Вид формы гипотеза. Понятие научной гипотезы. Виды гипотез. Виды научных гипотез

Напомним, что гипотеза — это часть , раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие.

В частности, гипотеза может выражать:

  • сроки вступления в действие правовой нормы;
  • достижение определенного возраста гражданина — субъекта права;
  • время и место совершения того или иного события;
  • «принадлежность» гражданина к тому или иному государству;
  • состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Примеры гипотез

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы) (ст. 27 ГК РФ об эмансипации). В нормах семейного права имеются условия заключения брака: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния» (п. I ст. 10 СК РФ) — условие места или органа заключения брака.

«Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака...» (п. 2 ст. 10 СК) — условие момента возникновения брачного правоотношения.

Классификации и виды гипотез

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления . Гипотеза — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии которых определенные субъекты вступают в отношения друг с другом.

Гипотезы бывают простые и сложные. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы (ст. 242 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) — неизменность состава суда как условие рассмотрения дела или ст. 21 УПК РФ — в случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель принимают меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц виновных в совершении преступления), сложные - на несколько условий (п. 1 ст. 72 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) — родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка). Сложные гипотезы могут быть кумулятивными и альтернативными.

Кумулятивная гипотеза связывает осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий.

Альтернативная гипотеза ставит реализацию нормы в зависимость от наступления одного из нескольких условий.

Кроме того, по степени определенности гипотезы могут быть абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и даже неопределенными («в случае необходимости»), а по способу изложения — казуистическими и абстрактными.

Рис. 1. Виды гипотез

По степени сложности (в зависимости от структуры) гипотезы подразделяются:

  • на однородные (простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет» (п. I ст. 186 ГК РФ);
  • составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ — состояние в браке одного из супругов, близкое родство, а также недееспособность, признанная судом);
  • альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Пример: «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар...» (п. 3 ст. 484 ГК РФ);
  • сложно-альтернативные . В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств):

  • положительные - указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;
  • отрицательные - предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, неоказание помощи больному медицинским работником рассматривается в качестве отрицательной гипотезы. За это устанавливается мера юридической ответственности.

По форме выражения:

  • общие. В них указываются общие признаки, например общее условие действия всех уголовно-правовых норм — достижение возраста уголовной ответственности;
  • частные. В них указываются более конкретные признаки. Так, условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, является наличие специального субъекта, т. е должностного лица.

По форме выражения гипотезы в литературе называют еще абстрактными и казуистическими.

1. Эмпирическое обобщение. Это такое обобщение фактов, которое охватывает явление целиком. Эмпирическое обобщение строго опирается на факты, не выходя за их пределы на гипотезы. [Можно заметить только частности.]

2. Учение. Это систематическая форма существования научной идеи в которой содержание данной предметной области выражается теоретическим, эмпирическим и мировоззренческим аспектами научного знания.

3. Научная теория (см. Тема11.).

4. Метатеория (общие теории и научные картины мира).


Тема 9. Научная гипотеза

Вопросы:

1. Понятие научной гипотезы

2. Основные требования к научной гипотезе

3. Виды научных гипотез

4. Функции гипотез

1. Понятие научной гипотезы

Деятельность человека осмысленна, он всегда стремиться понять, тот или иной предмет реальности, который исследует, однако эти предметы не даны ему непосредственно. Прошедшие события не дано наблюдать, а в настоящем через явления из бесчисленных связей можно «увидеть» только некоторые, поэтому вся человеческая деятельность сопровождается множеством догадок предположений допущений.

Гипотеза («предположение»–гр.) – это предположение или допущение, истинное значение которого не определено. Однако всякая догадка или допущение может претендовать на научную гипотезу. Научная гипотеза выдвигается для объяснения новых фактов, разрешения противоречий (между фактом и теорией, например), то есть для решения любой научной проблемы. В этой связи, научная гипотеза –это форма вероятностного научного знания в виде предположений, догадок или предсказываний, о существовании явлений, причин их возникновения и развития.

2. Основные требования к научной гипотезе

Чтобы стать научной, а не произвольной догадкой гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Синтаксической правильности построения и семантической осмысленности её языковых утверждений или высказываний;

2. Адекватности и обоснованности , то есть в своих рамках объяснять максимально возможный круг явлений и по возможности не противоречить установленным ранее фактам и научным положениям;

3. Принципиальной проверяемости , то есть следствие научной гипотезы или её следствие должны вообще давать возможность опытной проверки необязательной сейчас, на данном уровне развития науки;

4. Широты , то есть она должна быть применима не только к своему кругу явлений, для которого она выдвигалась, но и захватывать другие связи;

5. Простоты , то есть способности её единого основания объяснить широкий круг явлений, не прибегая к искусственным построениям и дополнительным гипотезам;

6. Момент истинности и достоверности , то есть её предположения (посылки) должны опираться на некоторую совокупность достоверных знаний.

3. Виды научных гипотез

Научные гипотезы подразделяют:

1. По характеру зрелости гипотетических знаний:

a) рабочие гипотезы (научные догадки). Они строятся для первоначальной систематизации фактов, внесения плановости и целеустремлённости в исследования. Оно часто меняются;

b) научные гипотезы . Возникают на теоретическом уровне исследования или анализа, обладают большой степенью достоверности в объяснении известных явлений. [Входит в уровень теоретических вопросов.]

2. По происхождению они связаны с аналогией, индукцией дедукцией и другими методами.

3. По уровню знания :

a) эмпирические научные гипотезы содержат в себе только термины наблюдения. Обобщают, как правило, некоторые черты явлений и возникают на основе индукции;

b) теоретические . Содержат в своём составе теоретические термины или смешанные.

4. По степени проникновения в сущность наблюдаемых явлений

a) описательные , они фиксируют внешнее поведение систем;

b) объяснительные – формулируют законы поведения систем, Вскрывают механизмы наблюдаемых явлений.

4. Функции гипотез

1. Обобщает опыт, предпочтительно расширяет наличное эмпирическое знание (индуктивное обобщение и «эмпирические кривые»).

2. Функция рабочих гипотез , то есть упрощённых допущений, позволяет перейти от идеальных объектов теории к опыту.

3. Ориентировки в исследовании, придания ему направленного характера.

4. Интерпретация (разъяснения) эмпирических данных или других научных гипотез.

5. Защиты других научных гипотез от конкурирующих теорий или каких-нибудь противоречащих опытных данных.

Таким образом, научная гипотеза –это неустранимый элемент науки и развитие знания в принципе не возможно без предположений, выходящих за рамки данного опыта.


Тема 10. Научный закон

Вопросы:

1. Отношение, связь, закон

2. Сущность и структура научного закона

3. Типология научного закона (классификация)

1. Отношение, связь, закон

Философским основанием понимания закона является концепция материального единства мира, позволяющая утверждать, что мир–не хаос, а системы материальных явлений, различной степени общности, которая находится в определённых связях и отношениях.

Отношения –это взаимозависимость явлений, при этом выделяют три вида отношений: изолированность, связь и взаимосвязь.

Изолированность –это отношение при котором существование и изменение одного объекта, не обуславливает изменение и существование другого. Если наличие или изменение одного объекта является условием наличия другого, то говорят об отношении связи . Соответственно взаимообусловленность существования объектов определяет взаимосвязь .

Взаимосвязь подчёркивает статику, момент устойчивого отношения. Динамику, изменчивость отражает категория взаимодействия .

Взаимодействие –это такой вид связи объектов, который сопровождается процессами их взаимного воздействия, изменения и взаимоперехода. Если изменение систем носит циклический и количественный характер (без изменения качества), то можно говорить о связях функционирования.

Качественные изменения систем свидетельствуют о связях развития. [Не путать развитие с прогрессом.]

Исследование гипотез, виды гипотез - область, характерная для любой современной науки, прикладной, гуманитарной, фундаментальной, словом, исключений нет. Под гипотезой принято понимать такое предположение, для которого можно сформулировать обоснование, прибегнув к применяемым в рамках конкретной науки методикам. Формулируется постулат с целью объяснения особенностей взаимодействия, причин. Основные виды гипотез затрагивают природные явления, события, общественные процессы и мыслительные особенности.

Базовое определение

Прежде чем рассматривать виды научных гипотез, нужно разобраться с тем, что термин в себя включает. В настоящее время принято говорить о следующем объяснении: такая форма познавательного процесса, которую невозможно обойти. Она позволяет связать новое знание и полученное ранее.

Виды норм гипотез предполагают процесс построения, в рамках которого сперва выдвигается предположение, и уже на его основе ведется дальнейшее исследование вопроса. Предположение можно сформулировать, если сперва изучить известный материал. Все известные в настоящее время виды гипотез требуют исследования данных, полученных в процессе многократного наблюдения за повторяющейся ситуацией.

Гипотезы: две категории

Принято выделять два ключевых вида гипотез. Введено подразделение на классы с учетом объекта познания и функций, которые при этом применимы. Из познавательных функций можно сформулировать объяснительные, описательные виды гипотез.

Описательные

Описательные представляют собой такое предположение, в рамках которого исследователь обоснованно заключает о наличии свойств у наблюдаемого объекта, явления. Выдвижение этого вида гипотезы позволяет начать работу над познанием структуры исследуемого предмета, а также особенностей активности. При разборе этого вида гипотез диспозиций, санкций принято особенное внимание уделять экзистенциальным вопросам. Они помогают выявить факт существования исследуемого объекта, явления.

Объяснительные

Эти виды гипотез диспозиции предполагают формулирование идей, объясняющих стимулы, спровоцировавшие появление исследуемого объекта. То есть это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

Объект исследования как категория разделения гипотез на виды

Рассматривая практикуемые в современной науке виды гипотез диспозиций, санкций, необходимо особенное внимание уделить важности объекта, который таким подходом изучается. При этом принято говорить о частных, общих вариантах осознания ситуации и построения идеи, объясняющей работу процесса.

Общие

Такие виды гипотез права (а также применимые в любых других науках) представляют собой идею, получившую научное обоснование. При этом необходимо проанализировать, какие причины вызвали явление, каким законам оно подчиняется, какие при этом формируются взаимосвязи. Особенно актуально это при исследовании зависимых друг от друга процессов в обществе и природе. Виды правовых гипотез, научных, медицинских, социальных помогают объяснить закономерности процесса. Это актуально в том числе для психологов и психиатров, получающих эффективный метод познания и объяснения человеческого поведения.

Виды гипотез правовых норм, законов психологии, природных и социальных явлений позволяют объяснить весь исследуемый класс. Основная идея такой работы - сформулировать характерные для этой сферы закономерности, взаимные связи, которые будут корректны и применимы для разных мест, временных промежутков.

Частные

К таким принято относить такие обоснованные с точки зрения науки предположения, которые раскрывают причины некоторого объекта или его части, особенности его происхождения и специфику взаимодействия с иными явлениями, предметами. При этом объекты, находящиеся в центе внимания исследователя, отделяют от прочего класса сходных с ними. Также необходимо произвести разделение между изучаемым явлением и психическими, общественными, природными факторами, исключив их влияние.

Формулируются такие гипотезы, чтобы определиться в вопросах причин, провоцирующих наблюдаемые взаимные связи. При этом рассматривается некоторое множество, для внутренних элементов которого характерно наличие взаимозависимости. Классический пример - это вирусология, в которой гипотезы преимущественно создаются именно частные, а вот общие не дают достаточно эффективного результата. Идея заключается в необходимости выявления закономерностей, присущих конкретным организмам - разновидностям вирусов.

Единичные

Такой тип гипотезы применим в случае, когда причины явления могут быть обоснованы с применением научных подходов. При этом рассматриваются особенности происхождения исследуемого объекта и взаимосвязи, которые для него типичны. В центре внимания ученых - единичные факты, явления, конкретизированные события, применительно к которым необходимо сформулировать гипотезу.

Рабочие

Если научная деятельность предполагает наличие некоторой гипотезы, которую предстоит доказать, в процессе этой работы можно сформулировать дополнительные установки, предположения, которые помогают быстрее и корректнее определить причины и следствия наблюдаемых закономерностей. Прибегая к формулированию рабочих гипотез, ученый тем самым может сгруппировать, структурировать информацию, полученную из наблюдений. Можно также создать предварительное описание, отражающее уже известные факты. Несмотря на научность такого подхода, рабочей гипотезой принято обозначать утверждение, которое (вполне возможно) покажет свою несостоятельность, некорректность описания происходящего.

Существую?

Еще один метод классификации гипотез предполагает разделение их на две группы. Первые рассматривают факт существования некоторого явления или объекта, а второй посвящен взаимосвязям между наблюдаемыми элементами. Доказательство первой группы довольно простое, достаточно иметь вещественные подтверждения наличия исследуемого явления. Например, гипотеза о наличии у шумеров письменности подтверждается обнаружением в древних могилах табличек, содержащих информацию в письменном виде.

Вторая группа гипотез доказывается значительно сложнее. Принято выделение подгрупп, для каждой из которых характерны свои особенности решения вопроса. Некоторые гипотезы посвящены самому факту наличия взаимной связи, другие - особенностям ее характера. Принято говорить о корреляции, причине и следствии, прямой взаимосвязи, опосредованной, распространяющейся на обе стороны взаимодействия или только на одну. Также выделяют гипотезы о параметрах и форме связи. Для каждого параметра можно построить предположение о его количественном значении, а для объекта в целом - о числе таких параметров, которые описывают взаимосвязь объектов.

Никакой самостоятельности!

Сам факт наличия связи между рассматриваемыми объектами, явлениями в большинстве случаев установить достаточно просто. Необходимо проанализировать несколько комбинаций и выявить, где и когда проявляются предполагаемые явления. Оценка вероятности появления конкретного результата позволяет понять, насколько значим фактор случайности, насколько достоверны сделанные из экспериментов выводы. Для корректного анализа по этому аспекту принято применять дисперсионный анализ или иные статистические подходы. Если результат варьируется в пределах пяти процентов, можно с уверенностью говорить, что связь существует и для этого подведена доказательная база.

Если в фокусе внимания ученых - величины, тогда связь между ними изучается с применением специфических методик. В общем случае составляется список изучаемых объектов, по которому передвигаются последовательно. Сперва формулируются теории, гипотезы относительно того, каким образом показатели между собой связаны, а затем все они проходят последовательную проверку на созданном заранее листе. Сперва таким образом выявляют сам факт наличия связи, затем формулируют гипотезы относительно ее характера. Следующий этап - рассмотрение формы, последний - параметров.

Теория и практика

Если обратить внимание на реальную практику формирования и доказывания гипотез, то станет ясно, что фактический подход довольно часто существенно отличается от теоретического. Зачастую первое, что получают исследователи, - это параметры взаимосвязи наблюдаемых явлений, и уже на основе этого предпринимаются попытки установить характер. Сам факт наличия связи зачастую вообще не становится объектом формулирования гипотезы. Чаще внимание этому вопросу уделяют оппоненты ученого либо специалисты, которым доверено составление рецензии на работу, посвящённую некоторой гипотезе.

Наиболее значим вопрос установки факта существования связи между объектами (то есть того явления, которому посвящена гипотеза) в рамках наук, не взаимодействующих с реальными объектами. Хороший пример - математика. Ученые, занимающиеся этой дисциплиной, проводят годы в доказательстве наличия несчетных множеств, иррациональных чисел, правильных семигранников. В этом есть определенная логика: при взаимодействии с реальными объектами нет необходимости подведения доказательной базы существования наблюдаемого явления, так как исследователь видит, ощущает его.

Сложность и достоверность

Еще одна методика разделения гипотез на категории предполагает анализ сложности явления, оказавшегося в центре внимания исследователей, и уровня достоверности. Оценивая, насколько общая научная гипотеза оказалась в фокусе внимания, можно выделить гипотезы, рассматривающие явление или даже группу таких как единое целое. Некоторые гипотезы посвящены конкретном сторонам, свойствам разбираемого факта. Подразделение гипотез на два этих класса полезно лишь в случае выявления соотношений между теориями. Нельзя создать абсолютную шкалу деления. Одна и та же гипотеза относительно одного предположения будет частной, а вот касаемо другого - общей.

Классический пример из правовой системы: некоторая гипотеза может в целом формулировать объяснение совершенного противоправного поступка. Но и она станет частной относительно теории, рассматривающей причины появления таких поступков в пределах державы.

Научные гипотезы

К таковым принято относить теории, которые посвящены закономерностям природных явлений и процессов. Они могут также рассматривать особенности мышления человека и устройства социума. Для принадлежности к группе научных предположение должно быть единственным аналогом рассматриваемого явления и в обязательном порядке объяснять максимальное количество обстоятельств, имеющих связь с исследуемым объектом, фактом.

Не менее важная особенность научной гипотезы - способность предсказать новое явление, отличное от использованных при формулировании научного предположения.

Версия

Этот термин применяется к формулировке толкования некоторого объекта или явления. К нему прибегают, если рассматриваемый процесс имеет несколько различных объяснений, отличающихся своей сутью и содержанием. Довольно часто термин «версия» применяется в судебной системе, в частности на этапе исследования конфликтного вопроса. В то же время такой термин нельзя считать исключительно юридическим. Нередко к нему прибегают научные работники из самых разных областей познания.

По своей логике версия точно так же структурирована, как и гипотеза, - нет никаких отличий. А вот по сути гипотеза в науке и версия различаются. Так, версия обычно рассматривает некие факты, явления единичного характера, зачастую имеющие очень малый уровень значимости. А вот гипотезы посвящают длительным, масштабным событиям, и для формулирования такого предложения необходимо располагать внушительным объемом наблюдений. Формулируя версию, исследователь не ставит перед собой задачу открытия закономерности, для него важно лишь найти объяснение конкретному факту, событию, произошедшему в строго заданный временной промежуток. Для обоснования версии достаточно иметь довольно небольшой объем данных, полученных из наблюдения за ситуацией.

Гипотеза и версия

Нередко для разработки научной гипотезы требуется потратить внушительный объем времени - годы, десятки лет. Чтобы сформулировать версию, достаточно нескольких дней или недель. Проверка также занимается ограниченный временной промежуток, а вот для некоторых научных гипотез этот процесс растягивается едва ли не на век.

Если в фокусе внимания ученых - некоторое явление, объяснение которого требует научной гипотезы, выдвигается одно предположение или несколько отличных с целью определения наиболее корректного. Версии, формулируемые в ходе судебного разбирательства, не могут существовать поодиночке. Уголовное дело всегда предполагает наличие нескольких вариантов, причем строго запрещено выбирать и доказывать только одну версию, даже если она кажется перспективной и точной.

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляе­мого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная дея­тельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследо­вание вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и проти­воречия и достигают объективно истинных результатов.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, являетсягипотеза.

Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Важнейшими среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.

(1) Гипотеза - этовсеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зави­симостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связую­щим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логи­ческий переход от прежнего неполного и неточного знания к ново­му, более полному и более точному.

Таким образом, внутренне присущее процессу познания разви­тие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в ка­честве необходимой и всеобщей формы такого развития.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда


имеет ослабленную эпистемическую модальность: является пробле­матичным суждением, в котором выражено неточное знание.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либопод" тверждению и дальнейшему ее доказательству.

Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результатеанализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. Однако научная гипотеза - это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалырационально обоснованное, а не интуитивно и подсозна­тельно принятое предположение.


Отмеченные особенности дают возможность более четко опреде­лить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания - провер­ка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объектуисследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

(1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойства­ми обладает данный предмет?»

Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроце­дурных особенностей его деятельности, определенияфункциональ­ных характеристик объекта.

Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового дви­жения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипо­теза политолога или юриста, предсказывающая блажайший или от­даленный социальный эффект принятого нового пакета законопо­ложений, относится к функциональным предположениям.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называютэкзистен­циальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка за­падного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

(2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выяс­няют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеори­те; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предполо­жения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вна­чале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт су­ществования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя сту­пень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих меха­низм и причины возникновения исследуемых объектов. Последова­тельное усложнение гипотез в процессе познания - о существова­нии, о свойствах, о причинах - отражение присущей процессу по­знания диалектики: от простого - к сложному, от внешнего - к внутреннему, от явления - к сущности.

2. По объекту исследования различают гипотезы:общие и част­ные.

(1)Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примера­ми общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоно­совым гипотеза об атомистическом строении вещества; современ­ные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академи­ка В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об орга­ническом и неорганическом происхождении нефти и другие.


Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2)Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаружен­ных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимо­связи между конкретными историческими событиями или действия­ми отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и предположения, которые вы­двигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым времен­ном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно системати­зировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследо­вания, рационально обработать их и наметить пути дальнейших по­исков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследова­ния функциюпервого систематизатора фактов.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотеза­ми, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

В историческом, социологическом или политологическом иссле­довании, а также в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы

называютверсиями (от латинского versio - «оборот», versare - «видоизменять»).

Версия в судопроизводстве - одна из возможных гипотез, объ­ясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.

При расследовании преступлений и судебном разбирательстве строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии. Среди них различаютобщие и частные версии.

(1)Общая версия - это предположение, объясняющее все пре­ступления в целом как единую систему конкретных обстоя­тельств. Она отвечает не на один, а на множество взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоя­тельств дела. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие:

какое преступление совершено? кто его совершил? где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено? каковы цели, мотивы преступления, вина преступника?

Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создается версия, выступает не принцип развития или объективная закономер­ность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается единичное преступление. Освещая все подле­жащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом.

(2)Частная версия - это предположение, объясняющее от­дельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Буду­чи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по поводу каждого из них также создаются версии, объясняющие особенности и проис­хождение этих обстоятельств.

Примерами частных версий могут быть следующие предположе­ния: о местонахождении похищенных вещей или о местонахождении преступника; о соучастниках деяния; о способе проникновения пре­ступника к месту совершения деяния; о мотивах совершения пре­ступления и многие другие.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основной для построения, конкретизации и уточне­ния общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные на­правления для выдвижения частных версий по поводу еще не выяв­ленных обстоятельств дела.

Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:

а) по сложности исследуемого объекта

б) по степени достоверности

В зависимости от степени общности научные гипотезы мож­но разделить на общие, частные и единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние о законах и закономерностях природных и общественныхявлений, а также закономерностях психической деятельности че­ловека. Они выдвигаются для объяснения всего класса описыва­емых явлений, выведения закономерного характера их взаимо­связей во всякое время и в любом месте. Примеры общих гипо­тез: гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, гипотеза Канта - Лапласа о происхождении небесных тел, гипо­теза А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле. Общая ги­потеза после ее доказательства становится научной теорией.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние о происхождении и закономерностях части объектов, выде­ленных из всего класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или мышления. Примеры частных гипо­тез: гипотезы о происхождении вирусов, о причинах возникнове­ния злокачественных опухолей, в том числе гипотеза об онкогенных РНК, содержащих вирусы, и др.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о происхождении и закономерностях единичных фактов, конкрет­ных событий и явлений. Например, при рытье котлована для фун­дамента здания в Италии был обнаружен гроб с телом 8-летней девочки, забальзамированный труп которой сохранился полно­стью, хотя, по определению ученых, девочка была захоронена около 1800 лет назад. Сразу возникло несколько единичных ги­потез: о времени захоронения, о принадлежности девочки к знат­ным людям, о причинах, способствующих сохранности ее тела, и др. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения какого-то конкретного больного, подбирая индивидуальные дозы нуж­ного для него лекарства.

Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события.

При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это деление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам. Так, общая гипотеза, объясняющая преступление в целом, будет являться частной при сравнении ее с гипотезой, объясняющей причины всей преступности в конкретном государстве.

Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипотезы.


Научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единственным аналогом данного процесса, явления; б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Рабочая гипотеза - это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Разновидностью частной гипотезы является версия.

Версия (от лат. versio - оборот, видоизменение; франц. version - перевод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительное от других, объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.

Версией называют гипотезу в судебном исследовании. Но термин версия не является специфически юридическим, им пользуются и в других областях познания.

Логическая структура версии такая же, как и логическая структура гипотезы. В этом плане версия от любого вида гипотезы не отличается. Вместе с тем версия и научная гипотеза имеют между собой некоторые различия.

1. Предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества.

Гипотезы создаются для объяснения значительных событий и явлений,

обосновываются длительным наблюдением. Предметом версий являются

отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные. При

построении версии не ставится цель открыть ту или иную закономерность. Версия имеет более скромную познавательную задачу - объяснить отдельное,

неповторимое единичное событие или единичный факт. Обосновывается версия сравнительно ограниченным кругом наблюдений.

2. Научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями. Версии выдвигаются и проверяются в сравнительно короткий период времени.

3. Научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть выдвинуто несколько или всего одна. Версия в судебно-следственном исследовании, например, одна существовать не может. По каждому уголовному делу, по каждому отдельному обстоятельству должно быть выдвинуто несколько версий; здесь нельзя ограничиваться выдвижением и доказательством какой-то одной, пусть, представляющейся и самой вероятной версии.

Описательная гипотеза представляет собой предположение о существовании того или иного явления или связи. Так, предположение о росте общественной опасности преступлений в регионе в течение исследуемого периода является гипотезой описательной.

Объяснительная гипотеза - предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Такими являются, например, гипотезы о взаимосвязи роста корыстной преступности с углублением имущественной дифференциации населения в регионе; о причинно-следственной зависимости уровня преступности, связанной с подпольным изготовлением алкогольной продукции, и изменений государственной политики в области

торговли спиртными напитками.

В ходе доказательства общей, частной или единичной гипо­тезы исследователь или любой другой человек строит рабочие гипотезы, т. е. предположения, которые выдвигаются чаще всего в начале исследования и не ставят еще задачу выяснения при­чин или закономерностей исследуемого явления. И. П. Павлов часто менял свои рабочие гипотезы.

В начале этого раздела дано определение гипотезы, рассмот­рены виды гипотез (в том числе ложные). Пример ложной гипо­тезы.можно найти в книге Стефана Цвейга “Подвиг Магеллана”. В 1519-1521 гг., обогнув Южную Америку, Магеллан открыл между ней и архипелагом Огненная Земля пролив, названный Магеллановым, и вышел из Атлантического океана в Тихий. Его экспедиция совершила первое кругосветное путешествие.

Обстоятельства этой истории таковы, что Магеллан верил в существование пролива благодаря географической карте, оказав­шейся ошибочной, ибо на ней пролив был отмечен на сороковом градусе южной широты, а на самом деле он находился на пять­десят втором.

Какова же роль ложной гипотезы? Об этом Стефан Цвейг пишет так: “Заблуждение, в которое он честно уверовал, - вот что в конечном счете и составляло тайну Магеллана.

Но не надо презирать заблуждений! Из безрассуднейшего за­блуждения, если гений коснется его, если случай будет руко­водить им, может произрасти величайшая истина. Сотнями, тысячами насчитываются во всех областях знаний великие от­крытия, возникшие из ложных гипотез.

Никогда Колумб не отважился бы выйти в океан, не будь на све­те карты Тосканелли, до абсурда неверно определившей контур земного шара и обманчиво твердившей ему, что он в кратчай­ший срок достигнет восточного побережья Индии. Никогда Ма­геллан не сумел бы уговорить монарха предоставить ему фло­тилию, если бы не верил с таким безрассудным упорством ошибочной карте. ...Только всем сердцем отдавшись преходящему заблуждению, он открыл непреходящую истину”. Магел­лан выдвигает новую гипотезу: если этот пролив вообще суще­ствует, то он должен быть расположен южнее. И плавание продолжается на юг. “Все труднее, все медленнее становится плавание. Магеллан неуклонно держит курс вдоль берегов. Он обследует каждую, даже самую малую бухту и везде произво­дит замеры глубин. Правда, таинственной карте, заманившей его в плавание и затем в пути его предавшей, он давно уже пере­стал верить... Когда 24 февраля флотилия снова приближается к какому-то необъятному широкому заливу... Магеллан опять по­сылает вперед небольшие суда... дабы установить, не здесь ли откроется проход к Молуккским островам. И опять - ничего! Опять только закрытая бухта. Так же тщетно обследуют они и два других залива...” .

Мы подробно привели эти места из книги С. Цвейга “Подвиг Магеллана” потому, что с их помощью можно решить целый ряд проблем, а именно: во-первых, проиллюстрировать, что собой представляет ложная гипотеза; во-вторых, показать суть логической ошибки, называемой “основное заблуждение”, т. е. ложность оснований (ошибочность карты); в-третьих, привести примеры на опровержение гипотез; в-четвертых, проиллюстри­ровать построение Магелланом новых гипотез, т.е. гипотез о возможном существовании пролива южнее сороковой широты, и последующее опровержение новых ложных гипотез.

Как мы отмечали, в ходе доказательств общих, частных или единичных гипотез люди строят рабочие гипотезы. В судебном расследовании выдвигаемые гипотезы называются версиями. Все указанные виды гипотез преподавателю рекомендуется разъ­яснить на примерах, во-первых, на материале профилирующих дисциплин и, во-вторых, на материале психологии и педагогики.