Анализ главы тамань главные герои. Сюжет главы, её построение. Знакомство с ундиной

Повесть "Тамань" представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины. Нужно отметить, что в "Тамани" романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: "Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож". И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. "Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет". "Янко не боится бури", - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. "Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка". Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого "везде дорога, где только ветер дует и море шумит". Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать "что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь". Судьба не сводит Печорина и этого "честного" контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть "обжитые края". Герои повести занимаются опасным промыслом - контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. "Богатые товары", "груз был велик" - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог. Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где "нечисто", Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он "встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень". Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все "потрогать", наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он "почувствовал на лице ее пламенное дыхание" - и в ту же минуту "русалка" бросила в воду его пистолет. Уже нет "ундины", есть противник, с которым надо бороться.

В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: "А если бы я, например, вздумал донести коменданту? " И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением "донести коменданту". Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. Что касается художественной стороны повести "Тамань", то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это "три кита" : точность, образность, выразительность. А какой подбор "говорящих деталей"! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: "…две лавки и стол… на стене ни одного образа - дурной знак! " Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище. Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет "Бэлы". Русский молодой человек встречает местную девушку-"дикарку", влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в "Тамани" все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью.

Именно с Тамани начались приключения Печорина на Кавказе. Глава является отдельной повестью, но между тем составной частью произведения в целом. В ней происходит знакомство с дневником Печорина, позволяющее заострить внимание на внутреннем мире главного героя. Его душевных переживаний и терзаний. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» поможет понять, что двигало Печориным на момент совершения им тайных поступков, их мотивацию.



В записках видно, что Печорин устал, измучен и подавлен, но приключение, случившееся с ним в Тамани, взбодрило его не на шутку, ведь он чудом остался жив, едва не погибнув от рук контрабандистов.

В Тамань Печорина занесли дела служебные. Впечатление город произвел скверное. Вынужденный искать ночлег, он останавливается у, мягко говоря, странных людей. Хозяин жилища слепой парень. Его подруга загадочная девушка. Поведение этих двоих сразу показалось Печорину странным. Вели они себя осторожно, словно пытались что-то скрыть. Григорий решил проследить за странной парочкой. Оказалось эти двое связаны с контрабандистами. Выяснив их тайну, он чуть не лишился жизни. Девушка, пригласив Печорина на тайное свидание, планировала утопить его, сбросив с лодки. Чудом ее коварный план не осуществился.

Что двигало Печориным, когда он решил устроить слежку обычное любопытство или очередная жажда приключений. Зачем он вторгся в чужую жизнь, нарушив покой «честных контрабандистов»? Может он поддался женским чарам, раз с такой легкостью согласился на свидание. Недаром он сравнивает девушку с русалкой, заманивающей в сети чересчур любопытных. Ведь ей удалось обвести его вокруг пальца. Его, который сам любил расставлять ловушки, играя судьбами людей.

Печорин считал, что это не случайность. Он недоумевал.

«Зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Он впервые понимает, что играет роль в чужих судьбах. Он вторгся в чуждый ему мир, нарушив спокойствие и внеся смуту. Душевные переживания терзают Григория, мучая и не давая покоя. Но, анализируя происшедшее, Печорин приходит к выводу, что вины его как таковой в случившемся нет. Он остается безразличен к судьбам других, ведь свои интересы он всегда ставил выше других.

«…Какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».



В главе «Тамань» переплелось романическое начало с суровой действительностью. В ярких красках описаны местные красоты. На фоне живописного пейзажа образ контрабандистов раскрывается лучше. Вольный образ жизни, смекалка, хитрость в этом тоже есть своя романтика, но внутренний мир этих людей оставляет желать лучшего. Они пропитаны алчностью, жаждой наживы. Их отношения не были построены на любви. Скорее этими двумя двигали свои интересы, и целью была личная выгода.

Эта глава наиболее четко показывает внутренние ощущения Печорина. В ней оценка всех поступков. Завеса тайны характера приоткроется, предоставив возможность читателю самостоятельно вынести вердикт относительно главного героя.

После дикого путешествия Печорин вернется в круг, гораздо ближе и родней ему. В «водяное общество», в котором он словно рыба в воде и уж здесь он заставит всех плясать под свою дудочку, а не наоборот.

«Тамань» – третья повесть «Героя нашего времени» (см. его краткое содержание и полный текст по главам), и первая, чьё содержание заимствовано из «дневников Печорина». (См. Образ Печорина , Характеристика Печорина с цитатами .)

Автор романа пишет в предисловии: узнав, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, я получил право печатать его записки и решил это сделать, потом что заинтересовался тем, с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Будучи на военной службе, Печорин раз ночью приехал по казённой надобности в захудалый городишко Тамань. Казачий десятник долго не мог найти ему хату для постоя: все были заняты. Свободна оказалась лишь одна, но десятник загадочно предупредил, что «там нечисто».

Лермонтов. Герой нашего времени. Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Эта хата стояла на обрыве моря. На стук дверь не сразу отперли, но наконец из дома вышел слепой мальчик лет 14-ти, с бельмами в обоих глазах. Хозяйки дома не было. Слепой мальчик, сирота, жил у нею из милости.

Войдя в хату, Печорин со слугой-казаком легли спать на лавках. Казак быстро заснул, но Печорин долго не мог сомкнуть глаз – и вдруг увидел быстро мелькнувшую за окном тень. Он встал, вышел из хаты и увидел, как слепой мальчик с каким-то свёртком идёт к пристани, наощупь находя дорогу.

Печорин тихо пошёл за ним. У морского берега рядом со слепым появилась женщина. Они стояли, разговаривая, пока вдали, среди волн, не показалась лодка.

По обрывкам разговора Печорин понял, что в лодке плывёт контрабандист Янко. На море был шторм, но Янко, умело гребя вёслами, счастливо причалил к берегу. Втроём со слепым и женщиной они начали вытаскивать из лодки какие-то узлы и уносить их куда-то. Не став больше следить за ними, Печорин пошёл спать.

Утром вернулась старая хозяйка хаты. На попытки Печорина заговорить, эта старуха прикидывалась глухой. В досаде он взял слепого за ухо, спрашивая: «Ну-ка, слепой чертенок, говори, куда ты ночью таскался с узлом!» Тот в ответ только хныкал.

Выйдя посидеть у забора, Печорин вдруг увидел на крыше хаты красивую девушку – по всей вероятности, дочь хозяйки. Одетая в полосатое платье, с распущенными косами, она была похожа на русалку и пела песню о лодке, которая в бурю плывёт по морю, а правит ею «буйная головушка». По голосу Печорин понял, что именно она ночью стояла со слепым на берегу. Девушка стала, как бы играя, пробегать рядом с ним, пристально глядя в глаза. Эти её шалости продолжались до конца дня.

Под вечер Печорин остановил резвую красавицу в дверях, сказав ей, сам не зная почему: «Я знаю, что вчера ночью ты ходила на берег. Что если б я вздумал донести об этом коменданту?» Девушка лишь хохотала, и Печорин не предвидел, что эти слова будут иметь для него весьма важные последствия.

Когда вечером он сел пить чай, внезапно вошла «русалка», села напротив, нежно глядя на него – и вдруг обняла и поцеловала в губы. Он хотел обнять её, но девушка ловко выскользнула, шепнув: «Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег».

Поздно вечером Печорин отправился к морю. Девушка встретила его у воды, повела к лодке, села с ним в неё и оттолкнулась от берега. В лодке она стала обнимать и целовать его, но потом неожиданно перегнула через борт – и попыталась сбросить в море.

Между ними закипела отчаянная борьба. Девушка толкала Печорина в воду, повторяя: «Ты видел, ты донесёшь!» Из последних сил он вырвался и скинул в волны её саму. Мелькнув раза два, «русалка» пропала из виду.

Печорин догрёб до пристани и побрёл к хате, но издалека опять увидел девушку: она доплыла до берега и теперь выжимала мокрые волосы. Вскоре подплыл Янко на вчерашней лодке. Девушка сказала ему: «Всё пропало!». Появился слепой мальчик. Янко объявил ему, что сейчас уплывёт с девушкой, ибо им двоим больше нельзя здесь оставаться. Слепой просился с ними, но Янко прогнал мальчика, бросив ему какую-то мелкую монету.

Этот странный и опасный случай не вызвал в душе Печорина ничего, кроме тягостного недоумения. Он думал: «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Разработка урока(9 класс)

Тема урока : " И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ?" (анализ повести "Тамань")

Цель урока: анализ первой главы дневника Печорина, раскрытие внутреннего мира героя ; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина

Задачи урока:

Обучающие:

    отработка умения школьников анализа эпизода художественного текста;

    выявление роли эпизода в составлении учащимися психологического портрета, данного в самораскрытии героя;

Развивающие:

    развитие способностей учащихся к оценке и интерпретации внутриличностного диалога героя;

    развитие навыков сравнения, аргументирования.

Воспитательные:

    определение ценности своей способности понимания подтекста художественного произведения, выраженного в правдивой исповеди героя, которая открывает историю души человеческой и тайну характера.

Оборудование и материал к уроку: текст , толковый словарь , фрагменты экранизации романа «Герой нашего времени» режиссёр С. Ростоцкий (1965г), раздаточный материал

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, предлагает подумать о предстоящем уроке. Начало урока- поиск и осознание личностных проблем старшеклассников и возможности «объединения» их в данном художественном материале.(НЕ проговариваются конкретные проблемы конкретных учеников!) Учитель ставит перед классом вопросы определённого характера, которые позволяют личности решать свои внутренние проблемы сообща, но в то же время, не выходя за пределы своей интимности:

    Что вы думаете о собственной жизни, какой её себе представляете?

    Можно ли сказать, что вы живёте правильнее, чем другие?

    Свободен ли человек в своих поступках, несёт ли он за них нравственную ответственность?

Повесть, к которой мы обращаемся на этом уроке, - дневник Печорина. Раздаточный материал: «Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души».

Повесть «Тамань» открывает журнал Печорина. Если раньше мы видели его со стороны, то теперь от него узнаём, о чём он думал, мечтал, чувствовал, делал. Повесть «Тамань» – это рассказ об одном приключении, произошедшем с ним во время следования в действующую армию.

Проблемный вопрос:

Вернёмся к этому вопросу и попытаемся ответить на него в конце нашего урока.

2. Проверка домашнего задания (Задание : кратко передать сюжет повести «Тамань», обмен впечатлениями )

3. Работа в проблемных группах:

Предлагается совместный поиск ответов на предложенный вопрос, поиск аргументов, коллективные ответы на предложенные вопросы по конкретному эпизоду.

Проанализируйте эпизод и ответьте на вопросы: Как раскрывается характер Печорина в этом эпизоде? Как воспринимает мир и относится к другим героям повести?

1-ая группа: Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

2-ая группа: Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого? Какова роль пейзажа в раскрытии характеров героев повести «Тамань»?

3-ая группа: Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? Почему активность героя приносит людям несчастье?

Творческое задание для всех групп:

    На основе пересказов близких по стилю к пейзажам повести составьте литературную композицию:

4.Анализ работы в группах

- анализ эпизода

-литературная композиция: «Небо, море и земля как единый мир»

-ответы на вопросы:

    Какие черты романтического героя проявляются в поступках Печорина?

    Как удалось Печорину победить в неожиданных обстоятельствах, угрожавших его жизни?

    Как в художественных деталях проявляется мотив изгнанничества, тоски?

    С какими стихами (строчками) М.Ю. Лермонтова можно обнаружить связь?

    Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

Вывод:

Печорин во власти предубеждений, но ведь он не предубежден в дурном, напротив, герой все переводит в возвышенную, поэтическую среду и наделяет все и всех нереальными качествами. Какими?

Романтический пейзаж (море, полный месяц, крутые волны) – иллюзорный мир;

Янко облекается в ореол удальства, благородного разбойника;

В слепом видится что-то мистическое;

Русалка окружена тайной,загадкой

- Печорин, как человек эпохи романтизма, воспитанный на романтических романах с благородными стремлениями и высокими порывами, оказавшись вдали от шумной столицы, в Крыму не может иначе представлять жизнь. Но все в реальности оказалось не так. Реальная жизнь оказалась простой и грустной. Разгадка наступает, когда герой чуть не погибает.

русалка – «змеиная натура»:

таинственный слепой – жалкий слепец на самом деле ;

отважный Янко – жестокий, плохой человек

Весь надуманный романтический флер рассыпался и обнажился жестокий мир, в котором нет места слабым. Беспомощный слепой никому не нужен, и он, и старуха обречены. Вот оно, по-настоящему «нечистое» место

Без образа – «слепой» дом

безобразный – бездуховный

безбожный мир

5. Просмотр фрагментов фильма «Герой нашего времени» режиссёра С. Ростоцкого (1965г) (обмен впечатлениями)

Роман «Герой нашего времени» - настоящий шедевр литературного творчества, т.к. образы, художественные находки и утверждения интерпретируются в других произведениях искусства, так происходит диалог культур. Талантливый режиссер С.Ростоцкий экранизировал роман.

Ответить на вопросы после просмотра фрагментов фильма:

    Проанализируйте образы контрабандистов, совпало ли ваше представление после прочтения текста с образами, созданными режиссёром Ростоцким: Янко, слепой мальчик, ундина, старуха.

6.Подведение итогов:

Проанализируйте слова В.Г. Белинского: Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели”.

Проблемный вопрос:

    Прав ли Печорин, показывая в своем журнале относительность моральных ценностей? Как проявлялась эта проблема в первых повестях и каковы ответы на «вечные вопросы» (что такое любовь рок, характер)?

    Вывод: никакие положительные качества характера (сила воли, мужество, находчивость, смелость, решительность) не приносят человеку удовлетворения и радости, если у него нет какой-то цели в жизни.

Поведение Печорина говорит об интересе, который пробудили в нём незнакомые люди, он не безразличен к окружающему, даже взволнован его необычностью. Он мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает интонации в голосе, восхищается пейзажем и т.д. В «Тамани» он воспринимает рок, судьбу как поединок между жизнью и смертью, любовь – как игру, увлечение, фантазию.

7. Совместное заполнение таблицы

Внутреннее состояние Печорина

Разум

Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гётевскую Миньону). Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь силой предубеждения»

Печорин сознательно и расчётливо включается в предложенную ему жизненную игру, пытается разгадать тайну происходящего

Страсть

Вспыхнувшая страсть тоже оказывается «слепой», не даёт герою знания и ощущения, соответствующего жизненной реальности.

Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает на второй план

Разум

Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности(печоринское «я»)

В свои права вступает ирония и самоанализ - и всё рушится

Трагичность личности Печорина- разрыве между разумом и чувствами.

Символична в этой связи в финале «Тамань» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком положении оказывается и Печорин, когда жизнь, поманив, оставляет его ни с чем

8. Домашнее задание:

Творческое задание (по выбору обучающихся):

    Составить литературную композицию

«Мир глазами Печорина» (презентация),

    Сравнить стихотворение «Нищий» с повестью «Тамань»

«Кто более слеп в этой повести?»

«Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию.

А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет об этой поэме в прозе: «мимолетный роман, который Печорин завязывает с контрабандисткой, смахивает скорее на грубоватую интрижку, вполне в духе странствующего офицера».

В действительности все сложнее. Печорин с его глубоким трезвым умом лучше, чем кто?либо другой, понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мятущаяся душа. Он понимает с самого начала безрассудность своих поступков, всей истории с «ундиной» и другими контрабандистами. Но в том?то и заключается странность его характера, что, несмотря на присущий ему в высшей степени здравый смысл, он никогда не подчиняется ему целиком, – для него существует в жизни нечто более высокое, чем житейски выверенное благоразумие. Поэтому, посмеиваясь и иронизируя над собой, он все же не может не откликнуться на зов загадочно манящей свободной, наполненной опасностями и тревогами жизни контрабандистов. И пусть во всем этом ему до конца откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, – для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной «тревог и битв» человеческой жизни.

Постоянное колебание между «реальным» и заключенным в его глубинах «идеальным» ощущается почти во всех образах «Тамани», но особенно в девушке?контрабандистке. Имени ее не названо, автор дает только описание девушки. Отсюда эти резкие переходы в восприятии ее Печориным – от завороженного удивления и восхищения до подчеркнутой прозаичности и будничности. Этому способствует и характер девушки, весь построенный на неуловимых переходах и неожиданных контрастах. Она так же изменчива и неуловима, как и ее жизнь, беззаконно?вольная, исполненная неожиданностей, в которой имеются свои романтические глубины.

В отрывке о приходе «ундины» к Печорину в душе героя проносится целая буря чувств. Накопившиеся чувства прорываются, страсть мгновенно охватывает героя, только что столь трезво рассуждавшего. По существу в этом отрывке три главных типов героев: «ундина» как представительница загадочно?таинственного мира вольной жизни и неподдельно?естественной красоты, «линейный казак» – воплощение мира обыденной повседневности и, наконец, Печорин, беспокойно мятущийся, между этими двумя мирами.

Буря, окончившаяся ничем, поманившая призраком счастья, оборачивается для героя в конце отрывка, как и вся новелла, прозаическим «ущербом», иронически оттеняющим опустошенность, усиливающуюся в душе обманутого в своих ожиданиях героя. В одном случае опрокинут чайник с остатками чая, в другом героя чуть не утопили и украли у него шашку и кинжал. В отрывке, как и в новелле, в целом маячит фигура казака, этого Максима Максимыча, низведенного в своей заурядности до чина рядового.

Повествование «Тамань» словно впитало в себя отраженную в нем морскую стихию. Чередование романтического и реалистического планов в отрывке и новелле выдержаны в упругом, беспокойном ритме морского прибоя.