Как выглядят гениталии евнуха. Кто такой евнух и чем евнух отличается от кастрата? Страдания на операционном столе

С давних времен, как только появились первые могущественные восточные правители, признаком состоятельности настоящего мужчины стало количество женщин, которые ему принадлежат. Так и , часто численность, которых была. В гаремах, как и везде, были свои строгие правила: всегда нужно было поддерживать порядок, соблюдать нравственность, добропорядочность. Кто же следил за порядком в гареме, кому можно было доверить это важное и нелегкое дело?

Женщины были второсортными людьми, считалось, что им вообще ничего нельзя. Пустить в гарем мужчину немыслимо, перед соблазном такого количества прекрасных женщин мало кто устоит.

Как появились евнухи?

Решение было найдено — евнухи (от греческого eunuchos — «блюститель ложа»), кастрированные мужчины, которым можно доверить самое главное, что есть у падишаха -его прекрасных женщин. В гаремы старались брать евнухов с темным цветом кожи (негров), в надежде на то, что если вдруг кто-то из них по какой-то случайности сможет вступить в половой акт с наложницей при рождении ребенка будет понятно, что была измена.

Три вида кастрации.

Прежде чем стать евнухом, мальчик или мужчина подвергались кастрации. Существовало три вида этой болезненной операции. Первая заключалась в полной кастрации: мужчина лишался и полового члена, и яичек. Вторая состояла в удалении только полового члена. Третья - в лишении яичек. При любой кастрации, когда рана по краям заживала, в образовавшуюся полость вставляли обработанную металлическую или бамбуковую трубочку для мочеиспускания. Позже придумали искусственный член из каучука.

Евнухи, которым сделали полную кастрацию еще в юном возрасте, до полового созревания, часто обладали женскими манерами их голос не ломался и оставался на всю жизнь юным.

Страдания и боль евнухов.

О том, какие страдания испытывали при операции евнухи, подробно рассказал в конце XIX века специалист по Китаю английский ученый Картер Стент. Он писал в 1877 году: «Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение. Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. Пациента, поддерживаемого двумя операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток. На четвертый день снимают повязку, и страдалец наконец-то может облегчиться. Если это, получается, значит, он вне опасности, если нет - он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».

Игры в гареме

Между тем, кастрация, особенно частичная, часто не лишала человека мужских гормонов, и порой евнухи испытывали мучение оттого, что находились в обществе прекрасных женщин. Вот как описывал свои терзания один страдалец: «Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате. Ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались передо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние… Всякий раз, как я сопровождал женщину к ложу моего господина, всякий раз, как я раздевал ее, я возвращался к себе с яростью в сердце и со страшной безнадежностью в душе… Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился, и я осмелился коснуться рукой некоего места на ее теле… Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания».

Впрочем, отсутствие полового члена отнюдь не мешало евнухам ласкать красавиц, и, пока правители были заняты своими делами, евнухи отнюдь не скучали в обществе их жен.

Тем более что среди кастратов ходила легенда — в результате постоянных сексуальных контактов половые органы вырастут снова. И евнухи ласкали чужих наложниц, впрочем, при этом страшно боясь мести правителя. Китайский евнух Ли Го был неосторожен, и на теле наложниц оставались укусы и синяки. Его хозяин обнаружил эти следы, и поскольку вход в гарем был запрещен всем, кроме императора и евнуха, то вычислить виновника не составило особого труда. Страшная кара обрушилась на Ли Го: он был приговорен к разрезанию на мелкие куски.

Евнух Вэй отвечал за гарем императора Цяньлуна. Вэй настолько уверовал в свое могущество, что поссорился с главным министром и перестал его замечать. В ответ главный министр сообщил императору, что его евнухи резвятся в гаремах. Министр предложил немедленно подвергнуть евнухов повторной операции, и, естественно, в первую очередь подвергли мучительной пытке главного евнуха — Вэя…

Карьера кастрата и кто мог стать евнухом?

Кто же становился евнухом? Как ни странно, многие шли на это дело добровольно — евнухи жили безбедно, в роскошных дворцах, хорошо питались. Некоторых продавали родители, и порой чада потом их благодарили — часто евнухи делали себе карьеру и становились чиновниками, военачальниками или советниками хозяина.

К примеру, евнух Тайцзиян планировал всю систему орошения земель в Китае. Кастрат Гуо Шоуцзин построил для великого хана Хубилая большой канал близ Пекина. Евнух Лю Чин даже правил всей Срединной империей — с 1505 по 1510 год — при малолетнем императоре Ви-Цу.

Самым знаменитым китайским евнухом был адмирал Чэнг Хэ. Он совершал в XV веке морские путешествия в Индию, Шри-Ланку, Аравию, плавал вдоль берегов Восточной Африки. Был близок к открытию Европы. Он командовал огромным флотом, насчитывавшим триста кораблей и тридцать тысяч матросов. В Китае евнухи представляли собой уважаемую и авторитетную часть общества. Они объединялись в особые кланы, порой очень могущественные, и правители были вынуждены с ними считаться.

Униженное самолюбие и неспособность заниматься сексом делало евнухов порой чрезвычайно воинственными и жестокими, что умело, использовали их хозяева. Император Сюань Цзун, владелец гарема с пятьюстами наложницами, назначил евнуха Гао Лиши своим телохранителем и советником по безопасности. Однажды император приказал Гао Лиши предпринять карательную операцию против буддийских монахов. Евнух, захватив монахов, изощренно расправился с ними. Он велел кастрировать монахов, сварить их гениталии и накормить ими монахинь. У монахинь, в свою очередь, отрезали груди, сварили и скормили монахам.

Палач-евнух придумал и другие пытки. На глаза несчастных положили мешочки, наполненные негашеной известью, раздавили пальцы, а напоследок обнаженные тела обернули мягкими металлическими трубами в виде змей и в распахнутые их «пасти» залили крутой кипяток.

Еще одним евнухом Сюань Цзуна был некий Ван Фейен, воздвигший «Дворец желанных чудовищ». В нем обитали самые безобразные и уродливые женщины, собранные со всех концов Поднебесной: карлицы и великанши, горбатые и обезноженные, покрытые струпьями и истекающие гноем… И даже, как свидетельствуют исторические хроники, женщина о двух головах, отличающаяся особенной страстностью. Именно эта затея с «дворцом» и способствовала возвышению Вана…






Гарем — (с арабского — «запретное место») — место обитания или, попросту говоря, жилище женщин, рабынь и детей султана. Его назвали Дар-ус-саадет — «Дом счастья». Наиболее известны гаремы оттоманских султанов, но «Дома счастья» имели еще Аббасиды и Сельджукиды.

Сначала гарем предназначался для содержания рабынь, потому что в жены брали дочерей христианских правителей из соседних государств. Но после правления Баязида II (1481−1512) эта традиция изменилась, и жен султаны стали выбирать из обитательниц гарема.

Сначала гарем предназначался для содержания рабынь

Безусловно, главными гостями гарема были сами султаны. После них — мать султана (валиде). Когда ее сын восходил на трон, валиде в сопровождении пышной процессии переезжала из старого дворца в новый и поселялась в особых палатах. Вслед за валиде, наконец, шли жены султана — кадын-эфенди. Без сомнения, наиболее колоритными обитательницами гарема были рабыни (джарийе). Ответственными за безопасность гарема были: главы исламской иерархии (шейх-уль-ислама), великий визирь (садразам), начальник безопасности гарема (дар-ус-саадет агасы), и, конечно же, особенно заслуживающий внимания, особый класс служителей гарема — евнухи (гарем-агалары).

Рабыни

Откуда брались рабыни в султанском гареме? Очень просто — восточные князья сами отправляли своих дочерей в оттоманский гарем в надежде, что те станут избранницами султана. Рабынь покупали в 5−6 летнем возрасте и воспитывали до полного физического развития. Девушек обучали танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах, этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Уже в подростковом возрасте девочку предварительно показывали великому визирю. Если у нее обнаруживались физические недостатки, плохие манеры или еще какие-нибудь дефекты, цена ее резко падала, а ее отец, соответственно, получал меньше денег, чем ожидал. Кстати, продавая дочь, ее родители подписывали документы, свидетельствующие о том, что они больше не имеют на нее никаких прав.

Самым красивым рабыням, которых султан мог выбрать в жены, приходилось очень тщательно учиться. Первым пунктом было обязательное принятие ислама, если конечно девушка была иной веры. Затем рабынь учили читать Коран, совершать молитвы вместе или по отдельности. Получив статус жены, они основывали благотворительные учреждения и строили мечети, как-то предусматривали мусульманские традиции. Сохранившиеся письма султанских жен свидетельствуют об их образованности.

Кроме того, рабыни ежедневно получали жалование, сумма которого менялась при каждом новом султане. Им дарили подарки и деньги по случаю различных празднеств и торжеств. О рабынях хорошо заботились, но султан строго наказывал тех из них, кто отступал от установленных правил.

Если рабыня прожила в гареме 9 лет, и так и не была избрана в жены, она имела право покинуть гарем. Султан давал ей приданое, дом и помогал найти мужа. Рабыня получала подписанный султаном документ, подтверждающий ее статус свободного человека.


Фаворитки

Рабыни жили в общем или нижнем гареме. Фаворитки, обитали в верхнем гареме, а жены обычно жили во дворцах. Обычно если султан собирался провести ночь с какой-либо наложницей, он посылал ей подарок. Затем избранницу султана отправляли в баню. После бани ее одевали в свободную и чистую одежду и провожали в покои султана. Там ей приходилось ждать у дверей, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели и лишь затем поднималась и ложилась рядом с султаном. Утро султан принимал ванну, переодевался и посылал наложнице подарки, если ночь, проведенная с ней ему понравилась. Эта наложница могла затем стать его фавориткой.

Если фаворитка беременела, она моментально переводилась в разряд «счастливых» (икбал), если же таковых было несколько, то им присваивались ранги: первая (главная), вторая, третья, четвертая и так далее. Родив ребенка, икбал могла через некоторое время получить статус жены султана, но эта традиция соблюдалась не всегда.

У каждой икбал была отдельная комната в верхнем гареме. Их меню состояло из пятнадцати блюд: говядина, курица, фрукты, йогурт, компот, масло и т. п. Летом подавался лед для охлаждения напитков.


Жены султанов

Новая жена султана (кадын-эфенди) после свадьбы получала письменное свидетельство, ее одаривали новыми тканями, украшениями, нарядами, и, конечно же, из нижнего гарема ее поселяли в специально выделенную для нее отдельную комнату на верхних этажах. Главная хранительница и ее помощницы учили ее имперским традициям. В XVI—XVIII вв. кадын-эфенди, имеющие детей, стали именоваться хасеки. Первым этого титула удостоил свою жену Хюррем (также известную как Роксолана) султан Сулейман Великолепный.

Ночь с пятницы на субботу султаны были обязаны проводить только с одной из своих жен, остальные ночи же проводили с кем хотели. Таков был порядок, освященный традицией ислама. Если жена не была со своим мужем в течение трех пятниц подряд, она имела право обратиться к судье (кади). Кстати, за очередностью встреч жен с султаном следила та же хранительница.

Ночь с пятницы на субботу султаны проводили только с одной из своих жен

Кадын-эфенди обязательно называли своих сыновей «ваше высочество»; когда те приходили навестить их, они должны были встать и произнести: «Мой отважный юноша!» Независимо от возраста, принцы в знак уважения целовали руку кадын-эфенди. Женщины гарема, дабы продемонстрировать свое почтение, целовали подол юбки кадын-эфенди. В отношениях друг с другом султанские жены соблюдали ряд формальностей. Когда одна из жен хотела поговорить с другой, она отправляла к ней служанку, чтобы получить согласие. Едущую в паланкине жену султана сопровождали пешие евнухи. Если выезжали сразу все жены, то их паланкины выстраивались по старшинству владелиц.


Евнухи

Первые евнухи появились в оттоманском гареме во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала охрану гарема поручали белым евнухам, но Мурад III в 1582 г. назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу. С тех пор в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы).

Считалось, что белые мальчики тяжелее переносят операцию и после кастрации нередко умирают, черных же выживало значительно больше. Поэтому работорговцы-арабы стали похищать детей из Африки и отвозить их для кастрации в известные им места.

Так как евнухов становилось все больше и больше, они организовали своеобразную гильдию. Мальчики, принятые в эту гильдию, воспитывались взрослыми евнухами. Молодым евнухам в качестве имен давали названия цветов. Обученные евнухи обычно служили валиде, женам султана и принцессам. Евнухи охраняли вход в гарем.

Главный евнух гарема информировал султана об обстановкев гареме

Уже после 1852 г. все управление гаремом полностью перешло к евнухам. Главный евнух гарема покупал рабынь для своего султана и информировал его об обстановке — поведении его жен и наложниц, давал советы о наказаниях и продвижениях по гаремной иерархии. При этом круг обязанностей главного евнуха был весьма обширен — он даже имел право готовить султана на свадебной церемонии. Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась пенсия. Новый султан, обычно назначал другого главного евнуха, но так бывало не всегда. Несмотря на то, что некоторые главные евнухи были совершенно неграмотными, они активно принимали участие в государственной политике, поскольку всегда получали поддержку самого султана и его жен.


Матери султанов

Комнаты матери султана (валиде) были вторыми по величине после комнат султана. На нижнем этаже жили служанки-рабыни.

Валиде, несмотря на свой статус, имели огромную власть. Султаны всегда почитали своих матерей и относились к ним с особым уважением.

Закат гаремов

Мехмеду VI Вахид эд-Дину (1918 -1924) суждено было стать последним султаном Османской империи. Потерпевшая поражение в Первой мировой войне Турция потерпела поражение, как союзница Германии, и была оккупирована союзными государствами.
источник

От себя добавлю, что на территории гарема, а именно, возле комнат матери султана - валиде, традиционно хранилась казна Османской империи - некий аналог Оружейной палаты Московского Кремля.

Джеймс Клуг. История гарема в культурах народов мира. Смоленск, 2004, с. 27-39.

Первый документированный случай использованияевнухов для охраны гарема встречается в описании Ксенофонтом дворцового быта персидского царя Кира.Это описание относится ко времени завоевания КиромВавилона в 539 г. до н. э. Однако, скорее всего, такая практика была распространена тогда во всем цивилизованном мире. Совершенно точно известно, что в Китаеона существовала задолго до падения Вавилона.

Задолго до царствования Кира II в Персии появился обычай кастрировать пленников, захваченных в битвах, для использования их в качестве охранников гаремов. Похоже, что родоначальниками этого обычая былисамые первые персидские цари, желавшие обеспечитьцеломудрие своих наложниц и избежать порчи династической родословной.

Кир заметил, пишет Ксенофонт, что «евнухи былиравнодушны к любым семейным привязанностям, и потому он подумал, что более всего они будут уважать иценить тех, кто имел наибольшие возможности к щедрому их вознаграждению и мог защитить их в случае,если их кто-либо обидел, и назначить их на почетнуюдолжность, и никто, подумал он (Кир), не мог превзойти его в раздаче милостей подобного рода. Кроме того, поскольку евнухи были предметом презрения инасмешек со стороны всех остальных обычных людей,уже по этой одной причине они нуждались в хозяине,
27

Который был бы их покровителем. Ибо нет такого человека, который бы не подумал, что ему принадлежитправо помыкать евнухом при каждой возможности сделать это, если только ему в этом не помешает тот, кторасполагает высшей властью. Однако нет причин, покоторым даже евнух не мог превзойти всех других в верности своему хозяину. Однако он не считал, как многие, возможно, были склонны полагать, что евнухиявляются слабыми существами. И он вывел это заключение также на примере других животных. Например,норовистые жеребцы, будучи холощеными, перестаюткусаться и вставать на дыбы, это уж точно, однако,несмотря на это, они не теряют своей пригодности дляслужбы на войне. И быки, когда их кастрируют, во многом утрачивают свой гордый дух и непокорность, однако их сила или рабочие способности от этого не становятся хуже. И точно так же псы, когда их кастрируют, перестают убегать от своих хозяев, но тем не менее также пригодны для сторожевой службы и охоты.

Также и мужчины, если с ними поступили подобным образом, становились более кроткими, будучи лишенными этого желания, но проявляли не менее заботыи тщания о том, что им доверялось. Они ни в коей мерене становятся менее ловкими всадниками, или менее искусными копейщиками, или менее честолюбивыми мужчинами. Напротив, как на войне, так и на охоте они показывают, что в их душах все еще сохраняется духсоперничества. А что до их верности, то лучшим ее доказательством является их поведение в то время, когда иххозяева попадают в бедственное положение. Ибо никтоеще не служил своему хозяину в несчастье более беззаветно, чем евнухи. А если думают, и тому есть некоторое основание, что они уступают в физической силе, все жена поле боя сталь делает слабых такими же сильными.Признав все эти факты, Кир отобрал евнухов на все должности при своем дворе, начиная с привратников».
28

Это высокое мнение великого царя о евнухах как оклассе не часто находит подтверждение в других источниках. В действительности же имеются все основания полагать, что операция, которой подвергались евнухи, оказывала отрицательное воздействие на их характеры. Разумеется, нельзя отрицать, что это правило имело многоисключений. В конце концов, исследовав множествопротиворечивых фактов, можно прийти к заключению,что евнухи, взятые в целом, не хуже и не лучше, чемобычные человеческие существа. И если они ощущают себя обделенными счастьем, то не в большей мере, чем другие. Утерянное ими в одной сфере человеческой жизнедеятельности с лихвой компенсируется - точнее сказать, компенсировалось, так как эта порода людей вымирает - в других сферах. На этой стадии повествованияможно упомянуть о двух таких компенсациях.

Первой было огромное политическое влияние, которым они пользовались благодаря доверию, оказываемому им хозяевами, как предлагает Кир. Второй компенсацией являлся тот очевидный, но чрезвычайностранный факт, что женщины, которых они охраняли,зачастую проникались к ним чувствами отнюдь не сестринскими или дочерними. Ибо, во-первых, евнухи необязательно полностью лишались способностей испытывать сексуальное влечение и связанные с этим радости полового общения. И, во-вторых, евнухи приобретали изощренные навыки по части неординарногополового общения, которое некоторые женщины предпочитают обычному сексу, поскольку лишь оно дает имвозможности достигать оргазма.
29

Сюжет и действующие лица романа Монтескье«Персидские письма» являются, безусловно, плодом воображения автора, однако совершенно очевидно, чтоон был достаточно хорошо информирован о положении дел в этой сфере. В романе содержится сцена, аналог которой нетрудно найти в произведениях, принадлежащих перу восточных авторов. В письме IX, гдеповествование ведется от лица евнуха, Монтескье пишет: «Я вошел в сераль, где все словно нарочно заставляло меня глубоко скорбеть о том, что я потерял. И худшим из моих несчастий было то, что я вечно принужденбыл созерцать мужчину, который был счастлив. В этотпериод, когда чувства мои были так возбуждены, всякий раз, когда мне приходилось отводить женщину кложу моего повелителя и раздевать ее, я возвращался ксебе с яростью в моем сердце и ужасным отчаянием вмоей душе».

«Я помню, как однажды, когда я помогал однойженщине войти в ванну, я настолько перестал управлять собой, что осмелился положить руку на самуюсокровенную часть ее тела. И у меня сразу же мелькнула мысль, что этот день станет последним в моейжизни. Однако мне повезло, и я смог избежать тысячисмертей. Тем не менее мне пришлось уплатить немалую цену за молчание красотки, которая стала свидетельницей моей слабости. Я потерял всякую власть надней, и она вынудила меня делать ей поблажки, в результате чего я тысячу раз оказывался на волосок отгибели».

Этот вымышленный корреспондент добавляет, чтотеперь, в пожилом возрасте, он ненавидит женщин.

В одной из сказок сборника «Тысячи и однойночи», рассказываемой от лица черного евнуха, говорится о том, что его «кастрировали» в возрасте двенадцати лет, то есть удалили ему яички. В то время онбыл рабом в доме влиятельного и богатого араба. Причиной операции стало неосторожное поведение подростка и его подружки, дочери хозяина, которой было
30

Десять лет. Играя друг с другом, эти два вполне здоровых ребенка с горячей кровью внезапно ощутили непреодолимое желание совокупиться и не стали ему
противиться, отдавшись воле своих инстинктов. НаВостоке такие случаи не являются чем-то экстраординарным. Девочку тут же поспешили выдать за местного брадобрея, причем пришлось принять особыемеры, чтобы убедить этого честного ремесленника втом, что его невеста сохранила девственность. Попросьбе маленькой невесты и с согласия ее мужа,поскольку тот ничего не знал о ее предыдущих интимных отношениях, мальчику позволили остаться при
бывшей подружке в качестве евнуха.

Однако затем рассказчик спокойно добавляет: «Япродолжил целовать и сжимать ее в своих объятиях инаслаждаться ее телом, как и прежде, пока не скончались все: ее муж, мать, отец и наконец она сама». (Сточки зрения физиологии такое явление вполне моглоиметь место даже при отсутствии яичек у главного действующего лица этой истории.)

Таким образом евнух, являвшийся столь важнойфигурой в дохристианские времена и в течение долгого времени после утверждения христианства, но только в восточных странах, действительно мог, как ужепредполагалось, быть щедрым, благоразумным и просвещенным, как, впрочем, мог являть собой и полнуюпротивоположность этим качествам. Ибо в то время какполная кастрация приводила к появлению таких «полулюдей», как их называли римляне, алчных, нетерпимых и невежественных, подобно слишком аскетическим персоналиям современности, частичноехолощение, нередко применявшееся в определенныепериоды истории и в определенных странах, особеннов античности, имело своим результатом людей вполне добродушных. Учитывая их характерные особенности,позволявшие им иметь интимные отношения с женщинами, можно утверждать, что они испытывали чув-
31

Ство, близкое к самодовольству, которое основывалосьна полном сексуальном удовлетворении, делающеммужчину покладистым. Как в древности, так и в нашидни евнухи, белые и черные, часто обнаруживалисклонность к хвастовству, самолюбованию, питали пристрастие к декоративным животным, птицам и цветам, а также не были чужды шумных, почти детскихзабав. Другими словами, для них были типичны многие черты скорее артистического, а не меркантильного темперамента.

В услужении у султанов Османской империи находилось около четырехсот черных евнухов. Многиеиз них занимали высокие административные должности при дворе и пользовались огромным влиянием.Среди этих высших евнухов наиболее могущественным считался тот, кто присматривал за наложницамицарствующего султана, а не предыдущего монарха. Следующим после него в иерархии евнухов был начальник евнухов матери султана, или, как ее называли,валиде-султан. Затем шли евнух, ведавший челядьюсыновей султана; казначей, смотритель главного помещения гарема, смотритель малых комнат, окружавших главное помещение, и два имама или священнослужителя мечети гарема. По традиции начальниквсех евнухов, как это ни абсурдно могло показатьсяна первый взгляд, имел свой собственный персональный гарем.

Пальму первенства в определении трех категорий презренных «полулюдей» следует отдать древнимримлянам, народу энергичному и мужественному, неслишком склонному к благотворительности и относившемуся к калекам с гораздо большим пренебрежением, чем большинство народов Востока. К первой категории они относили кастратов, тех, кто был лишен всех внешних детопроизводящих органов. Этисоздания заслуживали самого полного доверия, таккак были не в состоянии в буквальном смысле слова
32

Соблазнить подопечных, и поэтому на рынке рабовза них давали самые большие деньги. Из всех евнуховони считались самыми сварливыми и обычно отличались дурными манерами и склонностью к мошенничеству. У них были безбородые лица, скрипучие,тонкие голоса и долгая продолжительность жизни.Если ко всему этому добавлялась безобразная внешность, стоимость кастратов еще более возрастала. Их регулярно осматривали, чтобы удостовериться, неначали ли вновь отрастать у них утраченные органы,подобно тому, как отрастают конечности и хвосты уящериц.

Ко второй категории относились спадоне. У них сохранялся пенис, но ампутировались оба яичка. Третьюкатегорию составляли тлибиа (thlibiае), у которых яички оставались на месте, однако их подвергали сильному сжатию. Евнухи последних двух категорий не теряли способности к половым контактам и проявляли к ним интерес. Сохранявшаяся у них секреция предстательной железы позволяла им достигать оргазма. Это качество делало их особенно ценными в глазах распутных женщин высшего света. И все же, поскольку спадоне и тлибиа довольно быстро теряли потенцию, а случаи за чатия от них детей были чрезвычайно редки, тем, к то не мог позволить купить себе кастрата, приходилось довольствоваться услугами евнухов именно этихдвух категорий. И те, и другие носили бороды и говорили нормальными голосами. Они отличались болеевысоким интеллектом, чем кастраты, однако жили какправило недолго. Белые евнухи были в гораздо большей степени подвержены различным болезням, чемчерные.

В начале XIX главы капитального труда «Историяупадка и разрушения великой Римской империи» знаменитый английский историк Эдуард Гиббон описывает положение евнухов в Риме в середине IV века н. э.после смерти первого христианского императора Константина Великого и восшествия на престол его порочного сына Констанция.

Гиббон пишет: «Разоренные провинции империи снова соединились в одно целое благодаря победам Констанция; но так как этот слабодушный монарх не имел никаких личных дарований ни для мирных, ни для военныхзанятий, так как он боялся своих полководцев и не доверял своим советникам, то успехи его оружия привели лишьк тому, что утвердили над римским миром господствоевнухов. Эти несчастные существа - старинный продуктвосточной ревности и восточного деспотизма - были ввезены в Грецию и Рим с заразой азиатской роскоши. Ихуспехи были очень быстры; во времена Августа на нихсмотрели с отвращением, как на уродливую свиту египетской королевы, но после того они мало-помалу втерлись в семьи матрон, сенаторов и самих императоров.
34

Строгие эдикты Домициана и Нервы препятствовали их размножению, гордость Диоклетина благоприятствовала им, а благоразумие Константина низвело их до очень скромного положения; но во дворцахнедостойных сыновей Константина они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство стайными помыслами Констанция, а потом и управление ими.

Отвращение и презрение, с которыми все относились к этим уродливым людям, точно будто развратили их и придали им ту неспособность ко всякому благородному чувству или благородному поступку,которую приписывало им общее о них мнение. Но евнухи были искусны в лести и интригах, и они управляли Констанцием то при помощи его трусости, то припомощи его лености, то при помощи его тщеславия. Вто время как обманчивое зеркало представляло его взорам приятную картину общественного благополучия,он из небрежности не мешал евнухам перехватывать жалобы угнетенных провинций, накоплять огромныебогатства продажей правосудия и почестей, унижатьсамые важные должности раздачей их тем, кто покупал у них деспотическую власть, и удовлетворять своюненависть к тем немногим самостоятельным людям,которые из гордости не искали покровительства рабов.Между этими рабами самым выдающимся был Евсевий, управлявший и монархом, и двором с такой неограниченной властью, что, по саркастическомувыражению одного беспристрастного историка, Констанций пользовался некоторым кредитом у своего надменного фаворита».

Из книги великого английского историка явствует, что он не разделял мнения персидского царя относительно евнухов. К вышеприведенному отрывку
Гиббон "добавляет следующее примечание: «Но продолжительный опыт не оправдал ожиданий Кира. Действительно, бывали такие случаи, что евнухи отличались своей преданностью, своим мужеством и своимидарованиями; но если мы рассмотрим историю Персии, Индии и Китая, мы найдем, что могуществоевнухов всегда обозначало упадок и гибель всех династий».
36

Как утверждает древнеримский поэт Клавдиан, который жил на стыке четвертого и пятого веков н. э. и,возможно, был христианином, в политике евнухи проявляли коварство и полную беспринципность.В одной из сатир поэт подверг резким нападкам Евтропия, евнуха, пользовавшегося огромным влияниемпри дворе римского императора Аркадия, и заодновыразил свое отвращение ко всей практике использования евнухов.

Эти стихи были написаны в то время, когда на медицинском поприще подвизались многие армяне и евреи. «Вверх поспешает армянин, - пишет Клавдиан, - поднаторевший в обращении с безжалостным и точнымскальпелем, который женственными делает мужчин, ис такой потерею они становятся созданиями еще болееотвратительными. Он иссушает жидкость, из двух источников текущую и жизнь дающую, и одним ударомлишает свою жертву способности отца и мужа звания».

В статье Картера Стента, опубликованной в 1877 г. в«Журнале Королевского Азиатского общества», описывается практика кастрационных операций, распространенных в Китае того времени. В этой чрезвычайно консервативной части мира с медицинскими традициями, уходящими корнями в почти доисторическое время, существовала своя специфика кастрационной хирургии.

«Операция осуществляется следующим образом. Нанижнюю часть живота и верхнюю часть бедер во избежание слишком сильного кровотечения накладываютсятугие белые повязки. Конечности, которые предстоитоперировать, три раза омывают горячим настоем перца. Мужчина, которому предстоит стать евнухом, занимаетгоризонтальное положение. После того как нужные части тела будут достаточно вымыты, их отрезают как можноближе к телу маленьким кривым ножом, иногда имеющим форму серпа. После оскопления рану накрываютбумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно перевязывают. После перевязки пациента заставляют хо-
37

Дить по комнате в течение двух-трех часов. При этом егос обеих сторон поддерживают два человека. По истечении указанного времени кастрированному позволяютприлечь. Пациенту не разрешают ничего пить три дня,и все это время он часто испытывает страшные муки.Причем его мучит не только жажда. Он страдает такжеот невозможности отправлять в это время естественныепотребности. Через три дня повязку снимают, и страдалец наконец-то может облегчиться. Если этот процесс проходит удовлетворительно, пациент считается внеопасности, и его поздравляют с удачным завершениемоперации. Однако если бедняга не может сходить помалой нужде, он обречен на мучительную смерть, ибопротоки распухают, и ничто не может его спасти».

Далее в статье описываются некоторые особо интимные обязанности китайских евнухов.«Когда император желает видеть в своей опочивальнекакую-то определенную наложницу, он дает дежурному евнуху ярлык и бирку, на которой написано имяэтой женщины, и тот относит ей эту вещь, после чегоевнухи несут ее в портшезе в спальню императора. Прибыв туда, леди не осмеливается лечь в постель императора в обычной манере, то есть со стороны изголовьяили сбоку. Этикет требует, чтобы женщина заползалатуда с подножия постепенно, пока не окажется вровеньсо своим царственным партнером. Снаружи вход в спальню стерегут два евнуха, и перед рассветом они будятналожницу и уносят ее в портшезе назад, в ее собственные покои. Факт посещения наложницей спальни императора и разделения ею ложа с последним регистрируется в специальной книге, куда заносятся имя этойледи и дата визита. Затем под записью ставит подписьсам император на тот случай, если понадобится подтвердить законность рождения ребенка у наложницы,забеременевшей в ту ночь».
38

В других регионах Востока кастратам после удаления одним взмахом бритвы детопроизводящих органоввставляли в уретру трубочку. Затем рану прижигали кипящим маслом и после этого пациента сажали в кучусвежего навоза. В период выздоровления его держали намолочной диете. Пациенты, не достигшие полового возраста, чаще всего благополучно переносили этот радикальный курс лечения. Однако всю оставшуюся жизньим приходилось мочиться через трубочку.

В античные времена кастрацию применяли не только с целью получения надежных стражей. В Египте иРиме эта операция зачастую была всего лишь меройнаказания. Ее осуществляли как публичный акт правосудия за изнасилование и тому подобные преступления.Нередко таким образом обманутые мужья мстили любовникам своих жен. Кроме того, в крупных поместьях,где требовалось выполнять значительную работу по дому,евнухи использовались для оказания помощи рабыням.С экономической точки зрения это было выгодно, таккак последние не пренебрегали своими обязанностямиради частых совокуплений. Рабынь также не приходилось освобождать от работ на длительные сроки в связи с беременностью и родами, чего нельзя было бы избежать, если бы челядь состояла из физически полноценных мужчин.

Семирамида, царица Ассирии, кастрировала физически слабых мужчин, дабы те не плодили себе подобных. Таким способом она намеревалась улучшить генофонд своего населения.

Кроме того, во всех странах, где была широко распространена содомия, прежде всего в языческой Греции, Риме и на Востоке, процветала торговля кастрированными мальчиками. Однако возрастание количестваевнухов, вызванное вышеперечисленными причинами,не связанными с охраной гаремов и осуществлением
39

Административных функций в них, естественно, привело к тому, что предложение на соответствующем рынкеувеличилось, и лица, приобретавшие евнухов для собственного ублажения, теперь получили возможностьгораздо более широкого выбора. И мужчина, ставшийжертвой судебного возмездия или личной мести, имелнемалые шансы закончить свои дни в гареме, в обстановке, которой обычно завидовали мужчины, не утратившие своих половых органов и функций.

Которые стали производиться на человеке. Еще 4 000 лет назад цари древней Ассирии приказывали лишать половых органов свое ближайшее окружение, чтобы предотвратить насильственный захват власти.

Позже кастрации подвергались жрецы. Считалось, что если человек служит божествам, то он должен лишиться чего-то важного. А что может быть важнее способности продолжать род?

В Древнем Риме мужская сила считалась божественным даром, поэтому римляне не лишали половых органов даже рабов. Когда империя пала от рук варваров, основным очагом жизни стал Константинополь. Этот чудный город смешал в себе европейское с азиатским, тут кастрация была в порядке вещей.

Когда в 1453 году турки захватили столицу Византии, в гарем султану стали поступать отборные евнухи прямиком из Египта.

Примерно до середины XV века евнухам отрезали только яички. Однажды султан Мехмед II заметил, что у меринов несмотря на кастрацию не убавляется пыл и они всё же залезают на кобыл, поэтому приказал отрезать мальчикам половые органы под корень.

Операцию проводили, когда претендент на место в охране гарема достигал 8-летнего возраста. После кастрации детям вставляли бамбуковые палочки для мочеиспускания и по горло закапывали в песок на несколько дней. Выживали не все, однако сильнейших ждала лучшая жизнь.

Первой ступенькой в карьере евнуха был пост охраны. Проявив себя на службе, они могли стать прислужниками, затем надсмотрщиками. Наиболее успешные из них становились великими начальниками, обзаводились собственными домами и даже женились .

Впрочем, женщины, которые выходили за богатых кастратов, жаловались, что в постели они хуже зверей.

Пророк Мухаммед запрещал кастрировать мусульман , ссылаясь на волю Аллаха. Поначалу в Стамбул евнухов поставляли христиане. Однако запросы новых султанов росли, гаремы расширялись, требовалось больше охраны. Стали набирать популярность мальчики из Африки.

Во времена правления Мурада III при дворце служили только черные евнухи . Самыми ценными были рабы из Судана, за них просили больше всего денег. Дело дошло до того, что ближайшим советником султана стал черный, а белых постепенно вытеснили из окружения правителя Османской империи.

Посредником между султаном и гаремом был кизляр-ага. Через этого человека проходила вся важнейшая информация о положении дел в империи. Люди, занимающие этот пост, продавали информацию европейским послам и налаживали хитроумные коррупционные схемы. Они также управляли значительной частью собственности владыки империи, что приносило им огромные доходы.

Интересную карьеру построил парень из Венеции, Газанфер . Еще мальчиком он попал в плен к турецким пиратам. Уже в сознательном возрасте он согласился на кастрацию, чтобы поступить на службу во дворец к султану. Он очень понравился султану Селиму, отцу того самого Сулеймана Великолепног о, который назначил его капы-агасы - начальником белых евнухов.

Постепенно Газанфер обретал всё большую власть. Дошло до того, что султан стал ценить его мнение больше, чем советы великого визиря. Однако своя шкура оказалась дороже. Когда произошло восстание янычар, оин поставили преемнику Селима, Мураду, ультиматум: либо его жизнь, либо жизнь Газанфера. Султан пожертвовал другом.

Под влиянием главного евнуха Хаджи Мустафа, молодой султан Ахмед I построил в Стамбуле знаменитую Голубую мечеть на площади Ипподром. Несмотря на пустующую после войны с Австрией и крестьянского восстания казну.

В XVII веке евнухи стали настолько сильны, что смогли выбирать, кого сажать на престол Османской империи. Капы-агасы Узун Сулейман и вовсе убил регента Кесем-султан , чтобы посадить на престол умалишенного Сулеймана II, который провел в клетке 39 лет, вместо его брата Мехмеда IV.

Сулейман и Роксолана-Хюррем [Мини-энциклопедия самых интересных фактов о Великолепном веке в Османской империи] Автор неизвестен

Евнухи – хранители сераля

Евнухи – хранители сераля

Слово «евнух» происходит от греческого eunuhos – скопец. В «Библейской энциклопедим» утверждают, что в основе слова «евнух» лежит соединение слов «брачное ложе» и «сохранение», в итоге получается обобщенный смысл – «хранитель ложа». Читаем в этом источнике: «Хотя кастрация запрещалась законом Моисеевым и кастрированным лицам не позволялось даже являться в Скинию (Втор. XXIII:1), но цари иудейские считали для себя позволительным пользоваться услугами евнухов, доставляемых из других стран. По свидетельству Геродота, на Востоке был обычай кастрировать пленных – обычай очень древний, введение которого приписывается Семирамиде. Восточный деспотизм требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили лица, лишенные всех человеческих привязанностей. Этим объясняется высокое положение евнухов при восточных дворах».

Получается, что евнухи существовали еще в глубокой древности. Утверждают, что кастрированных «блюстителей ложа» у владык Османской империи имелась целая армия, численность которой в разные времена колебалась от 600 до 800 человек.

Евнухи, гарем-агалары – были мощной силой, которые, как и валиде-султан, и жены султана, и кальфы, и даже отдельные наложницы в гареме принимали самое непосредственное участие в государственных делах. Помимо того, что они обязаны были охранять и осуществлять руководство внутренними службами даруссаде . Напомним, что гарем в султанском дворце называли «даруссаде» (darussade), что в переводе с арабского означает «врата счастья».

Вот как этот исторический персонаж представлен в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»:

Меж ними ходит злой эвнух,

И убегать его напрасно:

Его ревнивый взор и слух

За всеми следует всечасно.

Его стараньем заведен

Порядок вечный. Воля хана

Ему единственный закон;

Святую заповедь Корана

Не строже наблюдает он.

Его душа любви не просит;

Как истукан, он переносит

Насмешки, ненависть, укор,

Обиды шалости нескромной,

Презренье, просьбы, робкий взор,

И тихий вздох, и ропот томный.

Ему известен женский нрав;

Он испытал, сколь он лукав

И на свободе и в неволе:

Взор нежный, слез упрек немой

Не властны над его душой;

Он им уже не верит боле.

Откуда в Османской империи взялись евнухи?

История появления евнухов в Османской империи такова: обычай держать в услужении евнухов проник сюда из Византии. В оттоманском гареме евнухи появились во времена султана Мехмеда Завоевателя (1432–1481). Сперва гарем охранялся белыми евнухами, поставляемыми с Северного Кавказа, из Армении и Грузии. С 1582 года, когда султан Мурад III (1574–1595) назначил евнухом абиссинца Мехмеда-агу, в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы).

Стражники гарема. Художник Людвиг Дойч

Ввиду того, что белые рабы умирали чаще после подобной экзекуции, им на замену пришли жители Африки. Чернокожих рабов сплавляли по Нилу или гнали пешком. Операцию производили во время остановок, при этом несчастного закапывали по шею в горячий песок, что считалось хорошей дезинфекцией, и ждали момента, пока рана затянется.

Бизнес на кастрации

При том что ислам запрещает кастрировать людей и животных, евнухи являются обязательным атрибутом султанского гарема. Откуда брались эти преданные слуги – евнухи, которому султан мог доверить не только своих женщин, но и свою собственную безопасность? Чтобы не противоречить заповедям Ааллаха, мусульмане покупали кастратов из рядов христиан и иудеев. Но не только. Как отмечал П. Котов в статье «Запретная любовь в Сарае», рассуждая о роли евнухов: «И это понятно: раб, привезенный мальчиком из далекой Африки, своим положением обязанный только султану, не имеющий родственников вне гарема и лишенный возможности продолжить свой род, разве это не лучшая кандидатура на роль доверенного лица султана? В стамбульском гареме служили в основном гарем-агалары из Абиссинии (Эфиопии) и Судана. Дело в том, что они лучше переносили процедуру кастрации: белые мальчики часто умирали после нее.

В специфической литературе можно найти сведения о самом «производстве» евнухов. В те времена это был процветающий бизнес, ибо кастраты на невольничьем рынке стоили очень дорого, – ввиду того, что большинство подвергнувшихся ужасной операции не выживало. Также были случаи, когда мужчины не выдерживали ужаса превращения их в бесполые существа и сходили с ума.

Как свидетельствовал путешественник Картнер Стенц, описавший среди прочего и операцию кастрации, если по прошествии определенного времени и после снятия повязки, страдалец мог, наконец, облегчиться, то «если у него это получается, это означает, что пациент вне опасности, с чем его и поздравляют. Если же, однако, бедняга не в состоянии помочиться, он обречен на мучительную смерть, ибо нужные проходы распухли, и ничто уже не сможет спасти его».

Евнухи делились на три категории. Сандалы , у которых было отрезано все – и пенис, и яички. Спадоны , у которых были удалены только яички методом выдергивания, и еще – тлибии , у которых яички были отбиты. Спадоны и тлибии долгое время после мучительной операции сохраняли способность получать сексуальное удовольствие. Из рассказов рабынь, покинувших гарем, известно, что некоторые одалиски некими изощренными способами могли удовлетворить даже сандала. Однако если такая связь раскрывалась, и евнуха, и его любовницу ждало серьезное наказание: гарем-агалару – палки и изгнание, одалиске – мешок с грузом и воды Босфора.

Евнух османского султана. Фото Паскаля Себа

Кызлар-ага

Старший евнух – кызлар-ага – предел мечтаний любого кастрата. В его руках была сосредоточена огромная власть, круг его обязанностей был чрезвычайно широк, а влияние огромно. Кызлар-ага выступал главным свидетелем на свадьбе султана и его детей, проводил церемонии обряда обрезания и помолвки, объявлял принцу о смерти отца или о других важных событиях. Помимо этого он отвечал за продвижение по иерархической лестнице гарема женщин и других евнухов. К приятной части его обязанностей относилась не только охрана жительниц гарема, но и поставка во дворец новых наложниц. Именно этот евнух в ранге кызлар-аги сопровождал девушку в спальню султана. А его зловещая власть проявлялась тогда, когда он объявлял приговоры женщинам гарема, отводил осужденных к палачу, когда же несчастных было приказано утопить в море, он самолично надевал на их головы кожаные мешки.

Евнухи имели не только власть, но и почти безграничную возможность обогащаться. Не удивительно, что многие из них были завзятыми взяточниками. Всякая женщина, пожелавшая обращавшаяся к султану, должна была сделать это только через главного евнуха, преподнеся при этом щедрые дары. Евнухи умело использовали «богатый женский ресурс» гарема, возвышая или, наоборот, оставляя в забвении наложниц. Они получали от них взятки деньгами и подарками, а затем уже счастливицы могли продвигать их самих по службе. Право личного доклада султану и частые встречи с ним также давали хорошую возможность приумножить состояние. Так что вполне вероятно, что кызлар-ага мог стать одним из самых богатых людей Османской империи. Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась солидная пенсия, ибо он все еще оставался главным носителем и хранителем дворцовых секретов.

Как пишет историк О. Дмитриева, «Евнухи были хранителями казны султана, его жен и, самое главное, – тайн гарема, от которых зачастую зависела жизнь многих. Их влияние на государственные дела росло, став поистине огромным во времена правления женщин (1541–1687), а в XVII и XVIII столетии они вместе с султаншами и валиде, собственно говоря, руководили империей, сыграв существенную роль в ее упадке. Евнухи организовывали заговоры, свергали и возносили на троны султанов. Они же решили исход «войны» султанш Турхан и Кесем, задушив последнюю».

О своей встрече с кызлар-агой рассказал и Жерар де Нерваль:

«Пока мы прохаживались по пристани, показался величественного вида мужчина; он был смуглым, как мулат, в прекрасном турецком костюме, но не в новом, по-слереформенном, а в таком, какой носили в старину. Увидев господина Б., он остановился; тот приветствовал его с большим почтением. Мой друг сказал, что этот человек – важная персона и что, когда он будет уходить, ему нужно будет сделать церемонный „салам алейкум“: приложить руки сперва к груди, потом – к губам. Я так и сделал; в ответ мулат изящно поклонился.

Я знал, что это не султан, которого я уже видел.

– Кто это? – спросил я, когда человек отошел.

– Это кызлар-ага, – ответил мне художник с чувством восхищения, к которому примешивался страх.

Я все понял: кызлар-ага – главный евнух сераля, самый влиятельный человек после султана, даже более грозный, чем первый визирь».

Кызлар-ага – чернокожий шеф евнухов гарема. Художник Жан-Батист ван Мур

Кто и сейчас мечтает стать евнухом?

В рассказе «Страж гарема» автор Николай Филиппов пишет от лица евнуха, и чувствуется, что этот образ сильно воздействует на воображение писателя, словно признающегося в том, что он не прочь оказаться на месте этого исторического персонажа. Неужели впрямь есть те, кто мечтает стать евнухом?!

«Европейский взгляд на Восток, по-моему, с одной стороны слишком романтичен, с другой – натуралистичен, а с третий часто отражает непонимание восточного уклада жизни и обычаев. За примерами ходить далеко не надо.

Европейцы упорно называет нас, агаларов – евнухами – хранителями ложа, подчеркивая плотский характер нашего нахождения в гареме.

Но это же не так!

Мы – агалары – господа многих, в переводе с арабского. Мы не только охраняем постель Господина, но и ответственны за дисциплину и, что уже совсем ускользает от европейского глаза, атмосферу в гареме. Недаром существует пословица: «плохие агалары – плохой гарем».

Оказавшись в Эстляндии, уже в зрелом возрасте, и приученный прежде думать, чем делать, я никак не могу привыкнуть здешней манере подгонять все под свое – легко и бездумно.

Меня немало рассмешило еще в первые месяцы моей европейской жизни желание многих мужчин и женщин в приватных беседах узнать, а то и посмотреть, если у меня мужские органы, а если нет, то, как я живу без них?

Не знаю, откуда пошла сказка о полном оскоплении агаларов. Но она стойко держится в умах, и разрушить ее очень трудно. Пользуюсь тем, что здесь меня не будут перебивать, и расскажу правду.

Прежде всего, для нас, мальчишек стать агаларом было мечтою и высочайшей честью, дарованной Господином за покорность и послушание. Уже в семь, восемь лет мы с нетерпением ждали этого дня. Мальчики в гареме Абдурахман-хана становились агаларами обычно после того, как им исполнилось девять лет.

Валида Малика рассказывала нам, что в других гаремах мальчикам – будущим агаларам мужские органы отсекаются одним взмахом бритвы, и в мочеточник сразу же вставляется серебряная трубка, чтобы справлять естественные надобности. Таких агаларов называют сандали. Рана прижигается кипящим маслом, и нового сандали помещают в кучу свежего навоза и кормят молоком.

Распространен и другой способ – удаление яичек с помощью каменного ножа, разбивание их, выкручивание или прижигание. Эти агалары – филиби.

Мы не были ни теми, ни другими.

Наш хозяин Абдурахман-хан получил в Париже высшее художественное образование и разрушать тело никому бы не позволил. Он часто говорил: «из красивых мальчиков вырастают красивые юноши, из красивых юношей – красивые мужчины. Уничтожать красоту запрещает Аллах!».

Внешне наши мужские органы оставались такими же, как и прежде. Они сохраняли способность к возбуждению. Одно небольшое отличие: семя из них не истекало, как у других мужчин, не агаларов.

Перечитывая в Европе различные восточные романы, записки, мемуары меня всегда раздражала иммитация, грубая подделка под Восток.

Евнухи Гюль-ага и Сюмбюль-ага в сериале «Великолепный век» в исполнении Энгина Гюнайдына и Селима Байрактара

Я уже говорил, что мы, мальчишки, мечтали стать агаларами и, затаив дыхание, ждали того дня, когда это произойдет. Мы знали, что нам будет немного больно, но кого из нас за время жизни в гареме не пороли, не били по пяткам?

Пророк Мухаммад (Мир ему!) прямо говорит о необходимости сечь мальчишек, чтобы они выросли хорошими людьми и не уставали молиться.

Передо мною сейчас, как на фотографии, сцена моего обращения в агалары. Я был не один. Со мною агаларами становились Адиль, Амин и Гасан Имена мальчишкам дали в гареме. Адиль – справедливый, Амин – верный, Гасан – красивый.

Мое детское гаремное имя – Сабир – терпеливый.

Мы были одного возраста – недавно всем исполнилось девять лет. Вместе росли, играли, шалили, вместе или по очереди ложились под розги и палки, и нам всем вместе проделали не такую уж, честно говоря, болезненную операцию – перерезания семенного канатика. Чик – и готово.

То, что мы уже никогда не будем полноценными мужчинами, не сможем зачинать детей, тогда нас волновало меньше всего.

Не очень больно – и то хорошо! Зато сколько мальчишеской гордости, что, наконец, и мы стали агаларами. Теперь нас будут не только пороть, но и мы будем наказывать провинившихся одалисок и наложниц!

Так представлялось нам, мальчишкам, но совсем не так было в жизни.

Жили агалары в помещениях, находившихся сразу за «Воротами блаженства» (так назывался вход в гарем Абдурахман-хана. Вход закрывался двумя смежными дверями – железной и медной. Главный агалар (им долгие годы был мой учитель и наставник Салех) каждый вечер получал ключи от этих дверей у стражника, а утром снова передавал их страже.

<…> Абдурахман-хан любил повторять: «Мальчик находится под наблюдением и учится у других юношей моего гарема, пока не будет готов к услужению. Тогда его продвигают по службе, приставляют к женщинам и могут даже поставить на службу султанше под наблюдение главного агалара, или даже самого “начальника девственниц”».

Став агаларом, я сменил свое гаремное имя. Поскольку теперь в мои обязанности стало входить обслуживать и охранять девушек и женщин, меня назвали «приличествующим чистоте и благоуханию» цветочным именем – Гиацинт. Впрочем, большинства обитателей гарема я оставался тем же Сабиром, которого они знали.

Гиацинтом меня называли только вновь прибывавшие наложницы и одалиски.

Что резко изменилось – так это мое материальное положение. Я был еще совсем мальчишкой, а уже стал получать 60 акча – не малое в гареме и огромное за его стенами.

Я пропущу годы ученичества. Наука понимания женщин сложна, и можно написать не одну книгу, рассказывая о ней. Может быть, я так и сделаю, но после того, как расскажу о себе и о гареме».

Каждый ли евнух переставал быть мужчиной?

Но, как свидетельствует история, не каждый евнух терял способность к половому акту, и некоторые из них даже тайно сожительствовали с наложницами султана. Прелесть любовных отношений с евнухами состояла и в том, что они могли доставить изысканные ласки, и в том, что они были абсолютно безопасны в плане нежелательной беременности.

Большой белый евнух гарема. Художник Жан-Леон Жером

При поступлении в гарем евнухи, как и наложницы, получали новые имена. Утверждают, что все имена «полумужчин» соответствовали названию цветов. Нам может показаться комичным, что эти люди (а с годами они дряхлели и толстели) прозывались нежно: нарцисс, гвоздика, роза и т. д. Эта поэтическая традиция сложилась в силу того, что именно так приличествует зваться тем, кто охраняет чистоту гаремных пери .

Утрату любовных наслаждений стражи гарема восполняли иными радостями жизни: они слыли тонкими гурманами, считались тонкими ценителями музыки и танцев. Чтоб заглушить тоску и несбыточные желания евнухи иногда использовали легкие дурманящие средства, к примеру, курили кальяны с примесью опия.

Следующую жуткую подробность мы находим в книге О. Дмитриевой «Тайная жизнь гаремов»: «Мучительным последствием кастрации было недержание мочи, и, как утверждали очевидцы, приближение евнуха всегда можно было узнать издалека по сильному аммиачному запаху, исходящему от него. Для того чтобы помочиться, употреблялась серебряная трубочка, которую евнухи носили в своих тюрбанах».

Старость этих людей была жалкой: их тела с годами становились толстыми, дряблыми, полностью исчезал волосяной покров, голоса же превращались в карикатурно-писклявые. С годами они еще больше походили на женщин. Старость приходила к евнухам очень рано, в 40 лет многие казались 60-летними.

Евнухи. Конец истории

С исчезновением гаремов пришел конец и евнухам. Одно время было высказано и представлено много прожектов об их устройстве в старости. Самые активные из них даже пытались организовать собственный профсоюз. Но оказалось, что турецкое общество, готовое принимать многие политические и общественные преобразования, не хочет иметь никаких дел с «постыдными пережитками прошлого»; о кастратах всем хотелось поскорее забыть.

Эдмондо де Амичис в книге «Константинополь» (1896) писал: «На многолюдных базарах, среди гуляющих в дачных окрестностях Стамбула, за колоннами мечетей, возле нарядных экипажей, на пароходах и в прогулочных лодках, на всех празднествах, собирающих толпы людей, можно было встретить этих призраков с меланхоличной внешностью, бросающих темную тень на светлую сторону безмятежной жизни Востока».

О последних годах существования такого явления, как евнухи гаремов, писала и свидетельница тех лет Алев Литлэ Крутье, автор популярной книги «Гарем. Царство под чадрой». Вот цитата из ее книги:

«В конце сороковых годов еще маленькой девочкой я жила в Измире в большом пятиэтажном доме, где когда-то размещался гарем одного паши, и знала там евнуха. Звали его Сулейман-ага. Это был человек с кожей цвета шоколада и без единого волоска на лице, так что выглядел он моложе своих лет.

У него всегда для меня находился какой-нибудь подарок. Я не помню, что это были за подарки, но один запомнила очень хороши. Я сидела у него на коленях, он своими темными и толстыми пальцами взял мой мизинец и надел на него колечко с ярким красным камешком. Потом еще одно великолепное колечко с прозрачным камешком надел на безымянный пальчик. Следом и средний палец получил колечко с зеленым камешком. Затем указательный палец – колечко с голубым камнем и большой палец – с розовым. Каждое колечко он очень медленно доставал из своего кармана, внимательно следя за моим выражением лица и явно наслаждаясь зрелищем. С тех пор ни один человек больше так меня не баловал.

Евнух в султанском дворце в Константинополе на старой открытке

В пятидесятые годы мы жили в Анкаре, и он продолжал время от времени нас навещать, каждый раз принося мне большую коробку шоколадных конфет с моей любимой начинкой из бананового крема. Приходил он всегда без уведомления, часто когда наша семья садилась обедать, но его посещения всегда были мне в радость. Сердце радостно билось, когда я открывала дверь и видела перед собой его рыхлую обвислую фигуру. Я сразу глядела ему в руки, высматривая соблазнительную коробку сладостей.

– Сезам, откройся, – говорил он непонятные мне слова высоким голосом, сверкая золотом передних зубов.

Казался он мне больше женщиной, чем мужчиной. Ходил сгорбившись, у него был ввалившийся живот и мягкое выражение лица. Фигура его напоминала песочные часы, и он больше походил на старую тетю.

За глаза родители называли его хадим, что значит «евнух». Как объясняла мне мама, это слово означает «безбородый». Однажды я слышала, как мой отец говорил, что «их» осталось совсем немного, и когда они все умрут, этот вид совсем исчезнет из жизни, а с ними закончится и та своеобразная эпоха.

Известие о его кончине пришло, когда мне исполнилось девять лет».

Из книги Любовь - это дыра в сердце. Афоризмы автора

ГАРЕМЫ И ЕВНУХИ Неудивительно, что Соломон в мгновение ока разрешил спор между двумя женщинами: ведь у него было семьсот жен и триста наложниц. Жюльен де Фалкенаре Иметь два гарема - это, случаем, не двоеженство? Лешек Кумор Если мужчина непонятно зачем держит полный

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Евнухи - Доктор, кастрируйте меня. - Да вы что, опомнитесь - Доктор, пожалуйста, мне очень нужно. Доктор взял и кастрировал, а потом спрашивает, зачем пациенту это было нужно. - Понимаете, я собирался жениться, а невеста говорит, что выйдет только за настоящего

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Евнухи - Доктор, кастрируйте меня. - Да вы что, опомнитесь - Доктор, пожалуйста, мне очень нужно. Доктор взял и кастрировал, а потом спрашивает, зачем пациенту это было нужно. - Понимаете, я собирался жениться, а невеста говорит, что выйдет только за настоящего

Из книги Справочник водолаза автора Автор неизвестен

8.3. Баллоны – хранители воздуха, газов и газовых смесей В водолазной практике для хранения запасов воздуха, однокомпонентных газов (кислорода, азота, гелия), для приготовления и хранения искусственных газовых смесей применяются стальные баллоны, которые в зависимости от

Из книги 100 знаменитых мистических явлений автора Скляренко Валентина Марковна

Ангелы-хранители Во многих религиях мира ангелы-хранители занимают особое место. Считается, что они сопровождают нас в течение всей жизни, оставаясь незримыми. Они - глашатаи божественных откровений, защитники и помощники в добрых делах. И все же, несмотря на это

Из книги Катастрофы тела [Влияние звезд, деформация черепа, великаны, карлики, толстяки, волосатики, уродцы...] автора Кудряшов Виктор Евгеньевич

Евнухи Существует два типа евнухов - люди, кастрированные перед достижением половой зрелости и после нее. Если операция была проведена уже на взрослом человеке, у него часто выпадают волосы, развивается грудь, увеличивается вес и быстро наступает старость. Иногда

Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

Гаремы и евнухи Иметь два гарема – это, случаем, не двоеженство?? Александр Кумор, польский афорист*Моя мечта – гарем с пятьюдесятью дружками и без единого мужа.? Сабрина Ферилли, итальянская киноактриса*Если гора не идет к Магомету, Магомет идет в гарем.? Геннадий Малкин,