Ионыч анализ. Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов). История создания рассказа Ионыч

Рассказ Антона Чехова « Ионыч » был подвергнут сильной критике. Сразу после публикации в 1898 год, в сторону произведения посыпались большое количество упреков в том, что сюжет был, немного размытым и скучен. Жанр произведения Ионыч «спорный, вроде бы он и является рассказом, но в нём полностью описана вся жизнь героя, но это более соответствует небольшому роману «, который вместил в себя все периоды духовной трансформации главного героя. В своём произведении «Ионыч» автор глубоко раскрывает все происходящие события с главным героем.

Дмитрий Ионович Старцев является главным героем рассказа. В дальнейшем автор его просто отображает как Ионович. Дмитрий Ионович Старцев постает перед нами как молодой, полный запалом врач. Он довольно энергичен, абсолютно поглощён в свою работу. Он был так увлечён работой,что даже не мог отказать в приёме в праздники и не оставалось время на общение в не работы.

Большая часть горожан города С. были малограмотными, а сам город был не очень окультурен. Семья Туркиных была, самыми образованными и культурными жителями этого города. Глова семейства Иван Петрович имел дочь Екатерину Ивановну, которая по её мнению неплохо играла на фортепиано. Молодой врач испытывал к ней большое, нежное чувство и решился ей признаться в них, но получил грубый отказ. Шли года, Ионович превращался в толстого, скупого, некультурного человека. Когда то отличающийся от всех жителей своей свежестью мысли, полной отдачей роботе стал ничем не приметным среди горожан. Для него приоритетом стало богатство и комфорт.

Ко всем его изменениям можно испытывать различные чувства от жалости до отвращения. Что стало причиной коллапса главного героя ответить однозначно нельзя. Причин может быть множества. Вина лежит и на самом герое, и на Екатерине Ивановне, но большой отпечаток оставил круг его общения. Из-за необразованности горожан города, в который попал герой, перестал дальше развиваться.

Анализ произведения Ионыч

У А.П.Чехова много небольших произведений, где всего на нескольких страницах, он мастерски обозначает взлет и падение главного героя, его душевные переживания. К таким произведениям смело можно отнести рассказ «Ионыч».

Земский врач Дмитрий Ионыч Старцев приезжает работать в небольшой городок. Он молод, стремиться достичь чего – то высокого в жизни. В городе он знакомиться с семьей Туркиных, которые считаются самыми образованными людьми. Иван Петрович Туркин был театрал, мама писала романы, а дочь Екатерина увлекалась музыкой. Все их таланты были спорными, но местной публике они нравились. Старцев тоже не стал выделяться и хвалил их, когда все восхищались.

Старцев влюбился в Катеньку. Любовь к ней скрашивала всю его неинтересную жизнь. Он трепетал при виде юной девушки, переживал ее холодность. Ему казалось, что ради любви он сможет совершить любой подвиг. Катя назначает Старцеву свидание на кладбище. Он едет туда и ждет там Катю. На следующий день после неудавшегося свидания, доктор делает предложение Кате. Но девушка ему отказала. Решив стать известной пианисткой, она уезжает из города.

Любовь Дмитрия Ионыча прошла за три дня. Свои возвышенные мечты он не вспоминал. Он стал ленивым и малоподвижным человеком. Пешие прогулки, которые раньше ему так нравились, он забросил. В мыслях Старцев становиться таким же ленивым, как и физически. Обывателей доктор презирает, они тоже не любят его и называют «индюк надутый».

Вернувшаяся к родителям Екатерина Ивановна Туркина, попыталась возобновить отношения со Старцевым, но ему даже думать об этом было лень. Ничто уже не возбуждало в нем каких-либо чувств. Его сердце ожирело, как и тело.

Денег Старцев зарабатывает много, но он стал жадным даже для себя. Дмитрий Ионыч забросил театры и концерты. Люди стали звать его просто Ионыч, не проявляя к нему ни доброты, ни уважения. Из возвышенного юноши, он превратился в крикливого, толстого старика. Ионыч ничего не совершил ни для людей, ни для себя. Единственной целью его жизни стало зарабатывать деньги. Больные для него были только средством заработка. У него уже два дома, третий на подходе. Для кого они? Старцев одинокий, никому не нужный старик.

Чехов относит Старцева к «футлярным» людям. У таких людей только видимость жизни. На самом деле они мертвы, в них нет никакой искры. Их не радует ни семья, ни дом, ни любовь.

Интересны взаимоотношения Старцева и среды, в которой он жил. Среда не изменила его, не сделала борцом с пошлостью и серостью жизни. Он и подстроиться под нее не смог. Старался быть выше обывателей. А стал лишь просто Ионычем.

Кратко 10, 11 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Зачем нужны запятые рассуждение 4, 6 класс

    Запятая – самый используемый знак препинания. Он может быть как разделительным, так и выделительным, и у него множество функций, которые можно разделить на две группы

  • Мой любимый предмет Литература сочинение-рассуждение 5 класс

    Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби

  • Сочинение История Катерины и Бориса в пьесе Островского Гроза

    В пьесе Островского Гроза представлена проблема, которая встречается у многих на жизненном пути. Екатерина и Борис это два важных персонажа, которые замешана в данной ситуации. Посмотрим на то, как развивалась любовь между этими двумя героями.

  • Анализ произведения Лермонтова Ашик-Кериб

    Сказка «Ашик-Кериб» написана известным русским писателем Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

  • Образ Василия Денисова в романе Война и мир Толстого

    Многие характерные черты героев романа «Война и мир» были «списаны» Толстым с реальных исторических личностей. Таковым является и образ Василия Денисова.

" А. П. Чехов дал развернутую картину провинциальной жизни, в которой господствует пошлость, скука и безнадежная тоска. Критики также отмечают, что писатель показал огромное несоответствие идеалов с реальной жизнью.

2. История создания . С подзаголовком "Рассказ Антона а" произведение было впервые опубликовано в "Ежемесячных литературных приложениях к журналу "Нива"" (№ 9, 1898 г.).

3. Смысл названия . "Ионыч" - отчество главного героя доктора Дмитрия Старцева. Такое фамильярное обращение он заслужил за несколько лет врачебной практики в городе. Оно иронически намекает на крушение прежних юношеских идеалов молодого Старцева.

4. Жанр . Рассказ.

5. Тема . Главная тема произведения - победа мещанского образа жизни над несбыточными мечтами молодого человека.

6. Проблематика . Самая образованная и талантливая семья в городе оказывается в действительности невероятно скучной и вызывающей раздражение. Первая любовь Дмитрия Старцева грубо растоптана избалованной девушкой, мечтающей о карьере великой артистки. Возвышенные представления Ионыча о своей работе превращаются постепенно в простую тягу к накоплению богатства.

7. Герои . Дмитрий Ионыч Старцев, семья Туркиных (Иван Петрович, Вера Иосифовна, Екатерина Ивановна).

8. Сюжет и композиция . Дмитрий Ионыч Старцев был назначен земским врачом в село, находящееся неподалеку от небольшого провинциального города. Ему сразу же посоветовали в свободное время посетить семью Туркиных, где собираются интеллигентные люди. Старцев воспользовался советом. Он провел очень приятный вечер. Глава семьи очень остроумно шутил и рассказывал смешные истории. Его жена читала фрагмент своего романа, а дочь показала мастерство игры на рояле.

Около года Старцев был завален работой, а потом получил приглашение от Веры Иосифовны. С этого времени он стал регулярно посещать семью Туркиных. Дмитрий Ионыч понял, что влюбился в Екатерину Ивановну, которую в семье ласково называли Котик. Однажды ему удалось уединиться с ней. Однако девушка избежала разговора и передала Старцеву записку, приглашая его в полночь на кладбище.

Главный герой догадывался, что это - всего лишь шутка. Но любовь заставила его прийти ночью в назначенное место, где, естественно, никого не оказалось. На следующий день Старцев сделал Котику предложение. Девушка поблагодарила влюбленного, но заявила, что провинция ее не устраивает. Она мечтает добиться славы и успеха, чему помешает семейная жизнь. Дмитрий Ионыч несколько дней тяжело переживал, но после отъезда Котика в Москву успокоился и перестал посещать Туркиных.

Прошло четыре года. Старцев стал известным и популярным в городе доктором. Его доходы возросли, а круг интересов сузился до минимума, заключаясь, в основном, в карточной игре на деньги. Однажды его вновь пригласили Туркины. Узнав, что Екатерина Ивановна тоже приехала, Старцев принял приглашение. В разговоре наедине Котик призналась, что ее мечты были глупостью.

В душе Ионыча ненадолго вспыхнули прежние надежды. Но когда Екатерина Ивановна вновь заговорила о возвышенном, он замкнулся в себе. Шутки хозяина, роман его жены нисколько не изменились за четыре года и вызывали раздражение. Старцев уехал и больше никогда не посещал Туркиных. С годами Старцев приобрел огромный авторитет в городе. Его стали называть Ионыч. У доктора не осталось никаких интересов, кроме дальнейшего обогащения. Туркины вели прежнюю жизнь, считаясь талантливой семьей, состоящей в действительности из трех бездарностей.

9. Чему учит автор? Чехов показывает, насколько опасным даже для деятельного молодого человека может оказаться засасывающее "мещанское болото". Культурная жизнь Туркиных - всего лишь разновидность мещанства. Ионыч и Котик расстаются со своими идеалами, так как у них нет другого выхода.

Проблема нравственной деградации личности остро встает в рассказе “Ионыч” (1898). Чехов в присущей ему манере художественного укрупнения и убедительной детализации пытается отыскать причины духовных перерождений личности. Значимость проблемы возрастает, если обнаружить общее в образах “Ионыча” и “Евгения Онегина”. В образе Владимира Ленского Пушкиным очерчен возможный путь от романтика до обывателя, довольствующегося домашним бытом.
Подобно Пушкину, Чехов включает в повествование мотив времени. Оно помогает увидеть,

Как быстро и неузнаваемо меняется герой, превращаясь из Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча – “поляка надутого”, подобного языческому богу. Контраст, сравнение, гипербола укрупняют ужасное перерождение полного благих намерений, умного, мыслящего человека, прекрасного врача в человека, главным мотивом жизни которого стала “нажива”. Как и почему это произошло?
Молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев по-настоящему увлечен делом, способен жить “в труде и одиночестве”, помогая больным, служа “благородной цели жизни”. Он уверен, что “постоянно надо трудиться, нельзя жить без труда”. С первых абзацев повествования параллельно следуют мотивы стремления к неординарному, возвышенному и скуки, однообразия провинциальной жизни, которая отталкивает Дмитрия Ионыча; как мыслящий человек, он убежден, что разговаривать с обывателями не о чем. Да и отношения с Туркиными приводят к разочарованию: “…если одни из самых талантливых жителей во всем городе настолько бездарны, то какой тогда город”.
Писатель утверждает, что к духовной Деградации Дмитрия Старцева привело не только влияние среды. Чехов, проницательно вглядываясь в личность, даже на пространстве рассказа раскрывает множество внутренних, зависящих от самого Ионыча причин духовного оскудения. Первые симптомы духовного разрушения он ощущает через телесные недостатки. Мысль “Ох, не надо бы полнеть!” звучит как понимание того, что безобразное в физиологии сигнализирует об опасности духовной.
Старцев, наблюдая за собой, подмечая собственные недостатки, как образованный человек предвидит их последствия. Действительно, низменные азартные страсти – игра в вист, стяжательство – постепенно вытеснят высокую жизненную цель, породив бездушие и черствость в профессиональной деятельности. Недавнее юношеское стремление быть выше обывателей вытесняется страстью к покупке домов. Ионыч еще молод, но время уже ощущает, как старик, который боится всего нового. Ему уже уютно в “футлярном” пространстве, которым он закрылся от многообразия жизни.
Огромная дистанция, образовавшаяся между Дмитрием Старцевым и Ионычем, объясняется расстоянием, которое отделяет идеальное от нормы. Середину, норму трудно найти и выдержать. Размышление над тем, почему от высших помыслов человек нисходит до безобразного, приводит к сравнению Ионыча с Туркиными. Ведь в духовном опустошении он превзошел их. Значит, есть нечто, что удерживает Туркиных на плаву жизни, не позволяет опуститься ниже нормы.
Сюжет заканчивается многозначительным эпизодом. При каждом наступление осени жена вместе с дочерью уезжает в Крым. “Провожавший их на перроне, Иван Петрович, когда поезд трогается, вытирает наступившие слезы…” Не подсказка ли это автора, видящего в семье, сердечной привязанности людей основу для нормального существования?

(No Ratings Yet)



  1. Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцева, лаконично излагая которую, Чехов демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой реакции. На первом этапе Старцев...
  2. КЛАССИКА А. П. ЧЕХОВ РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” – ВЕЧНАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: “Достоинство его творчества в том, что оно понятно...
  3. План 1. Окружение доктора Старцева. 2. Деградация персонажа. 3. В чем заключается трагедия доктора Старцева. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова “Ионыч” является неоднозначным, как и многие другие...
  4. ДРАМА КРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие...
  5. Одна из главных тем творчества Чехова.- разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного...
  6. Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла...
  7. Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих В творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его...
  8. ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ ДОКТОРА СТАРЦЕВА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А. П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, – духовной...
  9. А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: “Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования”. Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов...
  10. Рассказ “Ионыч” – еще один пример “футлярной жизни”. Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, “не имея свободного часу”. Его душа...
  11. Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа. Основной его творческий прием – максимальная концентрация информации в относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, отсюда способность сделать символической самую обычную...
  12. А. П. ЧЕХОВ ИОНЫЧ Семья Туркиных живет в губернском городе С. Местные жители очень уважают талантливую и образованную семью. Иван Петрович Туркин – глава семьи, очень веселый и добрый человек....
  13. В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей...
  14. Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их...
  15. План 1. Тема жизни “среднего” обывателя в прозе А. П. Чехова. 2. Мещанство и пошлость в рассказе “Ионыч”. 3. В чем причина победы среды над человеком? Тема жизни “среднего”, типичного...
  16. Личность Чехова и его произведения План I. Творец и его детище. II. Анализ творчества Чехова. III. Автор – главный герой своего произведения. Творец часто изображается в своем творении и часто...
  17. ИЗОБРАЖЕНИЕ ОМЕРТВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, показывает Чехов в рассказе “Ионыч”. Молодой гость семьи Туркиных доктор Дмитрий Ионыч...
  18. Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли “интеллигентным выходцем из народа”. Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем “течет мужицкая...
  19. В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет несколько рассказов об интеллигенции. Он бьет тревогу, предупреждая, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды,...
  20. Свое сочинение я назвал словами поэта Н. Некрасова. Мне кажется, что они точно выражают то, что я хочу сказать по поводу рассказов А. Чехова. Максим Горький боролся в своих произведениях...
  21. Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство...
  22. Русская литература 2-й половины XIX века Тема духовного перерождения в рассказах А. П. Чехова А. П. Чехов вошел в историю русской литературы как писатель, во многом противоречащий созданной до него...
  23. Рассказ Чехова “Толстый и тонкий” начинается с описания встречи двух друзей на железнодорожном вокзале. Свое внимание автор уделяет комплексности мужчин, одного который находился на вокзале, он называет “толстым”, а другого...
  24. РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа Автор изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь “образованной и талантливой” семьи Туркиных на удивление монотонна (одни...
  25. Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова План I. Чехов и сила его таланта. II. Герои Чехова и их судьбы. III. Что автор хочет донести до нас? Сегодня произведения...
  26. А. П. ЧЕХОВ. “ИОНЫЧ”, “ВИШНЕВЫЙ САД” Вспомним ранний рассказ-“малютку” “Толстый и тонкий” (1883 г.). Как будто простая зарисовка общественных нравов. Приятные воспоминания бывших соучеников прерваны в момент, когда они узнают...
  27. Одно из лучших произведений А. Пушкина “Евгений Онегин” не оставляет равнодушным никого и наводит нас на размышления о многом. Этот роман разрушает стереотипы в свое время. Автор разрешает персонажам жить...
  28. Какую функцию в изображении эволюции чеховского героя Ионыча выполняют художественные детали? Формируя развернутое рассуждение, вспомните, что художественная деталь как выразительная подробность, характерная черта какого-то Предмета, части быта, пейзажа или интерьера...
  29. Повесть “Скотный двор” была написана в 1943 г., а увидела свет в 1945 году. Произведение Джорджа Оруэлла отказались печатать в Англии и Америке (в нем четко прослеживалась сатира на сталинизм)....
  30. Прозу Чехова отличает необычайная краткость и содержательность. Писателю удается в отдельном эпизоде изобразить жизненную драму, на малом пространстве развернуть романное содержание. Сам Чехов признавался: “Умею о длинном говорить коротко”. Чехов...
Анализ произведения Чехова “Ионыч”

На примере главного героя А.П. Чехов хотел показать картину падения Дмитрия Ионыча Старцева, впоследствии просто Ионыча, когда жажда наживы способна затмить собой все остальное. В такие моменты человека засасывает на самое дно, но вместо того, чтобы сопротивляться сложившимся обстоятельствам, пытаясь выбраться на поверхность, он еще больше опускается туда, откуда нет возврата. Анализ рассказа «Ионыч» поможет понять, как человек, подающий большие надежды может деградировать, поддавшись порокам и слабостям, постепенно теряя лицо и превращаясь в обычного обывателя.



В данном произведении всего пять глав, но в них четко определена хронологическая последовательность событий. В каждой из них четко видно, как через незначительные временные промежутки меняется жизнь и облик главного героя Дмитрия Ионыча Старцева. События, описанные в рассказе, происходят в городе С, где жизнь словно застыла вместе с его жителями. На примере семьи Туркиных это отчетливо видно. С момента знакомства Старцева с ними и спустя несколько лет в их семье ничего не менялось.

В первой главе Дмитрий Ионыч производит положительное впечатление. Приятный молодой человек с блестящими перспективами. Образованный, целеустремленный. Открытый всему новому. Честный и порядочный. Работа доктором нравилась ему. Помогать людям его призвание. Полный надежд и мечтаний он еще не думал о том, как совсем скоро изменится его жизнь и далеко не в лучшую сторону.

Вторая глава уже начало деградации Старцева. Прошел год после его приезда в этот город на лечебную практику. Дмитрий Ионыч погряз в рутине дел. Большую часть времени доктор проводит в одиночестве. Развлечением стали частые походы в дом Туркиных, где радовала глаз и душу дочь хозяина Екатерина. Старцев увлекся ей, но его чувства безответны. Девушка мечтала уехать в столицу и поступить на актерский факультет. Зачем ей связывать себя узами брака с молодым врачом. Она играла с ним. Приглашение на свидание, полученное от нее, лишнее тому доказательство. Дмитрий прождал ее на кладбище, но Катерина так и не пришла. Он расстроен, подавлен. Апатия и тоска навалились на него. Старцев понимает, что сильно устал. Впервые, возвращаясь домой, он бредет старческой походкой, а не летит, как раньше на крыльях счастья и любви.



Третья глава переломная в жизни Старцева. Он перестает думать о возвышенном и прекрасном. Даже рассматривая Катерину, как свою невесту, он думает о том, какое приданое сможет получить за девушку. Меркантильность и расчетливость прослеживается во всем: в работе, мечтах, планах. После отказа Катерины стать его женой, доктор горевал недолго. Не сложилось и черт с ним. Старцев за это время сильно располнел. Его беспокоила одышка. Передвигался доктор исключительно на лошадях, которые приобрел не так давно. Его стало раздражать местное общество. Люди казались, неинтересны и скучны. Большую часть времени земской доктор проводил в одиночестве, стараясь избегать общения с кем бы то ни было.

Ионыча перестали интересовать походы в театр, чтение книг, концерты. Любимым занятием стала игра в карты и пересчитывание денежных ассигнаций. Он доставал их из кармана, перебирал пальцами каждую бумажку, наслаждался ее шелестом. Страсть к накопительству взяла верх над впечатлениями от жизни. От прежнего Старцева не осталось и следа. Изменения коснулись его не только внешне, но и внутренне. Он позволял себе накричать на пациентов. Дерзил, хамил. Раньше такого за ним не замечалось.

Ионыч окаменел душой, очерствел. Ничего живого не осталось в этом человеке. Заплывший от жира, с трудом передвигающийся, ненавидящий все, что ему было раньше так мило, он вызывает к себе жалость и презрение. Деградация опустила его на последнюю ступень развития, превратив в озлобленного обывателя.

Происшедшее с Ионычем может случиться с каждым, если вовремя не взять ситуацию в свои руки и не попробовать изменить ход событий. Нельзя позволять себе опускаться до уровня Ионыча. Надо обязательно бороться, пускай иногда ситуация кажется совсем безвыходной, но кто не пробует, изначально проигрывает.

Анализ рассказа «Ионыч»

Рассказ «Ионыч» принадлежит к числу лучших произведений Чехова. Вместе с тем он отличается прозрачностью своего построения, которая позволяет отчетливо различать как приемы творчества, так и основной замысел автора.

Овсянико-Куликовский предостерегает нас, что если «прочитать этот небольшой рассказ бегло, так сказать поверхностно, без должного внимания, без того проникновения, какого требует всякое серьезное произведение искусства, то легко может показаться, будто рассказ написан на старую, избитую тему о том, как «среда заедает свежего человека». Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературные беседы // Вопросы психологии творчества / Спб., 1902. С. 235-256.

Рассказ начинается со слов: «Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдывались, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую». Чехов А.П. Ионыч // Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М., 1986. Чехов использует здесь приём силлогизма. Эта черта очень характерна для художественного таланта Чехова. Смелость в употреблении опасных художественных приемов и вместе с тем необыкновенное умение их обезвреживать и пользоваться ими для достижения художественных целей - вот, что ярко отличает манеру Чехова и заставляет нас удивляться оригинальности и силе его дарования. В данном случае «силлогизм» обезврежен тем, что он выражен в конце рассказа, уже после того, как читатель сам его вывел, так что он не подсказывается ему автором; кроме того прием обезврежен еще и тем, что вывод сделан не прямо от лица автора, а косвенно - от лица Старцева и представлен как черта, дорисовывающая общее настроение героя.

В основании рассказа «Ионыч» лежит особого рода унылое и безотрадное чувство, вызываемое в художнике созерцанием всего, что есть в натуре человеческой заурядного, пошлого, рутинного. Под воздействием мысли, что рутина - не исключение, а правило, что она - необходимая принадлежность большинства, и так называемый средний или нормальный человек является воплощением заурядности натуры, тупости ума и чувства, бездарности, беспросветности, - унылое чувство незаметно преобразуется в мрачное, пессимистическое воззрение на человека. Пессимизм Чехова основывается на глубокой вере в возможность безграничного прогресса человечества, на убеждении, что оно вовсе не идет назад, а только слишком медленно идет вперед, и главным препятствием, задерживающим наступление лучшего будущего, является нормальный человек, который не хорош и не дурен, не добр и не зол, не умен и не глуп, не вырождается и не совершенствуется, не опускается ниже нормы, но и не способен хоть чуточку подняться выше ее.

Вот именно этому-то вопросу о нормальном человеке, взятом со стороны психологической и общественной, и посвящены некоторые рассказы и очерки Чехова, в том числе и «Ионыч».

Чехов отрицательно относится к этому «нормальному» человеку, считая, что это общество людей безнадежных, представляющих картину полного застоя, темной рутины, из которой нет выхода. «Когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что надо трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий понимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними». Чехов А.П. Ионыч // Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М., 1986.

По мнению Овсянико-Куликовского Чехов говорит всё это не зря, а потому, что он лелеет высший человеческий идеал. Старцев, несомненно, человек всё той же рутины. Он из числа тех, которые легко и скоро опускаются, тяжелеют и становятся жертвами какой-нибудь низменной страсти, вроде скупости и жадности к деньгам. В его натуре много грубого, жесткого, много мелкого эгоизма и душевной сухости. Но в то же время от других людей рутины он выгодно отличается одним преимуществом - просвещенным умом . Важное свойство такого ума - способность видеть дальше, мысленно выходить из рутины жизни и постигать возможность лучшего будущего.

«И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, а когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал».

Однако, несмотря на просвещённый ум, все черты, из которых составлен художественный образ Старцева, являются типичными для современного общества. В этом смысле фигура Старцева представляет собою образчик превосходно поставленного и вполне удавшегося «художественного опыта».

Рутина есть, прежде всего, принадлежность общественности, а не отдельной личности. Раз мы входим в состав той или другой общественности, то по необходимости подчиняемся установившейся в ней норме привычек, понятий, обычаев, моды и как бы заражаемся теми стремлениями и страстями, которые вытекают из самого характера данного общественного строя.В рассказе Чехова прекрасно показано, как постепенно, хотя и довольно скоро, молодой врач Старцев, человек с хорошими задатками, превратился в того «Ионыча», того сухого эгоиста и человека наживы, каким мы его видим в конце рассказа.

«Если нам удалось уяснить себе художественные приемы и точку зрения Чехова, как они выразились в рассказе «Ионыч», то нам уже нетрудно будет узнать их и в других произведениях этого писателя. Нужно только помнить, что в них не следует искать всестороннего изображения жизни, но что в них даны нам результаты «художественного опыта», в котором руководящей точкой зрения служит мрачный, безотрадный взгляд на человека и на современную жизнь. Но этот взгляд так выражен, и весь «опыт» так поставлен и проведен, что внимательный и вдумчивый читатель чувствует присутствие идеала, его тихое, еще неясное веяние, и, вместе с художником, устремляет свой умственный взор в туманную даль грядущего, где уже чуется бледный рассвет новой жизни». Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературные беседы // Вопросы психологии творчества / Спб., 1902. С. 235-256.