Татьяна толстая о комментирующих. Татьяна Толстая: "В России сельская жизнь опасна и неприятна, особенно в пригородах" Толстая жж блог

July 20th, 2017 , 11:00 am

Добрая и Толстая

Татьяна Никитишна, счастливаямама Тёмы, Толстая. В смысле, фамилия у неё такая -- Толстая, да и фактура под стать. Смотрите сами:


Фото: Ридус

Да, толстая. Зато, как и все толстые, очень добрая. Татьяна Никитишна любит тихонечко фотографировать людей, выкладывать их уродства в соцсети, посмеиваясь с кучкой фанатов себе в кулачок.

Ну, например, едет добрая и толстая Танька в отпуск от делов праведных. Прокрадётся в аэропорт и ка-а-ак щёлкнет затвором фотоаппарата!


Из свежего -- запилила Татьяна Никитишна фотографию жирной мамы с худым сынулей.

Назвала натюрморт классически -- нет, не рога и копыта, а руки и ноги. Диссонируют по мнению Толстой Тани члены на фотографии, это же такая ржака -- прям подавиться и захлебнуться саркастичной мокротой!


Фото: Соцсети

Естественно, комментаторы ей указали -- Тань, ну некрасиво ведь и местами гадко себя ведёшь! Зачем втихаря фоткать чужое несчастье? Выкладывать это в соцсети, подленько ржать -- недостойно, мерзко!

Толстых правда всегда обижает. Толстую Таню она тоже обидела. А когда виновата сама, на кого перевести стрелки?

Вы уже угадали, кто виноват? Нет ещё? Читайте сами прямую речь:

Давеча я разместила фотографию женщины с мальчиком. У женщины были очень полные руки, у мальчика - очень тощие ноги. Если смотреть на них отдельно, порознь, то это не бросалось в глаза, но вместе они создавали забавный контраст.

Текста в посте не было, за исключением одной фразы: "Руки и ноги».

В комменты немедленно набежали орды ханжей и невротиков. Основное содержание их крика было: как не стыдно смеяться над человеком, на себя бы посмотрела! в суд! в суд!

Другими словами, мы наблюдаем особый вид бытового фашизма - гонения на людей, чей вес (и объем) превышает нормативы, установленные партайгеноссе Леной Миро.

Эта публика уверена, что быть толстым - стыдно, что пухлые формы вызывают смех, желание показывать пальцем и гоготать, поэтому надо делать вид, что не замечаешь, торопливо отворачиваться, опускать глаза, или, наоборот, заводить их к небу и благодарить Господа, что пронес эту чашу мимо, а также просить избавить их от Лукавого, который подсовывает то пирожок, то булочку.

Так учит их Лена Миро!

В школьные годы эти люди травили своих жиртрестов-одноклассников. А также, конечно, очкариков. Ну, и до кучи: малорослых, хромых, заик и рыжих.

Они уверены, что это все - СМЕШНО. Поэтому фотография размещается для ржаки. Других вариантов нет.

Для ржаки также писали свои картины Рубенс, Тициан, Кустодиев, Владимир Лебедев, - мои комментаторы, случись им зайти в музей, а то и просто погуглить картинки, давятся от смеха, задыхаются, утирают слезы, сгибаются в три погибели, - хорошо проводят время.

Сами-то они стройные, поджарые, худые и загорелые.

Я, значит, ни сном, ни духом, но виновата. Фашистка. Дрянь.

Толстая пилит фотку -- виновата Лена Миро. Друзья Толстой ржут над несчастными -- виновата Миро. Развели в своих сраных Фейсбуках срач -- кто виноват? Опять же, Лена Миро. Партайгеноссе, главарь фитнес-фашистов.

Тань, я чо сказать-то хотела? Ты Толстая. Вот прямо очень -- толстая-толстая.

Писательница Татьяна Толстая встретилась со своими читателями на Эрарта-сцене. Виолетта Пустовалова разместила наиболее интересные ответы Толстой на вопросы публики.

- Скажите, как вы относитесь к тому, что вы «вошли в школьную программу»?

Я скажу так. Я привыкла к тому, что меня изучают и там, и сям. Сначала это, конечно, поражало. Потом я привыкла, меня начали и за границей изучать, включать в разные сборники… В общем, сначала это кажется забавным, потом это раздражает и в итоге становится «никак». А раздражает это, потому что писатель, в отличии от других профессий творческих, может контролировать, что он делает. А когда тексты начинают изучать, писатель понимает, что начинает терять этот контроль. Как люди поймут тексты, как будут интерпретировать - неизвестно. Подарили мне однажды брошюру с какой-то конференции, где изучали разные тексты под руководством одной русской исследовательницы. Там разбирали мой рассказ «На золотом крыльце сидели…», рассказ про детство.

Детство моё прошло на даче, в саду, естественно, первая фраза моего рассказа звучит так: «В начале был сад. Детство было садом.» Казалось бы, понятно - когда тебе дают «В начале был сад», это что у нас? Рай. Потому что там всё начиналось. Это вообще самая распространённая метафора, которая только может быть в литературе. Что тут непонятного? Но исследовательница должна как-то по-особенному всё выкрутить. И она пишет: «В начале был сад. Это - Маркиз Де Сад» … Понимаете? Дальше кошмар и садо-мазо, она, вооружившись этим, в моём совершенно невинном тексте пытается найти какой-то БДСМ… Чёрт знает, что! Естественно, начинаешь ненавидеть всех исследователей… Так что во всяком подобном «изучении» таится такая опасность.

- Расскажите про передачу «Школа злословия», как она развивалась…

Ну, какая разница теперь, как она развивалась? Она умерла. Она развивалась так же, как наша страна развивалась, как развивалась цензура. Когда мы начинали, цензуры то толком не было, а сейчас она поднялась со страшной силой. Ничего уже такого не скажешь, прямого эфира нет и не будет… Раньше было больше разнообразия в выборе приглашенных гостей, а потом начали в этом ограничивать. Политиков уже нет смысла приглашать, политика умерла. Раньше были какие-то партии, выборы. А теперь нет - и что теперь интересного в такой политике. Нам задавали вопросы: «А почему вы не зовёте медийных лиц?». А медийное лицо у них - Максим Галкин… Или если снизойдёт, то сама Алла Борисовна. Но что она интересного теперь сможет рассказать? Потом стали запрещать звать всяких гуманитариев, установка была звать людей науки, чтобы показать, что научная жизнь у нас есть, люди интересными проектами занимаются, а не просто варят какую-то бесконечную еду по телевизору… Что есть что-то ещё. А потом, ближе к концу, когда уже совсем плохо, видимо, стало с цензурой, нам говорят: «Поэтов зовите». Они поняли, что с поэтами всё будет легко, они почирикают там о своём, стихотворение непонятное прочтут, и всё. Никто не придерётся. А потом конец.

- Где вы сейчас чаще бываете, в Москве или в Штатах?

Я живу в Москве. Иногда в Питере живу. Очень люблю Питер, но постоянно тут жить смысла нет, в Москве ведь и работа, и семья… Поэтому просто люблю сюда приезжать, для меня это как подарок. Нельзя же постоянно жить в подарке. <…> А в Москве ничего особо красивого нет. Москва когда-то была хороша своими домишками, какими-то переулками, кривизной, она была как такая сплошная слобода, а не центр города. Деревня такая, большая деревня, которая перемежалась дворцами - это было чудесно. А потом всё разрушилось за советское время, почти превратилось в руины. Потом пришёл Лужков, который руины-то расчистил, но он срубил всё, что можно, потому что он и его люди-архитекторы имели такую идею: чтоб был сверкающий отполированный дом, а на нём сверху башенка. Вот, например, недалеко от моего дома находится здание, то ли гостиница, то ли банк, и на нём, наверху, гигантских размеров куски распиленных арф, труб, рояль какой-то. Ну, это мне больше всего сейчас напоминает Лас-Вегас. Только в Лас-Вегасе всё ещё огнями сверкает, а тут - ничего не сверкает. Тут просто вся эта чушь на здании. А вот, это нравится людям. Такое поколение пришло (не знаю, откуда оно взялось, возможно, всегда таилось в спальных районах), которое любит такую вот красотищу. Это показало архитектурные вкусы наших нуворишей. Чтобы было много. Но, одновременно с этим, денег жалко. Так бы строили невероятные золотые дворцы себе, но жаба душит… Поэтому гадость делали, но не такую огромную. Никакого проекта нет, никакого единого облика. Вот в Питере до такого не дошли. Конечно, знаю, что тоже жалуются много, но вот прям так, как в Москве - нет.

Мы живём в атмосфере ренессанса всего советского, это видно и по социальному и литературному контексту. Что, по вашему мнению, передаёт суть советского?

Это очень долгий и сложный вопрос. Действительно, у нас последнее время в ходу такая эстетика, которая воспринимается, как советская. Это так. <…> Однако, уже после распада Советского Союза люди, которые в нём выросли, стали замечать, что многое «советское» и не «советское» вовсе. Да, оно - часть той культуры, но и часть культуры в широком смысле. Оно существовало и до революции. <…> Со временем выяснялось, что всё то неприятное, что мы приписывали исключительно «совку» - это, на самом деле, мы сами. Абсурд чиновничества, террор - всё это существовало и в 19 веке, и в 20 и продолжает существовать сейчас, в 21. Мы так же живём. Можем ли мы сделать что-то с выборами? Нет. Можем ли мы что-то сделать с милицейским произволом? Наверное, нет. Можем ли бороться с чиновничьей системой в глобальном смысле? Как? Является ли всё это ужасом невыразимым? Нет. Не невыразимый этот ужас. Люди, которые говорят сейчас: «Мы живём как в 1937 году» не правы. Нет такого прям сейчас кошмара. В любом случае, не нравится - уезжай в Финляндию вон. Сесть на маршрутку, и всё, совсем даже недорого. Что со всем этим делать? Не знаю. Я написала «Кысь» по этому поводу. Кто-то другой может иначе решает этот вопрос для себя.

О комментирующих. Она пишет о фейсбучных комментирующих, но это справедливо и для комментов в ЖЖ, в отдельных блогах и так далее. Цитирую целиком для тех, у кого нет регистрации в FB.

Когда напишешь пост - или сошлешься на понравившийся - набегают комментаторы. И вот интересно следить за динамикой комментов и за настроениями комментаторов.

По моим наблюдениям, сначала бежит короткая, стремительная волна лайкающих: они еще не имели физической возможности прочитать текст, а уж тем более осмыслить его, но нет, лайк!

Потом выходят аплодирующие: блестяще! прекрасно! аха-ха! отлично! браво! etc. Они, как правило, делают перепост.

Если пост показался смешным, приходят благодарно подвывающие, обычно женщины: рыдала, плакала, выла, каталась по полу, ухала, диким ржанием разбудила детей, мужа, соседей, напугала собак; обрушилась крыша, разверзлась земля.

Потом - и параллельно с кликушествующими - приплывают раздумчивые, со сведениями. Они имеют свое мнение, - неважно, грамотное или нет, и высказывают его. С ними можно разговаривать, их можно зафрендить. Райские птицы закончились, пошли люди.

Потом поднимается первая мутная волна угрюмых идиотов с комментами типа: "зачем вы про это пишете? неужели больше не о чем писать?" Если же в вашем посте содержались малейшие упоминания финансовых трат, багровые бубоны попреков наливаются дурным гноем: вот какие безобразия творит мировая буржуАзия! нет, чтобы все отдать больным детям!

(Галопом проносятся отдельные леваки: в вашем посте они узревают свежий сигнал о том, что мир чистогана прогнил и вот-вот рухнет, а всё сущее накроют снова воды, и Божий лик отобразится в них. Жадные лапы пауков-кровососов разомкнутся, и потоки халявного злата потекут к левакам. Иншалла.)

Вторым валом идет гебефренический отряд не могущих читать многобукав. Чаечными криками они в очередной раз сообщают об этом.

Затем выходит звонкая ханжа, чтобы сообщить вам, что за употребление матерного слова она собирается вас отфрендить! навсегда! она разочарована!

Отдельными, блуждающими светлячками пролетают не понимающие ничего: "А?!" "Что это было?" "Вы про что?" "Чё?"

И наконец - не сразу - вылезают какие-то диковинные, ненавидящие: вас, ваши слова, ваши мысли, ваши взгляды, ваших френдов и т.д. При этом они приходят не только отхаркаться в вашем пространстве, но и утащить текст для перепоста в свой ФБ, чтобы там, вместе с друзьями, радоваться вашей очевидной никчемности. Это удивительные создания, вроде мух: сначала они должны превратить смысл текста в говно, и только тогда счастливо смаковать текст, валяться и кататься в нем, потирать лапки и заливаться радостным жужжанием.

Я хочу сказать, что для поддержания экобаланса необходимо поддерживать ровное, равномерное существование всех названных категорий у себя в ФБ. Невыносимо, когда тебя поливают сиропом и заваливают зефиром и пастилой. Обязательно нужно выпестовать (и подкармливать) своего дурака, своего угрюмого бурчалу, желательно - и ханжу, розовеющую от простых русских слов (хотя эту удержать сложнее). Бывает такое нарядное, яркое хамло в перьях, что даже обидно, если оно покидает твою делянку и уходит на другие пастбища.

Правильная селекция - залог здорового аккаунта.

Из интервью писательницы Татьяны Толстой порталу Delfi

Когда в 2008 году мы с вами общались, вы говорили, что ваша мечта — быть русской барыней на своей земле. Но сегодня все глубже погружаетесь в виртуальное пространство интернета, отрываясь от любимой земли. С чем это связано?

В душе я бы хотела иметь дом, утопающий в сирени, где-то в мирной среднерусской полосе, с огородами, полями и садами — мне нравится земля и ощущение от нее, но… Во-первых, это мечты для молодых, а не для тех, у кого болит спина. А во-вторых, все это красиво лишь у меня в мечтах, которые я не собираюсь осуществлять. В России сельская жизнь опасна и неприятна, особенно в пригородах — там все время какие-то нападения и прочая гадость. У нас была дача — и ту продали, потому что никто не хочет подвергаться. Тут надо жить под охраной и за колючей проволокой, но это уже не то. Чем хорошая виртуальная действительность? Там можно создавать любые имения…

По какому принципу вы выстраиваете свою виртуальную политику — заводите прихожан, френдитесь, баните, вступаете, извините, в срачи?

Мои "френды" — это очень узкий круг людей, которые мне знакомы и приятны. Дальше — круг людей, которых или читать интересно, или они добывают интересные ссылки, до которых я сама никогда не дорою. Еще я дружу с людьми очень противными — надо быть в курсе, что там у них происходит и на что они ориентируются. Там есть совершенно омерзительные твари! Как-то я поставила эксперимент — позвала самых омерзительных, совсем уже зверинец. Набежала масса желающих: возьмите меня, я тоже негодяй… Этого мне было недостаточно. Мне нужен был такой, который сам не придет и не попросит — ну просто гнида. Периодически "перспективных" нахожу и присоединяю, думаю, они страшно этому удивляются.

- Страшно представить, кого вы тогда баните!

Людей, которые выходят с откровенным хамством. Я за всем слежу краем глаза, и этих сразу видно: пришел хамить. Не то, что он неловко выразился или криво сформулировал — нет, он думает, а похамлю-ка я этой Толстой! Не похамишь, потому что сразу вылетишь. Баню и стираю его вонючие комменты. Не люблю, когда придешь домой, а там кучка г..на навалена — не буду я это оставлять во имя демократии. Справедливо, что и я забанена у некоторых людей, которых возмущаю.

- Вы их знаете?

Да. Но у всех же есть вторые аккаунты, через которые можно тайно слазить и посмотреть, что они там делают и чем живут. <...>

- Когда вы с Авдотьей Смирновой вели "Школу злословия", казалось, что вы некое двуединство и неразлей- вода…

Искусство режиссуры!

- Поддерживаете ли вы отношения и можно ли ждать других ваших совместных явлений и проектов?

Общие проекты невозможны. Времена изменились, да и она занимается совсем другими вещами. Для меня мир богатых политиков — упаси Господь, хуже не бывает, мне все это не нужно.

Как и многие известные россияне, Авдотья Смирнова сегодня активно занимается благотворительной деятельностью — вас это привлекает?

Вы не сравнивайте меня с Дуней. Во-первых, у нее совершенно другие финансовые возможности (в 2012 году Авдотья вышла замуж за Анатолия Чубайса - прим .). Во-вторых, весь этот олигархат всегда традиционно занимался благотворительностью и должен это делать. Благотворительность — это для них, как принудиловка: они должны это делать. Распределили между собой: кто дает на хосписы, кто на другие заболевания, а кто на иную благотворительность разной силы и направлений. Есть там замечательные и почти безнадежные проекты, связанные с выходом на чиновников и министерства — давить на них, пытаясь заставить вернуть народу деньги, которые чиновники хотят присвоить каким-то образом. Например, проблема с лекарствами, когда у нас в 10-20 раз поднялись цены на некоторые препараты для онкобольных. При том что изначально цены на эти американские и немецкие лекарства уже завышены в десятки раз.

С этими лекарствами вообще творится что-то ужасное. Я читала статью о том, как американец купил единственную фармацевтическую компанию где-то в Латинской Америке, которая производила важное лекарство от тропической малярии, и поднял цену не то в сотни, не то в тысячу раз. Народ мрет, при том что сам по себе курс лекарства стоит максимум сто долларов. Но цену зарядили такую, чтобы никто, кроме богатых, не мог себе позволить.

- А кому надо, чтобы население подвыкосило?

Да никому, просто всем плевать. А для чего населению Латинской Америки продают наркоту? Потому что психопату и вору хочется жить сейчас, а остальные — хоть не живи. Когда вы спрашиваете про выкашивание населения, вы хотя бы представляете некую долгосрочную перспективу, а они так далеко даже и не думают — им сейчас сорвать банк хочется. И с таким отношением люди смогли подняться к вершине власти. То же самое происходит и у нас. Так вот, если вернуться к теме благотворительности, то есть у нас замечательные проекты, в которых люди имеют возможности и силы бороться, чтобы чиновники не отрывались от реальной жизни. Это очень важные проекты, на которые надо иметь очень много душевных и иных сил. Те, кто не готов на это жизнь положить, вроде меня, просто раз в месяц адресно посылают кому-то деньги. В сети есть бесконечное количество призывов о помощи — выбираешь и переводишь деньги. Понятно, что океан ситом не вычерпать, но, если гнетет тебя, что ты в этом месяце никому не помог — найди кого-то и помоги, и сердце на время успокоится.