Добровольное одиночество. Одиночество: осознанный выбор Осознание одиночества

Одиночество - зачастую осознанный выбор многих людей. Кого-то одиночество пугает, а для кого-то это естественное состояние. Что сподвигает людей выбирать одиночество? Есть как минимум 5 причин для этого.

Самыми распространёнными причинами одиночества являются:

1. Предательство

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с предательством. После случившегося начинается переоценка доверия и отношений. Человек становится более избирательным, чтобы в дальнейшем избежать повторения этой неприятной ситуации. Кому-то это действительно удается, а кто-то наступает на одни и те же грабли раз за разом.

2. Нестандартность мышления и отсутствие единомышленников

Всегда есть люди, чей образ жизни и мышления отличается от большинства других людей. Как правило, такие люди становятся белыми воронами, их мало, кто понимает и поддерживает, они часто натыкаются на стену непонимания, а порой даже и на проявления агрессии. Толпа не любит выскочек, людей, чьи взгляды кардинально отличаются от общепринятых стандартов. Такие "нестандартные" люди, как правило, ведут одинокий, уединенный образ жизни.

3. Детство

Многие специалисты в области психологии утверждают, что большинство проблем, с которыми сталкиваются взрослые люди, имеют своё начало ещё в детстве, так как в этом периоде ребёнок запоминает максимум информации. Его мозг и восприятие работают, словно губка, поэтому все негативные ситуации могут повлиять на дальнейшую жизнь. Одними из самых болезненных воспоминаний являются насмешки, оскорбления и унижения. Ребенок, переживший подобные ситуации, будучи взрослым, стремится избегать повторения подобной ситуации любой ценой.

4. Неудачный опыт в отношениях

Расставание со второй половиной так же является довольно болезненным событием для любого человека. Последствия от такого опыта могут абсолютно разными, поэтому предугадать развитие наперёд практически невозможно. Если эмоциональное потрясение было крайне болезненным, оно может повлечь за собой отказ в будущем заводить какие-либо овые отношения. Их девиз - лучше быть одному, чем с кем попало.

5. Духовное развитие

Встав на путь духовного развития, многие люди отмечают, что им уже не интересны прежние "радости" - походы по клубам, выпивка в друзьями, шумные компании и т.п. Все больше хочется уединения, покоя, общения с Природой и со своим внутренним "Я". Одиночество не пугает, и не радует, это просто возможность побыть наедине с собой, помедитировать, поразмышлять, созерцать и творить.

Что такое одиночество? Проклятье или высшая благодать? Целебная свобода или губительное сумасшествие? Герой Альбера Камю пришел к абсолютному одиночеству в результате погони за свободой, но был ли он рад? Нет, ибо глубинным его стремлением была вовсе не изоляция, а нечто другое.

В прошлом веке вездесущие психологи (в данном случае социальные) проводили многочисленные эксперименты с добровольцами. Целью этих опытов было выяснение влияния социальной изоляции на человека. Испытуемых помещали в комнаты, доступ в которые извне был закрыт. И что бы, вы думали, происходило с этими «несчастными»? Мучились ли они своим одиночеством? Начинали ли мечтать о скорейшем завершении эксперимента? Может быть, погружались в отчаяние или впадали в страшную депрессию? Нет, нет и нет!

Исход всех экспериментов был один: испытуемые выходили из своего добровольного заточения вполне адекватными, а иногда даже отдохнувшими и посвежевшими людьми. Почему? Секрет прост. В их затворнических «кельях» было с кем поговорить! Ведь экспериментаторы оставляли в комнатах книжные шкафы, наполненные собраниями сочинений лучших авторов. В некоторых экспериментах даже фигурировали средства связи вроде телевизора и радио. Да, человек не имел возможностей связаться с людьми, услышать голоса близких. Но при этом общение и связь с миром все-таки присутствовали!

Следует, однако, отметить, что в данном случае большую роль играет уровень образования и интеллекта. Чем они выше, тем проще человек переносит вынужденную, а уж тем более добровольную социальную изоляцию. Ведь в этом случае появляется прекрасная возможность остаться наедине с собой, многое переосмыслить и заново понять. И потом, всегда ведь «приятно поговорить с умным человеком», то есть побыть наедине с самим собой.

Но есть еще один тип одиночества, который не имеет ничего общего с физической изоляцией. Это одиночество духовное. Мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством людей на улицах, в общественном транспорте, на работе, да в совершенно разных местах! Каждый день нам приходится улыбаться кому-то, поддерживать светскую беседу или деловой разговор. Телефон разрывается от звонков и смс, странички в социальных сетях не могут вместить полные списки друзей. А люди чувствуют себя одинокими…

И все чаще можно услышать фразу: «Вокруг столько людей, а я один». Почему? Не потому ли, что живое общение все чаще подменяется у нас виртуальным или, на худой конец, телефонным? Нам гораздо проще набрать смс, чем позвонить. И гораздо важнее отправиться на стотысячную встречу с миллионным клиентом фирмы, чем поиграть в снежки с ребенком или пригласить любимого человека в кино…

Где вы, люди? Ау! Спрятались за мониторами… И уже тянутся пальцы к клавиатуре, чтобы написать новый комментарий к статье или «стукнуть в аську»: «Привет, куда пропал? Давно тебя тут не видела»… А встать из-за стола, хрустнуть затекшими конечностями и постучать в настоящую, «живую» дверь лучшего друга и, дождавшись, когда она откроется, сказать «Пойдем со мной…» уже почти невозможно. Да и зачем? Гораздо проще написать очередное электронное послание с предложением прогуляться и забыть об этом, прикрывшись очередной кучей дел.

Мы подменяем сильные, глубинные связи мимолетными встречами. Делаем выбор между любовью и необременительными интимными приключениями в пользу последних. Сознательно отвергаем дружбу и привязанность, чтобы иметь возможность насладиться призрачной свободой подобно герою Альбера Камю… Зачем?

Что такое одиночество? Осознанный выбор или бессознательная необходимость? Допивая очередную чашку одинокого кофе, я понимаю, что это ни то, ни другое. Одиночество – это страх потерять свое Я, растворившись в другом человеке… Неожиданный вывод? Загляните в себя!

Сознательное одиночество. Анабиоз ума в большом городе

Август 8, 2013 - 6 комментариев

Хочу разобраться в себе…

Хорошо бы пожить на необитаемом острове, так как часто испытываю острую потреность в одиночестве. Понимаю, что это маловероятно. Я – Робинзон Крузо современности, полное одиночество приходит мечтой в мою голову всё чаще. Как бы нахожусь в жизни, внутри общества людей, но больше меня интересует уединение и тишина. Я ощущаю себя каким-то не таким с детства. Хотя говорят, что все люди рождаются изначально одиноки и одинокими уходят.

Манная каша, 80-й уровень бабушки

Я всегда был ребенком, которого никто не понимает. Любил подолгу поспать. Был тихим. В садик не хотел — меня туда заталкивали. Мама приносила мне игрушки, которые я выбрасывал за ненадобностью, они были для меня не по годам, как, впрочем, и программа учебы в дальнейшем.

Бабушка превосходила саму себя в артистизме, когда уговаривала меня покушать. Я все же глотал кусок каши, примятый за щекой. Я всегда забывал поесть. В общем, мама говорит, что со мной она ощущала некую беспомощность. Я был нелюдимый, замкнутый на себе. Садик… школа… ничего не изменилось: и сейчас я люблю одиночество больше, чем общение. Люди кажутся мне пустыми, почему-то чаще всего я не вижу смысла в общении. Таких, как я, мало. В основном люди живут и не заморачиваются. Иногда я тоже так хочу, но мне не дано. Каша в тарелке, каша в голове, с детства… И мое ненавистное одиночество в большом городе.

Цифровой мир моей реальности

Первый компьютер мне купили в старших классах. С тех пор я человек, для которого в Интернете больше жизни, чем в реальной жизни. Читаю, думаю, думаю и читаю. В одиночестве, закрывшись в комнате. Кажется, что когда я читаю, со мной должны меньше разговаривать – я же занят. Но всем почему-то все время интересно, как у меня дела. Удивляются, что я не хочу говорить об этом. Мой переходной возраст прошел под грифом «Странный ребенок» . и сейчас, когда я повзрослел и начал работать ИТ-специалистом, ничего не изменилось. Тут, на работе, все тоже считают меня странным, потому что я люблю одиночество и веду себя соответствующим образом – шарахаюсь общения.

В наушниках на заднем сиденье

Полжизни я посвятил изучению различных направлений настоящей музыки. Я искал и находил группы, которые никто больше не слушал и не понимал. В основном люди мало что смыслят в музыке…. Я уже и не помню, когда выходил на улицу без наушников. Мелодия для меня как топливо для жизни и сопровождение моего молчаливого одиночества.

Может быть нам, программистам, встраивают в роддоме какие-то микросхемы, которые запускает только правильная музыка? Тогда как мама могла не заметить следов лоботомии? Кстати, такие выдумки часто приходят в мою взрослую голову. В студенчестве я думал о пришельцах, иных цивилизациях, Вселенной, о Бесконечности и Вечности… о чем угодно, только не о девушках. Потом поступил в институт. На программирование. Вот там мне было хорошо. Все такие, как я, нас словно выгрузили из одной летающей тарелки.

То, что мне близко про одиночество человека

«Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо пишет про 28 лет жизни вне общества. Я иногда представляю себя на том острове. Читал эту книгу давно, еще в детстве. Но помню, как сейчас, то ощущение зависти к главному герою, которое тогда испытал. Наверное, меня, по сравнению с другими читателями, не достаточно расстраивало отсутствие у него выбора – быть или не быть в одиночестве. Другие люди так бы не думали, они бы воспринимали его ситуацию, как трагичную. А вот меня стремление к одиночеству терзает постоянно. Я хочу побыть один. Почему этого никто не понимает?

Любишь тишину, ночь, одиночество?

Кто же ты, такой странноватый?

Ну, здравствуй, человек с эрогенными ушами – звуковым вектором (численность — 5% человечества). Как эта твоя физиологическая особенность отражается на особенностях твоего психического наполнения? И на твоем мироощущении? Отражается непосредственно.

Ты уже почувствовал, что отличаешься от остальных – остро реагируешь на громкие голоса, не можешь долго находиться в шумной компании, тебя постоянно тянет уединиться где-то. Ты часто склонен мечтать об одиночестве, когда нет возможности остаться один на один со своими мыслями. А вот понимаешь ли ты, почему это так? А главное – нормально ли это, и всё ли с тобой хорошо, почему тебя держит в своих оковах одиночество в большом городе?

А еще ты знаешь, что ты не такой, как все. Ощущаешь свою особенность, что у тебя в жизни есть какая-то необычная задача, которую тебе нужно решить. Одна проблема – нет условий задачи, никакого понимания ее сути, одни сплошные раздумья. Ты очень хочешь понять. Что это за задача, каково твое назначение в человеческом обществе, и не можешь.

Что может быть не так в твоей жизни?

Ты – интроверт, отличаешься избирательным контактом и сосредоточенностью на себе, своих состояниях, мыслитель. У человека должно быть такое же мировоззрение, склонность к изучению разума, чтобы ты смог с ним общаться.

Одиночество это нормальная потребность именно для тебя, но в какой степени ты к нему стремишься – показатель уровня реализованности, наполненности твоей жизни именно тем, что тебе, как звуковику, необходимо.

Так называемый экзистенциальный кризис – ощущение безысходного психологического дискомфорта при мыслях о смысле своего существования – это состояние, которое испытывает любой человек со звуковым вектором. Особенно остро – в подростковый период, если свойства психики не были в достаточно высокой мере развиты: литературой, соответствующими кружками, музыкальным образованием, физикой и другими дисциплинами, где сосредоточенность и абстрактное мышление тренируются, развиваются.

Людям со звуковым вектором (всего векторов 8, у городского человека – 3-4 в среднем) свойственно ощущать так называемое экзистенциальное одиночество, рассматриваемое в философской литературе. В системно-векторной психологии это состояние впервые определено как состояние ненаполненности желаний звукового вектора. В каждом из 8ми векторов задан свой набор врождённых желаний. У семи все свойства связаны с наполнением в материальном мире, и только в звуке это не так. Абстрактному звуковому интеллекту требуется познание смысла всего происходящего, метафизики, духовный поиск и саморазвитие.

Звуковому человеку необходимо сосредоточение. Его желание – «родить» мысль, идею, раскрыть ответы на свои внутренние философские вопросы. Когда-то звуковики создали Интернет, социальные сети как способ объединения умов людей в разных точках планеты, инженерные открытия, всевозможные технологии. Любой звуковик в потенциале способен на многое, если поймет свои особенности и соответствующие им задачи. А иначе – глубокая депрессия и .

Что мешает тебе?

Ты говоришь себе и другим: «Я люблю одиночество». Ты возвращаешься «в люди», и снова тебя тянет обратно, снова чувство своей уникальности и отличия от остальных, «недалеких», как тебе кажется, людей мешает тебе. В итоге ты подолгу сидишь в себе и тщательно выбираешь круг общения в надежде, что все станет другим.

Вроде, живешь и работа нравится, а что-то не так, чего-то не хватает?

В каждом векторе – своя эрогенная зона, канал получения информации из внешнего мира. Кожный покров, мышечный скелет, глаза, рот, уши и т. д. Особая чувствительность этих зон в теле человека и формирует особенности его психики. То есть телесно мы все соответствуем своему психическому наполнению.

Люди со зрительным вектором, например, обладают самой высокой эмоциональной амплитудой, образным мышлением и другими особенностями. Именно они создали когда-то культуру, возведя в ранг самой высокой ценности человеческую жизнь. Они же создали когда-то одежду, сначала как способ ограничить сексуальное влечение, а далее – как способ самовыражения при помощи моды, и все материальные и духовные богатства культурного наследия человека.

Точно так же должно быть использовано чувство одиночества – в уединении и сосредоточении на своих мыслях звуковой человек должен сделать свой вклад на благо общества.

Требуется новое мышление, старые версии не предлагать

Читая книги, узнавая новое и удивительное о человеке как особенном существе, наделенном разумом, что ты делаешь дальше с этим знанием? Какая результативность от твоего, так называемого, одиночества души, твоих поисков, саморазвития, самокопания в полной отключке от внешних раздражителей?

«Мне никто не нужен, мне и так хорошо. Да, я и никто меня не волнует. Я люблю одиночество.» – часто можно услышать от звуковика. Естественное, особенно для звуковика, ощущение своей отдельности имеет оборотную сторону. Человек способен наслаждаться жизнью только в том случае, если реализация его свойств направлена наружу – на людей, а не на себя. Известны ли тебе случаи, когда человек действительно смог обмануть природу? Таких случаев нет. Страшно будет, когда наступит внезапное понимание бессмысленности всех трактатов, духовных практик и поисков, если вся их задача была только в одном – побаловать твой ум, возвысить твою гордыню, не дав ничего миру.

Существует ли методика, способная направить твой уникальный поиск наружу, одновременно избавив тебя от чувства депрессии и ощущения бессмысленности всего происходящего? Способная развернуть тебя к людям, избавив от потребности сбегать от контакта с людьми ? Да. Системно-векторная психология Юрия Бурлана точнейшим образом отвечает на внутренний запрос звукового поиска, дает четкую картину развития человечества: как мы усложнялись от первобытной стаи до настоящего момента, куда и зачем мы идем.

Системно-векторная психология позволяет понять одну простую вещь: все проблемы – в головах, все негативные социальные явления – из-за нашей векторальной недоразвитости, ошибочности наших мыслей, которую можно исправить.

Прогресс невозможен там, где мы не понимаем себя. Достаточно посмотреть ленту новостей, чтобы понять, насколько не удовлетворены и несчастны разумные Homo sapiens, что готовы пойти на все ради удовлетворения своих потребностей в себя. Насколько вышли из-под управления природой, обрели мнимую свободу в безграничных возможностях употребления благ цивилизации. И в каком глубоком кризисе находятся.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана – закономерное и своевременное открытие. Забыть про одиночество, наполненное поиском без ответов и тупиковыми раздумьями возможно.

Иванна Ундер
По материалам лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Фото Mikael Damkier/Shutterstock.com

В Европе и США все чаще говорят о кризисе семьи, а именно о том, что физически и психически здоровые, социально активные, финансово стабильные молодые люди и люди среднего возраста (как мужчины, так и женщины) просто не стремятся создавать семью. Отсутствие партнера их абсолютно не тревожит.

Причем в одном случае речь идет только о нежелании делить с кем-либо свою жизнь (бюджет, место проживания и т.д.), воспитание детей и формирование совместных планов, то есть, о том, чтобы выходить замуж/жениться. А в другом варианте сознательное одиночество может выглядеть как заведомо одинокое материнство (реже — отцовство). Мы попробуем рассмотреть первый вариант.

Сознательное одиночество: основные причины

Социологи считают, что к снижению мотивации создавать семьи приводит:

1. Постепенное исчезновение влияния на мужчин и женщин стереотипов общества («семья должна быть обязательно», «муж — кормилец семьи, жена—домохозяйка).

2. Повышение благосостояния (когда нет необходимости в объединении ради выживания).

3. Повышение уровня комфортности жизни (дрова рубить не надо; в супермаркетах огромное множество полуфабрикатов; стирает стиральная машинка; машину водят как мужчины, так и женщины).

4. Высокий темп жизни (многие люди работают по 10−12 часов в день, и у них просто нет времени не только для каких-либо отношений, но даже и для мыслей об одиночестве).

5. Возможность отделения секса от брака (встречаясь раз в неделю, не обязательно выходить замуж).

6. Отсутствие положительного примера семейных отношений, взятых из детства.

Мужчины и женщины, которые выбирают сознательное одиночество, явно руководствуются одним или несколькими преимуществами такого способа жизни. Можно сказать, что они руководствуются в организации своей жизни словами Омара Хайяма: «Уж лучше быть одним, чем вместе с кем попало».

Кто выбирает сознательное одиночество

К сознательному одиночеству наиболее склонны интроверты и, как ни странно, очень общительные и открытые люди.

Первые более закрыты и даже могут еще больше ограничить свое общение с окружающим миром путем выполнения работы на дому, фрилансерского труда. К тому же выход своим эмоциям они умеют находить в творчестве. На чем же могут и неплохо зарабатывать.

А вторая категория просто не настолько нуждается в постоянных близких отношениях. На первый взгляд, это кажется невозможным. Но такие люди способны получать и отдавать эмоции, просто пообщавшись в кассиром в супермаркете. Они окружают себя поверхностными контактами в необходимом объеме. И для них нередко оказывается этого достаточно.

Сознательное одиночество: недостатки жизни без семьи

Фото jojof/Shutterstock.com

Для тех, кто сознательно одинок, важно иметь друзей и знакомых, с которыми можно было бы разделить свои эмоции и переживания. А эти контакты необходимо поддерживать.

В трудную минуту людям одиноким все же приходится полагаться только на себя. Правда, возражая, они напоминают людям семейным о том, что не все люди в браке счастливы и считают своего партнера надежным.

Данные последних исследований показали, что одиночки чаще имеют вредные привычки, а также питаются нерегулярно.

Доказано, что брак положительно влияет на продолжительность жизни мужчин.

И все же сознательно одинокие люди не исключают такой вероятности, что, встретив свою половинку, они смогут создать семью. Более важно чувствовать себя людьми счастливыми и гармоничными, не зависимо от того, замужем (женаты) ли вы или одиноки.

Эдвард Мунк "Крик", 1893, Музей Мунка, Осло

На прошлой неделе я посетила бесплатный (что сегодня — большая редкость) семинар известного самарского социального психолога, семейного психотерапевта, преподавателя психологического факультета СамГУ. В контексте развития по моему Спецу (педагогика-психология) и работы нашей группы Красных психологов я поставила себе задачу посещать подобные семинары, лекции и практические занятия.

Кстати, ура! Теперь в нашу работу с Алексеем еще включился и Евгений. Он, как и Алексей, из Питера. Закончил факультет психологии СПбГУ, занимается консультированием людей, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях. Профессионально изучал многие психологические методы и подходы. Также Евгений участвовал с нашими товарищами (Костей, его учениками по карате-группе и Алексеем) в Бегущем Городе ! На этой неделе у нас состоится обсуждение наших статей: каждый взял раздел современной психологии, который сейчас изучает, и подготовил для своих товарищей-психологов ознакомительную статью, включив в нее также размышления о том, каким образом возможно использование наработок того или иного подхода в Красной Психологии — в науке о Новом человеке: человеке коммунистическом, человеке . (Отметим сразу, что этим термином мы не обозначаем новую ступень в эволюции человека. Это, скажем так, условная формулировка, которую мы используем в нашем эксперименте по построению ).

А теперь о семинаре. Посвящен он был теме одиночества и логически разбит на две части.

В первой части вопрос одиночества был рассмотрен в аспекте чувства, которое возникает вследствие изоляции человека от других людей, которое он сам выбирает. Красной нитью проходила мысль о том, что человек отгораживается от других, изолирует от людей сам себя и переживает это как одиночество. Причины такого огораживания себя, по мнению ведущего, могут быть разные: страх, гордыня… Страх быть непонятым/ покинутым/ разочарованным чаще всего приводит к острому нежеланию выстраивать близкие, доверительные отношения с окружающими. Гордыня (она же завышенная самооценка и болезненное самолюбие) выстраивает прочный барьер, который постоянно укрепляется высокомерными установками типа «чем больше узнаю людей, тем больше я люблю себя». В результате же человек приходит к часто неопровержимой мысли — «я никому не нужен». В реальности такой человек живет именно так, что ему самому никто не нужен! Таким образом, одиноким он становится вполне осознанно.

Лектор также привел такой страшный пример. В христианской традиции человека, совершившего самоубийство, было принято погребать отдельно от всех остальных, тем самым обрекая его на «вечное одиночество». Возможно, этому обычаю есть и другое объяснение, но ведущий семинара предложил следующую трактовку. Люди не принимали такого выбора, потому что по сути такой человек индивидуалистически решал, что самым простым решением для него будет не преодолеть себя и в итоге — прийти к людям, а прервать свою жизнь, так и не попытавшись прорваться сквозь страх и гордыню.

Но, как известно, человек может чувствовать одиноким себя и в отношениях. Лектор напомнил о строчке из песни: «Просто встретились два одиночества, развели у дороги костер, а костру разгораться не хочется, вот и весь, вот и весь разговор». Такое происходит, когда основная задача людей — заглушить отношениями давящее чувство одиночества. При этом они все равно могут оставаться отчужденными друг от друга.

В контексте второй части рассматривались особенности общения, которые создают проблемы в отношениях (в основном речь шла об отношениях между мужчиной и женщиной). Я искала миниатюру для этой заметки и в итоге вспомнила о картинах норвежского художника Эдварда Мунка, которые ярко и образно иллюстрируют отношения, в которых человек не находит, но теряет себя.


Эдвард Мунк «Вампир». 1897, Национальная галерея, Осло
Эдвард Мунк «Пепел». 1894, Национальная галерея, Осло
Эдвард Мунк «Расставание», 1896

Основная идея, которую постоянно повторял лектор на второй части семинара, — в основном все проблемы во взаимоотношениях возникают из-за недостатка общения. В этом контексте был упомянут так называемый «феномен рентгена»: когда человек ожидает от своего партнера определенных действий, при этом не сообщая о своих желаниях, намерениях и, не дождавшись желаемого, обижается. Типичные фразы, которые звучат при этом: «Я думала, что ты догадаешься…», «Мог бы и догадаться, столько лет мы вместе…», «Я знаю, что ты скажешь…».

Однако лишь одного доходчивого объяснения своих намерений недостаточно — важно также разделять друг с другом сущностные вещи. Кстати, именно разговоры «о главном» — это то, чему, с точки зрения НКК, следует уделять действительно значительное количество времени (что мы и пытаемся делать!). Отношения, в которых нет таких сущностных разговоров, быстро сходят на нет. Пример этому можно увидеть в фильме «Обыкновенные люди» (англ.»Ordinary people», США, 1980. Реж.Роберт Редфорд), который порекомендовал посмотреть ведущий семинара: нежелание делиться главным, неискренность и постановка в приоритет лишь внешнего благополучия приводят отношения героев к трагедии.

Поделюсь еще вот чем. Где-то чуть больше месяца назад я поставила перед собой задачу: стараться в общении с абсолютно всеми встречающимися людьми (разумеется, варьируя темы, способ ведения разговора, объем сказанного и т.д.) затрагивать те самые сущностные вещи: хоть на чуточку, но сменить тот ракурс, с которого они смотрят на мир. В идеале — это стараться доносить абсолютно до каждого: будь то стар иль млад, менеджер среднего звена или левый активист. Разумеется, в определенных случаях приходится выполнять «Шесть правил Глеба Жеглова» — см. х/ф «Место встречи изменить нельзя» (шутка). Но в общем и целом могу сказать, что люди откликаются на подобные разговоры. Они остро чувствуют, что с ними вдруг разговаривают не о погоде и не о скидках на старую коллекцию, а о творчестве, которому есть место в жизни каждого человека, о радости быть вкладом в других, при этом развиваясь самому, о несправедливости, о которой честному человеку совесть не позволит молчать… Так что все эти мысли не чужды людям. Просто, может быть, стоит больше помогать им обращаться к ним? И постоянно, постепенно и последовательно доносить до их осознания, что «человек является человеком лишь тогда, когда он с людьми» (перевод с африканского языка зулу — «Umuntu Ngumuntu Ngabantu» ).