Что такое морфемный состав слова? Понятие морфемы. Морфемный состав слова Какие слова могут иметь различный морфемный

что такое морфемный состав слова?

  1. Состав слова. Понятие морфемы

    Состав слова это сочетание его значимых частей (морфем) .

    Морфема (от греч. morphe форма) это наименьшая, неделимая часть слова, обладающая значением. Например, слово подводный состоит из четырх морфем: корня -вод-, приставки под-, суффикса -н- и окончания -ый.

    В структуре слова выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные.

    Корневая морфема составляет лексическую базу слова. Аффиксальные морфемы (от лат. affixus прикреплнный) аффиксы (приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс) оформляют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Например, в словах бодрый, бодрость, бодришься выделяется корневая морфема -бодр-, образующая лексическую базу данных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, -ость, #9632;ишь и -ся) , оформляющие каждое из этих слов как определнную часть речи в системе е форм.

    По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун.

    По своей роли в образовании и функционировании данного слова выделяются морфемы словообразователъные (служат для образования новых слов) и формоообразующие (служат для образования форм слова) . Например, в слова бодрость, бодро суффиксы -ость и -о являются словообразовательными морфемами, а в формах бодрый, бодрая окончания -ый, -ая выполняют формообразующую функцию.

  2. Морфе#180;мный соста#180;в сло#180;ва совокупность всех выделяющихся в нм морфем (в том числе и уникальных) , а также интерфиксов.

    Мно#180;жественность морфе#180;много соста#180;ва сло#180;ва способность слова члениться по-разному. Такой способностью в ряде случаев обладают полимотивированные слова, например: мода #8594; модник 1, модник 1 и модный #8594; модник 2, модник 2.

    Слово может члениться по-разному и в том случае, если учитываются разные точки зрения, например: безусый #8592; ус (1-ая точка зрения: префиксально-суффиксальный способ словообразования, безус#216;ый 1; 2-ая точка зрения: префиксально-флексийный способ словообразования, безусый 2).
    http://yarus.aspu.ru/?id=20

  3. Например: Пришл - окончание нулевое, основа слова пришл, корень шл, приставка при. А суфикса нет.
  4. Спасибо, братиш!
  5. это состав слова

Состав слова особенно часто просят разобрать учеников средней школы. Ведь благодаря таким занятиям ребята намного лучше усваивают материал словообразования и правописание различных выражений. Но, несмотря на легкость данной задачи, школьники не всегда выполняют ее правильно. С чем это связано? Об этом мы расскажем далее.

Общие сведения о разборе состава слова

В филологической науке разбор слова по составу называют «морфемным анализом». Считается, что это самая сложная аналитическая работа, которую следует осуществлять с лексическими единицами нашего родного языка. Но если придерживаться определенного алгоритма, данную процедуру можно провести очень легко, быстро и верно.

Состав слова

Как известно, все состоят из окончания и основы. В последнюю часть входят: суффикс, корень и приставка. Обычно их называют морфемами.

Что такое морфема?

«Морфема» с греческого языка переводится как «форма». То есть это - значимая и минимальная часть слова, которая не может расчленяться на более мелкие единицы.

Морфема обладает грамматическим значением и грамматической формой. Она способна передавать совершенно разные типы значений, а именно:


Нулевые морфемы

Следует также отметить, что помимо материально выраженных, в русском языке встречаются и нулевые морфемы, которые также обладают грамматическим значением. Приведем пример: в слове «дом» не выражено материальное окончание, а в слове «нёс» - суффикс и окончание прошедшего времени.

Из каких частей состоит слово?

Как было сказано выше, в состав слова входят: приставка, корень, основа, суффикс и окончание. Чтобы понять, как верно найти данные части, следует дать определение каждому из них:


Основные этапы разбора слова по составу

Состав слова разбирается согласно определенному алгоритму. При этом необходимо использовать специальные графические обозначения. Рассмотрим основные этапы данного анализа более подробно:


Состав слова: примеры разбора

Теперь вам известен порядок разбора слова по составу. Попробуем применить представленный алгоритм на практике. Для этого используем три разных слова: «подснежник», «повторение» и «помогать».

Морфемика – это учение о значимых частях слова, или морфемах. Значение морфемы определяется в составе слова. Например, суффикс ИК имеет уменьшительно-ласкательное значение: столик, самолетик, карандашик. Морфема как часть слова отличается от фонемы. Фонема лишена значения.

Словообразование тесно связано с фонологией, лексикой и грамматикой. Морфема, как и слово, состоит из фонем. Связь словообразования с лексикой проявляется в том, что вновь образуемые слова пополняют лексический состав языка. Многие морфемы являются носителями определенного грамматического значения, особенно окончания и формообразующие суффиксы. В этом проявляется связь словообразования и грамматики. Так, слова с суффиксом ИЗАЦИЙ- войдут в разряд существительных ж.р. – ракетизация, нуклеаризация .

Любое слово состоит из морфем. Выделяют следующие типы морфем: приставку, корень, суффикс, окончание (флексию), постфикс, интерфикс. Слово может состоять из одной морфемы, например, большинство служебных слов – и, ибо, если ; некоторые несклоняемые существительные – депо ; наречия – где, здесь, там . Хотя этимологически в слове здесь когда-то выделялась приставка С-. Чаще, однако, в слове выделяется несколько морфем. Например, богатырский – выделяется корень БОГАТЫР-, суффикс СК-, окончание ИЙ. В слове грибок выделяется корень ГРИБ-, суффикс ОК и нулевое окончание.

Главный принцип выделения морфем – это принцип сопоставления близких по звучанию и значению слов. Рассмотрим, как действует данный принцип. Так, сопоставляя слова простой/простенький/простоватый/простота , можно выделить общую часть ПРОСТ со значением ‘легко доступный пониманию, не сложный’. Сопоставляя одноструктурные слова простоватый/беловатый/желтоватый , можно выделить общий элемент ОВАТ- со значением ‘небольшая степень признака’. По сопоставлению слов простоватый/простоватая/простоватого выделяют изменяющийся элемент ЫЙ. Итак, в слове простоватый выделяют три значимых части, называемых морфемами. Дальнейшее членение на значимые части невозможно. Поэтому морфему называют минимальной значимой языковой единицей. Морфема, как и слово, воспроизводится и повторяется в речи. Однако есть несколько признаков, отличающих морфему от слова:



Вариант морфемы получил название морфа (алломорфа). Поэтому морфему еще рассматривают как совокупность морфов. Можно сказать, что морф – это конкретный представитель морфемы. Разные морфемы могут быть представлены разным количеством морфов. Так, приставка ВЫ- реализуется в одном морфе. А суффикс ОНОК- может реализовываться в двух морфах – ОНОК/ОНК. Например, медвежонок, медвежонка . На возникновение морфов влияют фонетические процессы, в частности чередование фонем. Так, корневая морфема БЛЕСК- представлена следующими морфами: блеск/блестеть/блистать/блеснуть/блещет . (<СК>|<СТ>|<С>|<Ш’> <Э>|<И>).

Морфема так же соотносится с морфом, как фонема со звуком. Фонема реализуется в звуках, а морфема – в морфах. Фонема и морфема – абстрактные языковые единицы, звук и морф – конкретные. Алломорфы одной морфемы обладают тождеством значения и фонетической близостью. Например, в словах летать/лечу/полет корень ЛЕТ- представлен в трех морфах, и в эту цепочку не входит корень ЛЕТ- из слова лето . Эти слова лишены тождества значения. В словах работа/разрабатывать корни обладают фонетической близостью.

Морфемы различаются по роли в слове и по месту в составе слова. В соответствии с этими принципами выделяют морфемы корневые и аффиксальные. Корневые морфемы – это обязательные морфемы, нет слов без корня. Как единичное исключение обычно приводят в пример слово вынуть , в котором выделяют суффиксы ТЬ- и НУ-, а также приставку ВЫ-. Исторически корень, конечно же, был, только в результате фонетических процессов и действия закона аналогии корень изменился и совпал с частью суффикса.

Аффиксальные морфемы – это не обязательные, факультативные морфемы. Могут вообще существовать слова без аффиксов – здесь, кашпо . К аффиксам относят приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.

Корень – это обязательная в каждом слове морфема, содержащий в себе основной элемент их лексического значения. Например: вода/водный/водолаз/водица/наводнение . Все эти однокоренные слова при разнице в лексическом значении имеют общий элемент значения, связанный с корнем ВОД-.

Корни бывают свободными и связанными. Свободный корень – это корень, который может употребляться в слове без приставок и суффиксов, окончание не в счет. Дом, вода, летний (лето), бежать (бегу), хитрец (хитрый) . Чтобы определить свободный или связанный корень, надо подобрать однокоренное слово, где бы такой корень употреблялся только с окончанием или в чистом виде (для неизменяемых слов).

Связанный корень употребляется только в соединении с суффиксами и приставками. Например: свергнуть/отвергнуть/низвергнуть; добавить/прибавить/убавить; причал/отчалить; обуть/разуть. Многие корни стали связанными в результате исходного слова, имевшего свободный корень. Так, в современном русском языке в слове скудость содержится связанный корень, так как ушло из языка слово СКУДЫЙ со свободным корнем.

Билет 7. Имя существительное как часть речи в современном русском литературном языке. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Реализация компетентностного подхода при изучении русского языка в школе

Имя существительное.

Лексико-грамматические разряды имен существительных :

а) личные и неличные существительные;

б) собственные и нарицательные существительные;

в) неодушевленные и одушевленные существительные;

г) конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, которая имеет категориальное значение предметности, обладает морфологическими категориями рода, числа и падежа и выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Предметность как категориальное значение понимается широко. Это и название конкретных предметов, вещей: дом, ракета, карандаш, окно, лампа, платье; название явлений природа: гроза, ветер, ураган, цунами: название событий: война, история, катастрофа; название лиц: человек, мужчина, сестра, Василий Теркин, космонавт; название живых существ: птица, корова, свинья; название совокупности живых существ, лиц, предметов: воронье, учительство, малинник, дубняк; название признаков: белизна, синь, красота, ширь, доброта; название действий: бег, взлет, наблюдение; географические названия: Москва, Россия, Арал.

Этот перечень тематических групп существительных может быть продолжен. Можно конкретизировать уже названные тематические группы и выделить внутри них определенные подгруппы. Например, в группе «названия живых существ» можно вычленить подгруппы: 1) названия птиц, 2) названия животных, 3) названия рыб, 4) названия пресмыкающихся.

Значение предметности позволяет различные лексические значение обобщать и мыслить как предметные, как название субстанции, носителей признаков.

Грамматические категории рода, числа и падежа выделяют и в других частях речи (прилагательные, местоимения), но как зависимые категории, согласующиеся с категориями имен существительных. Эти грамматические категории являются средством выражения предметности. Род – это постоянный признак, а число и падеж – переменные признаки. Имя существительное изменяется по числам и падежам, то есть склоняется. Склонение противопоставляет существительное глаголу – спрягаемой части речи.

Существительное в предложении может выполнять любую функцию, но чаще бывает подлежащим или дополнением. Например:

Полночь и свет знают свой час.

Полночь и свет радуют нас.

В сердце моем – призрачный свет .

В сердце моем – полночи нет.

В функции сказуемого, определения и обстоятельства имя существительное употребляется с ограничениями: не может быть простым сказуемым, не может быть согласованным определением, не все падежные формы выступают в функции обстоятельства.

По семантике и морфологическим свойствам имена существительные объединяются в лексико-грамматические разряды (ЛГР). Это группы слов на основе общности лексического значения и морфологических признаков. ЛГР свидетельствуют о взаимосвязи и взаимозависимости лексики и морфологии.

Выделяют следующие ЛГР:

1. Имена существительные собственные и нарицательные.

2. Имена существительные личные и неличные.

3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

4. Конкретные и абстрактные существительные.

5. Вещественные и собирательные.

Деление на собственные/нарицательные является первым классификационным свойством имен существительных.

Нарицательные существительные являются обобщенными названиями однородных предметов: трактор, трава, лещ, слон, голова, книга, злость, восстание, факт .

Собственные существительные – это названия отдельных, одиночных в своем классе предметов. Среди них можно выделить тематические группы:

1) имена, фамилии, отчества людей Вера, Надежда, Любовь, Иванов, Петров, Константин Дмитриевич Бальмонт ;

2) клички животных Тузик, Пушок, Каштанка ;

3) географические названия Байкал, Перу, Чад, Канада, Азия ;

4) названия исторических событий Великая Отечественная война, Ренессанс, Классицизм ;

5) названия художественных произведений «Преступление и наказание », «Коммерсант», «Новый мир» ;

6) названия магазинов, кафе, клубов, театров «Подиум», «Аленка», «Юность», «Спутник» ;

7) астрономические названия Венера, Марс, Водолей, Рак ;

8) сорта и марки различных предметов «Волга», «Мишка на севере» ;

Семантические различия между собственными и нарицательными существительными отражаются и в грамматических различиях. Большинство нарицательных существительных имеют формы единственного и множественного числа и могут изменяться по числам: сестра – сестры, дом – дома, береза – березы, берег – берега. Имена собственные могут употребляться либо в форме единственного числа, либо в форме множественного. Поэтому они не изменяются по числам. Например, Сокольники, Афины, Альпы (употребляются в форме мн.ч.); Петербург, Ниагара, Европа (в форме ед.ч.). Если собственные существительные, обладающие только формой ед.ч., употребляются во множественном числе, то это связано с изменением их семантики. Так, форма Петровы обозначает множество однофамильцев либо лиц, находящихся в родственных отношениях род Петровых . А фраза В классе несколько Вер указывает на несколько тезок. Лексемы Обломовы, Маниловы, Чичиковы называет несколько лиц, имеющих общие черты характера. Говорят, что в этом случае имена собственные называют тип людей.

Граница между собственными и нарицательными существительными подвижна. Нарицательные существительные могут пополняться за счет собственных и наоборот. Так, в разряд нарицательных перешли бывшие собственные кольт, наган, галифе, шанель, вальс-бостон. Есть имена собственные, восходящие к нарицательным Орел, Рыбы, газета «Искра». В этом случае говорят о лексико-семантическом способе словообразования, в результате которого образуются омонимы. При переходе собственных имен в нарицательные расширяется семантический объем слов, так как они обозначают не единичный предмет, а целый класс однородных предметов. Сравните: Октавиан Август/месяц август. При переходе нарицательных имен в собственные меняются грамматические свойства, эти существительные могут утрачивать способность изменяться по числам. Можно сказать два орла, но * пять городов Орлов . Имя собственное Волк, например Надежда Волк, утрачивает способность изменяться по падежам.

Анализом имен собственных занимается ономастика.

В лингвистике выделяется также особая группа личных имен существительных. Личные имена существительные называют лицо по характерным признакам:

1) по физическим признакам великан, карлик, здоровый, больной ;

2) по национальности латыш, литовец, армянин ;

3) по профессии учитель, слесарь, банщик ;

4) по политическим убеждениям либерал, коммунист, атеист ;

5) по месту жительства квартирант, курянин, москвичка ;

6) по родству брат, сестра, мать, отец, бабушка ;

7) по половому признаку мужчина, женщина, юноша, девушка .

Названия лиц – это продуктивная группа имен существительных.

Неличные существительные называют не лиц – растения, животных, мебель, камни. Граница между личными и неличными существительными подвижна. Слово голова в прямом значении называет орган человеческого тела, в переносном значении переходит в разряд личных существительных: «Ну, ты голова !».

В категории одушевленности/неодушевленности отражается противопоставление живой и неживой материи, поэтому уже в начальной школе учащиеся легко определяют одушевленные и неодушевленные существительные, используя семантический критерий. К одушевленным они относят названия лиц и животных: человек, лиса, птица, дочь, лось, дежурный, сазан. Это в основном существительные мужского ил женского рода. Существительные ср.р. немногочисленны: дитя, существо, подмастерье; лицо (=человек), субстантивированные прилагательные и причастия животное, млекопитающее, насекомое; слова на –ище: страшилище, чудище.

В качестве определяющего признака одушевленных существительных отмечается способность предметов, которые они обозначают, самостоятельно передвигаться, перемещаться. В школьной практике одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? , неодушевленные – что?

Семантическая классификация не совпадает с научными представлениями: в науках о природе к живой материи относят также растения. В лингвистике нельзя опираться только на семантический критерий. Следует принимать в расчет и грамматический фактор, особенно в тех случаях, когда семантический и грамматический критерии противореча друг другу, как в слове покойник . По семантике это неодушевленное существительное, по грамматике – одушевленное.

В соответствии с грамматическим критерием у одушевленных существительных форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч. У неодушевленных – форма В.п. мн.ч. совпадает с формой И.п. мн.ч. Сравните:

В спорных случаях, когда морфологический критерий противоречит семантическому, опираться необходимо на морфологический критерий. Так, по логике вещей слова мертвец, покойник, кукла, туз, ферзь, валет должны быть неодушевленными, но по грамматическим свойствам они ведут себя как одушевленные. Сравните:

Итак, форма В.п. совпадает с формой Р.п., следовательно, эти существительные одушевленные.

В случае омонимии или многозначности слова необходимо учитывать лексическое значение слова: живой или неживой предмет оно обозначает. Сравните: вижу Орел (город) – неодушевленное; вижу орла (птицу) – одушевленное. Позвать дворника (одушевленное)/включить дворник (неодушевленное). Вижу огромный пень/Этого пня ничему не научишь. Прогневать Марса/полеты на Марс.

Употребляются как неодушевленные существительные тип, образ, характер, называющие действующих лиц в художественных произведениях характеризовать образ Евгения Онегина//характеризовать героя романа.

Наблюдаются колебания в отнесении к одушевленным/неодушевленным существительных, называющих микроорганизмы: микроб, бацилла, бактерия, вирус. Допустимы выражения: рассматривать вирусы/вирусов в микроскоп, уничтожать бактерий/бактерии, исследовать микробы/микробов. Говорят, что данные существительные имеют 2 формы В.п. В профессиональной среде данные существительные употребляются как одушевленные, в непрофессиональной – как неодушевленные. Существительные народ, толпа, войско неодушевленные.

Нарицательные имена существительные бывают 4 типов: отвлеченные – конкретные, вещественные, собирательные.

Конкретные и абстрактные существительные различаются по семантике. Конкретные называют предметы и явления действительности, существующие в виде отдельных экземпляров и особей. Отвлеченные существительные обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака: бег, ходьба, сварка, изучение, строительство (дома), синева, желтизна, духота. Семантика абстрактных существительных не допускает представлений о счете. Семантические различия проявляются и в грамматических свойствах.

Конкретные существительные могут сочетаться с количественными числительными: две тетради, четыре реки, семь гусей. Конкретные существительные могут изменяться по числам: берег – берега, книга – книги, дерево – деревья, брат – братья.

Отвлеченные существительные не могут сочетаться с количественными числительными, не изменяются по числам и употребляются только в ед.ч. Некоторые абстрактные существительные используются во мн.ч., если приобретают конкретное значение. Но тогда наблюдается сдвиг в семантике таких слов: радости жизни, мирные инициативы (= конкретные предложения), красоты природы (=красивые картины), Фетовские чтения. В этом случае они приобретают способность сочетаться с количественными числительными: Знаю я сладких четыре отрады; немного терпения, немало глупостей сказал, много внимания.

Отвлеченные существительные имеют морфемный показатель, так как образуются при помощи суффиксов с абстрактным значением: -ость/-есть, --от,- изн,- ев, -ниj, -тиj, -ств, -изм, -ациj: реализация, беззащитность, красота, желтизна, развитие, синева, низина, разоружение, канцеляризм.

Разновидностью конкретных существительных являются существительные единичные (сингулятивы), образованные с помощью суффиксов –ин-/инк со значением ‘единичности’. Эти существительные обозначают единичный экземпляр, выделенный из однородных предметов: горох – горошина, хворост – хворостина, роса – росинка, жемчуг – жемчужина, снег – снежинка, пух – пушинка.

Вещественные существительные обозначают вещества:

1) химические элементы и соединения вода, водород, гелий, бензол ;

2) сельскохозяйственные культуры овес, ячмень, горох ;

3) пищевые продукты масло , молоко, сметана ;

4) стройматериалы гипс, гипсокартон, глина ;

5) лекарства аспирин, микстура .

1.неизменяемость по числам, употребление только в форме ед.ч. или мн.ч. тесто, глина, лед, железо//сливки, духи.

2.форма мн.ч. обозначает не множество предметов, а сорта или сплошную массу красные и белые глины, минеральные воды, нержавеющие стали ;

3.несочетаемость с количественными числительными *две грязи, *три стали ;

4.сочетаясь со словами меры, употребляются в форме ед.ч. килограмм мяса, много теста//много конфет.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов и лиц как одно неделимое целое. Выделяются тематические группы:

Большинство собирательных существительных имеет производные основы. Они образованы либо безаффиксным способом: зелень, ветошь, нечисть, либо при помощи суффиксов –ур, -ство, -ник, -няк, -j, -ат : аппаратура, старостат, секретариат. Есть несколько непроизводных слов: сор, мусор, хлам, хвоя, бакалея, ботва, дрянь, знать. В этих существительных значение собирательности является компонентом их семантики.

Собирательные существительные не изменяются по числам, имеют только форму ед.ч. и не сочетаются с количественными числительными. Нельзя сказать *две профессуры.

Четкой границы между ЛГР нет. Бывает так, что в разных значениях слово относят к разным разрядам. Например:

· У дороги рос дуб . (прямое значение, конкретное существительное)

· Отделка дома под дуб . (вещественное значение)

Иногда конкретные существительные в ед.ч. могут приобретать значение собирательности: «Рысь живет, как правило, в тайге» . В данном случае имеется в виду не одна особь, а тип.

Трудно провести границу между вещественными и собирательными существительными. Недаром ученые говорят о промежуточном разряде – вещественно-собирательных существительных: хвоя, помои.

Способ разграничения: если можно образовать единичное существительное с суффиксом ин/инк, то это слово следует отнести к вещественным существительным. Например: хвоя →хвоинка, снег → снежинка, помои → *помоинка (собирательное.

Методологические подходы к обучению русскому языку стали складываться в 19 веке. Первой книгой по МПРЯ стала монография Ф.И. Буслаева «Преподавание отечественного языка». Буслаев считает, что не следует излишне теоретизировать на первых ступенях обучения. Однако все современные УМК как раз чрезмерно насыщены теоретическим материалом, за исключением учебников Рамзаевой и Канакиной.

Буслаев утверждает, что нельзя развивать только умственные способности, преподавание родного языка должно быть эмоциональным. Рецепт прост: читайте, комментируйте прочитанное. Одна басня Крылова предложит материала больше, чем специальные пособия.

Буслаев сформулировал главную проблему методики обучения грамматике: как объяснить маленькому ребенку, что есть имя и что есть глагол, если он не имеет представления о действии и имени.

Принципы обучения, разработанные Буслаевым:

1) Практическая направленность обучения. Обучение должно начинаться наблюдения над языковыми фактами. Например:

2) Анализировать только те языковые явления, которыми ученик умеет пользоваться, поэтому не стоит изучать сослагательное наклонение в начальной школе.

3) Анализируя грамматические факты, не стоит забывать о смысловой стороне. Особенно это отчетливо проявляется при изучении предлогов: ткнул в место скопления островов/сделал вместо соседа, в течении реки/ в течение месяца.

Свой вклад развития методики обучения грамматике внес К.Д.Ушинский. Он утверждал, что можно научить правильно писать и по образцам без всякой теории, как писаря. Но такое обучение растянется на многие десятки лет, и каждое новое слово будет ставить грамотея в тупик. Поэтому одной из целей обучения русскому языку он считал усвоение грамматики. Грамотное письмо базируется на знании грамматики.

Современная МПРЯ оперирует следующими понятиями:

1. Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижения целей обучения.

Приемы обучения – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы.

Выбор метода обусловлен многими факторами:

спецификой учебного материала, возрастом учащихся, степенью их подготовленности, конкретными задачами работы и т.д.

Группировка методов.

1) С точки зрения организации учебного процесса:

а) сообщение учителем новых знаний;

б)беседа учителя и учащихся;

в)метод самостоятельной работы учащихся (под руководством учителя).

2) По источнику получаемых знаний:

а)словесные методы (объяснение учителя, работа с учебником);

б)наглядные методы (демонстрация учебных пособий, наблюдение);

в)практические работы (устные и письменные упражнения).

3) По конкретным задачам, стоящим перед учителем:

а) сообщение новых знаний;

б)закрепление знаний, автоматизация;

в)учет, проверка знаний, умений и навыков.

В настоящее время в современных школах в работе по обучению русскому языку младших школьников отдается предпочтение эвристическим методам (в сравнении с догматическими – методами получения готовых знаний): проблемному, поисковому и частично-поисковому, исследовательскому. Особенно популярен в современной начальной школе проблемный метод, который позволяет воспитывать у младших школьников аналитическое мышление, основы творческой деятельности.

Например, по улице, но по площади;

В тетрадке, но в тетради;

В кроватке, но в кровати.

При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа. После этого основа слова разбивается на морфемы. Морфема- это минимальная значимая часть слова. Состав слова- это сочетание его значимых частей: основы(приставка, корень, суффикс), окончание.

18. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Неморфемный называется способ образования новых слов, в котором в качестве словообразовательных средств используются ударение, порядок компонентов, сращения, изменения значения и др. К неморфемный способах образования относятся морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический. Морфемным наз. Способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательных средств используются морфемы- суффиксы, приставки, постфиксы, основы. Морфемный способ словообразования вкл.в себя несколько разновидностей: 1-приставочный способ-образ.нов.слова путем присоединения приставки; 2-суффиксальный способ-присоединения суффикс; 3-приставочно-суффиксальный способ; 4-постфиксальный способ –присоединения к производящей основе постфикса; 5-приставочно-постфиксальный способ; 6-бессуффиксный способ. Способы словообразования

Под словообразованием понимают образование слов от других слов с помощью определенных операций, включающих в себя семантические и формальные изменения характеристик слова. Мотивированным (производным) словом является такое слово, которое имеет мотивирующее, т.е. послужившее семантической и морфемной базой для его образования).Мотивированное слово отличается от мотивирующего или более сложной морфемной (формообразующие и словоизменительные аффиксы во внимание не принимаются) и смысловой структурой, например, слово каменный сложнее слова камень и по морфемному составу (камен-н -ый) и по смысловой структуре (сделанный из камня), или только по более сложной семантике, например, слова ботаник и ботаника имеют одинаковой сложности морфемную структуру, но слово ботаник сложнее по семантике (тот, кто занимается ботаникой) /ср. скрипка и скрипач/, или совмещением значений двух частей речи, например, в слово бегать является мотивирующим для слова бег , которое совмещает значение предметности и действия /ср. новый и новь/.

Обычно разграничивают морфологические (морфемные) и неморфологические (неморфемные) способы словообразования.

Морфологические способы :

I.Аффиксация

1)Суффиксация:

а) материально выраженная суффиксация (каменн ый, записк а, обеда ть); б) нулевая суффиксация (бег, бездарь, дичь, синь, перелет).

2) Префиксация (пере делать, пригород, некрасивый).

3) Постфиксация (где-нибудь , мыться , целовагься , запасите ).

4) Префиксация в сочетании с суффиксацией, в том числе и нулевой (па сынок , под стаканник , про седь, без волосый).

5) Префиксация в сочетании с постфиксацией (раз бежаться , на гуляться ).

6) Суффиксация в сочетании с постфиксацией (горди ться , иужда ться ).

7) Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией (о смели ться , пере шучива гься , про штрафи ться ).

II. Сложение

8) Чистое сложение (домохозяйка, первоисточник, слепоглухонемой).

III. Сложение с аффиксацией

9) Сложение в сочетании с а) материально выраженной суффиксацией (четверостиши[ j ] е, пятилетк а, сельскохозяйственн ый), б) нулевой суффиксацией (длиннорукий, пароход, небоскрёб).

10) Префиксально-сложный (о плодотворить, у миротворить).

11) Префиксально-суффиксально-сложный (по всеместн ый, в тридорога ).

12) Сложносоставные слова занимают промежуточное положение между производным словом и словосочетанием (плащ-палатка, Иван Сергеевич Тургенев, сто двадцать пять).

Неморфологические способы

1) Морфолого-синтаксический способ (конверсия, транспозиция) - образование нового слова путём смены принадлежности к части речи. Это может быть субстантивация (столовая, больной, командировочные), адъективация (первые номера сборной), прономинализация (в данной ситуации) и т.д. В некоторых случаях здесь затруднительно провести грань между синхронным и диахроническим словообразованием. Так, например, адвербиализацию обычно рассматривают как морфологический способ (с начала , боком ).

2) Лексико-синтаксический способ (сращение, слияние) - образование главным образом адъективных дериватов на базе сочетания слов (вечнозеленый /вечно зелёный/, вышеуказанный /выше указанный/, фосфорсодержащий /фосфор содержащий/). Сращение в сочетании с суффиксацией (немогузнайк а /не могу знать, никчемн ый, сногсшибательн ый) представляет собой смешение морфологического и неморфологического способа.

3) Аббревиация - образование аббревиатур (ит. abbreviatura сокращать ← лат. brevis краткий) и сложносокращенных слов: а) инициальный тип с подтипами (БГПУ, ДТП - буквенный; ГОСТ, вуз - звуковой; ЦСКА - буквенно-звуковой);

б) слоговой тип с подтипами (спецфак, завлаб - чистослоговой; зарплата, сберкасса - слог + слово; завуч, сельпо - инициально-слоговой); в) начально-конечный тип (телескопический) - первая часть слова представляет собой инициальный или слоговой тип, а вторая конец (иногда начало + конец) второго (третьего) мотивирующего слова (мэрон - м алоэ ластичный капрон, эсминец - эс кадренный ми ноносец) 1 ; г) усечение - так называемые усеченные слова образуются путем усечения производящей основы независимо от границ морфем (универ, зам, видик, бесхозный).

4) Лексико-семантический способ - образование слов путем распада полисеманта на омонимы (боров «самец свиньи» и боров «горизонтальная часть дымохода у печи», колода, пионер). Последний способ всецело принадлежит к области диахронического словообразования, поэтому рассматривать его в рамках синхронии нецелесообразно.

Способы словообразования можно структурировать и другими способами. Например, словообразование делят на словопроизводство (используются аффиксы), словосложение (участвует две и более полнозначные единицы), транспозицию (переход слов из одной части речи в другую) и аббревиацию (сокращение исходного словосочетания).

Большинство слов русского языка делится на определённые значимые части. Например, в слове разговорчивый выделяются части раз-, -говор-, -чив-, -ый , в слове подставка - под-, -став-, -к-, -а. Почему именно эти части выделяются в данных словах? Потому что в русском языке обнаруживаются другие слова, в которых выделяются точно такие же части с тем же значением: разговаривать, говор ить, задумчив ый, смелый , под ложить, постав ить, поправк и, улица .

Наименьшая значимая часть слова называется морфемой . В зависимости оттого, что выражает морфема, различают главные и служебные морфемы.

Главной морфемой является корень . Корень выражает основное в лексическом значении слова. Слова учу, ученик, учитель, учительский, проучиться имеют общий корень -уч -, выражающий основное в лексическом значении этих слов. Слова, имеющие один и тот же корень, называются однокоренными или родственными словами и составляют одно гнездо.

Все остальные морфемы в слове являются служебными и называются аффиксами .

Одни аффиксы служат для связи слов в предложении. Это формообразующие морфемы . Они, как правило, не меняют лексического значения слова. Другие в основном используются для образования слов. Это словообразовательные морфемы .

Основная формообразующая морфема в русском языке стоит обычно в конце слова и называется окончанием . Кроме окончания, к формообразующим морфемам относятся некоторые суффиксы. Например, -л- суффикс прошедшего времени глагола, -ее - - суффикс сравнительной степени прилагательного, -ть - суффикс неопределённой формы глагола. Часть слова без формообразующей морфемы называется основой слова. В основу слова входит корень - главная морфема- и словообразовательные морфемы, которые определяются по положению относительно корня. Морфемы, стоящие перед корнем, называются приставками (префиксами). Морфемы, стоящие после корня, называются суффиксами .

Словообразовательные морфемы, как мы видим, входят в основу слова.

Основа , в которую входят словообразовательные морфемы, называют производной , например основы слов разговорчивый, прехорошенький, подставка, подписка, записывать.

Производная основу противопоставляется непроизводной . Непроизводной основой называется такая основа, в которую не входят словообразовательные морфемы, например основы слов говорю, хороший, ставлю, пишу . Непроизводные основы совпадают с корнем.

Словообразовательные морфемы в словах с производной основой указывают на отношение значений этих слов к значению родственного слов с непроизводной основой (лесной -относящийся к лесу, лесник - лицо, охраняющее лес, лесоруб -тот, кто рубит лес).



Чаще всего каждый корень имеет в языке соответствующее слово с непроизводной основой: -дом- - дом, -рек- - река,- бел- - белый, -смотр- -смотрю . Но с развитием языка корень может утратить связь с соответствующей непроизводной основой, и тогда в языке появляются корни, которые употребляются всегда в соединении со словообразовательными аффиксами. Например, корень -дe - в словах одеть, раздеть (исторически связан с глаголом деть ). Такие корни, которые всегда используются с теми или иными словообразовательными аффиксами, называются связанными корнями.

Нужно различать слова, не имеющие окончаний, например: здесь, метро, вчера - и слова, у которых только в отдельных формах отсутствует окончание, например: лес , но леса, лесу; стен , но стены; молод , но молода. Отсутствие окончания в отдельных формах у слов, обладающих формами словоизмене­ния, квалифицируется как наличие у них нулевого окончания; стол-0, стен-0, молод-0, потому что отсутствие окончания здесь характеризует определённую форму: в слове стол , например, нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный или винительный падеж существительного, в слове стен - на множественное число, родительный падеж существительного, в слове молод - на мужской род, единственное число краткого прилагательного. Сравните неизменяемые слова: здесь, метро, вчера, у которых отсутствие окончания ни на что не указывает.

Таким образом, с точки зрения строения большинство слов в современном русском языке представляется как соединение морфем. Количество морфем в слове не бесконечно. По наблюдениям, их может быть от одной (например, в словах здесь, да (до семи) стен-а, камен-щик-о, пере-воз-чик-о, уч-и-тель-ниц-а, по-вы-брас-ыва-ть, по-на-смотр-е-л-и-сь ).

Определяя морфемный состав слова, необходимо сначала выделить формообразующие морфемы, т.е. начинать анализ следует с выделения окончания и формообразующих суффиксов. Затем в основе слова выделяется главная морфема - корень, далее - словообразовательные аффиксы: приставки и суффиксы. Все морфемы в данном слове выделяются путём сравнения его с другими словами, имеющими те же морфемы.

Итак рассмотрим, как рекомендуется проводить морфемный анализ слова. Например, анализируется форма слова обвинительному . Находим основу и окончание: сравнивая падежные формы, выделяем основу обвинительн и окончание -ому (обвинительный, обвинительного, обвинительному ). Окончание -ому образует форму дательного падежа единственного числа. Далее определим корень путём подбора родственных слов: вина, виноватый, виновник и т.п. Подбор родственных слов показывает, что корень в слове обвинительный - вин . Затем следует указать суффиксы, подобрать односуффиксные слова (учитель, спаситель, а также гаражный, уличный ), затем указываем приставку -об - и подбираем слова с подобной приставкой (облегчить, обделать, обмакнуть).

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Определите морфемный состав следующих слов.

Академический, аттестационный, безголосица, безобразничать, безмолвствовать, бездельничать, безнадзорный, безотносительный, безукоризненный, бомбардировочный, вербовочный, взволнованный, владычествовать, вместительность, возмутительный, вспомогательный, выразительный, дополнительный, заговорщический, заместительство, затемнение, затруднительный, изгнанница, изгибаемость, исследовательский, клеветнический, копировальщик, любительский, наблюдательный, невозмутимый, неповиновение, неоперившийся, необеспеченность, несовместимый, обвинительный, обходительный, одобрительный, опустошительный, опровержение, ориентировочный, осведомление, основательный, отеплительный, отсылочный, отталкивающий, очаровательный.