Есть ли связь между Орденом Тамплиеров и масонами? Тамплиеры (масонство) Масоны и тамплиеры

В начале зодческой работы мне хотелось бы сделать ряд предваряющих замечаний. Во-первых, тема настолько обширна, что я сузил задачи работы только до рассмотрения организационных связей тамплиеров и масонов, умышленно не касаясь эзотерической составляющей. Для этого потребуется отдельное исследование. Во-вторых, в работе понятие исторических взаимосвязей предполагает поиск истоков масонства, а не поиск следов сохранившихся остатков тамплиеров. Попытаюсь это объяснить. Я далек от мысли, что на протяжении почти 700 лет тамплиеры сохранялись в первоначальном и неизменном виде. И потому это не поиск следов тамплиеров как таковых, а поиск того, как трансформировались структуры тамплиеров после разгрома, и имеют ли они отношение к истокам масонства. И наконец последнее предварительное замечание. Эта зодческая работа не претендует на исчерпывающее изложение всего исторического материала, посвященного связям масонам и тамплиерам.

Рассмотрение проблемы я предлагаю вести в двух встречных направлениях. Первое. Каким образом, откуда и почему на историческую арену вдруг ворвались масоны и почему их прошлое до 1717 года окутано пеленой неизвестности? Или как таковой истории масонства не было?

Второе направление. Каким образом, куда исчезли остатки тамплиеров и оставили ли они после себя преемников? Или в одночасье растворились сами рыцари, их богатства, финансовая система и флот?

Уже сама постановка этих вопросов априори предполагает, что масоны не могли появиться ниоткуда, а тамплиеры не могли в никуда исчезнуть. Но кто был предшественником масонов, и кто был преемником тамплиеров — эти вопросы до сих пор остаются актуальными. Слишком мало исторического материала и слишком много домыслов в обоих случаях. Но есть другой путь. Это — путь исторической реконструкции, когда недостающий факт не домысливают, дав волю своей фантазии, а достраивают, исходя из логики исторического процесса, сложившейся ситуации, анализа письменных источников и устных преданий.

Начнем с происхождения масонов. Как известно, 4 лондонских ложи в 1717 году объединились в Великую Ложу. И тут сразу появляются вопросы. Сам перевод на русский язык термина Великая Ложа не совсем точен. Скорее, имеется ввиду Большая ложа, то есть ложа объединившая несколько более маленьких лож. И в тот момент Великая Ложа не претендовала на то, что она является представителем всех масонов Англии (или их вообще не было?). Не случайно, в ответ на создание Великой Ложи объявляет о своем создании Великая Ложа Йорка, претендуя на свою более древнюю историю. А кавалер Рамсей уже во Франции объявляет о привнесении на континент масонства из Шотландии. Затем, много позже, выясняется, что масонские ложи спекулятивного характера были в 17 веке, о чем свидетельствуют дневниковые записи Эшмола. Есть указания на то, что еще в конце 16 века знатные дворяне работали в ложах. И наличие лож не ограничивалось одним лишь Лондоном. Итак, в любом случае история спекулятивного масонства отодвигается на столетие, а то и больше, назад. Но вместе с этим, нам предлагают версию о происхождении спекулятивного масонства из недр средневековых гильдий каменщиков. На мой взгляд, это не выдерживает никакой исторической критики. И вот почему.

Гильдии каменщиков в средневековье по многим позициям не отличались от других средневековых цехов. По крайней мере, истории об этом ничего не известно. Зато известно, что все гильдии городских ремесленников были крайне преданными католицизму и Римскому папе. И представить, чтобы ложи каменщиков провозглашают терпимость к религиозным воззрениям своих братьев, - невозможно. Кстати, клятва на Библии тоже довольно интересный факт. Книги в средневековье были не просто дороги, а баснословно дороги, и трудно себе представить, чтобы в каждой ложе, собирающейся тайно, была своя Библия.

Даже внутри самой гильдии, в рамках одного города, было трудно продвинуться по социальной лестнице. Место мастера в цеху занимал конкретный человек, имеющий свой инструмент и мастерскую. Количество заказов внутри средневекового города, очень не большого по своим размерам, было весьма ограничено. И потому новый мастер далеко не всегда становился таковым по официальному статусу после того, как сдавал экзамен на мастерство. И после успешного экзамена он еще долго мог быть подмастерьем, пока не освободится место мастера по смерти его предшественника или в связи с расширением числа заказов, когда уже имеющиеся мастера не могли справиться с объемом работ.

О каком братстве, какой взаимопомощи, каких тайных путешествиях и страшных секретах, за которые надо было быть готовым отдать жизнь, мы можем говорить, если рассматриваем жизнь гильдии оперативных каменщиков? И наконец, о символах масонства. Чистые и незапятнанные фартук и перчатки — можем мы ли это представить, говоря о каменщиках на строительных работах? (Кстати, а были ли эти фартук и перчатки, как таковые, у средневекового каменщика?) Итак, символы масонства, традиции секретов, религиозная терпимость и многое другое, свойственные спекулятивным масонам, не могут иметь истоки в средневековых гильдиях оперативных каменщиков. Спекулятивные масоны использовали инструменты каменщиков для наполнения их своим философско-нравственным смыслом и не более.

Кстати, о философии, науки и эзотерики в масонстве. Не касаясь подробно самого содержания этих понятий, хотел бы обратить внимание на следующее. Сами идеи таких ученых как Ф.Бекон, как розенкрейцеры, а также как основатели Королевского Общества, впоследствии Академии, очень перекликались между собой и имеют непосредственные связи с философией масонства. Но представить, что представители интеллектуальной и нравственной элиты Англии, вдруг все вместе бросились искать членство в средневековых цехах каменщиков, которые и в Новое время продолжали цепляться за свои традиции и привилегии, не просто трудно, но я бы сказал даже более определенно - невозможно.

Подведем промежуточные итоги. Использование исторической реконструкции не позволяет согласиться с распространенной версией о происхождении масонства. Масонство появилось намного раньше, чем принято считать. Масонские ложи были распространены в Англии и Шотландии, их предшественниками не могли быть гильдии средневековых каменщиков. Соответственно мы обязаны искать истоки масонства в другом месте.

В таком случае обратимся ко второму направлению поиска, к тамплиерам, точнее ко времени разгрома тамплиеров и последующим событиям. Давайте зададимся вопросом: насколько невосполнимый ущерб был нанесен королем Филиппом Ордену Храма? Могли ли сохраниться тамплиеры после этого разгрома, или же у них не было на то шансов? Да, во Франции удар по тамплиерам был нанесен сокрушительный. Но как соотносится наше представление о Франции и наличии тамплиерских командорств на территории Франции с реалиями того времени? Когда мы говорим о том, что указ Филиппа был выполнен на всей территории Франции, мы вольно или невольно представляем Францию в современных границах. Но в то время ряд командорств на французской территории не относились к юрисдикции королевской власти Франции. Провинция Пуату с городом Бордо и ряд других территорий были владениями других монархов, в частности, английского короля. Поэтому здесь приказ об аресте тамплиеров не мог быть выполнен. А в Ла-Рошели флот тамплиеров беспрепятственно снялся с якоря и ушел в неизвестном направлении. Кстати, меня всегда удивляло это понятие — в неизвестном направлении. Тогдашний флот, не имея возможности ходить против ветра и имея маленькое водоизмещение, не мог далеко уйти, он мог быть только в пределах Ойкумены, известной средневековым европейцам, а это - Прибалтика, Скандинавия, Британские острова, Испания, Португалия и менее вероятно — побережье Средиземного моря. И если конечно не брать на веру легенду о том, что тамплиеры скрылись в Америке.

Итак, даже на территории Франции не мог быть выполнен приказ об аресте тамплиеров, что означает сохранение свободы значительному числу членов Ордена даже во Франции. Но это не все. Известно, что в Испании и Португалии командорства продолжали действовать, лишь немного изменив название своего Ордена. Это означает, что уже здесь была возможность укрыться тем, кто спасался от преследования французских властей. В Португалии и Испании рыцари продолжали свою деятельность, и даже существует предание, что морские карты для путешествия на Запад - в целях открытия Америки и на Восток — в целях открытия пути в Индию, были получены от последователей тамплиеров. Крест, который был изображен на парусах бригантин, шедших на открытие новых земель, был абсолютно похож на крест тамплиеров. Насколько это соответствует исторической истине - это предмет другого исследования. А сейчас следует отметить, что в Испании и Португалии командорства тамплиеров сохранились. Но вряд ли они могли стать структурами, предшествовавшие масонству. Они могли действовать открыто, не занимаясь созданием тайной сети, разработкой системы тайных знаков и т.д.

А вот Пуату и Англия представляются интересными для нашего анализа. Несомненно, члены Ордена на юго-западе Франции, где были английские владения, знали до подробностей, что происходило во владениях французского короля и конечно, сразу же сообщили об этом своим братьям в Англии. Именно здесь складывалась благоприятная обстановка для сохранения тамплиерских структур, хотя и не в таком явном виде, как на Пиренейском полуострове. Английский король Эдуард II, еще совсем недавно посвящавшийся в рыцари при участии тамплиеров и на территории их приорства, был молод и слаб характером. Исполнять просьбу своего тестя короля Филиппа ему не хотелось. Тамплиеры ничего плохого не сделали Эдуарду, пользовались поддержкой английской знати и обладали большими финансовыми возможностями. Преследования тамплиеров могли создать дополнительные конфликты с английским дворянством, которое и так не жаловало Эдуарда II за гомосексуальные пристрастия. И потому в Англии приказа об аресте тамплиеров не было 3 месяца. Этого времени было достаточно, чтобы тамплиеры, обладая информацией о событиях во Франции и имея разветвленную сеть прецепторий в Англии, могли подготовиться к будущим событиям, создать систему секретных убежищ и отработать правила опознавания своих. А спустя 3 месяца, после переписки с французским королем и Римским папой, когда король Англии отдал приказ об аресте, то было арестовано всего 2 человека. Все остальные пропали. Опять встает вопрос куда они пропали, где их надо искать и чем стали заниматься эти воины?

Итак, подведем промежуточный итог. Приказ Филиппа был полностью выполнен не на всей территории Франции из-за того, что его власть не распространялась на все французские земли. На юго-западе Франции, а также в Англии тамплиеры имели 3 месяца для подготовки своего убежища и создания системы связей этих убежищ. Флот, стоявший в Ла-Рошели, ушел в неизвестном направлении. Но его отдельные корабли могли беспрепятственно возвращаться в порт еще 3 месяца и перевозить тамплиеров в неизвестном направлении. Тамплиеры, практически открыто, сохранились в Испании и Португалии.
Также неизвестным остается, что произошло с банковской системой тамплиеров. Обычно обращают внимание на бесследное исчезновение их сокровищ Но кроме того, всем была известна их система использования своеобразных «дорожных чеков», предоставления кредитов, перевода денег и т. д. Конечно, финансово-кредитные отношения были еще в зародыше. Но и финансовых структур, которые оперировали бы на территории Европы и Ближнего Востока, было на перечет - коммерческие компании ломбардцев, евреев, тамплиеров и некоторых других. Мы отлично знаем, какой резонанс получается в случае ликвидации одного из основных финансовых учреждений - неразбериха, банкротства и т. д. Но почему-то все этого не произошло в связи с разгромом тамплиеров. Может быть сокровища тамплиеров никуда не пропадали, и их деятельность в финансово-кредитной области не прекращалась? Это тоже требует отдельного рассмотрения.

Вернемся к Англии. Поимка двух тамплиеров из многих сотен заставляет задать вопрос, а где остальные? По всей видимости, часть перебралась на Пиренеи, а часть в Шотландию. В Шотландии разворачивалась борьба против Англии за свою независимость. Это борьба шла с переменным успехом. Партизанские вылазки шотландцев заканчивались успехом, а крупные битвы, где нужна была дисциплина и мощь рыцарской конницы, шотландцы проигрывали. Шотландское дворянство не признавало никакой дисциплины и не хотело никому подчиняться. И вот Роберт Брюс, стоявший во главе этой борьбы, обратил внимание на гонимых тамплиеров. Он не выполнял и раньше распоряжения Римского папы об аресте тамплиеров, и они находили в Шотландии приют. А теперь, после запоздалого приказа английского короля об их аресте, беглые тамплиеры могли в Шотландии не только найти убежище, но и применение своим боевым искусствам, что так было нужно Роберту Брюсу в борьбе против англичан. Результат не замедлил сказаться.

В 1314 году, когда во Франции сожгли Жака де Молле, Роберт Брюс наголову разбил войска англичан у Бэннокберна. И роль тамплиеров, как профессиональных воинов-рыцарей, здесь была далеко не последней. Разумеется, эта заслуга перед Шотландией не могла остаться без вознаграждения. И хотя впоследствии Р.Брюс наладил отношения с католической церковью, но неафишируемый приют и возможность продолжить тайную деятельность он тамплиерам предоставил. Именно этим объясняется, что в глухих северо-западных районах Шотландии, где было удобно поддерживать морское сообщение с Ирландией и через нее с континентом, сохранились могилы тамплиеров, относящиеся к этому и более позднему времени. И что очень примечательно, на этих тамплиерских могилах встречаются масонские символы. Именно этим же объясняется и такой феномен как часовня Рослин, где, с одной стороны, использован при построении план храма Соломона, а с другой, - на колонне - есть изображение очень напоминающее прием неофита в масонское братство.

Можно заявить, что на этом следы тамплиеров в Англии и Шотландии теряются, и мы не сможем довести историческую линию до времен первых масонов. Но дело обстоит не так просто. Джон Робинсон в своей книге убедительно показал, что следы тамплиеров можно найти в конце 14 века в связи с восстанием Уота Тайлера. Сам Уот Тайлер появился из ниоткуда, но его фамилия — Тайлер — по английски звучит очень по масонски и по тамплиерски одновременно. Именно так по-английски звучит должность одного из офицеров в масонской ложе. Тайлер имеет отношение также и к тамплиерам. Во время проведения капитула страж тамплиеров выставлялся на крыше храма, то есть на его кровле. И не случайно, что перевод слова тайлер обозначает кровельщик. И наконец, возвращаясь к Дж.Робинсону, в переводе со старофранцузского тайлер означает воина-рубаку, то есть именно такого, кто должен стоять у входа в ложу и охранять тайну проведения собрания.

Сама история восстания связана с событиями, которые имеют непосредственное отношение к тамплиерам. Восставшие врывались, в первую очередь, в здании и церкви, принадлежащие госпитальерам и сжигали здесь же все бумаги этого ордена. Следует отметить, что вся собственность тамплиеров после их разгона была передана госпитальерам, что не могло не вызвать стремление к мщению у последователей тамплиеров. Самое интересное заключается в том, что когда восставшие ворвались в церковь тамплиеров, переданную госпитальерам, они не стали сжигать бумаги внутри. Словно боясь нанести урон имуществу тамплиеров, они вынесли их на дорогу и только потом сожгли.

Восставшие действовали очень согласованно, хотя двигались к Лондону с разных направлений. И во всех случаях имущество госпитальеров подвергалось разграблению, а командиры этого Ордена - казни. Дело доходило до поразительного. Уже в Лондоне, восставшие разгромив весь город, вызвали на переговоры короля, который скрывался в Тауэре. И когда на лодках король вместе со свитой поплыл на встречу, главари восстания с небольшим отрядом ворвались в Тауэр. Возникает вопрос, каким образом небольшому отряду удалось взять штурмом мощную крепость? Но еще более удивительно то, что после взятия Тауэра, восставшие схватили приора госпитальеров, казнили его и удалились прочь, не нанеся больше никакого ущерба крепости и не имея желания там остаться. Подобное происходило не только в Лондоне, но и в других регионах. Складывается убеждение, что в числе главных целей восставших были госпитальеры и их имущество.
После ареста руководители восставших указывали, что действовали по указанию некоего Великого Общества. К сожалению, следствие не стало интересоваться, что это за Великое Общество. Логическим продолжением этой линии сокрытия истинных руководителей восстания является и тот факт, что после смерти У.Тайлера и ряда других вождей, иные участники не только не были казнены, но и вскоре были отпущены на волю. Нельзя избавиться от мысли, что некие люди, пожелавшие остаться в тени, но обладающие значительным влиянием, добились их освобождения. Ненависть к госпитальерам, согласованные действия в разных регионах, стремление сохранить имущество тамплиеров, наличие некоего Великого Общества — это свидетельства, которые заставляют задаться вопросом: не является ли это следом тайной организации, созданной после разгрома Ордена Храма?

Но наличие тайной организации, имеющие связи с тамплиерами еще не означает связи этой организации с масонами. Поэтому для дальнейшей реконструкции нам следует перейти к ритуальной практике масонов. Многие термины, используемые в английских ритуалах, а также некоторые неясные указания в масонских легендах можно понять только привлекая для этого историю тамплиеров. Д. Робинсон указывает, что при посвящении в масоны английским масонам в старину заявляли, что они становятся братьями пиратам и корсарам. Казалось бы, откуда эта фраза? Но если мы вспомним, что флот тамплиеров ушел из Ля-Рошели и следы его теряются, то начинает складываться определенная картина. Тамплиеры становятся гонимыми, а корабли - их домом и средством пропитания. Вряд ли из рыцарей получились бы старательные рыбаки, а вот удачливые и умелые корсары из них получились бы очень легко. Они оказались вне закона, у них были корабли и навыки военного дела — все это это было логическими посылом стать корсаром. Может отсюда и эта фраза о «брате корсарам» при посвящении?

Теперь вернемся к знакам и фразам, используемых в масонской практике. Если средневековому каменщику не надо было укрываться и давать для опознания тайные знаки, то для разгромленных тамплиеров, для сохранения своей жизни им надо было усвоить практику секретных слов и символов. Если для заседания гильдии каменщиков не было смысла укрываться и охранять в тайне ее собрания, то для разыскиваемых тамплиеров жизненно необходимо были вооруженные привратники (тайлеры по-английски) и специальные опознавательные знаки, которые помогли гарантировать, что посторонний не попадет на заседание ложи. Если для каменщиков из средневекового цеха не надо было под страхом смерти хранить некие тайны, то для тамплиеров нарушение тайны грозило смертью всем членам общества. И наконец, если оперативные каменщики были верными католиками, то тамплиеры были отвергнуты Римским папой и волей или не волей оказались вне пределов церкви. Наличие среди них людей, которые склонялись ли католицизму, или принесли с юга Франции катарскую ересь, или с Востока — идеи гностицизма, могло привести к пагубным разногласиям и окончиться разгромом тайной организации. Именно поэтому стал так необходим принцип религиозной терпимости. Главное, что бы признавалась вера в Единого Великого Господа Бога, который получил общее для всех название - Великий Архитектор Вселенной. Все, что было не уместным и не понятным для практики оперативных масонов, становится вполне объяснимым и понятным, если это касается скрывающихся тамплиеров и их последователей.

Подобная реконструкция подтверждается также анализом масонских терминов. Общеизвестно, что Орден Храма был франкоязычным. Вместе с тем, многие масонские термины на английском можно понять, только используя знание старофранцузского. Выше уже указывалось о старофранцузском происхождении слова тайлер. Но этим все не ограничивается. Тайлер охранял ложу от "cowans and eavesdroppers", что в объяснении английский масонов переводится как профанов и соглядатаев. Но не в английском, ни в шотландском языках такого слова "cowans” нет. А вот во французском есть слово "сouenne" произносимом как "куэн", что означает невежда или мужлан. Значит тайлер охраняет ложу от невежд и любопытствующих.

В английском ритуале используется опознавательный жест "due-guard". Во французском языке есть выражение "gest du gard", что переводится как защитный жест. В английском варианте его сократили и англизировали до "due-guard". Подобная картина и со словом Lewis, что обозначает сына масона. Во французском есть слово Levees, обозначающее понятие побеги, отпрыски. В английском произошла инверсия v на w. Использование этого слова вполне логично для обозначение потомства масонов. И еще один пример. Во время посвящения на неофита надевают петлю, которая на английском обозначатся словом cable-tow. Казалось, бы это можно перевести английским словосочетанием, которое означает толстый морской канат. Но французский вариант оказывается более приемлемым. С французского слово cable можно перевести как повод или недоуздок, что более точно передает значение этого атрибута, так как посвящаемого в буквальном смысле слова ведут по храму на поводке.

Перечисление подобных старофранцузских и шотландских слов в масонском лексиконе, смысл которых становится более понятным при переводе на современный язык, можно продолжить, но уместнее в этом случае обратиться к книге Д.Робинсона, которая стала для меня источником информации по этому вопросу. Но уже этих примеров достаточно для того, чтобы уяснить, что тамплиеры, как франкоговорящие рыцари, оставили масонству целый ряд выражений, которые нельзя правильно понять, если не обратиться к старофранцузскому языку, на котором говорили рыцари Ордена Храма.
Этот же автор приводит несколько объяснений по поводу ритуальной атрибутики. Масонский фартук делали их овечьей шкуры. Тамплиерам же единственно, что разрешали использовать в одеянии, кроме грубого полотна, была овчина. Переход овчины из одеяния тамплиеров в символ чистоты масонства становится весьма объяснимым. Точно также обстоит дело и с перчатками. Если оперативным каменщикам средневековья перчатки не соответствовали их социальному положению, то для рыцарей перчатки были обязательным элементом одежды. Здесь также можно продолжить перечень подобных примеров, но я вновь отсылаю к первоисточнику.

Итак, в результате реконструкции, полученной в ходе продвижения по второму направлению, мы получаем следующее. Тамплиеры имели время и возможность перебраться в безопасные места и сохранить свой Орден. Но если в Испании и Португалии это приняло официальные формы, то в Англии и Шотландии это привело к созданию тайной организации. При создании тайной сети своих убежищ им потребовались секретные знаки и слова для опознавания своих, только при соблюдении тайны, под угрозой смертельного наказания за ее разглашение, тамплиеры смогли сохранить свою секретную организацию И только им потребовалось вводить принцип религиозного терпения в условиях отлучения от католической церкви. И напротив, все эти символы, секреты и т.п. совершенно не нужны были средневековым каменщикам.

Следы тайной организации преемников тамплиеров прослеживаются спустя многие десятилетия после их разгрома. От помощи Р.Брюсу и его шотландским борцам за независимость до восстания У.Тайлера — вот путь рыцарей и их последователей, не пожелавших смириться с решениями французского короля и Римского папы. Следы их секретных структур можно найти от юга Англии до севера-запада Шотландии. Старофранцузские термины, бывшие в ходу у тамплиеров, были восприняты масонами, хотя за десятилетия и века их произношение, а порой и смысл, был изменен. Но как только мы начинаем привлекать старофранцузский для перевода этих терминов многое становится более понятным. И наконец, ряд предметов атрибутики масонов, по всей видимости в том или ином виде, перекочевал из атрибутики тамплиеров.

Два направления сошлись где-то во времена 15 столетия. За время после разгрома тамплиеров, их секретная организация видоизменялась, постепенно потеряла изначальный смысл, появлялись новые символы и новые идеи. Но базовые принципы были пронесены через столетия. Братство, взаимопомощь, веротерпимость, тайный, а затем просто закрытый характер организации, стремление познать истину и Великий Свет, сохранение верности духовным и нравственным ценностям и совместное построение Храма внутри себя и во внешнем мире — вот далеко неполный перечень тех идей, которые являются общими для масонов и тамплиеров.

Рыцари подписывали свои документы как Рыцарь Храма. Но Храм, как они называли свой Орден, был разрушен. Нам, вольным каменщикам, как их преемникам, они завещали восстановить этот Храм.

Литература.

  1. Амбелен Р. Иисус или смертельная тайна тамплиеров. - Спб.: Евразия, 2007.
  2. Бейджент М., Ли Р. Храм и ложа. От тамплиеров да масонов. - М.: Эксмо, 2006.
  3. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке. - М.: Мол.гвардия,2004 .
  4. Дезгри А. Орден тамплиеров и масонское тамплиерское рыцарство.- Спб.: Евразия, 2008.
  5. Дезгри А.Тайная история Грааля: Катары, тамплиеры, розенкрейцеры и фракмасоны. - Спб.: Евразия, 2008.
  6. Жаринов Е. Жак де Моле. М.: Олимп, Астрель, 1999.
  7. ЛегманДж., Ли Г.Ч. История тамплиеров. - М.: Олма-пресс, 2002.
  8. Найт К., Ломас Р. Масонский завет. Наследие Хирама. - М.: Эксмо, 2006.
  9. Лобе М. Трагедия ордена тамплиеров. - Спб.: Евразия, 2003.
  10. Робинсон Д. Рожденные в крови. Утраченные секреты масонства. М.: Эт Сетера, 2004.
Тамплиеры (фр. templiers от «temple» - храм, «храмовники») или Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) - духовно-рыцарский католический орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.
В XII-XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему лично Папой Римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых проживали тамплиеры. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя главной целью его учреждения была защита паломников посетивших «Святую землю».
Однако в 1291 году христианские поселенцы были изгнаны из Палестины мусульманами, а тамплиеры, чтобы сохранить орден, почти полностью переключились на ростовщичество и торговлю, накопив значительные материальные ценности, и тем самым вызывая зависть королей и папы.
История масонства - братства "вольных каменщиков", с момента его возникновения, была покрыта густым слоем легенд…
…по самой распространенной из них, возникновение масонства восходит к временам царя Соломона, который поручил меднику (архитектору) из Тира Хираму Абифф (иногда его отождествляют с главным сборщиком податей Соломона - Адононирамом) управление и руководство сооружением храма в Иерусалиме. Этим архитектором рабочие были разделены на три класса, своеобразные корпорации; а для того, чтобы они могли узнавать друг друга, были установлены слова, знаки и прикосновения. Отсюда, по мнению масонов, идет установление степеней масонства и особого символического языка братьев масонов. Стоит добавить: легенды о Хираме Абифф (Адононираме), которой часто пользуются масоны, нет в Библии. Она взята из еврейского предания и выдает один из главных источников мифологии "вольных каменщиков". Перекликается с первой и версия о том, что прародителями Лож Вольных Каменщиков (первоначально ложа это просто место для хранение рабочих инструментов и отдыха) явились Римскии коллегии Ремесленников или Комациев. Это были группы мастеровых, состоящих при легионах Римской империи, которые вместе с солдатами приходили на завоеванные земли. Члены таких объединений, или гильдий, строили церкви, соборы, храмы и другие величественные здания. После распада Римской Империи комации не исчезли. Их высоко ценили и в Средние века, признавали Папы, обеспечивавшие им особые привилегии и защиту вплоть до первой половины 14-ого века, когда и власти пришел папа Бенедикт ХII. Вскоре гильдии мастеровых-комациев- лишились защиты папского престола и стали преследоваться как подозреваемые в создании тайного общества.

Следующая легенда указывает, что масонство происходит от ордена Тамплиеров (Храмовиков), который был разгромлен французским королем Филиппом IV и Папой Климентом V за “сатанизм, поношение христианства и стяжательство”. Орден ушел в подполье и тайно продолжал свою деятельность. Жак (Яков) де Молэ (руководитель ордена) и его товарищи погибли на костре, но ранее казни, главы обреченного ордена организовали и учредили то, что позднее начало называться оккультным, скрытым или шотландским масонством”. Для лучшего понимания предмета стоит разделять оперативное масонство - существовавшее до 18-го века и являвшееся профессиональным объединением - где слово “масон” обозначало строителя и вначале было связано только с архитектурными работами, затем - только с работой по камню, кирпичу и черепице. (Позднее также стали называться и проектировщики, помощники, подсобные рабочие и другие люди занимающиеся сходным ремеслом) и cпекулятивное масонство. Спекулятивные масоны не были каменщиками по профессии, скорее, “почетными членами” разного рода организаций, принятыми в оперативных ложах. Самая ранняя запись о присутствии на заседании оперативной ложи не-каменщика относится к 8 июня 1600 г., когда Ложа Эдинбурга принимала в своих стенах Джона Босуэлла, помещика Очинлекского из Шотландии. Видимо именно организации оперативных масонов, организованные по профессиональному, а не национальному признаку и обладавшие свободой передвижения, необходимой при строительстве средневековых соборов и были избраны бывшими тамплиерами для инфильтрации.

18 марта 1314 г. Великий Магистр разогнанного ордена Тамплиеров - Жак де Моле - закончил свою жизнь на костре. Папа Римский Климент V и Французский король Филипп Красивый добились своего. Одна из самых великих военно-финансовых империй - Орден Тамплиеров, - канула в лету. Но, часть сокровищ Ордена, в том числе и мистического толка (Чаша Грааля и т.д.), возможно, была спасена и оставшиеся в живых тамплиеры начинали работу, создав тайные общества. Целью их жизни стала месть. Не прошло и года, как проклятие Жака де Моле начало сбываться - Климент V и Филипп Красивый ушли в мир иной. Но основа их породившая - власть Церкви и Короля оставалась.
Устав тамплиеров служил основой, для создания сверхнационального сообщества. Возможно, это был первый проект Единой Европы.
Даже если вы не верите в Бога и Люцифера - Сатану, вы должны понимать, что существует огромное количество людей, которые верят, и все их действия, основанные на этой вере, затрагивают всех. Поэтому религия всегда играла важную роль в направлении действий тайных обществ. Постепенно многие общества мистического толка тесно переплелись с масонством. И огромную роль в этом сыграл Орден Розенкрейцеров, утверждающих, что им известны тайные древние знания. Так и родилась легенда о том, что масонство является наследником Тайных Мистерий Востока и Древнего Египта. (Согласно легенде масонство в Египет принес великий праотец Мицриам, внук Ноя). Самым важным символом для Вольных Каменщиков, является фартук, изначально крайне незатейливый и лишенный всяческих украшений. Позднее он был заменён на белую овечью шкуру, и в таком виде применяется до сегодняшнего момента.
Впервые термин масонство (вольные каменщики) встречается в стихотворении “Хэллиуэльский манускрипт”, названном по имени Джеймса Хэллиуэла, который обнаружил его в Британском Музее и опубликовал в 1840 г., а затем - в 1844 г. Также оно известно как манускрипт “Региус”. Специалисты относят его к 1390 г. В четырнадцатом столетии мы впервые встречаемся и с высшим посвящением “БРАТСТВА ЗМЕИ” (или дракона). Под латинским названием “ИЛЛЮМИНАТЫ” эти люди, посвятившие свою деятельность сохранению "тайн поколений" и признанию Люцифера, как одного и единственного Бога, стали известны во всем мире. (Древне-библейское слово «змея», «нэхэш» происходит от корня NHSH, который значит «расшифровывать, открывать»; латинское «illuminare» значит «просвещать, узнавать, знать»).

Ниже будет представленна, программа одного из ответвлений иллюминатов - Афганского общество иллюминатов Рошания:
- отмена частной собственности
- устранение религии
- отмена государств
- вера в то, что просвещение, идет от Высшего Существа, которое избирает класс совершенных людей для организации и управления миром
- вера в план преобразования социальной системы мира посредством контролирования государств одно за другим
- вера в то, что по достижении четвертой степени, посвященный может контактировать с неизвестными наблюдателями, наделенными знаниями веков.
Члены Рошании называют себя также членами Ордена. Орден - это орден Поиска. Культ проповедовал, что не существовало ни рая, ни ада, только духовное состояние, совершенно отличающееся от жизни, которую мы знаем. Дух мог продолжать быть сильным на земле через члена Ордена, но только если дух был членом Ордена до смерти. Следовательно, члены Ордена усиливают свою власть, принимая ее от духов умерших членов. Посвященные дают клятву, которая освобождает их от любых обязательств, кроме верности Ордену, и звучит так: «Я отдаю себя вечной науке и непоколебимой верности и подчинению Ордену... Люди, не подпадающие под наш тайный знак, являются нашей законной добычей».
Тайный знак - провести рукой по лбу, ладонью внутрь;
Обратный знак - взять ухо пальцами, поддерживая локоть свободной рукой.
Исследователь истории "вольных каменщиков" Г.Вернадский писал, что среди рукописей масона Ланского, есть обрывок серой бумаги, на котором записано: «Императоръ Петр I и Лефортъ были в Голландiи приняты въ Темплiеры». Согласно другой версии, Петра посвятил Великий Мастер британского масонства Христофор Рен. Состоялось это за два десятилетия до срока, который официально считается датой создания английских лож. В 1717 году масонство лишь вышло на поверхность. Подобный вывод косвенным образом подтверждается и следующим фактом. Масонский сборник "Символы и эмблемата", составленный французом де ла Феем в конце XVII века, был издан на русском языке в Амстердаме в 1707 году! 1705 год. Версаль. Герцог Филипп Орлеанский собирает потомков тамплиерских родов. Создается общество "Малое воскресение тамплиеров". Создается в день сожжения Жака де Мале. Вскоре появляются списки Великих Магистров ордена от де Мале до герцога Орлеанского. Подчеркивается неразрывность тамплиерских традиций, пронесенных в тайне и в веках. 1743 год. Граф Сен-Жермен впервые публично выступает в Лионе перед местной масонской ложей. Утверждается степень Рыцаря Кадоша, который должен отомстить за тамплиеров. Тогда же была отчеканена масонская медаль. На ней изображен куст лилий (символ королевской власти), сраженных мечом, и выбита надпись: «Месть даст свой урожай».
ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ работали в обстановке абсолютной секретности в Англии, Шотландии и Ирландии, обращая самое серьезное внимание на права человека и на протестантизм. 24 июня 1717 года Лондонская Великая Ложа Вольных Каменщиков начала открытую деятельность. Именно это - та дата, которую называют многие исторические исследования в качестве времени основания движения вольных каменщиков. Официально это совершенно справедливо, но тайная их деятельность началась задолго до того, и, как уже говорилось, вся их секретность не имела бы совершенно никакого смысла, если бы сегодня каждый желающий мог бы узнать, когда, где и что сделали вольные каменщики.

Новая система посвящений имела три степени: ученик, подмастерье и мастер, составлявшие так называемые “СИНИЕ” степени (в Германии Иоанновские степени).

Английская Великая ложа была учреждена, в первую очередь для поддержки правящей Ганноверской династии. В 1737 году Фридрих, Принц Уэльский, получил обе первые степени. В ходе последующих поколений королевская семья ганноверцев также занимала и пост гроссмейстера (Август Фридрих, король Георг IV, король Эдуард VII и король Георг VI). Однако, ещё не было забыто, что в 1688 году Ганноверский дом сверг династию Стюартов (Якова II) и воинственные якобинцы, всё ещё мечтали о восстановлении его сына, ЯКОВА III на престоле. И в 1725-м году Майклом Рэмси была основана “ШОТЛАНДСКАЯ ХРАМОВАЯ ЛОЖА” поддерживающая якобинцев. Принцип поддержки обеих враждующих сторон, для того, чтобы не остаться в накладе, в дальнейшем будет не раз использоваться. Но, кто же мог оказаться тем неизвестным третьим заинтересованным лицом, которое было заинтересовано в противостоянии лож вольных каменщиков?

Стремление использовать некие сенсационные материалы для повышения рейтингов лежит в основе всех медиа, начиная от интернет-блогов и заканчивая уважаемыми телеканалами с многомиллионными бюджетами. На фоне коммерческого успеха «разоблачающих» книг Дэна Брауна и их экранизаций стали особенно популярны всевозможные и некие «исторические открытия». Жертвой их популярности становится историческая объективность. Именно это случилось в случае с утверждением, будто бы масонские организации Нового времени зародились ещё среди тамплиеров. В народном сознании тамплиеры и масоны прочно связаны некоей загадочной связью. Но так ли это на самом деле?

Четыре столетия разницы?

Итак, для начала версия, согласно которой разношёрстные масонские ложи, которые стали появляться по всей Европе в XVIII веке словно грибы после дождя, имели своими непосредственными «предками» знаменитых тамплиеров, Орден Храма. По сути, сторонники данной гипотезы утверждают, что тамплиеры XIII-XIV веков и были первой масонской организацией. И в данном случае можно сказать, что авторы данной гипотезы следуют лучшим традициям Дэна Брауна: взять исторические факты и немного их скорректировать таким образом, чтобы, с одной стороны, не получилась откровенная нелепость вроде «Новой хронологии» Фоменко и Носовского, с другой, получилась совсем другая история.

В самой Франции на свободе осталось множество тамплиеров, а в остальной Европе, особенно в Англии, Португалии и Испании, тамплиеры безболезненно влились в ряды других рыцарских орденов. Более того – на вполне законных основаниях тамплиеры должны были получать от правителей стран, где они жили, пожизненную пенсию. Из этого исторического факта, который никогда ни для кого не был секретом, ныне делается глубокомысленный вывод о том, что тамплиеры мол и сохранить свои знания и обычаи вплоть до XVI-XVII веков.

Второй тезис касается уже масонства и тоже давным-давно всеми признаётся: несмотря на то, что организационно первые масонские ложи оформились лишь в начале XVIII века в Англии, существование групп людей, которые могут считаться предшественниками масонов («ложи вольных каменщиков»), документально можно проследить до середины XVII века. Скорее же всего, первые ложи появились как минимум на полвека ранее. Из этого же теперь выводится, что масонское движение старше своей официальной даты рождения и может быть отнесено даже к XVI столетию.

Тамплиерам нечего было передать масонам

Следовательно, потирают руки сторонники теории о тамплиерах-масонах, наследники тамплиеров и первые масоны могли хронологически пересечься в XV-XVI веках – и это якобы автоматически означает их родственные связи. Тут же находится великое множество мелких «доказательств» наследия тамплиеров в масонской философии и, особенно, в организации деятельности масонских лож. При этом отметается как смехотворная традиционная версия о том, что предшественниками масонов были ремесленные союзы каменщиков, а также придумываются некие древние аналогии в воззрениях тамплиеров и масонов.

Прежде всего, нужно обратить внимание на приписываемые тамплиерам некие альтернативные христианскому, то есть еретические, мистические воззрения и ритуалы, которые могли быть использованы затем в масонстве.

Тема идеологии тамплиеров действительно вызывает большой интерес историков с точки зрения изучения судебного процесса над тамплиерами, поиска ответа, были ли тамплиеры действительно виновны в тех еретических грехах, в которых их обвиняли. Проблема в том, что нет заслуживающих доверия исторических данных о том, что у тамплиеров была какая-то особая идеология, которая отличалась бы от догматов католической веры. Обвинения в ереси и колдовских ритуалах подтверждались лишь выбитыми под пытками показаниями самих тамплиеров, которые готовы были сознаться в чём угодно. По факту же до сих пор не удалось обнаружить ничего, чтобы тамплиеры могли бы передать масонам в качестве особого духовного наследия.

В полёте фантазии доказательства ни к чему

Что касается самих масонов и аргументов такого рода, что структура их секретных организаций явно позаимствована у тамплиеров и не могла быть порождена никакими каменщиками, то такие доводы порождены незнанием вопроса. Во-первых, тамплиеры были не более секретной организацией, чем другие подобные духовно-военные ордена того времени и последующих эпох (госпитальеры, иезуиты и так далее). Поэтому приписывать именно им создание структуры тайного общества некорректно. Во-вторых, структура средневековых ремесленных цеховых организаций соответствовала тайным обществам куда больше: это были закрытые общества, в которые принимались только посвящённые, хранившие секреты своего ремесла от посторонних и в такой же тайне решавшие внутренние дела своих сообществ.

И в этом плане подобные организации каменщиков, то есть строителей и архитекторов, обладают всеми признаками родства с последующими масонскими ложами. В Средние века, в эпоху масштабного каменного строительства, каменщики были самой востребованной и престижной профессией, они путешествовали по всей Европы, от одного строительного объекта к другому, и поэтому выработали особую универсальную систему знаков, по которым узнавали друг друга и могли сообщаться. Поэтому сообщества каменщиков, постепенно пополнявшиеся оппозиционными светским и церковным властям мыслителями, подходят на роль «предков» масонских лож куда больше, чем тамплиеры. И основное - ни одного документального, даже косвенного, свидетельства связи тамплиеров и масонов не существует.

Александр Бабицкий


Где требуется только вера в Высшую Сущность , независимо от религиозной принадлежности, тамплиеры являются одним из нескольких дополнительных масонских орденов, в которых членство открыто только масонам, которые исповедуют только христианскую веру. Одной из клятв членов ордена является обязательное декларирование, что они впредь будут охранять и защищать христианскую веру. Полное название этого ордена - «Объединённые религиозные, военные и масонские ордены храма и Св. Иоанна Иерусалимского, Палестинского, Родеса и Мальты». Слово объединённые в этом названии указывает на то, что более одной исторической традиции и более чем один реальный орден совместно контролируются в рамках этой системы. В рамках этой системы «объединены» ордена: рыцари храма (тамплиеры), мальтийские рыцари, рыцари Святого Павла, и только в пределах Йоркского устава - рыцари красного креста. Орден получил своё название от исторических тамплиеров, но не претендует на прямое наследование по прямой линии от первоначального Ордена тамплиеров .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Н.В. ЛЕВАШОВ... ТАМПЛИЕРЫ И МАСОНЫ

Субтитры

История

Самая ранняя документальная связь между масонством и крестовыми походами была представлена в 1737 году, в речи шевалье Эндрю Майкла Рэмзи . Рэмзи утверждал, что европейское масонство произошло от взаимодействия между крестоносцами-масонами и рыцарями-госпитальерами . Также подобная связь встречается в самых ранних известных ритуалах Современных , в бернской рукописи, написанной на французском языке между 1740 и 1744 годами .

В 1779 году высшие тамплиеры ирландской ложи получили грамоту от материнской ложи «Килуиннинг» . Ложа «Килуиннинг» начала выдавать хартии другим ложам на право присваивать степень «Рыцаря тамплиера». Около 1790 года был сформирован Великий лагерь Ирландии, который начал создавать тамплиерские ложи и стал в 1836 году Верховным великим лагерем . В начале великий лагерь присоединил несколько шотландских лагерей, один из которых, будучи присоединён в 1805 году как «Эдинбургский лагерь» № 31, затем стал «Великой ассамблеей тамплиеров в Эдинбурге» . Тамплиерская степень просочилась даже в ложи Древних в Ирландии около 1780 года, о чём есть запись в Йорке, примерно в то же время . В системе из пяти градусов, разработанной йоркскими масонами, тамплиерская степень располагалось между степенью мастера масона и степенью Королевской Арки .

Тамплиерское масонство в Англии вступило в новую эру в 1791 году, с образованием его первого великого конклава, великим мастером которого стал Томас Данкерли. В то время в Англии было восемь известных тамплиерских лагерей, самым старшим из которых был «Лагерь искупления в Йорке», и «Лагерь Болдуин» в Бристоле, по просьбе которого Данкерли начал свою миссию. Под его руководством число лагерей неуклонно росло, вплоть до его смерти в 1795 году. Затем великим мастером был Стасис, до 1805 года, пока их королевский покровитель, герцог Кентский, не стал новым великим мастером, который смог придать второе дыхание развитию и росту лагерей. Данкерли заложил основу для этого не только путём широкого представления ордена, но и за счет стандартизации ритуала и настаивая на правильном ведении записей .

Тамплиеры как часть Йоркского устава

Тамплиеры - последний орден из входящих в Йоркский устав. В отличие от остальных его подразделений, требующих для членства просто веру во Высшую Сущность , вне зависимости от религиозной конфессии, для членства в Ордене тамплиеров необходимо быть исключительно христианином, прошедшим полностью все градусы Королевской Арки , а в некоторых юрисдикциях - ещё и градусы крипты . Этот орден сделан по примеру исторического Ордена рыцарей-храмовников в надежде сохранить дух этой организации. С давних пор считалось, что масонство было основано тамплиерами или они после их преследований нашли в нём своё убежище. Великий стан Соединённых Штатов признаёт наличие таких теорий, но признаёт, что нет никаких доказательств в их оправдание . Отдельное подразделение тамплиеров называется командорством и в каждом штате действует под юрисдикцией великого командорства, а на уровне страны (в Соединённых Штатах) - под юрисдикцией великого стана. Такое подчинение - уникально среди всех масонских подразделений, так как они обычно подчинены только старшему подразделению штата. В противоположность стандартной системе градусов, существующей во всём масонстве, Орден тамплиеров состоит ещё из трёх орденов, плюс одного «проходного» Ордена:

  • Прославленный орден красного креста
  • Проходной орден Св. Павла (или Путь Средиземноморья )
  • Орден рыцарей Мальты (или просто Мальтийский орден )
  • Орден храма

Тамплиеры как независимый орден

Официальное название - «Объединённые религиозные, военные и масонские ордены храма и Св. Иоанна Иерусалимского, Палестинского, Родеса и Мальты», но повсеместно орден известен под названием «Тамплиеры». Отдельные подразделения Ордена тамплиеров носят название прецепторий; Рыцарей Святого Павла - капитулов; Рыцарей Мальты - приораты; все работают под юрисдикцией великого и высшего приората, зачастую через промежуточный уровень - провинциальный приорат. Хотя некоторые юрисдикции по отдельности входят как в Великий приората храма, так и Великий приорат Мальты (к примеру, так обстоят дела в Англии), но великий мастер и прочие великие офицеры занимают равные должности в обоих подразделениях. В этой системе три градуса:

  • Тамплиер (Орден храма)
  • Рыцарь Св. Павла (представляет Путь Средиземноморья)
  • Рыцарь Мальты (Орден Мальты)

Членство - по приглашению, а кандидаты должны быть в градусе мастера масона, достигшими градуса Святой Королевской Арки и принимать принцип святой и неделимой Троицы.

Тамплиерские градусы в ДПШУ

История и легенда относительно исторических тамплиеров также играла важную роль в степенях Древнего и принятого шотландского устава , в частности в 30-й степени, которая носит название Рыцарь Кадош . Другие степени шотландского устава также имеют пересечения в названиях с историей тамплиеров. 27-я степень носит название - Рыцарь-командор храма, 29-я степень - Великий рыцарь Св. Андрея, 32-я степень - Верховный князь царственной тайны, и 33-я и последняя степень -