Поразительная закалка александро-невского братства. О чем православному молиться перед иконой святой киры Где лучше купить икону святой Киры

О святой мученице Екатерине Петроградской, вместе с которой пострадала святая мученица княжна Кира Оболенская (1889-1937). День ее памяти: 4 (17) декабря; Собор Санкт-Петербургских святых - третья Неделя по Пятидесятнице. Связанные с ее памятью храмы: Смольный собор, Феодоровский собор.

Мученица Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. Семья Киры жила в то время в Седлецкой губернии в Польше, где служил ее отец. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни.


В 1906 году семья Оболенских переехала в Петербург, здесь они жили в доме номер 28 по Можайской улице. Благодаря этому Кира Ивановна получила возможность широкой преподавательской деятельности. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым.

В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата - Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.


Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. В свое время одной из них была княжна Кира Оболенская...


Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, - он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.

После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.

В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.

В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян. Кира Ивановна Оболенская оказалась одной из очень немногих, кто не дал никаких показаний, никак и ни в чем не оговорил ни других, ни себя. Ей было уже за 40, но она была все та же хрупкая княжна-учительница.

Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две женщины - новомученицы Кира и Екатерина - своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя.

Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила их к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.

Человек, зашедший в храм и решивший купить икону святой Киры, может столкнуться с затруднением, увидев две разновидности икон святой Киры. Чем же они отличаются? Православная церковь чтит двух Кир – Берийскую и Оболенскую. Этих двух женщин разделяло 15 столетий, но объединяла любовь к Богу и стремление к вечной жизни. Преподобная святая Кира Берийская жила в 4 веке н. э. Она родилась в богатой семье, но, достигнув совершеннолетия, вместе со своей сестрой Мариной оставила родительский дом, ушла из города, и всю оставшуюся жизнь жила в уединении. Святые девы жили под открытым небом, принимали пищу раз в 40 дней и носили тяжелые вериги, которые не давали им разогнуться. Позднее к ним присоединились их бывшие служанки, которые желали разделить подвиг святых сестер. Так они жили 40 лет до самой своей смерти. Святая мученица Кира Оболенская родилась в 1889 и относилась к древнему княжескому роду. Она получила хорошее образование и всю жизнь посвятила работе учительницей. Обучала она бедных детей, родители которых не могли заплатить за ее работу. С приходом к власти большевиков, святая Кира прошла через лагеря и ссылку. В 1937 году ее расстреляли по приговору тройки НКВД. На русских православных иконах святая Кира Оболенская изображается с крестом в руке.

Какую икону святой Киры выбрать

Если Вы хотите купить именную икону святой Киры и не знаете, на какой остановиться, то я рекомендую прислушаться к учению православной церкви. Она говорит нам, что при наличии двух святых Кир Вашей святой покровительницей будет та, день памяти которой отмечается раньше после Вашего дня рождения.

Если этот способ Вам не подходит или Вы выбираете икону святой Киры по другим причинам, то здесь лучше прислушаться к своему сердцу. Выбирайте то изображение, которое Вам нравится больше и перед которым Вам легче будет молиться. В чем же помогает икона святой Киры? В первую очередь – в мужественном преодолении возникающих на жизненном пути трудностей. Помогает она также оградить себя от бед и болезней. Искренняя, исходящая от сердца молитва перед иконой святой Киры поможет укрепить веру, избавить от душевных терзаний. День памяти Киры Берийской – 13 марта, мученицы Киры Оболенской – 17 декабря.

Где лучше купить икону святой Киры

Определившись с выбором святой, Вы наверняка зададите себе вопрос – где лучше покупать икону? Я рекомендую покупать икону святой Киры либо в храме, либо в специализированном интернет-магазине. Здесь Вам предложат разные по стоимости и по исполнению православной иконы – от самых простых до дорогих, украшенных янтарем, серебром, золочением, богатыми орнаментами. Не стоит приобретать иконы св Киры в переходах, с рук, в сомнительных лавочках, ведь изображение на них может быть не каноничным, наличии с ошибками. Заказать эксклюзивный экземпляр можно, обратившись в иконописную мастерскую. Большой популярностью сейчас пользуются вышитые бисером иконы. Вышить икону свт Киры бисером или крестом Вы можете своими руками или купить уже готовую.

Ки-ра Ива-нов-на Обо-лен-ская ро-ди-лась в 1889 го-ду в се-мье кня-зя Ива-на Дмит-ри-е-ви-ча Обо-лен-ско-го. Древ-ний род Обо-лен-ских вос-хо-дит еще к кня-зю Рю-ри-ку. В 10-лет-нем воз-расте Ки-ра бы-ла от-да-на в Смоль-ный ин-сти-тут бла-го-род-ных де-виц в Санкт-Пе-тер-бур-ге, ко-то-рый окон-чи-ла в 1904 го-ду с се-реб-ря-ной ме-да-лью. По-сле окон-ча-ния ин-сти-ту-та Ки-ра Ива-нов-на ста-ла да-вать част-ные уро-ки в ка-че-стве до-маш-ней учи-тель-ни-цы. Впо-след-ствии учи-тель-ство ста-ло глав-ным за-ня-ти-ем ее жиз-ни. К этой ра-бо-те ее по-бу-ди-ло глу-бо-кое ре-ли-ги-оз-ной чув-ство и ис-крен-нее же-ла-ние слу-жить ближ-не-му. Она ни-ко-гда и ни-где не под-чер-ки-ва-ла сво-е-го кня-же-ско-го про-ис-хож-де-ния и не тре-бо-ва-ла к се-бе осо-бо-го от-но-ше-ния, оста-ва-ясь вез-де че-ло-ве-ком про-стым и доб-рым. В 1910 го-ду Ки-ра Ива-нов-на ста-ла учи-тель-ни-цей в бес-плат-ной шко-ле для бед-ных, а так-же пре-по-да-ва-ла в ря-де дру-гих школ го-ро-да. В этих тру-дах за-ста-ла Ки-ру Ива-нов-ну Пер-вая Ми-ро-вая вой-на. На ее фрон-тах по-гиб-ли два ее бра-та - Ва-дим и Бо-рис Обо-лен-ские. По-те-ря го-ря-чо лю-би-мых бра-тьев не толь-ко ото-зва-лась глу-бо-ким стра-да-ни-ем в ду-ше Ки-ры, но и за-ста-ви-ла по-но-во-му осмыс-лить свою жизнь.
Ре-во-лю-ция внес-ла в жизнь Обо-лен-ских но-вые лич-ные бе-ды. В 1918 го-ду род-ной брат Ки-ры Ива-нов-ны Юрий всту-пил в Доб-ро-воль-че-скую ар-мию и в 1920 го-ду по-гиб в бою. В том же го-ду дру-гой брат Па-вел был аре-сто-ван. Пря-мо из-под рас-стре-ла, ра-нен-но-му, ему чу-дом уда-лось бе-жать из ЧК и эми-гри-ро-вать за гра-ни-цу, - он спас свою жизнь, но был на-ве-ки раз-лу-чен с се-мьей. В 1920 го-ду умер отец. За-бо-ты о се-мье (пре-ста-ре-лой ма-те-ри и боль-ной сест-ре) лег-ли на пле-чи Ки-ры Ива-нов-ны, ко-то-рая ра-бо-та-ла школь-ным биб-лио-те-ка-рем.
В 1930 го-ду Ки-ру Ива-нов-ну аре-сто-ва-ли, в об-ви-не-нии бы-ло на-пи-са-но: «по-тен-ци-аль-но яв-ля-ет-ся идео-ло-ги-че-ской ба-зой для недо-кор-че-ва-ния по-ка на-шей внеш-ней и внут-рен-ней контр-ре-во-лю-ции». В след-ствен-ном де-ле она на-зы-ва-ет-ся «быв-шая княж-на», ей бы-ли при-пи-са-ны сле-ду-ю-щие на-ме-ре-ния: «про-ни-кать на ра-бо-ту в на-ши куль-тур-ные и учеб-ные за-ве-де-ния, и там взра-щи-вать в ми-ро-по-ни-ма-нии под-рас-та-ю-ще-го по-ко-ле-ния вред-ную иде-а-ли-сти-че-скую фило-со-фию». Дру-гих об-ви-не-ний предъ-яв-ле-но не бы-ло. На до-про-се Ки-ра Ива-нов-на за-яви-ла: «Я не от-но-шу се-бя к раз-ря-ду лю-дей, раз-де-ля-ю-щих плат-фор-му со-вет-ской вла-сти. Мои рас-хож-де-ния с кон-сти-ту-ци-ей на-чи-на-ют-ся с во-про-са об от-де-ле-нии Церк-ви от го-су-дар-ства. От еди-но-мыс-лия с на-прав-ле-ни-ем со-вет-ской го-судар-ствен-но-сти от-ка-зы-ва-юсь. Ни-ка-ких контр-ре-во-лю-ци-он-ных груп-пи-ро-вок, ор-га-ни-за-ций или от-дель-ных лиц, ак-тив-но враж-деб-но на-стро-ен-ных к со-вет-ской вла-сти, я не знаю, но од-новре-мен-но за-яв-ляю, что на-зы-вать ка-кие бы то ни бы-ло фа-ми-лии счи-таю недо-стой-ной се-бя, ибо знаю, что это в усло-ви-ях со-вет-ской дей-стви-тель-но-сти на-влек-ло бы на них непри-ят-но-сти». Трой-ка при ОГПУ по Ле-нин-град-ско-му во-ен-но-му окру-гу при-го-во-ри-ла княж-ну Ки-ру Обо-лен-скую к 5 го-дам ла-ге-рей.
По-сле вы-не-се-ния при-го-во-ра Ки-ра Ива-нов-на бы-ла вы-сла-на эта-пом из Ле-нин-град-ской тюрь-мы в Бел-балт-лаг в го-ро-де Кемь в Ар-хан-гель-ской об-ла-сти, а за-тем пе-ре-ве-де-на в Сви-рь-лаг в го-ро-де Ло-дей-ное По-ле в Ле-нин-град-ской об-ла-сти. В ла-ге-ре она ра-бо-та-ла пе-да-го-гом и мед-сест-рой, ра-бо-та-ла мно-го и усерд-но, за что бы-ла осво-бож-де-на до-сроч-но. Въезд в го-род ей был за-пре-щен, и она по-се-ли-лась за 101-м ки-ло-мет-ром от Ле-нин-гра-да.
В 1936 го-ду Ки-ра Ива-нов-на пе-ре-еха-ла в го-род Бо-ро-ви-чи, где ста-ла пре-по-да-вать ино-стран-ные язы-ки в непол-ной сред-ней шко-ле. Бо-ро-ви-чи в то вре-мя бы-ли ме-стом ссыл-ки ду-хо-вен-ства и ми-рян из Ле-нин-гра-да и окрест-но-стей. Ки-ра Ива-нов-на об-ща-лась со все-ми ве-ру-ю-щи-ми людь-ми, го-ни-мы-ми со-вет-ской вла-стью. Здесь встре-ти-лись две Пет-ро-град-ские му-че-ни-цы, сест-ры Алек-сан-дро-Нев-ско-го брат-ства, при-хо-жан-ки Фе-о-до-ров-ско-го со-бо-ра: княж-на Ки-ра Обо-лен-ская и Ека-те-ри-на Ар-ская. Они бы-ли по-ис-ти-не ду-хов-но близ-ки друг дру-гу, и об-сто-я-тель-ства их му-че-ни-че-ско-го по-дви-га неве-ро-ят-но, уди-ви-тель-но схо-жи.
В 1937 го-ду в Бо-ро-ви-чах бы-ли про-из-ве-де-ны мас-со-вые аре-сты ссыль-но-го ду-хо-вен-ства и ми-рян, бы-ли аре-сто-ва-ны и Ки-ра и Ека-те-ри-на. Из-му-чен-ные го-лод-ной жиз-нью 20-х го-дов, за-клю-че-ни-ем в ла-ге-ре, ссыль-ной жиз-нью, но-вым аре-стом и до-про-са-ми, две эти жен-щи-ны сво-ей пра-вед-ной жиз-нью за-слу-жи-ли от Гос-по-да си-лы пре-тер-петь до кон-ца. Они не да-ли под пыт-ка-ми ни-ка-ких по-ка-за-ний, не на-зва-ли ни од-но-го че-ло-ве-ка, и да-же не при-зна-ли ни од-но-го об-ви-не-ния про-тив се-бя. Осо-бая трой-ка при НКВД по Ле-нин-град-ской об-ла-сти при-го-во-ри-ла Ки-ру Обо-лен-скую и Ека-те-ри-ну Ар-скую к рас-стре-лу. При-го-вор был при-ве-ден в ис-пол-не-ние в Бо-ро-ви-чах 17 де-каб-ря 1937 го-да.

Богослужения

Служба святой Кире, мученице Петербургской

Стихиры, глас 1-й.

Ангелы житием своим удивила еси,/ в немже девство и непорочность от юности сохранивши,/ чиста пред Богом обрелася еси,/ и кончины мученическия от Всевышнего удостоилася еси,/ поминай нас, святая мученица Киро,/ ныне совершающих честную память твою.

Рода древняго и именитаго/ пречестная отрасль явилася еси,/ обаче гордость земную отринувши,/ людем простым и незнатным послужила еси,/ во смирении подвиг свой совершающи,/ путем тесным в земнем житии терпеливо шествовала еси,/ и достигла еси врат Царства Небеснаго.

Мужество твое во исповедании имени Христова,/ прославляет ныне Церковь Господня,/ вся скорби временныя добре претерпела еси,/ Божиею крепостию врага низлагая,/ яко адамант пребыла еси в испытаниях горьких,/ в нихже обрела еси вечный покой и радование нескончаемое.

Слава и ныне, богородичен.

Тропарь, глас 4-й:

Отрасль пречестная рода древняго и именитаго,/ благоверная княжна Киро,/ в жизни временней потрудившаяся на ниве учительства,/ гонения и узы за веру истинную претерпела еси,/ и мученица за имя Христово явилася еси,/ молися о нас ко Господу,/ украситися и нам верою, любовию и благочестием.

Канон, глас 8-й.

Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда моисейский жезл крестообразно поразив, и разделив море: Израиля же беглеца пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Христовою любовию уязвившись, мученице Киро преславная, поревновала еси в житии твоем праведным женам, имиже красуется Церковь Русская, сего ради и сопричисли тя Иже во святых почивающий благолепному сонму их.

Христу единому сочеталася в жизни временней, Егоже возлюбила еси паче сынов человеческих, и девством душу свою просвещая, яко невеста Божия целомудрием и чистотою украсилася еси.

Мудрым девам подобяся, сосуд свой елеем добрых дел наполнила еси, Киро благонравная, и с горящим светильником Небеснаго Жениха сретила еси.

Богородичен. Вразуми, Дево, верных лики, на враги видимыя и невидимыя укрепльши, и спаси от всякия скорби.

Утверждей в начале небеса разумом и змелю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, едине Человеколюбче.

Гонения тяжкия и прещения властей безбожных не возмогоша угасити силу любви твоея ко Христу, Богу нашему, Киро прехвальная, посрамила еси всю злобу их и с венцем добропобедным в чертог небесный взошла еси.

Тведость души твоея ангельская ликостояния воспели есте, Киро достоблаженная, зряще неустрашимость сердца твоего, юже в мучениях и гонениях обрела еси.

Украси тя Христос Господь венцем мученическим, провидя тайную красоту души твоея, Киро досточудная, и дарова ти велию крепость в мучениях, еюже вся вражия страхования преодолела еси.

Богородичен. Освяти мой ум, и просвети сердце мое, святая Мати Божия, и одержащих мя зол измени: да Тя славлю твердую заступницу мою.

Сетей вражиих избегла еси, воспаривши, яко птица небесная, к Иерусалиму горнему, святая мученице Киро, житие свое скончав богоугодне. Поминай нас, совершающих честную память твою, яко избегнути и нам в жизни временней всех навет вражиих и улучити молитвами твоими Царство Небесное.

Слава и ныне, богородичен.

Предстательнице верных, Богородительнице, скорбящих радосте и плачущих великое утешение, из чрева Твоего, Дево, Рождшагося непрестанно о нас с новомученики моли, избавити нас в час испытания лютаго осуждения.

Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Светом велиим просвети Господь Русь святую, егда полк безбожных наведе на землю нашу. Тогда и ты, святая мученице Киро, смертию своею Христа прославила еси, озарив души наша светом любви Божией.

Егда убиваху тя гонители безбожныя, Киро, мученице добропобедная, тогда мняху искоренити имя Христово в отчизне нашей, обаче погибе память их с шумом, твоя же ныне память ублажаема на земли.

Красотою души твоея покоряла еси не токмо верных, но и безбожных и неверных, Киро преславная, молися Господеви, да исцелит безобразие душ наших и убожество наше пощадит милостию Своею.

Богородичен. Пречистая Богородице, утиши болезни сердца моего, Яже Христа неболезненно паче ума и слова рождшая.

Вскую мя отринул еси от лица Твоего, свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Ложь и неправду гонителей отвергши, даже и во узилище не изменила благородству своему, мученице Киро, научи и нас, грешных, не посрамляти отпаденьми различными звания христианскаго.

Яко княжескаго рода отрасли, вся красная мира сего доступна тебе бысть, и не прилепилася еси сердцем стяжанию земному, но и в нищете, якоже и в богатстве, верна Господеви обрелася еси.

Пребыти бесстрашным пред лицем смерти удел есть душ высоких и избранных. Сему жребию сопричисли тя, святая Киро, сердцеведец Господь, Егоже моли утвердитися и нашим колеблемым стопам на пути спасения.

Богородичен. Радуйся, спасение притекающих к Тебе, Дево, Мати Христова: радуйся всех мучеников похвало.

Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих и услыши мя, Боже спасения моего.

Во смирение и кротость, яко в броню, облеклася еси, Киро именитая, и победила еси вся козни диавольския, научи убо и ны, неразумныя, отражати злобу исконнаго противника добродетельми сими.

Со оружием терпения и беззлобия на брань с мучителем изшла еси, мученица святая, и обрела еси победу от Господа. Вразуми убо и нас, грехом потемненных, злу противитися мудростию Креста Христова.

Не ожесточися, ниже озлобися благоуханная душа твоя посреди гонений суровых и преследований коварных. Сего ради молим тя: сохрани и наша сердца в любви Божией посреди рода развращеннаго и прелюбодейнаго.

Богородичен. Пресвятая Богоневесто, Владычице мира, Ты мя спаси, бед пременяющи и страстей молву отгоняющи.

Кондак общий, новомученический, глас 4-й:

Страстотерпцы, мученицы и и споведницы Церкве Российския,/ кровию своею грады и вся веси освятившии,/ Богови принесостеся яко жертва непорочная,/ заклани бысте за имя Спасово,/ во утверждение на Руси православия,/ во еже сохранитися отечеству нашему,/ яко оплоту веры истинныя.

Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда: сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице ликующе пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Глас евангельский, рекший жене хананейской, огласи вселенную всю: "вера твоя спасе тя, иди в мире". Такожде и твоя вера изведе тя к покою вечному, мученице Киро, и исполни тя божественнаго веселия.

Аще не бы кончина мученическая, потаена бысть чистая и правдивая жизнь твоя, света евангельскаго исполненная. Сего ради восхваляем Бога нашего, даровавшаго нам чудную ходатаицу и молитвенницу спасения нашего.

Не отпаде душа твоя заветов Христовых, но во страданиих земных очистися и утвердися в Бозе сердце твое. Ныне на небесех вечно радуешися, мученице, госпожею нареченная, воспевая хвалебную песнь Живущему во веки веков.

Богородичен. Пламень страстей сердца моего погаси росою Твоею, Дево, и огня страшнаго исхити, Отроковице, и вечнаго судаи бесовскаго томления.

Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Рече Господь-Вседержитель верным рабом Своим: "Побеждающему дам вкушати сокровенную манну", еюже ты обильно насыщаешися, мученице Киро, претерпев все скорби настоящаго времени.

"Дам звезду утреннюю соблюдающему дела Мои до конца". Сие обетование Спаса нашего на тебе исполнися, святая Киро, сохранила еси неврежденно до исхода своего мученическаго заповеди Господни.

Пред престолом ныне предстоиши, мученице Киро, в ризах белых, с ветви пальмовы, восклицая: "Спасение Богу нашему и Агнцу". Седяй на престоле херувимстем вселися в тя, от скорби великия к Нему пришедшую.

Богородичен. Воспеваем Тя по рождестве паки Деву, и прославляем Тя, Пречистая, яко Матерь Бога нашего.

Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя Богородицу ангелов и человек чиноначалия величают.

Тщашеся исконный враг рода человеча веру православную в отчизне нашей искоренити, обаче ничтоже успе, яко злоба его сонмы мученики изведе и светом истины люди церковны просвети.

Едина ты еси от новомученик Российских, Киро благонравная, молящаяся на небесех о роде нашем, да помилует Бог землю Русскую, яко поработати ей Христови, якоже и в прежняя лета.

О святая мученице Киро! С прочими новомученицы Церкве нашея моли Господа сил о Доме Пресвятыя Богородицы, егоже святии русстии трудами и потами своими создаша, яко утвердитися ему православием и Богови служити до скончания века.

Богородичен. Яже Слово плотию рождши паче слова, Начальника жизни, Христа, Бога нашего, моли спастися нам.

В декабре отмечается церковная память двух новомучениц — двух сестер из ленинградского — Киры Оболенской и Екатерины Арской. На первый взгляд, более разных женщин трудно найти.

Княжна Кира Ивановна Оболенская (1889 — 17.12.1937) принадлежала древнему роду, который вел свою родословную еще от Рюрика. С десяти лет она обучалась в самом престижном женском учебном заведении Российской империи — Смольном институте благородных девиц, который закончила с серебряной медалью. По окончании института, в связи с трудным материальным положением в семье, которая хоть и была княжеского рода, но обедневшей, Кира Ивановна пошла работать учительницей. Сначала давала частные уроки, впоследствии стала работать в школах, причем выбирала не привилегированные учреждения, в которых ей позволяло работать происхождение и образование, а шла в самые простые, в рабочих районах, например, на Лиговке.

Екатерина Андреевна Арская (1.04.1875 — 17.12.1937) происходила из многодетной купеческой семьи, ее отец был ктитором Скорбященского храма в Петрограде. Она также получила хорошее образование, но в другом институте — Александровском, который относился также к Смольному институту, но принимал девиц более низкого положения — из духовного, мещанского, купеческого сословия. Впоследствии Екатерина Андреевна работала портнихой.

В какие годы сестры вошли в Александро-Невское петроградское братство, бывшее центром братского движения в епархии, и когда познакомились, точных данных нет. Известно, что Екатерина Андреевна в течение полутора лет была членом приходского совета Феодоровского собора, в котором архимандрит Лев (Егоров) начал настоятельствовать в 1926 году. Фактически она стала помощницей отца Льва. В первые годы революции Екатерина Арская потеряла всю свою семью — любимого мужа и пятерых детей, умерших от холеры и тифа, впоследствии она проживала в одной из тайных женских иноческих общин .

Кира Ивановна тоже лишилась в первые годы революции своих родных — отца и пятерых любимых братьев, с которыми всю жизнь была очень дружна. Так она стала единственной кормилицей своей пожилой матери и сестры, тяжело болевшей эпилепсией. В Кира Ивановна была духовной дочерью одного из братских священников — архимандрита Варлаама (Сацердотского), который замещал руководителей братства, когда по причине арестов их одновременно не было в городе.

Первой из двух сестер была арестована Кира Оболенская. В 1930 году ее обвинили в том, что она «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». Это и было ее единственной виной, за которую она получила 5 лет концлагеря. Екатерина Арская была арестована на два года позже, в знаменитую «святую ночь», когда в Ленинграде за одну ночь было арестовано около 500 священнослужителей, монахов и монахинь и других верующих. Среди них было более 50 членов , всего же по «делу » в 1932 году проходило 92 человека.

В 1936-1937 годах члены начали возвращаться из лагерей, в Ленинграде им было запрещено жить, нужно было искать новое место. Часть из них, более десяти человек, поселились в Боровичах. Для кого-то это было место ссылки, кто-то специально приехал жить к своим. Кира Ивановна преподавала в местной школе иностранные языки, а Екатерина Андреевна работала одеяльщицей в артели «Красный Октябрь».

В 1937 году плановая система советского хозяйства дошла и до НКВД. Во все области страны были разосланы планы по количеству арестованных и расстрелянных. Началась гонка по выполнению и перевыполнению планов по расстрелам и арестам. Таким образом государство уничтожало не только случайных людей, но и всех хоть как-то несогласных с революционной политикой. В Боровичах было заведено дело сразу на 60 человек, в основном, «церковников» — как священнослужителей, так и мирян. Несмотря на жестокие пытки, сестры Кира и Екатерина не дали никаких показаний ни против себя, ни против других.

Екатерину Арскую привели на очную ставку с опытным духовником, архиепископом Гавриилом (Воеводиным), который был определен как руководитель якобы контрреволюционной организации. Он не был членом братства, однако хорошо был знаком с ним еще по жизни в Ленинграде. В тот момент владыка поддался пыткам и назвал многих людей, однако Екатерина Ивановна, глядя ему в глаза, твердо сказала:

— Я никого не знаю и не могу никого назвать.

После этого владыка Гавриил покаялся и отказался от своих показаний.

Большинство арестованных по этому делу (51 человек) были расстреляны, среди них — две женщины, оказавшиеся более стойкими, чем многие мужчины.

О том, как такие хрупкие женщины смогли выдержать, размышляет настоятель петербургского Скорбященского храма на Шпалерной улице протоиерей Вячеслав Харинов (именно в этом храме Екатерина Арская молилась в детстве и юности, здесь был ктитором ее отец, а сейчас существует единственный в Петербурге музей новомучеников, рассказывающий о ее судьбе):

— дало его членам поразительную закалку, то, что может быть оценено как некий стержень, как некая несгибаемость, которую не дал бы приход, семья или обучение в духовной школе. Братство было призвано быть островком в море атеизма, безбожия и забвения православных традиций. На этом острове сформировалось такое видение жизни, такое следование за Христом, такое подражание Ему, что Екатерина Арская сумела в своей жизни пройти, не сокрушив надломленной трости, по слову Писания, — никого не выдать.

В 1958 году «дело Григория Воеводина» было признано сфальсифицированным ввиду отсутствия состава преступления, а в 2003 году две александро-невские братчицы, петроградские новомученицы прославлены церковью в лике святых.

Мученица Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. Семья Киры жила в то время в Седлецкой губернии в Польше, где служил ее отец. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни.

В 1906 году семья Оболенских переехала в Петербург, здесь они жили в доме номер 28 по Можайской улице. Благодаря этому Кира Ивановна получила возможность широкой преподавательской деятельности. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым.

В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.

После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.

В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.

В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян. Кира Ивановна Оболенская оказалась одной из очень немногих, кто не дал никаких показаний, никак и ни в чем не оговорил ни других, ни себя. Ей было уже за 40, но она была все та же хрупкая княжна-учительница.

Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две женщины – новомученицы Кира и Екатерина – своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя.

Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила их к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.