Основные подходы к образованию. Образование как глобальная проблема общества. Глобализация образования. Основные моменты, проблемы Глобализация образования особенности содержание принципы

Сущность и цели глобализации. В ХХ ст. человечество вступило под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др. Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Глобализация в ее современном проявлении предстает как многоуровневая и многосторонняя система различных интеграционных проявлений. Основные из них, на наш взгляд, это: глобальная коммуникация, глобальная экономика, глобальная политика, глобальная культура, глобальная наука, глобальный язык, глобальный образ жизни.

Глобальная коммуникация. Новые средства коммуникации во взаимодействии с усовершенствованными старыми (реактивная авиация, телевидение, радио, Интернет, мобильный телефон) соединяют людей на разных континентах. Географические препятствия и межгосударственные границы отступают. Пространство и время сжимаются, люди и народы сближаются.

Глобальная экономика. Возникает глобальная экономика. Все большее количество товаров производятся совокупными усилиями многих стран. Но в возникающей глобальной экономике доминируют 40 тысяч транснациональных корпораций (ТНК), которые в своем подавляющем большинстве принадлежат капиталу США, Западной Европы и Японии. Они нередко оттесняют на второй план или даже подчиняют себе экономики средних и небольших стран.

Глобальная политика. Возникает глобальная политика и ее самым влиятельным и мощным субъектом стало сообщество развитых западных государств, лидером которых являются США. Западные державы, опираясь на свою экономическую и военную мощь, либо непосредственно образуют свои наиболее влиятельные международные организации (НАТО, «семерка»), либо подминают их под себя (Всемирное соглашение по тарифам и торговле, Мировой Банк, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития).

Глобальная культура. Возникает глобальная культура, которая объединяет весь мир.

Глобальная наука. Формируется глобальная наука, чему способствуют международные академические обмены, развитие мировой академической инфраструктуры (интернациональные форумы, журналы, издательства). Социология в числе других наук, и как система теоретического знания, и как общественный институт, становится глобальной.

Глобальный язык. Возник глобальный язык - английский, на котором проходит общение между различными странами и народами. Он связывает людей разных национальностей и цветов кожи, но, вместе с тем, его усиленное распространение угрожает в ряде отраслей общественной жизни (политике, бизнесе, науке) позициям даже очень развитых языков - русскому, китайскому, немецкому, французскому, испанскому и другим языкам. Сфера действия последних сужается даже на их национальных территориях.

Глобальный образ жизни. Возникает устойчивая тенденция к глобальной унификации образа жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации.

Влияние глобализации на образование. Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами:

Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики;

Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интеграционных процессов в образовательных системах регионального и глобального уровня;

Стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых ведущими должны стать не власть сильного и богатого, а гуманизм, толерантность, уважение к представителям других культур, наций, рас, религий, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур;

Вестернизация (американизация) духовных ценностей, связанная с доминирующей позицией западной цивилизации в экономической, научно-технической и политической жизни человечества.

Процессы глобализации в образовании можно рассматривать в нескольких аспектах: институциональном, концептуальном, процессуальном.

К институциональный аспекту относится создание различных международных образовательных организаций. Например, ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческой деятельности ЮНЕСКО ориентирована на:

Создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

Обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

Привлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

Исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны;

Прогнозирование эффективных путей развития и интеграции;

Сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

ЮНЕСКО сегодня остается главным учреждением, которое в наибольшей влияет на образование. Свою деятельность в образовательной сфере она осуществляет через ряд институций, основными среди которых являются: Международное бюро образования, что с 1969 г. официально стало частью ЮНЕСКО. В 1951 г. в Гамбурге был основан Институт образования ЮНЕСКО. Он занимается проблемами образования взрослых, непрерывное образование, преодоление неграмотности среди взрослых.

Концептуальный аспект. Последствия глобализации в образовательной сфере, ее цель, принципы, методы легли в основу ряда концепций, широко обсуждались педагогами. В частности, известный бразильский компаративист Жасира да Силва Комара весь спектр образовательных глобализационных концепций предложил объединить в три группы в зависимости от типа взаимодействия различных культур в рамках учебной программы школы:

  • * Ассимиляционные, предусматривающие обеспечение приоритетного культурного и образовательного развития одной доминирующей нации и упадок других путем унификации;
  • * Мультикультурные, определяющие автономное развитие различных культурных групп, которые подчеркивают свою специфику, уникальность. Такой подход не создает предпосылок для взаимодействия, взаимообогащения этих культур.
  • * Интеркультурная, направленные на взаимном и взаимообогащение различных культур путем установления широкого спектра контактов.

Процессуальный аспект. Примерами глобальных образовательных преобразований, т.е. процессуальных аспектов, являются: введение во всём цивилизованном мире в ХVII в. классно-урочной системы, переход от монополии классической среднего образования к сосуществованию классической и реальной начале XX в., введение обязательного начального, а затем и базовой (неполной средней) образования, разработка и введение стандартов качества образования.

Болонский процесс как пример глобализации образования. Болонский процесс -- процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Основные цели Болонского процесса.

Целями процесса, достижение которых ожидалось к 2010 году, являются:

  • * построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • * формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • * обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • * повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные положения Болонской декларации.

Цель декларации -- установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  • 1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  • 2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  • 3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  • 4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  • 5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  • 6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  • 7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.


3. Образование в условиях глобализации.

Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума "для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем" .

Всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации образования осуществляет ЮНЕСКО. Синтезируя и анализируя мировой опыт теории и практики в сфере образования и подготовки кадров, ЮНЕСКО содействует обмену и распространению наиболее положительных результатов, позволяет государствам и органам управления образованием проанализировать согласованность своей политики с общими тенденциями развития образования. Сотрудничество стран в области образования является одной из существенных сторон деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.

Широкие возможности для международного сотрудничества и обмена опытом

просматриваются в сфере развития новых информационных технологий и коммуникаций. Одним из примеров такого сотрудничества в области внедрения новых информационных технологий в сфере образования явилось проведение конгресса "Образование и информатика: за укрепление международного сотрудничества" (Париж, 12-24 апреля 1989 года) .

В международном плане процесс конвергенции (сближения идей,

институциональных моделей и практики работы ВУЗов) вероятно, будет углубляться. Об этом свидетельствует получившая широкое распространение новая международная модель образования, в которой прослеживается склонность к внедрению одинаковых структур и практики в различных системах образования. В соответствии с этой новой моделью образование должно быть демократическим, релевантным, непрерывным, гибким и недифференцированным.

Анализируя тенденции современного образования, можно выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования. Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования.

Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др. Примером интеграционных процессов в сфере высшего образования стран европейского сообщества являются программы ЭРАЗМУС и КОМЕТТ, разработанные для объединения усилий высшей школы с целью подготовки специалистов для "европейской экономики".

Россия принимает активное участие в утвержденном ЮНЕСКО в 1989 году Плане действий по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности. В рамках Плана осуществляется обмен информацией, профессорско-преподавательским персоналом и студентами. Подготовлена межправительственная Рекомендация о взаимном признании документов об окончании средних учебных заведений, дипломов и ученых степеней. Участие в ЮНЕСКО нашей страны способствует реформированию российской системы образования, совершенствованию законодательства с учетом сложившихся мировых стандартов. Необходимо отметить, что интернационализацию не следует понимать как универсализацию образования, т.е. как создание идентичных национальных образовательных систем. Скорее, процесс интернационализации способствует развитию национальных систем образования, стимулируя их к достижению одинаково высоких стандартов образования. Что же касается путей и средств достижения этих стандартов, то каждая страна самостоятельно определяет и выбирает их в соответствии со своими потребностями, особенностями культуры и образовательными традициями.

Таким образом, процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а скорее взаимно дополняют друг друга, определяя развитие образования и внося вклад в достижение высоких стандартов. Выше уже говорилось о том, что любые глобальные проблемы современного состояния общества связаны с нравственно-духовным, мировоззренческим потенциалом человека и социума, и без коренных изменений в сфере образования решить эти проблемы не удастся. Такая возможность может иметь место лишь на пути интеграции различных систем образования, конечно, при сохранении основных национальных особенностей.


Заключение.

Таким образом, можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире:

Ø смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»,

Ø Превращение знаний в основной общественный капитал,

Ø Развитие концепции непрерывного образования,

Ø постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения,

Ø диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.

Ø активизации процесса использования Интернет -технологий и других новых технологий в современном школьном образовании,

Ø интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации

Ø развитие дистанционного обучения,


Ø Список литературы.

1. Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3,С10.

2. Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1991. N2. С.21-117.

3. Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51, 53.

4. Купцов О.В. Непрерывное образование его структура. // Высшее образование в Европе. Том XVI. N1, 1991. С.29-30.

5. Жуков А.Д., Канаев Н.М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО // Образование и наука на пороге III тысячелетия. Новосибирск, 1995. С. 8.

6. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы инновационной деятельности учителя российской школы. Материалы Всероссийской научной конференции. Комсомольск-на-Амуре, 1999

7. «Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения историко-методических вопросов». А.В.Лыфенко. Калуга) // НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА. (Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской научной конференции. Тула, 2000

8. Теория и практика психологического образования педагога». Е.И.Исаев // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, № XI–XII, 2000

9. А.М.Атаян «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ» Владикавказский институт управления.

10. http:// www.fio.ru

11. Владимирова Л.П. Интернет-технологии в современной школе. // Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net

12. Горбунова В.А., Ширшова Л.А. Компьютерные технологии - новый ресурс привлечения учащихся в школьные библиотеки. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net

13. Звягина Л.А. Взгляд из окна школьного кабинета N 17 на психологические, педагогические, организационные и другие проблемы телекоммуникационных проектов. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net

14. Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net


«Тенденции мирового образования»

(«Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения историко-методических вопросов». А.В.Лыфенко. Калуга) // НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА. (Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской научной конференции. Тула, 2000

«Теория и практика психологического образования педагога». Е.И.Исаев // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, № XI–XII, 2000

А.М.Атаян «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ» Владикавказский институт управления.

Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы

образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3,С10

Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51, 53.

Купцов О.В. Непрерывное образование его структура. // Высшее образование в

Европе. Том XVI. N1, 1991. С.29-30.

Жуков А.Д., Канаев Н.М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО //

Образование и наука на пороге III тысячелетия.. Новосибирск, 1995. С. 8.


Прежде чем обратиться к самим действующим в ней субъектам – учителю (преподавателю) и ученику (студенту), необходимо отметить основные характеристики образовательной системы. Образование как система включает в себя понятие педагогической системы (по Н.В. Кузьминой). Педагогическая система может рассматриваться как соотносимая с образовательным процессом подсистема в общей системе образования. Она...

Отношению к эмоциям, лишь увеличило страх перед ними. Вся система воспитания и образования продолжает строиться на развитии интеллекта с неизмеримо меньшим вниманием к развитию эмоциональной сферы. Культура эмоциональной жизни современного человека умение словами, красками, движением выразить себя - мало осознается как специальная задача в современном образовании. На западе, да и у нас все...

Интегральный пакет модельных законодательных решений, позволяющих государствам мира оперативно гармонизировать свою законодательную базу. Развитие инвестиционных институтов, на наш взгляд будет подвержено следующим изменения и определяться следующими основными тенденциями: Во-первых, глобализация самих институтов, их слияние и интернационализация, что мы сегодня и наблюдаем во всем мире, ...

И Марокко: там были проведены перевыборы руководства и изменены уставы этих организаций, что значительно облегчило их работу. Представитель газеты «Йемен Таймс» Уалид ас-Сакаф полагает, что «изменения в арабских средствах массовой информации должны привести к изменению менталитета режимов Ближнего Востока. Они должны убедить их в том, что свободные СМИ не являются угрозой и могут сотрудничать с...

Проблемное поле глобалистики формируется тремя взаимосвязанными категориями: глобальные проблемы, глобальные процессы и глобализация. Причем недостаточно говорить только о природных или социальных глобальных процессах и проблемах. Все они имеют комплексный социоприродный характер.

Глобальные процессы – одна из ключевых категорий не только глобалистики, но и всего современного научного дискурса, без упоминания о них сегодня не обходится практически ни одна из современных научных дисциплин. Глобальные процессы можно определить как последовательные изменения состояний природных и социальных систем, функционирование которых распространяется на планету в целом.

Г.п. можно условно разделить на 3 класса:

1. Глобальные природные процессы, изменяющие физическую структуру планеты (косное и живое существо): изменение атмосферных, минеральных, биологических, водных, климатических и др. физических хар-к планеты.

2. Глобальные социальные процессы, изменяющие структуру социальных отношений на планете: изменения в области экономических, политических, социокультурных, правовых, идеологических, духовно-нравственных и др. отношений между людьми.

3. Глобальные социоприродные процессы – взаимодействие природы и общества: экологические, природно-ресурсные и другие социоприродные взаимодействия, связывающие в единую глобальную систему процессы, относящиеся к 1 и 2 группам.

Г.п. объективны по своей природе. Они появились задолго до того момента, когда наука определяет их как категорию глобальных.

В совр. лит-ре существует широкий разброс мнений относительно начала этих процессов, однако вполне определенно можно говорить о настоящем времени как времени нашего осознания их в качестве глобальных. Долгое время эти процессы хоть и описывались наукой, но не мыслились как планетарные. В качестве глобальных эти процессы обнаружили себя в последней трети ХХ века благодаря субъективному фактору – через осознание научным сообществом и широкой общественностью всеобщей взаимозависимости протекающих на планете процессов и явлений через понимание глобального масштаба последствий многих событий.

Появление в научной литературе категории «глобальное» - та ступень, когда научная мысль осознала ряд социоприродных процессов как планетарные.

Практически параллельно с понятием глобальных процессов появляются локальные процессы, которые обозначают изменения местного масштаба. Локальность и глобальность – категории, выражающие масштаб, в котором рассматривается влияние того или иного события, явления или процесса на среду. Сегодня в научной литературе уже активно используется синтетическое понятие «глокализация», означающее свойство глобальных процессов проявляться в локальных и наоборот + взаимопроникновение и взаимоприспособление глобальных и локальных тенденций в развитии мировой экономики, политики и культуры. Впервые предложен Роландом Робертсоном.

В категориях системного анализа локальное можно условно считать замкнутым, а глобальное – открытым. Категория г.п. выросла из потребности рассмотреть сложнейшую динамику изменений в развитии социоприродной эволюции, которые предстали перед человечеством в середине ХХ века и стали самостоятельным предметом научного анализа. Категория г.п. возникла в рамках системного подхода к изучению этих тенденций, сложившегося в 1960-70х гг. в СССР и США.

На Западе получает широкое распространение метод имитационного моделирования г.п., разработанный в 1950-60х гг. Джеймсом Форрестером в книге «Мировая динамика». Пионерские идеи Форрестера заложили основы нового направления исследования – глобального моделирования. В 1970 г. Римский Клуб предложил Ф. разработать динамическую модель глобальной системы => Мир-1, Мир-2 + Мир-3, построенный Денисом и Донеллой Медоуз. Многие прогнозы, составленные в рамках глобального можелирования не оправдались, но метод живет.

Системный подход к изучению глобальной динамики получил распространение в работах Н.Н. Моисеева, Л.Н. Канторовича, Д.М. Гвишиани, И.Б. Новик, В.Н. Садовского и т.д.

Признанным лидером математического моделирования социоприродных изменений уже в самом начале формирования глобалистики стал Никита Николаевич Моисеев. Самая известная его работа – модель ядерной зимы, в которой были очерчены пределы распространения ядерных технологий.

Крайне перспективна методика матмоделирования, разрабатываемая Институтом математических исследований сложных систем им. И.Р. Пригожина под руководством В.А. Садовничего и А.А. Акаева.

Вопрос о методах исследования г.п. особенно актуален в свете необходимости исследования прикладных задач. В качестве глобальных сегодня исслед-ся процессы, влияние которых на стабильность мировой социоприродной системы является очевидным для человечества. Роль математических методов по мнению В.А. Садовничего, здесь особенно велика.

Возникновение любой новой науки связано со спецификацией предметной области и становлением собственного метода. В сфере глобалистики также обнаруживается эта тенденция. Возникновение глоб-ки совпало с революцией в сфере прикладной математики, когда появился инструмент для количественного изучения сложнейших процессов и их динамики. Однако количественные исследования – не самоцель, особенно в изучении биологических и социальных явлений. Здесь матметоды играют подчиненную роль. Область пригодности математики здесь весьма ограничена, т.к. соответствие формул реальности является грубо приближенным. Мат.метод уступает место непосредственному анализу явлений во всей их сложности.

В области организации исследований глобальных процессов можно выделить 2 группы задач:

1. Описание глобальных процессов путем выявления тенденций в статистике показателей социального развития, а также показателей физического состояния планеты.

2. Описание самих глобальных систем, т.е. формирующихся или уже сформировавшихся социальных или социоприродных структур планетарного масштаба.

Осн.цель организации исследования г.п. – определение важнейших направлений развития человеческого общества и природ + разработка стратегий его оптимизации.

СИСТЕМЫ: В последнее время все большее значение приобретает концепция естественно-научного анализа, основанная на синтетическом принципе осмысления глобальных процессов и глобальных проблем. Признание взаимосвязи между ними дает возможность применения к ним законов и принципов самоорганизации. Эта позиция позволяет считать, что прогнозирование дальнейшего развития глобальных процессов, управление ими и их оптимизация лежат в области синергетики – нового актуального научного направления исследования г.п. и глобальных проблем, изучающего связи между элементами структуры (подсистмемами), которые образуются в открытых системах, благодаря интенсивному обмену веществом, энергией, информацией с окружающей средой в неравновесных условиях. Данное направление развивается в работах Хакена, Пригожина, Курлюмова, Арнольда, Моисеева, Капицы, Трубекова.

Синергетика занимается изучением систем. Системы могут быть замкнутыми (ничем ни с кем не обмениваются), закрытыми (обмениваются с соседними энергией, но не веществом), открытыми (обмениваются с соседними и вещ-вом, и энергией). Г.п. – открытая система.

Существование систем немыслимо без связей. Связи м.б. прямыми (один эл-т действует на др. без обратной реакции) и обратными (есть обратная реакция). Обратная положит.связь ведет к усилению процесса в одном направлении. Обратная отрицательная в ответ на усиление действия одного эл-та, усиливается противодействие другого. Такая связь (вызов-ответ) сохраняет систему в состоянии динамического равновесия.

Важное свойство систем – эмерджентность (св-ва системы как целого не являются суммой св-в слагающих ее эл-в). Это особенно ярко видно в глоб.мировой системе. В основе синергетического подхода лежат 3 хар-ки систем: Неравновесность – состояние открытой системы, при к-рой происходит изменение ее макроскопических пар-в (состава, стр-ры, поведения). Открытость – способ-ть системы постоянно обмениваться веществом с окр.средой и обладать как источниками (зонами подпитки энергией из окр.среды), так и зонами рассеяния, «стока». Нелинейность – св-во системы пребывать в различных стационарных состояниях, соответствующих различным допустимым законам поведения этой системы. Данные пар-ры вполне применимы к исследованию глобальной системы, глоб. проблем и процессов.

Ключевыми в жизни сложных систем являются процессы самоорганизации. Предполагается, что и глобальная система также подвержена самоорганизации. Самоорганизация – процесс эволюции системы от беспорядка к порядку, происходящих в системах, состояние которых в текущий момент существенно отлично от состояния равновесия. Нарушение равновесия вызывается внешним воздействием. Современная глобальная система переживает кризис однополярного мира и динамические социальные, экономические и политические изменения, приводящие к возникновению новых структур и выводящие систему из состояния равновесия.

Самоорганизация возможна лишь в системах с большим кол-вом элементов. Самоорганизация всегда связана с самопроизвольным нарушением симметрии. Вообще процесс самоорганизации в глоб.системе похож на фазовые переходы без образования микроскопических структур и при сохранении однородности системы. При этом, при фазовых переходах в глобальной системе возникают новые микроструктуры, проявляющие себя в экономической, политической, социальной и духовной сферах.

69. Глобализация образования и глобальное образование

1.Глобализация образования - всеобщее измене­ние порядка распределения знаний через образова­тельные институты, при котором постепенно склады­вается обучающееся общество. В процессе глобали­зации образования учебная деятельность всех без ис­ключения социальных и возрастных групп населения становится основным средством развития и воспроиз­водства. Глобализация образования обусловлена прежде всего экономической интеграцией различных государств, деятельностью транснациональных корпораций, перераспределением финансовых пото­ков и более свободной миграцией рабочей силы. Мазур, Чумаков.

Глобализация образования - процесс создания всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными системами. Термин "глобализация образования" не соотносим с термином "глобальное образование", не означает его результат.

2. Характерные черты глобализации образования: Основная задача - подготовка поколения специалистов к управлению не просто изменившимся миром, а изменениями, происходящими в этом мире, или изменениями в будущем. Глобализация образования непосредственно связана с обострением противоречий между развитыми индуст­риальными государствами и странами «третьего ми­ра» (так называемая проблема «Север-Юг»). Решения: а) обеспечение преемственности образования национальной школы и мультикультурного университетско­го образования; б) рассмотрение «утечки мозгов» как формы инвестирования в человеческий капитал; в) поиск сбалансированного соотно­шения учебных программ, обеспе­чивающих всестороннее развитие человека как личности.

Направления глобализации образования:

1.маркетизация образования - обусловлено инвестициями крупного бизнеса и международных финансовых институтов в стандартизацию и распространение обучающих моду­лей для работников в соответствии с технологически­ми требованиями.

2. программы устранения базовой неграмотности. В 1990 г. на Всемирной конференции «Образование для всех» (Йомтьен, Таиланд) правительства почти всех стран мира подтвердили свою готовность выступить в качестве доноров обучения. Устранение неграмотности признается ЮНЕСКО основным гуманитарным (гуманным) средством борьбы с хронической бедностью, экономическим неравенством, предотвращением гражданских войн и остановки ВИЧ/СПИД-эпидемии.

Глобализация экономики объективно обусловливает необходимость переоценки сложившейся системы образования. Предполагается, что Информационный Век сделает необходимостью пожизненное обучение.

Препятствие для глобализации образования: разный уровень экономического развития стран и разные возможности для образования в оснащении всеми этими электронными средствами получения и распространения информации.

Тенденции в международном высшем образовании: 1. тенденция к трансформации, то есть к постоянному изменению и обновлению самих систем образования. 2.тенденция к глобализации проявляется в том, что происходит свободный обмен профессорами, аспирантами и студентами. (Использование зарубежного опыта) Глобализация - главный вызов образованию в мировом масштабе. Сегодня в большинстве стран утверждается понимание того, что именно система национального образования - стратегический фактор, определяющий будущее страны и нации. Будущее общество уже нередко называют <цивилизацией знания>.

Цели образования: обслуживать национальную экономику путем подготовки рабочей силы, соответствующего уровня, а также элиты для квалифицированного управления, добавляются еще цели, которые должны содействовать изменению существующего общества.

3.Глобальное образование: его главной задачей является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира.

Целью глобального образования является:

1) преодоление разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных регионах;

2) преодоление разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой;

3) интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания человека и сотрудничества различных сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации как совокупности частных культур. Социальное равенство и эконмоическая справедливость.

Истоки и место глобальной педагогики определяют, три явления:

1.ускорение всех социокультурных перемен в современном мире. С этим связано растущее несоответствие между развитием образования и общим уровнем культурного и технического окружения.

2.современные глобальные проблемы человечества . Формирование взгляда на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех.

3.общие для большинства стран мира тенденции и проблемы , рождающиеся в самом образовании, носящие масштабный и всеобъемлющий характер.

Современные образовательные технологии - индивидуальные программы, возможность дистанционного обучения с использованием современных систем телекоммуникаций, обучение самостоятельному добыванию знаний. Пример: создание университета на стыке двух культур в 1997 году Американский университет Шарья созданный в Арабских Эмиратах.

4.Международное сотрудничество в области образования - реализация прямых связей и совместной деятельности с иностранными и международными учреждениями и организациями в области образования в соответствии с интересами страны.

1. Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации (совместная декларация Франции, Германии, Италии и Великобритании открыта для присоединения других стран). Цель: политическое подтверждение необходимости глобализации высшего образования и скорейшей "гармонизации" европейского высшего образования.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Середина 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию . 11-12 марта 2010 г. на конференции министров-образования государств-участников Болонского процесса было заявлено об официальном начале функционирования Европейского пространства высшегообразования.

2.В составе ЮНЕСКО: МБП (Международное бюро просвещения), МИПО (Международный институт планирования образования), СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию), КРЕСАЛК (Региональный центр высшего образования в Латинской Америке).

3. В рамках Совета Европы (Совет по культурному сотрудничеству Council for cultural cooperation - CCC) и в составе Совета: Центр документации по образованию в Европе (Documetation centre for education in Europe).

4. Лиссабонская декларация (конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО 1992 г.). переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников

Россия и глобализация образования: Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года.

· С одной стороны интеграция в общеевпропейское и глобальное образовательное пространство

· Разрушение национальной системы образования

· Процесс глобализации необратим и России неизбежно должна интегрироваться в мировую систему образования

· Цель - развитие образования как открытой общественно-государственной системы.

Российская система образования, в особенности, высшего вполне конкурентоспособна на мировом рынке образовательных услуг - по рейтингу американской ассоциации по аккредитации вузов, в числе лучших 74 неамериканских университетов - 13 российских. Но для вхождения России в глобальный рынок образования эта система требует качественных изменений.

Для России глобальное образование означает не только сохранение уже сложившегося высокого уров­ня и традиций отечественной научной и педагогичес­кой школы. Предстоит также сделать конкретные ша­ги к становлению системы непрерывного образова­ния, позволяющей любому человеку независимо от социального положения и возраста учиться и/или дей­ствовать на основе необходимых знаний, информации и практических навыков.

Урсул А. Д., Урсул Т. А. Глобальные процессы и образование // Ученый Совет . — 2016. — № 3. — С. 36-45. В статье обсуждаются глобальные процессы, приводящие к фундаментальным трансформациям в сфере образования. Особое внимание уделяется глобальной революции в науке, которая начинается с ее кардинальной глобализации и ориентации на возможности перехода к устойчивому развитию и последующему ноосферогенезу. Обсуждается процесс глобализации образования и становление нового типа образования – глобального образования, которое, по мнению авторов, начало свой путь с лекций В.И. Вернадского в Московском университете ещё в начале прошлого века. Предполагаются кардинальные революционные изменения мирового образования, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и формированию глобального образования ноосферной ориентации. Авторами используются системный, футуролого-прогностический, ноосферный и другие методологические подходы исследования будущего, а также компаративистский, эволюционно-исторический и междисциплинарно-общенаучный подходы и методы концептуального моделирования. Отмечается, что на макроуровне проявляется приоритетная зависимость образования от целостного социума, а на микроуровне – приоритетно-содержательная зависимость от науки. Такая двусторонняя зависимость образования от свойств и характеристик общества в целом, с одной стороны, и его наиболее важной части – науки, с другой стороны (которая также зависит от целого), свидетельствует о двойной детерминации эволюционных процессов в образовании. Отмечается, что образование должно будет не только модернизироваться, но и футуризироваться, в определенных аспектах становиться опережающим образованием, эффективно прокладывающим путь в желаемое глобально-устойчивое будущее. Предполагается, что становление и эволюция моделей и типов глобального образования окажется в ведении нового типа глобальных исследований – образовательной глобалистики как междисциплинарной области, связывающей глобалистику и науки об образовании. Среди общих и наиболее важных глобальных процессов в образовании, которые будет изучать образовательная глобалистика, такие процессы как глобализация образования и становление глобального образования и закономерности их эволюции. Ключевые слова: глобалистика, глобальные процессы, глобальное образование, образовательная глобалистика, опережающее образование, образование для устойчивого развития, устойчивое развитие, футуризация, цели устойчивого развития, экологическое образование.

Человечество вступило 21-е столетие под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на весьма широком круге явлений и процессов в области социологии, политики, экономики, образования и др. Данное понятие приобрело междисциплинарное содержание и весьма противоречивые трактовки. В настоящее время существуют различные, и даже противоположные точки зрения на сущность, последствия и причины данного процесса.

Тема глобализации была впервые поднята в 1981 году американским социологом Дж. Маклин. Ученый М. Уотерс глобализацию определил как социальный прогресс, в котором культурные и географические ограничения ослабевают и в котором люди чувствуют это ослабление. Лидэ Е.Н. Интернационализация бизнес-образования в условиях глобализации: проблемы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. -- 2012. -- № 1 (12). -- С. 4.

Знания и исследования стали иметь существенное значение для национальных экономик в условиях глобализации.

Экономика знаний превращает объективно образование в решающий фактор развития. Правительства множества государств считают применение потенциала технологий и науки необходимым условием для укрепления национальной конкурентоспособности. Под воздействием процесса глобализации на производстве усиливается интенсивность приобретения и использования знаний, которые становятся решающим фактором в конкуренции между национальными экономиками и выступают важнейшим источником роста экономики в развитых государствах.

В настоящее время отчетливого и единого признанного определения понятия «глобализации образования» не существует, так как таковое возникло сравнительно недавно. Но в этом случае речь идет о процессе формирования всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между образовательными системами, входящими в нее. Образовательная сфера является активным участником процесса стандартизации, всеобщей интеграции и сближения между различными государствами мира. При мобильности и многоязычности населения мира в условиях информатизации осуществляется естественный процесс сближения национальных образовательных систем.

Глобализация образования предполагает необходимость и возможность обучения в различных государствах, расширяя потенциальный выбор набора дисциплин и профессоров, обеспечивающих их. Сопоставимая система кредитов и зачетов формирует основу для накопления освоенных курсов и взаимного признания результатов их изучения разнообразными учебными заведениями. Взаимные стажировки профессорско-преподавательского состава обусловливают обмен методическим и научным опытом. Все это содействует конкурентному отбору дисциплин, а впоследствии в длительной перспективе - и учебных заведений, их специализации на наиболее сильных областях преподавания и исследования, что сформирует условия для повышения качества научных исследований и обучения. Конюховский А. Образование в контексте объединяющей национальной идеи // Ректор ВУЗа. - 2011. - № 7. - С. 24-33.

Образование в эпоху глобализации является сферой, в которой формирующийся специалист приобщается к общемировым ценностям, расширяет свои знания и кругозор относительно не только профессиональных компетенций, но и условий труда, которые могут ему быть обеспечены в разных государствах мира. Путем развития профессионального самосознания осуществляется ориентация специалиста на индивидуальные ценности и поиск лучших условий для собственной творческой деятельности без учета интересов своего государства и государственных границ.

Ключевыми аспектами глобализации является:

  • - возрастающее значение экономики, знаний, общества;
  • - нововведения в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • - разработка новых торговых соглашений, охватывающих, в частности, торговлю образовательными услугами;
  • - возрастающая роль рыночной экономики и рынка. Осмоловская И.М. Обучение в информационно-образовательной среде // Директор школы. -- 2010. -- №5(148). -- С. 64-68.

Указанные аспекты играют, в свою очередь, роль катализаторов новых явлений в среде высшего образования, в числе которых:

ѕ возникновение таких новых провайдеров образования, как медиакорпорации, корпоративные университеты и мультинациональные компании;

ѕ новые формы обеспечения образования, включая прямое, виртуальное и дистанционное образование, в том числе предоставляемое и частными компаниями;

ѕ большая диверсификация свидетельств об образовании и квалификаций;

ѕ большая мобильность учащихся, программ, проектов и провайдеров, которые выходят за рамки национальных границ;

ѕ акцент на обучение в течение всей жизни, что приводит, в свою очередь, к росту спроса на послесреднее образование;

ѕ рост объема частных инвестиций в сферу услуг, предоставляемых в сфере высшего образования.

Все перечисленные явления за собой влекут значительные последствия для сферы образования, в плане ее качества, доступа к образованию, разнообразия и его финансирования.

Важнейшими проявлениями глобализации образовательной сферы являются:

ѕ появление глобального рынка образования;

ѕ информатизация образования;

ѕ интеграция;

ѕ конвергенция, предполагающая взаимопроникновение и слияние общественных и образовательных систем;

ѕ стандартизация как образовательных систем, так и культурных ценностей. Лидэ Е.Н. Интернационализация бизнес-образования в условиях глобализации: проблемы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. -- 2012. -- № 1 (12). -- С. 6.

Указанные тенденции являются предпосылками создания Болонского процесса, предполагающего гармонизацию исторически сформировавшихся неоднородных систем посредством создания единых европейских стандартов для облегчения мобильности, взаимодействия в образовательной сфере.

Россия в Болонский процесс вступила для увеличения привлекательности за рубежом российского образования, привлечения иностранных граждан для обучения в российских вузах, укрепления позиций государства на мировом рынке образовательных услуг. С данной точки зрения Болонский процесс рассматривать следует как процесс глобализации образования. Более подробно данный вопрос будет раскрыт во второй главе.

Множество исследователей в сфере образования не считают понятия идентичными «интернационализация» и «глобализация». Интернационализация предполагает развитие и сохранение национальной системы образования. С процессом интернационализации связан порядок мироустройства, при котором в управлении образованием доминирующая роль принадлежит государствам с отчетливыми политическими границами, через которые может производиться традиционная деятельность по интернационализации образования (обмен персоналом, перемещение студентов, совместная исследовательская работа, сотрудничество университетов).

Глобализация подразумевает, по существу, демонтаж национальной образовательной системы, предполагает фундаментальное изменение мирового порядка, при котором национальные границы свое значение утрачивают.

Интернационализация определяется как программа реформ на институциональном уровне, начинающая работать, когда образовательная организация сталкивается с необходимостью коренных реформ собственной научной и учебной деятельности в результате изменившихся внешних условий развития образовательной системы. Сущность интернационализации образования состоит в ее всеобъемлющем характере, сочетающем многоуровневые, междисциплинарные и кросс-культурные ценности, а также в том, что интернационализация охватывает всю структуру высшего образования, как весь процесс обучения, так и управление им.

На наднациональном уровне процесс интернационализации проявляется в разработке общих принципов и стратегий развития системы образования, в близкой или единой ориентации образовательной политики.

Уровень развития образования применяется в качестве одного из факторных показателей в рейтинговых оценках уровня конкурентоспособности разных экономических систем. Образование служит фактором устойчивого развития национальной экономики и роста ее конкурентоспособности, является основой индустриализации, инноваций, модернизации.

От уровня развития образовательной зависит качество трудовых ресурсов, а соответственно, промышленности, производства и в целом состояния экономического развития государства.

Глобализация образования выносит на международный уровень процессы конкуренции в этой сфере, иными словами в конкурентной борьбе за лучших преподавателей, студентов, аспирантов принимают участие образовательные учреждения из различных государств. Усиливается роль образовательных учреждений в борьбе за лидерство в мировой системе образования, обеспечении на рынке образования стратегических конкурентных преимуществ.

Одним из существенных позитивных моментов для российского образования принято считать увеличение возможностей для открытия представительств и филиалов за рубежом. Таким образом ускорение получает процесс интеграции отечественных вузов в мировое образовательное пространство, возрастает мобильность студентов и преподавателей. Помимо этого, к позитивным последствиям глобализации образования отнести можно приток материальных и финансовых ресурсов в сферу образования, повышение уровня оплаты труда для преподавателей, которых привлекают в филиалы зарубежных вузов. Важно учитывать и обмен современными программами обучения, системами обеспечения качества, улучшение освоения иностранных языков. Но, невзирая на положительные моменты глобализации, ее воздействие на российское образование резко усиливается, что может также создать большое количество проблем.

Негативное воздействие глобализации проявляется в кардинальных изменениях качества и направленности воспитательного процесса. Сформировавшийся рыночный менталитет пронизывает всю систему образования и вызывает перестройку мотиваций и ценностных ориентаций деятельности студентов и преподавателей. Помимо этого, вхождение России на свободный рынок образования порождает открытие филиалов иностранных вузов. Пушкарева Е. А. О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса // Философия образования. - 2010. - № 4 (33).- С. 45-51.