Интервью ректор технические вузы. Интервью с ректором ивэсэп. А востребованы ли выпускники МАИ

Ректора национального исследовательского университета Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова нередко называют реальным автором реформ российского высшего образования. Вуз Кузьминова, в составе которого работает Институт образования, активно изучает эту сферу. Сам ректор регулярно выступает с разнообразными смелыми инициативами - например, недавно он предложил заставить победителей олимпиад сдавать при поступлении в университет ЕГЭ по профильному предмету. «Лента.ру» поговорила с ректором «Вышки» о том, какие изменения произошли в 2013 году в вузе и в отечественном высшем образовании в целом.

По мнению Кузьминова, главная цель высшего образования - подготовить человека, успешного в карьере. Начатые реформы к 2020 году - при удачной реализации - должны свести к минимуму сферу «псевдообразования», повысить финансирование учебного процесса, изменить структуру вузов (в частности, должны появиться вузы общего высшего образования для «неопределившихся» студентов), сократить число обязательных курсов, увеличить долю преподавателей-исследователей и перевести заочное образование в онлайн. Рассуждая в беседе с «Лентой.ру» об идущих и грядущих преобразованиях, Кузьминов заявил, что не считает себя «серым кардиналом» в российском образовании.

«Лента.ру»: В этом году вступил в силу новый закон об образовании. Что он изменил в жизни Высшей школы экономики?

Ярослав Кузьминов : Закон позволил иметь в составе вуза подразделения, реализующие программу общей (средней) школы. В «Вышке» появился лицей. Это профильные 10-11-е классы, в которых предпрофессиональные курсы читают ученые разных факультетов: школа для старшеклассников, где мы пытаемся создать предпрофильную подготовку. Новый стандарт старшей школы позволяет иметь до 10-12 часов «профиля» в неделю, это необычно много для довузовской подготовки. Зачем все это? Цель двоякая: со стороны государства и города - повысить качество старшей школы (преподаватели вуза в среднем сильнее и интереснее для школьников), а со стороны университета - создать ядро профессионально ориентированных студентов, которым интересна именно философия, именно психология, именно электроника. Я надеюсь, что в ближайшем будущем все приличные вузы будут создавать лицеи, тогда у нас будет гораздо лучшая старшая школа.

Вторая новелла - закон исключил обеспечение общежитиями из состава образовательных услуг. Последствия этой меры, по моему мнению, могут серьезно ограничить главный позитивный эффект ЕГЭ - возросшую образовательную мобильность студентов. Доля иногородних студентов в «Вышке» увеличилась почти до половины, и мы не хотим от этого отказываться. По крайней мере в этом году мы отказались от повышения платы за общежитие, и мы будем стремиться, чтобы для лучших студентов, за обучение которых платит государство, не было бы финансовых препятствий к обучению в Москве и Питере.

Третья - можно засчитывать «чужие» курсы и «чужие» дипломы. Будет облегчено наше взаимодействие с западными университетами.

Liberal Arts, «свободные искусства», - модель бакалавриата, в которой студент осуществляет свой выбор последовательно и при поступлении на первый курс не обязан выбирать узкую специализацию. Подробно о ней «Ленте.ру» Николай Гринцер, директор Школы актуальных гуманитарных исследований при Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Сейчас модель Liberal Arts реализуется в РАНХиГС и в Санкт-Петербургском государственном университете, планирует ее ввести и Московский педагогический государственный университет.

Как вы относитесь к идее бакалавриата по Liberal Arts?

С сочувствием. Liberal Arts - это то, что сейчас называется общее высшее образование, нормальное высшее образование для человека, который профессионально не определился. Оно, безусловно, нужно. Более того, я думаю, что для значительной части студентов сейчас нужно именно это. Но я сомневаюсь, что оно нужно в «Вышке» или в других исследовательских университетах. В чистом виде вводить у себя Liberal Arts мы не собираемся. Образно говоря, это будет слишком дорогое для государства «свободное образование». А вот модель свободного выбора трети или даже половины курсов - вводим. Но профессиональное ядро программы сохраняется.

Вы неоднократно говорили, что школа в России - более короткая по продолжительности, нежели в других странах. Соответственно, высшее образование должно как-то это восполнять.

Оно не только должно, оно и восполняет. У нас в стране две трети студентов учатся в основном первый-второй курс, пока идут общеразвивающие предметы, а не инструментальные. Потом устраиваются работать. Это и есть Liberal Arts, просто это Liberal Arts в одеждах пятилетнего производства инженера-технолога. Это на самом деле и смешно, и грустно. Нам надо все-таки чаще читать сказки, например, про голого короля.

Вас часто называют главным идеологом реформ, которые происходят в российском образовании. Насколько вообще лично вы и Высшая школа экономики в целом способны влиять на политику Минобрнауки, на то, что происходит в стране с образованием?

Я думаю, мы способны влиять так же, как и всякие активные люди. У нас некоторые товарищи так привыкли сидеть и ничего не делать (или «выживать», поругивая начальство), что отвыкли от нормальных проявлений активности и воспринимают их как карьеризм или роль серого кардинала. «Вышка» - пионер новых решений в образовании и коллективный исследователь образования и науки. Вот это реально наша роль, наши амбиции.

Мы ни за кем не стояли и не стоим, ни за [бывшим министром образования Владимиром] Филипповым, ни за [бывшим министром образования и науки Андреем] Фурсенко, ни за [министром образования и науки Дмитрием] Ливановым. Это самостоятельные политики и эксперты. У них есть свои идеи, они нередко близки с нашими, но и не только с нашими, кстати говоря. Но министры всегда слушают значительно более широкий круг мнений, чем мнение «Вышки». Я не готов нести ответственность ни за чужие лавры, ни за чужие ошибки.

Если у нас при этом возникает предложение, как скорректировать политику, мы чаще всего делаем его публично, а не в кулуарах. Мы используем разные площадки, Общественную палату или Ассоциацию ведущих вузов, например.

Я в последние годы стараюсь наши инициативы, если это серьезные, крупные инициативы, сначала заявлять публично, а уже потом обсуждать с начальниками. Мне кажется, что наша образовательная жизнь вполне дозрела для того, чтобы ее «драйвером» была образованная часть населения. Это далеко не так в целом ряде других отраслей (например, в здравоохранении), но в образовании это так, и это наше огромное преимущество.

А в чем, по-вашему, конечная цель высшего образования?

Высшее образование должно обеспечивать успешную карьеру человека. Есть такое понятие - человеческий капитал. Это оценка капитализированного дохода человека, то есть сколько ты будешь зарабатывать. И высшее образование как раз связано с понятиями карьеры и человеческого капитала.

Насколько сейчас высшее образование способствует карьере?

Оно способствует карьере, без всякого сомнения. В городской экономике ты обязан иметь высшее образование, иначе у тебя не будет никакой карьеры. Исключения можно буквально по пальцам пересчитать.

К чему должны привести реформы (если все получится)? Ради чего работают реформаторы?

Реформа высшего образования при удачном воплощении могла бы принести к 2020 году несколько важных результатов. Первый - высшее образование получают все, кто хочет и способен учиться, потому что сейчас высшее образование получают все, кто хочет получить бумажку. Второй - базовое бюджетное обеспечение в расчете на студента должно быть увеличено раза в два. Где-то минимум до 160-200 тысяч рублей в год, с учетом инфляции (это, кстати, достаточно реалистичное предположение, учитывая демографию и указ о повышении зарплат преподавателей). На такие деньги уже можно нормально учить.

Третье, вытекающее из второго, - сфера псевдообразования должна сжаться до минимума. Оно должно уйти с уровня целых институтов на уровень отдельных случаев, когда плохой преподаватель и плохой студент находят друг друга. Такое в любой стране есть, но это не система. Четвертое - выделится группа университетов, которые будут конкурентоспособны на мировом уровне. Их должно быть примерно 50 - это минимум для такой большой страны, как Россия. И они должны охватывать почти все отрасли знаний. Сегодня в составе отобранных «для вхождения в рейтинги» университетов - ни одного медицинского, ни одного аграрного, ни одного транспортного.

Пятое - должна быть новая структура вузов, предполагающая в том числе вузы общего высшего образования, которые в значительной степени финансируются за счет тех, кто учится. Они есть и сейчас, но они должны перестать мимикрировать. Должны появиться - как в других странах - «университеты прикладных наук», готовящие людей культурных, с высокой самооценкой - для работы руками, для работы квалифицированными исполнителями. Вузы прикладного бакалавриата. И должны быть классические и технические университеты, которые не всегда являются исследовательскими «в целом» (например, в регионах, где недостаточно финансирования), но где происходит какая-то движуха, где появляются новые идеи, возникают молодые команды. Часть уезжает, часть там карьеру делает. Такой подлесок.

Следующее, - шестое, да? - должна быть новая структура образовательных программ, соответствующая мировой. У нас сегодня перегруженные учебные планы - 25-28 аудиторных часов в неделю, шесть-восемь предметов одновременно. Студенты могут освоить это чисто формально, зато времени для самостоятельной работы, для глубокого изучения ключевых вещей не хватает.

Затем - преподаватель должен быть исследователем. Это самое сложное. Я даже аккуратно скажу: хотя бы половина преподавателей вузов к 2020 году должна стать исследователями. Сейчас меньше 20 процентов ведут исследования. А преподаватель должен быть включен в глобальное сообщество, владеть языками - и зарабатывать как менеджер.

И наконец, это массовое распространение онлайн-курсов. Я думаю, что к 2020 году в России половина всех курсов будут MOOC (массовые открытые онлайн-курсы, Massive Open Online Courses). Они должны вытеснить старые конспекты, и это должно полностью заместить, в идеале, нынешнее заочное образование. У нас в России половина студентов - заочники.

Высшая школа экономики стала одним из первых российских вузов, свои курсы на Coursera - крупнейшей (изначально американской) платформе для MOOC. В поддержку онлайн-образования в последнее время высказываются в том числе представители Министерства образования и науки: в октябре замглавы ведомства Александр Климов , что как минимум 20 процентов курсов в вузах должны перейти в онлайн.

Как очное образование должно соотноситься с онлайн-курсами?

Они должны вытеснить от трети до половины общих курсов, которые читаются в университетах, даже в хороших. «Вышка» будет ежегодно обновлять список открытых курсов западных университетов, которые, если ты их сдал, засчитываются как курс, прослушанный у нас. Года через два-три будет следующий этап эволюции, когда университеты поймут, что это вообще колоссальный ресурсный источник: объявляешь, что у тебя есть матанализ или линейная алгебра, экономическая теория и философия, и указываешь онлайн-курсы, которые нужно одолеть, подкрепляешь их обобщающими семинарами с обсуждением квалификационных работ, индивидуальными консультациями. Тогда ты можешь уволить часть тех преподавателей, которые научно непроизводительны, и сэкономить бюджет - инвестировать его в исследования, в привлечение действительно крупных ученых. Это перенесет фокус университета на научную работу и на работу со старшекурсниками.

На самом деле эффект, очень похожий на то, что было в момент появления печатной книги. Раньше образованные люди чем занимались? Они все сидели переписывали. А тут, поскольку вместо длинного ряда монахов-писцов появился один ремесленник с типографской машиной, то бывшие монахи-писцы начали что-то новое сочинять, началась церковная революция, как вы знаете, и вообще, Возрождение началось.

А какое место в образовании должны занимать открытые лекции?

Это место не в образовании, а в культуре, я считаю. В культуре мы расширяем свой кругозор, не ставим перед собой необходимости изменяться. В культуре вы можете расслабиться, в образовании вы должны сосредотачиваться. И эти открытые городу лекции, которые проводит «Вышка», - это попытка науки въехать в мозги наших с вами сограждан через дверцу, которую они приоткрывали совершенно не для этого. Такое образование как часть культурного потребления.

В этом году мониторинг эффективности вузов был изменен и дополнен. В частности, добавился критерий трудоустройства. Но вы неоднократно говорили, что важнее всего измерять зарплату выпускников. Почему?

Потому что это объективный показатель того, что делает вуз. У нас нет измерения качества выпускников, их человеческого капитала. Мы договорились с Федеральной налоговой службой о пилотном проекте по нескольким десяткам вузов, а через год, может быть, сделаем общенациональную систему измерения.

Мы - это Высшая школа экономики?

Нет, там несколько участников: «Вышка», РАНХиГС, Союз ректоров и другие - все разом заинтересовались этим делом и объединили свои усилия. Я договорился с [главой ФНС Михаилом] Мишустиным. Мы им передаем данные по выпускникам, по каждой специальности каждого вуза - у них всех же есть ИНН. В ФНС ищут их, обрабатывают и в обезличенном виде передают данные для анализа в Рособрнадзор или Минобрнауки.

В свое время вы говорили о некоем условном вузовском ЕГЭ. Что произошло с этой идеей?

Она сейчас впрямую не реализуется. Я могу догадаться, почему. Дело в том, что у нас доля выпускников, которые не знают даже основ своих наук, еще слишком высока. И как только дело доходит до реализации - люди боятся политической ответственности. Если мы проведем ЕГЭ для выпускников экономических факультетов и увидим, что они не владеют основами статистики, не владеют эконометрикой - в лучшем случае, они знают начало бухгалтерского учета и начальный курс экономической теории («на картинках»)? А если их будет 90 процентов? А если будет пусть даже 60 процентов? Это политическая проблема, государство не готово с ней сталкиваться.

По всей видимости, будет более мягкий путь - добровольная аккредитация образовательных программ, которая будет включать измерение остаточных знаний выпускников. Ее будут проводить профильные ассоциации ведущих вузов.

Аккредитация в том виде, в каком она существует сейчас? Или дополнительная?

Дополнительная, конечно. Я думаю, что сначала она будет совершенно добровольная. Потом она тоже будет совершенно добровольная, но министерство, например, объявит, что без этого бюджетных мест не дадут. А потом аккредитацию не дадут без этого. Смысл в том, чтобы сделать это постепенно. Это можно сделать лет за семь, а потом вводить ЕГЭ для выпускников. Поэтому получается вот такое постепенное, усиливающееся давление. Большинство граждан не должно почувствовать, что на них рухнуло небо.

Другая важнейшая тема 2013 года - международные рейтинги вузов. Собственно, Высшая школа экономики получила грант как раз на повышение конкурентоспособности. Насколько объективно эти рейтинги могут оценивать качество образования в вузе?

Я бы сказал, что качество образования прямого отношения к глобальным рейтингам не имеет. Шанхайский рейтинг жесткий, там проверяемые показатели (например, нобелевские лауреаты, которые окончили твой вуз). Timеs - более мягкий рейтинг, там есть оценки, а не факты. QS - еще более мягкий, он включает в себя оценки востребованности выпускников, признание этого вуза в сообществе. Но какого рода у них есть негативные стороны? Дело в том, что это во многом рейтинг мнений (рейтинг известности). С одной стороны, это, наверно, возможно. А с другой стороны - это мнение участников англоязычного образовательного сообщества.

Нет речи о каком-то заговоре. Мы в этом сообществе будем отставать просто потому, что в России гораздо меньшая доля хороших ученых вовлечена в глобальное сообщество, печатает результаты в англоязычных журналах. Можно к этому относиться как к несправедливости. А можно к этому относиться как к задаче, которую мы должны решить. Я предпочитаю второй вариант: совершенно очевидно, что включенность в глобальное сообщество есть плюс, а не минус. Профанация может быть везде, нельзя абсолютизировать рейтинги, но они полезны. И неприятные для нас рейтинги нам вдвойне полезны.

В чем же тогда их главная польза? В стимулировании вузов?

В стимулировании, в насильственной глобализации.

Как вам сказать? Мы этим давно занимаемся. До всяких рейтингов. Поэтому мы в рейтинги попали. Мы в 1990-е годы формировались на основе синтеза европейской и советской академической традиции, поэтому изначально «Вышка» чувствовала себя частью не только российского, но и глобального сообщества. А вузу, который целиком вышел из советской шинели, довольно сложно перестроиться. И если не требовать глобализации, как Петр резал бороды и выворачивал кафтаны, то будут воспроизводиться и плохие черты отечественной системы. Во-первых, это провинциализм, когда люди не читают ничего на нерусском языке или не читают ничего, кроме статей, где на них конкретно ссылаются. По большому счету, это псевдонаука, хотя люди об этом могут искренне не догадываться. Во-вторых, это инбридинг - когда вузы в основном нанимают собственных выпускников. В-третьих, чрезмерная специализация, ограничивающая кругозор и профессиональную мобильность. В-четвертых, отсутствие выбора, «колея» предписанных сверху предметов - в итоге закончившие вуз люди тоже не умеют выбирать.

А опасности глобализации есть? Будут утрачены хорошие стороны отечественной традиции, если таковые есть?

Есть. Я считаю, что хорошая сторона отечественной традиции - неприятная, но полезная - это очень жесткая система обучения. Вот когда сюда приезжают западные коллеги, они все ахают знаете над чем? «Какой же у вас дикий дропаут [число отчисленных студентов]! Так же нельзя жить! Это же негуманно!»

При этом из гуманитарных вузов, даже с гуманитарных факультетов МГУ, вылететь почти невозможно. В том числе потому, что финансируется каждый студент. Вузу невыгодно выгонять студентов.

Ливанов пытается изменить эту ситуацию. Он пытается сейчас оторвать финансирование вуза от количества студентов: ты получил деньги, и тебе будет достаточно этих денег на год, два. Тебе не будут их срезать. Пока в это дело не поверили. И, наверное, правильно, что не поверили. Мало ли что министр там говорит. Есть его финансисты, которые действуют по-другому, но я думаю, что если он будет достаточно настойчив, то это будет хорошим сигналом в системе.

Мы говорили о хороших сторонах отечественного образования, которые могут быть утрачены с глобализацией...

Первое я вам назвал. Второе - фундаментальность. Мы даем больше курсов, которые показывают детали. Западная, англо-саксонская традиция очень инструментальна. Она исключает вещи, которые непосредственно не нужны. А вот в российской традиции есть большой объем необязательного знания, назовем его так. Это то, что тоже формирует бесплодного российского интеллигента. А я к нему отношусь трепетно. Хочу, чтобы он сохранился.

Выходит, англо-саксонская традиция как раз лучше соответствует тому, чтобы готовить человека, успешного в карьере?

Да, вы правы. Но просто он скучный, и девушки его не будут любить.

Как зарабатывает «Вышка»?

У нас есть три основных сектора. Платные студенты, дополнительное образование, прикладные НИОКРы и экспертно-аналитическая работа. Почти нет вузов, которые настолько гармонично были бы представлены на всех трех рынках, как «Вышка». РАНХиГС, наверное. Я хорошо понимаю, что это не ответ для технарей или классиков.

А как вообще должно быть устроено финансирование вуза?

Должно быть так, как сейчас у нас. Процентов 40 денег - зарабатываем сами. Это максимум того, что вуз должен зарабатывать. У нас сейчас плохие перспективы заработка на всех трех рынках, которые я перечислил. Причем не только для «Вышки», но и для всех вузов. Первое - это платные студенты: у нас демография сжимается, а количество бюджетных мест остается, этот рынок почти исчерпан. Прикладные НИОКРы у нас монопольно финансируются или государством, или госмонополиями - из-под палки. Спрос со стороны частного сектора почти равен нулю. И дополнительное образование - тоже плохой рынок. У нас одна из самых больших долей обучающихся на основных программах высшего образования в мире. И у нас одна из самых маленьких долей обучающихся на дополнительных программах. Причина та же самая - экономический застой, отсутствие серьезной конкуренции на рынке продукции и на рынке труда. Конкуренция - это основной двигатель инноваций. Просто так, за здорово живешь, меняться никто не хочет.

Как вы относитесь к инициативе Путина учитывать при поступлении еще и итоговое сочинение в дополнение к ЕГЭ?

Я считаю, что эта инициатива скорее хорошая, чем плохая. Мы до этого предлагали несколько иной вариант. Общественная палата предлагала заменить ЕГЭ по русскому сочинением по литературе или по истории на выбор человека. Да, возвращается субъективность экзамена. Но главное, чтобы эта субъективность не носила направленного характера, чтобы это не была субъективность в чью-то пользу, как часто бывает и в школе, и в вузе.

Вы выступали с инициативой, уже поддержанной Минобрнауки, чтобы победители олимпиад сдавали ЕГЭ по профильному предмету. Как вы относитесь к сложившейся системе олимпиад?

Это очень важное дополнение к ЕГЭ. Мы были среди тех, кто предложил систему олимпиад, и мы исключительно позитивно относимся к ним. А инициатива моя состояла в том, что мы, организаторы олимпиад, должны дать некоторый сигнал обществу, что мы понимаем сомнения людей в том, что в олимпиадном движении нет прорех, что там нет субъективности, что там нет помощи своему человеку. Это вот такая элементарная предохранительная мера.

Олимпиада - одна из возможностей работать с одаренными детьми. Как, по-вашему, должна быть организована работа с талантливыми детьми еще на уровне школы?

Современная школа не рассчитана на работу с талантливыми детьми. Она слишком ориентирована на универсальную программу. Мне кажется, что если мы будем развивать лицеи при ведущих университетах, это и будет системная работа с талантливыми детьми. Вторая часть работы с талантливыми детьми - лидерские и авторские школы, хотя они далеко не всегда фокусированы на этом.

Мне кажется, у нас в стране, в принципе, неплохая система работы с талантливыми детьми. Но у нас плохие гарантии того, что талантливый человек из неприспособленной семьи будет иметь возможность для реализации своего таланта: у проклятых капиталистов давно уже устроено так, что любые элитные платные заведения обязательно имеют 15-20 процентов бесплатных мест для латиноамериканцев, для иммигрантов, для детей с низким уровнем образования родителей. Вот нам надо научиться это делать.

А как бороться с фальсификациями ЕГЭ?

Если говорить о фальсификации ЕГЭ, надо просто вводить более нормальную систему защиты заданий, систему уголовной ответственности за мошенничество, формировать соответствующую судебную практику. Мы потеряли год при прежнем руководстве Рособрнадзора.

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Вы же упоминали еще и создание открытой базы данных результатов ЕГЭ.

Мы рассчитываем, что такая база будет создана в ближайшее время. Надо внести изменения в законодательство. Есть положение о защите персональных данных, и сегодня есть абсурдная ситуация, когда человек может видеть количество людей с равными ему баллами на сайте вуза, куда он поступает, но он не может видеть, сколько вообще в России людей с такого рода баллами и куда они отнесли документы. Вот это, мне кажется, должно быть полностью прозрачно для всех. К персоне это не имеет никакого отношения, потому что в базе может не быть фамилии, а может быть идентификационный номер.

То есть, условно говоря, будет создана база, с помощью которой будет видно, сколько людей получили 100 баллов по истории?

Да, потому что пока абитуриент ориентируется не на конкурс, а на проходной балл, ты можешь вычислить по прошлому году - куда тебе имеет смысл поступать. В этом году на четыре балла был выше средний балл, чем год назад, и масса людей в итоге промахнулись и не своей волей оказалась на платных отделениях. Надо открывать базу данных результатов еще до поступления, тогда абитуриентам будет легче понять, в какие вузы отдавать свои документы. Я не знаю того, кто против этого решения. Просто все боятся: вот есть закон [о защите персональных данных], как же мы этот закон будем сейчас преодолевать?

Высшая школа экономики все больше и больше разрастается. Появляются новые факультеты, новые институты. Как удается следить за качеством учебного заведения?

У нас есть несколько инструментов. Во-первых, новые факультеты формируются людьми, встроенными в международное академическое сообщество и предлагающими новые программы. Второе - мы делаем регулярный аудит, формируем международные команды экспертов из ведущих университетов мира, которые приезжают оценивать качество нашего образования, качество научной работы. Третье - у нас есть, наверное, самая развитая в России система опроса студентов. У нас есть внутреннее социологическое агентство, которое регулярно опрашивает студентов о любых деталях. И у нас есть выборы лучшего преподавателя. Мы смотрим, как распределяются голоса студентов. Если на каком-то факультете отмечаются только преподаватель английского языка и философии, то есть своих не отмечают, это тоже некоторая лакмусовая бумажка.

Один важный инструмент мы сейчас только будем формировать. Это система обратной связи от работодателей и выпускников. Мы сейчас будем проводить регулярные семинары, исследования по каждому факультету, по каждому направлению - каких компетенций не хватает студентам и выпускникам. Как надо изменить образовательную программу, какие претензии к нашим выпускникам, что мешает их карьере со стороны тех, кто эту карьеру определяет

Изменится ли что-нибудь в жизни «Вышки», когда в апреле должность ректора перестанет быть выборной и станет назначаемой? Я так понимаю, по закону это касается всех вузов, которые подчиняются правительству.

Нет, это касается тех вузов, которые выиграли в конкурсе [на повышение конкурентоспособности] «5-100». Условия участия - это назначение ректора, международный консультативный комитет и переход в автономку. Из вузов правительства в состав таких вузов вошла только «Вышка». Поскольку мы уже автономное учреждение, наши изменения ограничились назначением ректора.

Так повлияет ли это как-то на жизнь вуза?

Думаю, что нет. «Вышка» - это огромная интеллектуальная корпорация, пять тысяч ученых, старых и молодых, ее жизнь уже давно не зависит от какого-то одного человека. Мы хорошо научились самоуправлению на уровне факультетов, институтов.

Президент планирует всерьез взяться за повышение престижа инженерных кадров. Об этом Дмитрий Медведев заявил на встрече со студентами технических вузов в Магнитогорске. Для главы государства стало очевидным, что "без квалифицированных инженеров у России нет будущего". Насколько высок спрос на выпускников инженерных специальностей сегодня и каков он будет завтра? Об этом мы беседуем с ректором Вятского государственного университета Валентином Пугачем.

- Валентин Николаевич, долгие годы об инженерах не вспоминали. Из-за нищенской зарплаты они уходили в коммерцию. Сегодня глава государства лично взялся за повышение престижа профессии. Неужели все так плохо?

Действительно, в последние десятилетия государство не сформировало заказа на подготовку инженеров. Кто герои нынешних газет и ТВ? Кто угодно, только не инженеры. Шоу-бизнес, трейдеры, юристы… А ведь когда-то в России дипломированные инженеры были частью элиты общества! Тем временем мы то и дело сталкиваемся с авариями на производстве и техногенными катастрофами, причинами которых является так называемый "человеческий фактор". Никакая модернизация страны невозможна без квалифицированных инженеров, специалистов точных наук.
Чтобы повысить престиж профессии, нужны кадровые лифты, привлекательные зарплаты. К сожалению, сегодня очень низкая активность со стороны большинства руководителей предприятий, которые не готовы четко сформулировать, что же им необходимо, сформировать свой спрос. Университет готов идти навстречу: мы инициируем встречи с главными инженерами и руководителями предприятий по вопросам развития инженерного образования.

- Говоря о существующем дефиците квалифицированных инженеров, на которых есть высокий спрос, Медведев заметил: лишь треть их устраивается на работу по специальности, а "две трети растворяются неизвестно где"…

Что значит "неизвестно где"? По нашим данным трудоустройство выпускников ВятГУ инженерных специальностей очень высокое - 80-90%. При этом определенный процент людей, не желающих работать по полученной специальности, будет всегда. Еще в школе люди сделали неправильный выбор, но вуз все-таки окончили - ради получения "корочек". Это вопрос грамотной профориентации в школах, которым мы стремимся помогать: регулярно проводим бесплатные открытые уроки по химии, физике и другим предметам. В то же время за лучшими выпускниками-инженерами предприятия к нам выстраиваются в очередь. И это как раз те специальности, которые может и не слишком популярны, но у работодателей весьма востребованы.

- Например?

С 70-х годов "политех" сотрудничает с екатеринбургским заводом "Уралэластотехника", который производит уплотнители для окон, дверей, в том числе для автопрома. Нашими выпускниками там очень довольны. И ежегодно с 4 курса на практику берут по пять человек, а потом лучших - на постоянную работу. Сразу предоставляют квартиру и зарплату под 20 тысяч рублей. Кстати, должность главного технолога завода занимает наш выпускник, который сегодня работает над проектом совместно с Renault-Nissan.
Или возьмем энергетиков: без работы такие выпускники не останутся. Здесь целые династии: дети идут по стопам родителей зная, что смогут обеспечить себя и свою молодую семью.

- Вопрос по поводу подготовки специалистов, которых на рынке труда переизбыток. Министр образования Андрей Фурсенко заверил, что количество бюджетных мест для юристов и экономистов уже сокращено...

Мы не готовим юристов. Как классическому университету нам заманчиво было бы иметь юридический факультет. Но, зная высокие требования, которые предъявляет Дмитрий Медведев (сам юрист по образованию) и требования министерства, мы не форсируем движение в эту сторону. Более логично было бы присоединить к университету филиал МГЮА, что позволит повысить качество юридического образования и сохранить важное направление подготовки для области. Эти предложения озвучивались губернатору и ректору академии, вопрос в стадии проработки.
Что касается экономистов, то мы готовим в первую очередь специалистов, связанных с производством и управлением на производстве. Например, выпускники по профилям обучения "Управление инновациями в промышленности", "Архитектура предприятий"", "Прикладная информатика в экономике", "Производственный менеджмент" - это будущие управленцы, понимающие производственные процессы.

- А как насчет "осовременивания" специальностей? Наверное, в недалеком будущем будут востребованы специалисты по производству органов, генной инженерии, космические гиды…

Университет просто обязан смотреть в будущее, открывать специальности, которые еще только ожидает признание и популярность. Среди немногих вузов в стране мы сегодня готовим биотехнологов и микробиологов. На выпускающей кафедре микробиологии - 11 профессоров, докторов наук и 8 доцентов, кандидатов наук. За три последних года - 85 научно-исследовательских работ, которые стали основой дипломов студентов. По грантам нефтяных, медицинских и фармацевтических компаний ученые ищут новые способы очистки окружающей среды, создают пробиотики, вакцины, кормовые добавки, изучают наночастицы и многое другое.
Из перспективных специальностей могу назвать такие, как "Мехатроника и робототехника". За этим будущее. Кстати, у нас есть направление "Сервис", а сервис сейчас везде, чего не коснись - в том числе и будущего космического туризма. Полный спектр направлений подготовки можно посмотреть на сайте (www.. Ред.).

- Как вуз интегрирован в международную систему высшего образования?

Наши преподаватели выезжают на научные конференции за рубеж, обмениваются опытом. Мы планируем более активно приглашать интересных лекторов из-за границы, имеющих передовой опыт инжиниринга.
Иностранные студенты учатся на специальностях "Городское строительство и хозяйство", "Технология машиностроения", "Управление и информатика в технических системах", "Сети связи и системы коммуникации", "Безопасность технических процессов и производств", "Микробиология", а наибольшей популярностью пользуется направление "Электрические станции".
Наши студенты побеждают на международных олимпиадах. Например, недавно студенты факультета прикладной математики и телекоммуникаций привезли серебряную медаль с международной командной математической олимпиады в Израиле, где соревновались представители 17 стран.

- Сейчас модно стало говорить о создании кампусов на манер западных университетов. Как вы думаете, для ВятГУ это реально?

У нас уже есть свой студенческий городок в районе ул. Московской и Производственной, который планируем расширять. Это не только 4 общежития, но и столовая, кафе, спорткомплекс, профилакторий. В общежитиях мы недавно сделали ремонт и закупили в комнаты новую мебель (чего не делалось ранее многие годы). Кроме того, у нас по городу десять учебных корпусов, из них пять - в самом центре.

- Президент призвал технические вузы минимизировать непрофильное обучение и пообещал помощь… ВятГУ - классический или технический вуз?

Многие классические университеты являются преемниками гуманитарных или технических вузов. Являясь сегодня классическим университетом, мы развиваем все направления. По факту у нас больше технических специальностей. Но пока мы финансируемся государством по подготовке технических специалистов лишь на 70%, мы вынуждены иметь и платные формы обучения. А больше всего платников - на неинженерных специальностях. С момента создания гуманитарного факультета (где есть и бюджетные места) выросли кафедры иностранных языков, физвоспитания, истории, психологии, политологии, философии. Сегодня хорошее знание английского обязательно для всех, кто планирует карьерный рост: это открывает двери мировых автоконцернов, совместных предприятий и т.д. С этого года мы заявили набор по специальности "тележурналистика" и будем готовить профессионалов, способных разбираться в проблемах производства, в специфике бизнеса, готовить качественные аналитические материалы. Кстати, у нас есть собственное студенческое телевидение, где можно практиковаться.

- Думаю, выпускники журфака ВятГУ сыграют свою роль и в повышении престижа профессии инженера. К слову о пропаганде: университет продвигает свои научные разработки? На встрече со студентами Медведев укорял студентов и ученых, что они не занимаются своей "раскруткой".

На базе ВятГУ ежегодно проводится Всероссийская научно-техническая конференция "Общество. Наука. Инновации", где сотрудники и студенты представляют свои наработки за год. В этом году такая конференция будет проходить с 18 по 24 апреля. На нее уже подано более 600 заявок.
У нас есть патенты на изобретения, полезные модели и свидетельства на программы и базы данных. В 2010 году получено 16 охранных документов, в текущем году уже подготовлено три заявки на изобретения и более семи на программы, готовятся еще несколько заявок на базы данных и изобретения. Три ноу-хау от вуза сейчас передаются в качестве уставного капитала в малые совместные предприятия. Регулярны публикации в научных журналах ВАК (Высшей аттестационной комиссии минобразования). У нас несколько научных школ, которые возглавляют доктора и кандидаты наук, участвующих в конкурсах различных фондов и государственных. Это дает возможность практического применения своих разработок. Для упрощения доступа обучающихся к электронной библиотеке, к преподавателям и консультантам в вузе сделаны бесплатные Wi-Fi-точки доступа к интернет.

- Глава государства не согласился с мнением, что слабые абитуриенты идут учиться на инженеров. Цитирую: "тот, кто понимает, что не способен совладать с формулами, идет на гуманитария, а люди высокоталантливые идут как раз учиться на инженера". Вы согласны с этим утверждением?

Все люди разные: одному даются точные науки, другому нет. Кто-то способен хорошо писать и рассуждать на философские темы, а кому-то ближе язык цифр. Другое дело, что иногда на некоторые технические специальности в силу их непрестижности конкурс в вузе оказывается ниже, чем на гуманитарные специальности - типа экономиста, менеджера.

Но есть и такие инженерные специальности, на которые конкурс традиционно очень высок. Например, это ФАВТ, который окончили топ-менеджеры многих крупнейших НИИ и предприятий региона. В том числе это завод "Маяк", фирма "Квадрат", Екатеринбургская фондовая биржа и т.д. В таких случаях экономическое образование добавляется к базовому инженерному - это основа, фундамент.

- Как вы думаете, есть ли будущее у инженеров?

Судя по сегодняшнему "провалу" в инженерной сфере, я думаю, что лет через пять на специалистов инженерных специальностей будет высочайший спрос. Это будут самые высокооплачиваемые специалисты, а само инженерное образование станет супердорогим. Мир ежедневно меняется, новые технологии захватывают все больше отраслей, и в центре этих преобразований будут стоять представители точных наук.

"Источник новостей"

Вступительная кампания 2010 года в российские вузы прошла под знаком перераспределения бюджетных мест между гуманитарными и техническими специальностями в пользу последних. Эта смена приоритетов объясняется дефицитом инженеров и техников в стране и нуждами модернизации, провозглашённой президентом РФ Д. А. Медведевым, считает ректор Московского авиационного института (ГТУ), д. т. н., профессор А. Н. Геращенко.

- Анатолий Николаевич, как прошла в МАИ приёмная кампания?

В этом году в приёмную комиссию поступило более 13000 заявлений от абитуриентов, что соответствует конкурсу примерно пять человек на место. Это подтверждает, что год от года МАИ пользуется стабильным спросом среди потенциальных студентов. Некоторое отличие - больше поданных заявлений от иногородних абитуриентов. В этом году их около 40 процентов. Иногородние ребята очень сильные, притом, что средний уровень поступающих понизился. Очень жаль было отпускать перспективных детей из глубинки - поэтому в этом году нам удалось увеличить количество мест в общежитиях и принять больше иногородних, чем обычно.

МАИ объявил, что закрыл все бюджетные места, однако на сайте приёмной комиссии ещё 25 августа было объявление, что продолжается набор на факультеты авиационной техники, двигателей и аэрокосмический. Что это значит?

Получилось так, что некоторые ребята, которых мы уже зачислили, приходили к нам забирать документы. В то же время оставался резерв желающих стать студентами МАИ. Поэтому мы одних отчисляли, других зачисляли - шла некоторая замена студентов на трёх факультетах. Но недобора у нас нет.
У нас один из самых больших наборов в Москве: 2500 человек на первом курсе. Кроме того, у нас 4 филиала - в Химках, Жуковском, Ахтубинске и на Байконуре. Министерство образования и науки в этом году увеличило наш набор на 150 человек: стране нужны технари. И, несмотря на увеличение контрольных цифр приёма, мы полностью укомплектовали бюджетные места, выделенные вузу.
Мы проводим большую работу для обеспечения набора. Участвуем в образовательных выставках, работаем со школами. Находить новые школы для целенаправленной подготовки ребят в МАИ сложно. Да и физику сейчас в школах преподают на недостаточно высоком уровне. Часто учителя отговаривают старшеклассников сдавать ЕГЭ по этому предмету - чтоб не портить показатели успеваемости. То же касается информатики и математики. Так что нам приходится делегировать в школы своих преподавателей для ведения уроков. Однако все школы, с которыми мы давно сотрудничаем, а базовых школ у МАИ более 30, даже не думают от нас отказываться.

- А востребованы ли выпускники МАИ?

В Совете ректоров Москвы и Московской области я возглавляю рабочую группу по трудоустройству студентов и знаю, что ни один маёвец на бирже труда не стоит. Там числятся социологи, экономисты и прочие гуманитарии. Наши выпускники востребованы не только предприятиями аэрокосмической отрасли, но и другими сферами экономики, а также в области управления. На 381 предприятии авиакосмического комплекса был проведён мониторинг востребованности выпускников МАИ. Он показал, что на этих предприятиях работает более 10000 наших выпускников, большинство из которых окончили МАИ в последние 10 лет. У нас есть Клуб выпускников МАИ, который помог нам собрать средства для празднования 80-летнего юбилея МАИ. И праздник удался на славу! Сначала в марте для выпускников и сотрудников института прошёл торжественный концерт во Дворце культуры МАИ, в котором приняли участие звёзды эстрады. В мае же мы устроили праздник для молодёжи - сегодняшних студентов и будущих абитуриентов МАИ На аэродроме Тушино состоялся фестиваль «МАЙский взлёт». В рамках фестиваля прошли увлекательные спортивные мероприятия, презентации факультетов, выставки предприятий-партнёров по отрасли и отличный концерт, в котором приняли участие рок-звёзды: Сергей Галанин, Гарик Сукачёв, группа «Сплин» и другие.
МАИ даёт фундаментальное образование. Более того, за время обучения можно получить два высших образования! С третьего курса параллельно основной технической специальности можно платно получить вторую специальность и на других факультетах МАИ. Желающие повысить свой статус на рынке труда имеют уникальную возможность углублённо изучать технический иностранный язык в нашем Институте иностранных языков. Кроме этого, в Институте иностранных языков МАИ повышают свою квалификацию по иностранному языку пилоты и авиадиспетчеры с выдачей сертификатов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В мае текущего года у нас защитил диплом диспетчер, который предотвратил столкновение двух самолётов - об этом много тогда писали в прессе. Наши студенты 4-5 курсов со знанием языка очень востребованы на предприятиях: на МиГе, ГосНИИАСе, в ОКБ Сухого и многих других.

- Там низкая зарплата...

Не везде. В марте на нашем празднике выступал выпускник МАИ 2009 года - он уже начальник отдела с зарплатой в 50 тыс. руб. в ОАО «Компания «Сухой». Как это ему удалось? Со второго курса там работал.
Сейчас у нас есть договора с 380 предприятиями оборонно-промышленного комплекса, куда выпускники идут работать. Из 53 наших специальностей 23 - оборонные, и молодёжь с нашими дипломами там всегда ждут. Кстати, в результате мониторинга предприятий-партнёров мы выяснили, что 189 из них возглавляют выпускники МАИ. Это директора предприятий, генеральные и главные конструкторы, руководители крупных подразделений.

- Расскажите, какая еще ведётся деятельность в МАИ?

В 2009 г. МАИ стал национальным исследовательским университетом. Это значит, что вуз будет осуществлять научные исследования и непрерывную подготовку специалистов по сквозному проектированию всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Мы работаем сегодня над формированием единой образовательной среды «университет - научные центры - предприятия отрасли». Студенты в процессе обучения будут активно участвовать в научно-исследовательской работе, получать практические навыки будущей профессии. Для этого в вузе созданы центры коллективного пользования оборудованием, ресурсные и научно-образовательные центры. У нас есть собственные конструкторские бюро, в том числе и студенческие. МАИ - единственный вуз в мире, который производит сертифицированные самолёты малой авиации (для сельскохозяйственных целей). Мы спроектировали и изготовили на 30-м авиазаводе 300 таких аппаратов, которые были проданы в 18 стран мира. Цена такой машины сопоставима с ценой джипа.
Институту приходится самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения собственной жизнедеятельности, так как только треть средств наш вуз получает из госбюджета. Поэтому мы активно зарабатываем на науке - участвуем в тендерах и целевых программах Министерства образования и науки. Доход приносит и обучение более 1100 иностранных студентов, которых мы готовим для других стран, куда Россия продаёт свою технику. Конечно, обучаем на договорной основе и российских граждан - одни учатся за счёт семейных средств, за других платят предприятия.
В последнее время приоритетное значение приобретает задача внедрения дистанционного обучения. Разработан и используется в процессе обучения программно-аппаратный комплекс видеообучения, созданы мультимедийные классы для дистанционного обучения, где проводятся занятия с учениками школ Москвы в рамках подготовки их к поступлению в МАИ. Кроме того, планируется организовать видеообучение для молодых людей с ограниченными физическими возможностями.

- Так значит, инженерные профессии снова в цене?

Я верю, что престиж высшего технического образования неизменно будет расти - стране нужны специалисты-инженеры. И наш институт будет принимать в этом самое активное участие. Маёвское образование проверено временем. И будущее поколение маёвцев несомненно будет участвовать в наращивании научного потенциала России на пути её развития как высокотехнологичной и инновационной державы.

Беседовала Полина Юдина,

В октябре Дальневосточный государственный университет путей сообщений (ДВГУПС) отмечает свой 75-летний юбилей. Сегодня вуз по праву считается одним из успешных современных инновационно-образовательных центров Хабаровска, где готовят специалистов самого высокого уровня для разных отраслей экономики. Юбилей университета стал хорошим поводом для моего разговора "по душам" с доктором технических наук, Заслуженным энергетиком РФ, Почетным железнодорожником, ректором ДВГУПС Борисом Евгеньевичем ДЫНЬКИНЫМ. Хочу поблагодарить Бориса Евгеньевича за то, что он нашел в своем напряженном графике время для разговора со мной...

- Борис Евгеньевич, что лично для вас юбилей любимого вуза?

Юбилей дает хороший подвести итоги проделанной работы и задуматься о будущем. Без лишней скромности скажу, что все 75 лет нам удается на должном уровне держать качество подготовки специалистов. Вуз знают и ценят. Это ярко показали итоги приемной кампании 2012 г. – молодежь шла к нам активно, понимая высокий образовательный уровень ДВГУПС. Но на достигнутом останавливаться не собираемся - у нас большие планы на будущее.

– Как вы можете охарактеризовать сегодня главную специфику университета?

– В названии нашего вуза одно из ключевых слов – «государственный». И я бы отметил, что у нас образование строится «на трех китах»: государственность, качество и дисциплина. Мы готовим специалистов целенаправленно именно для нужд государства – и это не громкие слова. Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года предполагает большой приток высококвалифицированных кадров по всем направлениям транспорта, да и экономики в целом. И одна из главных задач нашего университета – подготовка таких кадров. Мы много внимания уделяем нашим филиалам в Нерюнгри, Тынде, Свободном, Уссурийске, Южно-Сахалинске, потому что понимаем – без тесного взаимодействия с регионами кадровый потенциал для всего дальневосточного региона не подготовишь.

Вся ваша судьба связана с одним учебным заведением – с ДВГУПС, вы прошли путь от студента до ректора. Помните, как впервые появился этот вуз в вашей жизни?

Я еще в школе увлекался электронной техникой, получил специальность «телерадиомастер». В качестве выпускной работы мы должны были полностью собрать телевизор, да так собрать, чтобы он еще и показывал. И ведь справлялись с этой работой! Поэтому я со школы знал, что пойду учиться на специальность, связанную с электричеством, электротехникой. И выбор мой пал на «железку»: только здесь тогда были специальности электрического и энергетического профиля, автоматика и связь. Еще в выпускных классах я стал учиться в ХабИИЖТе в физико-математической школе. А потом мои родители посоветовали внимательно изучить и учебные планы вуза, чтобы иметь полное представление о том, чему меня могут научить в институте дальше. По этим учебным планам выходило, что больше всего моего «любимого электричества» на специальности «Электроснабжение железных дорог». Ее я и выбрал для себя, о чем ни разу не пожалел в жизни.

- С чего началась ваша студенческая жизнь?

Как только вышел приказ о моем зачислении на 1-й курс Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, я сразу, как и все студенты, оказался на совхозных полях на речке Кия. С уборки картофеля и капусты тогда начиналась студенческая жизнь у всех. Жили в бараках, но, считаю, что это было «золотое» время. В нашей группе очень быстро все подружились друг с другом, выявились лидеры, каждый проявил себя, как мог, и к учебе мы уже приступили сплоченным коллективом. Я считаю, что тогда был правильный подход в воспитании студентов, шла реальная адаптация к взрослой жизни, налаживались человеческие отношения.

Вы согласны с утверждением, что раньше студенты к знаниям тянулись больше, так как это было реальной возможностью выбиться в люди?

Я думаю, что и в годы моей учебы, и сейчас, такое утверждение не потеряло актуальности. Без хорошего образования всегда сложно чего-либо добиться в жизни серьезного. Ведь и те ребята, кто сегодня сначала заканчивает вуз, потом учится в аспирантуре и защищает диссертацию, очень серьезно повышают свой уровень образования и становятся более конкурентно способными.

В последние годы система образования дает возможность зарабатывать хорошие деньги. Не вредит ли коммерциализация учебному процессу?

Я считаю, что любая деятельность должна приносить не только моральное удовлетворение, но и материальное. И то, что сейчас принято решение о повышении заработной платы до уровня экономики региона, это очень хорошо. Будет ли это решение подкреплено финансами, это уже другой вопрос. Но мы готовы, если повысят заработную плату бюджетникам, увеличить выплаты и нашим внебюджетникам. Да и, если взять для примера нашу недавнюю победу в конкурсе проектов по модернизации работы Байкало-Амурской магистрали, это ведь не только наше участие в возрождении БАМа, это и хороший приработок тем, кто этот проект создавал. У нас есть в университете ученые, которые только благодаря своим научным достижениям и проектам зарабатывают в некоторые месяцы более миллиона рублей. И это нормально, любой труд должен оплачиваться достойно!

- Вас устраивает стоимость обучения студентов в ДВГУПС?

Вполне, так как мы ее держим на уровне одной из самых низких в регионе – годовая стоимость обучения в ДВГУПС сегодня от 65 до 70 тысяч рублей. Много ли это? А вы разделите сумму на 365 дней в году и получится всего 180-190 рублей в день! То есть, студент не купит пачку сигарет и пару бутылок пива в день, зато сразу будет иметь деньги на учебу! Плата за обучение у нас в университете складывалась из нескольких показателей. Во-первых, мы хорошо знаем наши реальные затраты. Во-вторых, совсем недавно, когда стали победителями конкурса национальных проектов в области образования, мы вложили более 500 млн. руб. в модернизацию научно-технической базы университета (своих около 130 млн. рублей и около 400 млн. рублей федеральных), а значит, имеем возможность пока «перевести дух» и не тратиться сильно на новое обновление. Резко оснащаться чем-то новым нет необходимости, у нас обновления идут в плановом порядке. Кроме модернизации не забываем о социальной сфере: построили новое общежитие на 100 мест, произвели капитальный ремонт поликлиники, клуба, бассейна.

- Не могу спросить вашего мнения о ЕГЭ…

Для меня всегда непонятно, как абитуриенты, сдав ЕГЭ и получив определенное количество баллов, начинают метаться, отдают копии документов сразу в несколько вузов. Да, закон это позволяет им делать. Но в таком случае получается, что они не определились с выбором своей будущей профессии? Значит, им всё равно где учиться? А это неправильно, это уже один из очевидных минусов ЕГЭ. Но, с другой стороны, меня успокаивает одно. По данным нашей приемной комиссии, большинство абитуриентов 2012 г. целенаправленно сразу принесли свои документы в ДВГУПС, у них сомнений, где учиться, не было. А это говорит о том, что процент случайных студентов в нашем вузе крайне небольшой и ЕГЭ нам в этом не помеха.

- Как вы оцениваете приемную кампанию 2012 г.?

Очень положительно! Молодежь шла учиться именно в ДВГУПС, и выбор этот был осознанный. Уже третий год право стать студентом университета без вступительных экзаменов реализуют победители и призеры всероссийских олимпиад. Именно в ДВГУПС, в Электроэнергетический институт, поступил и лучший выпускник Хабаровска Алексей Блажнов. В этом году только на очную форму обучения высшего профессионального образования было подано почти 11 тысяч заявлений. В целом на все формы и уровни обучения подано более 17 тысяч заявлений, принято около 4,5 тысячи студентов.

- Чем вы объясняете такой большой спрос на образование именно в ДВГУПС?

Потребность в специалистах транспортной, энергетической, строительной отраслях на Дальнем Востоке всегда велика, а с учетом более интенсивного использования БАМа, в ближайшие годы меньше она не станет. Не забывайте также, что мы готовим специалистов в тех областях, где сегодня самые большие зарплаты: в строительстве, в авиации (у нас готовят специалистов для работы в аэропортах на Факультете воздушных сообщений), в связи, в компьютерных технологиях. И еще один немаловажный фактор, который привлекает абитуриентов: мы всех обеспечиваем работой после окончания учебы. С гордостью могу сказать, что за выпускниками по многим нашим специальностям даже выстраивается очередь!

Вечный вопрос для дискуссии: нужна ли студентам технических вузов самодеятельность? Учитывая, что ваши студенты регулярно становятся лауреатами региональных и всероссийских творческих конкурсов, победителями и призерами крупных спортивных соревнований, для вас повода для дискуссии нет?

А какая может быть дискуссия? Внеучебная деятельность – это самые яркие воспоминания о студенческой жизни! Да, в будущем они вспомнят и преподавателей, и как сдавали экзамены, но эти воспоминания несравнимы с воспоминаниями о волнениях на концертах, о поддержке друг друга на соревнованиях, о радостях побед. Поэтому в ДВГУПС всегда уделяется внимание творческим студентам и тем, кто по настоящему неравнодушен к спорту. Хотя и понимаем, что это большие финансовые затраты. Посчитайте, к примеру, сколько нужно было денег в прошлом году, чтобы отправить 8 человек из нашей шоу-группы «Планета Голливуд» в Москву на фестиваль, где они получили Гран-При. Но мы идем на такие затраты, зато теперь «Планету Голливуд» знают и в столице. Еще пример. В этом году мы в третий раз отправили наш студенческий строительный отряд в Сочи, на строительство олимпийских объектов. Могли бы ведь и не отправлять, затратное это дело. Но как ребят оставить без радости знакомства с новыми людьми, с новыми уголками нашей Родины? Они рвались в Сочи, был большой конкурный отбор. Ведь это сколько впечатлений для молодых людей! В итоге они вернулись - загорелыми, с морем положительных эмоций, да еще и денег заработали. Я всегда, во время напутствия стройотрядовцев, прошу только о двух вещах. Первое – не нарушать технику безопасности. Второе – не жениться на местных девушках, у нас и свои дальневосточницы прекрасны! Пока меня слушают...

Престиж вуза также зависит от того, сколько у него зарубежных партнеров. Что вы можете отметить в международной деятельности ДВГУПС?

Мы можем гордимся созданной с нашей помощью Международной ассоциацией транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основной целью Ассоциации является объединение усилий транспортных вузов в разработке направлений и проектов сотрудничества в области науки и образования в сфере транспорта. Сегодня в Ассоциацию входят транспортные вузы из России, Казахстана, КНР, Республики Корея, Монголии и Австралии. В мае этого года на базе Казахской академии транспорта и коммуникаций состоялся уже пятый Международный симпозиум. Третий, кстати, принимал наш университет в октябре 2009 г. Одна из целей создания Ассоциации – пропаганда транспортных коридоров России. И очень символично, что на саммите стран АТЭС во Владивостоке развитие транспортных коридоров было определено как основная задача. А мы уже активно этим вопросом занимаемся. И тесное взаимодействие с другими транспортными вузами помогает нам держать «руку на пульсе».

В энергетической отрасли на сегодняшний день одна из главных проблем - энергосбережение. Как она решается непосредственно в ДВГУПС?

Я считаю, что беречь надо не столько энергию, сколько деньги. Мы, к примеру, потратили значительные суммы на облицовку двух «башен» и лабораторного корпуса ДВГУПС. Раньше там были жалобы: мол, холодно. Прошлой зимой, после завершения облицовочных работ, закидали другими «жалобами»: жарко стало. Я дал указания нашему проректору по АХЧ проверять у кого зимой открыты окна. Там, где жарко, «врезаем» вентили, и теперь можно легко перекрывать радиаторы. Это уже реальное энергосбережение! Если говорить в цифрах, то только в этом блоке зданий у нас теперь экономия по теплу составляет около 4-5 миллиона рублей в год. Об энергосберегающих технологиях сегодня говорят много с самых высоких трибун, но в каждом случае подход к решению проблемы должен быть индивидуальным. К примеру, широко пропагандируемые энергосберегающие лампочки очень дорогие – они дороже обычных на порядок. Но и срок их службы намного больше. Все надо просчитывать! Энергосбережение – это комплекс мероприятий.

Пользуясь военной терминологией, можно сказать, что вы прошли путь от солдата (студента) до генерала (ректора). А что дальше? Какими вы видите дальнейшие перспективы на благо служения родному университету?

У меня самые ближайшие планы связаны с выборами ректора Дальневосточного университета путей сообщений. Они пройдут 15 ноября 2012 г. Я подал документы на участие в этих выборах, так как чувствую, что еще многое нужно и могу сделать. Надеюсь, что коллектив мою кандидатуру поддержит, и с командой единомышленников мы будем дальше работать на благо развития университета. Вы же понимаете, что в одиночку многого добиться невозможно, нужна команда. Сегодня командой я доволен. Да, кто-то может меня упрекнуть, что я часто слишком требователен. Но потому и требователен, что неравнодушен к тому, что делается, вижу потенциал университета и нацелен на его реализацию.

- С какими успехами ДВГУПС подошел к 75-летнему юбилею, что примечательного произошло в юбилейном году?

Можно с гордостью сказать, что сегодня наш университет известен не только на Дальнем Востоке, но и в стране. Недавно мы победили в конкурсе проектов по модернизации работы Байкало-Амурской магистрали. Также в 2012 г. получили «Транспортную колесницу». Если раньше это была национальная премия (подобная статуэтка уже несколько лет украшает наш музей), то теперь она международная.

- Чтобы вы хотели пожелать в эти юбилейные дни тем, кто имел и имеет отношение в ДВГУПС?

Почему-то принято гордиться тем, что дети, внуки, правнуки того или иного народного артиста страны тоже идут в артисты. Но неужели они все также талантливы? Я бы хотел, чтобы дети, внуки, правнуки выпускников нашего вуза шли учиться именно к нам. А мы и дальше будем стараться поддерживать высокую марку университета путей сообщений, созданную многими поколениями ученых, преподавателей и студентов. Да-да, и студентов тоже, ведь именно они «лицо» вуза, его яркое наполнение. От всей души поздравляю всех имевших и имеющих отношение к ДВГУПС с 75-летним юбилеем и напоминаю: новый набор студентов не за горами! Приводите своих знакомых и родственников учиться именно к нам!

Возглавлял Российскую экономическую школу с 2015 года. Что из его достижений кажется вам особенно важным?

— Профессор Шломо Вебер возглавил школу в кризисный момент, когда у школы были очень серьезные проблемы, как финансовые, так и организационные. Его главной заслугой можно назвать то, что при нем ситуация в РЭШ стабилизировалась и вуз вернулся на правильную траекторию развития.

Школа возобновила свою нормальную академическую деятельность, включая научные семинары и конференции, а также наем новых профессоров. Существенно выросла роль обновленного Международного комитета советников, в состав которого вошел целый ряд наших наиболее успешных выпускников, работающих в зарубежных университетах. Активизировалось сотрудничество с другими университетами, в том числе зарубежными. А самое главное — заметно улучшилась атмосфера в коллективе. За это ему огромное спасибо. Моя задача теперь — продолжить это развитие.

— С 1 сентября Шломо Вебер станет президентом РЭШ, а Валерий Макаров, ранее занимавший эту должность — почетным президентом. Как будут распределяться роли между президентом и ректором?

— Руководство школой останется в руках у ректора и совета директоров. Основным направлением работы нового президента будет установление и развитие партнерских отношений — как с нашими коллегами по хабу «Сколково», так и с региональными и зарубежными университетами.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших ключевых задачах на посту ректора. Какие три первых тактических и стратегических шага вы планируете?

— Сложно отделить тактические шаги от стратегических. Важнейшая глобальная цель — не терять фокуса РЭШ на академическую составляющую. Я уверен, что сейчас мы лучший экономический вуз России, но конкуренция растет. Само по себе это очень хорошо, так как стимулирует нас работать еще лучше. Тем более, что мы сами приложили много усилий к тому, чтобы помочь нашим российским коллегам. В нашем бизнесе, чтобы оставаться на первом месте, нужно с дикой скоростью бежать вперед. А если равняться не только на российский, но и на мировой рынок, то нужно бежать еще в два раза быстрее.

Еще одна из основных целей — обеспечить финансовую стабильность школы . Конкретные шаги при этом следующие: нам нужно усилить фандрейзинговое направление, а также обеспечить прозрачность всего, что мы делаем, выстроить более понятную систему отчетности. В том числе в вопросах, которые касаются управления Фондом целевого капитала (эндаументом), который был создан, чтобы обеспечить финансовую устойчивость и независимость школы.

И третья важная цель — это увеличение роли выпускников в управлении школой и в фандрейзинге. Мне, конечно, сам Бог велел этим заняться, так как я первый ректор, окончивший РЭШ. Хотелось бы максимально использовать знания, умения и опыт выпускников при управлении школой, и по возможности — привлечь их средства. В западных вузах выпускники часто являются ключевыми донорами. Хотя понятно, что в нашем случае их меньший финансовый вклад во многом связан с молодостью Школы и, соответственно, выпускников. Но мне кажется, что здесь есть, куда расти.

— Если все задуманное удастся реализовать, то какой вы видите РЭШ через несколько лет?

— Для меня важнейшей ценностью является независимость РЭШ. Поэтому главное, чего хотелось бы — чтобы через несколько лет наш вуз находился в стабильном положении, его профессора и сотрудники были спокойны за будущее и могли сконцентрироваться на решении долгосрочных задач. А Школа при этом по-прежнему оставалась лидером в российском экономическом образовании и науке.

— Не будем скрывать, что сейчас не самая благоприятная обстановка ни в экономике, ни в международных отношениях. Это как-то отражается на РЭШ?

— Современная ситуация, действительно, непростая. Мы существуем в правовом поле России, а оно не очень благоприятно для таких небольших вузов-инноваторов, как мы. Нам приходится направлять существенную часть ресурсов (которые мы могли бы, по нашему мнению, потратить на что-то более важное) на то, чтобы оставаться в этом правовом поле. Такая ситуация накладывает некоторые ограничения, но нам надо с этим жить.

Международная ситуация тоже сужает наши возможности. И дело не только в том, что мы не можем привлекать средства из-за рубежа (включая деньги выпускников) без риска оказаться в числе иностранных агентов, но и в том, что возникают сложности с развитием сотрудничества с иностранными вузами. Это было бы большим шагом вперед для школы, но, к сожалению, на данный момент даже на восточном направлении (в Китае) возникают ограничения. Все это — технические вещи, которые показывают, что нам нужно работать больше.

— В феврале 2017 года образовательный хаб «Сколково» (он же — Сколковский образовательный центр). В него вошли РЭШ, «Сколтех» и бизнес-школа «Сколково». Планируете ли вы активнее развивать кооперацию?

— Все участники хаба считают сотрудничество очень перспективным для себя. Например, в бизнес-школе «Сколково» накоплены хорошие знания, умения и опыт скорее по направлению soft skills, у нас — по hard skills. Со «Сколтехом» возможна кооперация по работе с данными — data science. И мы, и они работают с разных сторон с большими данными, они — скорее с технической стороны, мы — с точки зрения аналитики. Тут тоже очевиден потенциал этого сотрудничества.

Однако нам очень важно наладить отношения с партнерами, сохраняя при этом полную независимость. Кроме того, поскольку все три участника хаба — большие и разносторонние организации, есть много различных юридических вопросов, которые нужно решать, поэтому процесс движется медленно. Хотя результаты уже есть: так, недавно мы со «Сколтехом» достигли договоренности, что наши студенты смогут бесплатно брать курсы друг у друга.

— Каким вы видите будущее научных центров РЭШ? Будете ли вы активно открывать новые?

— Новые центры мы пока открывать не планируем, а текущие уже сейчас играют большую роль. Так, Лаборатория исследования социальных отношений и многообразия общества (ЛИСОМО) не только проводит научные исследования, но и развивает наши взаимоотношения с университетами в регионах, что является частью миссии РЭШ.

Конечно, нам хотелось бы еще усилить развитие прикладных исследований. Это очень важное направление для нас (по разным причинам), но здесь нам явно недостаточно усилий одних только наших профессоров.

— Какие научные направления, как вам кажется, особенно важно сейчас развивать в РЭШ?

— В принципе, ректор не должен задавать научное направление, нашим профессорам предоставлена полная академическая свобода. Мое личное мнение — сейчас в экономической науке очень активно развивается все, что связано с работой с большими данными. Само понятие настолько популярно, что его можно назвать хайпом — с той только разницей, что за громкими словами стоят реальные научные перспективы. При том, что теоретические исследования по-прежнему очень важны.

Все чаще экономисты, как и их коллеги из естественных наук, начинают работать в лабораториях. Это связано с тем, что очень растут очень технические требования, и экономисты часто уже не могут переработать информацию без помощи специалистов по машинному обучению и работе с большими данными. Например, в проекте по экономике здравоохранения могут совместно работать экономисты, медики и специалисты по ИТ.

РЭШ тоже начинает двигаться в этом направлении, и пример — проект с «Интерфакс-Лаб». У коллег есть большой массив данных и квалифицированные специалисты, которые могут его обработать, у нас — студенты и профессора, которые задают к этим данным содержательные вопросы. В итоге получаются хорошие междисциплинарные исследования. Это лишь первые шаги — но это очень перспективная модель сотрудничества.

— Ну и давно волнующий всех студентов, профессоров и сотрудников вопрос: планирует ли РЭШ переезд в новое здание?

— Здесь можно сказать определенно только то, что в ближайшее время мы не переедем. Чтобы сделать это даже через два года, нужно принять решение и начать готовиться уже сейчас.

Но вопрос, очевидно, стоит на повестке. Есть разные варианты того, куда мы можем переехать, и один из них — здание «Сколтеха». Но там все еще идет стройка, готовится изменение транспортной инфраструктуры, и мы не представляем, что в итоге там будет. Сложно принимать решение, когда неясны альтернативы.

Кроме того, вопрос того, где находится школа, очень сильно зависит от разных факторов: от возможностей фандрейзинга, от мнения студентов, профессоров, сотрудников, ну и, наконец, мы ограничены в выборе здания, потому что к нему выдвигаются жесткие требования при прохождении государственной аккредитации. В общем, решение о переезде затрагивает все аспекты жизнедеятельности школы, поэтому это один из самых сложных и комплексных вопросов, которые приходится рассматривать.

О личных планах

— Последние пять лет вы жили в Барселоне, где вы и ваша жена Мария Петрова занимаете профессорские позиции. Вы работаете в Университете Помпеу Фабра, который находится на 11 месте в мире в престижном международном рейтинге «молодых» университетов мира . Что заставило вас вернуться в Москву?

— Желание что-то сделать, изменить мир. Возглавить альма-матер — это, конечно, предложение, от которого нельзя отказаться.

— Вы окончили 57-ю школу в Москве, физический факультет МГУ и магистратуру по экономике РЭШ. Что вам дало каждое из этих образований?

— Кстати, одновременно с учебой на физическом факультете, я еще два года посещал занятия на вечернем отделении психологического факультета МГУ. Такая необычная образовательная комбинация мне очень помогла в жизни, потому что, на мой взгляд, все самое интересное в науке находится на стыке разных областей.

57-я школа очень сильна математически, в ней учат четко и формально мыслить. На физфаке МГУ мне показали, как эту четкость и формальность применять к реальному миру. На психфаке МГУ я хорошо понял, что мне люди интересны больше, чем вещи — но в этой области науки все гораздо хуже с формальностью знаний.

Экономика же, с моей точки зрения, оказалась идеальным сочетанием: в ней есть строгие аналитические методы, но анализируется при этом поведение людей. Я эмпирик, меня интересуют данные, и для меня лучше этой комбинации не бывает.

— Окончив магистратуру РЭШ, вы поступили сначала в Мичиганский университет, а затем перевелись в Гарвард на PhD-программу. Переход в американские вузы был трудным?

— Мне не было тяжело, потому что в РЭШ вся система образования построена по западному образцу. Мы буквально учились по тем же учебникам. Некоторые курсы на программе PhD я мог не брать, потому что их уже знал. В этом плане было легко… К тому же, общий подход, отношение между студентами и профессорами в РЭШ гораздо ближе к тому, что видишь в университетах вроде Гарварда.

Впоследствии, конечно, пришлось ощутить очень интересный переход от учебы и бесконечной сдачи курсов к самостоятельной научно-исследовательской работе. Это совершенно другой род деятельности, и ты неожиданно получаешь столько свободы, что сначала ее сложно переварить. Но это специфическая черта именно этой образовательной ступени — PhD, а не вуза.

— С таким образованием и специальностью вы могли бы сделать карьеру в бизнесе или на госслужбе, как большинство выпускников РЭШ. Но вы предпочли путь в академии. Почему вы сделали этот выбор, и не приходилось ли о нем жалеть?

— Каждый человек должен заниматься тем, что ему интересно. Хотя я и метался в поисках «правильной» науки, но в том, что мой основной интерес — именно научные исследования, я не сомневался никогда.

Частично мой выбор связан с тем, что я очень ценю свободу, а в академической среде я умудрился ни разу не иметь начальника. Это стоит той разницы в деньгах между мной и моими сокурсниками, которые пошли по другому пути. Так что нет, я никогда не жалел, но, кто знает, может, еще пожалею (смеется) .

— Сфера ваших научных интересов достаточно широкая — политическая экономика, экономика СМИ и экономика развивающихся стран. Что определило этот выбор?

— Интерес к политической экономике и экономике СМИ естественным образом связан с тем, что я из России. Личный опыт действительно важен при формировании научных интересов: какие проблемы ты вокруг себя видишь, тем и занимаешься. Например, довольно часто в политэкономике работают итальянцы, россияне, бразильцы, которые сталкивались с большими политическими изменениями в своих странах и знают, насколько это важно. А американцы, например, больше занимаются налогами. Ну и когда начинаешь работать с разными темами, понимаешь, что в целом экономическое развитие стран — это, в конченом итоге, самое интересное.

— Вы планируете продолжать активную научную деятельность, совмещая ее с административной нагрузкой? Или возьмете небольшую паузу?

— Конечно, мне придется снизить темпы научной работы. У меня будет гораздо меньше времени, но я считаю, что мне очень важно продолжать, чтобы понимать, что происходит в моей области. Ну и частично это, конечно, будет проблема моих соавторов (смеется) . Видимо, наукой я буду заниматься по ночам. Благо в РЭШ я на практике научился понимать, что временные ограничения гибкие, а в сутках очень много часов.

— Продолжите ли вы в новом учебном году преподавательскую деятельность, будете ли вести студенческие исследовательские работы?

— В этом году я буду вести курс политической экономики на программе «Магистр экономики», и вместе с Ольгой Кузьминой читать прикладную микроэконометрику на Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ. Дипломники у меня тоже будут, но, конечно, я смогу взять ограниченное число студентов. Тем не менее, мне кажется важным не забрасывать и образовательные, и исследовательские проекты, потому что ректору нужно чувствовать основной нерв, понимать, что происходит в школе изнутри.

— У вас большая семья и недавно родился четвертый ребенок. Как вы надеетесь совместить успешное решение всех ваших рабочих задач с заботой о семье?

— Понятно, что придется жертвовать временем, которое я провожу с семьей. С моей точки зрения, это основная цена, которую придется заплатить за ректорство. Но есть хорошая поговорка, что время — как пружина, если надавить, то оно сжимается. И придется гораздо больше ценить те моменты с семьей, которые останутся.

Кроме того, как я заметил, большая часть времени у меня (да и у многих коллег) уходит на то, чтобы думать, что надо сделать, переживать по поводу того, что не сделано. Чем меньше на эти размышления остается времени — тем больше ты просто делаешь.

Биография

В 2001 году с отличием окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова, а в 2002 — магистратуру Российской экономической школы. В 2008 году получил степень PhD по экономике в Гарвардском университете.

Работает в РЭШ с 2008 года, с 2013 года — профессор Университета Помпеу Фабра (Испания). В 2012-2013 гг. работал в Институте перспективных исследований в Принстонском университете.