Звуки -, -. Буквы К–Г. Буква г в русском языке Что такое буква г

Г, г является 4-й буквой во всех славянских алфавитах и в многих других кириллических (называется: гэ). В церковнославянской азбуке именуется «глаголь», в старославянской — «глаголи», что значит «говори». В кириллице пишется и по числовому значению соответствует трем, в глаголице пишется как и соответствует числу 4.

Кириллическая форма произошла от гамма (Γ) — заглавной буквы греческого алфавита, глаголическая же берет начало либо от греческого скорописного начертания строчной гаммы, либо от подобной буквы семитской письменности.

Курсивное и рукописное начертание строчной Г очень отличны от печатного. Также они отличны в русском письме (как отражённая зеркально s) и в сербском (как надчёркнутая i без точки).
Заглавная Г, повернутая на 180º, не отличается от латинской L.

Произношение и применение в русском языке

Как звонкий звук [г] (произносится с голосовым тоном, которому требуется дрожание в голосовых связках, передаваемое воздушным столбом, заключённым в надставной трубе и в гортани); звук заднеязычный, мгновенный (так. наз. — «гортанный»), взрывной (от шума прорывающегося мгновенно воздуха, идущего сквозь плотный створ, который создают задняя часть языка и мягкое небо), так, как в слове горн, например (подобно лат. или нем. g).

Как мягкий, взрывной звук [г`] перед гласными и и е (крайне редко сочетается с иными смягчающими гласными, а также с ь и встречается лишь в заимствованных словах: Алигьери, Гюльчатай, Гёдель, Гянджа).

Как звонкий заднеязычный длительный спирант (создается шумом воздуха, который трется о стенки очень узкого сужения в виде щели между мягким небом и задней частью языка), например: Господь, Бóга, благо, иногда, тогда, где он соответствует звонкому фрикативному [ɦ], сходному с немецким или латинским [h]. Указанные выше слова можно и как обычно произносить — [g].

Тот же самый звук в мягкой альтернативе: о Боге, благие (допустимы, как и выше, произношения [ɦ] и [g]).
Норма литературного произношения — [g].

В таких окончаниях, как -его, -ого в местоимениях и прилагательных всегда г произносится как [в].
«Г» перед глухой согласной и на конце слова означает глухие заднеязычные звуки (произносящиеся без голосового тона, т. е. без применения голосовых связок):

. [к] взрывной (Буг на слух абсолютно идентично с бук) и

. [х] спирант (Бог выговаривается: [Бох]).
(На практике возможное теоретически оглушенное мягкое произношение буквы г, очевидно, не имеет места; напр., нет слов с окончанием -гь.)

Из-за такого многообразного значения знак г в графике русских природных слов применяется в транскрипции слов иностранных и для обозначения латинско-французско-немецкого g (gu), наподобие Гёте = Göthe, и для латинско-немецкого h, наподобие Гейне = Heine, и для густого придыхания в греческом (spiritus asper), наподобие Гелиос (ήλιος) и т. п.

Надо сказать, что при письме г почти не комбинируется с ы (кроме нескольких заимствований, таких как Кыргызстан, звукоподражаний, таких как гыкать, и просторечной формы, наподобие Олегыч), а также с э — тоже только в звукоподражаниях (гэкать), заимствованиях (гэг, гэльский, Гэндальф) и аббревиатурах (гэкачепист, Днепрогэс). При этом часто написание и произношение колеблется: гебист /гэбист, Гери/Гэри.

Применение

Строчной г сокращённо обозначают грамм — единицу измерения массы.

В указании дат: г. — сокр. от «год».
В украинском алфавите является 4-й буквой и обозначает гортанный звук "Г".

Цель: дифференциация звуков [Г] – [К], [Г"] – [К"] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.

1. Коррекционно-образовательные:

различать звуки [Г] – [К], [Г"] – [К"] на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
  • дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
закреплять навык звукового анализа и синтеза; закреплять образ букв;
  • учить образовывать слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы:

к, ик, очк, чик

формировать связную речь при составлении описательного рассказа.
  • закреплять умение учащихся пользоваться опорами: схемами, символами, таблицами, электронным репетитором “Символ-тест”.

2.Коррекционно-развивающие:

развивать общую моторику, согласовывать движения и речь; развивать познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление; развивать фонематические процессы;

3.Коррекционно-воспитательные:

  • создавать ситуацию успеха;
  • стимулировать речевую активность;

Оборудование:

маршрутные карты на каждого учащегося, индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [Г] - [Г"],

[К] - [К"], схемы звуков и букв, “Звуковая дорожка”, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; карточки букв, таблица цифрового кода, электронный репетитор “Символ-тест” (на каждого ребёнка), презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, тетради.

Ход занятия

Организационный момент

Учащимся предлагается маршрутная карта, в которой цветными стрелками и дорожками обозначен путь движения выполнения заданий. Но прежде чем начать следовать по маршруту, необходимо подготовиться.

Артикуляционная гимнастика

Трубочка

Лопаточка

– иголочка

– качели

Большие качели

– грибок

Характеристика звуков

(артикуляционный профиль на слайде)

уточнить: - почему звуки [Г] - [Г"]

звонкие?

Почему звуки [К] - [К"] глухие?

Почему звуки [Г] - [Г"],

[К] - [К"] согласные?

Чем отличается звук от буквы? (опора на схему)

Какой буквой на письме обозначаются звуки [Г] - [Г"],

[К] - [К"]?

Дифференциация звуков

Игра “Звуковая дорожка” (на слайде)

Логопед указывает на символ, учащиеся называют соответствующий символу звук. Темп постепенно увеличивается.

Закрепление образа букв

(видеофрагмент)

  • В какую сказку мы попали? (Белоснежка и семь гномов)
  • Какой из изучаемых звуков слышится в слове Белоснежка? ([К] – в середине слова), в слове гном?– ([Г] – в начале слова)

    Логопед: Околдована принцесса.

    Но заклятье можно снять,

    Если каждое задание

    Быстро, чётко выполнять.

    Мы по стрелочкам пойдём

    Знания с собой возьмём.

    Выполним задания

    Исчезнет заклинание.

    Ты к колодцу подойди

    И ведёрко в нём найди.

    Выполнишь задание

    Исчезнет заклинание.

    Оставить в карточке только печатные и письменные буквы Г, К. Остальные буквы зачеркнуть.

    Записать под таблицей столько письменных и печатных букв Г, К сколько осталось в карточке.

    Начертить в тетради график слогов

    Под диктовку: ги, ка, гу, ок, аг, ку, окн, аги, укл, згн, вки, гим, ге

    (проверка на слайде)

    Дикие яблоки найдите

    Там задание ищите.

    Коды, цифры и таблицы

    Расшифруйте, запишите.

    Расшифровать слова с помощью цифрового кода

    (проверка на слайде)

    69, 15, 37 _____________________________

    38, 13, 111 _____________________________

    46, 159, 12 _____________________________

    31, 48 _____________________________

    56, 29, 39 _____________________________

    134, 39 _____________________________

    Телега, голуби, качели, руки, дороги, шаги – получившиеся слова

    Назвать слова, в которых слышится твёрдый звук [К]

    Назвать слова, в которых слышится твёрдый звук [Г]

    Назвать слова, в которых слышится мягкий звук [К"]

    Назвать слова, в которых слышится мягкий звук [Г"]

    Звукобуквенный разбор слова

    (проверка на слайде)

    Буквы правильно вставляй

    В символ - тесте проверяй.

    Электронный репетитор “Символ-тест”

    Вставь пропущенные буквы Г или К.

    (ИВН) _ ру_ и, (КЙЯ) _ор _а, (МДА) – лубни _ а, (ЛЗА) _ алит_ а,

    (ЕНД) ля _ уш _ а, (ОПЩ) _ огодо_ , (БИЭ) _ олюч _ и.

    Дифференциация звуков [ Г] - [Г"], [К] - [К"]

    в предложении

    Пальчиковая гимнастика: Здесь стоит какой-то дом.

    Он пустой? Иль кто-то в нём?

    На двери тугой замок,

    Кто его открыть бы смог? (мы)

    Открыли двери, и попали в комнату.

    • Что находится в комнате?
    • Образовать слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

    (к, ик, очк, чик)

    • В комнате находится столик ([К]
    – в конце слова)

    стульчик ([К]- в конце слова)

    диванчик ([К]

    - в конце слова)

    шарики ([К]

    – в середине слова)

    корзиночка ([К] – в начале и в середине слова)

    грибочки ([Г] – в начале и [К"] – в середине слова)

    мячики ([К"] - в середине слова)

    • Записать название предмета, который находится под столиком, слева от столика, над столиком, в корзиночке.
    • Прочитать записанные слова: мячик, стульчик, шарики, грибочки.
    • Выделить в словах изучаемые буквы соответствующим цветом.

    Физминутка

    Кто живёт в домике? (гномы)

    Гномы любят петь и танцевать.

    Кто живёт под потолком? Гном.

    У него есть борода? Да.

    И манишка и жилет? Нет.

    Как встаёт он по утрам? Сам.

    Кто с ним утром кофе пьёт? Кот.

    И давно он там живёт? Год.

    Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь.

    Ну а как его зовут? Скрут.

    Он капризничает, да? Никогда.

    Долгий путь вы все прошли

    Вновь задание нашли

    Текст попробуйте, прочтите

    Белоснежку опишите

    Работа с текстом. Вставить недостающие слова, используя слова для справок

    (на слайде)

    Давным – давно в одном королевстве родилась ____________. Назвали её Белоснежкой, потому что ____________ её была бела, как ____________. Шли годы. Белоснежка росла ______________, доброй девочкой, и все очень любили её.

    У Белоснежки ____________, задумчивое лицо. Добрые, лучистые глаза. У _____________ тёмные волосы. Белоснежка носит простые, старые платья, потому что ___________ заставляет её мыть полы будто служанку. Принцесса очень трудолюбивая: она носит воду из колодца, наводит ___________ в доме гномов.

    Белоснежка любую работу выполняет с ___________.

    Слова для справок: порядок, грустное, глаза, улыбкой, девочки, принцесса, кожа, снег, прекрасной, королева.

    • Какой получился рассказ? – описательный рассказ или повествовательный? (подчеркни правильный вариант)

    Описываются кто? люди, предметы, животные? можно поставить вопросы:

    Какая Белоснежка? Добрая, прекрасная, трудолюбивая,

    Какое лицо у Белоснежки? Белое, как снег.

    Какие глаза? добрые, лучистые.

    Какие волосы? тёмные

    Какая одежда? простая, старые платья.

    Итог урока.

    В какую сказку мы попали?

    Какие звуки выделяли изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте на протяжении всего занятия? Образ каких букв уточняли?

    Какие задания вам наиболее понравилось выполнять?

    При выполнении, каких заданий испытывали затруднения?

    1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

    2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

    • Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .

    • Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

    а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :

    [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]

    (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .

    б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).

    Примечания:

    • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
    • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
    • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.

    в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :

    [б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
    [д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
    .
    Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить .

    г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .

    3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].

    Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри­мер, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

    1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.

    Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

    а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], бе­лье - бе[л′йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

    1. Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

    2. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

    • в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

    • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

    • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

    Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

    1. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

    Памятка:

    • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
    • Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] - глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
    • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
    • Звуки [й], [ч], [ш′] - всегда мягкие.

    Конспект урока ««. Следующая тема:

    Доброго времени суток, дорогие мои читатели! Рада вновь видеть вас на моем блоге. Сегодня продолжаем рубрику Учим буквы . И следующая буква в алфавите буква «Г».

    Для занятия подберите несколько картинок, с предметами, начинающимися с буквы «Г», можно картинки заменить предметами и игрушками. Для примера я подобрала для вас несколько картинок.

    Ваш ребенок, уже научился определять какой это звук гласный или согласный? Не забывайте это проделывать изучая каждую букву. И напоминайте отличие буквы от звука. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

    И как всегда для изучения буквы размещаю художественное слово и игры , чтобы ваши занятия стали интересны детям используйте их.

    Буква «Г»

    Выгибает шею гусь:

    Никого я не боюсь.

    Веселые стихи

    Г – крючок обыкновенный,Но в труде помощник первый.

    В. Степанов

    Перед нами буква Г

    Стоит подобно кочерге.

    С. Маршак

    Г – громадный кран подъемный,

    Помогает строить нам.

    Без труда он блок бетонный

    Поднимает к облакам.

    В. Степанов

    Не г усь, не г алка буква Г ,

    А цапля на одной ноге.

    И подобно кочерге,Горбит спину буква Г .

    А. Шибаев

    Г схожа с цаплею по виду

    И на одной стоит ноге.

    Я. Козловский

    Букву на плече носил.

    На лугу траву косил.

    Е. Тарлапан

    Г риб растет среди дорожки –

    Г олова на тонкой ножке.

    Г де коса гуляла,

    Г олым поле стало.

    Галка села на забор,Грач завел с ней разговор.* * *Грач качался в гамаке,Гуси – в волнах на реке.Мимо голуби летели

    И на веточку присели.

    Галка, сидя на плетне,Головой кивает мне.* * *Гусь купил себе гармошку,Но дырявую немножко.Хорошо гармошка пела,

    По-гусиному шипела.

    * * *По узкой тропинкеГусиным шажкомГусиное войскоШагает гуськом.* * *

    Глядит не наглядится

    Гусыня на гусят.

    * * *Гром, гром, гром, гром…Где-то рядом, за холмом.Гневно молния сверкает,Гром грохочет, громыхает.Голубь сжался под кустом,

    Гусаки бегут гуськом.

    Наборщик

    Скороговорки

    Перевертыши

    ГОРИ, ПИРОГ.

    ШАРАДЫ

    С буквой Л – в игре в футбол

    Часто слышим слово… (гол).

    С Д уж в слове смысл не тот –

    Мерой стало – просто… (год).

    Игры

    Игра «Кто внимательный?».

    Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли.

    Игра «Доскажи словечко».

    Ежедневно, встав с постели,Поднимаю я… (гантели). * * *Михаил играл в футболИ забил в ворота… (гол). * * *

    Я в любую непогоду

    Уважаю очень воду.

    Я от грязи берегусь –

    Чистоплотный серый… (гусь).

    Говорю я брату: – Ох,

    С неба сыплется горох!

    – Вот чудак, – смеется брат, –

    Твой горох – ведь это… (град).

    На жарком солнышке подсохИ рвется из стручков… (горох). * * *Лодки по реке плывут,Люди веслами… (гребут). * * *

    Всех перелетных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Целый день по пашне вскачь,

    А зовется птица… (грач).

    По весне к нам с юга мчится

    Черная, как ворон, птица.

    Для деревьев наших врач,

    Насекомых ест всех… (грач).

    Игра «Доскажи предложения».

    Вместо точек придумайте слова на букву «г».

    1. Машина стоит в… (гараже).

    2. Гость проживает в… (гостинице).

    3. Брат хорошо играет на… (гитаре).

    4. Виноград рос на… (горе).

    5. Мама купила сочные, сладкие… (груши).

    6. Под березой нашли крепкий… (гриб).

    8. На дереве сидел черный… (грач).

    9. Гриша любит забивать… (гвозди, голы).

    Игра «Занимательные модели».

    Образуйте не менее пяти слов по этой модели: г – – .

    О т в е т: год, гол, газ, гам, гул.

    Игра «Найди лишнее слово».

    1. Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.

    2. Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

    О т в е т: 1. Волк . 2. Клад , так как в них нет буквы «г».

    Игра «Лесенка» .

    Игра «Наборщик» .

    Светлана Шкурко
    Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»

    Тема : Дифференциация звуков [Г] и [К] . Буквы Г и К .

    Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах , словах и фразах; отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки ;

    учить составлять слова; закрепить, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; тренировать в звуко- буквенном анализе слов ; закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением; учить выслушивать ответы друзей, давать полные ответы; развитие умения анализировать собственную; воспитывать потребность и желание красиво, четко и грамотно говорить.

    Оборудование : звуковая линейка , мячик- ёжик, весенняя веточка, касса букв , цветные карандаши, таблица с заданием «Буквознайка » , игрушка кот.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята.

    Придумано кем - то

    Просто и мудро

    При встрече здороваться

    Доброе утро!

    Доброе утро, солнцу и птицам,

    Доброе утро, улыбчивым лицам!

    Доброе утро мне!

    Доброе утро тебе!

    Я хочу вам пожелать, что бы у вас сегодня было доброе утро и добрый день!

    Доброе утро, Сашенька.

    Логопед кладет свою ладонь на ладошку ребенка. Далее дети здороваются друг с другом.

    II. 1. «Приметы весны» - повторение изученного материала.

    Сегодня замечательный день, он наполнен солнцем, теплом и хорошим настроением.

    Какое у нас время года?

    Каждое время года имеет свои отличительные особенности. Назовите приметы весны.

    Дети- называют приметы весны по цепочке : Весной тает снег. Весной распускаются почки на дереве. Весной просыпаются медведи. Весной просыпаются насекомые. Весной сильнее греет солнце. Весной зайчик меняет шубку с белой на серую.

    Мне понравилось предложение- Весной просыпаются медведи.

    Скажите, сколько в нем слов?

    Дети- В этом предложении три слова.

    2. «Весенняя песенка» - развитие чувства ритма.

    Весной даже дождик нежно стучит по листочкам, по крышам.

    Внимательно прослушайте весеннюю песенку и повторите её ритм, прохлопав в ладоши/ протопав ножками.

    3. Игровое упражнение «Подари звук »

    Весной просыпается природа, звери, насекомые- весь мир вокруг нас наполнен различными звуками .

    Подумайте и назовите тихий звук , который издают предметы или явления природы?

    Каждый ребенок при произношении в ладонях катает мячик- марбл.

    4. Самомассаж. Сопряжённая гимнастика языка и рук

    Текст Движения или статичная поза рук Движения языка

    Однажды пальчики пошли в парк : топ -топ, топ - топ -топ. Имитация ходьбы пальчиков в за-данном ритме, темпе : указательным и средним, большим и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

    2. Подошли к полянке - ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

    3. На полянке - большое дерево.

    Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

    4. Вот его крона Пальцы чуть согнуты Язык тянется к носу

    5. Листья весело играют с ветерком

    Пальцы широко расставлены и по-переменно двигаются. Кисти рас-слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

    Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями) .

    6. У дерева длинные крепкие корни

    Руки «сплетены» в предплечье

    Язык напряженно тянется вниз

    7. На дереве птица свила гнездо. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой» . Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» .

    Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

    5. Дыхательная гимнастика

    Как хорошо весной! Легко и свободно дышится.

    Вдох через нос выдох через рот -1раз.

    Вдох через нос выдох через рот (трубочку) - 3 раза.

    6. Игровое упражнение «Звуковая лесенка » -фонопедическое упражнение.

    Все вокруг радуются весне, так и хочется запеть вместе с птицами…

    Приготовили правую руку.

    Набрали носом воздух.

    Приготовили левую руку.

    Набрали носом воздух. Плечи не поднимать.

    7. «Назови слово»

    Для того, чтобы пройти к своему месту, необходимо

    Девочкам назвать предмет, название которого начинается с согласного звука .

    А мальчикам назвать предмет, название которого начинается с гласного звука .

    8. «Загадки и отгадки от кота Котофеича» .

    Сегодня к нам в гости пришел кот Котофеич.

    Ему очень хочется с вами поиграть в игру «Загадки и отгадки» .

    Под сосною у дорожки

    Кто стоит среди травы?

    Ножка есть, но нет сапожек,

    Шляпка есть - нет головы.

    Что за зверь со мной играет?

    Не мычит, не ржет, не лает,

    Нападает на клубки,

    Прячет в лапки коготки!

    Назовите первый звук в слове ГРИБ .

    Назовите первый звук в слове КОТ .

    9. Уточнение артикуляции звуков и их характеристики .

    - Звуки [Г] и [К] какие ?

    - Звуки [Г-К] согласные , парные- они произносятся похоже. Звук [Г]-согласный звонкий, произносится с голосом; звук [К]-согласный глухой, горлышко «спит» .

    10. Речевая зарядка-игра с мячиком-ёжиком.

    Логопед называет слог со звуком [Г] или [К] дети повторяют слогоряд.

    ка-га-га га-ка-га гу- ку-ко го-ко-го га-го-гэ

    кы-ка-гы гэ-ка-гэ ко-га-гэ гэ-ко-га ко-ка-гэ

    11. «Закончи слово» .

    Дети добавляют слог ка или га и называют слово : игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

    12. Физминутка- Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [Г-К]

    При проговаривании шуток-чистоговорок дети хлопают в ладоши на слоге с [Г], топают ногами на слоге с [К].

    Ка-ка-ка- белая мука,

    Га-га-га- зеленые луга,

    Ко-ко-ко- не ходите далеко,

    Ку-ку-ку- белка на суку.

    Гу-гу-гу- гуси на лугу.

    13. «Слова наоборот»

    Котофеич предлагает сыграть с ним в игру «Скажи наоборот» .

    Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К] :

    Холодный - горячий.

    Чистый - грязный.

    Тихий - громкий.

    Сладкий - горький.

    Веселый - грустный. Длинный- короткий.

    Редкий- густой.

    Мелко- глубоко.

    Шершавый- гладкий.

    Начало- конец. Умный- глупый.

    Звонкий- глухой.

    Прямая- кривая.

    Продать- купить.

    Страшный- красивый.

    14. Игровое упражнение «Где находится звук

    Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

    Где ещё может находиться звук ?

    Логопед размещает на доске звуковую линейку .

    Рассмотрите картинки.

    Определите, где находится звук [Г] или [К] .

    15. Физминутка «Девочки и мальчики»

    Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,

    Прыгают, как мячики :

    прыг-скок, прыг-скок.

    Ножками топчут : топ, топ, топ!

    Весело хохочут : ха, ха, ха!

    Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

    После отдыхают (приседают, руки свободные) .

    16. «Буквы спрятались » - профилактика дисграфии.

    Очень нравится Котофеичу с вами играть.

    Вы такие умные, смышлёные.

    Посмотрите внимательно на этот рисунок.

    Назовите буквы , спрятанные на этом рисунке.

    А- О- К- Ш- Л.

    Ребята, Котофеич хотел из этих букв выложить слово , но какое это слово, он забыл. Помнит только, что там все учатся.

    Поможем Котофеичу вспомнить нужное слово?

    17. «Составить слово» , звуковой анализ слова .

    Из этих букв выложите слово .

    Дети- ШКОЛА.

    Разложите окошки-фонарики для каждого звука- звуковой анализ слова .

    Катя, какое слово у тебя получилось?

    Паша, а ты какое слово выложил?

    18. «Составить и «записать» предложение».

    Рассмотрите картинку.

    Кто на ней нарисован?

    Что на ней нарисовано?

    Придумайте предложение к этой картине.

    КОТ ГРАЕТ С КЛУБКОМ.

    Сколько слов в этом предложении?

    - «Запишите» это предложение.

    Составить предложение по картинке, записать его в виде схемы.

    Назвать первое/ второе/ третье слово.

    Обозначьте первое слово в предложении.

    Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы .

    Назовите главное слово предмет или объект. КОТ.

    Назовите слово-действие этого объекта. ИГРАЕТ.

    Назовите самое короткое слово. С.

    19. Знакомство с буквой .

    Перед нами буква Г

    Стоит подобно кочерге.

    И подобно кочерге,

    Горбит спину буква Г . ***

    К одною лапкой пляшет,

    А другою лапкой машет,

    И при этом буква К

    Будто усики жука.

    Из скольких элементов состоит буква Г ?

    Какие это элементы?

    Из скольких элементов состоит буква К ?

    Какие это элементы?

    Приготовьте ваши носики-кисточки, пропишите буку Г, К.

    20. «Ребус»

    ГРОЗА КРОТ

    21. Развитие графических навыков.

    Пропишите букву Г и К .

    22. Подведение итогов.