; Словесная похвала; перспективы; организация коллективной работы; разноуровневые задания; усложнение заданий; сравнение успехов ученика с его прежними результатами; анализ учебных результатов учащегося учителем; положительный пример – всего - 10.

ü Стимулы второго порядка – это «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением». В них входят: занимательная ситуация; дозированное домашнее задание; познавательная игра; использование элементов соревнования; концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося; креативная минутка; оценка достижения ученика на родительском собрании; чтение лучшей работы ученика; проблемно – поисковая ситуация; опора на анализ жизненных ситуаций – всего 10.

ü Стимулы третьего порядка – это «Своевременная оценка деятельности учащегося». В них входят: контролируемое доверие; задания практического характера; юмористическая минутка; запись благодарности в дневник; взаимоконтроль; учебная дискуссия; выставка лучших работ по итогам урока; рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и по параллели; решение задач и проблем профориентационной направленности; рецензия товарища на результат учащегося. – всего 10. Итого их 30. Все они благотворно влияют на учебный процесс, оказывают положительное воспитательное воздействие.

Воспитание и обучение – процессы, неотделимые друг от друга. Как учить ребенка, если ты его не знаешь и не понимаешь? А чтобы понять, надо создать условия, чтобы ребенок проявился как личность, раскрылся. И тут, конечно, очень многое зависит от учителей.

Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию учащихся. Наша обязанность – развивать их способности не только к репродуктивному, но и к творческому мышлению, пробуждать у них радость мышления.

Продуктивное мышление – более высокая, более совершенная форма, чем репродуктивная. Мы занимаемся, в основном натаскиванием детей, и мало развиваем творческое мышление. А творческое мышление, как правило, не возникает само по себе, его необходимо побуждать, способствовать его развитию, оно должно быть «желаемым».

Часто мы возмущаемся, возможно, ли вообще охватить на каждом уроке каждого отдельного ученика? Это, несомненно, одна из самых трудных задач, стоящих перед учителем. О ее практической разрешимости свидетельствует опыт наших учителей, ведущих уроки так, что при общей стратегии сохраняется и индивидуальный подход.

При этом обязательны две предпосылки: соответствующее отношение к ученику, исходящее из уверенности в способности каждого ребенка к развитию; учитель должен постараться, как можно глубже изучить каждого ученика, его сильные и слабые стороны, его проблемы, склонности и интересы. Особенно трудно это для учителей, имеющих по своему предмету один или два часа в неделю; они должны уметь хорошо вживаться в мир ребенка.

Имеются различные возможности того, каким образом находить подход к каждому ученику по возможности на каждом уроке.

1) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если позаботиться о достаточной мотивации каждым учеником своей учебной работы.

2) На каждом уроке можно опросить каждого ученика, если вовлекать каждого ученика в процесс урока. Это, прежде всего, вопрос очередного опроса. Исследования показали, что самых сильных на уроке опрашивают 10-12 раз, со слабыми почти не работают. С вопросом «спросят - не спросят» тесно связана проблема времени индивидуального говорения отдельных учеников, и здесь, конечно, различия не в пользу и без того заторможенных учеников. Вот здесь можно использовать работу в парах

3) При самостоятельной работе руководить работой учащихся, а не сидеть и ждать, когда ученики наделают кучу ошибок, как это можно видеть на некоторых урока у наших учителей. Здесь можно попытаться вступить с каждым в непосредственный контакт. Для этого у учителя есть большой набор «маленьких возможностей»: намеки, указания, вопросы, подтверждения, сообщение шепотом об ошибке, вопросительный взгляд, дружеское слово, подбадривающий кивок и т. д.

Не всегда удается использовать всю эту шкалу возможностей. Опытные учителя пользуются как словом, взглядом, так и мимикой, т. к. хорошо знают, что коммуникативный контакт возможен в самых различных формах: жестикуляция и мимика – чрезвычайно действенные средства педагога. Но и учитель многое может прочесть по мимике ученика. Например, ясна ли ему проблема, не затормозилось ли решение задачи, понял ли он объяснение и т. д.

Для застенчивых учеников важно осторожное, дружеское, ободряющее обращение, слово похвалы или признания. Их особенно легко оттолкнуть, для чего бывает иногда достаточно одного неделикатного слова или грубого жеста учителя.

3) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если выработать систему поощрений, способствующую развитию личности. Опытные учителя сознательно стараются создать ситуацию успеха для каждого ученика, хотя это не всегда легко сделать. Так, подобрать задание, чтобы все получили положительный результат, а при этом еще, чтобы и сильные ученики работали с напряжением,- для учителя задача трудная, требующая большого понимания мира ученика и творческого подхода. Каждый предмет представляет в этой связи различные возможности.

Главное, при оценке знаний, доброжелательно и справедливо прокомментировать отметку. Хочет этого учитель или нет, но, давая оценку ученику, он всегда действует индивидуально по отношению к нему. Эта оценка, если она воспринимается учеником как справедливая и соответствующая его знаниям, может в значительной степени способствовать развитию личности, в частности, увеличивать его готовность к учебе, радость от проделанной работы. Если же она воспринимается как жесткая, несправедливая, необдуманная, то оказывает негативное влияние на развитие конкретного ученика, на отношение к учителю и к предмету.

4) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если каждого ребенка осторожно подводить к пониманию его собственных трудностей (невнимательность, незнание предыдущих тем и т. д.), если приободрить его, заставить работать над собой, давать ему индивидуальные задания, направленные на преодоление этих трудностей. Любой педагогический прием не дает результатов, если ребенок не станет работать над собой. Чтобы дети, которым особенно трудно дается учение, не падали духом, нужно замечать и ободрять их самые маленькие успехи в такой работе.

5) Можно на каждом уроке охватить каждого ребенка, если работа всех учеников будет стимулироваться дидактическими средствами, согласно которым компенсирующее воздействие достигается за счет смены методов обучения, вариации в организационной структуре класса, путем применения средств обучения различной направленности и т. д. При этом нельзя забывать, что ученик может принадлежать к типу людей со « зрительной», «слуховой» и «моторной» памятью, что одному ученику легче сконцентрировать свое внимание на требованиях урока, другому труднее, что ученик может иметь богатый или бедный запас представлений и понятий. Живому, подвижному ученику развивающее обсуждение, дискуссия раскрывают большие возможности для наиболее полного развития, тогда как другие ученики, наоборот, не могут «подстроиться», т. к. им нужна самостоятельная работа над проблемой или индивидуальное, обращенное к ним слово учителя. У одного ученика, например, слуховое восприятие математической формулировки, данной учителем, может привести к формированию понятия, зрительной опоры, третьему нужны примеры или зрительный образ для понимания содержания понятия в виде графического изображения или модели, четвертый начинает понимать, только самостоятельно используя новое понятие при решении задач. Поэтому нужно разнообразить методические приемы, четко продумывать применение дидактических средств, чтобы по возможности на каждом уроке все ученики чувствовали себя его участниками, чтобы каждый ученик как личность привлекался к сознательной и достаточно самостоятельной работе над материалом.

6) На каждом уроке можно найти подход к каждому ученику, если учитель способен воспринимать заботы своих учеников. Ученики старших классов откровенно говорят, что многие учителя не понимают их, ведь не каждый день можно быть в хорошей форме, что иногда кто-то не сразу все понимает и усваивает и т. д. Если, например, ученик несколько раз не выполнил домашнее задание, не спешите наказывать его, разберитесь в его домашних условиях: у нас большое количество детей живут в семьях алкоголиков, и детям не то, что уроки, жить там невыносимо. Конечно, понимание проблем учащихся не означает непоследовательности в своих требованиях, а является предпосылкой для последовательного и упорного воплощения разумных, реальных требований ко всем учащимся.

7) На любом уроке можно охватить каждого ученика, если включать иногда в единый по своей сути ход урока временную его дифференциацию . Например, по мере выполнения общей работы, учителя дают дополнительную работу группе детей, выполнивших основное задание. С остальными продолжает решение прежнего. В конце урока объединяются обе группы, и делается обобщение всем классом

Особенно хорошие результаты дает дифференцированная постановка заданий. Она дает возможность в ходе единого по своей сути урока проводить дополнительную работу со способными учениками, не допуская отставания остальных. Дифференциация заданий позволяет, прежде всего, учитывать различия в степени усвоения материала. Временная дифференциация хода урока и индивидуальный подход к учащимся достигается также путем применения специальных форм совместной работы, например, с партнером или в группе. По многим предметам учителя используют тетради с печатной основой. Они очень эффективны в целях экономии времени урока Для развития творческого мышления учеников, в том числе и отстающих, необходимо регулярно ставить их перед трудными мыслительными задачами. Здесь не должно быть никаких скидок. Конечно, требования должны учитывать « барьер обучаемости» ученика. Требования следует повышать постепенно по траектории, и ребенок должен развиваться, начиная с первого класса от простого к более сложному. Но творческое обучение не развивается само по себе, оно предполагает действия на основе прочных знаний и умений, начиная зачастую с повторения чужих мыслей, постоянно включает в себя репродуктивные моменты. Большое влияние на развитие творческого мышления оказывает сообщение методов и техники мыслительной деятельности, связанное с показом творческого поиска и осознанием эвристических элементов в процессе получения знаний. При подготовке к олимпиадам необходимо, еще раз повторяю, необходимо не просто дать задание, а показать нестандартность их решения, их вариативность, и тем самым, развивать многомерность мышления одаренных учеников. Не менее яркое выражение атрибуты творческой учебы находят в исследовательских поручениях учащимся, когда им дается важное, но выполнимое задание, когда предмет исследования действительно интересен для учеников. Вы знаете, что каждый урок должен одновременно и обучать, и воспитывать. Все, что происходит в процессе обучения, также и воспитывает. На уроке главное воспитать ответственное отношение к учебному труду, начиная с 1-го класса. Трудно работать в классе, в котором царят лень и безразличие.

В чем же заключается подлинная рабочая атмосфера урока?

1) Последовательное требование соблюдения однажды установленного порядка. Неразбериха на уроке оказывает плохую услугу ученикам.

2) Хорошая рабочая атмосфера зависит от справедливости преподавателя по отношению к учащимся. Обидное слово (ты никогда не получишь отметку выше тройки), скоропалительная оценка, недостаточно продуманная педагогическая мера зачастую оказывают отрицательное воздействие. Как быстро в результате этого может быть отравлена атмосфера в классе. Большинство учителей у нас работают без конфликтов. Но есть такие, к которым дети не хотят идти на урок. Главное, что этот негатив сказывается на изучении предмета.

3) Следует указать и на проблему педагогического такта. По отношению к ученику учитель должен всегда выступать как требовательный человек, но ему нельзя никогда забывать, насколько необходимы ученику его помощь, его понимание, его участливая поддержка, чтобы успешно справиться с предъявляемыми к нему требованиями.

4) И, наконец, речь пойдет обо всем стиле и тоне обращения с учащимися, чем в значительной степени обеспечивается спокойная и эффективная работа на уроке. Стиль, который демонстрирует сам учитель, сильно влияет на учеников, формирует их собственный тон общения, способы, которыми «себя подают ученики». Поведение учителя должно соответствовать общим этическим нормам, присущим обществу. Именно на этой основе каждый учитель раскрывает свой индивидуальный стиль, выступает по отношению к учащимся как единственная в своем роде, неповторимая личность.

Хорошая рабочая атмосфера зависит от многого. Решающим, однако, является личность самого учителя. Он определяет, насколько интенсивно должна вестись работа на данном уроке. Он предъявляет высокие требования к ученикам, создавая в то же время непринужденную и радостную обстановку. Он устанавливает норму поведения, учитывая при этом и интересы учащихся. Он, если нужно, тверд, но, когда это необходимо, проявляет и мягкость. Богатство его личности, ум и сила его обаяния, его моральная безупречность в значительной степени определяют то, с каким удовольствием и радостью, с каким трудолюбием и усердием, с какими идеями и какими инициативами учащиеся работают на каждом уроке, все лучше познавая мир и самих себя. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

1

В статье рассматривается возможность построения младшими школьниками своих индивидуальных образовательных траекторий, значимость самостоятельного определения плана и пути своего саморазвития в определенных образовательных областях. В аспекте федеральных государственных стандартов (ФГОС) начального общего образования анализируются имеющиеся основные понятия индивидуальной образовательной траектории младших школьников. ФГОС раскрывает необходимость создания индивидуальной образовательной траектории обучения, которая представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самореализации. В связи с этим был разработан алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения, а также алгоритм самоанализа при переходе к следующей теме. Апробирование данного алгоритма построения индивидуальной образовательной траектории позволяет выявить её эффективность при обучении младших школьников.

индивидуальная образовательная траектория

личностно-ориентированное образование

алгоритм

самоанализ

результат (продукт)

1. Евдокимова Ю.В., Скыбина Е.И., Дмитренко Ю.М. Индивидуальные образовательные траектории учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО. belschool40.ru/component/k2/item.

2. Крылова Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. – 2008. – № 3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.

4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Основные положения. http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=730.

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и практике разрабатывались вопросы дифференциации и индивидуализации обучения, а в последние годы ведущая роль стала отводиться проблеме качества образования. Особо значимой в условиях модернизации школьного образования является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся.

Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися индивидуальных образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и стремлениям.

Значительный вклад в разработку проблемы формирования индивидуальных образовательных траекторий обучаемых в русле проблемно-рефлексивного и деятельностного подходов представлен в психолого-педагогических исследованиях P.C. Вайсмана, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, И.С. Кона, В.Д. Шадрикова, И.О. Якиманской, A.B. Хуторского и других. Индивидуальные образовательные траектории школьников связываются с осуществлением личностно значимой деятельности в работах Л.Я. Дорфмана, И.Я. Лернера и C.B. Воробьевой и др. Они считают, что индивидуальная траектория образования - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании .

Тенденция индивидуального обучения нашла свое отражение в регламентирующем документе - базисном учебном плане школы, согласно которому предусмотрено выделение отдельных часов на ученический компонент. «Ученический компонент» не ограничивается лишь индивидуальной работой с учеником. Но данный термин позволяет вывести понимание не только ученых, но и администрации образовательных организаций и педагогов на признание роли ученика в его собственном образовании. Речь идет не только об отборе индивидуального содержания образования, но и о возможности выбора учеником своего стиля обучения, его мировоззренческих основ, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов .

Учет индивидуальных особенностей и характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.

Индивидуальная траектория образования - это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно-ориентированного образования учащихся ставит цель для реализации следующих их прав и возможностей:

Право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном предмете;

Право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

Право на составление индивидуальных образовательных программ;

Право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

Индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

Превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов;

Индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

Право на индивидуальную картину мира и индивидуально обоснованные позиции по каждой образовательной области .

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика - это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предполагаемый результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:

Предоставление выбора пути построения индивидуальной образовательной траектории;

Индивидуальные задания ученикам на уроках;

Организация парной и групповой работы;

Формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Мой образ зимы», «Моя математика» и т.п.);

Предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.

Главная задача личностно-ориентированного обучения - построение каждым учеником такой индивидуальной траектории своего образования, которая соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества. Образование ученика не ограничивается только достижением им личных целей. После демонстрации образовательных продуктов ученика происходит их сопоставление с культурно-историческими аналогами. Данный этап может дать начало новому циклу обучения с соответствующим целеполаганием. В ходе рефлексивно-оценочного этапа обучения выявляются образовательные продукты ученика, относящиеся как к индивидуальным результатам его деятельности, так и к изучаемым общекультурным достижениям, в том числе и образовательным стандартам .

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности. Для этого учеников обычно делят на группы (по типу: способные, средние, отстающие) или уровни (высокий, средний, низкий).

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин .

Первый подход наиболее распространен в школах, второй редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, но одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого учащегося. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика. Опираясь на индивидуальные качества и способности, ученик выстраивает свой образовательный путь. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из основных целей личностно-ориентированного образования .

Учащийся сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

При составлении индивидуальной образовательной траектории учитель дает учащемуся возможность выбора, выступая в роли консультанта, учитывает его индивидуальные интересы, особенности учебной деятельности, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала, виды учебной деятельности. При этом в процессе составления индивидуальной траектории самое важное для учащегося - оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала с целью достичь запланированного результата.

Возможность выбора индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня.

Образовательные продукты учащихся отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого школьника, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются .

Результаты продвижения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учащимся продукт: полученные знания, которые реализуются в умениях (мыслительных, познавательных, коммуникативных) оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая оценивать либо вовремя корректировать путь учащегося по его траектории. Для построения с учащимися их индивидуальных образовательных траекторий в помощь ученику в процессе исследования разработана памятка «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», которая представлена на рис. 1.

Рис. 1. Памятка «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения»

Также данный алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения можно изобразить в виде блок-схемы, представленной на рис. 2.

Рис. 2. Блок-схема «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения»

Следуя пунктам памятки или блок-схемы «Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения», учащиеся заполняют таблицу по форме, представленной на рис. 3.

Рис. 3. Таблица для поэтапного пути реализации индивидуальной образовательной траектории обучения

Следует отметить, что при переходе от одной темы к другой учащиеся также выполняют самоанализ, пользуясь алгоритмом, представленным на рис. 4.

Рис. 4. Алгоритм самоанализа изученной учащимся определенной темы

Применение данного алгоритма построения индивидуальных образовательных траекторий при работе с младшими школьниками положительно влияет на уровень их обученности.

Библиографическая ссылка

Микерова Г.Ж., Жук А.С. АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 138-142;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36374 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»