Что такое костры инквизиции. Сумерки над Европой: костры инквизиции и потери культуры. Кто сказал «мяу»

Сумерки над Европой: костры инквизиции и потери культуры

Введение

Говоря об истории инквизиции, нельзя не поразиться массовым истреблениям людей и очень низкой оценкой человеческой жизни и личности. Люди в невероятных количествах гибли, задыхаясь в дыме и пламени инквизиционных костров, погибали в мучениях в тёмницах и на поле боя. По Европе текли ручьи, реки и едва ли не моря человеческой крови. В свое время Инквизиция была тем, чего боялись: одно слово или жест, и тебя могли схватить и упечь туда, откуда уже не возвращаются. Но что ужаснее всего, так это то, что все изощренные жестокости и кровавую резню нередко устраивали во имя Создателя и во славу Божию.

Религия в то время имела огромную власть над людьми. Люди обращаются к религии с целью обрести душевный покой, найти себя и свое счастье. Верующий человек должен отвергнуть все разновидности безбожия. Вера во что-то неотделима от человека. Но, иногда эта вера переходит все границы. Пронизанные злобой и нетерпимостью к другим, люди наполнены безбожием. Что хорошего в религии, заставляющей людей ненавидеть себя и других? Разве может она принести какое-либо благо своим последователям? В чем тогда ее ценность? Человек, причиняя под влиянием ненависти боль себе и окружающим, навлекает гнев и становится безбожником.

Так давайте же посмотрим, к чему может привести массовая истерия народа, его безграмотность и сочетание фанатичной веры с «умелыми» правителями.

1. Создание инквизиции

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Латинское слово inquisitio означает «розыск». Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков.

. Цели и средства

Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей, и обвинителем. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению; те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. В 1252 году папа Иннокентий IV дополнил правила проведения инквизиционных процессов разрешением использовать во время дознания пытки. Террор инквизиции отрицательно повлиял на отношение Церкви к колдовству, обвиняемые под пытками все чаще вынуждены были признаваться, что действительно были связаны с демонами, отреклись от христианского учения и с помощью Дьявола причинили немало вреда. Инквизиторы собирали эти признания и использовали их как доказательство того, что Дьявол не только подстрекал свои жертвы к отходу от христианской веры, но и вознаграждал их за это сверхъестественными способностями. Так в глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое. Самыми распространенными приговорами инквизиционного трибунала были изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях.

. Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:

1. Додоминиканский этап (преследования еретиков до XII века) , суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер. Зародыши Инквизиции можно найти ещё в первые века христианства - в обязанности диаконов входило разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. Угроза смертной казнью впервые была произнесена Феодосием Великим в 382 году по отношению к манихеям. В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI веке, в Италии, их деятельность отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков. Наиболее строгим наказанием еретиков уже в ту пору было сожжение на костре.

2. Доминиканский период . Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух монахов, объездить окрестности Франции и Испании, для искоренения ереси. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. Установленные в 1233 г. Инквизиционные суды вызывали народные восстания, но всё же продолжали действовать. Тем же Григорием IX инквизиция введена была в других европейских странам, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Но не везде инквизиция отличаясь одинаковою силой и характером. Наибольшего развития и ее сила достигла в Риме. Пик итальянской инквизиции приходится на XVI век, при папах Пии V и Сиксте V.

. Испанская инквизиция . В Испании средневековая инквизиция отличалась исключительной свирепостью по отношению к еретикам-христианам, мусульманам и евреям. Испанская инквизиция была учреждена доминиканцем Томасом де Торквемада (1420-1498), назначенным правителями страны великим инквизитором и утвержденным в этой должности папой. Первоначально испанские правители использовали инквизицию против мусульман и евреев, однако позднее она превратилась в орудие борьбы с политическими противниками. Но, каковы бы ни были ее задачи, испанская инквизиция оставила кровавый след в истории своей страны. По своим методам и процедуре судопроизводства она не слишком сильно отличалась от средневековой инквизиции, однако ее жертвы исчислялись тысячами. Испанский король Филипп II (правил в 1556-1598) укрепил испанскую инквизицию с намерением искоренить малейшие признаки ереси и протестантизма в своей стране. В октябре 1559 он принял решение лично наблюдать за сожжением 12 еретиков. Инквизиция Филиппа с особой жестокостью преследовала. Процессы по делам еретиков происходили тайно, так что те, кто был ложно обвинен и подвергнут пыткам, не могли обратиться даже к местному духовенству. Как и прежде, жертвами этих процессов становились также и известные люди.

. Римская инквизиция. Папа Павел III в 1542 учредил римскую инквизицию. Действие римской инквизиции ограничивалось пределами Италии. Тридентский собор (1545-1563) призвал инквизицию к большей активности, однако даже ревностные католики из числа европейских государей отказывались развернуть религиозную войну против своих собственных подданных. На практике католические государи казнили лишь самое малое число протестантов и только в тех случаях, когда их протестантизм заключал в себе политическую угрозу. Однако в Италии инквизиция под давлением папы Павла IV (правил 1555-1559) немало способствовала искоренению протестантизма. В еще большей степени она помогла искоренить распущенность нравов, приобретенную итальянцами в эпоху Возрождения.

4. Знаменитые жертвы инквизиции

Инквизиционный процесс Жанны д Арк проходил в Руане в январе-мае 1431. Жанна была признана виновной по всем основным пунктам обвинения как вероотступница и еретичка, после чего сожжена на костре. 23 мая Жанне были оглашены 12 пунктов её основных заблуждений. В грамоте указывалось, что слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых-либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов. Явление ангела, принёсшего корону королю Карлу - вымысел и посягательство на ангельский чин. Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых. Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела. Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду. Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей. Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей. Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству. Ссылка Жанны на заверение святых, что она неминуемо попадет в рай, если сохранит девственность, безрассудна и противоречит основам веры. Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему. Она - идолопоклонница, вызывающая демонов. Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях. На заседании суда 29 мая судьи подтвердили факт рецидива ереси и постановили передать Жанну светскому правосудию. Соотечественники боготворили Жанну и переносили на нее черты Пресвятой Девы Марии, целомудрием спасающей от бед родную Францию. Но если французы считали Жанну святой, то англичане уверяли, что она ведьма и в страхе бежали с поля боя. Англичане утверждали, что простая крестьянка не может вести себя на поле боя как истинный воин и опытный военачальник.

мая окончательный приговор об отлучении от Церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на площади Старого Рынка в Руане. В тот же день последовала казнь.

Николай Коперник (1473-1543) - польский астроном и мыслитель. Он родился в маленьком городке Торуни на берегах реки Вислы в семье купца. Начал он с попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентричную систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. В те времена считалось, что в центре мира находится Земля, а вокруг нее движутся Солнце, звезды и планеты. Такую систему называли геоцентричной. Коперник же постепенно пришел к созданию новой гелиоцентричной системы мира, согласно которой Солнце, а не Земля, занимает центрально положение, Земля же является одной из планет, обращающихся вокруг своей оси. Учение было названо гелиоцентричным от греческого слова «гелиос» - «солнце».

Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентричной системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли. Но ещё более неопровержимыми оказались расчеты Коперника.

Труд ученого вышел в день его смерти. Изложенное в книге учение Коперника устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказались едиными для всей Вселенной в целом и Земли в частности.

Теория Коперника рассматривалось католической церковью как ересь, и именно поэтому в 1616 году книга Коперника «Об обращении небесных сфер», опубликованная в 1543 году, была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 года.

Джордано Бруно родился в семье бедного солдата и в семнадцать лет постригся в монастырь, стал монахом. Однако пробыл Бруно в монастыре всего десять лет, ибо ему пришлось бежать оттуда, опасаясь преследований за свои представления о строении Вселенной и суда инквизиции. Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров.

Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира. Такое католическая церковь простить ему не могла.

Бруно был обманом залучен в Италию, где его арестовали и семь лет держали в застенках инквизиции. Ему предлагали отречься от своих взглядов, однако Джордано Бруно не покаялся и не изменил своих показаний.

Тогда Бруно судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов.

Ученый оказался прав: в XIX веке на месте казни Бруно был поставлен памятник - человечество действительно по достоинству оценило труды великого мыслителя.

Галилео Галилей . Он сделал ряд важных научных открытий в области механики и астрономии. Открытия Галилея подтвердили истинность гелиоцентрической теория Коперника и идею бесконечности Вселенной, физическую однородность земных и небесных тел, существование объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в свет сочинения Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» в 1632 году ученый был подвергнут суду инквизиции и был вынужден отречься от своих взглядов. Однако отречение носило формальный характер. Галилей был осуждён к тюремному заключению на срок, который установит Папа. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси»; такая формулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения. Копии приговора по личному распоряжению Папы были разосланы во все университеты католической Европы.

Великий писатель, итальянский поэт Данте Алигьери (1265-1321) был истинным борцом за свои убеждения.

Все знают его «Божественную комедию» - поэму, которая занимает одно из главных мест в истории мировой литературы. Поэма написана от первого лица. Её герой - сам Данте - странствует по кругам Ада, Чистилищу и Раю, общается с душами умерших, однако неземное зачастую оказывается неотделимо от мира реального.

Данте был католиком, верил в Бога и чтил высшее правосудие, обрекшее грешников на мучения в Аду. Но как истинный гуманист он не мог согласиться с порой очень жестокими приговорами Господа.

Естественно, что подобное осуждение Божественной воли не могло не раздражать инквизицию, которая была тем более недовольна «Божественной комедией», что догмат о Чистилище был введен и утвержден католической Церковью намного позже создания поэмы. Описание путешествия Данте по Чистилищу уже было чистой воды ересью.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что его поэма была немедленно запрещена католической цензурой.

Данте был неугоден католической Церкви ещё и потому, что всегда был активным борцом с папой Римской и принимал участие в политической борьбе во Флоренции. За противодействие папской политике правителе города он был вынужден бежать в 1302 году из Италии и до конца своих дней прожил в изгнании.

Данте боролся за независимость своей родной страны. Его заочно приговорили к сожжению на костре инквизиции. Однако когда к поэту пришла мировая слава, Флоренция предложила поэту вернуться на родину, но при этом выдвинула такие унизительные условия и отречение от собственных взглядов, что Данте отклонил это предложение.

Последние годы жизни он провел в городе Равенне, где скончался и был похоронен. Флоренция неоднократно обращалась к властям Равенны, в том числе в наши дни, с просьбами перезахоронить прах Данте в итальянской земле, однако Равенна неизменно отвечала отказом.

Это только одни из самых известных жертв инквизиции, но общее число жертв это «святой организации» огромно. Далеко не все они были сожжены на костре, но все были ущемлены в правах, всем была нанесена глубокая душевная травма и испорчена жизнь.

6. Молот ведьм

Руководство по охоте на ведьм состояло из трех частей.

Первая часть была направлена на психологический и социальный аспект судей, в ней была изложена точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось.

Вторая часть предназначена для потенциальных жертв и охотников, она охватывает собой теорию существования и деятельности ведьм. Это самая большая и важная часть книги, она содержит восемнадцать глав о способах ведьминского вредительства и еще восемь глав о способах устранения колдовства.

Третья часть состоит из 35 вопросов и полностью посвящена юридической стороне этих вопросов (по структуре похожа на кодекс) - доказательства виновности в колдовстве, правила судебных процессов, способы вынесения приговоров пыток, допросов и т.д.

Данная книга очень поверхностно связана с церковными заповедями, но авторы, затуманили людям умы, что привело к роковым последствиям.

Инквизиция уничтожила, от нескольких десятков до сотен тысяч невинных женщин.

Заключение

Инквизиция сыграла огромную и весьма противоречивую роль в истории Средних Веков. С одной стороны инквизиция весьма способствовала укреплению власти королей, помогла сплотить население под знаменем католической веры. С другой стороны на совести инквизиции было подавление всякого вольнодумства, прогрессивной мысли, обстановка ненависти и нетерпимости, недоверия и взаимной слежки. По инициативе инквизиции были устроены гонения на трудолюбивых и преуспевающих людей, изгнание которых для страны стала весомым ударом по её благосостоянию. Возможно, наука получила бы более раннее развитие, не имея за плечами инквизиции. Католическая церковь подверглась бы более ранней реформации и не сыграла бы такой огромной роли в жизни человечества.

Но, пожалуй, самым тяжёлым последствием инквизиции стало то, что некоторые страны Средневековой Европы приобрели статусы отсталых, жестоких и диких. Тысячи невинных людей гибли из-за массовой истерии народа, невежества пап и епископов. Женщина, особенно красивая, приобрела статус дьявольского создания - ведьмы. Именно поэтому, Европа растеряла основу женского генофонда и природных красавиц.

Я считаю, что выполненная мной работа актуальна в наше время. Прошлое осталось позади. Инквизиция своим террором и человеческими жертвами способствовала извращению умов, развитию в народе невежества, фанатизма и жестокости, исчезновению инициативности и великодушия. Безусловно, меня радует тот факт, что общество динамичная система, которая не стоит на месте и постоянно развивается. И мы, как гуманные и современнее люди можем и будем учится на ошибках своих предков.

Список использованной литературы

инквизиция ведьма социальный жертва

1.Григулевич И.Р. История инквизиции. М., 1970. 560 с.

2.Камен Г.Х. Испанская инквизиция. М.: Миф. 2000, 450 с.

.Плавскин З.И. Испанская инквизиция: палачи и жертвы. СПб.: Слово, 2000. 198 с.

.Рассел Д.Б. Колдовство и ведьмы в средние века. СПб.: Евразия, 2001. 480 с.

Http://ru.wikipedia.org

Это седьмая часть из цикла статьей о "святой" . Первая часть, повествующая о предпосылках образования данной организации , вторая часть, рассказывающая о доносах и ведении следствия . Третья часть, которая рассказывает о процедурах допроса и содержания подследственных . Четвертая часть о пытках и поиске дьявольских меток . Пятая часть повествующая о том, как выбивалось признание, а также о секретности организации и ее доходности . Шестая часть о наказаниях и аутодафе .

Костер

"Жаровня" представляла собой эшафот со столбом в центре, к которому привязывали осужденного и обкладывали заранее завезенными дровами и хворостом. Перед сожжением еретиков и ведьм по договоренности сначала душили с помощью гарроты (веревочная петля с палкой) или повешения. Этот акт милосердия применялся, чтобы осужденные не отрекались от своих признаний и "добровольно" подтвердили их. Однако, если обвиняемые упорствовали и явно не раскаивались или перед казнью делали то, что не входило в планы - проповедовали, сыпали проклятиями, кричали о своей невиновности - их сжигали живьем. (А в Италии и Испании сжигали только живьем). Это заставляло большинство осужденных сохранять молчание, чтобы избежать ужасной на костре. Для особо злостных, в глазах , осужденных костер разводили из сырого дерева, чтобы продлить казнь. Сырое дерево вместо сухого хвороста замедляло горение и делало более длительной и болезненной.

Некоторые, наполовину сожженные, выбирались из огня, и их снова бросали туда, пока они не сгорали совсем. А до сожжения им могло быть предписано дополнительное наказание в виде отсечения рук, ног, дробления костей, вырывания кусков плоти раскаленными щипцами. Сопровождавшие на костер упорствующих еретиков монахи и "родственники" пытались в эту последнюю минуту вырвать у своих отречение.

О желании раскаяться такой осужденный мог дать знать только знаком, так как, опасаясь, что он будет агитировать перед народом в пользу ереси, его часто вели на казнь с кляпом во рту. Когда зажигался костер, особо уважаемым прихожанам предоставлялось почетное право подбрасывать в огонь хворост, чем они приумножали перед церковью свои добродетели. Если осужденный на костер умирал до казни, то сжигали его труп. Сожжению подвергались и останки тех, кто был посмертно осужден. В испанской и португальской было принято сжигать на костре куклы, изображавшие осужденных (казнь in efigie).

Наказание детей

Дети младше 14 лет могли получить более легкий приговор. Иоганнес Потт (1689) упоминает о 9-летней девочке из Ринтела, которую обвинили в сношениях с дьяволом; она была только подвергнута порке, одновременно наблюдая за сожжением своей бабушки. В Утрехте 1 августа 1595 г. Фолькер Дирксен и его дочь после жестокой пытки признались в том, что были волкодлаками и убивали скот. Три его сына от 8 до 14 лет, были приговорены наблюдать за их сожжением, после чего их должны были сечь до тех пор, пока не хлынет кровь. Но потом Никола Реми по этому случаю высказывал сожаление, что не приговорил этих детей к сожжению. Как заявлял Сэр Джордж Макензи, королевский юрист: "Все зависит от нашей прихоти". И примеров казней совсем маленьких детей полным-полно.

Постоянные трибуналы

Там, где находила благодатную почву для своей деятельности, она основывала постоянно действующие трибуналы. И, как говорит Иоганн Лиден, "едва ли суровая чума или самый безжалостный захватчик смогли бы подвергнуть такому разрушительному воздействию территорию, как и преследования, не знавшие границ..."

Смертную казнь, как и конфискацию, в теории инквизиция не применяла. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от церкви или объявлением, что виновный не считается больше подсудным суду церкви; иногда добавлялось, что еретик передается светскому суду - что «он отпущен на волю»; это обозначало, что кончилось прямое вмешательство церкви в его судьбу. Со временем в приговорах часто стали упоминать, что церковь ничего не может больше сделать, чтобы загладить прегрешения виновного; передача его в руки светской власти сопровождалась словами: «Да будет наказан по заслугам!» В более позднее время они дополнялись лицемерным обращением, которым инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего; впрочем, оно никогда не формулировалось точно.

Воззвание к милосердию было пустой формальностью, к нему прибегали, только чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением церковных канонов. Но в то же время церковь зорко следила за тем, чтобы ее резолюция не толковалась превратно, то есть в пользу еретика; она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскаялся и не выдал всех своих единомышленников. Один из богословов XIII века провозгласил: «Цель инквизиции - уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того как они будут выданы в руки светской власти».

Светские власти, однако, полагали, что, сжигая еретиков, они исполняют приказания инквизиции. В предписании, данном 9 ноября 1431 года Филиппом Красивым Бургундским своим чиновникам, говорится, что их обязанность наказывать еретиков, «как предпишет это инквизитор и согласно обычаю». Инквизитор XV века Шпренгер, уже не стесняясь, говорит о жертвах, «которые он приказал сжечь». В XVII веке кардинал Альбицио заявлял: «Инквизиторы во всех процессах обычно выносят окончательный приговор, и если это смертный приговор, то он непосредственно и обязательно приводится в исполнение дожем и сенатом» (речь шла о Венеции).

Церковь давала отпущение грехов всем, кто приносил дрова для костра. В XIII веке Григорий IX не стеснялся утверждать, что церковь обязана проливать кровь еретиков. Бонифаций VIII внес в каноническое право напоминание светским властям под угрозой отлучения от церкви, чтобы все, кого передаст им инквизиция, подвергались «быстрому и справедливому» наказанию. Инквизиторам, однако, предписывалось всегда говорить об «исполнении закона» без упоминания о характере наказания, хотя все знали, что единственным наказанием для нераскаявшегося еретика была смерть на костре.

Надо заметить, что светская власть не проявляла отвращения перед исполнением своей ужасной обязанности. Законы всех государств Европы присуждали еретиков к сожжению живыми, и даже свободные республики Италии признавали в лице инквизитора судью, которому следовало повиноваться без рассуждений. Даже Раймунд Тулузский, сам переживший гонения, приказал сжечь живыми в Берлеже, близ Ажана, восемьдесят человек, - правда, произошло это в благочестивом порыве, предшествовавшем его смерти.

Если, однако, по той или другой причине светские власти не решались предать казни еретика, то тотчас в дело вмешивалась церковь. Так, например, в 1237 году во Франции инквизиторы осудили как еретиков десять мужчин и женщин, но чиновники отказались «принять» осужденных, конфисковать их имущество и «поступить с ними, как принято поступать с еретиками», другими словами - отказались сжечь их живыми. Инквизиторы немедленно отлучили этих чиновников от церкви. В 1288 году Николай IV отлучил от церкви и повелел отстранить от должности светские власти многих городов, которые уклонялись от приведения в исполнение приговоров инквизиции, а также наложил интердикт на сами городские общины. В 1458 году в Страсбурге бургомистр и его товарищи отказались было сжечь гуситского миссионера и его служанку, но церковь заставила их исполнить приговор. В 1486 году городские власти Брешии сделали попытку подарить, в обход приговора инквизиции, жизнь нескольким колдунам и колдуньям; более того, они пожелали ознакомиться с делом. Но папа Иннокентий VIII не замедлил объявить, что это желание оскорбительно для веры, и приказал отлучить их от церкви, если они в шестидневный срок не казнят осужденных; муниципальные законы, противоречившие этому требованию, были объявлены недействительными и не имеющими силы. В 1521 году папа Лев X в энергичных выражениях подтвердил инквизитору и епископским судьям Венеции, что их приговоры должны исполняться без всяких пересмотров и дополнительных расследований и что в противном случае они могут налагать на чиновников любые духовные наказания. В общем, светские власти, как правило, были обязаны отправлять людей на костер, иначе они сами могли быть обвинены в ереси.

Постоянно повторяемое учение церкви глубоко убедило лучших ее представителей, что сожжение еретика - это акт величайшей справедливости, а снисходительное отношение к еретикам - ересь, достойная самого строгого осуждения. Таким образом, все были согласны, что еретиков следует сжигать; это мнение было плодом воспитания, которому подвергались в Средние века поколения за поколениями. Еретиком считался всякий, кто не исповедовал католическую веру, защищал иные верования и отказывался отречься от них; для самых упорствующих и закоренелых было одно только наказание - костер.

Но инквизитор далеко не всегда торопился осудить еретика на смерть. И дело тут не в заботе о возможном спасении души; обращенный в католичество бывший еретик, выдающий своих соумышленников, был куда полезнее для церкви, чем обугленный труп; поэтому не жалели усилий, чтобы добиться отречения. К тому же накопленный с годами опыт инквизиции показал, что фанатически настроенные люди часто жаждали мучений и сами желали смерти на костре; следовательно, инквизитор не должен был являться исполнителем их желаний. Инквизиция знала, что первый пыл часто уступал действию времени; поэтому она предпочитала держать упорствующего еретика, одинокого и закованного, в тюрьме в течение года, а то и более. К нему допускались лишь богословы и законоведы, в задачу которых входило воздействовать на его ум, и его жена и дети, которые могли размягчить его волю. И только тогда, когда все усилия не приводили ни к чему, еретика «выпускали на волю»; но даже и после этого казнь откладывалась на день, чтобы он мог отречься, что, впрочем, случалось редко, так как не уступившие до этого времени обыкновенно не поддавались никаким убеждениям.

Если в последнюю минуту упорство еретика оказывалось сломлено и он выражал желание раскаяться, то признавалось, что его обращение было вызвано страхом, и его оставляли в тюрьме пожизненно. Иногда отречение от ереси принимали прямо на костре, хотя относительно этого не существовало определенных правил. Инквизитор Эмерик рассказывает о бывшем в Барселоне случае при сожжении трех еретиков; один из них, священник, сломленный ужасным страданием, когда часть его тела уже подвергалась нестерпимому жару, закричал, что желает отречься; беднягу сняли с костра и приняли от него отречение, однако спустя четырнадцать лет узнали, что он продолжает исповедовать ересь и даже совращает других; тогда его без долгих проволочек сожгли.

Еще в 1184 году Веронский декрет папы Луция III предписывал, что всякий еретик-рецидивист, впавший после отречения в ту же ересь, должен выдаваться светским судам без нового допроса. Согласно Равеннскому эдикту Фридриха II от 1232 года, следовало предавать смерти всех, кто снова впал в ересь, - причем особое внимание обращалось на тех, кто отрекся от ереси, имея лишь одну цель - избежать наказания. В 1244 году Нарбоннский собор упоминает о большом числе подобных случаев и еще раз подтверждает передачу виновных в руки светской власти без нового суда. Об этом же говорит в свой булле в 1258 году папа Александр IV. Характерно сделанное при этом замечание, что церковь нисколько не закрыта для покаявшихся во второй раз рецидивистов, так как они могут получить святое причастие даже и на костре, но даже раскаяние не может избавить их от смерти. Мотивированное таким образом папское решение было внесено в канонические законы. В подобных случаях обещание дать причастие в последнюю минуту вносилось в приговор и жертву всегда сопровождали на костер священнослужители, старавшиеся «спасти ее душу».

Мнимое или действительное возвращение в ересь стало с середины XIII века наиболее частым поводом к смертной казни. Еретики-герои, жаждавшие мученического венца, были сравнительно редки, но было много людей, которые не желали отречься от своей веры и, избежав первый раз смерти, надеялись, что в будущем сумеют лучше скрывать свои взгляды. Все это придало новое значение желанию церкви строго определить понятие возврата к ереси и вызвало множество споров. Там, где сама виновность почти неуловима, задача измерить и определить ее, конечно, не из легких.

Бывали случаи, когда первый суд заканчивался оправданием обвиняемого, но он оставался под подозрением без всяких на то улик, и выглядело странным осуждать его на смерть по совокупности двух преступлений, когда он не был уличен в первом. Недоумевая над разрешением этого вопроса, инквизиторы обратились к папе Александру IV, который дал им вполне определенный ответ. Если подозрение по первому делу было тяжелое, ответил он, то следует, «допуская своего рода законную фикцию», рассматривать его как доказательство виновности человека, и поэтому он должен быть осужден. Если же подозрение было легкое, то обвиняемого следует наказать более строго, чем наказываются за преступление в первый раз, но не применять к нему полностью наказаний, положенных для рецидивистов. Кроме того, для установления вторичного преступления достаточно было слабых доказательств: хватало уже того, что обвиняемый вступил в сношения с еретиком или выказал ему дружеское расположение. Это разъяснение неоднократно подтверждалось Александром и его преемниками - с настойчивостью, которая показывает, как много возникало недоразумений на этой почве; но в конце концов осуждение рецидивистов было внесено в каноническое право и стало нерушимым законом.

Существовал еще один разряд преступников: те, кто убегал из тюрьмы или небрежно выполнял наложенную на него епитимию. По теории, чистосердечно обратившимися считались кающиеся, «с радостью принявшие епитимию», но, если кто-то из них выполнял ее недостаточно ревностно, считалось, что обращение было неискренним, и это влекло серьезные санкции. На тех, кто был замечен в невыполнении епитимии, смотрели как на рецидивистов. Решительный же отказ выполнить епитимию считался признаком злостной ереси и вел прямо на костер. Валансьенский собор 1248 года постановил, чтобы сначала еретиков усовещивали, но, если и после этого они продолжали упорствовать в своих заблуждениях, с ними следовало поступать самым строгим образом; факт невыполнения епитимии иногда даже вносился в приговор, а нарушители порой приравнивались к клятвопреступникам и нераскаявшимся еретикам. Что же до совершивших побег из тюрьмы, то они считались еретиками-рецидивистами, и их без всякого суда передавали светским властям как первых кандидатов на костер. К рецидивистам причисляли и еретиков, которые обратились в католичество и поклялись выдать всех известных им соумышленников, но не сделали этого.

Сжигание человека только за то, что он верит иначе, чем другие, представляется ныне такой драматической жестокостью и так поражает, что в конце концов в нем стали видеть существенную черту деятельности инквизиции. Но необходимо помнить, что среди других наказаний, налагаемых ее приговорами, костер был сравнительно менее употребителен. Инквизитор Бернар Ги за время своей деятельности в Тулузе (1308–1323 годы) отправил на костер шестьсот тридцать семь еретиков и вынес шестьдесят семь приговоров, по которым сожгли останки умерших. При этом тысячи еретиков были обращены в католичество. Дело в том, что инквизиторы более добивались обращений, разоблачений и конфискаций, чем увеличения числа мучеников. Костры поддерживали в населении ужас, который считали спасительным. Главными же наказаниями инквизиции были тюрьмы, массовые конфискации и унизительные епитимии. Да и само существование невидимой, но всезнающей полиции было сущим адом для пребывающих в постоянном страхе обывателей.

Во время казни, когда собиралась толпа смотреть предсмертную агонию мучеников, инквизиторы, чтобы не смягчить фанатизма зрителей, старались не выказывать к несчастным даже малейшей жалости. Виновного не удушали раньше, чем поджигали дрова, как это практиковалось в позднейшей испанской инквизиции; порох еще не был изобретен, и поэтому еще не обвязывали шею жертвы мешком с порохом, чтобы сократить ее мучения, когда пламя охватит ее. Обычно казнимого еретика привязывали к столбу, возвышавшемуся над грудой дров настолько высоко, чтобы зрители могли видеть все его мучения. Священники сопровождали свою жертву до последней минуты в надежде вырвать, если возможно, заблудшую душу из когтей дьявола; если бедняга не был рецидивистом, он мог еще в последнюю минуту отречься и спасти свое тело. Участникам церемонии строго запрещалось убеждать несчастную жертву умереть без сопротивления, или взойти твердым шагом на эшафот, или мужественно отдать себя в руки палача, ибо, давая подобные советы, они могли ускорить ее конец и тем самым допустить «неправильность». Обыкновенно казнь совершалась в праздничный день, чтобы могло собраться больше народа и зрелище выполнило свою воспитательную функцию, ради которой все и затевалось; из боязни, что жертва вызовет в собравшихся чувства жалости или симпатии, ей часто затыкали рот.

Второстепенные подробности известны нам из отчета одного свидетеля казни Яна Гуса в Констанце в 1415 году. Еретик стоял между двух вязанок хвороста; его крепко привязали к толстому столбу, причем веревки охватывали его лодыжки, колени, талию, их продели между ногами и под мышками; на шею ему надели цепь. Затем заметили, что он повернулся лицом к востоку, а так как это сочли неприличным для еретика, то его повернули лицом к западу. Он был обложен до самого подбородка связками хвороста и соломы. После этого граф-палатин Людовик, наблюдавший за исполнением казни, подошел к эшафоту вместе с констанцским прево и в последний раз предложил Гусу отречься. Когда тот отказался, они отошли и ударили в ладоши, что было знаком поджечь костер. Когда огонь пожрал все, то приступили к окончательного уничтожению обуглившегося трупа; его разорвали на части и перебили кости, а затем останки и внутренности снова бросили в огонь.

Когда опасались, что присутствующие сохранят для поклонения останки мученика, то после того, как огонь гас, тщательно собирали пепел и бросали его в проточную воду.

Сохранились отчеты с указанием расходов, которые потребовались на казнь еретиков. Вот, скажем, подробная запись трат на сожжение четырех еретиков в Каркассоне 24 апреля 1323 года: «Дрова - 55 су 6 денье; хворост - 21 су 3 денье; солома - 2 су 6 денье; 4 столба - 10 су 9 денье; веревки - 4 су 7 денье; палачу по 20 су с головы - итого 80 су…» Немного более двух ливров на каждого казненного еретика.

В 1237 году в Тулузе из могил вырыли множество людей, признанных еретиками после смерти. Их полуразложившиеся трупы протащили по улицам, впереди шел глашатай и кричал: «Всякий, кто поступит так, так вот и погибнет»; затем их сожгли на кострах «во славу Бога, Блаженной Девы Марии, Его Матери, и блаженного Доминика, их служителя». Эта процедура, несмотря на то что была довольно дорога, вошла в традицию и сохранялась все время существования инквизиции, причем на нее тратились немалые деньги.

Костер служил инквизиции еще и для того, чтобы очищать страну от «заразительных и еретических сочинений»; это было начало цензуры, занявшей впоследствии видное месте в деятельности инквизиции. В 1210 году был издан приказ сжечь еретические сочинения Давида де Динана, а также «Физику» и «Метафизику» Аристотеля. По приказу Якова I Арагонского сожгли неканонические переводы Святого Писания. Сожгли сочинение Вильгельма из Сент-Амура «Опыты».

Особую ненависть вызывали книги евреев - прежде всего Талмуд; церковь не щадила усилий, чтобы уничтожить их. Эти гонения инициировал обращенный в христианство еврей Никола де Рупелла, который около 1236 года обратил внимание Григория IX на богохульство, заключающееся в еврейских книгах, в особенности в Талмуде. В июне 1239 года Григорий потребовал от королей Англии, Франции, Наварры, Арагона, Кастилии и Португалии, а также прелатов этих королевств, чтобы в субботу грядущего поста, когда все евреи будут в своих синагогах, все книги их были схвачены и выданы монахам нищенствующих орденов. В мае 1248 года в Париже было сожжено четырнадцать возов книг, а затем еще шесть. В 1255 году Людовик Святой приказал сенешалям Нарбоннской провинции уничтожить все экземпляры Талмуда, а также все другие книги, «содержащие богохульства». В 1267 году Климент IV предписал арагонскому архиепископу заставить короля Арагона и его сеньоров под страхом отлучения от церкви распорядиться, чтобы евреи выдали инквизиторам Талмуд и другие книги. Книги, в которых не обнаружится богохульство, следовало возвратить, а остальные опечатать и спрятать в надежное место. В 1299 году Филипп Красивый приказал своим судьям помогать инквизиторам в уничтожении Талмуда. В 1309 году в Париже были публично сожжены четыре воза еврейских книг. В 1319 году понадобились две телеги, чтобы свезти еврейские книги, осужденные на аутодафе в Тулузе. В 1554 году папа Юлий III подтвердил требование инквизиции, обращенное к евреям: им было приказано под страхом смерти выдать все книги, где встречаются богохульственные отзывы о Христе; это папское предписание было внесено в каноническое право.

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Инквизиция автора Григулевич Иосиф Ромуальдович

АУТОДАФЕ И КОСТЕР Того из вероотступников, кто упорствовал в своих ошибках и не желал вернуться в лоно католической церкви, того, кто отказывался признать свои ошибки и примириться с церковью, того, кто, примирившись, вновь впадал в ересь, т. е. становился

Из книги Иисус Христос - конец религии автора Шнепель Эрих

Глава шестая. Как относится седьмая глава послания к Римлянам к восьмой главе В сущности основная тема седьмой главы послания к Римлянам выражена окончательно в Рим.7,6, а именно окончательное освобождение от закона, чтобы всецело отдаться Иисусу Христу. Но промежуточные

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

б. Костер на берегу (28:1–6) Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит. 2 Иноплеменники оказали нам не малое человеколюбие: ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас, 3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на

Из книги Иисус, или Смертельная тайна тамплиеров автора Амбелен Робер

Из книги 33 простых способа создания зон здоровья и счастья у вас дома и на даче автора Блаво Рушель

Ночной костер Шли мы до самой темноты - решили обойтись без обеда, раз столько времени потеряли на поиски Александра Федоровича, и к ночи вышли на берег озера Аккем.И снова треск костра, и яркие звезды, отражающиеся в черной озерной воде…- Леди и джентльмены! Вам не

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

7. Но Господь Бог так говорит·, это не состоится и не сбудется; 8. ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9. и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Костёр На опушке леса весело потрескивал ласковый, горячий Костёр, освещая лужайку вокруг и согревая всех около себя. Блики его света играли с ветвями окружающих деревьев. Он гордился красотой, которую создавал в темноте ночи. Весёлый и жизнерадостный, он притягивал к

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава 10 Ангел со свитком 1 Затем я увидел другого могучего ангела, спускающегося с небес. Он был окутан облаком, и над его головой сияла радуга. Его лицо было как солнце, а ноги - как огненные столбы. a 2 Ангел держал в руке маленький развёрнутый свиток. Он поставил правую

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

Глава 11 Два свидетеля 1 Мне была дана трость для измерений, наподобие посоха, и сказано:- Встань и измерь ею храм Всевышнего, жертвенник, и посчитай тех, кто пришёл туда на поклонение. 2 Но внешний двор храма не включай и не измеряй, потому что он отдан язычникам, они будут

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Глава 12 Женщина и дракон 1 На небе появилось поразительное знамение - женщина, одетая в солнце, у которой под ногами была луна, а на голове - венец из двенадцати звёзд. a 2 Она была беременна и кричала от боли, потому что у неё начались родовые схватки.3 Потом на небе

Из книги автора

Глава 13 1 И вот дракон встал на берегу моря.

Из книги автора

Глава 14 Новая песнь на горе Сион 1 Я посмотрел и увидел Ягнёнка. Он стоял на горе Сион, и с Ним было сто сорок четыре тысячи человек, у которых на лбу было написано имя Ягнёнка и имя Его Отца. 2 Я слышал шум с небес, он напоминал одновременно шум могучих вод, раскаты сильного

Из книги автора

Глава 15 Семь ангелов с семью бедствиями 1 Я увидел на небе ещё одно великое и удивительное знамение: семь ангелов с семью последними бедствиями. Последними потому, что на этом ярость Всевышнего заканчивалась. 2 Я видел нечто похожее на стеклянное море, смешанное с огнём. На

Если советский суд — самый гуманный в мире, то святая инквизиция — полная ему противоположность. Костры правосудия, изощренные пытки, искалеченные судьбы и тысячи невинных жертв — вот она, суровая средневековая романтика. Принято считать, что особой последовательностью в вопросах казни во имя Господа отличились горячие испанцы (видимо, сказался жаркий климат), по праву занимающие первое место во внегласном хит-параде жестокости. Поэтому именно рассказом об их зверствах редакция HistoryTime и открывает серию материалов об инквизиции в разных странах.

Что вам надо? Торквемаду!

Владимир Маяковский писал, что «партия и Ленин — близнецы-братья». То же самое можно сказать про Томаса де Торквемаду и испанскую инквизицию. Мы говорим «Торквемада» — подразумеваем «инквизиция», мы говорим «инквизиция» — подразумеваем «Торквемада». Почему же фамилия этого человека стала синонимом убийства и жестокости? Дело в том, что именно из-за его деятельности в конце XV века произошло второе рождение постепенно дряхлевшей и угасавшей испанской инквизиции. В 1483 году Торквемада, духовник правительницы Изабеллы Кастильской, был назначен Великим инквизитором королевства и получил практически неограниченную власть. Ранее скромный, милосердный юноша (именно так отзывались о нем современники) превратился в одну из наиболее мрачных, инфернальных персон в истории человечества. Согласно архивным данным, за время нахождения Торквемады на главной инквизиторской должности — а это продолжалось более пятнадцати лет — около двадцати тысяч человек были сожжены, и еще сто тысяч лишены имущества, прав и привилегий.

Мавр сделал свое дело, мавр может уходить

Особым преследованиям испанской инквизиции подвергались мавры и евреи, а также марраны (крещеные иудеи) и мориски (мусульмане, принявшие христианство). После захвата испанской армией Гранады в 1491 году был уничтожен последний оплот ислама на Пиренейском полуострове, а через полгода Изабелла Кастильская подписала указ о безоговорочном изгнании евреев, в том числе и обращенных в католичество, со всех подвластных ей территорий. Согласно различным подсчетам, от этого указа пострадало от 200 до 400 тысяч человек. В общем же сложности гонениям подверглись до трех миллионов «неверных» и «лжеобращенных», что существенно ударило по испанскому сельскому хозяйству, торговле и промышленности. К слову, многие иудеи попытались скрыться в Португалии, однако ненадолго: спустя 30 лет соседняя страна решила воспользоваться опытом испанских коллег, и история с изгнанием и преследованиями повторилась.

Многие иудеи пытались схитрить и вступали на путь маррана: формально они принимали христианство, однако на деле вовсе не прекращали исповедовать прежнюю религию. Специально для отслеживания таких перебежчиков инквизиция устраивала своеобразные облавы, в ходе которых проверяла, не хранят ли бывшие иудеи в доме Тору, не отказываются ли они от работы по субботам. Если удавалось выявить подобные нарушения, то об изгнании уже не шло и речи: лжеобращенных теперь ждал только костер.

Кто сказал «мяу»?

Орудие пытки «кошачья лапа»

Конечно, в Испании, как в передовой стране европейской инквизиции, были изобретены национальные орудия пыток. Одно из них — довольно невзрачное приспособление с трогательным названием «кошачья лапа» (или «испанское щекотало»). Этой мягкой лапкой, напоминающей массивные чугунные грабли, с преступника лентами сдирали кожу, а затем в клочья разрывали его тело.

Еще одно изощренное орудие пыток — «испанский сапог» . Он представлял собой металлическое крепление, которое надевалось на голень еретика и затягивалось все сильнее, пока не дробило кости. Также для усиления эффекта палач иногда бил по креплению молотом. После подобной процедуры обычно не было ни малейшего шанса, что кости снова срастутся. Разновидностью «испанского сапога» был «железный башмак» . Разница между орудиями заключалась в том, что «башмак» фиксировался на ступне преступника, а не на голени. Также в этом устройстве были специальные винты, которые многократно усиливали и без того безумную боль еретика.

Ошибочка вышла

Один из наиболее прославленных инквизиционных процессов в Испании был связан с именем Лукреции де Леон, молодой девушки из благородной мадридской семьи. Эта история произошла спустя век после зверств Торквемады. Девушка, будучи известной в своих краях ясновидящей, предсказала, что вскоре Непобедимая армада будет разгромлена, и во время сражения погибнут лучшие полководцы. Также Лукреция предрекла скорую смерть королю Испании Филиппу II: девушка рассказывала, что ей было видение, в котором монарха убили у стен Толедо. Однако предсказаниям горе-провидицы не было суждено сбыться. Тогда святая инквизиция арестовала Лукрецию. Обошлось даже без костра: ясновидящую отхлестали плетьми и приказали ей два года работать в больнице для детей из бедных семей.

Костры легендарной испанской инквизиции, державшей в страхе всех подданных государства, горели не только в Средневековье, но и много веков спустя. Эта мрачная структура была упразднена лишь в 1834 году во время правления королевы Изабеллы II.