Анализ свободы сеятель. Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А.С. Пушкин). Образы и символы

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя --

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

пушкин стихотворение сеятель

Перед нами стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Свободы сеятель пустынный», которое раскрывает читателю отношение поэта к политическому строю в России, а так же к бездействию народа в своём положении.

Сюжетом стихотворение Пушкина является евангельская притча: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и ыросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод торичный».* И хотя в евангельской притче некоторые семена дали всходы, то вывод пушкинского лирического героя менее утешителен.

Как известно данное стихотворение написано в 1823 году, в это время Пушкин уже находился третий год в южной ссылке, куда был отправлен за эпиграммы и вольные стихи быстро распространившиеся в Петербурге 1820 года в связи с активной деятельностью декабристов, за которых ратовал и Александр Сергеевич.

Первая строчка стихотворения «Свободы сеятель пустынный», является и названием всего произведения, можно заметить, что Пушкин как бы дважды делает акцент на то, что он несёт зарождение мысли о свободе в массы. Он называет мысль о воле «живительным семенем», эпитет «живительный», как нельзя лучше подходит, как бы сравнивая данное семя с живительной влагой, без которой человек не может прожить, Пушкин даёт весомость и желанность данной свободе которую он, как поэт, своими строками продвигает в массы. Это же и подтверждает лексема с корнем «свобод» единственная повторяющаяся 2 раза, тем самым акцентируемая автором вдвойне.

Александр Сергеевич даёт думе о свободе благоговейную важность, это можно и заметить по композиционному строению стихотворения. Рассматривая её мы замечаем что строфичность присутствует, но мы не можем назвать её постоянной, так как строфы делятся на разное количество стихов в строфе. В первой их 7, во второй 6. Таким образом автор делит это стихотворение на две части, каждая из которых имеет свой особенный ценный смысл.

Первые 7 строк стихотворения наделены возвышенностью, в них говорится о великой цели сеятеля, где он выходит «до звезды», является первым начавшим сеять свободу в «порабощенные бразды». Этими словами Александр Сергеевич проводит и параллель с собой, так как тоже является сеятелем мысли о свободе через слова и свои произведения, но картина дополняется эпитетом «пустынный», так как в то время поэт был одинок в своей ссылке и не мог помогать своим друзьям.

Так же в первой части стихотворения читателю даётся противоположная оценка благим действиям сеятеля, когда сам разочарованный лирический герой Пушкина говорит что в своих желаниях помочь народу «потерял я только время, благие мысли и труды...», лирический герой Пушкина уже испытывает лирические переживания в правильности совершённого собою действия.

Во второй части «сеятель» продолжает говорить о том, что все его действия были напрасны, так как людей порабощённых данным политическим строем «не разбудит чести клич». И в гневных порывах, о чём говорит наличие восклицательного знака, он сравнивает народы со стадами, которые не живут а «пасутся мирно» не обращая внимания на окружающий мир. В порыве разочарования, он задаёт риторический вопрос сам себе «К чему стадам дары свободы?» и сам же отвечает на него, что удел стада быть стриженым. Александр Сергеевич приводит мысль о крестьянах замкнутых в крепостном праве, нуждающихся в свободе, но в тоже время он понимает, что нужна ли им эта свобода, если они довольны своим наследством «Наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Рассмотрим построение данного стихотворения со стороны системы стихосложения на отрывке стихотворения:

Ударные слоги Тоническая система

К чему стадам дары свободы? 2 4 6 8 1"1"1"1"1

Их должно резать или стричь. 2 4 6 8 1"1"1"1"

Наследство их из рода в роды 2 4 6 8 1"1"1"1"1

Ярмо с гремушками да бич. 2 4 6 8 1"1"1"1"

По данной схеме мы можем видеть, что Александр Сергеевич использует для написания своего стихотворения такой стихотворный размер как ямб, потому что ударения падают только на чётные слоги. В тонической системе поэт придерживается дольника, так как безударные слоги между ударными колеблются в интервале от 0 до 2.

В окончаниях данного произведения присутствуют как мужские, так и женские, но женские идут с перевесом 8/5, что придаёт произведению более мелодичную структуру. Так же в стихотворении присутствует мужская рифма с окончанием на последний ударный слог и женская рифма с ударением на предпоследний слог в отношении 6 мужских и 7 женских, это ещё раз говорит о мелодичности стихотворения, по схеме выглядят так ЖМЖМЖЖМЖМЖМЖМ.

Рассматривая систему рифмовки можно заметить, что Пушкин использует интересный подход, один стих является рифмой к двум системам рифмовки. Рассмотрим схематически ан последних словах стихов:

1 строфа 2 строфа

пустынный народы

звёзды клич

безвинной свободы

бразды стричь

семя роды

время бич

Так можно заметить, что первые 4 строки в 1 строфе объединены перекрёстной рифмой со схемой ABAB, и тут же последняя B является частью кольцевой рифмовки BAAB. Во второй строфе мы видим перекрёстную рифмовку со схемой ABABAB. Можно отметить и то, что рифма является точной, так как по фонеме совпадает более одного звука.

В данном произведение можно заметить изобилующее число эпитетов на первую строфу: пустынный, чистой, безвинной, мирные, живительное, благие, порабощенные, все они относятся к высокому стилю речи, что говорит о красоте слога Пушкина и привносит в сознание читателя некую возвышенность и чувство прекрасного. Так же Александр Сергеевич пользуется сравнениями «живительное семя» - как свобода которую он может подарить крестьянам и «порабощенные бразды» - как крепостничество, царящее в России.

Мы видим так же очень разнообразный пунктуационный ряд:

, ; -- , ... ! . ? . .

который говорит нам о разном эмоциональном состоянии лирического героя. Можем заметить что его мыслительный процесс движется от задумчивости показанной многоточием, к эмоциональному всплеску (восклицательный знак) и далее к главному вопросу, на который следует ответ. По пунктуационному ряду моно заметить что лирический герой не равнодушен к теме о которой он говорит, так же не равнодушен и Пушкин говорящий через своего лирического героя.

В конце хотелось бы сказать, что Пушкин как нельзя правильно затронул вопрос свободы в своём произведении со стороны позиции «А нужна ли крестьянам свобода?», заставив читателя задуматься над данным вопросом, и согласится или не согласится с мнением автора.

Литература

  • 1 Новый завет WWP Минск, Беларусь 2007
  • 2 Справочник ид «ВЕСЬ» Санкт-Петербург 2003
  • 3 http://www.ref.by/refs/44/9252/1.html
  • 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EA%E0%E1%F0%E8%F1%F2%FB
  • 5. http://www.stihi.ru/uchebnik/rifma3.html
  • 6 В.Е.Хализев «Теория литературы» Москва «Высшая школа» 1999 г.

Много прекрасных произведений написал наш любимый русский классик А. С. Пушкин. В своих стихах он всегда был откровенным, поэтому нетрудно проследить, как стремительно менялись его настроения и взгляды. Одним из любопытнейших произведений стало стихотворение «Свободы сеятель пустынный», созданное в 1823 году. Этот период у поэта был не самым лучшим, а точнее, кризисным в плане упадка творческих сил и пессимизма.

История притчи

Кто-то из великих людей сказал, что на творчество лучших мастеров литературного слова, таких, как Пушкин, Лермонтов и Достоевский, надо смотреть сквозь призму Евангелия. Оттуда они черпают мудрость и великолепные образы. Вот и в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» анализ говорит о том, что Пушкин использует известный библейский сюжет. рассказывается Иисусом Христом своим апостолам.

В этот день Господь вышел из дома и направился к морю, и пришло к нему много народа, чтобы послушать его. Тогда он сел в лодку и стал поучать, рассказывая разные притчи. На этот раз он поведал о сеятеле, который стал сеять зерно, и одна его часть рассыпалась на дороге, и птицы ее склевали. Другая упала на камни, и семена тут же взошли, но погибли из-за слабого корня. Несколько зерен попали в терновый куст, который потом заглушил рост семени. И еще одна часть упала в хорошую удобренную почву, и принесла многократные плоды. Притча объяснялась тем, что сеятель - это сам Бог, семя - Его слово, а поле - народ.

«Свободы сеятель пустынный». Анализ

Над пушкинской интерпретацией задумываться особо не стоит. В своем стихотворении поэт сравнивает себя с сеятелем свободы, у которого результаты трудов были совершенно неутешительными. Отсюда и такое разочарование, и уныние у поэта. «Свободы сеятель пустынный» - стих, который по смыслу можно поделить на две композиционные части. В первой чувствуется возвышенно приподнятый тон, во второй он меняется на гневный.

Пушкин в своей ранней молодости (как и вся молодежь того времени) был буквально заражен идеями революции. Он верил в справедливое будущее своей страны, где не будет жестокого самодержавия и рабства. Для многих такие идеи оказались губительными и заканчивались ссылками и смертными казнями.

Вольнолюбивая лирика

О чем пишет Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный»? Анализируя творчество поэта, можно заметить, что он много писал вольнолюбивой поэзии, и она была у него как то «семя», которое должно было пробудить светлые умы общества к борьбе. Он хотел быть нужным и полезным своему народу. В работах поэта чувствовалась прогрессивность взглядов и патриотические настроения. Царь, конечно, ему этого не простит, и отправит его подальше из Северной столицы в Южную ссылку, где у Пушкина будет очень плодовитый период, но очень быстро его настигнет разочарование.

Прозрение

Размышляя над своей судьбой и подытоживая творчество, Пушкин пишет «Свободы сеятель пустынный» - стих, в котором он пытается донести до народа и общества мысли о свободе и желании поменять уклад своей прозябающей нищенской жизни. Но они не прислушались к призывам поэта и стали для него тем стадом, которому не нужны были дары свободы. Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» Пушкин создал в период прозрения, когда понял, что напрасно тратил свои силы и время - бедные люди готовы довольствоваться малым, а богатые будут манипулировать ими в свою угоду.

Поэт возмущен, но понимает, что не в силах изменить народа, заключавшийся в терпении и смирении. Именно эту мысль хочет выразить Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Анализируя дальше жизнь Пушкина, стоит отметить, что пройдет еще какое-то время, и его революционные взгляды изменятся. Он помудреет и немного остепенится, но жаль, что судьба отвела на спокойную и счастливую семейную жизнь поэта очень мало времени.

Изыде сеятель сеяти семена своя.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Дата создания: ноябрь 1823 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей . Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», - резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях. Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие . И это вызывает в душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

К созданию стихотворения «Свободы сеятель пустынный» А.С. Пушкин приступил во время периода Южной ссылки. В это время он находился под неусыпным надзором полиции, что очень угнетало поэта. Для этого периода характерно чувство разочарования слабой силой воздействия поэзии на людей. Пушкин много размышлял в это время, и мысли его были не утешительны. Год написания стихотворения, 1823, явился переломным в творчестве поэта. Он испытал глубокое разочарование в своих мечтах о свободе, вольнолюбивые порывы сменились сомнениями в действии поэзии на людей.

Жанр

Эпиграфом к стихотворению служат строки из Евангелия от Луки: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Поэт сравнивает предназначение поэта с действиями «сеятеля», сеющего Слово Божье. Жанр произведения – лирическое стихотворение, относящееся к гражданской лирике. Поэт отождествляет себя с борцом за просвещение, который бросает в народные массы плодородные семена преобразований, революционных идей. Но не находя отклика у народов, поэт погружается в печальные раздумья. Сравнивая бездумных людей с овцами, он горько иронизирует и одновременно скорбит о них.

Тема, идея, композиция

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» показывает, что тема и идея стихотворения очень созвучны. Это глубокое разочарование в силе поэтического слова. Пушкин всегда воспевал силу поэта, он считал, что его призвание «глаголом жечь сердца людей», но в стихотворении «Свободы сеятель» чувствуется, что его вера в это пошатнулась. Здесь лирический герой, разочаровавшись в бездействии толпы, обращается к народам в надежде разбудить отзывчивых, понимающих, небезразличных людей. Основной мыслью является желание заставить некоторых людей осознать своё значение в исторической судьбе родной земли.

Композиционно стихотворение делится на две части. Анализируя их, можно увидеть, что в первой автор знакомит читателя с поэтом-сеятелем. Его семенами являются идеи, содержащиеся в политических стихотворениях. Во второй части стихотворения герой взывает к народам, и не получив от них ответа, сравнивает их с безмолвными «овцами», довольными своей жизнью и боящимися признать необходимость перемен.

Стихотворный размер

Размер стиха – четырехстопный ямб с пиррихием. Чередование мужской и женской рифмы придаёт стихотворению живость и немного спотыкающийся ритм.

Средства художественной выразительности

Выразительные средства, использованные здесь, придают произведению возвышенное звучание, особую роль в стихотворении играет использование старославянизмов и устаревших слов («бразды», «благой»). Основной прием, который Пушкин использует в «Сеятеле» это аллегория. «Звезда» у Пушкина – это желанные лучшие времена, когда придет конец рабству. «Живительное семя» — это аллегория вольнолюбивых идей поэта, которые он пытается посеять в разумах людей. Помимо этого, в стихотворении используются эпитеты, благодаря им, Пушкин даёт характеристику поэту и безмолвным народам («сеятель пустынный», «порабощенные бразды»).

История создания и анализ стиха «Свободы сеятель пустынный» показывают, каково было разочарование поэта в бессилии своего чудесного дара. Более всего Пушкину хотелось разбудить в безмолвствующей народной массе людей, осознающих свою роль в истории России, и призвать их к действиям против рабства.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году , в период южной ссылки.

Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.

Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.

Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.

2. Литературное направление

Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.

Произведение написано в реалистической манере.

3. Род

Стихотворение является образцом гражданской лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения – послание.

Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.

Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.

5. Проблематика

В стихотворении затронута социальная проблематика.

Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.

6. Тематика

Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.

В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.

Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.

Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом отрицания.

Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»

9. Система образов

Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.

Евангельский сеятель , с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга .

Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.

Библейский образ агнца , связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.

Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.

Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».

Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.

Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.

Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.

12. Сюжет

Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:

  1. Попытка сеятеля посеять доброе зерно.
  2. Неготовность почвы принять зерно

В качестве вывода звучит последнее четверостишие:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

13. Композиция

Линейная композиция отражает последовательное развитие сюжета.

В первой части (семистишии) прославляется сеятель и ценность свободы.

Во второй части (семистишии) осуждается толпа, не готовая услышать «клич свободы».

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Схема рифм в каждом из двух семистиший такова: АБАБВВБ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.

Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.

Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.

Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.

Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».

Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «сеятель пустынный», «порабощённые бразды», «мирные народы». Они подчёркивают авторское отношение к теме произведения.

Метафоры «живительное семя» (поэзия), «паситесь, народы» (оставайтесь покорными, соотечественники), «ярмо с гремушками» (власть), «бич» (закон) придают произведению характер притчи.

Овеществление «стада», превращающее людей в скотов, обесценивает жизнь, лишённую духовных запросов и попыток к освобождению.

17. Значение произведения

Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.

Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.

Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.

18. Актуальность

Тема свободы, столь остро озвученная Пушкиным, актуальна до сих пор. Рабство живёт в душах людей, в их исторической памяти. Вероятно, предсказание о ярме, которое передается «из рода в род» сбывается.

19. Моё отношение

Непривычно видеть Пушкина гневным и рассерженным. Обычно его воспринимают как певца гармонии. Однако его неравнодушие к проблемам общества задевает за живое.

Чувствуется, что поэту небезразличны его соотечественники. Ему жаль, что люди ничего не делают для своего же блага. Душа у поэта болит, а потому его стихи глубоко трогают и вызывают горечь и досаду.

20. Чему учит

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» учит неравнодушию и ответственности. Чтобы быть свободным, нужно научиться брать на себя ответственность за свои поступки и всю жизнь.