Московская академия образования натальи нестеровой. Минобрнауки может закрыть академию нестеровой Государственная аттестация в другом вузе

фев. 21, 2013

08:56 pm - Гибель Платоновской академии в Афинах и завершение христианизации греческой философии

В 529 г. император Юстиниан издал закон, запрещавший язычникам, в числе прочего, заниматься преподавательской деятельностью – они должны были либо принять крещение, либо подвергнуться конфискации имущества и ссылке (Cod. Just. I. 5. 18. 4; I. 11. 10. 2). Иоанн Малала в своём историческом сочинении сообщает дополнительно, что тогда же в Афины был послан указ о запрете преподавания философии: «В консульство того же самого Декия василевс послал в Афины указ, приказав, чтобы никто не преподавал философию, не толковал законы и не устраивал игрального притона ни в одном из городов» (Хронография, кн. XVIII).


На этом основании 529 г. традиционно считается годом закрытия Платоновской академии в Афинах и едва ли не конца всей греческой философии. Насколько подобный взгляд оправдан? Действительно, спустя примерно два года после указа Юстиниана, в конце 531 – начале 532 г., семь афинских философов во главе с диадохом Дамаскием, главой Академии, покинули Афины и отправились в Персию. Привлекли их туда слухи о том, что Хосров (будущий Ануширван), вступивший на персидский престол в сентябре 531 г., является воплощением идеала царя-философа, о котором мечтал Платон. Подробно эту историю излагает Агафий Миринейский:


«…Дамасский сириец, Симплиций киликиянин, Евлалий фригиец, Прискиан лидиец, Гермий и Диоген финикияне представляли, выражаясь поэтическим языком, цвет и вершину всех занимающихся философией в наше время. Они не приняли господствовавшего у римлян учения о божестве и полагали, что персидское государство много лучше, будучи убеждены в том, что внушалось им многими, а именно, что там власть справедливее, такая, какую описывает Платон, когда философия и царство объединяются в одно целое, что подданные все без исключения разумны и честны, что там не бывает ни воров, ни грабителей и не претерпевают никакой другой несправедливости, так что если кто-нибудь оставил свое ценное имущество в самом пустынном месте, то его не возьмёт никто, случившийся в том месте, но оно останется в целости, если и не охранялось, для оставившего его, когда этот возвратится. Они были убеждены в этом, как в истине. К тому же им запрещено было и законами, как не принявшим установленных верований, оставаться в безопасности дома. Поэтому они немедленно собрались и отправились к чужим, живущим по совершенно другим обычаям, чтобы жить там в дальнейшем. Там все они скоро увидели, что начальствующие лица слишком горды, непомерно напыщены, почувствовали к ним отвращение и порицали их. Затем увидели много воров и грабителей, из которых одних ловили, другие скрывались. Творились и всякие другие беззакония. Богатые притесняли убогих. В отношениях друг с другом [персы] обычно были жестоки и бесчеловечны, и, что бессмысленнее всего, они не воздерживались от прелюбодеяний, хотя позволено каждому иметь сколько угодно жен, и они действительно их имеют. По всем этим причинам философы были недовольны и винили себя за переселение.
Когда же переговорили с царём, то и тут обманулись в надежде, найдя человека, кичившегося знаниями философии, но о возвышенном ничего не слышавшего. Мнения их не совпадали. Он придерживался других [взглядов], о которых я уже упоминал. Не перенеся неистовств кровосмесительных связей, они вернулись как можно скорее, хотя он их почитал и приглашал остаться. Они же считали, что для них будет лучше, вступив в римские пределы немедленно, если так случится, умереть, чем [оставаясь там] удостоиться величайших почестей. Так, они все вернулись домой, сказав прощай гостеприимству варвара. Получили, однако, и пользу от пребывания вне отечества и [в деле] не кратковременном и малом, но благодаря этому вся их последующая жизнь протекла мирно и сообразно их желанию. Когда в это время римляне и персы заключили между собою договор о мире, то в условия мира было включено положение, что эти люди, по возвращении их к своим, должны жить в дальнейшем без всякой боязни и чтобы их не вынуждали изменять свои убеждения, принимать какие-либо верования, кроме тех, которые сами одобрят. Хосров оговорил, что мир будет иметь силу не иначе, как при этом условии».
О царствовании Юстиниана. II, 30-31


Итак, разочаровавшись в персах и их царе, афинские платоники уже к концу 532 г. вернулись в пределы Римской империи. Как сложилась их дальнейшая судьба? Прямых сведений об этом в источниках нет, но по крайней мере о двоих из них можно сделать обоснованные предположения.

В «Греческой антологии» содержится несколько стихотворений под именем диадоха Дамаския, в том числе эпиграмма на надгробии девочки-рабыни. В начале ХХ в. это надгробие было найдено возле города Эмесы в Сирии. К счастью, оно оказалось датированным – 538 годом. Дамаский родился в Сирии, в окрестностях Дамаска. Разумно заключить, что по возвращении из своей персидской поездки в 532 г., будучи в преклонном возрасте (около 80 лет), он решил остаться в родных краях.

Самым выдающимся из учеников Дамаския был Симпликий. После возвращения из Персии он написал обширную серию комментариев к Аристотелю (несколько тысяч страниц), входящих в число наиболее эрудированных античных сочинений на эту тему. При этом свои источники он обильно цитирует по оригиналам, а не по доксографической традиции, как было принято уже в течение многих столетий (например, он упоминает находившийся в его распоряжении экземпляр поэмы Парменида). Из этого следует, что Симпликий имел доступ к уникальной по богатству философской библиотеке.

Наличие подобных библиотек в VI в. можно предполагать лишь в очень небольшом количестве мест, список которых ограничивается Константинополем, Александрией и Афинами. О проживании Симпликия в Константинополе в источниках нет никаких намёков, да и невозможно предположить, чтобы закоренелый язычник решил поселиться в самом средоточии христианских властей, преследованию которых он подвергался.

Александрия тоже исключается на следующих основаниях. В своих сочинениях Симпликий яростно оспаривает с языческих позиций своего младшего современника, христианина Иоанна Филопона, всю жизнь прожившего в Александрии. При этом в комментарии на сочинение Аристотеля «О небе» он упоминает, что никогда не встречал Филопона лично. Живя в Александрии и занимаясь философией, Симпликий не мог бы не встречаться с Филопоном. Остаются Афины.

Свидетельство о том, что после 532 г. Платоновская академия в Афинах возобновила свою работу, дошло до нас в составе сочинений Олимпиодора, возглавлявшего кафедру философии в Александрии в середине VI в. В своём комментарии к платоновскому диалогу «Алкивиад» он заявляет, что Платон не брал с учеников плату за обучение, будучи состоятельным человеком, «вот почему средства на содержание главы школы (диадохика) имеются по сей день, несмотря на происходящие многочисленные изъятия» (In Alc. 141.1-3).

В том же комментарии Олимпиодор упоминает случай, имевший место в период, когда августалом Александрии был Гефест (т.е. в 546-551 гг.), причём из его слов понятно, что после этого случая прошло уже довольно много времени. На этом основании комментарий Олимпиодора к «Алкивиаду» вряд ли можно отнести ко времени раньше 560 г., из чего следует, что Платоновская академия в Афинах тогда ещё существовала и располагала собственными финансовыми средствами. Во времена Прокла диадохика составляла 1000 золотых солидов в год. Известно, что при Юстиниане риторы и грамматики в Карфагене получали в год 70 солидов. Отсюда видно, что даже с учётом конфискаций Академии должно было хватать средств, чтобы обеспечить по крайней мере безбедную жизнь её главы.

Ни в одном из своих сочинений Симпликий не называется диадохом. Возможно, формально он не носил этого титула, будучи диадохом de facto и получая причитающиеся этой должности средства. Год его смерти неизвестен. Последние из его сочинений могли быть написаны в 560-х гг., когда ему должно было быть около семидесяти лет. Таким образом, нет никаких оснований исключать, что ремарка Олимпиодора относится именно к Симпликию.


Но как же указ Юстиниана 529 г. о запрете язычникам преподавать? Необходимо учитывать, что принятие большинства позднеримских законов означало, по выражению одного из историков, немногим более того, что «злоупотребления, которые они были призваны устранить, известны центральному правительству». Прекрасной иллюстрацией этого тезиса служит судьба уже упоминавшегося александрийского философа Олимпиодора.

От него сохранились 3 комментария к Платону (к «Алкивиаду», «Горгию» и «Федону») и 2 комментария к Аристотелю (к «Категориям» и «Метеорологике»), представляющие собой студенческие записи его лекций. Самый поздний датируемый из них – комментарий к «Метеорологике» – с определённостью датируется временем после 565 г. Из этих записей ясно, что Олимпиодор был язычником и не делал из этого никакой тайны.

Например, в комментарии к «Горгию», объяснив богиню Геру аллегорически как воздух или разумную душу, Олимпиодор заявляет: «Вследствие этого вы не должны так поверхностно истолковывать учения, представляемые в виде мифа; на самом деле мы, со своей стороны, тоже прекрасно понимаем, что есть только одна первая причина, Бог, потому что множество первых причин невозможно» (In Gorg. 32.15-33.3). Далее он защищает язычников от обвинений в идолопоклонстве: «Не считайте, что философы воздают божественное поклонение камням или идолам. На самом деле, учитывая, что мы живём в чувственном мире, вследствие чего бестелесная и нематериальная сила для нас недостижима, идолы были изобретены как напоминание нам об этом виде бытия, чтобы мы, взирая на эти идолы и поклоняясь им, приводились бы тем самым к постижению бестелесных и нематериальных сил» (In Gorg. 246.7-12).

В отличие от Афин, кафедра философии в Александрии была государственной и её глава получал содержание от городских властей. После антиязыческого указа Юстиниана 529 г. указы против язычников повторялись в 545-546 и 562 гг. И после всех этих указов, в середине 560-х гг., государственную кафедру философии в Александрии возглавлял открытый язычник, который позволял себе свободно отстаивать собственные взгляды перед своей преимущественно христианской аудиторией! На этом фоне продолжение существования Платоновской академии в Афинах в 560-х гг. выглядит полностью возможным.

Александрия представляет также прекрасный пример того, что христианизация греческой философии имела преимущественно естественный, а не насильственный характер. Учеником и преемником Олимпиодора на философской кафедре был Элий, носивший почётный титул апоэпарха. От него сохранились пролегомены к философии Аристотеля, комментарий к «Категориям», комментарий к «Введению» Порфирия и несколько более мелких философских сочинений.

Преемником Элия был Давид, обычно ложно отождествляемый со своим тёзкой – армянским богословом, жившим на век раньше. От Давида, именуемого в рукописях «боголюбивейшим и богомысленным философом», сохранились комментарии к «Аналитике» Аристотеля и «Введению» Порфирия.

Судя по именам и титулам Элия и Давида, они оба были уже христианами. Однако записи их лекций свидетельствуют, что преподавать они продолжали во вполне традиционном духе, выражая идеи о вечности мира, божественности небесных тел, неразумных духах-мстителях, нимфах-долгожительницах и т.п., свойственные нехристианскому аристотелизму и платонизму.


Можно предполагать, что такой же процесс постепенной естественной христианизации происходил и в Афинах, о чём к тому же есть свидетельства, о которых будет сказано далее. Следствием этого процесса должна была стать полная христианизация Платоновской академии, если бы её существование не было прервано, на этот раз окончательно, около 580 г. в ходе катастрофического разгрома Афин вторгшимися в пределы империи славянами:


Менандр Протектор:
…На четвёртый год царствования Тиверия Константина кесаря случилось, что во Фракии народ славян, примерно до ста тысяч, разграбил Фракию и многие другие [области]… Эллада опустошалась славянами и со всех сторон одна за другой нависли над нею опасности…
История. Фр. 47, 48

Иоанн Эфесский:
В третьем году после смерти Юстина царя и правления победительного Тиверия – вышел народ лживый славяне. И прошли они стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей: они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной, без страха, в продолжение четырёх лет… Пока Бог на их стороне, они, конечно же, и опустошают, и жгут, и грабят [всё] вплоть до стены до внешней.
Церковная история. VI, 25

Современные этим событиям историки ничего не сообщают о судьбе конкретно Афин, но их молчание компенсируется красноречивыми свидетельствами археологии:


Раскопками на афинской Агоре ясно засвидетельствовано, что в конце шестого века мирный ход городской жизни в Афинах был нарушен. Известно, например, что ряд зданий в это время был сожжён и покинут временно или навсегда. Находки монет, очевидно спрятанных в спешке или брошенных в панике, позволяют датировать события, которые в ином случае было бы очень трудно поместить в конкретный исторический контекст, хотя они и хорошо засвидетельствованы историческими открытиями. Византийские хронисты сообщают о славянском вторжении в Грецию в конце 578 или в начале 579 г., вследствие которого большое количество славян поселилось в Греции на несколько лет или навсегда. Не приходится сомневаться, что некоторые из разрушений на афинской Агоре, датируемых годами, непосредственно последовавшими за вторжением, были делом рук славян.
D.M. Metcalf. The Slavonic Threat to Greece circa 580: Some Evidence from Athens // Hesperia. Journal of the American School of Classical Studies at Athens. Vol. XXI, No. 2. April-June 1962. P. 134

Данные раскопок указывают на крупномасштабное опустошение территории Агоры в это время, наиболее вероятно в 80-х годах шестого столетия. Вряд ли можно сомневаться, что эти разрушения связаны с особенно жестоким вторжением славянских племён. Спустя короткое время по крайней мере некоторые из зданий были починены и стали использоваться вновь, о чём свидетельствует в нескольких случаях резкое повышение уровня пола. Но их обитатели вели жалкое существование в обстановке неопределённости и постоянной угрозы варварского вторжения… Монеты и керамика свидетельствуют о присутствии некоторого количества жителей до второй половины седьмого века. За этим следует период почти полного запустения, продолжавшийся до десятого столетия, когда эта территория была превращена в жилой квартал.
Homer A. Thompson. Athenian Twilight: A.D. 267-600 // The Journal of Roman Studies. Vol. XLIX, 1959. Parts I & II. P. 70

Угроза [славянского вторжения], на самом деле, вскоре стала реальностью, и где-то между 580 и 585 гг. город постигла общая катастрофа. Средневековые историки обычно безразличны к событиям в Афинах (Феофан вообще не упоминает их в шестом и седьмом столетии, а в пятом – лишь косвенно), включая это бедствие 580-х гг., но событие оставило свою собственную документацию в виде обгоревших развалин и монетных кладов в разных местах, как к северу, так и к югу от Акрополя. Как и их предшественники герулы, эти враги, очевидно, не попытались оккупировать город, а удовлетворились тем, что оставили после себя груду развалин, которая лежала более-менее нетронутой до начала седьмого столетия.
Хотя славянским нашествиям в конце шестого – начале седьмого веков подвергся весь Балканский полуостров, маловероятно, что сами Афины были в какой-то момент в этот период оккупированы. Они находились в руках византийцев и, очевидно, считались безопасным местом в 662-663 гг., когда в них зазимовал Констант II, и хотя есть свидетельства о серьёзных угрозах в правление Гераклия, полностью отсутствуют данные о перерывах в обитании, подобных тому, который имел место в 580-х гг. Город, очевидно, был в упадке, но появляются всё новые свидетельства о периоде возрождения в седьмом веке, который задержал наступление самых тёмных времён до конца столетия. Объём монет Фоки, Гераклия, Константа II и Константина IV, найденных на афинской Агоре (всего 1127 за период 602-685 гг.), представляет впечатляющий контраст ничтожным двадцати пяти монетам, зафиксированным за непосредственно предшествовавшие двадцать лет, когда Афины переживали последствия славянского вторжения.
Alison Frantz. From Paganism to Christianity in the Temples of Athens // Dumbarton Oaks Papers. No. 19. 1965. P. 197-198

Именно в районе южного склона Акрополя, подвергшемся в числе прочих славянскому разгрому, и располагалась в V-VI вв. Платоновская академия. Её первоначальное здание, находившееся на расстоянии мили к северу от городских стен Афин, было ещё в 86 г. до Р.Х. разрушено Суллой. Примерно с 400 г. Академия размещалась в доме, специально для неё построенном диадохом Плутархом. Его местонахождение описывает Марин в Житии Прокла: «…Этот дом, где жил и он, и родитель его Сириан, и прародитель (так он выразился) Плутарх, расположен был очень удобно по соседству с храмом Асклепия, прославленным у Софокла, и с храмом Диониса, что возле театра, на виду и во всяческой близости к акрополю самой Афины». В 1960-х гг. греческими археологами были обнаружены остатки здания, соответствующие этому описанию. Среди находок оказался бюст философа – вероятно, Прокла или кого-то другого из диадохов.

Таким образом, афинская Платоновская академия, сумевшая пережить гонения христианских имперских властей, погибла от рук язычников. О том, что уровень философского образования в Афинах накануне их разгрома славянами продолжал оставаться весьма высоким, свидетельствует пример последнего родившегося в этом городе философа – Стефана Афинского или Александрийского, закончившего свою карьеру главой кафедры философии в Константинопольском университете.


Самое раннее событие из биографии Стефана упоминается в «Церковной истории» Дионисия Тельмарского и относится к 581 г., когда в Александрию прибыл монофизитский патриарх Антиохии Пётр. Сопровождавшие его учёные богословы вступили там в спор с софистом Стефаном, который раньше был монофизитом, но затем стал распространять противоречившее их взглядам учение и был изгнан из монофизитской церкви.

Иоанн Мосх (умер в 622 г.) в «Луге духовном» («Синайском патерике») рассказывает, как он и его друг софист Софроний во время своего первого пребывания в Александрии между 581 и 584 гг. посещали уроки софиста и философа Стефана, которые тот давал в пристройке к церкви Богородицы, именуемой Дорофея, построенной Евлогием (православный патриарх Александрии в 581-608 гг.): «Азъ же и господь мой Софроний идохове въ домъ философа Стефана да пребудемъ: бе же пладьнуя. Живяше же идуще къ Святей Богородици, юже съзьда блажены папа Еулогий на въстокы великаго Тетрафола» (Слово 99).

Из философских сочинений Стефана сохранились комментарии к «Об истолковании» и 3-й книге «О душе» Аристотеля и к «Введению» Порфирия. Ему также принадлежат комментарии к «Прогностикону» и «Афоризмам» Гиппократа и «Терапевтике к Главкону» Галена и несколько трактатов на частные медицинские темы. О том, что Стефан занимался математикой и астрономией, свидетельствует написанное им введение к малому комментарию Теона Александрийского к «Таблицам» Птолемея. Ему также приписывается ряд астрологических и алхимических трактатов.

В заголовках ряда рукописей Стефан называется уроженцем Афин, что также косвенно подтверждается его собственными сочинениями. Примерное время его рождения – 550-555 гг. В Афинах же, по-видимому, он получил в 560-570-х гг. и своё первое образование. Трудно сказать, застал ли он в живых Симпликия, но, во всяком случае, учиться у его учеников он мог вполне. В 581 г. мы находим его уже в Александрии. Вряд ли его переезд туда не был никак связан со славянской угрозой Афинам, возникшей в конце 570-х гг.

Круг интересов и некоторые черты сочинений Стефана свидетельствуют, что в Александрии он сблизился с последователями Иоанна Филопона. Это объясняет, почему он, родившись, по всей видимости, в христианской православной афинской семье, на некоторое время примкнул в Александрии к монофизитству. Обнаружив логические несообразности в учении монофизитов, он вступил с ними в спор, был отлучён от их церкви и вернулся к халкидонитам. Философский дар Стефана был замечен православным патриархом Александрии Евлогием, который предоставил ему место для проживания и преподавания в пристройке к церкви Богородицы, где его уроки, в числе прочих, посещали Иоанн Мосх и софист Софроний.


Во введении к комментарию Теона Стефан именует себя «великим философом из Александрии» и упоминает о своём преподавании mathemata в Константинополе при императоре Гераклии (610-641 гг.). Введение датировано 9-м годом правления Гераклия, т.е. сентябрём 618 г. – августом 619 г. В своей переработке сочинения Теона, написанного в Александрии, Стефан приспособил его данные к константинопольским реалиям, использовав таблицы для климáта Визáнтия, употребив юлианские месяцы и описав метод вычисления даты Пасхи.

Армянский учёный Анания Ширакаци (610-685 гг.) в своей автобиографии рассказывает, что его учитель Тихик около 612-613 г. приехал в Константинополь, «где он встретил знаменитого человека, учителя из Афин, города философов, который преподавал философам этого города». Этим афинским философом несомненно был Стефан. По всей видимости, он был приглашён в Константинополь из Александрии возглавить кафедру философии в Императорском университете, восстановленном Гераклием после свержения в 610 г. узурпатора Фоки. Об этих событиях упоминается в диалоге Философии и Истории, открывающем «Историю» Феофилакта Симокатты (ок. 630 г.):


«Философия: Давно уже, дитя моё, ты умерла после того, как вторгся в царский дворец этот калидонский тиран, окованный железом, этот полуварвар из племени киклопов, этот распутный кентавр, облекающийся в чистое величие царского пурпура, для которого царская власть была лишь ареной для пьянства. О всём остальном я умолчу, стыдясь и своей скромности, и почтенных своих слушателей. Я и сама, дочь моя, была изгнана тогда из царского дворца, и мне запрещён был доступ в пределы Аттики, когда владыку моего Сократа казнил этот фракийский Анит. Впоследствии Гераклиды спасли меня, вернули мне моё владычество, очистили от этого исчадия святейший дом царей. Тогда-то они и вновь поселили меня в обители императоров. Вновь зазвучал мой голос во дворце, вновь раздались посвящённые музам древние и аттические речи».

Одно из сохранившихся философских сочинений Стефана – комментарий к «Введению» Порфирия (его автор ранее именовался Псевдо-Элием или Псевдо-Давидом) представляет собой традиционную для александрийской философской школы запись лекций (praxeis), сделанную со слуха (apo phones) студентами уже во время его преподавания в Константинополе. Примечательно, что в своих философских комментариях Стефан, как и его христианские предшественники Элий и Давид, без каких-либо опровержений выражает противоречащие христианству традиционные философские идеи, включая вечность мира («согласно Аристотелю»), пятый элемент («как говорят некоторые»), предсуществование человеческих душ и бесстрастность разумных небесных тел.

Из рассказа Анании Ширакаци о своём учителе Тихике, учившемся у Стефана, можно заключить, что Стефан умер ещё при жизни императора Гераклия (т.е. до 641 г.) и константинопольского патриарха Сергия (т.е. до 638 г.). Таким образом, он не дожил до захвата арабами в 641 г. Александрии, положившего конец существованию её философской школы.

В истории греческой философии поздней античности и раннего средневековья Стефан представляет собой одну из наиболее показательных переходных фигур. Родившийся и получивший начальное образование в Афинах, достигший философской зрелости и славы в Александрии, он пережил гибель философской школы первых и немного не дожил до гибели философской школы второй. Его переезд в Константинополь знаменовал окончательное прекращение этого города в центр греческой учёности, а его деятельное и несомненно искреннее участие в богословских спорах знаменовало окончательную христианизацию греческой мысли. Вспомним, что крупнейший греческий философ VII в. Максим Исповедник родился и получил образование в Константинополе и до своего монашеского пострижения в 630 г. служил секретарём у императора Гераклия, т.е. вряд ли мог избежать ученичества у Стефана.

В течение VII в. записи философских лекций (их последним по времени известным образцом является комментарий Стефана к «Введению» Порфирия) полностью вытесняются в качестве основного жанра греческой философской литературы логическим компендиумом или сборником философских определений с примерами. Здесь Стефан вновь оказывается связующим звеном, потому что ряд его логических формулировок был включён в конце седьмого столетия в антимонофизитский сборник «Учение отцов о воплощении Слова». Самым же знаменитым образцом подобного логического компендиума является «Диалектика» Иоанна Дамаскина, опирающаяся, в числе прочего, на традиции александрийского аристотелизма, включая комментарии Стефана.

Список использованной литературы:

Cameron, Alan. La Fin de l’Académie // Le Néoplatonisme. Paris, 1971

The Last Days of the Academy at Athens // Cameron, Alan. Literature and Society in the Early Byzantine World. Variorum Reprints. L., 1985

Thompson, Homer A. Athenian Twilight: A.D. 267-600 // The Journal of Roman Studies. Vol. XLIX, 1959. Parts I & II

Frantz, Alison. From Paganism to Christianity in the Temples of Athens // Dumbarton Oaks Papers. No. 19. 1965

Metcalf, D.M. The Slavonic Threat to Greece circa 580: Some Evidence from Athens // Hesperia. Journal of the American School of Classical Studies at Athens. Vol. XXI, No. 2. April-June 1962

Westerink, L.G., Segonds, A.Ph., Trouillard, J. Prolégomènes à la philosophie de Platon. Paris, 1990

Wolska-Conus, W. Stéphanos d’Athènes et Stéphanos d’Alexandrie. Essai d’identification et de biographie // Revue des études byzantines. No. 47. 1989

Roueché, Mossman. Byzantine Philosophical Texts of the Seventh Century // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 23. Band. 1974

Roueché, Mossman. A Middle Byzantine Handbook of Logic Terminology // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 29. Band. 1980

В 2017 году Рособрнадзор лишил аккредитации и лицензии десятки университетов по всей стране. В последние месяцы сотни студентов МИТРО, Первого московского юридического института, Московской академии экономики и права и других вузов остались за бортом высшего образования, причем многие - перед защитой дипломов. Учащиеся беспокоятся о будущем своего образования, и не зря. Университет без аккредитации не имеет права выдавать дипломы государственного образца, ведь наличие аккредитации как раз означает, что качество образования соответствует федеральным стандартам. Теряются и другие привилегии: учащимся больше не гарантируют отсрочку от армии, учреждение не может использовать налоговые льготы или маткапитал при оплате обучения.

В случае потери аккредитации вуз должен в течение пяти рабочих дней сообщить об этом учащимся, а также разместить объявление в Интернете. Однако, как правило, руководство до последнего утаивает информацию, и для многих студентов новость становится неожиданностью.

Отсутствие аккредитации не лишает вуз возможности обучать студентов. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» вуз закроется, только если потеряет лицензию. Лишенный аккредитации университет может выдать собственный диплом - негосударственного образца, но такая «корочка» не имеет ценности.

«Этот документ в современных условиях никому не нужен. Как в профессиональных организациях и фирмах, так и на госслужбе диплом негосударственного образца не котируется. С ним, помимо прочего, нельзя поступить в магистратуру или получить второе высшее образование», – объясняет Григорий Шабанов, проректор по учебной работе РосНОУ.

Как перевестись в другой вуз

Если студент не желает остаться недоучкой, единственный выход - завершить обучение в другом месте. Порядок перевода из вуза, лишенного аккредитации, регулирует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем прописана специальная процедура, которая гарантирует соблюдение прав учащихся. По закону, вуз обязан обеспечить перевод студентов в другие университеты с сохранением условий обучения. Студент вправе рассчитывать на ту же специальность, форму и стоимость обучения, курс.

По словам генерального директора юридического бюро «Амелин и Копыстыринский» Александра Амелина, срок перевода не зависит от времени учебного года.

«Студент должен написать заявление о переводе на имя руководства своего вуза. За несовершеннолетних такое заявление пишет один из родителей или законный представитель. В течение 5 дней вуз обязан предоставить список учебных заведений, готовых принять студентов», – говорит юрист.

Он добавляет, что при этом специальность можно и поменять. Тогда в заявлении нужно написать о желании перевестись на другую образовательную программу.

Если студент не согласен с переводом, он может получить справку и самостоятельно переводиться в другие вузы. Однако, как считает Григорий Шабанов, в этом случае ни один серьезный вуз его не возьмет. Поэтому студенту нужно постараться выбрать лучший вариант из тех организаций, которые ему предлагает на выбор ректорат. Как только студент выбрал новый вуз, стоит обратиться в эту организацию и уточнить, действительно ли она осуществляет перевод, а также еще раз проговорить условия, которые будут сохранены.

Государственная аттестация в другом вузе

Иногда вузы, лишенные аккредитации, студентам об этом не сообщают и как ни в чем не бывало проводят выпуск. В этом случае, чтобы получить госдиплом, учащиеся имеют право пройти государственную итоговую аттестацию экстерном в вузе, который имеет аккредитацию.

«Российским новым университетом предоставляется возможность студентам других вузов пройти ГИА, но только, если они обучались на тех направлениях подготовки, которые у нас есть. Иначе пришлось бы отдельно разрабатывать огромный пакет методических и нормативных документов на каждый профиль. К тому же не все вузы добросовестно соблюдают законодательство в области образования, и их студентов мы тоже брать не можем», – рассказывает проректор РосНОУ.

По словам Шабанова, длительность процедуры зависит от того, как подготовлен студент. Все дисциплины, изученные после того, как вуз лишили аккредитации, подлежат переаттестации. Это касается и практики, поэтому университет должен найти время, чтобы провести консультации, переаттестовать человека, назначить время защиты, предоставить время для подготовки к экзамену и при этом соблюсти все установленные Министерством образования сроки. Как правило, на это уходит от трех до шести месяцев. Студент получает диплом того вуза, в котором он прошел государственную итоговую аттестацию.

В каких случаях можно получить компенсацию

Сначала мы перечислим вузы, лишенные лицензии и/или аккредитации. Потом разберемся в понятиях. И в самом конце статьи суммируем все в памятках для школьника и студента.

Узнавайте всю информацию о вузе до подачи документов

Лишенные лицензии вузы

Самая серьезная проблема вузов. Без лицензии они не имеют права вести образовательную деятельность. Обучение в таком учреждении не несет никакой ценности.

Список вузов без лицензии:

Сокращенное название

Полное название

г. Москва

Академический международный институт

Институт бизнеса , психологии и управления

Институт индустрии моды

Институт международных социально-гуманитарных связей

Институт экономики бизнеса

Индустриальный институт

Международная академия оценки и консалтинга

Московский институт аналитической психологии и психоанализа

Московский институт банковского дела

Муниципальный институт г. Жуковского

Московский институт права

Московский институт физической культуры и спорта

Московский новый юридический институт

Новый гуманитарный институт

Современная гуманитарная академия

Столичный гуманитарно-экономический институт

г. Санкт-Петербург

Европейский университет

Невский институт управления и дизайна

Регионы

Барнаул: Алтайская академия экономики и права

Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт

Самара: Самарский институт бизнеса и управления

Сочи: Сочинский институт экономики и информационных технологий

Приостановлены лицензии:

Списки постоянно обновляются: кто-то возвращает себе право обучать студентов, кто-то его теряет. Будьте осторожны! Некоторые недобросовестные вузы не сообщают об отзыве лицензии и продолжают принимать документы.

Если лицензию отозвали во время учебного года, вы имеете право требовать перевода в другое учреждение с аналогичными условиями обучения.

Вузы, лишенные аккредитации

Только аккредитованные учреждения могут выдавать дипломы государственного образца. Вузы без аккредитации могут набирать студентов, вести учебный процесс. Но диплом вы получите установленного образца, который на рынке труда ценности не имеет. Также такие учреждения не имеют права предоставлять отсрочку от армии.

Список вузов, которые недавно лишились аккредитации:

Сокращенное название

Полное название

г. Москва

Институт Содружества Независимых Государств

Московский институт государственного и корпоративного управления

Московский институт психологии

Московский институт энергобезопасности и энергосбережения

Московский открытый институт

Международный славянский институт

Первый московский юридический институт

г. Санкт-Петербург

Балтийский гуманитарный институт

Балтийский институт иностранных языков и международного сотрудничества

Балтийский институт экологии политики и права

Институт телевидения, бизнеса и дизайна

Санкт-Петербургский институт гостеприимства

Санкт-Петербургский институт управления и права

Санкт-Петербургский институт экономики, культуры и делового администрирования

Регионы

Астрахань: Институт мировой экономики и финансов

Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права

Екатеринбург: Уральский финансово-юридический институт

Ижевск: Международный Восточно-Европейский университет

Краснодар: Институт современных технологий и экономики

Курск: Региональный финансово-экономический институт

Новосибирск: Сибирская академия управления и массовых коммуникаций

Набережные Челны: Камский институт искусств и дизайна

Томск: Томский институт бизнеса

Хабаровск: Приамурский институт агроэкономики и бизнеса

ЧИЭП им. М. В. Ладошина

Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина

Спустя год после лишения аккредитации вуз может попытаться вернуть ее.

Вуз может быть лишен аккредитации полностью или только по некоторым направлениям. Если статус потерян в течение учебного года, вы имеете право на перевод в другое учебное заведение на аналогичных условиях обучения. При этом можете выбрать другую специальность. Для перевода нужно написать заявление.

Неэффективные вузы

Каждый год Минобрнауки проводит мониторинг эффективности вузов. При проверке анализируется:

  • образовательная деятельность (конкурсные баллы по ЕГЭ и ДВИ);
  • научно-исследовательская деятельность (доходы от ее ведения);
  • финансово-экономическая деятельность;
  • процент трудоустройства выпускников в течение первого года после окончания;
  • зарплата преподавательского состава;
  • численность приведенных студентов (для филиалов);
  • дополнительные показатели (наличие в штате преподавателей с высокой квалификацией, званиями и пр.).

Если вуз отстает от нормы по четырем и более показателям, он признается неэффективным. На исправление ситуации у таких учреждений есть девять месяцев. Самым слабым вузам грозит реорганизация или лишение лицензии.

Приведем список некоторых неэффективных вузов по результатам мониторинга за 2017 год.

Неэффективные вузы:

Сокращенное название

Полное название

г. Москва

Московский психолого-социальный университет

ВСШИ им. К. Райкина

Высшая школа сценических искусств им. К. Райкина

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Институт информационных технологий, экономики и менеджмента

Институт международной торговли и права

Московская государственная академия водного транспорта

г. Санкт-Петербург

Петербургский институт иудаики

Регионы

Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права

ДагГАУ им. М. М. Джамбулатова

Махачкала: Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова

Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия

Симферополь: Крымский институт бизнеса

Тверь: Тверской институт экономики и права

В этот список могут попасть не только малоизвестные учебные заведения, но и топовые вузы страны. Это может быть связано, например, с их узкой направленностью. Кроме результатов мониторинга, посмотрите на рейтинг вуза, найдите отзывы студентов, изучите преподавательский состав.

Реорганизованные вузы

Чаще всего реорганизация вузов проводится с целью повышения качества образования. Наиболее слабые учебные заведения присоединяют к сильным. Происходит это только по взаимному согласию обеих сторон.

Самые крупные процессы реорганизации за последние годы:

  • РГГРУ им. С. Орджоникидзе стал структурным подразделением РГУНГ;
  • МАМИ и МГУП им. И. Федорова объединились в Московский политех (МПУ);
  • ГКА им. Маймонида присоединяется к МГУДТ;
  • на базе МИИТ появился Российский университет транспорта.

На самом деле реорганизация для студентов и абитуриентов несет только положительные изменения. У них появится возможность получить более качественное образование в сильном вузе. Студенты, которые обучались в учреждении в момент его присоединения, с их письменного согласия переходят в новый вуз.

Памятка для абитуриентов

Статус вуза

Что это значит

Что с этим делать

Нет лицензии

Нет аккредитации

Запрет на обучение студентов

Нельзя получить диплом государственного образца и отсрочку от армии

Искать другой вуз для поступления

Реорганизованный

Присоединение к более сильному вузу

Поступать в объединенный вуз

Неэффективный

Не соответствует установленным нормам эффективности. Возможно, есть проблемы с качеством образования и оснащенности

Поступать с низкими баллами

Памятка для студентов

Статус вуза

Что это значит?

Что с этим делать?

Лишен лицензии

Обучение в вузе прекращается в течение пяти рабочих дней

Лишен аккредитации

Можно продолжить обучение. Но по итогам вы получите диплом негосударственного образца

Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения

Реорганизован

В вашем дипломе будет написано название нового вуза

Продолжать учиться

Неэффективен

Скоро сменится ректор, начнется процесс переустройства вуза

Быть готовым перейти в другой вуз в случае лишения лицензии или реорганизации

Не спешите с выбором вуза. Проверьте несколько раз, все ли с ним в порядке. Тогда вам не придется тратить время зря. И помните, что из любой ситуации можно найти выход.

В последнее время сетевые магазины детских товаров активно идут в регионы. Из-за невысокой стоимости аренды, по сравнению с московской, магазины в регионах способны приносить большую прибыль, нежели столичные.

Пример тому, компания Gulliver, год назад запустившая сеть Button Blue в ценовом сегменте «средний минус». На сегодняшний день из 30 работающих магазинов, самыми успешными являются восемь - практически все в городах с населением меньше 500 тыс. человек. Елена Письменская, директор направления Button Blue компании Gulliver рассказала: «Очень хорошие показатели у наших магазинов в Костомукше (Карелия) и станице Кущевская (Краснодарский край). Одна из причин удачной работы в том, что стоимость аренды составляет меньше 7% в выручке магазина. И это позволяет магазину не только хорошо работать, но и хорошо зарабатывать. В то время как наши магазины в Москве чувствуют себя тяжело, их душит арендная ставка. Мы учтем этот опыт, скорректируем планы и пойдем в регионы». Компания открывает небольшие магазины в российских городах по франчайзингу (по 1 магазину на 100 тыс. населения), предпочитая на первых порах выходить в более крупные города (с населением от 400 тыс. до 1 миллиона) вместе с региональными торговыми сетями.

В торговой сети супермаркетов детских товаров «Академия», состоящей из 39 магазинов, расположенных в Москве, Московской области и крупных городах России (оборот за 2014 год немногим больше 2 млрд руб.), считают, что сейчас не время открывать новые магазины. «Очевидно, что ставки аренды в ближайшие пару лет будут сокращаться, а контракты по аренде длинные - от 5 лет, так что имеет смысл немного подождать, - считает Михаил Хургес, член совета директоров торговой сети «Академия» . Тем не менее большинство компаний ждать не собираются, например «Детский мир» обозначил планы открыть в этом году 35–50 новых магазинов. Обострение конкуренции из-за активного развития федеральных сетей замечают практически все игроки этого рынка.

Регионалы против федералов

В конкурентной борьбе, ограниченной в рамках одного небольшого города, сразу становится понятно, кто в чем выигрывает. Преимущества федеральных сетей - очевидны. У них из-за масштабности ниже издержки. Магазины федеральных игроков по площади больше, чем у региональных, (торговая площадь магазинов «Дочки сыночки» - 1200–2500 кв. м, «Кораблик» - около 1000 кв. м, «Академия» около 700 кв. м), а значит, арендные ставки несколько ниже. Кроме того зачастую федеральные сети выступают якорными арендаторами в региональных торговых центрах. Еще одно преимущество - возможность заключать прямые контракты с производителями, что позволяет продавать по более низкой цене.

Главное преимущество регионального магазина - способность обеспечить лучшее качество обслуживания. «Если региональная сетка не обеспечит либо уникальный ассортимент, либо отличное качество обслуживания (например, за счет вовлечения персонала в бизнес компании), она не выживет. Многие региональные магазины с приходом федеральных сетей закрываются. Интересный пример того, как могут подстраиваться местные магазины под ситуацию в Истре: на рынке остаются магазинчики, продающие детскую форму в тех цветах, которые требуют местные школы. „Академия“, открывшаяся там же, не может обеспечить ассортимент с такой глубокой региональной спецификой. При этом любопытная тенденция - в Истре закрываются современные форматы торговли и открываются „прилавки“», - делится опытом Михаил Хургес.

Взгляд из региона

В качестве примера регионального игрока, интересен опыт нижегородской сети «Мама+Я», состоящей из 12 магазинов детских товаров. «Мы постоянно корректируем планы своего развития в зависимости от ситуации на рынке и обстоятельств. Полтора года назад у нас было 12 магазинов, на сегодняшний день - тоже 12, хотя за это время мы открыли семь магазинов. Дело в том, что мы не можем себе позволить работать „в ноль“, в отличие от коллег из „Детского мира“, которые перестали быть убыточными только в прошлом году. Фактически, неудачных проектов у нас не существует. Федеральные компании берут финансовыми ресурсами, известностью бренда, если взять „Детский мир“ (остальные сети мало знают на региональном рынке)», - рассказал Игорь Бессчастнов, генеральный директор группы компаний «Мама+Я» (Нижний Новгород) .

В компании считают, что главное преимущество - это сила локального бренда, успевшего приобрести известность на региональном рынке. И, конечно, сервис. «Ни одна федеральная сеть не сможет себе позволить осуществить то количество мероприятий, которое может провести региональный ритейлер: мы работаем с женскими консультациями, молочными кухнями, педиатрами, частными клиниками. В комплексе эти мероприятия дают эффект», - продолжает Игорь Бессчастнов. В качестве других преимуществ региональной сети - гибкий маркетинг, локальные связи, благодаря которым арендодатели сделают выбор в пользу своего земляка, нежели нового игрока. Успешность тактики компании подтверждают ее показатели, притом, что у сети «Мама+Я» магазинов в три раза меньше чем у «Академии», ее товарооборот меньше всего в 2 раза. Есть даже проекты, сроком окупаемости 3–4 месяца, при среднем по сети 12–17 месяцев.

Подстраиваться к местному рынку региональной сети значительно легче, нежели менее гибкому федеральному игроку - и, чтобы выжить, надо использовать это преимущество.

Ольга Крыкова, специально для сайт

По материалам бизнес-форума Russia for Kids

академия, детский ритейл https://www.сайт Недетская борьба на детском рынке https://www.сайт/articles/nedetskaya-borba-na-detskom-rynke/ 2019-11-01 2019-11-01

В 2014 году Рособрнадзор лишил лицензии уже 160 вузов и их филиалов. Некоторым вузам ведомство запретило принимать студентов прямо в разгар приёмной кампании. Причины разные: нет специально оборудованных лабораторий, компьютерных классов, привлекают к работе преподавателей, не имеющих специального профессионального образования, нет условий для питания и медицинского обслуживания студентов и многое другое.

Самым известным и крупным из вузов-нарушителей оказалась Современная гуманитарная академия, судьба её лицензии сейчас решается в суде. В столичном отделении и многочисленных филиалах вуза учится около 100 тысяч человек. АиФ.ru попробовал разобраться в истории одного из вузов, вызвавших претензии у Рособрнадзора. Почему же учебное заведение с 22-летней историей, неоднократно проходившее лицензирование и аккредитацию, оказалось в столь незавидном положении?

С чего начались проблемы

В случае с Современной гуманитарной академией Рособрнадзор пошёл на крайнюю меру: летом 2014 года он запретил вузу проводить приёмную кампанию.

Фактически эпопея с нарушением государственных стандартов началась не в головном отделении, а в филиалах Современной гуманитарной академии.

Март 2013 года . Наряду с плановыми проверками качества образования в вузах Рособрнадзор решил провести и несколько внеплановых. В результате последних ведомство выявило нарушения лицензий в 13 учебных заведениях. В эту чертову дюжину попал и Махачкалинский филиал Современной гуманитарной академии . Но ни лицензии, ни аккредитации тогда филиал не лишили: он продолжил работу, взяв курс на исправление ошибок.

Сентябрь 2013 года . Хлынула основная волна проверок. 22 сентября в программе «Вести недели» на канале «Россия» вышел сюжет под названием «Вузы-прокладки: мошенники нашли способ обойти ЕГЭ». В нём рассказывалось о махинациях, позволяющих студентам фиктивных или мелких частных учебных заведений получать дипломы известных государственных институтов. Человек поступает в никому не известный университет, даже имея совершенно никчёмные баллы ЕГЭ, а на последнем курсе переводится в крупный государственный вуз, чей диплом и получает. После выхода программы Рособрнадзор лишил лицензий названные в сюжете вузы.

Но этим всё не ограничилось. Началась масштабная проверка других вузов и их филиалов, как государственных, так и частных. В итоге к концу 2013 года Рособрнадзор исключил из реестра 69 лицензий образовательных организаций. Среди них оказались и «многочисленные филиалы Современной гуманитарной академии », указано на сайте ведомства . При этом Сергей Кравцов , глава Рособрнадзора, отметил, что у большей части вузов и филиалов, у которых отозваны лицензии, наблюдались признаки неэффективности ещё в 2012 году. В этих вузах проверки выявили несоответствие образовательным стандартам: от проблем с помещениями до работы в них неквалифицированных специалистов.

Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Студенты от закрытия филиалов не пострадали. Поскольку учебные заведения давали только заочное образование, всех их безболезненно перевели в головной вуз.

Январь 2014 года . Уже упомянутый Махачкалинский филиал попал в список нуждающихся в реорганизации и оптимизации. Но руководители и учредители вуза посчитали, что не смогут устранить нарушения, и сами подали заявление об аннулировании лицензии на образовательную деятельность. Так же поступили и учредители Волжского филиала . За нарушения российского законодательства об образовании также лишили лицензий 12 учебных заведений Сибири , в том числе Ачинский, Барнаульский, Томский и Горно-Алтайский филиалы Современной гуманитарной академии . Причём лицензию, выданную Горно-Алтайскому отделению, уже на полгода приостанавливали в 2008 году .

27 февраля 2014 года . Рособрнадзор опубликовал очередной список вузов , которым запрещено вести образовательную деятельность. Почти половину списка составили филиалы Современной гуманитарной академии: 51 позиция из 126 . Интересно, что все эти региональные отделения, кроме Волжского и Петровского (причины отсутствия которых неясны), до сих пор обозначены на официальном сайте академии как работающие: приводятся ссылки на их страницы, ФИО директоров, адреса, e-mail и телефоны. Хотя получается, что с февраля 2014 года реально действующих филиалов у вуза не 140, а 94 . Причём лицензия Кировского отделения приостановлена с 2011 года .

«Возникли серьёзные вопросы к работе этой академии»

Май 2014 года . Внеплановая проверка дошла и до головного отделения Современной гуманитарной академии. Как было указано на её официальном сайте (новость по неизвестным причинам удалили), Рособрнадзор в образовательное учреждение пришёл с проверкой по четырём обращениям. Два выпускника жаловались на то, что им несвоевременно выдали дипломы («это нарушение было связано с введением с 1 января 2014 г. новых бланков документов об образовании и тем, что предприятия, уполномоченные на их печать, не успели своевременно направить бланки в образовательные учреждения, в том числе в СГА»). Ещё о двух заявителях известно лишь то, что они никогда не учились в академии и указали адреса, по которым никогда не жили, в том числе двухэтажную баню, находящуюся на реконструкции. Чем были недовольны эти люди, не уточняется.

Вероятно, причиной внеплановой проверки вуза могло стать и то, что он официально отказался участвовать в обязательном (по закону об образовании) мониторинге эффективности высших учебных заведений. По мнению замминистра образования и науки Александра Климова , это противоречит действующему законодательству Российской Федерации. «Соответствующую информацию мы направили в Рособрнадзор и Генпрокуратуру РФ, чтобы получить правовую оценку таких заявлений», — сообщил он.

Фото: АиФ / Александр Горбунов

Какие именно нарушения обнаружил в академии Рособрнадзор, на сайте вуза не указано. Между тем, по словам главы ведомства , у них «возникли серьёзные вопросы к работе этой академии, качеству и условиям подготовки студентов». Среди этих вопросов — отсутствие необходимой материально-технической базы, например открытого стадиона.

«Взамен, правда, у них было соглашение об использовании стадиона, принадлежавшего другой организации. Но данное соглашение о сетевом взаимодействии не соответствует законодательству: оно почему-то касалось только студентов из города Химки. А ни один из них, как показала проверка, на этот стадион не ходит», — пояснил в интервью «МК» Сергей Кравцов .

Не оказалось в академии и должного количества лингафонных кабинетов со специализированным программным обеспечением: «Скажем, для будущих психологов в вузе должен быть компьютерный класс со специальным оборудованием, включая фиксирующее психологическую реакцию. Количество комплектов такого оборудования зависит от числа студентов. И если в Современной гуманитарной академии их должно быть 80, то нам смогли показать лишь 15».

Нельзя сказать, что запрет принимать новых студентов был исключительно «бюрократически-стандартной мерой», как пишут на сайте академии . В мае - июне Рособрнадзор также проверял качество организации в учебных заведениях приёмной кампании 2014 года. В результате этой проверки вуз получил неудовлетворительные показатели по двум показателям из трёх .

При этом Сергей Кравцов подчеркнул, что карательная мера Рособрнадзора не коснулась тех, кто уже учится в академии : «21 июля суд в административном порядке рассмотрит наш протокол по проверке этого вуза. И если он признает наличие невыполненных предписаний, можно будет поднимать вопрос о приостановлении лицензии. Но до тех пор — хочу это подчеркнуть — вуз продолжит учить студентов, принимать экзамены и т. д. Единственное, что он не может сейчас делать, — набирать новых студентов».

«Масштабная кампания по дискредитации СГА в глазах общества»

Если с претензиями Рособрнадзора академия не соглашалась, то распоряжение о запрете приёма студентов восприняла и вовсе в штыки. И немудрено: приёмная кампания в вузе была в самом разгаре. На момент 10 июля СГА уже успела принять 340 заявлений на очное обучение, 14 — на очно-заочное и 1497 — на заочное, а также зачислить 794 студентов-заочников в бакалавриат и 59 — в магистратуру.

Особенно от учебного заведения досталось средствам массовой информации. Когда в СМИ начали появляться новостные сюжеты о запрете приёма абитуриентов в восьми вузах, в официальной группе академии «ВКонтакте»