Гены контролирующие развитие противоположных. Контрольная работа по генетике. а) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе

1. Аллель (от греч. allelon – другой, иной) – одна из двух и более альтернативных форм гена, имеющая определенную локализацию на хромосоме и уникальную последовательность нуклеотидов. Аллельные гены контролируют развитие альтернативных признаков.
2. Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки, например, растения низкие и высокие; цветки белые и пурпурные; форма семян гладкая и морщинистая и т. д.
3. Апоптоз (греч. – опадание листьев) – явление программируемой клеточной смерти, сопровождаемой набором характерных цитологических признаков (маркёров апоптоза) и молекулярных процессов. Апоптоз – форма гибели клетки, проявляющаяся в уменьшении ее размера, конденсации и фрагментации хроматина, уплотнении наружной и цитоплазматических мембран без выхода содержимого клетки в окружающую среду.
4. Биохимические методы – методы генетики, которые помогают обнаружить ряд заболеваний обмена веществ (углеводного, аминокислотного, липидного и др.) при помощи, например, исследования биологических жидкостей (крови, мочи, амниотической жидкости) путем качественного или количественного анализа.
5. Близнецовый метод – метод генетики, который состоит в изучении развития признаков у близнецов. Он позволяет определять роль генотипа в наследовании сложных признаков, а также оценивать влияние таких факторов, как воспитание, обучение и др.
6. Возвратное скрещивание – тип скрещивания потомков с исходными родителями.
7. Второй закон Менделя для полного доминирования признаков – при скрещивании двух гетерозиготных особей, т.е. гибридов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, а по генотипу 1:2:1.
8. Ген – фрагмент молекулы ДНК, физически никак не отдифференцированный от остальной хромосомы.
9. Генеалогический метод – метод генетики, который позволяет выяснить родственные связи и проследить наследование нормальных или патологических признаков среди близких и дальних родственников в данной семье на основе составления родословной.
10. Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими.
11. Генетическая карта хромосомы – схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления.
12. Генная терапия – введение в организм новой генетической информации, корректирующей генетические дефекты.
13. Генные болезни – это болезни, связанные с мутациями отдельных генов за счет преобразования химической структуры ДНК (изменения последовательности нуклеотидов ДНК, выпадения одних и включения других).
14. Генотип – совокупность всех генов организма.
15. Генофонд вида – совокупность аллелей (генов), встречающихся у особей данного вида.
16. Гены аллельные – это гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие альтернативных вариантов одного признака и обозначаемые одинаковыми символами, например А и а или А1 и А2.
17. Гены доминантные – это гены, которые проявляют свое действие и в гомозиготном, и в гетерозиготном состоянии (генотип АА или Аа; фенотип – А – доминантный признак).
18. Гены комплементарные – это взаимодополняющие гены.
19. Гены летальные – это гены, работа которых приводит либо к смерти организма, либо к снижению жизнеспособности организма (в этом случае говорят о полулетальном гене).
20. Гены неаллельные – это гены, расположенные либо в разных локусах одной хромосомы, либо в хромосомах из разных пар. Они обычно отвечают за развитие разных признаков и обозначаются разными символами, например А и В или А1 и А2.
21. Гены рецессивные – это гены, которые проявляют свое действие только в гомозиготном состоянии (генотип – аа; фенотип – а – рецессивный признак).
22. Организм гетерозиготный – организм, в котором ген находится в разных состояниях – доминантном и рецессивном (например, А и а).
23. Организм гомозиготный – организм, который имеет два одинаковых аллеля одного гена А и А или а и а, соответственно гомозиготный доминантный или гомозиготный рецессивный.
24. Гибридизация – скрещивание двух организмов, различающихся альтернативными признаками. Полученное при гибридизации потомство называют гибридным поколением (F), отдельную особь в этом поколении – гибридом.
25. Гибридологический метод – скрещивание (гибридизация) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам, и в детальный анализ потомства.
26. Группы сцепления – это группы генов, расположенные в одной хромосоме, которые наследуются совместно, или сцеплено.
27. Доминирование неполное – это форма наследования, при которой у гетерозиготных гибридов первого поколения формируется промежуточный (средний) фенотип по сравнению с родительскими организмами. Впервые это наблюдалось у растения ночной красавицы по окраске цветков.
28. Доминирование полное – это форма наследования, при которой у гибридов наблюдаются такие же фенотипы, как и у родителей. Полное доминирование одного гена над другим наблюдается не всегда.
29. Закон расщепления при неполном доминировании признаков – при скрещивании двух гетерозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, при промежуточном характере наследования в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1.
30. Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания.
31. Изменчивость наследственная, или генотипическая – изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
32. Изменчивость ненаследственная, или фенотипическая, или модификационная – изменения признаков организма, не обусловленные изменением генотипа.
33. Кариотип – хромосомный набор человека.
34. Мутации – это стойкие внезапно возникшие изменения структуры наследственного материала на различных уровнях его организации, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.
35. Наследственность – это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития.
36. Норма реакции – степень варьирования признака, или пределы модификационной изменчивости.
37. Ограниченные полом признаки – это признаки, выражение или проявление которых различно у представителей разных полов, или проявляющиеся только у одного пола.
38. Онтогенетический метод – метод генетики, который позволяет рассматривать развитие нормальных и патологических признаков в ходе индивидуального развития организма.
39. Пенетрантность – частота проявления доминантного признака у гетерозигот.
40. Первый закон Менделя (закон доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все потомство в первом поколении единообразно.
41. Плейотропия – зависимость нескольких признаков от действия одного гена.
42. Скрещивание анализирующее – это скрещивание для определения генотипа организма.
43. Скрещивание дигибридное – это скрещивание по двум парам признаков. Оно позволяет установить, как наследование одного признака влияет на характер наследования другого.
44. Скрещивание моногибридное – это скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных (доминантного и рецессивного) признаков. Например, Мендель скрещивал сорта гороха, имеющие желтую и зеленую окраску горошин.
45. Скрещивание полигибридное – это скрещивание организмов, анализируемых по трем и более парам альтернативных признаков.
46. Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при скрещивании гибридов I поколения по двум парам признаков во II поколении наследование по каждой паре идет независимо друг от друга. В результате образуются 4 фенотипические группы в соотношении 9:3:3:1, причем появляются группы с новыми сочетаниями признаков.
47. Фенотип – совокупность всех признаков организма.
48. Хромосомы – компактные структуры, в которые скручены молекулы ДНК с помощью специальных белков – гистонов. Такая компактизация необходима для того, чтобы все молекулы ДНК могли разместиться в ядре, не запутаться, как нитки, размотанные с катушки, и не разорваться.
49. Хромосомные болезни – это болезни, связанные и с изменениями в структуре хромосом, и с изменением их количества.
50. Хромосомы половые – это хромосомы, которые отвечают за наследование пола.
51. Цитогенетичесий метод – метод генетики, который основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом у здоровых и больных людей.
52. Чистые линии – это организмы, которые в результате скрещивания в потомстве не дают расщепления по изучаемому признаку.
53. Экспрессивность – степень проявления доминантного признака у гетерозигот.
54. Эпистаз – форма взаимодействия, противоположная комплементарности, когда один ген может подавлять действие другого гена.

1.Кетки,образующиеся на начальном этапе дроблени зиготы,называют 1)гаплоидными 2)эктодермальными 3)гаметами

4)бластомерами

2.парные гены,определяющие развитие взаимоисключающих признаков,называют

1)гомозиготными

2)аллельными

3)гетерозиготными

4)доминантными

3,У кареглазых родителей родилась голубоглазая дочь. определите генотип родителей,если езвестно,что кареглазость доминирует над голубоглазостью.

4,Соматические мутации у человека

1)не наследуются потомством

2)повышают интенсивность обмена вещ-в

3)служат основой адаптации

4)возникают в гаметах

5,Клеточная стенка грибов,в отличие от растений,содержит преимущественно углевод -

1)глюкозу

3)целлюлозу

4)клетчатку

Парные гены определяющие развитие взаимоисключающих признаков называю:1-Гомозиготными;2-Аллельными;3-Гетерозиготными;4-Доминантные Мне кажется

гетерозиготнами но не уверен...помогите кто нибудт,и да у меня есть 6вариков которые завтра будут на ЕГЭ по биологии,только там нет ответов!кто хочет присоединяйтесь,будем вместе решать....

1)укажите генотип гетерозиготной особи по одному признаку: АА, аА, ААВВ,аавв 2)Может ли потомство белой овцы и белого барана оказаться чёрным: да, нет,мог

ут быть два варианта 3) что означает термин "моногибридное " скрещивание: независимое распределение генов,преобладание одного из признаков,скрещивание родительских пар,различающихся по одному признаку 4) укажите генотип гомозиготной особи по двум домминантым аллеям: АаВВ,Аавв,ААВВ 5)что изучает генетика: основные закономерности наследования, закономерности размножения,основные свойства организма 6) укажите генотип дигетерозиготной особи: Аа,АА,АаВв,ААВв 7)какие особи называют гибритными: организмы.получаемые от скрещивания особей,различающихся многими наследственными задатками. особи,различающиеся между собой 8)какой признак доминирует,если от скрещивания безрогого (гомозиготного) быка с рогатой (гомозиготной)коровой потомство оказалось безрогим:доминирует аллель рогатости, проявляется домининтный аллель,имеет место дигибритное скрещивание 9)какие гены можно назвать аллельными: все гены аллельные. только те гены,которые контролируют развитие одного признака. гены, находящиеся в гомологичных хромосомах и расположенные друг против друга. гены сцепленные. гены расположенные в разных, негомологичных хромосомах 10)что влияет на формирование фенотипа: ничего не влияют. влияют генотип организма. влияют условия среды. влияет взаимодействие генов. 11)в чём заключается значение метода анализирующего скрещивания для генетического анализа в селекции: не имеет значения. играет роль в эволюции. помогает выявить рецесивные аллеи. помогает выявить доминатные аллеи. помогает определить гаметы анализируемой формы

Проверка знаний терминологии по теме: «Организменный уровень» - 9 кл.

1.Процесс образования половых – сперматозоидов и яйцеклеток называется –

2.Особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза –

3.Процесс кратковременного соединения гомологичных хромосом получил название ____

4.Процесс слияния женской и мужской гамет получил название __________

5.Процесс индивидуального развития особи от момента её образования до конца жизни получил название

6.Этот период длится с момента образования зиготы до рождения особи называется _________.

7.Этот период начинается с момента рождения и длится до конца жизни особи –_____________

8.Полость внутри бластулы получила название _________

9.Двуслойный шарик называется ______________

10. «В пределах типа эмбрионы, начиная самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство»-
________________________________________
.

11.Индивидуальное развитие особи до определенной степени повторяет историческое развитие вида, к которому относится данная особь, называется __________________

12.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов называется ____________

13. Свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение называется ___________________

14. Свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки называется ____________________ .

15.Элементарные единицы наследственности –_____________

16. В природных условиях эти сорта не смешиваются – это _______________

17. При скрещивании родительские организмы различаются лишь по одному признаку, такое скрещивание называется __________________

18. Гены, ответственные за развитие одного признака, получили название ______________.

19. Если организм содержит два одинаковых аллельных гена, то такие организмы называют ___________

20.Если же аллельные гены различны, то такие организмы называют ______________.

21. Проявляющийся у гибридов признак Мендель назвал _____________.

22.Подавляющийся признак Мендель назвал ______________ .

23.При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным – _________________________________________.

24. При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения –_________________ .

25.При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют ____________________.

26. Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма называют ______________.

27.Совокупность всех генов какого – либо организма называют ______________.

28.Две особи отличаются друг от друга по двум признакам, то скрещивание между ними называется ___________________

29.Гены, находящиеся в одной у самцов и сам хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцеплено – ______________________

30.У каждого гена в хромосоме есть строго определенное место – ______________.

31.Хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и получили название ___________.

32.В одной паре хромосомы у самцов и самок различны, получили ________________.

33. Расположение гена в половой хромосоме _____________

34.Изменения организмов, которые не затрагивают его генов и потому не передаются из поколения в поколение, называются ____________________

35.Изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды - ______________

36. Факторы, вызывающие мутации, получили название _____________.

37. Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками – называется ___________________

Генетика и селекция

    Фенотип – это совокупность внешних и внутренних признаков:

а) организма; б) всех особей популяции; в) всех особей вида.

2 .Совокупность генов всех особей популяции – это:

а) генотип; б) ген; в) генофонд.

3 . Гомологичными называют парные хромосомы, имеющие:

а) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе;

б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе;

в) сходное строение, но разное число генов.

4 . Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется:

а) аллель; б) локус; в) кодон.

5. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

а) аллельными; б) гетерозиготными; в) гомозиготными.

а) 1855г. б) 1860г. в) 1865г .

7 . При моногибридном скрещивании горохов гибриды второго поколения, полученные Г.Менделем в результате самоопыления, по фенотипу имели соотношение доминантных и рецессивных признаков соответственно:

а) 1:1 б) 3:1 в) 1:2.

8 . «Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков» - так формируется:

а) первый закон Менделя; б) второй закон Менделя; в) третий закон Менделя.

9 . Обмен участками гомологичных хромосом во время их конъюгации в профазе мейоза называется:

а) инбридингом; б) кроссинговером в) инверсией.

10. Основы хромосомной теории наследственности созданы:

а) Менделем; б) Морганом в) Бетсоном.

Биология 8 кл.

    Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы, называется _________.

    Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют _______________, _________________.

    Способность организмов тем или иным способом отвечать на взаимодействие окружающей среды называют _____________ или __________.

    У каких животных сетчатая нервная система?

Проверка знаний терминологии по теме: «Организменный уровень» - 9 кл.

1.Процесс образования половых – сперматозоидов и яйцеклеток называется –

2.Особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза –

3.Процесс кратковременного соединения гомологичных хромосом получил название ____

4.Процесс слияния женской и мужской гамет получил название __________

5.Процесс индивидуального развития особи от момента её образования до конца жизни получил название

6.Этот период длится с момента образования зиготы до рождения особи называется _________.

7.Этот период начинается с момента рождения и длится до конца жизни особи –_____________

8.Полость внутри бластулы получила название _________

9.Двуслойный шарик называется ______________

10. «В пределах типа эмбрионы, начиная самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство»-
________________________________________
.

11.Индивидуальное развитие особи до определенной степени повторяет историческое развитие вида, к которому относится данная особь, называется __________________

12.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов называется ____________

13. Свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение называется ___________________

14. Свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки называется ____________________ .

15.Элементарные единицы наследственности –_____________

16. В природных условиях эти сорта не смешиваются – это _______________

17. При скрещивании родительские организмы различаются лишь по одному признаку, такое скрещивание называется __________________

18. Гены, ответственные за развитие одного признака, получили название ______________.

19. Если организм содержит два одинаковых аллельных гена, то такие организмы называют ___________

20.Если же аллельные гены различны, то такие организмы называют ______________.

21. Проявляющийся у гибридов признак Мендель назвал _____________.

22.Подавляющийся признак Мендель назвал ______________ .

23.При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным – _________________________________________.

24. При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения –_________________ .

25.При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют ____________________.

26. Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма называют ______________.

27.Совокупность всех генов какого – либо организма называют ______________.

28.Две особи отличаются друг от друга по двум признакам, то скрещивание между ними называется ___________________

29.Гены, находящиеся в одной у самцов и сам хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцеплено – ______________________

30.У каждого гена в хромосоме есть строго определенное место – ______________.

31.Хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и получили название ___________.

32.В одной паре хромосомы у самцов и самок различны, получили ________________.

33. Расположение гена в половой хромосоме _____________

34.Изменения организмов, которые не затрагивают его генов и потому не передаются из поколения в поколение, называются ____________________

35.Изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды - ______________

36. Факторы, вызывающие мутации, получили название _____________.

37. Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками – называется ___________________

Генетика и селекция

1. Фенотип – это совокупность внешних и внутренних признаков:

а) организма; б) всех особей популяции; в) всех особей вида.

2 .Совокупность генов всех особей популяции – это:

а) генотип; б) ген; в) генофонд.

3 . Гомологичными называют парные хромосомы, имеющие:

а) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе;

б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе;

в) сходное строение, но разное число генов.

4 . Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется:

а) аллель; б) локус; в) кодон.

5. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

а) аллельными; б) гетерозиготными; в) гомозиготными.

а) 1855г. б) 1860г. в) 1865г .

7 . При моногибридном скрещивании горохов гибриды второго поколения, полученные Г. Менделем в результате самоопыления, по фенотипу имели соотношение доминантных и рецессивных признаков соответственно:

а) 1:1 б) 3:1 в) 1:2.

8 . «Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков» - так формируется:

а) первый закон Менделя; б) второй закон Менделя; в) третий закон Менделя.

9 . Обмен участками гомологичных хромосом во время их конъюгации в профазе мейоза называется:

а) инбридингом; б) кроссинговером в) инверсией.

10. Основы хромосомной теории наследственности созданы:

а) Менделем; б) Морганом в) Бетсоном.

Биология 8 кл.

Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы, называется _________. Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют _______________, _________________. Способность организмов тем или иным способом отвечать на взаимодействие окружающей среды называют _____________ или __________. У каких животных сетчатая нервная система?

Подробное решение параграф Подведите итог 1 главы по биологии для учащихся 11 класса, авторов И.Н. Пономарева, О.К. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский Базовый уровень 2012

  • Гдз по Биологии за 11 класс можно найти
  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 11 класс можно найти

Проверьте себя

Дайте определение биосистемы «организм».

Организм представляет собой отдельность живой материи как целостная живая система.

Поясните, различаются ли понятия «организм» и «особь».

Под организмом (понятие физиологическое) имеется в виду живая система как целое, состоящее из частей, как взаимодействие клеток, органов и других компонентов тела.

Особь (понятие экологическое (популяционное) – часть окружающей среды (стаи, прайда, общества), а не как целое. Особь взаимодействует с окружающим миром, а организм это мир, в котором взаимодействуют его части.

Назовите основные свойства биосистемы «организм».

Рост и развитие;

Питание и дыхание;

Обмен веществ;

Открытость;

Раздражимость;

Дискретность;

Самовоспроизведение;

Наследственность;

Изменчивость;

Единство хим. состава.

Поясните, какую роль в эволюции живой природы выполняет организм.

Каждый организм (особь) несет в себе частичку генофонда (свой генотип) популяции. При каждом новом скрещивании, дочерняя особь получает совершенно новый генотип. Это уникальная по значимости роль организмов, осуществляющих процесс постоянного обновления наследственных свойств у новых поколений, благодаря половому размножению. Одна особь не может эволюционировать, она дает «толчок» целой популяции, нередко виду. Она может изменяться, приспосабливаясь к условиям внешней среды, но это ненаследуемые признаки. Организмы, как никакая другая форма живой материи, способны ощущать внешний мир, состояние своего тела и реагировать на эти ощущения, направленно изменяя свои действия в ответ на раздражение, идущее от внешних и внутренних факторов. Организмы могут обучаться и общаться с особями своего вида, строить жилища и создавать условия для выведения детенышей, проявлять родительскую заботу о потомстве.

5. Назовите основные механизмы управления процессами в биосистеме «организм».

Гуморальная регуляция, нервная регуляция, наследственная информация.

Охарактеризуйте основные закономерности передачи наследственности у организмов.

В настоящее время установлены многие закономерности наследования свойств (признаков) организмов. Все они находят отражение в хромосомной теории наследования признаков организма. Назовём основные положения этой теории.

Гены, являясь носителями наследственных свойств организмов, выступают единицами наследственной информации.

Цитологической основой генов являются группы рядом лежащих нуклеотидов в цепочках ДНК.

Гены, находящиеся в хромосомах ядра и клетки, наследуются как отдельные независимые единицы.

У всех организмов одного и того же вида каждый ген всегда расположен в одном и том же месте (локусе) определённой хромосомы.

Любые изменения гена приводят к появлению его новых разновидностей - аллелей этого гена и, следовательно, к изменению признака.

Все хромосомы и гены у особи присутствуют в её клетках всегда в виде пары, попавшей в зиготу от обоих родителей при оплодотворении.

В каждой гамете может быть только по одной одинаковой (гомологичной) хромосоме и по одному гену из аллельной пары.

Во время мейоза различные пары хромосом распределяются между гаметами независимо друг от друга и совершенно случайно так же наследуются и находящиеся в этих хромосомах гены.

Важным источником появления новых комбинаций гена служит кроссинговер.

Развитие организмов происходит под контролем генов в тесной взаимосвязи с факторами окружающей среды.

Выявленные закономерности наследования свойств наблюдаются у всех без исключения живых организмов с половым размножением.

Сформулируйте первый и второй законы Менделя.

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения). При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, всё первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей.

Второй закон Менделя (закон расщепления). При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.

Почему третий закон Менделя не всегда соблюдается при наследовании признаков?

Закон независимого наследования по каждой паре признаков ещё раз подчёркивает дискретный характер любого гена. Дискретность проявляется и в независимом комбинировании аллелей разных генов, и в их независимом действии - в фенотипическом выражении. Независимое распределение генов может быть объяснено поведением хромосом при мейозе: пары гомологичных хромосом, а вместе с ними и парные гены перераспределяются и расходятся в гаметы независимо друг от друга.

Как наследуются доминантные и рецессивные аллели гена?

функциональная активность доминантного аллеля гена не зависит от наличия в организме другого гена данного признака. Доминантный ген является, таким образом, господствующим, он проявляется уже в первом поколении.

Рецессивный аллель гена может проявиться во втором и последующих поколениях. Для проявления признака, формируемого рецессивным геном, необходимо, чтобы потомок получил один и тот же рецессивный вариант этого гена и от отца, и от матери (т.е. в случае гомозиготности). Тогда в соответствующей паре хромосом обе сестринские хромосомы будут иметь только один этот вариант, который не будет подавлен доминантным геном и сможет проявиться в фенотипе.

10. Назовите основные типы сцепления генов.

Различают неполное и полное сцепление генов. Неполное сцепление является результатом кроссинговера (перекреста) между сцепленными генами, тогда как полное сцепление возможно лишь в случаях, когда кроссинговер не происходит.

Как идёт формирование пола у животных и человека?

После оплодотворения, т. е. при слиянии мужских и женских хромосом, в зиготе может возникнуть их определённое сочетание либо XX, либо XY.

У млекопитающих, в том числе и у человека, из зиготы, гомогаметной по Х-хромосоме, развивается женский организм (XX), а из гетерогаметной зиготы развивается мужской организм (ХY). Позже, когда уже развившийся из зиготы организм будет способен формировать свои гаметы, то в женском организме (XX) появятся яйцеклетки только с Х-хромосомами, тогда как в мужском организме будут образовываться сперматозоиды двух типов: 50% с Х-хромосомой и столько же других - с Y-хромосомой.

Что такое онтогенез?

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, развитие особи от зиготы до смерти.

Поясните, что такое зигота; раскройте её роль в эволюции.

Зигота – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетки) и мужской (сперматозоида) в результате полового процесса. Содержат двойной (диплоидный) набор гомологичных (парных) хромосом. Из зиготы образуются зародыши всех живых организмов, имеющих диплоидный набор гомологичных хромосом, - растений, животных и человека.

Охарактеризуйте особенности этапов онтогенеза у многоклеточных организмов.

В онтогенезе обычно выделяют два периода - эмбриональный и постэмбриональный - и стадии взрослого организма.

Эмбриональный (зародышевый) период развития многоклеточного организма, или эмбриогенез, у животных охватывает процессы, происходящие от первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения молодой особи, а у растений - от деления зиготы до прорастания семени и появления проростка.

Эмбриональный период у большинства многоклеточных животных включает три основных этапа: дробление, гаструляцию и дифференциацию, или морфогенез.

В результате ряда последовательных митотических делений зиготы образуются многочисленные (128 и более) мелкие клетки - бластомеры. При делении образовавшиеся дочерние клетки не расходятся и не увеличиваются в размерах. С каждым последующим шагом они становятся все мельче, так как в них не происходит увеличения объёма цитоплазмы. Поэтому процесс деления клеток без увеличения объёма цитоплазмы называют дроблением. Со временем зародыш принимает вид пузырька со стенкой, образованной одним слоем клеток. Такой однослойный зародыш называют бластулой, а образующуюся внутри полость - бластоцелью. В ходе дальнейшего развития бластоцель превращается в первичную полость тела у ряда беспозвоночных, а у позвоночных почти полностью вытесняется вторичной полостью тела. После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции: перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на места будущих органов. В результате образуется гаструла. Она состоит из двух пластов клеток - зародышевых листков: наружного - эктодермы и внутреннего - энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок - мезодерма. Она расположена между эктодермой и энтодермой.

В процессе гаструляции клетки дифференцируются, т. е. становятся различными по структуре и биохимическому составу. Биохимическая специализация клеток обеспечивается различной (дифференцированной) активностью генов. Дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит к образованию различных тканей и органов, т. е. совершается морфогенез, или формообразование.

Сравнение эмбриогенеза различных позвоночных животных, например рыб, амфибий, птиц и млекопитающих, показывает, что их ранние стадии развития очень сходны между собой. Но на поздних стадиях эмбрионы этих животных различаются уже довольно сильно.

Постэмбриональный, или послезародышевый, период начинается с момента выхода организма из яйцевых оболочек или с момента рождения и продолжается до половозрелости. В этот период завершаются процессы формообразования и роста, что определяется прежде всего генотипом, а также взаимодействием генов между собой и с факторами внешней среды. У человека продолжительность этого периода составляет 13-16 лет.

У многих животных выделяют два типа постэмбрионального развития - прямое и непрямое.

В ходе онтогенеза происходят рост, дифференциация и интеграция частей развивающегося многоклеточного организма. Согласно современным представлениям, в зиготе имеется программа в виде кода наследственной информации определяющая ход развития данного организма (особи). Эта программа реализуется в процессах взаимодействия между ядром и цитоплазмой в каждой клетке зародыша, между разными его клетками и между комплексами клеток в зародышевых листках.

Стадии взрослого организма. Взрослым считается организм, достигший состояния половой зрелости и способный к размножению. У взрослого организма различают: генеративную стадию и стадию старения.

Генеративная стадия взрослого организма путём размножения обеспечивает появление потомства. Таким образом, реализуется непрерывность существования популяций и вида. У многих организмов этот период длится долго - много лет, даже у тех, кто лишь один раз в жизни даёт потомство (лососевые рыбы, угорь речной, подёнки, а у растений - многие виды бамбука, зонтичных и агавы). Однако существует много видов, у которых взрослые организмы на протяжении ряда лет неоднократно производят потомство.

На стадии старения наблюдаются различные изменения организма, ведущие к снижению его адаптивных возможностей, к увеличению вероятности смерти.

15. Охарактеризуйте основные типы питания организмов.

Существует два типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.

Автотрофы (автотрофные организмы) - организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (растения и некоторые бактерии). Иначе говоря, это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических - углекислого газа, воды, минеральных солей.

Гетеротрофы (гетеротрофные организмы) - организмы, использующие в качестве источника углерода органические соединения (животные, грибы и большинство бактерий). Иначе говоря, это организмы, не способные создавать органические вещества из неорганических, а нуждающиеся в готовых органических веществах. По состоянию источника пищи гетеротрофы делятся на биотрофов и сапротрофов.

Некоторые живые существа в зависимости от условий обитания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (миксотрофы).

16. Охарактеризуйте важнейшие факторы, формирующие здоровье.

Генотип как фактор здоровья. Основой здоровья человека является способность его организма противостоять воздействиям окружающей среды и сохранять относительное постоянство гомеостаза. Нарушение гомеостаза по разным причинам вызывает болезнь, нарушение здоровья. Однако сам тип гомеостаза, механизмы его поддержания на всех этапах онтогенеза в тех или иных условиях обусловлены генами, точнее, генотипом особи.

Среда обитания как фактор здоровья. Давно замечено, что в формировании любого признака имеют значение и наследственность, и среда. Притом иногда трудно определить, от чего больше зависит тот или иной признак. Например, такой признак, как рост, наследуется с помощью многих генов (полигенно), т. е. достижение нормального роста, свойственного родителям, зависит от ряда генов, контролирующих уровень воздействия гормонов, обмен кальция, полноценность поступления пищеварительных ферментов и т. д. Вместе с тем даже «наилучший» в отношении роста генотип при плохих условиях жизни (недостаток питания, солнца, воздуха, движения) неизбежно приводит к отставанию в длине тела.

Социальные факторы здоровья. В отличие от растений и животных у человека особую область онтогенеза составляет формирование его интеллекта, нравственного облика, индивидуальности личности. Здесь наряду с общими для всего живого биологическими и небиологическими факторами действует новый мощный фактор среды обитания - социальный. Если первые в основном определяют потенциальный диапазон нормы реакции, то социальная среда, воспитание и образ жизни детерминируют конкретное воплощение наследственных задатков у данного индивида. Социальная среда выступает как своеобразный механизм передачи исторического опыта человечества, его культурных, научных и технических достижений.

17. Поясните, какова роль одноклеточных организмов в природе.

У одноклеточных относительно быстро протекают метаболические процессы, поэтому они вносят большой вклад в круговорот веществ в биогеоценозе, особенно в круговорот углерода. Кроме того, одноклеточные животные (простейшие), заглатывая и переваривая бактерии (т. е. первичных деструкторов), ускоряют процесс обновления состава бактериального населения. Растительноядные и хищные организмы тоже выполняют свою функцию в экосистеме, непосредственно участвуя в расщеплении растительного и животного материала.

18. Охарактеризуйте роль мутагенов в природе и в жизни человека.

Мутагены бывают физической и химической природы. К мутагенам относятся ядовитые вещества (например, колхицин), рентгеновские, радиоактивные, канцерогенные и другие неблагоприятные воздействия внешней среды. Под влиянием мутагенов возникают мутации. Мутагены вызывают нарушение нормальных процессов репликации, рекомбинации или расхождения генетических носителей информации.

При взаимодействии ионизирующих излучений (электромагнитные рентгеновские и гамма-лучи, а также элементарные частицы (альфа, бета, нейтроны и др.) с организмом компоненты клетки, в том числе молекулы ДНК, поглощают определённое количество (дозу) энергии.

Выявлено много химических соединений, которые обладают мутагенной активностью: волокнистый минерал асбест, этиленамин, колхицин, бензопирен, нитриты, альдегиды, пестициды и др. Нередко эти вещества одновременно являются и канцерогенами, т. е. способны вызывать развитие в организме злокачественных новообразований (опухолей). В качестве мутагенов были выявлены и некоторые живые организмы, например вирусы.

Известно, что среди растительных организмов в высокогорных или арктических условиях часто встречаются полиплоидные формы - следствие спонтанных мутаций генома. Это связано с резкими перепадами температур в период вегетации.

При контакте с мутагенами нужно помнить, что они оказывают сильное воздействие на развитие половых клеток, на заключённую в них наследственную информацию, на процессы развития эмбриона в матке матери.

19. Охарактеризуйте значение современных достижений генетики для здоровья человека.

Именно благодаря генетике сейчас разрабатываются такие методы терапии благодаря которым можно лечить заболевания ранее неизлечимые. Благодаря современных достижений генетики сейчас есть ДНК- и РНК-пробы, благодаря которым можно на ранних стадиях выявить онкозаболевания. Также научились получать ферменты, антибиотики, гормоны, аминокислоты. Например, для тех, кто болеет сахарным диабетом, был генетическими способами получен инсулин.

С одной стороны, современные достижения генетики дают новые возможности диагностики, лечения человека. С другой стороны, достижения генетики негативно сказываются на здоровье человека через употребление пищи, выраженное в повсеместном распространении генетически модифицированных продуктов питания. При употреблении в пищу таких продуктов может ослабнуть иммунитет, ухудшиться общее состояние, устойчивость к антибиотикам, могут появиться онкозаболевания, в первую очередь страдает желудочно-кишечный тракт (ЖКТ).

20. Поясните, можно ли называть вирус организмом, особью.

Когда вирус в клетке хозяина воспроизводит себе подобных - он организм, и очень активный. Вне клетки хозяина вирус не имеет признаков живого организма.

Исключительно примитивное строение вируса, простота его организации, отсутствие цитоплазмы и рибосом, а также собственного обмена веществ, маленькая молекулярная масса - всё это, отличая вирусы от клеточных организмов, даёт основание для обсуждения вопроса: что такое вирус - существо или вещество, живое или неживое? Научные споры на эту тему продолжались долго. Однако сейчас благодаря тщательному исследованию свойств огромного числа видов вирусов установлено, что вирус - особая форма жизни организма, хотя и очень примитивная. Структура вируса, представленная взаимодействующими между собой основными его частями (нуклеиновой кислотой и белками), определённость строения (сердцевина и белковая оболочка - капсида), его поддержание своей структуры позволяют рассматривать вирус как особую живую систему - биосистему организменного уровня, хотя и очень примитивную.

21. Выберите правильный ответ из предложенных (правильное подчеркнуто).

1. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

а) аллельными (правильно); б) гетерозиготными; в) гомозиготными; г) сцепленными.

2. «Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков», - так формулируется:

а) первый закон Менделя; б) второй закон Менделя; в) третий закон Менделя (правильно); г) закон Моргана.

3. В условиях тропических районов Земли у белокочанной капусты не образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?

а) мутационная; б) комбинативная; в) модификационная (правильно); г) онтогенетическая.

4. Случайно появившийся ягнёнок с укороченными ногами (выгодное человеку уродство - не перепрыгивает через изгородь) дал начало породе онконских овец. О каком типе изменчивости идёт здесь речь?

а) мутационной (правильно); б) комбинативной; в) модификационной; г) онтогенетической.

Выскажите свою точку зрения.

Как известно, основной единицей эволюции является популяция. А какова роль организмов в микроэволюционном процессе?

На организменном уровне впервые появляется процесс оплодотворения и индивидуального развития особи как процесс реализации наследственной информации, заключённой в хромосомах и их генах, а также оценка естественным отбором жизнеспособности этой особи.

Организмы являются выразителями наследственных свойств популяций и видов. Именно организмы определяют успех или неудачу популяции в борьбе за ресурсы внешней среды и в борьбе за существование между особями. Поэтому во всех микропопуляционных процессах исторического значения организмы являются непосредственными участниками. В организмах накапливаются новые свойства вида. На организмах проявляет своё действие отбор, оставляя более приспособленных и выбраковывая других.

На организменном уровне проявляется двунаправленность жизни каждого организма. С одной стороны, это возможность организма (особи), ориентированная на выживание и размножение. С другой стороны, это обеспечение как можно более длительного существования его популяции и вида, иногда в ущерб жизни самого организма. В этом проявляется важное, эволюционное значение организменного уровня в природе.

Симбиотические способы питания организмов возникли в ходе их эволюции. А как осваивают этот способ новорожденные особи?

Им не нужно осваивать симбиотический образ жизни или способ питания. В процессе эволюции у них также выработались все необходимые приспособления для распознания необходимой особи или субстрата. Например, особые рецепторы для восприятия другой симбиотической особи или морфологические структуры, облегчающие сам процесс питания. Тем более большинство симбиотических особей появляются на свет вблизи родительского организма и попадают сразу в благоприятные условия для развития.

Симбиотическое поведение передается от родителей. Например, у птиц или у млекопитающих по отношению к бактериям.

Почему считают, что образ жизни человека - это показатель его культуры?

От того как человек бережет себя, заботится о себе и т. д., можно судить об уровне его воспитания, это непосредственно связано с развитием человека, его духовными ценностями и собственно культурой, манерой поведения, образом жизни в целом.

В начале XX в. стал знаменитым афоризм, который писатель Максим Горький в пьесе «На дне» вложил в уста своего героя Сатина: «Человек - это звучит гордо!» Можете ли вы в настоящее время поддержать или опровергнуть это утверждение?

В настоящее время это философский вопрос… Наука создала огромное количество сложнейших технических средств, пытается проникнуть в космос и клетку, узнать секреты живого мира, причины болезней, возможность продления срока жизни человека. В то же время были разработаны "совершенные" средства уничтожения всего живого на Земле. Это гордость человечества?

Для человека существует масса нарицательных имён, отражающих его внутреннюю сущность: раб, дурак, разбойник, скотина, собака, зверь; одновременно с этим: гений, творец, создатель, разумный, умница! Так чем же отличается гений от дурака? Какими качествами, по каким критериям их оценивать и сравнивать?

У каждого человека есть свое предназначение на Земле. От того поймет ли он его, зависит его благополучие, вера в себя, гордость за себя.

Человек, как существо биологические, определенно гордость Земли. Мы умеем мыслить, выражать свои эмоции, говорить.

Но если человек внутри себя понимает, что нужно не причинять никому и ничему вред, жить в гармонии с самим собой, с окружающими и природой, ценить жизнь и не только свою, тогда такой человек – это действительно гордость!!!

Проблема для обсуждения

В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро на уровне руководителей 179 государств, включая Россию, были приняты важнейшие документы, призванные предотвратить деградационное развитие биосферы. Одна из программ действий человечества в XXI в. - «Сохранение биологического разнообразия» имеет девиз: «Биологические ресурсы кормят и одевают нас, обеспечивают жильём, лекарствами и духовной пищей».

Выскажите своё отношение к этому девизу. Можете ли вы его уточнить, расширить? Почему биологическое разнообразие является главной общечеловеческой ценностью?

Этот девиз в который раз напоминает нам, что мы (люди) на Земле должны жить в гармонии с природой (что-то брать, а что-то и давать взамен), а не беспощадно ее использовать в своих целях.

Нравственность, природа, человек – понятия тождественные. И к великому сожалению, в нашем обществе именно взаимосвязь этих понятий разрушена. Родители учат детей порядочности, доброте, любви к окружающему миру, духовности и бережности, но реально этого им не даем. Мы растеряли и растратили богатства, хранившиеся и копившиеся веками. Низвергли, предали забвенью заветы, традиции, опыт прошлых поколений в отношении к окружающему миру. Практически уничтожили своими руками, своим бездушием, бездумьем, своей бесхозяйственностью.

Радиационные и кислотные дожди, урожаи, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, заиленные озера и пруды, превратившиеся в болота, вырубленные леса, уничтоженные животные, модифицированные организмы и продукты – вот наше современное наследие. А сейчас, вдруг, всем миром осознаем, что мы на краю гибели и каждый, именно каждый, на своем месте, должен по крупицам, упорно и добросовестно восстанавливать, залечивать, выращивать добро. Без биологического разнообразия МЫ НИЧТО. Биологическое разнообразие – это главная общечеловеческая ценность.

Основные понятия

Организм представляет собой отдельность живой материи как индивид (особь) и как целостная живая система (биосистема).

Наследственность – свойство организма передавать особенности строения, функционирования и развития от родителей к потомкам. Наследственность обусловлена генами.

Изменчивость – свойство живых организмов существовать в различных формах, обеспечивающих им способность выживать в изменяющихся условиях.

Хромосомы – структуры клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов. Хромосомы состоят из ДНК и белков.

Ген – элементарная единица наследственности, представленная биополимером – отрезком молекулы ДНК, где содержится информация о первичной структуре одного белка или молекулы рРНК и тРНК.

Геном – совокупность генов вида, в состав которого входит организм (особь). Геномом также именуют совокупность генов, характерных для гаплоидного (1n) набора хромосом данного вида организмов, или основной гаплоидный набор хромосом. В то же время геном рассматривается и как функциональная единица, и как характеристика вида, необходимая для нормального развития организмов данного вида.

Генотип - система взаимодействующих генов организма (особи). Генотип выражает совокупность генетической информации особи (организма).

Размножение – воспроизведение себе подобных. Это свойство характерно только для живых организмов.

Оплодотворение – это объединение ядер мужских и женских половых клеток - гамет, приводящее к формированию зиготы и последующему развитию из неё нового (дочернего) организма.

Зигота – одна клетка, которая образуется при слиянии женской и мужской половых клеток (гамет).

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, включающее весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная от образования зиготы и до естественной смерти организма.

Гомеостаз – состояние относительного динамического равновесия системы (в т. ч. биологической), поддерживаемого за счет механизмов саморегуляции.

Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Нет какого-либо недуга или болезни.

Вирус – уникальная доклеточная форма жизни с гетеротрофным типом питания. Реплицируется молекула ДНК или РНК внутри пораженной клетки.

Организменный уровень организации живой материи – отражает признаки отдельных особей, их поведение. Структурно-функциональной единицей организменного уровня является организм. На организменном уровне происходят следующие явления: размножение, функционирование организма как единого целого, онтогенез и др.