Как пала османская империя. Распад Османской империи: история, причины, последствия и интересные факты

Взлет и упадок Османской империи

Перед тем как перейти к биографии Сулеймана Великолепного, бросим взгляд на предшествовавшую историю и состояние Османской империи, чтобы понять, что же досталось султану в наследство.

Турки-османы были кочевниками. Их легкая кавалерия в свое время сокрушила слабеющую Византийскую империю, хотя, равно как и янычарская пехота, оказалась бессильна против пришедших из Азии полчищ Тимура, объявившего себя сюзереном всех тюркских властителей в Анатолии и разбившего в битве при Анкаре в 1402 году армию османского султана Баязида I и взявшего самого султана в плен. Это поражение на полвека отсрочило падение Константинополя и Византийской империи, но не остановило процесс создания Османской империи. Сильная армия была основой этого процесса.

Пожалуй, не считая эфемерных империй Александра Македонского, Чингисхана и Карла Великого, которые сохраняли свое территориальное единство лишь при жизни основавшего их полководца-завоевателя, Османская империя из всех мировых империй в наибольшей степени оставалась военной империей. Ее могущество и ее единство зиждились исключительно на силе турецкой армии. Турки-османы, как и другие тюркские народы, были сугубо континентальными и плохими мореплавателями. Для того чтобы создать сильный флот, у них не было главного, что отличает нации мореплавателей, – наличия большого по численности свободного населения, также имеющего опыт мореходства. Все турки были встроены в строго иеархичную систему в жизни своей общины, сначала в феодально-кочевом, а потом в военно-феодальном обществе. Во флот призывать их было опасно. Во-первых, их пришлось бы долго обучать искусству мореплавания. Во-вторых, что еще важнее, матросы, рекрутированные из несвободного населения, сохраняли бы лояльность своим командирам только в турецких портах. В море такие матросы-полурабы наверняка бы подняли бунт, а в первом иностранном порту постарались сбежать и наняться на корабли свободных наций – англичан, голландцев, французов, венецианцев и др. Сильный флот у Османской империи появился только при Сулеймане Великолепном. Но этот флот имел отнюдь не турецкую основу. В его составе преобладали корабли с экипажами из арабского населения Северной Африки, а также из греков и иностранцев-христиан. На короткое время турецкий флот завоевал господство в Средиземном море. Однако уже в конце XVI века, после разгрома при Лепанто, начался упадок флота Османской империи. Уже в середине XVII века он представлял собой лишь бледную тень грозных эскадр Хайреддина Барбароссы и других турецких флотоводцев эпохи Сулеймана Великолепного.

Османская армия, в отличие от флота, имела более прочную основу в виде главного народа империи – турок, и ее упадок был более медленным. Былого могущества она лишилась лишь в начале XVIII века. До этого времени османские войска, хотя уже со второй половины XVI века и не производили масштабных завоеваний, оказывались в состоянии удерживать те территории, которые завоевали Сулейман Великолепный и его предшественники. Но слабая промышленная база не позволяла правителям Османской империи на равных сражаться с регулярными европейскими XVIII века.

Османскую империю погубило отсутствие внутреннего единства. Имперским народом, по сути, были только сами турки-османы, но они преобладали лишь на меньшей части империи – в Малой Азии и в некоторых районах Балканского полуострова. При этом на Балканах большинство турок составляли потомки ассимилированных (потуреченных) местных народов – славян, алюанцев и греков, в меньшей степени – валахов и молдаван, населявших автономные княжества. Другие провинции Османской империи были заселены по большей части народами, отличавшимися от турок по языку, культуре, образу жизни, а порой – и по религии. Северную Африку и Западную Азию населяли арабы, причем арабы различных стран значительно отличались между собой диалектами, уровнем развития и культурой. В Египте, кроме арабов, большую роль продолжали играть мамлюки, прежние правители страны. Подавляющее большинство населения Крымского ханства (нынешний юг Украины), являвшегося вассалом турецкого султана, составляли крымские татары, значительная часть которых сохраняла кочевой образ жизни. Тюркские народы, исповедовавшие шиизм, населяли отвоеванные у Ирана территории. Большинство из них оставались кочевниками. На Кавказе смешанно жило великое множество народов. Турки составляли здесь не слишком заметное меньшинство и никаких попыток ассимиляции указанных народов даже не предпринимали. Чем дальше от турецкой столицы Стамбула находилась провинция, тем слабее была там власть султана и тем меньше поступало оттуда доходов в султанскую казну. Власть султана держалась только на армии, беспощадно подавлявшей внутренние мятежи и завоевывавшей все новые и новые территории. Завоевания увеличивали доходы султана, а следовательно, позволяли увеличивать численность постоянной армии. Кроме того, покоренные народы поставляли вспомогательные войска, что тоже увеличивало численность армии.

Что же касается флота, то турок там было очень мало. Основу флота Османской империи составляли магрибские пираты, традиционно подчинявшиеся алжирскому бею. Немало было во флоте и христиан-греков, а также других христиан-иностранцев. По мере того как веротерпимость в Османской империи уменьшалась, уменьшалась и лояльность греческих моряков, а заменить их было некем. Магрибские же флотоводцы все реже наведывались в Восточное Средиземноморье. Но во времена Сулеймана Великолепного у турок как раз появился действительно сильный флот и все флотоводцы еще беспрекословно исполняли волю султана.

В отличие от великих европейских империй, Османская империя не создала своей великой культуры и даже культуры, общей для всего или большей части своего населения. Собственно турецкая культура, как раз в царствование Сулеймана Великолепного переживавшая свой расцвет, мирового значения так и не достигла и была во многом разновидностью персидской культуры. И для подавляющего большинства подданных султана культура турок-османов так и осталась чужой, а новой синтетической имперской культуры так и не возникло. С более древней и развитой арабской культурой, культурой Корана, османская культура конкурировать не могла и сама находилась под ее сильнейшим влиянием. Курды ее тоже не воспринимали. Для славян, армян, греков и другого христианского населения империи, равно как и для иудеев, турецкая мусульманская культура оставалась чуждой. А вот в Австро-Венгерской, Британской и Российской империях господствовала единая имперская культура, общая, по крайней мере, для элит входивших в империю народов. Для Австро-Венгрии это была австрийская культура, для Британской империи – британская англоязычная, для Российской империи – русская культура. Все эти три культуры являются самостоятельными культурами мирового уровня. Османская культура до этого уровня так и не поднялась.

Отсутствие культурного единства сказывалось на политическом единстве Османской империи. Уже в XVII веке магрибские провинции империи были очень слабо связаны со Стамбулом. Магрибский флот вернулся к привычному пиратству, действуя автономно от имперского флота, который стремительно терял позиции в Средиземноморье. В конце XVIII века, еще до французского вторжения, фактически независимым от Стамбула стал Египет, где реальная власть оставалась у мамелюков. А правителем Египта в начале XIX века стал наместник Мухаммед Али, и с тех пор Египет уже не вернулся под реальный контроль Стамбула.

В Османской империи не было не только политического и культурного, но и экономического единства. Со времен Сулеймана Великолепного практически вся внешняя торговля и нарождающаяся промышленность империи находились в руках иностранцев, которые отнюдь не были заинтересованы в промышленном развитии Турции. Сами турки ни торговлей, ни промышленностью не занимались. Единого общеимперского рынка так и не сложилось. Отдельные провинции имели более тесные торгово-экономические связи с соседними государствами, а не со Стамбулом.

В отличие от Османской империи, все европейские империи в экономическом отношении были значительно более едины. Там имелись общеимперские рынки, с самого начала существования империи неуклонно повышалась товарность экономики. По темпам своего экономического роста Австро-Венгрия и Российская империя, не говоря уже о Британской империи, значительно превосходили Османскую империю.

Уже в XVIII веке отчетливо проявилась военно-техническая отсталость турецких вооруженных сил. Все современные вооружения приходилось покупать в Западной Европе, а это обстоятельство делало Турцию лишь младшим партнером в европейских коалициях. Ее распад становился неизбежен. Но в XVI веке никто не думал о грядущем упадке.

По форме правления Османская империя представляла собой типичную восточную деспотию. Султан обладал абсолютной властью над своими подданными. До конца XVI столетия большая часть земельных угодий Османской империи являлась государственной собственностью, верховным распорядителем которой был султан. Значительную часть государственного земельного фонда составляли владения (домен) самого султана. Это были лучшие земли в завоеванных Балканских странах – Болгарии, Фракии, Македонии, Боснии, Сербии и Хорватии. Доходы от домена находились в полном распоряжении султана и тратились на содержание двора, а также на выплату жалованья армии и флоту, строительство кораблей, производство пушек и т. д.

Строй Османской империи можно условно назвать государственным феодализмом. Все турецкие землевладельцы являлись вассалами султана. Феодальной иерархии в стране не существовало. Любой человек, возвышенный султаном, мог получить любые должности, вплоть до Великого визиря. Это никак не зависело от социального происхождения. Султанские вы движенцы могли быть бывшими пленниками или выходцами из беднейших слоев населения, что никак не препятствовало их карьере. Впрочем, фавориты точно так же могли быть в любой момент казнены по прихоти султана. С другой стороны, богатства и земли, пожалованные султаном, лишь в ограниченной мере наследовались сыновьями феодалов, что препятствовало появлению крупной наследственной земельной собственности.

Формирование и снабжение феодального войска производилось самими военными ленниками. Эти ленники, сипахи, за свою военную службу получали из государственного земельного фонда на правах условного владения большие и малые поместья (зеаметы и тимары) и имели право взимать в свою пользу определенную часть ренты-налога. Тимар – это поместье с размером дохода менее 3 тыс. акче (1 акче – это серебряная монета весом 1,15 грамма), а зеамет – это поместье с размером годового дохода от 3 до 100 тыс. акче. Однако, постоянно участвуя в походах, хозяйство они вели плохо, отдавали его на откуп управляющим, и сельское хозяйство империи постепенно приходило в упадок. Султан также раздавал большие поместья своим придворным и наместникам провинций. Доходы с них превышали 100 тыс. акче в год. Эти поместья назывались хассами, и сановники пользовались ими лишь до тех пор, пока занимали свой пост на определенных должностях. К частной феодальной собственности принадлежали земли феодалов, получавших за военные или государственные заслуги особые султанские грамоты на неограниченное право распоряжаться предоставляемыми имениями. Эта категория феодальной собственности на землю называлась «мюльк». Данные земли можно было продавать, дарить или передавать по наследству. Хотя количество мюльков постоянно возрастало, их удельный вес вплоть до конца XVI столетия был невелик. Обращение в мюльки тимаров и зеаметов уменьшало количество выставляемых воинов и подрывало мощь империи.

В царствование Сулеймана Великолепного, равно как и в правление его отца, владельцы тимаров, зеаметов и хассов обычн о жили в городах и в подавляющем большинстве не вели собственного хозяйства. Они собирали феодальные повинности с сидящих на земле крестьян с помощью управителей и сборщиков податей, а нередко и откупщиков, представлявших немусульманское население империи.

Вакуфные земли являлись собственностью мечетей и различных мусульманских религиозных и благо творительных учреждений. С интересами духовенства султаны вынуждены были считаться, тем более что вакуфные земли нельзя было конфисковать.

Во времена Сулеймана Великолепного военно-ленная система еще не достигла той степени разложения, которая была бы опасной для военой мощи государства. Османы унаследовали данную систему от сельджуков. Она способствовала успехам турецкого оружия, начиная с царствования первого султана Османа I в конце XII – начале XIII века. Видный турецкий политический деятель и писатель XVII века Кочибей Гемюрджинский писал в своем трактате, что османское государство «саблей добыто и саблей только может быть поддержано». Эти слова абсолютно справедливы по отношению ко всем периодам истории Османской империи. Когда турецкая сабля затупилась и проржавела, Османская империя начала постепенно рушиться. Военная добыча, рабы, дань и налоги с завоеванных земель были в течение нескольких столетий главным средством обогащения турецких феодалов-воинов и их подчиненных, а также основой финансовых поступлений в имперский бюджет. Не случайно с конца XVII века, когда завоевания полностью прекратились и Османская империя начала постепенно сокращаться в размерах, ее стали сотрясать перманентные финансовые кризисы.

Военно-ленная система утрачивала свое прежнее значение с развитием товарно-денежных отношений. Займы (владельцы зеаметов) и тимариоты (владельцы тимаров) составляли, по выражению одного турецкого историка, «настоящую рать, сражавшуюся за веру и государство». Хотя турецкая пехота – янычары, а также значительная часть кавалерии состояли на постоянном государственном денежном жалованье, получение тимара оставалось заветной мечтой каждого офицера (а порой тимар могли получить и рядовые янычары, отличившиеся в сражении). Поскольку жалованье войскам выплачивали не всегда регулярно и в полном объеме, военная добыча оставалась важным источником дохода и для постоянного турецкого войска. Долго держать янычар в Стамбуле без войны было опасно: как показывал опыт, они легко могли взбунтоваться. Поэтому ведение завоевательных войн становилось для турецких султанов жизненно необходимым. Это прекрасно сознавал и Сулейман Великолепный после вступления на престол.

Крестьянская и городская райя – податное население Османской империи (термин «райя» только к немусульманскому населению страны стал применяться лишь с конца XVIII века) не имело никаких политических прав и все сильнее эксплуатировалось займами и тимариотами. Крестьянство в Турции было прикреплено к своим земельным наделам еще в конце XV века. Во второй половине XVI века Сулейман Великолепный издал закон, окончательно прикрепивший крестьян к земле по всей территории Османской империи. В законе утверждалось, что райят обязан жить на земле того феодала, в реестр которого он вписан. В случае самовольного ухода крестьянина к другому феодалу прежний феодал мог вернуть его к себе в течение 10–15 лет и даже наложить на него штраф. На практике же крупные землевладельцы предпочитали крестьян не возвращать, ограничиваясь уплатой штрафа. Но продавать крестьян без земли запрещалось. Однако пока сипахи были заняты на войне, у крестьян изымалось не так много производимой продукции, и им вполне хватало на жизнь. Их хозяева во многом удовлетворялись военной добычей. В ведение крестьянского хозяйства тимариот не вмешивался, ограничиваясь взиманием фиксированного налога.

Характерно, что в отличие от европейских феодалов турецкое законодательство строго регламентировало величину ренты, которую тимариоты и займы могли взимать с крестьян, а также их отношения с крестьянами. Турецкие феодалы не пользовались, например, таким важным правом, как феодальная юрисдикция; их роль в управлении ленами была невелика, поскольку судебная и гражданская власть принадлежала кадиям.

При Сулеймане некоторое число христиан-ленников сохранялось только в недавно завоеванных венгерских и сербских землях, но к началу XVII века все они перешли в мусульманство.

Подавляющая часть земледельческого христианского населения Османской империи была прикреплена к земле и без разрешения феодалов или местных властей не могла покинуть своего надела. Законы Сулеймана Великолепного устанавливали 10-15-летний срок сыска беглых крестьян. Но в горных районах Балкан издавна было много скотоводческих христианских общинных поселений. Крестьяне-скотоводы по-прежнему уплачивали налоги с каждого дома, делали поставки скотом и продуктами скотоводства. Они, как правило, не передавались частным владельцам, поэтому их положение было значительно легче, чем положение земледельцев.

Земледельцы-мусульмане платили десятину (ашар), а христиане от 20 до 50 % урожая (харадж). Немусульмане (христиане и иудеи) платили еще подушную подать – джизью, которая позже слилась с хараджем, увеличив его размер до половины урожая.

Интересно, что крестьяне раньше, чем их хозяева, стали наследовать свои земельные участки. Однако уже в конце правления Сулеймана Великолепного в связи с прекращением завоеваний и отсутствием сколько-нибудь значительной военной добычи, а также в связи со все большей нуждой в денежных средствах сипахи повысили уровень эксплуатации крестьян.

Это вызвало недовольство и волнения райя. С другой стороны, отсутствие новых военных походов уже в конце XVI века вызвало мятежи расквартированных в Стамбуле янычар, которые в XVII–XVIII веках неоднократно свергали с престола султанов. Сильная турецкая армия, достигшая при Сулеймане зенита своего могущества, в дальнейшем стала могильщиком империи. Не в силах противостоять европейским армиям, она лишь усиливала внутреннюю смуту и противилась проведению необходимых для выживания страны реформ по европейскому образцу.

Феодалы все больше увлекались предметами роскоши из Европы, а вместо себя предпочитали посылать в походы наемных воинов. В конце XVI века перестал соблюдаться прежний запрет сосредоточения нескольких ленов у одного владельца. Появились крупные земельные владения, владельцы которых уже не имели отношения к военной службе. Также и султаны, начиная с Сулеймана Великолепного, раздавали своим фаворитам и наместникам провинций обширные поместья в наследственное владение. Большинство же тимариотов и займов, не способных эффективно вести хозяйство, не выдерживали конкуренции с крупными землевладельцами и постепенно разорялись, а значит, уже не могли сами выступать в поход и выставлять требуемое число воинов. Качество турецкой конницы падало, а пехоты – не улучшалось. Проживи Сулейман I еще десяток лет, он наверняка бы испытал уже горечь поражения. Но судьба хранила его от этого. При Сулеймане численность сипахов в войске достигала 200 тыс. человек, а к концу XVII века осталось лишь 20 тыс. Без мощной армии и флота империя не могла существовать, но само наращивание вооруженных сил разрушало экономику страны и неизбежно вело империю к кризису.

Пока в Европе уже в XVI веке бурно развивались рыночная экономика и банковское дело, экономика Турции оставалась главным образом натуральной и во многом патриархальной. Развивалась лишь государственная военная промышленность, причем функционировала она феодальным образом. Почти все промышленные товары закупались в Европе на средства, которые отнимались у тех же европейцев в ходе завоевательных войн. Но подобные завоевания не могли быть прочными. Как раз в середине XVI века основные торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантику и северные моря. Заинтересованность европейских государств в торговле с Османской империей постоянно падала. Еще при Сулеймане Великолепном европейцы нередко предпочитали откупаться от турок, чем сражаться с ними. Но при его преемниках, по мере того как слабела Османская империя, она стала рассматриваться европейскими державами в качестве «больного человека Европы», объекта торгово-экономической эксплуатации и военно-политической экспансии.

Не благоприятствовали Турции и политические изменения, происшедшие в Европе в XVII веке. После того как австрийские Габсбурги проиграли Тридцатилетнюю войну, завершившуюся в 1648 году Вестфальским миром, они на время отказались от борьбы за гегемонию в Германии и сосредоточились на своих наследственных владениях, непосредственно граничивших с Османской империей. Кроме того, противостояние Габсбургской империи с Францией потеряло былую остроту. В результате турки стали терпеть поражения от австрийцев. А после катастрофы под Веной в 1683 году у османов осталась лишь тень былого величия, и их перестали считать серьезным военным противником, опасным для судеб европейских государств.

Вследствие содержащегося в Коране запрета на получение прибыли турки и другие мусульмане Османской империи не занимались торгово-финансовыми операциями. Последние целиком сосредоточились у представителей религиозных и этнических меньшинств: греков, армян, иудеев, французов, генуэзцев, венецианцев и других выходцев из итальянских государств. Таким образом, все те этнические и религиозные группы, которые были связаны с рыночной экономикой и экономическим прогрессом, напрямую не были связаны ни с имперским народом – турками, ни с османской идеей. Не были они заинтересованы и в дальнейших завоеваниях, равно как и в поражениях своих европейских контрагентов.

Султан Мехмед II Завоеватель, правивший в 1444–1446 и 1451–1481 годах, издал так называемый «братоубийственный закон», согласно которому новый султан получил право, но только с одобрения улемов (религиозных авторитетов), предавать смерти своих братьев как явных или потенциальных мятежников, чтобы сохранить единство Османской империи. Закон, безусловно, жестокий и варварский, что, впрочем, не помешало ему стать достаточно эффективным орудием сохранения государственного единства. Та идея, что «предпочтительнее потерять принца, чем провинцию», вероятно, вдохновляла Мехмеда II. Ведь любой из братьев наследника престола мог стать его опасным конкурентом в момент смерти его отца-султана, тем более что четкий порядок престолонаследия так и не был определен и выбор наследника всецело зависел от выбора правящего султана, а его выбор мог неоднократно меняться на протяжении царствования. Бывало, что братьев наследника престола убивали еще до правления Мехмеда II, но случалось это относительно редко, причем обычно поводом служил открытый мятеж нетерпеливых претендентов на престол. Но уже в царствование покорителя Константинополя принцев начали уничтожать во все возрастающем количестве. Сам Мехмед II без колебаний умертвил двух своих братьев. Его сын Баязид II казнил своего племянника Огуза, сына знаменитого принца Джема, который после смерти Мехмеда II восстал против своего брата. После смерти Огуза Баязид II казнил и трех из своих сыновей – тех, что подняли против него восстание. Его сын и преемник Селим I, отец Сулеймана Великолепного, правивший в 1512–1521 годах, в первые несколько месяцев своего царствования казнил четверых племянников, двух братьев, а впоследствии и трех сыновей-мятежников. Сулейман Великолепный последовал примеру отца и умертвил племянника и двух внучатых племянников, а потом и двух своих сыновей вместе с внуками, поскольку они подняли мятеж. Мурад III убил пятерых братьев, а Мехмед III стал настоящим чемпионом, когда в 1595 году в день своего восшествия на престол уничтожил 19 своих братьев, опасаясь восстаний с их стороны. Он же ввел еще один жестокий обычай, по которому сыновьям и братьям султана не позволялось, как прежде, участвовать в управлении империей. Теперь принцев помещали в «золотую клетку» – «Кафес», специальный павильон на территории султанского гарема. Там их общение с внешним миром было весьма ограничено. С одной стороны, это предотвращало возможность заговора с их стороны. Но, с другой стороны, если такие принцы все-таки достигали престола, они имели очень специфический жизненный опыт, который только мешал им успешно править империей. Поэтому султаны все больше превращались в церемониальные фигуры, а реальная власть сосредотачивалась в руках великих визирей. Постепенно количество принцев, уничтоженных в профилактических целях, пошло на убыль. В XVII веке султан Мурад IV уничтожил всего лишь трех из оставшихся у него братьев. Тем не менее за время действия «братоубийственного закона» с начала XVI по конец XVII века было истреблено 60 принцев из правящей османской династии.

В целом характер применения «братоубийственного закона» целиком зависел от правящего султана. В случае, если принцы действительно поднимали мятеж и после этого попадали в руки султана, пощады им, как и в прежние времена, не было. Но теперь султан получил право, пусть и по согласованию с улемами, казнить возможных претендентов на трон даже в том случае, если от них исходила лишь потенциальная угроза мятежа. В этом случае решение бывало чисто субъективным и зависело от личности султана, от степени его гуманизма и жестокости и от его взаимоотношений с данным конкретным принцем. Следует подчеркнуть, что Сулейман Великолепный данным законом вовсе не злоупотреблял и казнил своих сыновей за вполне реальные мятежи, а отнюдь не за одни только подозрения в намерении составить заговор против него. Другое дело, что принцы, над которыми висел дамоклов меч «братоубийственного закона», могли с отчаяния и страха действительно поднять мятеж, опасаясь, что насильственной смерти все равно не избежать, а так хотя бы появится шанс захватить престол.

Истребив соперников, султан мог царствовать, не опасаясь мятежей со стороны братьев и племянников, но оставались еще собственные сыновья. Чтобы нейтрализовать угрозу переворота с их стороны, султану необходимо было заручиться поддержкой янычар, которым преподносили по традиции, установленной Баязидом II, «дар радостного восхождения на престол», включавший в себя как подарки натурой, так и значительную денежную выплату каждому солдату и офицеру. Кроме того, обычно каждый султан поднимал размер ежемесячного жалованья янычарам, и Сулейман Великолепный здесь не стал исключением.

Взойдя на престол, султан предавался либо государственной деятельности и военным походам, либо любимым развлечениям и занятиям, оставив государственные дела на откуп дивана и великого визиря. Так, для Селима I и Сулеймана Великолепного главным занятием были военные походы, которые они сами возглавляли, а также дела государственного управления и дипломатия, но оба султана не были чужды поэзии и вдохновенно возводили монументальные здания. А вот для сына Сулеймана Великолепного Селима II главным было хорошо поесть и изрядно выпить. Мехмед III и Ибрагим I увлекались прежде всего сексуальными утехами с многочисленными наложницами; а для Мехмеда IV единственной страстью была охота. Между султанами XVI и XVII веков прослеживается достаточно четкое различие в плане основных увлечений. Большинство султанов XVI века главное свое внимание уделяли государственным делам, будучи искренне убеждены в величии стоящей перед ними миссии раздвинуть до последних пределов границы Османской империи и подчинить свою жизнь служению ее интересам. Эти султаны лично занимались государственными делами, как военными, так и гражданскими, привлекали к делу государственного управления талантливых сановников, ставших хорошими министрами и выдающимися военачальниками и флотоводцами. Стамбул для Сулеймана Великолепного – это прежде всего деловой, военный и религиозный центр Османской империи. А вот для султанов XVII века на первый план вышли развлечения. Они пожинали плоды завоеваний и богатств, сделанных и накопленных предшественниками. Единственным заметным исключением здесь являлся Мурад IV, который во второй половине своего царствования проявил себя по-настоящему великим султаном, когда провел в 1630-е годы успешные войны против иранцев, венецианцев и донских казаков, лично предводительствуя войском. В то же время он отличался выдающейся жестокостью, казнив не менее 10 тыс. человек, в том числе при подавлении янычарских бунтов. Замечу, что ум и военный талант не мешали Мураду IV оставаться пьяницей и развратником.

Другие же султаны XVII века, бесхребетные, безвольные и безынициативные, отличались лишь обжорством, пьянством и похотью, а потому все время правления оставались под властью либо матерей, жен или наложниц, либо своих фаворитов-сановников. Они крайне редко покидали свой стамбульский дворец. Военные и государственные дела были им в тягость. Государством управляли султанские фавориты, а порой даже фавориты султанских фаворитов. Командование армией и флотом доверяли людям совершенно случайным и не обладавшим талантами полководцев и флотоводцев. Султанские фавориты и фаворитки без счета тратили казенные деньги. Неудивительно, что уже в XVII веке Османская империя терпела поражение за поражением на полях сухопутных сражений и в морских баталиях, и ее постоянно сотрясали мятежи и смуты как в столице, так и в провинциях.

Роль фактического главы турецкой армии с конца XVI века стал играть великий визирь, который непосредственно руководил военными походами. Правда, в XVI веке султаны Селим I и Сулейман, а в XVII – Мурад IV в некоторых особенно важных кампаниях возглавляли армию лично, но в XVII веке ни один султан, за исключением упомянутого Мурада IV, в сражениях больше не участвовал, даже за пределами зоны огня, предпочитая оставаться в Стамбуле.

Военная система османов была создана задолго до воцарения Сулеймана Великолепного, и надо признать, что он получил в наследство мощную и хорошо отлаженную военную машину. Еще во второй половине XIV века, после завоевания большей части Балканского полуострова, османы, стремясь обеспечить рекрутами свою постоянно растущую армию и особенно пехоту, прибегли к системе «девширме», что в буквальном переводе с турецкого означает «собирание» или «подбирание». Система эта заключалась в том, что каждые три года или каждые семь лет в районах с христианским населением производилась мобилизация от одной до трех тысяч детей, подростков и юношей в возрасте от семи до двадцати лет в турецкую армию. Полностью оторванные от родителей и привычной социальной среды «подобранные» дети отправлялись в Анатолию, где их распределяли среди мусульманских семей. Там их обращали в ислам, обучали турецкому языку и турецким и мусульманским обычаям. В возрасте десяти-одиннадцати лет их направляли в воспитательные дома, которые размещались во дворцах Адрианополя (Эдирне), Галлиполи и в Стамбуле после его завоевания. Подростков теперь именовали «аджемиоглан», что означает «чужеземные мальчики». Большинство из них направляли в армию, в корпус янычаров, других определяли на службу султану в качестве пажей – «ичоглан». Во дворце перед этими новообращенными мусульманами открывались значительные возможности для карьеры, особенно если удавалось привлечь к себе внимание и добиться благосклонности султана, его жены или наложницы, а также одного из фаворитов. В случае удачи можно было выбиться в великие визири, хотя после этого удачливого фаворита мог ждать и присланный султаном шелковый шнурок. Самый яркий пример такого рода из царствования Сулеймана Великолепного – судьба Ибрагима-паши. Такие фавориты прекрасно помнили о том, что всем достигнутым они обязаны милости султана, и были безгранично преданны ему. В службе султану состоял смысл их жизни. Но фавориты чаще всего разделяли все достоинства и недостатки своего султана.

Сулейман Великолепный, лично наводивший порядок в государстве и хорошо разбиравшийся в людях, редко ошибался при выборе министров, военачальников, адмиралов. При нем продвижение по службе происходило благодаря реальным заслугам, а не протекции. Султаны же, погрязшие в разврате и пьянстве, обычно следовали рекомендациям своих жен и наложниц либо выдвигали на государственные посты своих любовников и собутыльников, порой совсем не приспособленных к управлению государством.

Несколько раз в неделю на территории сераля в особом здании под названием Куббеалты («шестикупольное») проходили заседания дивана (правительства), куда входили высшие сановники Османской империи: великий визирь, который неофициально является главой правительства и отвечает за политические, административные и военные дела империи, в отсутствие султана являясь главнокомандующим армией; нишанджи, глава правительственной канцелярии; кадиаскеры Анатолии и Румелии, главные религиозные и юридические авторитеты соответственно европейских и азиатских провинций; дефтердар, министр финансов; и капудан-паша, великий адмирал. На заседаниях дивана председательствует великий визирь, а султан на них иногда лишь незримо присутствует, находясь в небольшой ложе, отделенной от зала заседаний решеткой, имея возможность в случае необходимости вмешаться в ход заседания. Такой порядок завел еще Мехмед Завоеватель. Из этого помещения было видно и слышно все, что происходит в зале заседаний, но члены дивана не могут видеть, находится ли в данный момент султан в своей ложе. Сулейман Великолепный, как его отец Селим I, лично контролировал течение государственных дел. Он определял повестку дня заседаний дивана, а великие визири действовали только в пределах полученных от султана директив.

Сулейман наделил великого визиря значительными полномочиями, фактически сделав его главой дивана и своим заместителем в государственных делах. Но ответственность за решение всех государственных вопросов, начиная от назначения пенсий и кончая объявлением войны и заключением мира, целиком осталась за султаном.

В царствование Сулеймана великий визирь, не имея официальной резиденции, располагался вместе со своим ведомством в одном из дворцов за пределами сераля.

Позднее султаны в подавляющем большинстве потеряли всякий интерес к заседаниям дивана, и реальная власть перешла к великим визирям, будучи ограничена только присланной им султаном удавкой.

Таким образом, к тому моменту, когда Сулейман Великолепный унаследовал трон, Османская империя все еще находилась на подъеме, и никто не думал о грядущем упадке. У молодого наследника не было соперников в борьбе за престол, зато были честолюбивые замыслы. Посмотрим, в каком состоянии оставил отец Сулеймана I Селим I Османскую державу.Распад Османской империи Распад великой империи, что характерно, произошел под аккомпанемент ура-патриотических лозунгов.В конце XIX – начале XX века в Османской империи зародилось антиабсолютистское, буржуазно-помещичье националистическое движение младотурков. Первые

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

42. КАЗАКИ ПРОТИВ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В то время, когда царь вел войну на западе, важные события происходили и на востоке. В Средней Азии усиливалась Бухара. Хан Абдула подчинил таджиков, одерживал победы над Хорезмом, казахами. А его брат Кучум одолевал вассала Москвы

автора Павлищева Наталья Павловна

Взлет и упадок Османской империи Перед тем как перейти к биографии Сулеймана Великолепного, бросим взгляд на предшествовавшую историю и состояние Османской империи, чтобы понять, что же досталось султану в наследство.Турки-османы были кочевниками. Их легкая кавалерия в

Из книги Роксолана и Сулейман. Возлюбленные «Великолепного века» [сборник] автора Павлищева Наталья Павловна

Из книги История Османской империи. Видение Османа автора Финкель Кэролайн

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ЕВРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Другим направлением миграции евреев в XV–XVI вв. стала Османская империя. Отношение изгнанников к Германии и Турции иллюстрирует письмо эмигранта рабби Исаака Царфати, призывающего соплеменников последовать его примеру (Салоники,

Из книги Иерусалим: три религии - три мира автора Носенко Татьяна Всеволодовна

Глава VII Город в Османской империи «О вы, которые уверовали! Не берите друзьями тех, которые вашу религию принимают как насмешку и забаву, из тех, кому до вас даровано писание…» Коран - Сура 5:62 К началу XVI в. мамлюкское государство уже утратило бесспорную власть над

Из книги История Османской империи. Видение Османа автора Финкель Кэролайн

Султаны Османской империи Осман I прибл.?-1324 Орхан I прибл.1324–1362 Мурад I 1362–1389 Баязид I Молниеносный 1389–1402 Междуцарствие 1402–1413 Мехмед I 1413–1421 Мурад II (отрекся) 1421–1444 Мехмед II 1444–1446 Мурад II 1446–1451 Мехмед II Завоеватель 1451–1481 Баязид II (низложен) 1481–1512 Селим

Из книги Сулейман Великолепный и его «Великолепный век» автора Владимирский Александр Владимирович

Наследие. Кризис Османской империи Еще при жизни Сулеймана Великолепного роковое влияние на Османскую империю стали оказывать великие географические открытия. Был открыт морской путь в Индию, что подорвало турецкую монополию на транзитную торговлю между Европой и

автора

§ 45. Образование Османской империи Формирование турецкой государственности Начало государственно-политического определения турецкого народа пришлось на X–XI вв. Во второй половине Х в. племенные объединения тюрок-огузов (сельджуков), скотоводов и земледельцев, были

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 46. Право и суд в Османской империи Основы правовой системы Канун-наме (кодексы) Судебно-правовая система турецкого государства сложилась на основе и мусульманского права (общего для значительной части народов средневековой Азии), и собственного традиционного права -

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

12.2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В соответствии с теорией военной революции освоение нового оружия сыграло большую роль в формировании новой имперской иерархии, носившей открытый и эгалитарный характер. Отсутствие потомственной знати и сословных привилегий

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

84. КРИЗИС ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Главными причинами возникновения кризиса Османской империи были:1) частые восстания балканских народов против турецкого владычества, начиная с начала XIX в. и в течение всего XIX в.;2) Русско-турецкие войны 1828–1829 гг., 1854–1856 гг., 1877–1879 гг., в

автора Бурин Сергей Николаевич

§ 19. Кризис Османской империи Султан Селим III и попытки реформУпадок военного могущества Османской империи начался ещё в середине XVII в. Во второй половине XVIII в. окрепшая Россия, отвоевав Крым, вышла к берегам Чёрного моря, а Османской империи пришлось отодвинуть свои

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 19. Кризис Османской империи Султан Селим III и попытки реформУпадок военного могущества Османской империи начался, как вы помните, еще в середине XVII в. Во второй половине XVIII в. окрепшая Россия, отвоевав Крым, вышла к берегам Черного моря, а Османской империи пришлось

Османская империя возникла в 1299 году на северо-западе Малой Азии и просуществовала 624 года, сумев покорить множество народов и превратиться в одну из самых великих держав в истории человечества.

С места – в карьер

Положение турок в конце XIII века выглядело бесперспективным, хотя бы по причине наличия Византии и Персии по соседству. Плюс султаны Конии (столица Ликаонии – области в Малой Азии), в зависимости от которых, пусть и формально, находились турки.

Однако все это не помешало Осману (1288-1326 гг.) территориально расширять и укреплять свое молодое государство. Кстати, по имени своего первого султана турки и стали называться османами.
Осман активно занимался развитием внутренней культуры и бережно относился к чужой. Поэтому многие греческие города, находившиеся в Малой Азии, предпочитали добровольно признать его главенство. Таким образом они «убивали двух зайцев»: и получали защиту, и сохраняли свои традиции.

Сын Османа – Орхан I (1326-1359 гг.) блестяще продолжил дело отца. Объявив, что собирается объединить всех правоверных под своей властью, султан отправился покорять не страны востока, что было бы логично, а западные земли. И первой на его пути встала Византия.

К этому времени империя находилась в упадке, чем турецкий султан и воспользовался. Как хладнокровный мясник он «отрубал» область за областью от Византийского «тела». Вскоре вся северо-западная часть Малой Азии оказалась под властью турок. Закрепились они и на европейском побережье Эгейского и Мраморного морей, а также Дарданелл. А территория Византии сократилась до Константинополя и его окрестностей.

Последующие султаны продолжили экспансию Восточной Европы, где успешно воевали против Сербии, Македонии. А Баязет (1389 -1402) «отметился» разгромом христианского войска, которое в Крестовый поход против турок повел король Сигизмунд Венгерский.

От поражения до триумфа

При том же Баязете случилось одно из самых тяжелых поражений османского войска. Султан лично выступил против армии Тимура и в битве при Анкаре (1402) он был разгромлен, а сам угодил в плен, где и умер.

Наследники всеми правдами и неправдами пытались взойти на престол. Государство оказалось на грани гибели из-за внутренних смут. Лишь при Мураде II (1421-1451 гг.) ситуация стабилизировалась, и турки сумели вернуть контроль над потерянными греческими городами и завоевать часть Албании. Султан мечтал и окончательно расправиться с Византией, но не успел. Стать убийцей православной империи было суждено его сыну – Мехмеду II (1451-1481 гг.).

29 мая 1453 года для Византии настал час Х. Турки осаждали Константинополь два месяца. Столь непродолжительного времени оказалось достаточно, чтобы сломить жителей города. Вместо того чтобы всем взяться за оружие, горожане просто молили бога о помощи, не выходя сутками из церквей. Последний император Константин Палеолог попросил помощи у Папы Римского, но тот потребовал взамен объединение церквей. Константин ответил отказом.

Возможно, город бы и продержался еще, если бы не предательство. Один из чиновников согласился на подкуп и открыл ворота. Он не учел одного важного факта – у турецкого султана помимо женского гарема был еще мужской. Туда-то и попал миловидный сын предателя.

Город пал. Цивилизованный мир замер. Теперь все государства и Европы, и Азии поняли, что настало время новой сверхдержавы – Османской империи.

Европейские походы и противостояния с Россией

Останавливаться на достигнутом турки и не думали. После гибели Византии уже никто не закрывал им дорогу в богатую и неправоверную Европу, даже условно.
Вскоре к империи была присоединена Сербия (кроме Белграда, но турки захватят ее в XVI веке), Афинское герцогство (и соответственно, большая часть всей Греции), остров Лесбос, Валахия, Босния.

В Восточной Европе территориальные аппетиты турок пересеклись с интересами Венеции. Правитель последней быстро заручился поддержкой Неаполя, Папы и Карамана (ханство в Малой Азии).

Противостояние длилось 16 лет и закончилось полной победой Османов. После этого уже никто им не мешал «добрать» оставшиеся греческие города и острова, а также присоединить Албанию и Герцеговину. Турки так увлеклись расширением своих границ, что успешно атаковали даже Крымское ханство.

В Европе началась паника. Папа Сикст IV начал строить планы по эвакуации Рима, а заодно поспешил объявить Крестовый поход против Османской империи. На призыв откликнулась одна Венгрия. В 1481 году Мехмед II умер, и эпоха великих завоеваний временно прекратилась.

В XVI веке, когда внутренние смуты в империи утихли, турки вновь направили оружие на соседей. Сначала была война с Персией. Хоть турки в ней и победили, но территориальные приобретения были незначительны.

После успеха в североафриканских Триполи и Алжире, султан Сулейман в 1527 году вторгся на территорию Австрии и Венгрии и уже через два года осадил Вену. Взять ее не удалось – помешала плохая погода и массовые болезни.

Что касается отношений с Россией, впервые интересы государств столкнулись в Крыму.
Первая война произошла в 1568 году и закончилась в 1570 победой России. Империи воевали друг с другом на протяжении 350 лет (1568 - 1918) - одна война приходилась в среднем на четверть века.

За это время было 12 войн (в том числе Азовская, Прутский поход, Крымская и Кавказский фронт во время Первой мировой). И в большинстве случаев победа оставалась за Россией.

Рассвет и закат янычар

В 1365 году по личному приказу султана Мурада I была сформирована янычарская пехота.
Комплектовалась она христианами (болгары, греки, сербы и так далее) в возрасте от восьми до шестнадцати лет. Таким образом работал девширме – налог кровью – которым были обложены неправоверные народы империи. Интересно то, что сначала жизнь у янычар была довольно тяжелая. Они жили в монастырях-казармах, им запрещалось заводить семью и какое-либо хозяйство.

Но постепенно янычары из элитного рода войск стали превращаться в высокооплачиваемую обузу для государства. К тому же, эти войска все реже и реже принимала участие в военных действиях.

Начало разложению было положено в 1683 году, когда вместе с христианскими детьми в янычары стали брать и мусульманских. Богатые турки отдавали туда своих детей, решая тем самым вопрос об их успешном будущем – они могли сделать хорошую карьеру.

Именно янычары-мусульмане стали заводить семьи и заниматься ремеслами, а также торговлей. Постепенно они превратились в алчную, наглую политическую силу, которая вмешивалась в государственные дела и участвовала в свержении неугодных султанов.

Агония продолжалась до 1826 года, когда султан Махмуд II упразднил янычар.

Гибель Османской империи

Частые смуты, завышенные амбиции, жестокость и постоянное участие в каких-либо войнах не могли не сказаться на судьбе Османской империи. Особенно критичным оказался XX век, в котором Турцию все сильнее раздирали внутренние противоречия и сепаратистский настрой населения. Из-за этого страна сильно отстала в техническом плане от Запада, поэтому начала терять некогда завоеванные территории.

Роковым решением для империи стало ее участие в Первой мировой войне. Союзники разгромили турецкие войска и устроили раздел ее территории. 29 октября 1923 года появилось новое государство - Турецкая республика. Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль (впоследствии, он смел фамилию на Ататюрк – «отец турок»). Так закончилась история некогда великой Османской империи.

Более 600 лет Османская империя, основанная некогда Османом I Гази, держала в страхе всю Европу и Азию. Изначально небольшое государство на территории Малой Азии в последующие шесть веков распространило свое влияние на внушительную часть Средиземноморского бассейна. В 16 веке османам принадлежали земли в Юго-Восточной Европе, Западной Азии и на Кавказе, в Северной и Восточной Африке.

Однако любую империю рано или поздно ждет разрушение.

Причины распада Османской империи

Разумеется, империя распадается не за один день. Причины упадка накапливались и аккумулировались в течение нескольких столетий.

Часть историков склонна считать поворотной точкой правление султана Ахмета I, после которого престол стал наследоваться по старшинству, а не по заслугам наследников. Слабохарактерность и приверженность человеческим слабостям последующих правителей, стали причиной невиданного расцвета коррупции в государстве.

Взяточничество и продажа преференций привели к росту недовольства, в том числе и среди янычар, на которых всегда опирался султанат. В мае 1622 года во время восстания янычар был убит правивший в то время Осман II. Он стал первым султаном, убитым своими подданными.

Отсталость экономики стала краеугольным камнем в распаде империи. Привыкнув жить за счет завоеваний и грабежа соседей, Высокая Порта упустила ключевой момент изменения экономической парадигмы. Европа сделала качественный скачок в развитии промышленности, внедряя новые технологии, а Порта по-прежнему оставалась средневековым феодальным государством

Открытие новых морских торговых путей уменьшило влияние Османской империи на торговлю между Западом и Востоком. Империя поставляла только сырье, при этом импортируя практически все промышленные товары.

В отличие от Европейских государств, ставивших на вооружение своих армий различные технологические новинки, османы предпочитали воевать по старинке. К тому же янычары, на которых опиралось государство во время ведения войны, были плохо управляемой массой. Постоянные бунты недовольных янычар держали в страхе каждого нового султана, восходящего на престол.

Бесчисленные войны истощали бюджет государства, дефицит которого к концу 17 века приблизился к 200 млн. акче. Такое положение стало причиной нескольких крупных поражений некогда непобедимой империи.

Военные поражения

Еще в конце 17 века Турция начала понемногу сужать свои границы. По Карловицкому договору 1699 года она потеряла значительную часть земель, после чего фактически прекратила попытки продвижения на запад.

Вторая половина 18 века ознаменовалась новыми территориальными потерями. Эти процессы продолжаются и в начале 19 века, а в русско-турецкой войне 1877-78 годов Порта терпит полный разгром, в результате которого на карте Европы появляются несколько новых государств, отколовшихся от ее территории и провозгласивших независимость.

Завершающим значительным ударом для Османской империи стало поражение в Первой Балканской войне 1912-13 годов, результатом которого была потеря практически всех территорий на Балканском полуострове.

Чувствуя свое ослабление, Османская империя начинает искать союзников и пытается опереться на помощь Германии. Однако вместо этого втягивается в Первую мировую войну, по результатам которой теряет еще более значительную часть своих владений. Блистательной Порте пришлось пережить унизительное падение: Мудросское перемирие, подписанное в октябре 1918 года, представляло собой практически безоговорочную капитуляцию.

Последнюю точку в распаде Великой Османской империи поставил Севрский мирный договор 1920 года, который так и не был ратифицирован Великим Национальным Собранием Турции.

Создание Турецкой Республики

Попытки стран Антанты по насильственному проведению в жизнь условий Севрского договора, фактически расчленявшего Турцию, вынудили прогрессивную часть турецкого общества во главе с Мустафой Кемалем вступить в решительную борьбу с оккупантами.

В апреле 1920 года был сформирован новый парламент, объявивший себя единственной законной властью в стране – Великое Национальное Собрание Турции. Под руководством Кемаля, получившего впоследствии прозвище Ататюрк (отец народа), был упразднен султанат и впоследствии провозглашена республика.

После того как в 1921 году было остановлено наступление греческой армии, турецкие войска перешли в контрнаступление и освободили всю Анатолию. Подписанный в 1923 году Лозаннский мирный договор, хотя и содержал некоторые уступки странам Антанты, тем не менее, ознаменовал признание независимости Турции на международной арене.

Шестисотлетняя Османская империя пала и на ее обломках родилась Турецкая республика, которую впереди ожидали долгие годы реформ во всех сферах жизни.

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

Легенда гласит: «Славянка Роксолана, наглым образом вторгшаяся в род османов, ослабила влияние и убрала с дороги большинство достойных политических деятелей и приближённых Султана Сулеймана, тем самым очень сильно расшатав стабильную политическую и экономическую обстановку государства. А также она поспособствовала появлению генетически неполноценных потомков великого правителя, Сулеймана Великолепного, родив ему пятерых сыновей, первый из которых умер в молодости, второй был настолько слаб, что не пережил и двухлетний возраст, третий быстро стал законченным алкоголиком, четвёртый превратился в предателя и пошёл против отца, а пятый был сильно болен ещё от рождения, и также умер в молодости, даже не сумев завести ни одного ребёнка. Затем Роксолана буквально заставила Султана жениться на себе, нарушив большое количество традиций, которые действовали с момента основания государства и служили залогом его стабильности. Она положила начало такому явлению, как «Женский султанат», что ещё больше ослабило конкурентоспособность Османской империи на мировой политической арене. Сын Роксоланы, Селим, унаследовавший трон, был совершенно бесперспективным правителем и оставил после себя ещё более никчёмное потомство. В результате Османская империя в скором времени окончательно развалилась. Внук Роксоланы Мурад III оказался столь недостойным султаном, что набожных мусульман уже не удивили ни нахлынувшие неурожаи, ни инфляция, ни мятежи янычар, ни открытая распродажа государственных должностей. Страшно даже представить, какое бедствие принесла бы эта женщина отчизне, не утащи ее на аркане татары прочь из родимых мест. Развалив Османскую империю, она спасла Украину. Честь ей за это и слава!»

Исторические факты:

Прежде чем говорить непосредственно об опровержении легенды, хотелось бы отметить несколько общих исторических фактов, касающихся Османской империи до и после поколения Хюррем Султан. Так как именно из-за незнания или непонимания ключевых исторических моментов этого государства люди и начинают верить в подобные легенды.

Османская империя была образована в 1299 году, когда человек, вошедший в историю как первый Султан Османской империи под именем Осман I Гази, объявил независимость своей небольшой страны от сельджуков и принял титул султана (хотя в ряде источников отмечается, что официально такой титул впервые стал носить только уже его внук — Мурад I). Вскоре ему удалось завоевать всю западную часть Малой Азии. Осман I родился в 1258 году в византийской провинции под названием Вифиния. Умер он своей смертью в городе Бурса, (который иногда ошибочно считают первой столицей османского государства), в 1326 году. После этого власть перешла к его сыну, известному под именем Орхан I Гази. При нём небольшое тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с современной (на тот момент) армией.

За всю историю своего существования Османская империя сменила 4 столицы:
Сёгют (настоящая первая столица османов), 1299-1329;
Бурса (бывшая византийская крепость Бруса), 1329-1365;
Эдирне (бывший город Адрианополь), 1365-1453;
Константинополь (ныне город Стамбул), 1453-1922.

Возвращаясь к написанному в легенде, нужно сказать, что последняя свадьба действующего Султана до эпохи Сулеймана Кануни состоялась в 1389 году (более чем за 140 лет до свадьбы Хюррем). Взошедший на трон султан Баязид I Молниеносный женился на дочери сербского князя, которую звали Оливера. Именно после трагических событий, произошедших с ними в самом начале XV века, официальные браки действующих султанов стали крайне нежелательным явлением на ближайшие полтора столетия. Но ни о каком нарушении традиций, «действующих с момента основания государства», с этой стороны говорить не приходится. В девятой легенде уже подробно рассказывалось о судьбе шехзаде Селима, а всем остальным детям Хюррем будут посвящены отдельные статьи. Кроме того следует отметить и высокий уровень детской смертности в те времена, от которого не спасали даже условия правящей династии. Как известно, ещё за некоторое время до появления Хюррем в гареме, Сулейман потерял двух своих сыновей, которые из-за болезней не дожили и половину срока до своего совершеннолетия. Второй сын Хюррем, шехзаде Абдалла, к сожалению, не стал исключением. Что же касается «Женского султаната», здесь можно с уверенностью утверждать о том, что данная эпоха, хоть и не несла в себе исключительно положительные моменты, но причиной развала Османской империи, и уж тем более следствием какого-либо упадка, такое явление, как «Женский султанат», являться не могло. Также в силу ряда факторов, о которых пойдёт разговор чуть позже, Хюррем не могла являться его основателем или каким-либо образом причисляться к членам «Женского султаната».

Историки разделяют всё время существования Османской империи на семь основных периодов:
Образование Османской империи (1299-1402) – период правления первых четырёх султанов империи, (Османа, Орхана, Мурада и Баязида).
Османское междуцарствие (1402-1413) – одиннадцатилетний период, начавшийся в 1402 году после поражения османов в Ангорской битве и трагедии султана Баязида I и его жены в плену у Тамерлана. В этот период между сыновьями Баязида шла борьба за власть, из которой только в 1413 году победителем вышел младший сын Мехмед I Челеби.
Подъём Османской империи (1413-1453) – период правления, Султана Мехмеда I, а также его сына Мурада II и внука Мехмеда II, закончившийся взятием Константинополя и полным уничтожением Византийской империи Мехмедом II, получившим прозвище «Фатих» (Завоеватель).
Рост Османской империи (1453-1683) – период основного расширения границ Османской империи, продолжавший правление Мехмеда II, (включающий правление Сулеймана I и его сына Селима II), и закончившийся полным поражением османов в Венской битве во время правления Мехмеда IV, (сына Ибрагима I Сумасшедшего).
Стагнация Османской империи (1683-1827) – период, продлившийся 144 года, который начался после того, как победа христиан в Венской битве навсегда положила конец завоевательным войнам Османской империи на европейской земле. Наступление периода стагнации означало остановку территориально-экономического развития империи.
Упадок Османской империи (1828-1908) – период, действительно имеющий в своём официальном названии слово «упадок», характеризуется потерей огромного количества территории османского государства, также начинается эпоха Танзимата, заключающаяся в систематизации и уложении основных законов страны.
Распад Османской империи (1908-1922) – период правления последних двух монархов государства османов, братьев Мехмеда V и Мехмеда VI, начавшийся после изменения формы правления государства на конституционную монархию, и продолжавшийся вплоть до полного прекращения существования Османской империи, (период также охватывает участие османского государства в Первой мировой Войне).

Также в исторической литературе каждого государства, изучающего историю Османской империи, существует и деление на более мелкие периоды, входящие в состав семи основных, причём зачастую у различных государств оно несколько отличается друг от друга. Но сразу следует отметить, что это официальное деление именно периодов территориально-экономического развития страны, а не кризиса семейных отношений правящей династии. При этом период, длящийся на протяжении всей жизни Хюррем, а также всех её детей и внуков, (не смотря на небольшое военно-техническое отставание от европейских стран, начавшееся в XVII веке), называется «Ростом Османской империи», а ни в коем случае не «развалом» или «упадком», который как отмечалось выше, начнётся только в XIX веке.

Главной и самой серьёзной причиной распада Османской империи историки называют поражение в Первой мировой войне, (в которой данное государство участвовало в составе Четверного союза: Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария), вызванное превосходящими людскими и экономическими ресурсами стран Антанты.
Османская империя, (официально - «Великое Османское Государство»), просуществовала ровно 623 года, а распад этого государства произошёл через 364 года после смерти Хасеки Хюррем. Она умерла 18 апреля 1558 года, а днём прекращения существования Османской империи можно назвать 1 ноября 1922 года, когда Великое национальное собрание Турции приняло закон о разделении султаната и халифата, (при этом султанат упразднялся). 17 ноября Мехмед VI Вахидеддин, последний (36-ой) османский монарх, покинул Стамбул на британском военном корабле, линкоре «Малайя». 24 июля 1923 был подписан Лозаннский договор, по которому признавалась полная независимость Турции. 29 октября 1923 Турция была провозглашена республикой, а её первым президентом был избран Мустафа Кемаль, впоследствии взявший фамилию Ататюрк.
Каким образом к этому причастна Хасеки Хюррем Султан со своими детьми и внуками, жившими за три с половиной века до данных событий, для авторов статьи так и остаётся загадкой.

Источник группа вконтакте: muhtesemyuzyil