Кто такие филистимляне? Палестинцы – филистимляне? Могут ли палестинцы считаться исконным населением Палестины? Были побеждены Рамзесом III

Филистимляне (История)

(догреческое население Средиземноморья – «народы моря»)

Современная реконструкция Филистимлянского воина.

Филистимляне (Происхождение)

Филистимляне (древнеегипетское Pw-rs-ty (пелесет)) - древний народ, который сначала участвовал в нашествии народов моря, а позже осел в Палестине, названная его именем.

Слово «филистимляне» впервые встречается в египетских источниках как название одного из так называемых «морских народов», вторгшихся в Египет в восьмой год правления фараона Рамсеса III (около 1190 г. до н. э.). Филистимляне участвовали и в предыдущей волне вторжений «морских народов», которые, согласно египетским источникам, опустошили хеттские земли, Сирийское побережье, Кипр и угрожали Египту в период царствования Мернептаха (1212 - 1202 гг. до н. э.)

Происхождение филистимлян достоверно неизвестно. Относительно прародины этого народа существует много теорий, называют Грецию, Крит, Западную Малую Азию и многие другие, однако ни одна из них не окончательная доводка. Некоторые филистимлянские имена и сроки, зафиксированные в Библии, похоже родственные лувийских языке, распространение на западном побережье Малой Азии, однако точность этих данных сомнительна. Видимо почву для размышлений дают археологические данные из Палестины - керамика народов моря резко отличается от местной, сначала это монохромная керамика очень похожа на пизднемикенську, позже в результате синтеза с местной традицией выработался самобытный бихромичний стиль. Также существует теория, связывающая пелесет и гомеровских пеласгов. Некоторые исследователи выводят пелесет с балканского побережья, на севере Греции. Часть Эпирского берегу называлась Раlаistе, Раlаistine, а некоторое время так называли и Эпир вообще.

О происхождении филистимлян говорится и в Библии. Сначала их выводят из Египта, однако дальше в Книге пророка Иеремии (47:4) "... ибо Господь разорит Филистимлян, остаток острова Кафтора...", а в Книге пророка Амоса (9:7) ".. . Разве не вывел Израиля из земли Египетской, а филистимлян из Кафтора... ". Однако, хотя несомненно утверждается, что Кафтора это Крит, на самом деле его точное отождествление не известно, скорее всего это Крит, Кипр или какой-то участок южного побережья Малой Азии.

На стенах храма Рамсеса III филистимляне изображены в одежде эгейского типа и в украшенных перьями шлемах; аналогичные изображения позднебронзового периода были найдены на Кипре. Филистимские корабли были необычной формы, в то время как их боевые колесницы и повозки не отличались от общепринятых. С начала 12 в. и вплоть до конца 11 в. до н. э. характерная филистимская керамика, обладающая выраженным сходством с обнаруженной на Кипре микенской керамикой, господствовала в Филистии и получила широкое распространение в прилегающих областях. Эту керамику часто находят на всей территории древнего Ханаана. Другим характерным признаком филистимского присутствия служат антропоидные керамические саркофаги.

Согласно Библии, плавка металла была сосредоточена в руках филистимлян.

Исконный язык филистимлян неизвестен ; вскоре после своего прихода в Эрец-Исраэль они усвоили ханаанский диалект, на смену которому позднее пришел арамейский язык. Поскольку не сохранилось эпиграфических свидетельств на языке филистимлян, исследователи затрудняются составить определенную картину специфических особенностей филистимской культуры и цивилизации. Хотя найденные в Ашдоде и Гезере культовые объекты близки к эгейским, все известные филистимские боги носили семитские имена.

Вплоть до победы Давида над филистимлянами их городами правили сраним ("лидеры"), которые составляли совет филистимского пятиградия; во власти совета было отменить решение каждого отдельного города. Филистимляне были способны выставить большое, хорошо оснащенное войско, включавшее тяжеловооруженную пехоту, лучников и боевые колесницы.




Филистимляне (захваченные города)

В начале и середине XII века до нашей эры филистимляне осели в пяти городах на побережье: Ашдоде, Ашкелоне, Газе, Екрон и Гати. В тех городах, где проводились раскопки выяснилось, что филистимлянские поселения стоят на слое обломков, то есть фактически города заново основаны на пепелищах. Сначала наверное существовали лишь относительно небольшие укрепления, однако они быстро разрослись в крупные города. Раскопки указывают на отсутствие связи с культурой предшествующих обитателей этих краев - пришельцы принесли свою родственную микенской культуре. Местные черты попадают в филистимлянские культуру как субстрат сразу после завоевания - в результате длительного процесса синтеза с остатками прежней культуры. Уже после 1150 г. до н. э. филистимлянская керамика приобретает своеобразные, отличные от позднемикенськои и постмикенськои черты. К концу XI века до нашей эры, т.е. за 150-200 лет жизни в Палестине, филистимлянская культура теряет свой уникально-чужеземное характер, вобрав в себя местные и египетские черты. Однако своеобразные филистимлянские имена, по крайней мере в царей, сохранялись вплоть до VII века до нашей эры.

Пять первых филистимлянских городов Ашдод, Ашкелон, Газа, Екрон и Гат образовали союз, называемый Пьятиградьем или на греческий манер Пентаполисом. Каждый город возглавлял правитель, титул которого именовался Серен. Не известно были ли города-государства характерны для филистимлян еще на прародине, или они позаимствовали эту форму ханнанцив, но именно эти первые пять городов были государствами филистимлян. Однако владения каждого из них не ограничивались собственно городом - крупным городам подчинялись мелкие. Раскопки указывают на большое количество мелких филистимлянские поселений и храмов в южной Палестине. Весь союз формировался вокруг общего центра - храма бога Дагона в Газе, и поначалу именно этот город был гегемоном. С середины XI в. до н.э. лидерство в союзе принадлежало Азот, где также был построен храм Дагона.

Захватив южное побережье Ханаана, филистимляне не остановились, а с середины XII в. до н. э. продолжили свои завоевания, пытаясь покорить всю страну. Им удалось захватить ряд городов, среди которых Мегиддо, Лахиш, Бетель, Гезер, контролировать Нижнюю Галилею и долину Иордан. Захваченные города сначала разрушались, однако быстро восстанавливались и там устанавливалась власть филистимьких правителей, а порой оставались гарнизоны. Так произошло в Мегиддо, которое не только возродили, а отстроили по старому Ханаанским плану с Ханаанским архитектурой. Достоверно неизвестно становились подчинены города самостоятельными или оставались в подчинении до городов Пьятиграддя, однако второе более вероятно. Однако не все города восстанавливались, например Лахиш был полностью разрушен, и новый город возник лишь через двести лет по совершенно другим условиям. Влияние филистимлян в страну был настолько большим, что она сама стала называться их именем, хотя до этого была лишь частью Ханаана и никогда не выделялась отдельно.

В XIII-XII вв. цивилизации восточного побережья Средиземного моря подверглись нападению т. н. «народов моря». Они завоевали Хеттское царство, Кипр, разрушили Угарит, Тир, Сидон и некоторые другие ближневосточные города. Небольшая их группа - филистимляне - вторглась в Палестину. Вероятно, они прибыли сюда через остров Крит и к этому моменту являлись носителями Крито-Микенской культуры . В отличие от обитателей Ханаана, они умели обрабатывать железо, имели металлические доспехи, щиты и боевые колесницы, а также постоянную армию, и таким образом сильно превосходили хананеев в военной силе.

Наряду с Газой, Гатом (Гат - винодавильня) и Ашкелоном (по-аккадски: - Искалуна) они завоевали Ашдод и сделали его одним из городов филистимского пентаполиса. Пятый город пентаполиса - Экрон, основали, по-видимому, сами филистимляне. Эти города управлялись независимыми правителями - серенами, но при необходимости они могли вместе проводить военные кампании. Главный город пентаполиса в этот период - Газа, в которой находился храм бога Дагона.

Гат-Плиштим (`Гат филистимлян`), один из пяти филистимских городов-государств, расположенный в районе современного Кирьят-Гата (точное местоположение Гата-Плиштим не установлено). Сюда перенесен был из Азота Ковчег Завета и отсюда в Аккарон, вследствие наростов и язв, появившихся на людях охранявших Ковчег (1Цар.5:1-12). В Гефе была родина Голиафа (1Цар.17:4,23);

В XI в. до н. э. Ашдод стал доминирущим филистимским городом.Вплоть до первой половины VIII в. до н. э. Ашдод - столица Филистии.Город укрепляется и расширяется. Здесь начинают делать особую ашдодскую керамику.

Площадь города составляет в этот период примерно 80 дунамов. Возникает Нижний город. Строится крепость Тель-Мор у устья реки Лахиш (порт Тель-Мор был построен ещё до филистимского нашествия, в XVI веке до н. э.).

Вплоть до вторжения ассирийцев не прекращались военные столкновения между филистимлянами и израильтянами. Военный успех сопутствовал то одной, то другой стороне. В 770 году до н. э. иудейский царь Азария совершил набег на филистимлян. Он захватил Ашдод, разрушил его стены, и оставил в городе свой гарнизон.

В XI веке до н. э. Ашдод становится доминирущим филистимским городом, и остается столицей Филистии вплоть до первой половины VIII веке до н. э. Город укрепляется и расширяется, в нем начинают производить особую ашдодскую керамику. Возникает Нижний город, строится крепость Тель-Мор в устьереки Лахиш, недалеко от порта Тель-Мор, который был построен еще до филистимского нашествия.

В 1066 г. до н. э. в битве между израильтянами и филистимлянами при Авен-Езере в окрестностях Афекафилистимляне захватили Ковчег Завета,перенесенный из Силома в лагерь израильтян.Филистимляне перенесли Ковчег Завета в Азот (Ашдод) и внесли его в храм Дагона - филистимского божества, покровителя земледелия и рыбной ловли, изображаемого в в виде получеловека - полурыбы.

«Филистимляне же взяли ковчег Божий, и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицом своим к земле перед ковчегом Господним. И взяли они Дагона, и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле перед ковчегом Господним; голова Дагона и две руки его лежали отсеченными, каждая особо, на пороге осталось только туловище Дагона.» (1-я Царств, гл. 5, ст. 1- 4).

«И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их, и наказал их мучительными наростами, в Азоте и окрестностях его. И увидели это Азотяне и сказали: да не останется ковчег Бога Израилева у нас; ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего. И послали, и собрали к себе всех властителей Филистимских, и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? и сказали: пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Геф. И отправили ковчег Бога Израилева в Геф.» (1-я Царств, гл. 5, ст. 6-8).

Ковчег Завета пробыл в областях Филистимских семь месяцев, и не знали филистимляне, как им избавиться от Ковчега и мучительных наростов, которыми наказал их Господь израильтян. По совету жрецов и прорицателей, филистимляне поставили Ковчег Завета на колесницу, запряженную коровами, на которых не было ярма. Сбоку от Ковчега Господня они поставили ящик, положив в него золотые вещи (пять золотых мышей и пять изваяний наростов), которые принесли в жертву повинности Богу Израилеву, и отпустили Ковчег Завета в вольный путь.

Ашдод (Азот) - древний ханаанский город, захваченный филистимлянами.



Ашкелон- древний ханаанский город, захваченный филистимлянами.

Первые упоминания о городе датируются 19 в. д.н.э. по наскальной надписи в Египте, а в 12 в. д.н.э. город был покорен Рамсэсом. Жители Ашкелона не раз пробовали восставать, но их недовольство подавлялось силой, жителей уводили в плен, а город разоряли.Это стало известно по египетским "черепкам проклятия" - табличкам, на которых писалось название города, а потом на особой церемонии их разбивали. тем самым показывая, что стирают даже имя города из истории.





Реконструкция типичного Храма Филистимлян



Типичный Храм этруссков (для сравнения)


Филистимляне (Скульптура и гробницы)

В Палестине находят так называемую керамика Микены III CIB, которая очень похожа как на собственно микенской, так и на кипрскую, где по мнению ученых появилась вследствие миграции группы микенских греков. Изначально филистимляне течение первых десятилетий жизни в Ханаане изготавливали типично микенской монохромную керамику, но позже под местным и египетским влиянием они выработали новый, оригинальный стиль двуцветной, так называемой "филистимской" керамики.

Первое поселение филистимлян в Ашдоде было хорошо распланирована но укреплен. Лишь в конце XI века до нашей эры они окружают город, разросшееся с 20 до 100 акров, мощной стеной. Возможно это связано с войнами с израильтянами. Похожая ситуация наблюдается и в Экрон (Тель Микней), который был окружен стенами только в 10 веке. Филистимлянские поселения найдены на севере Шфелы - Гезер, Тель Баташ (возможна Тимна), Бейт-Шемеш, подтверждают библейские данные о попытках филистимлян вторгнуться в глубину Ханаана. Также филистимляне были господствующей группой населения в северо-западной Негеве и на юге Прибрежной равнины.

Филистимская архитектура довольно необычна для Ханаана. В Тель Микней найдено два сооружения, в центральных залах которых находились кирпичные оштукатуренные очаги. Этот тип костра не известный в Ханаанской архитектуре, но был распространен в Анатолии, Эгейских островах и на Кипре. Также чуждой Ханаанскую традиции практика сооружения дополнительного маленького храма рядом с главным святилищем, которая отмечается в Тель Микней. Однако эта традиция имеет соответствия в Егеиды и на Кипре, где подобные комплексы известны с XIII-XII веков до н.э., например, в Микенах, Филакопи и острове Мелос, Китийский на Кипре. Культовые фигурки сидящих богинь или женщин из Ашдода имеют явное микенское происхождения и свидетельствуют о влиянии микенской традиции. На двух местных печатях из Ашдода есть короткие надписи линейным письмом напоминающее пор не расшифровано кипро-минойская письмо позднебронзового периода с Кипра. Хотя известно лишь несколько знаков, но они указывают на наличие у филистимлян письменности, предположительно эгейского происхождения.

Похожая чужеродность наблюдается и в погребениях. В Азора зафиксированы следы кремации, которая является абсолютно чужой Ханаанской практике поздней бронзы. Правда, сейчас еще нельзя сказать, насколько кремация была распространена среди народов моря. Другой тип захоронений найдены в могильнике 600 у южного Тель эль-Фара в северном Негеве. Здесь использовались погребальные ямы в высеченных в скалах пещерах. Также широкое распространение получила практика захоронения у человекообразных саркофагах найденных в Тель эль-Фари, Дейр эль-Балас и Бейт Сане (Скитополиси). Крышки этих саркофагов похожи на знаменитую "Маску Агамемнона", найденную Шлиманом в Микенах, хотя в некоторых из них ощущается сильный египетский влияние, что объясняется, вероятно, длительной службой филистимлян наемниками в войсках фараонов.

Филистимлянские саркофаги – 10 в. до н.э.

Ну и самое интересное … Данные ГЕНЕТИКИ (по состоянию на 2010 год.)

Согласно всемирно известному генетику и химику Клёсову А.А. (см. Клёсов А.А., Тюняев А.А.,ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАпо данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии», Издание РАН, Бостон – Москва, 2009 г.. Рецензенты: Е.Я. Виттенберг, доктор исторических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет (Россия, Москва), июль 2010 года (рецензия). А.Ф. Назарова, доктор биологических наук, координатор Межведомственной группы по комплексному исследованию популяций, Институт проблем экологии и эволюции Российской академии наук имени Северцова (Россия, Москва), февраль 2010 года. Ссылка - http://www.organizmica.org/archive/611/pcpda.shtml ) :

« … Во 2-м тыс. до н.э. пеласги начали проникать в Египет, где сохранились сведения о них, как о «народах моря» [Дъяконов, 1968]: ер. peoplesea - «морские народы»; pelasgoi - пеласги; Реlороппеsоs - Пелопоннес, названный по имени пеласгов; Pulasti - егип. филистимляне; Palastu - ассир. Филистимляне; Раlеstiпе - Палестина (по имени Филистимлян)

Для полноты сведений следует упомянуть, что в западной печати появились работы, в которых филистимлян определили в гаплогруппу J2 - фактически, только на том основании, что они были активны на побережье Средиземного моря. Эти работы являются хорошим примером совершенно некритичного анализа материала. Альтернативы, что филистимляне могли относиться к другим гаплогруппам, в тех работах даже не рассматривались.

… Египтяне называли эту землю [филистимлян] Рецену (Ретену), то есть при консонатности египетского письма - гсп, rsп, (rtn) – могло получать любые огласовки, в частности, и такие - гасеп, rusen, rasna и др.

… Железный век в Палестине начался с приходом к 1200 лет до н.э. филистимлян, которые и принесли в эти местности секрет изготовления железа, а также новые погребальные обычаи, расписную керамику микенского стиля и развитую технологию строительства из камня. В период с 1200 по 900 до н.э. филистимляне господствовали на всем побережье…

… Название филистимлян - ханаан. pelistim, англ. philistine, греч. раlаistiпе, егип. Pulasti, евр. Pelistim, ассир. Palastu, греч. библ. Fulistieim; классич. Palaistinoi Suгoi (народная этимология allojuloi, «иноплеменницы»), - от которого произошло название Палеlстины = реli/Раlаi/Рulаlstiпе = Пела(сгов)lстан. Это достаточно точно можно идентифицировать с названием пеласгов - греч. Pelasgoi (Pela + 5 + goi), - от которых произошло название Пелопоннеса - Pelolponnesos = «Пела(сгова) земля у моря»…

… Мы с уверенностью можем сказать, что «филистимляне не принадлежали к семитическому племени и не были туземцами (автохтонами) в Сирии...»

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

Координатор Проекта «Русское Атлантологическое Сообщество (Ассоциация) – РАС(А) - http://paca.ucoz.ru/
Авторское Видео

древний народ, населявший с 12 в. до н.э. юго-восточное побережье Средиземного моря, из числа так называемых народов моря. Войны филистимлян с иудеями нашли отражение в Ветхом Завете Библии. В 8 в. до н.э. покорены Ассирией. От филистимлян происходит название Палестина.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЛИСТИМЛЯНЕ

от др.-евр. пелиштим) - народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-зап. части Ханаана на вост. побережье Средиземного м. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет, от имени к-рого вся страна Ханаан получила назв. Палестина (греч. Palaistinn). Согласно библ. источникам, Ф. - выходцы из Кафтора (Крита). На егип. изображениях из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Ф. близки к эгейскому типу. Керамика Ф. 12-11 вв. до н. э. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н. э. О первоначальном языке Ф. пока достоверных сведений нет. Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Ф. еще не дешифрованы. Ф. входили в состав т. н. "народов моря", к-рые вторглись в М. Азию и сев. Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (ок. 1200 до н. э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные Египтом, Ф. вторглись в юж. часть вост. побережья Средиземного м., захватили ряд укрепленных городов и создали союз пяти городов-государств (греч. Пентаполис), в к-рый входили: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат и Экрон (последний, по-видимому, был основан Ф.). Каждым городом управлял свой серен, во главе федерации стоял царь г. Гат. Вскоре Ф. восприняли ханаанейский язык и религию. Они принесли в этот р-н культуру железа и стали монополистами в производстве жел. колесниц и оружия. Воен. превосходство Ф. позволило им вторгаться в глубь Ханаана, вплоть до Бет-Шеана (в долине Иордана), и установить там свою гегемонию. Войны иудеев с Ф. (продолжавшиеся вплоть до 7 в. до н. э.) нашли отражение в ист. частях Библии и эпич. сказаниях о борьбе легендарных героев (израильтян Самегара (Шамгар), Самсона (Шимшон), а также филистимлянина Голиафа, с к-рым, по преданию, сражался царь Давид). Решительное поражение Ф. было нанесено в правление Давида (нач. 10 в. до н. э.). В 8 в. до н. э. Ф. были покорены ассир. царем Тиглатпаласаром III, в кон. 7 в. до н. э. - вавилон. царем Навуходоносором II, в кон. 6 в. до н. э. - персами. При Ахеменидах р-н расселения Ф. - Филистея входил в состав пятой сатрапии Персии. Во 2-1 вв. до н. э. города Ф. были завоеваны хасмонейскими царями. Начавшийся со времени походов Александра Македонского и диадохов процесс эллинизации Ф. полностью завершился к нач. н. э. Лит.: Macalister R., The Philistines. Their history and civilization, L., 1914 (перепечатка, L., 1965); Heurtley W. A., The relationship between Philistine and mycenaean pottery, "The Quarterly of the department of antiquities of Palestine", 1936, v. 5, e. 90-110; В?rard J., Philistins et Pr?hell?nes, "Revue arch?ologique", 1951, t. 37, s?r. 6, s. 129-42; Dothan T., Archaeological reflections on the Philistine problem, "Antiquity and Survival", 1957, v. 2, e. 151-64; Wright G. E., Fresh evidence for the Philistine story, "The Biblical archaeologist", 1966, v. 29, с 70-86; Mitchell T. G., Philistia, в кн.: Archaeology and Old Testament study, ed. by D. Winton Thomas, Oxf., 1969, с 404-427. И. Д. Амусин. Ленинград.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Филистимлянами называют народ, в древности занимавший узкую прибрежную полосу на западе современного Израиля (от Яффо до Газы). Именно этот народ дал имя Палестине.

Название «филистимляне» происходит от древнееврейского слова «плиштим» - те, кто вторгается. В XIII веке, когда еврейские племена обрушились на Ханаан с востока, на египетском побережье Средиземного моря появились другие пришельцы - «народы моря». В 1219 году до н. э. войска союза «народов моря» потерпели поражение от фараона Мернептаха, а в 1173 году - от Рамзеса III. Филистимляне названы в числе «народов моря».

Кто такие филистимляне, откуда они пришли? Специалисты по древней истории склоняются к версии, что филистимляне до переселения на Ближний Восток были жителями острова Крит; о критском происхождении филистимлян свидетельствует как Тора, так и древнеегипетские источники. Родство крито-микенской культуры и культуры филистимской доказывается сходством керамических изделий. Печати, обнаруженные на территории древнего Азота (Ашдода), имеют надписи, сделанные линейным письмом, похожим на крито-микенское письмо бронзового века.

После неудачной попытки в составе «народов моря» захватить дельту Нила филистимляне отступили по побережью на северо-восток и осели в Ханаане, захватив города Ашдод, Ашкелон, Газу и Гат. Эти города, а также построенный филистимлянами Экрон, составили Пятиградие (Пентаполис) - коалицию филистимских городов-государств. Городами управляли серены - независимые князья, объединявшие для военных действий. Главным городом Пятиградья на раннем этапе являлась Газа, затем таковым стал Ашдод.

Филистимляне поклонялись Дагону (храм в Газе), Бааль-Зебубу (Вельзевулу) и Астарте. Евреи, враждовавшие с филистимлянами, наделили вражеского бога Вельзевула демоническими чертами, отождествив его с Сатаной.

Филистимляне находились на высокой стадии технологического развития, умели обрабатывать железо и делать из него прочное оружие. Торговля железом стала основой экономики Пятиградья, а металлические доспехи воинов, железные мечи и использование боевых колесниц - залогом превосходства филистимлян на поле боя.

В Ханаане филистимляне столкнулись с евреями. Борьба с филистимлянами стала одной из причин объединения еврейских племен в Израильское царство. Филистимляне не раз вторгались в населенные евреями земли. Великий царь Давид занял трон не без помощи филистимлян. При иудейском царе Иораме филистимляне захватили Иерусалим. Оставаясь морским народом, они так и не колонизировали удаленные от моря районы Ханаана.

Пережив вторжение ассирийцев в VIII веке до н.э., города филистимского Пятиградья утратили политическую независимость после завоевания вавилонским царем Навуходоносором II в 605 году до н. э. Население было изгнано из городов вместе с правителями, а города заселены другими народами. Когда в IV веке до н. э. территория Пентаполиса входит в состав империи Александра Македонского, филистимляне эллинизируются и навсегда исчезают как самостоятельный народ.

В этом выпуске нашей рубрики «Факты о странах короткой строкой» - о палестинцах и филистимлянах.

На иллюстрации из книги по истории Израиля «По тропам еврейской истории» (первое издание 1967 г.

На иллюстрации из книги по истории Израиля «По тропам еврейской истории» (первое издание 1967 г., русское издание 1993 г.) американской исследовательницы Рут Сэмюэлс:

Дошедший до нашего времени древний каменный рельеф из египетских Фив. На нем изображены филистимляне, плененные египетским фараоном Рамзесом III.

Перед тем как напасть на древнееврейские племена, филистимляне напали на Египет, но были разгромлены последним.

Однако филистимлянам на некоторое время удалось покорить часть земель современного Израиля и Палестины, населенных израильским коленами и другими ханаанскими племенами.

Отметим, что филистимляне не имели по своему происхождению никакого отношения к современным арабам-палестинцам, которые, тем не менее, записывают филистимлян, этот довольно разбойничий и быстро исчезнувший народ, в свои родственники.

Подробнее об этом в нашем обзоре.

Очень часто можно услышать, что древние филистимляне — это современные палестинцы. И своим названием Палестина обязана именно им. Некоторые утверждают, что филистимляне являлись исконным населением Палестины, куда затем пришли израильтяне. Можно ли назвать палестинцев потомками филистимлян? И имеют ли палестинцы основания в этой связи заявлять о своих безраздельных притязаниях на Палестину? Поговорим об этом, основываясь на фактах истории и этнографии.

Палестинская версия

и предварительные комментарии

Приведем здесь фрагмент материала палестинца Фейсала Салеха Аль-Хейри, опубликованный в 2007 году на сайте Палестинского информационного центра (сайта, связанного с нынешними (2013) хамасовскими властями Газы).

Однако прежде чем перейти к цитированию фрагментов упомянутой заметки палестинского автора, отражающей мнение палестинцев на свое происхождение в связи с их притязаниями на Палестину (этим и интересна заметка) прокомментируем некоторые ее наиглавнейшие пассажи.

В своем материале палестинский автор пишет о том, что современные палестинские арабы — это и есть прямые потомки филистимлян, которые в свою очередь были по происхождению связаны с народностью амореев. При этом первыми жителями Палестины, тогда Ханнана, были как раз, как повсеместно считается, народ амореев (аморитов). Палестинский автор, однако, делает акцент на том, что амореи были предками современных арабов .

Если разбирать эти утверждения, то можно также сказать, что амореи являются и предками израильтян, ведь Авраам был по происхождению амореем, а точнее принадлежал к арамеям, которые, как считается, были ветвью семитов-аморитов (амореев), господствовавших в Аккаде, Мари, Вавилоне. От потомков Авраама, согласно Библии, прошли евреи и арабы. Эти два народа, согласно уже научным данным, являются близкими родственными семитскими народами (Недавно, например, производились сравнения генетического набора двух народов, что еще раз убедительно доказало этот факт. Выяснилось, что арабы и евреи генетически самые близкие между собой народы). Возвращаяясь к амореям необходимо отметить, что они населяли довольно большую территорию, выходящую далеко за пределы современных Палестины и Израиля. Древнее географическое понятие Ханнан включало современные Палестину, Израиль, Иорданию, Ливан и часть Сирии.

Что касается филистимлян, то согласно нынешним научным представлениям, этот народ пришел в Палестину с моря, и не был по происхождению семитским, как современные арабы-палестинцы, или евреи . Но обо всем этом мы поговорим чуть позднее, как и о других утверждениях палестинского автора. А пока заявленный отрывок из материала палестинца:

«(У арабов) Палестина раньше называлась «страна аш-Шам» (ash-Shām)...(Под этим названием понимали регион Сирии, Палестины, Иордании и Ливана Прим. сайт)

В аккадских текстах третьего тысячелетия до нашей эры Палестина известна под названием «Аморо» , или арабская земля. Таким же названием в этих текстах называется и Средиземное море — «Аморейское море». Это название восходит к амореям — первому известному семитскому народу. Это был главный народ, заселявший Сирию и Палестину. Некоторые исследователи считают, что ханаанцы происходят от амореев, а евусеи (иначе, иевусеи) — от ханаанцев...

Затем страна получила название «Земля Ханаан» или просто Ханаан... Название встречается и в сохранившихся надписях Тель-эль-Амарны (в Египте)...

Кажется, название Ханнан относилось и к финикийцам. Таким образом, названию «Палестина» в различных его формах предшествовало ставшее главным среди прежних имен слово «Ханаан». Эти название и слово живы до сих пор.

По мнению некоторых авторитетных ученых, палестинцы были близки к ханаанцам и были того же происхождения. Они поселились в южной части ханаанского побережья примерно в 1185 г. до нашей эры. Это побережье назвали по их имени — Палестиной, а потом это название распространилось на всю остальную местность. Наименование «палестинцы» часто встречается во многих египетских источниках, в частности в сохранившихся настенных надписях в храме Мадинат-Хабу времен Рамсеса III (Фивы, Египет). Египтяне называли палестинцев pist ... Можно сделать вывод о том, что этот топоним имел в виду палестинское побережье, землю Палестины, расположенную между Синаем на юге и долиной Иордана на востоке. Греки с самого начала использовали это название для обозначения прибрежного района. Греческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.) связывал это название с арамейским словом «Палестин» . Иногда мы находим, что он использует это слово для обозначения южной Сирии или сирийской Палестины, и Финикии вплоть до границ с Египтом.

Это название использовали такие крупные историки, как Страбон, Диодор, Птолемей и Плиний. С течением времени название «Палестин» заняло место общего названия палестинской Сирии. А во времена римлян название «Палестина» стало применяться ко всем святым землям. Римский император Веспасиан отчеканил это название на своих деньгах после победы над евреями в 70 году, придав, таким образом, этому названию официальный статус. Византийцы унаследовали это название от римлян. От «Палестин» произошло арабское слово «Фаластын» — Палестина». Конец цитаты.

Что говорят факты

Ханаан, все согласны

Как указывает полуофициальная электронная еврейская энциклопедия, «название Ханаан происходит от слова «хна» , что на языке древнего народа хурритов означает «пурпурный цвет»). Отметим, что хурриты — это один из древнейших народов Месопотамии, чье происхождение не установлено точно, но их язык близок урартскому — одному из древнейших на планете.

Энциклопедия продолжает: «В Библии Ханаан — земля, обетованная Богом Израилю (Быт. 17:8; Исх. 6:4). По Библии название иногда употребляется применительно ко всей территории Сирии и Эрец-Исраэль (Земли Израиля), однако обычно оно относится только к прибрежной полосе. Согласно Быт. 10:19, Ханаан простирался от Сидона на севере до Газы на юге и до южной оконечности Мертвого моря на востоке.

По всей видимости, принятое в западной цивилизации название Финикия является эквивалентом названия Ханаан (Canaan) и эпонимом финикийцев и как название их страны». В этом разногласий с трактовкой палестинского автора нет у израильских источников нет.

Израильтяне

— исконный народ этой земли

При этом необходимо отметить, что согласно ветхозаветным источникам, израильтяне стали жить в Ханаане в незапамятный период. Этот период датируется XXI-XX вв. до н. э. Об этом не упоминает палестинский автор.

«В Книге Бытия рассказано, как родоначальник еврейского народа Авраам был послан из шумерского города Ура в землю Ханаанскую, чтобы положить начало народу, который верит в единого Бога», — напоминает очерк истории страны из публикации Министерства иностранных дел Израиля).

«Авраам поселился в холмистой части Ханаана, менее доступной набегам; земли в этих местах не особенно манили ханаанеев. В Мамре, неподалеку от Хеврона, он разбил свои черные шатры из козьих шкур», — в свою очередь меланхолично замечает современный популярный очерк истории Израиля «По тропам еврейской истории» американской исследовательницы Рут Сэмюэлс (первое издание 1967 г., рус. издание в Израиле 1993 г.) и отмечает: «(внуку Авраама) Иакову еврейский народ обязан своим новым именем. Библия рассказывает, что, он встретил некоего незнакомца. После борьбы между ними незнакомец открыл Иакову, что он — ангел, посланец Божий, и дал ему имя Израиль (Исраэль), что значит «боровшийся с Богом». Поэтому потомки Иакова стали зваться сынами Израиля.

Амореи не были арабами

«Ханаан не был густонаселенной страной. Ханаанеи жили на равнине, где выращивали ячмень, смоковницы и финиковые пальмы и пасли стада крупного и мелкого скота. Многие города были окружены крепостными стенами с мощными башнями, за которыми население могло укрываться от нередких набегов кочевников из-за Иордана, угонявших скот и грабивших собранный урожай», — пишет далее очерк истории Израиля «По тропам еврейской истории» американской исследовательницы Рут Сэмюэлс.

Под ханаанеями здесь понимаются другие семитские племена.

О настоящих

филистимлянах

Расположение территории филистимлян (Philistia) по соседству с землями двенадцати колен Израиля (выделены цветными касками) и другими племенами земли Ханаан (нынешних Израиля, Палестины, Иордании и Сирии).

По состоянию на 1200-1050 гг. до н.э.

Хотя древние филистимляне не имеют по своему происхождению никакого отношения к современным арабам-палестинцам, интересно поговорить о них, хотя бы потому, что они оставили свое имя Палестине (см. в основном тексте обзора).

Рут Сэмюэлс в уже упомянутом в основном тексте нашего обзора, современном издании по истории Израиля «По тропам еврейской истории» пишет об этих, настоящих (если можно так сказать), филистимлянах:

«Филистимляне пришли издалека. Они прибыли с острова Крит в Малую Азию на кораблях, преодолев Эгейское море , а оттуда двигались пешком и в повозках, запряженных волами. Их путь был отмечен грабежами и кровопролитиями; они лелеяли планы обширных завоеваний, собираясь поживиться даже за счет могущественного Египта...

В двух кровавых битвах египетское войско под водительством Рамсеса III отбросило филистимлян от своих пограничных укреплений . Одной из этих битв было морское сражение против устья реки Нил, где египтяне уничтожили вражеские корабли, предотвратив высадку десанта. Другая битва состоялась на суше, где победа была достигнута благодаря опыту и силе египтян.

И стория сухопутных сражений между египтянами и филистимлянами живо отражена на рельефах египетского храма в Мадинат-Хабу близ древних Фив . На этих изображениях фигуры египтян выглядят небольшими и хрупкими по сравнению с высокими филистимлянами, на головах которых красуются шлемы. Рельефы изображают множество пленных филистимлян и имеют надписи, в которых отразилась гордость египтян своей великой победой.

Филистимляне вторглись в Ханаан, почти не встречая сопротивления со стороны местного населения, беспомощного перед лицом такого врага. Они заняли богатую приморскую равнину с ее ханаанскими поселениями и основали здесь пять крупных городов-государств Ашкелон, Ашдод, Экрон, Газу и Гат. Во главе каждого из этих пяти городов на южной части плодородного побережья стоял независимый князь, но все они состояли в тесном союзе, как в мирное, так и в военное время. Затем филистимляне попытались завоевать земли, принадлежавшие израильтянам. Им удалось изгнать колено Дан с его территории, и тогда люди этого колена переселились на крайний север страны...

Израиль отчаянно сопротивлялся натиску филистимлян . Израильский герой Самсон, знаменитый своей необычайной физической силой, вызывал восхищение, как у своего народа, так и у врагов — филистимлян. Пленив Самсона хитростью с помощью его возлюбленной филистимлянки Далилы, а затем ослепив Самсона, филистимляне выставили его на всеобщее обозрение во время своего праздника в Газе. Лишенный зрения, он напряг последние силы и так расшатал колонны огромного филистимского храма, что храм рухнул, похоронив под своими развалинами множество врагов и самого Самсона...

Филистимляне стали хозяевами страны. Они разрушили святилище. Ковчег со Скрижалями Завета попал в руки врагов... Жрецы и левиты (ученые) разбрелись, куда глаза глядят.

Нелегкой задачей было в те мрачные дни поддерживать веру в сердцах сынов Израиля. Страх и разочарование охватили народ. Израильтяне были вынуждены платить филистимлянам непосильную дань. Им было запрещено носить оружие, и даже заточка их мотыг и плугов доверялась лишь филистимским кузнецам. Только они занимались изготовлением любых изделий из железа — дорогого в то время металла. Многие из сынов Израиля в ожесточении отвернулись от веры в своего Бога и предались культу Ваала и Астарты — богов своих господ.

Однако, несмотря на вызванное поражением отчаяние израильтяне сумели одержать победу иного рода. Филистимляне вернули им их самое дорогое достояние Ковчег Завета. Эти суеверные враги Израиля, страшась таинственных свойств захваченной ими святыни, начали думать, что Ковчег приносит им болезни и прочие несчастья, и поэтому переправили его обратно на израильскую территорию. Отсюда жители Кирьят-Иеарима, жившие на границе между владениями колен Иехуда и Биньямин, перевезли его в горы. Верные жрецы, Авинадав и его сын Элазар, взяли на себя заботу о Ковчеге в ожидании того дня, когда будет построено новое святилище...»

Верховному судье Самуилу удалось сдерживать натиск филистимлян, его дело продолжил первый израильский царь Саул , которого выбрал Самуил. В общем, из-за нашествия филистимлян древние израильтяне отказались от власти судей и вождей и потребовали сильной царской власти. Окончательно разгромил филистимлян приемник Саула и бывший пастух, провозглашенный царем — Давид . Отметим, что вскоре после этого филистимляне растворились среди других ханаанских народов, исчезнув из истории . Давид же подчинил другие ханнанские племена и подружился с соседним могущественным правителем — царем финикийцев (др. ливанцев) Хирамом.

Прим. сайт по современному американскому изданию по истории Израиля «По тропам еврейской истории» (первое издание в США −1967 г., рус. издание в Израиле — 1993 г.)

Полуофициальная электронная еврейская энциклопедия отмечает на эту тему:

«В Библии жители Ханаана названы ханаанеями, однако они представляют собой этнический конгломерат народностей (преимущественно западных семитов, в том числе финикийцев). (В свою очередь) название амореи (также принято написание аморреи, амориты (amorite), эмори), название, обозначающее в Библии все население Ханаана или часть его до поселения в нем израильтян, а также относится к одной из семи народностей или этнических групп, вытесненных израильскими племенами . Семитское происхождение этого названия подтверждается внебиблейскими источниками. В шумерских и аккадских текстах XXIII-XVI вв. до н. э. шумерское слово martu и аккадское amurru встречаются как географический термин, означающий «запад».

Сам Авраам «принадлежал к арамеям, очевидно, были ветвью семитов-аморитов (амореев), господствовавших в Аккаде, Мари, Вавилоне. Арамеи впервые упоминаются в ассирийских надписях XII в. Древняя молитва (Втор 26, 5) прямо называет родоначальника израильтян «арами овед» — «странствующим арамеянином». Племянник Авраама Лаван (сын брата) прямо назван в Библии арамеянином (Быт 25, 20)», указывал в своей «Истории религии» русский автор Александр Мень.

Действительно, как считается, амореи (амориты) были кочевым семитским народом, который разрозненными группами проживал как в Месопотамии (совр. Ирак), так, согласно Библии (Чис.21:13-25), на территории восточного берега реки Иордан. Позднее арабские историки, в частности Ибн-Хальдун включали часть этого народа, которая жила в Ханаане, наряду с некоторыми другими исконными семитскими племенами Палестины в состав амаликитян (Amalec). О тождествлять название местности проживание амореев с «арабской землей», как это делает в свое заметке палестинский автор, было бы преувеличением, так как это были все-таки амореи, а не арабы .

Амореи, иевусеи проигрывают

израильтянам и ассимилируются

«Израильтяне покинули Ханаан, когда здесь наступил голод, и сын Авраама Иаков (в еврейской традиции Исраэль) вместе со своими 12 сыновьями и их семьями обосновался в Египте, где их потомки позднее превратились в рабов и были вынуждены заниматься непосильным трудом. Затем, после 400 лет рабства Моисей проложил евреям путь к свободе. Как говорится в Библии, Бог избрал Моисея специально для того, чтобы он вывел свой народ из Египта и привел его в Землю Израиля, завещанную праотцами», — излагает историю египетского рабства израильтян и освобождения из него упоминавшийся выше очерк истории страны Министерства иностранных дел Израиля.

Хронология исхода евреев из Египта, согласно принятой в Израиле трактовке (публикация МИД Израиля), следующая: Примерно XIII век до н.э. — исход из Египта: Моисей выводит израильтян из Египта после 40 лет скитаний по пустыне. На горе Синай еврейскому народу дарованы Тора и Десять заповедей; XIII- XII века до н.э. — израильтяне обосновались на Земле Израиля;

Амаликитяне, как позднее стали называть часть местных амореев, начавших воевать с возвратившимся израильтянам, потерпели поражение от преемника Пророка Моисея в руководстве израильским народом Иехошуа (Иисусом Навином). Остатки амаликитян откочевали в Аравию. Считается, что они смешались там с измаилитянами. Напомним, что по арабской традиции сын Авраама от рабыни Агари Измаил (измаилитяне были его потомками) считается в арабской традиции родоначальником современных арабов .

Также врагами израильтян после возращения их из египетского рабства были иевуситы, или иначе — иевусеи. Иевусеи — народ семитского происхождения, который, как считается, по нравам был близок к амореям и хеттам. Иевусеи также потерпели поражение от израильтян и позднее ассимилированы. И именно у иевусеев израильский царь Давид позднее отвоевал Иерусалим.

А что же филистимляне?

Еще одной народностью, упоминающейся в приведенном отрывке палестинского автора являются филистимляне (philistines). Как считается, именно военная опасность от филистимлян была одной из причин, почему в древнем Израиле вместо демократического правления впервые была введена монархия. Первый израильский царь Саул начал бороться с игом филистимлян, а его преемник — царь Давид разбил их, а также покорил все другие народы на территории, где ныне разместились Израиль и Палестина.

Хронология этого периода, согласно принятой в Израиле трактовке (публикация МИД Израиля), следующая: «Первый царь Саул (примерно 1020 год до нашей эры) объединил колена, разбросанные по всей Земле Израиля, а затем передал всю полноту власти своему преемнику Давиду. Царь Давид (примерно 1004-965 годы до нашей эры) распространил свою власть на весь регион с помощью успешных военных походов, включая окончательное поражение филистимлян».

Но как филистимляне оказались в Израиле? Уже цитировавшийся очерк истории Израиля «По тропам еврейской истории» американской исследовательницы Рут Сэмюэлс рассказывает о первом появлении филистимлян в Израиле (подробнее см. врезку), и это происходит уже после возвращения израильтян из египетского рабства:

«Над Израилем нависла большая опасность. Появился самый серьезный его враг- филистимляне. Филистимляне пришли издалека. Они прибыли с острова Крит в Малую Азию на кораблях, преодолев Эгейское море, а оттуда двигались пешком и в повозках, запряженных волами.

Их путь был отмечен грабежами и кровопролитиями; они лелеяли планы обширных завоеваний, собираясь поживиться даже за счет могущественного Египта...

В двух кровавых битвах египетское войско под водительством Рамсеса III отбросило филистимлян от своих пограничных укреплений... Но филистимляне вторглись и в Ханаан, почти не встречая сопротивления со стороны местного населения, беспомощного перед лицом такого врага... Затем филистимляне попытались завоевать земли, принадлежавшие израильтянам. Им удалось изгнать колено Дан с его территории, и тогда люди этого колена переселились на крайний север страны... В иероглифических текстах филистимляне назывались «пелес эт». Отсюда пошло название «Палестина». Отметим, что на иврите «плиштим», буквально означает «вторгшиеся» .

Иначе говоря, филистимляне не являлись коренным семитским народом территорий, где размещаются современные Израиль и Палестина .

Как следствие, само существование филистимлян, как и факт пошедшего с древних времен наименования Палестина, не могут являться аргументом для оправдания притязаний современных палестинских арабов на Палестину, т.к. арабы-палестинцы не имеют никакой прямой родственной связи с филистимлянами . Ученые считают (об этом пишет и, например, такой нейтральный проверяемый источник как англоязычная Википедия), что филистимляне даже не были семитской народностью, а современные арабы (а значит и современные палестинцы, палестинские арабы), как, впрочем, и евреи, все-таки принадлежат к семитской группе народов.

При этом, если в целом у арабов имеются многовековые связи с землей Ханаана (современными Израилем и Палестиной), например через потомков Авраама (если говорить о библейской истории), или (говоря с позиций науки) через генетические связи семитских народов, то у палестинских арабов особых связей с Палестиной нет. По крайней мере, не больше, чем у любого другого араба. Как метко подмечает еврейская академическая энциклопедии, «палестинские арабы не имеют никаких культурных, языковых или культурных особых отличий от арабов соседних стран. До середины XX века палестинцы не считали себя отдельным народом, но лишь после занятия Израилем Иерусалима в политических целях провозгласили себя таковым» . Конец цитаты.

Необходимо также отметить, что арабы как политическая сила утвердились в Палестине только в период арабского Халифата . Тогда завоевательные походы арабов, начавшиеся из Аравии под флагом распространения ислама, охватили огромные территории, от Испании до Индии. Завоевание Палестины арабами состоялось после 636 года. Хотя, конечно, и до этого бедуинские арабские племена кочевали на этих территориях, управлявшихся разными завоевателями — от римлян до византийцев.

Суммируя, можно сказать, что палестинские арабы только очень опосредованно могут считаться исконными жителями Палестины, и то только потому, что относятся к общему арабскому этносу, имеющему, в свою очередь древние семитские корни. При этом их родственники-евреи имеют куда большие основания на эту территорию, т.к. в древности они смогли оставить более значимый след на земле Палестины и Израиля, хотя на долгий период и были вынуждены покидать эти земли.

Он 40 лет водил свой народ по пустыне, пока не сменилось три поколения, он ждал, пока умрут те, кто был рабом. Именно не знавшим рабства поколениям евреев предстояло в длительной борьбе отстоять свое право на владение благодатной землей...

Предыстория

Освободившись от египетского плена, евреи долго странствовали, прежде чем оказались в Палестине. Палестина - страна в долине реки Иордан, согласно библейскому преданию, обещанная евреям богом. Чтобы закрепиться на этой земле, евреям пришлось вести длительные войны.

События

XI в. до н.э. - возникновение царства Израиль. Евреи становятся оседлым народом.

Войны с филистимлянами. Ветхозаветные предания, относящиеся к этому периоду:

Самсон и Далила: в Ветхом завете описан богатырь Самсон, который сражался с филистимлянами и которого никто не мог победить, пока он не открыл секрет - сверхъестественная сила сосредоточена в нестриженых волосах филистимлянке Далиле, которую полюбил. Далила предала Самсона, выдав его секрет филистимлянам.

Давид и Голиаф: легенда о поединке юного пастуха Давида с великаном филистимлянином Голиафом, которого Давид убил камнем, пущенным из пращи.

X в. до н.э. - Давид завоевывает Иерусалим, который становится столицей древнееврейского царства.

Участники

Саул - первый царь древнееврейского царства. Правил в XI в. до н.э.

Давид - второй царь древнееврейского царства. Правил в конце XI - первой половине X в. до н.э. Давиду приписывается авторство ряда библейских текстов.

Соломон - третий царь древнееврейского царства (965 - 928 до н. э.). Построил Иерусалимский храм на горе Сион. Согласно легендам, Соломон обладал необыкновенной мудростью. Проект Энциклопедия о Соломоне.

Заключение

Период правления царя Соломона считается временем расцвета древнееврейского царства. После его смерти единое древнееврейское царство распадается на иудейское и израильское.

Древнееврейское царство

Более 3 тыс. лет назад евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за эти земли пришлось вести изнурительные войны с местным населением. В Библии сохранилось предание о том, как евреи захватили город Иерихон, разрушив его мощные стены при помощи звука труб.

В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Могучий герой Самсон, сила которого была заключена в волосах, полюбил красавицу Далилу (рис. 1). Правители филистимские подкупили Далилу. Когда Самсон заснул, коварная женщина приказала остричь ему волосы. Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Через некоторое время устроили филистимляне пир, привели туда слепого, измученного Самсона, чтобы поиздеваться над героем. Но не заметили, что волосы отросли, и силы вернулись к Самсону. Ухватился герой руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.

На рубеже XI-Х вв. до н. э. на севере Палестины евреи образовали государство Израиль (рис. 2). По преданию, основателем и первым царем был Саул.

Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из рядов их огромный Голиаф. В поединок с великаном отважился вступить лишь Давид, молодой пастушок. Метким броском из пращи поразил Давид огромного великана. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову (рис. 3).

После смерти Саула Давид стал царем (1005-965 гг. до н. э.). В годы его правления Иерусалим стал столицей государства.

После Давида на престол вступил его сын Соломон. Правление Соломона (965-928 гг. до н. э.) называют «золотым веком» Древнееврейского государства. Его считали мудрым правителем. Библейские легенды повествуют о справедливом суде Соломона. Однажды к нему обратились две женщины, у которых родились мальчики. Одна из них во сне нечаянно задавила ребенка и утром заменила его на живого ребенка соседки. Каждая из женщин утверждала, что живой ребенок — именно ее сын. Соломон приказал охраннику разрубить малыша и отдать по половине каждой. Одна из женщин согласилась на это, а другая сказала: «Лучше отдайте ребенка ей, только не убивайте!». Именно она и была матерью мальчика. С тех времен и пошло выражение «соломоново решение», что означает мудрое решение.

Соломон расширил территорию государства, захватив соседние земли. Вокруг Иерусалима, Мегиддо и других городов были сооружены мощные защитные стены. В столице построили величественный царский дворец и храм богу Яхве (рис. 4). Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса. Лучшие мастера изготавливали для храма украшения из серебра и золота. Посреди большого двора стоял жертвенник богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение, в нем хранились каменные скрижали с заповедями.

В правление Соломона Иерусалим стал политической и религиозной столицей евреев.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.