Керченский мост в Крым: состояние и ход строительства. Все о Крымском мосте: прогресс строительства, даты открытия, схемы движения В какой город приезжаешь через крымский мост

Эта весна в Крыму выдалась особенно жаркой. Как в плане погоды, так и в плане событий, главным из которых стало открытие Крымского моста. Дорога в Крым стала значительно проще, ведь теперь не придется зависеть от погоды и шторма, да и выкладывать круглую сумму за переправу не надо - проезд по мосту бесплатный. Три с половиной недели путешествия по Крыму на машине остались в прошлом, и пришло время подводить итоги и писать отчеты о поездке. Начинаю серию отчетов рассказом о дороге в Крым: туда мы переправлялись паромом, а обратно уже ехали через мост. Поехали!


Дорога из Крыма по мосту

Хочется скорее рассказать про Крымский мост, поэтому начну с дороги обратно.

Незапланировано наше путешествие продлилось на несколько дней, так как ждали открытие Крымского моста, чтобы в Москву ехать по нему, станицами и по М4.



16 Мая мы встали в 5 утра, чтобы как можно раньше подъехать к мосту и одними из первых прокатиться по столь долгожданному сооружению. Накануне движение по мосту открыл президент, проехавшись из Тамани в Керчь за рулем Камаза, а с 5 утра нынешнего дня возможность проезда появилась для легковых авто и пассажирских автобусов.



Я немного нервничала, ожидая какой-нибудь подставы, например, в виде долгого досмотра перед въездом на мост и из-за этого длинных пробок. Проснувшись в 5, первым делом схватила телефон и построила маршрут Керчь-Москва в Яндекс навигаторе. То ли у сервиса не было данных, то ли решили пощекотать нервишки первопроходцам Крымского моста, но он показывал, что через мост путь составит на 3,5 часа дольше нежели воспользоваться паромной переправой. Да еще и уведомление вывел, что возможно образование глухой пробки. Ну уж нет, таким сказкам мы не поверили, загрузили вещи в машину и бодро направились по еще сонной Керчи к новому путепроводу до моста. Навигатор не убрал знаки перекрытий, которые были не актуальны, но все же привел нас к въезду на стройку века.



Навстречу двигалась колонна байкеров и легковушки с флагами России, при чем поток в Крым был гораздо больше, чем из него. Они даже создали небольшую пробочку в одном месте (байкеров было много), а я впервые позавидовала пробке, так как останавливаться на мосту нельзя, а обдуманную фото сделать хочется, так что пробка-единственный шанс. Мне-то вообще было не до фото, так как я держала длинную палку с камерой, вытащив их через люк в крыше машины, ветер был ого-го, что удалось заснять, смотрите ниже.

Крымский мост: фото, проезд, отзыв

Наш новый мост-самый длинный в России и Европе, протяженностью 19 км. Мы ехали с максимально разрешенной скоростью 90 км/час, по бокам был виден Керченский пролив и рассвет. Новый день, новый мост, новый способ добраться в Крым.



Помимо того, что открытие моста - историческое событие, так это еще и большая экономия для туристов, ведь паромная переправа на двоих+машина стоит 2000 р. в одну сторону. Да и время мост экономит прилично, мы проехали его за 15 минут. Расстояние через мост до Москвы примерно на 200 км длиннее, чем через Порт Кавказ, но все равно дорога домой получается быстрее. Вот схема подъездов к мосту из интернета.


Мы доехали до МКАДа за 18 часов, в которые входил обед и остановки на маковых полях. Обычно мы ночуем в Воронеже, но в этот раз домчали без отдыха.
Подъезды к мосту сделаны хорошо, качество дорог хорошее.

Поездка в Крым на машине весной: маршрут, отзыв, советы




В Тамани мы увидели шикарное маковое поле и зависли минимум на пол часа. Женя летал на дроне над ним, а я лазила по траве с телефоном.


Проехать мимо такой красоты было невозможно!




Часть пути мы ехали через станицы, так как на М4 были пробки в районе Кущевки, а дальше по М4. В одном месте была недоделанная дорога длиной в несколько километров.



В станицах Краснодарского края хорошие дороги, но постоянно приходится обгонять грузовики.



На М4 проблемные участки в Ростовской области, никак не доделают дорогу. В обратную сторону была небольшая пробка, а вот в сторону моря все стояло мощно, минимум на час.



Переезд в Тимашевске проскочили и не заметили, в Лосево пробок не было. Про объезды этих проблемных участков я писала в прошлом году, вот здесь .
В этот раз мы не брали с собой еду, поэтому пришлось искать место для обеда на М4. Выбор пал на кафе Помпончик при заправке Лукойл. Заведение вызвало доверие, так как персонал в форме, есть уголок потребителя, план эвакуации, чистый санузел – решили поесть. Выбор блюд небольшой, все простое и понятное: супы, вареники, пельмени, чебуреки… Я съела куриный суп и половину пельменей, так как порция слоновая. Пельмени, кстати, домашние, вкусные.



Пока ждали открытие моста, жили в двух гостевых домах. Сначала в Гостином доме на Большой 12 ( фото и отзывы ), там мы провели первые дни в Крыму и решили в конце путешествия остановиться у них снова.


Последнюю ночь провели к гостевом доме Моника ( фото и отзывы ) – неплохо, но больше суток я бы там не хотела останавливаться, так как меня просто выбесила курилка около окон, соседи просто задымили, было впечатление, что находимся в газовой камере. Почему нельзя было сделать курилку внизу около входа, мне не понятно. В остальном все хорошо.



Путешествие по Крыму на машине, часть 1: крепости Керчи и мост

Путешествия по Крыму часть 2: Опукский заповедник, Кояшское озеро и восточный Крым


Дорога в Крым до открытия моста

Дорога в Крым далась нам тяжело, так как выехали ночью, были не выспавшиеся.


Впервые в жизни даже останавливались подремать на обочине, так как была опасность заснуть за рулем.
Выехали, как обычно в начале пятого утра, но привычный график поездки на море в этот раз не удалось соблюсти. Обычно мы в районе 15-00 оказываемся в Ростове-на-Дону, в этот раз добрались только к 18-00. Навигатор повел через Азов, станицы и Тимашевск, пока ехали вдоль полей уже начало садиться солнце. В Москве тогда еще было холодно, зелень не вылезла, а тут прям лето.




Накануне я забронировала номер в гостевом доме Вилла Вита в станице Голубицкая, как чувствовала, что одним днем до Крыма не доберемся. Голубицкая находится на берегу Азовского моря, от нее до порта Кавказ рукой подать. Добрались до номера уже ближе к полуночи и отлично выспались. Гостевой дом скорее можно назвать мини-гостиницей, что меня порадовало ( фото и отзывы ).



Так же у нас есть опыт ночевке под Тимашевском, в станице Ольховская, вот здесь мой отзыв .
Утром нас накормили прекрасным завтраком, особенно это было ценно после предыдущего дня на бутербродах с колбасой и яйцами.



До парома добрались быстро, на регистрации никого не было, ну почти никого. Если с учетом открытия Крымского моста вы все же решите ехать через переправу, то прочитайте мой подробный отчет о том, как это все происходит.



Паромная переправа в Крым

После регистрации и получения билетов делали много остановок на берегу Азовского моря, поэтому к порту подъехали ближе к обеду.


В Тамани во всю цвели фруктовые деревья.В первый паром мы не поместились, оставалось всего одно место, но мы не проходили по длине, поэтому пропустили Логан, а нас обрадовали, что надо ехать на другой причал, а это значит опять стоять на переезде, проходить досмотр. Я злилась.


В Керчи заранее забронировали Гостиный дом на ул. Большая 12 – рекомендую. На территории находится несколько домиков в украинском стиле, а в кафе великолепно кормят – такие вареники с вишней я ела только у бабушки.



Конец апреля в Крыму выдался теплый, мы сидели вечером на улице и наслаждались пением птиц, теплым ветром, свежим воздухом и тем чувством, что путешествие только начинается, впереди нас ждет масса приключений и эмоций. Все вышло просто отлично, обо всем расскажу в следующих отчетах.


Мост через Керченский пролив призван решить для России проблему транспортного сообщения с Крымом. Компания Аркадия Ротенберга, приближенного к президенту России бизнесмена, собирается закончить строительство моста в 2018 году. попробовал разобраться, почему сроки завершения проекта можно считать амбициозными, а ученые и эксперты считают строительство моста небезопасным.

Николай ГОРОХОВ

Планы по строительству моста через Керченский пролив существовали в СССР еще в середине 30-х годов, их осуществлению помешала война. Мост также собирались строить нацисты после оккупации Крыма в 1941 году. Гитлер хотел упростить переброску войск на Кавказ, но ресурсов воюющей Германии хватило только на канатную дорогу. Первый настоящий мост из Краснодарского края в Крым был построен советской армией после освобождения полуострова в 1944 году. Для этого использовали материал, оставленный немцами. Между двумя берегами установили металлические опоры, по которым пустили железнодорожное полотно. Строительство началось весной 1944 года, а первые поезда стали курсировать через пролив в ноябре. Однако уже в феврале следующего года опоры моста были разрушены льдинами.

В 1949 году был разработан новый проект моста - монументальный и амбициозный. Предполагалось, что он будет двухуровневым, а в начале будет установлена гигантская статуя Сталина. Проект не был реализован из-за дороговизны. Вместо него в 1953 году начала работать паромная переправа.


Проект двухъярусного моста, выполненный в 1949 году. Фото: kerch-most.ru


В середине 90-х, в уже независимой Украине, было разработано несколько проектов моста, который мог бы соединить два отдельных государства. В 1993 году проект моста разрабатывал киевский институт "Союзтранспроект". В 1995 году компания “Крымэнергоресурсы” предложила вариант двухъярусного моста - с автомобильным и железнодорожным полотном. Полная стоимость строительства с учетом подъездных путей составляла $1,5-2 млрд. Авторы проекта предполагали, что за пять-шесть лет его можно будет окупить за счет платного проезда.

Тему моста через Керченский пролив любили использовать в своих заявлениях политики. В частности, экс-мэр Москвы Юрий Лужков. В 2001 году при участии Лужкова, спикера ВР Крыма Леонида Грача, главы Кабмина Крыма Сергея Куницына, а также руководства Краснодарского края России и керченского городского головы в Керчи был открыт памятный знак о “принципиальной договоренности разработать и реализовать проект многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив”. Однако инвестор под этот проект так и не был найден.


Проект моста компании "Крымэнергоресурсы". Фото: ru.krymr.com


В 2005 году было предложено заменить мост тоннелем. Тогдашнее правительство Крыма во главе с Анатолием Бурдюговым представило проект, разработанный научно-производственной фирмой “Экспо”. Основные преимущества тоннеля перед мостом - устойчивость к влиянию атмосферных явлений и минимизация вреда для экологии Азовского моря. Противники тоннеля утверждали, что проект обойдется значительно дороже и будет сложнее в строительстве и эксплуатации.

В апреле 2008 года договоренность о строительстве моста была достигнута на уровне двух правительств. О намерениях высказались тогдашние премьер-министры России и Украины Виктор Зубков и Юлия Тимошенко.

С приходом к власти Виктора Януковича о проекте строительства моста заговорили больше и активнее. В октябре 2010 года на встрече главы Украины с президентом России Дмитрием Медведевым был рассмотрен и одобрен проект строительства моста. Предполагалось, что он должен быть построен к началу Евро-2012. В декабре 2013 года, когда Янукович после отказа от ассоциации с ЕС приехал в Москву за кредитом от Путина, два президента в очередной раз обсуждали вопрос строительства моста и, как сообщалось, договорились о “конкретных шагах”.

Строительство моста в Крым началось в 2014 году после аннексии полуострова. В июне в РФ утвердили проект моста, проходящего через косу Тузла. Несмотря на то, что этот вариант длиннее, в России обосновали его сразу несколькими преимуществами. Во-первых, в этом случае можно соорудить более удобные транспортные развязки, во-вторых - больше места для установки сложной техники. Немалую роль сыграло и то, что при таком варианте не будет помех для работы паромной переправы, которая сейчас соединияет Крым с Россией.


Инфографика о выборе участка для строительства моста, выполненная подрядчиком. Фото: most.life


Стоимость проекта петербургского института “Гипростроймост” составила 280 млрд рублей или почти $3,5 млрд. Общая длина моста планируется 19 км, высота над уровнем моря - 35 м.

Подряд на строительство получила компания “СГМ-Мост”, дочернее предприятие ООО “Стройгазмонтаж”, председателем совета директоров которой является Аркадий Ротенберг, один из группы приближенных к Владимиру Путину бизнесменов.

Строительство моста из России на территорию аннексированного полуострова не осталось без внимания США. В сентябре 2016 года американское министерство финансов очередной список компаний, против которых вводятся санкции. В список попали проектировщики моста, подрядчик и субподрядчик, а также государственный заказчик - Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань”.

Азовское море имеет статус внутреннего водоема для двух стран, что зафиксировано в украино-российском договоре 2003 года. Для строительства сооружения в его акватории требуется формальное разрешение Украины. "Получается забавно: Крым, исходя из нынешнего законодательства РФ, "вошел" в состав России - но не Керченский пролив! Он - по-прежнему общее для использования водное пространство, где односторонние действия невозможны, а все вопросы использования акватории пролива должны осуществляться по соглашению между сторонами", - пишет журналистка Валентина Самар в статье "Невидимый коридор" для "Зеркала недели" .

Юрист, эксперт по морскому праву и экс-правительственный уполномоченный Украины по делам ЕСПЧ Борис Бабин считает, что правительство могло бы предпринимать больше усилий для дипломатического давления на Россию за незаконное строительство. “Имитация действий есть. В реальности их нет”, - заявил Бабин в комментарии “Крым.Реалии” .



В 2016 году, согласно официальным отчетам, на строительство моста было выделено 69 млрд рублей, о чем 28 декабря отчиталось Упдор “Тамань”. Ранее, летом этого же года, из Керчи поступала информация, что рабочим, занятым на строительстве моста, задерживают заработную плату и не в полном объеме выплачивают обещанное. О том, что финансирование строительства Керченского моста проходит с проблемами, в июне 2016 года .

Проект сопровождается мощной PR-поддержкой. Кампания по информационному сопровождению моста даже получила в Росссии специализированную премию за лучшую PR-активность, пишет издание "В Крыму" . Тем не менее, строящийся мост не раз подвергался критике со стороны ученых и экспертов. Автор двух проектов моста, сделанных в 90-е годы, главный инженер компании “Союзтранспроект” Георгий Росановский удивляется выбору участка для строительства через Тузлу.

“Здесь очень плохая геология. Дно илистое, коренные грунты на глубине 80-90 метров. Все, что выше, — прослойки илистых грунтов или грунтов немного покрепче, но на них нельзя "сажать" фундаменты опор”, - рассказал Росановский в интервью “Фокусу” .

Также Росановский опасается, что строительство моста создаст опасность для проходящих через пролив судов. “Здесь канал имеет повороты, у судов просто будет мало места для маневра. При подходе к мостовым переходам суда должны иметь установившееся прямолинейное движение. Выруливать в условиях шторма или темноты не годится”, - заявил он.

Первая авария на пока еще недостроенном мосту произошла в марте этого года. Турецкий сухогруз “Лира” .

С мнением Росановского согласен старший научный сотрудник Института водных проблем РАН Юрий Медовар. “Там грязевой вулканизм, там шесть водоносных горизонтов, и плюс ко всему, там карст. Куда, как сейчас все объясняют, мы будем бить сваи? Ребята, там ничего бить нельзя”, - заявил он.

Член Академии строительства Украины Петр Коваль отмечает, что мост является сейсмически опасной конструкцией, так как расположен в месте тектонического разлома. “Были искусственно снижены требования к сейсмоустойчивости сооружения. А мы знаем, какие землетрясения были в Крыму”, - сказал он изданию “Крым.Реалии” .

Российский эксперт, бывший директор Ленинградской гидроэлектростанции Юрий Севенард считает, что будущий мост может представлять опасность для автомобилей ввиду сильных ураганных ветров и высокого риска обледенения дороги.

“В этом регионе бывают очень сильные ураганные ветры, которые могут привести к аварийным ситуациям с машинами на мосту протяженностью, напомним, аж 19 км. Плюс гололедные явления - частый фактор в условиях перемены температур. Ветры, высокая влажность, ледяные дожди (но обледенение может быть и без них) - все это опасно с точки зрения скольжения транспорта”, - заявил он в интервью “Московскому комсомольцу” .


Одна из свай будущего моста погнулась в процессе установки. Фото: ankerch-crimea.ru


Немецкий мостростроитель, профессор Дрезденского технического университета Хольгер Свенссон считает, что сроки сдачи моста в 2018 году чрезмерно оптимистичны. “Я не утверждаю, что это невозможно, особенно если российское государство этого захочет и за ценой не постоит… Но сроки очень амбициозные”, - отметил он в интервью Deutsche Welle .

На данный момент строители моста заканчивают возведение автомобильных подъездов к мосту с западной и восточной сторон пролива и сухопутную часть переезда на острове Тузла. Для забивки свай на морском участке пути рабочие построили временный мост. На данный момент идет процесс установки опор. Проблема возникла с выбором подрядчика для строительства железнодорожных подъездов к мосту, сообщает " Коммерсант" . Две попытки организовать конкурс на проведение этих работ провалились - нет желающих.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

>" url="https://yugohod.ru/marshrut-cherez-krymskij-most/">

Маршрут нашего путешествия: Краснодар – Крымский мост – Мемориал воинской славы (г. Митридат, смотровая площадка) – Караларский природный парк – Мемориал Эльтигенскому десанту (Смотровая площадка с видом на мост) — обратно в Краснодар

Расстояние Краснодар — Керчь по мосту: 245 км

Проезд по крымскому мосту бесплатный, дорога отличная, ограничение скорости 90 км/ч. Остановка на мосту запрещена, штраф согласно ПДД.

Мы ожидали, что всю дорогу будем смотреть на море, но его сложно увидеть из-за дорожных ограждений, которые загораживают весь вид из легкового авто (из автобуса наверно будет на что посмотреть), но, сложилось впечатление, что мы практически всегда ехали над землёй. Во-первых, потому что мост частично стоит «на островах», а во-вторых, «отбойники» загораживают море, как говорилось выше. Слева, по пути в Керчь, идет строительство железнодорожной части моста.


2. Как добраться до моста из Краснодара на автомобиле и что посмотреть первым делом

Наверняка, скоро всё будет в порядке, но спустя несколько дней, после открытия моста, мы смогли найти дорогу только на Яндекс.Картах (navitel и maps.me подвели). Но, этого оказалось вполне достаточно, чтобы приехать в Керчь.

Чтобы добраться до крымского моста — просто держим курс на Тамань, а дальше по указателям на дороге, поверьте, там трудно свернуть не туда. Настолько трудно, что приехав в Керчь первый раз по мосту, по дороге к Мемориалу Эльтигенскому десанту, мы не нашли съезда с дороги и пришлось ехать обратно на другой берег и там разворачиваться, так как разворот на мосту ещё не достроен.


Теперь маршрут в Крым через крымский мост из Краснодара занимает около 3,5 часов!
Это невероятная возможность для путешествий, как из Краснодарского края в Крым, так и из Крыма в Краснодарский край. Керчь из «портового» города превратится в главное туристическое пристанище 2018 года – это точно, повсюду автомобили с номерами 23, 93, 123. При желании, можно приехать сюда «одним днём», но это только для первого раза, а дальше – ехать дольше.
Генеральские пляжи, мыс Казантип, мемориалы, Караларский природный парк, грязевые вулканы и ещё много-много мест, которые обязательно стоит посетить, если вы тут впервые.

2.1. Мемориал воинской славы на г. Митридат (Смотровая №1)

Мемориал воинской славы и памяти павших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками

На его территории расположена уже знаменитая скамья «Крымский мост»

Это место обязательно к посещению, так как отсюда открывается необычайный вид на мост, море и город Керчь. Вершина горы Митридат находится на высоте около 100м, но этого вполне достаточно, чтобы ощутить себя на самой высокой точке в округе. По ходу движения со стороны Краснодарского края, эта локация будет находиться по правую сторону моста.

2.2. Мемориал Эльтигенскому десанту (Смотровая №2)

Данный мемориал расположен по левую сторону моста, если двигаться со стороны Краснодарского края.

В ясную погоду отсюда тоже можно увидеть мост

а далее, если спуститься к морю — песчаный пляж, братская могила и там же, на постаменте, расположен восстановленный мотобот, принимавший участие в десантной операции (Керченско-эльтигенской). Сам мемориал «Мотобот» выглядит весьма скромно, но, несомненно, его значимость превыше всего.


2.3. Караларский природный парк, Генеральские пляжи, как добраться

Маршрут в заповедник начинается со стороны с. Золотое. От смотровой есть две дороги до села: можно ехать по трассе «Таврида» (Р-260), а потом повернуть (плохая дорога) на с. Золотое, либо ехать по дороге 35Н-366 (так она называется на карте), проходит она мимо аэродрома, затем через Чистополье, дорога там лучше, но всё равно «не фонтан». Преодолев этот отрезок маршрута, мы уже почти у цели, приближаемся к Генеральским пляжам.

Множество грунтовых дорог переплетаются в степной местности, но все они ведут к побережью Азовского моря. Маршрут по природному парку размечен указателями и делится на автомобильную часть и пешеходную. Сразу хочу сказать, чтобы проехать туда на городском седане, нужно хорошенько изучить бОльшую часть дорог, иначе придётся оставить автомобиль в степи и дальше идти пешком. Порой на дороге встречаются большие камни и проехать нет возможности, но, мы видели автомобили на пляжах (не только джипы), а это значит, что проходимые дороги есть, только их нужно знать. В нашем случае, мы оставили авто у первого серьёзного препятствия и около 7км (туда-обратно) прогулялись пешком, что мы там увидели – смотрите на видео ниже.
Сами же генеральские пляжи – это уединённые бухты с каменными навалами, протяженностью более 30км. Невероятно красивое место, сразу захочется остаться тут и заночевать в палатке.


3. Видео про Крымский мост и ближайшие достопримечательности Керчи

Успели немного поснимать, на видео: дорога по мосту, виды со смотровых площадок, мемориалы воинской славы, маковые поля по дороге в заповедник Караларский, крутые пляжи, море и солнце – посмотрите сами!



4. Координаты и полезные ссылки

Координаты:
Мемориал воинской славы на г.Митридат 45.35051 36.47061
Мемориал Эльтигенскому десанту 45.23026 36.40803
Село Золотое 45.42737 36.08099
До моста: Маршрут Google Maps | Маршрут Яндекс.Карты

Если кто не пользуется онлайн-картами, на видео подробно описаны разные схемы проезда от М-4 ДОН

Маршруты Караларского парка:
чтобы увеличить, нажмите «открыть изображение в новой вкладке»

В нём собраны данные о рейсах различных перевозчиков. Тут, к примеру, мы можем узнать, что из Симферополя в Сочи можно долететь чуть более чем за час на суперджете (самолет Sukhoi Superjet 100) или доехать на автобусе (название не знаю:)) за 15 часов — это, конечно, не самый удобный маршрут из Крыма, но он есть. Зато на дорогу из Керчи до Анапы уйдёт всего около 4 часов — отличная возможность отправиться в Краснодарский край из Крыма на выходные.

Расписание автобусов Яндекс Расписания

Стоимость билетов периодически меняется, поэтому мы не будем об этом рассуждать. Главное не забудьте выбрать в поиске вид транспорта, на который хотите посмотреть билеты.

Расписание автобусов на сайте Крымавтотранс

Тут навигация не такая продуманная, но есть телефон горячей линии, на случай, если ничего не понятно.
Теперь вы самостоятельно сможете узнать расписание автобусов Краснодар-Крым, Крым-Краснодар и тд., а так же знаете, где узнать цены на билет.

Если вы обладаете какой-либо свежей и актуальной информацией по теме — пишите в комментариях, не стесняйтесь. Это будет очень полезно знать другим людям, ищущим ответы на свои вопросы ↓

Владимир Путин принял участие в открытии Крымского моста. Президент первым проехал по мосту, автомобильное движение по нему откроется на следующий день. Поучаствовал в церемонии открытия и миллиардер Аркадий Ротенберг , принимавший участие в контроле за ходом строительства.

Разрыв украино-российских отношений и присоединение Крыма к России, усугубившие экономический кризис, парадоксальным образом вызвали к жизни крупнейшие инфраструктурные проекты. В первую очередь речь идет о прокладке энергетического моста Россия - Крым, железной дороги в обход Украины, а теперь и транспортного моста через Керченский пролив.

Все три проекта потребовали колоссальных вливаний из бюджета. Экономическая целесообразность не обсуждалась: на первый план вышли политические мотивы.

Энергомост и железная дорога

Первым был завершен энергомост - в мае 2016 года. Неотложная потребность в нем возникла после энергетической блокады полуострова со стороны Украины. В 2014-2016 годах в Крыму регулярно отключали электричество.

Общая стоимость энергомоста составила, по официальным расчетам, 47 млрд рублей: большая часть средств пошла на строительство линий электропередач (ЛЭП) от Ростовской АЭС до Таманского полуострова. Чтобы получить источник питания, было ускорено введение в действие энергоблока № 3 на этой АЭС. Через Керченский пролив перебросили кабельно-воздушные линии - по воздуху на опорах и по морскому дну. Кроме того, построили подстанцию и необходимую инфраструктуру.

С советского времени часть железнодорожного пути на юг от Москвы проходила по приграничной территории Украины в Луганской области. После событий 2014 года этот момент приобрел стратегическое значение: российские власти сочли, что Украина может блокировать железнодорожные перевозки по этим путям. В результате вторым шагом стала прокладка нового пути по Воронежской и Ростовской областям в обход Украины длиной в 137 км. Прокладка завершилась в августе 2017 года и обошлась примерно в 55 млрд рублей. Работы выполнялись силами железнодорожных войск.

Очень длинный, очень дорогой

Крымский мост своей ценой превзошел все предыдущие работы и обошелся в 228 млрд рублей. Переправа оказалась одним из сложнейших технических сооружений, возведенных после распада СССР: автомобильный и железнодорожный мост длиной 18 км строился в достаточно сложных геологических условиях и порождал немало экологических и политических рисков.

Основным внутриполитическим выбором стал выбор основного подрядчика строительства - компании «Стройгазмонтаж», принадлежащей Аркадию Ротенбергу , входящему в число давних друзей Путина. Это, разумеется, вызвало всплеск недовольства и разнообразные подозрения относительно коррупционной составляющей, а также неэффективности проекта и обогащении олигарха за счет госбюджета.

Однако у государства была иная логика: других компаний, располагающих соответствующим опытом, финансами и техническими возможностями для возведения подобного объекта, оно не обнаружило. Неожиданное присоединение Крыма и вполне ожидаемая его блокада, коснувшаяся 2,3 млн местных жителей, заставили российские власти действовать быстро и нестандартно. Если на другие мегапроекты путинской эпохи, такие как восстановление Грозного, трубопровод ВСТО, реновация Владивостока к саммиту АТЭС с постройкой моста на остров Русский и строительство объектов Сочинской олимпиады, времени было достаточно, то в этом случае сроки поджимали.

После того как полуостров был отрезан от железнодорожного сообщения, а украинская сторона ввела строгий контроль за автомобильным движением с материка, оставался только паромный и авиационный способ снабжения и связи с Крымом. Кремлю было принципиально важно показать и доказать, что он способен обеспечить беспрепятственный доступ к своей новой территории.

Почему не было конкурса

Подобные инфраструктурные проекты часто становятся неконкурсными, поскольку уровень сложности и оперативность побуждают действовать незамедлительно. Так, когда США оккупировали Ирак, то подряды на масштабные восстановительные работы ценой в миллиарды долларов получили Halliburton и Bechtel Group, связанные с республиканцами (вице-президент Дик Чейни до своего избрания работал во главе первой из них), причем порой без конкурса, что объяснялось форс-мажором.

Но это же всегда вызывает соблазн незаконного обогащения, поскольку средства проходят огромные, а контроль за ними снижается. Тут можно вспомнить крупнейшую российскую компанию «Мостовик», которая поднялась на подобного рода заказах: в числе прочего она строила мост на остров Русский. Сразу после Сочинской олимпиады 2014 года компания объявила себя банкротом, а руководство «Мостовика» попало под арест. Так что подозрения общественности могут быть не беспочвенны и нуждаются в тщательной проверке и перепроверке. Этим наверняка займется Алексей Кудрин, Счетную палату.

Железнодорожная нагрузка на мост не просчитана - нуждается ли Крым в таком количестве поездов и будут ли они окупаемы? Одно дело курортный сезон, но на полуострове он длится около четырех месяцев. Дальнемагистральные поезда уже нигде в мире не используются как средство доставки отдыхающих.

Скажем, туннель под Ла-Маншем оправдан экономически потому, что по нему проходят скоростные поезда с недолгим временем переезда между Лондоном и Парижем. Но уже туннель «Сэйкан» в Японии между Хоккайдо и Хонсю показывает неуклонное снижение числа пассажиров, поскольку самолетом путь быстрее. При этом на Хоккайдо проживает в два с лишним раза больше людей, чем в Крыму. Из трех мостов через Босфор лишь один сделали автомобильно-железнодорожным.

Главный урок Крымского моста в том, что если государство всерьез чего-то хочет добиться, то оно приложит все усилия к достижению цели. Автомобильное движение открылось на полгода раньше намеченных сроков. Однако после праздника часто наступает похмелье, порой оказывающееся совсем горьким.

Пока в Крым можно попасть с помощью паромной переправы, где из-за большого потока туристов сложилась очень непростая ситуация. На переправе в курортный сезон скапливается порядка 2 тысяч автомобилей, которым приходится ждать своей очереди сутками.

Для того, чтобы выбрать самый оптимальный вариант прокладки моста, было проанализировано 74 варианта. Учитывалась потенциальная интенсивность автомобильного и железнодорожного транспорта, затраты на строительство, целесообразность возведения тоннельных переходов.

Наиболее вероятным эксперты сразу же назвали «Тузлинский створ», поскольку именно этот маршрут Керченского моста был изначально короче, чем другие, на 10-15 км. Однако основным его достоинством является отдаленность от Керченской паромной переправы и интенсивного судоходства.

Этот вариант также дает возможность использовать Тузлинскую косу шириной 750 метров. По ней предлагается проложить автомобильную и железную дорогу, что позволит сократить количество мостовых переходов на 6,5 км, а значит, трудоемкость и стоимость строительства снизится в разы.

Первый мост протяженностью 1,4 км пройдет от Таманского полуострова до о.Тузла, а второй длиной 6,1 км призван соединить Тузлу с Керченским полуостровом. Общая протяженность моста составит около 19 км.

На Крымском берегу будет проложена автотрасса до автодороги М-17 длиной 8 км и железная дорога протяженностью 17,8 км до ст. Багерово, через которую проходит железная дорога республиканского значения. В Краснодарском крае проектируется автотрасса до дороги М-25 протяженностью 41 км и железная дорога протяженностью 42 км до промежуточной станции Вышестеблиевская на железной дороге Кавказ-Крым.

Мало кто знает, но железнодорожный мост через Керченский пролив уже был однажды построен. Более полусотни лет назад, когда немцы еще надеялись получить полную власть над всей Евразией, Гитлер вынашивал голубую мечту - соединить железной дорогой Германию со странами Персидского залива через Керченский пролив. Во время оккупации полуострова фашистскими войсками в Крым были завезены стальные конструкции для возведения моста. Работы начались весной 1944 года, уже после освобождения полуострова Крым от гитлеровских захватчиков.

3 ноября 1944 года по мосту было открыто железнодорожное движение. Однако уже через три месяца опоры моста были разрушены льдом. Утратив свое стратегическое значение, мост был разобран и заменен паромной переправой. Однако независимо от такой, казалось бы, примитивной конструкции, сооружение моста такой протяженности на морском проливе в военное время - историческое событие и техническое достижение.

Новый Керченский мост предполагается сделать двухуровневым, поскольку он должен включать железнодорожные пути и автомобильную магистраль. При этом на некоторых участках моста поезда будут двигаться параллельно с автомобилями, а на других - проходить над ними или под ними.