Презентация на тему первые школы руси. «На Руси учились так» Экскурс в историю. Н. богданов-бельский «устный счёт»
«Школы на Руси» - Наказания в школах. Что нужно для урока? В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда». Как учились на Руси. Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Чему учили в школах? В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие. Зачем на Руси стали нужны школы? Когда появились первые школы?
«Дольмен» - Диаметр отверстий от 32 до 43 см. Г) дольмены – монолиты – полностью, вместе с крышей, высечены в скале. Легенда о происхождении дольменов. План урока: Отверстия закрывались пробками (втулками). Дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 до 1400 г. до н.э. Отверстия и пробки. Камеру любой формы и размера;
«Русская национальная кухня» - Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Петербургская кухня конец XVIII в.-60-е годы XIX в. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 3.
«Русские обычаи» - Русский обычай при встрече дорогих гостей. 11. Как называется праздник проводов русской зимы? Весной. Молодые невестки принимали у себя родных. Назовите авторов славянской азбуки. Пословица: «У золовки злая головка». На Крещение в церквах освящают воду. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера.
«Изба» - Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Место хозяина дома называлось большим местом. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. 6-стенная изба-связь.
«Дома на Руси» - Восковые свечи выделывали катанием. «Когда в печи жарко – тогда и варко» - как устроена русская печь? Верхней границей избы служил потолок. При помощи чего и как освещали внутреннее пространство избы? Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в «Светец». Охотились на рябчиков, диких уток, зайцев, гусей и другую дичь.
Всего в теме 39 презентаций
Слайд 1
Слайд 2
Когда – то давно никто не умел писать.
Люди могли общаться, только
разговаривая друг с другом.
Все, что узнавал или
изобретал человек,
он хранил только в голове.
Знания передавались устно.
Это было чрезвычайно
важное и трудное дело – не
прервать нить знания,
передать его от учителя
к ученику, чтобы тот
когда-то передал
его своему ученику –
и так далее,
из поколения в поколение.
И ведь не всегда это удавалось.
Сколько секретов было утеряно безвозвратно.
Слайд 3
Представляете, как сильно изменилась жизнь людей с изобретением письменности?
Слайд 4
Люди научились изображать свою речь знаками. Рисунки постепенно упрощались и превращались в символы, которые могли обозначать обобщенные понятия.
Слайд 5
ОТ РИСУНКА К АЛФАВИТУ
Слайд 6
Братья Кирилл и Мефодий составили алфавит для славянских языков на основе греческого алфавита
Слайд 7
В стране древних книг
На Руси довольно долго использовали писчий материал – бересту. Знаки на бересте наносились костяным стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали стерженек на пояс.
Слайд 8
На Руси первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы, заглавия. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Крышку переплета замыкали застежкой. Такие книги были подлинными произведениями искусства.
Слайд 9
Страница древнерусского букваря.
Склады.
Слайд 10
Слайд 11
Длинный стол, лавка, на стене - полка с книгами и
обязательные плетки. На лавке сидят ученики. Они
все босы. Значит, эта школа не для боярских детей и
не для богачей, а для детей попроще. Во главе стола
восседает учитель. Перед ним на коленях ученик
отвечает урок. Все следят по своим книгам. Тут же
другой ученик, в чем-то уже провинившийся и
ожидающий возмездия.
Древнерусская миниатюра
изображает и сам акт
наказания. Этот сюжет
мы встречаем в искусстве
древней Руси неоднократно.
Существуют даже стихи,
посвященные розге.
Слайд 12
ТАК ГОВОРИЛИ ДЕТИ
«Нарисовай мне барбоса»
«Отскорлупай мне яйцо»
«Спей мне песню о глупом мышонке»
«Почесай меня»
«Мама сердится, но быстро удобряется»
«Ох, какой пузырь выпузырился»
«Расширокайтесь! Расширокайтесь!» - кричала своим гостям четырехлетняя девочка»
«Замолоть этот гвоздик»
«Смотри, как налужил дождь»
Слайд 13
Первопечатники
Началом русского книгопечатания считается 1564 г. Русские мастера Иван Федотов и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова 1 марта 1564 г. Это церковная книга «Апостол». Затем в 1565 г. был издан «Часовник» - книга, содержащая молитвы на каждый день.
Слайд 14
Первые печатные книги и печатный станок
Слайд 15
Запомни! 24 мая – День славянской письменности и культуры
24 мая считается днём памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия.
Создание славянской письменности относится к 9 веку и приписывается византийским монахам-учёным Кириллу и Мефодию.
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.
В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».
А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев». В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».
К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений.
Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.
К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ) При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».
«Школы на Руси» - Что нужно для урока? Чему учили в школах? Классный руководитель Никифорова Е.В. 2011 год. XI – XV век. Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси». Как учили в школах на Руси? Как учились на Руси. Когда появились первые школы? Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира.
«Русские обычаи» - В Древней Руси Рождество Христово означало начало зимы. Среда - лакомка. В понедельник Масленицу встречали. Вопросы для разминки. Собирали лечебные растения. Как называют праздничные дни между Рождеством и Крещением? Затем разводили костры, устраивали хороводы. Крещение Господне отмечают 19 января. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера.
«Дольмен» - Цель урока: В) корытообразные - то есть, выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой; К настоящему времени в Прикубанье и Причерноморье известно более 2300 дольменов. Дольме?н - в переводе с бретонского языка означает «каменный стол». Общий вес: от 6795 до 25190 кг. Дольмены по форме и материалу могут быть самыми разнообразными.
«Святки» - Что такое святки? Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Святки. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.
«Русская национальная кухня» - Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 5. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Кухня петровско-екатерининской эпохи XVIII в. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Кухня Московского государства XVII в.
«Изба» - Мужской угол, или «коник» - у входа. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. 6-стенная изба-связь. С XV века получают распространение печи с трубами. В матицу вкручивали кольцо для очепа. Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь.
Всего в теме 39 презентаций
«На Руси учились так»
Экскурс в историю.
Ведущий 1: Сегодня мы пого-ворим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?
(Ребята отвечают.)
Летописи — исторические про- изведения XI — XVII веков, в кото- рых повествование велось по го-дам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «лето- пись».
Ведущий 2: Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после креще-ния киевлян начал строить церк-ви, назначать священников, соби-рать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало зна-ют о православной вере и не гото-вы к учёбе. Так обучение распро-странилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?
(Ребята отвечают.)
Монастырь — это религиоз- ная община монахов или мона-хинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление уча-щихся было обычным в Средние века.
Ведущий 1: Покровителем учащихся счи-тается святой Сергий Радонеж-ский.
(Демонстрируется изображение Сергия Радонежского.)
Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфо-ломея, такое имя дали С. Радоне-жскому родители, отдали обучать-ся грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Сте-фаном и младшим Петром. В от-личие от братьев Варфоломей су-щественно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огор-чались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба впе-рёд не продвигалась. И тогда слу-чилось событие, о котором сооб-щают все жизнеописания Сергия Радонежского.
Ведущий 1: По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лоша-дей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Вар-фоломей сначала смиренно пок-лонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закон-чит молитву. Старец, увидев маль-чика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Вар-фоломей, поклонившись, с волне-нием поведал ему своё горе и про-сил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помо-лившись, старец отдал Варфоло-мею кусочек просфоры , благосло-вил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
(Демонстрируется картина «Виде- ние отроку Варфоломею» художни- ка М.В. Нестерова.)
Ведущий 2: В древности писали на воско-вых дощечках, которые называ-лись «цера», с помощью костяно-го или деревянного писала. В ка-честве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.
(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)
Ведущий 1: То, что мы теперь называем школьными предметами, в Сред-невековье называли искусствами, художеством, хитростью.
Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи-ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.
(Демонстрируются предметы на- родного быта.)
Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те време-на в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.
Давайте вспомним пословицы о грамоте.
(Ребята отвечают.)
Пословицы
- Пророк Наум наставит на ум.
- Голова без ума, что фонарь без свечи.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Красна птица перьем, а чело-век — ученьем.
- Не учась, и лаптя не спле-тёшь.
- Аз, буки и веди — страшат, что медведи.
Ведущий 1: Школа для детей обычно нахо-дилась при церкви. На урок соби-рал колокол, позднее колоколь-чик, а теперь звонок.
(Звучит колокольчик.)
Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребя-там присаживаться на лавку толь-ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на-ходилась у окна, чтобы было боль-ше света. Когда все рассажива-лись, учитель начинал урок. Ребя-та, какое тогда было освещение в храмах?
(Ребята отвечают.)
Храмы освещают паникади-ла — огромные светильники со множеством свечей или лампад.
(Демонстрируется изображение паникадила.)
Ведущий 1: Главными школьными пред-метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз-бука. Часослов включает неизме-няемые молитвословия ежеднев-ных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной релик-вией, передававшейся из поколе-ния в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.
Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Снача-ла ребята наблюдали, как работа-ют писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался ус-тавом. Каждая буква стояла от-дельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, от-сюда и выражение «Писать с крас-ной строки». В очертаниях стро-гой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.
(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской кни- ги.)
Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжё-лое занятие. Изо дня в день выво-дили буквы — аккуратно и внима-тельно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Ког-да появилась бумага, писать стали гусиными перьями.
(Демонстрируется гусиное перо.)
Ведущий 2: Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.
(Демонстрируется чернильный при- бор.)
Ведущий 1: Чтобы чернила быстрее высы-хали, лист бумаги посыпали пес-ком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Пе-сочницу затем сменила промокаш-ка, или промокательная бумага.
(Демонстрируется промокашка.)
Ведущий 2: Грамоту осваивали по Свят-цам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи ми-неи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православ-ной церкви. Причём повествова-ния эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по меся-цам и дням года.
(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)
Ведущий 1: Когда ученики уставали, им раз-решалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давай-те и мы сейчас немного отдохнём.
«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»
(Ребята делятся на 2 команды. Ве- дущий зачитывает начало послови- цы, а участники продолжают её.)
- Азбука — наука... (А ребятам мука.)
- Что написано пером... (Не вы- рубишь топором.)
- Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
- Не красна книга письмом... (А красна умом.)
- Побольше грамотных... (По- меньше дураков.)
- Не на пользу читать... (Коли
только вершки хватать.)
- Без муки... (Нет и науки.)
- Ученье — красота... (А неу- ченье — простота.)
- Книга мала... (А ума придала.)
Ведущий 2: В полдень учени-ков отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к за-нятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были за-учивать на уроке. Заученное про-износили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кри-чать как можно громче. Кто начи-нал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?
(Ребята отвечают.)
Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для ба-ловников считалось стоять на го-рохе часами. Но ещё больше боя-лись они розг. А вы знаете, что та-кое розги?
(Ребята отвечают.)
Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кро- вавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невоз-можно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили та-кую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».
Ведущий 2: Чтобы обучение шло успеш-нее, родители учеников старались по мере возможности щедро ода-ривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зи-му преподаватель получал два руб-ля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг ро-дители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популяр-на была каша. Именно с тех вре-мён одноклассников стали назы-вать «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»
Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?
(Ребята отвечают.)
Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.
Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угоще-ние. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать нас-тоящими однокашниками?
(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)
«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»
(Ребята отгадывают загадки.)
Загадки
Какая водица только для гра-мотных годится? (Чернила.)
Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)
. Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)
Ведущий 1: По окончании школы человек становился гра-мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи-сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по-тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови-лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото-му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.
«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»
(Ребята отвечают на вопросы Ве- дущего.)
Вопросы
1.Как называли в Средние ве-ка школьные дисциплины? (Худо- жество, хитрость, искусство.)
- Почему песок на грамоте ещё не засох? (Потому что грамо- та только что написана.)
- Что за Наум, что ставит на ум? (Пророк Наум.)
- За что можно было заплатить соломой? (За учёбу.)
5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)
- Без чего не стояли на горохе? (Без провинности.)
- С кем вы больше всего каши съедите? (С одноклассниками.)
- Назовите главные предметы в древней школе. (Часослов, псал- тырь, письмо, старославянская аз- бука.)
- Сколько получал учитель за зиму? (Деньгами 2 рубля да ещё продукты и дрова.)
- Как в древности называли человека по окончании школы? (Грамотей.)
- За сколько лет или зим в древнерусской школе можно было стать грамотеем? (За две зимы.)
(Звучит колокольчик.)
Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ре-бята!
Составитель: Ч.Е.А.
Использованная литература.
- Жития святых: Святителя Ди-митрия Ростовского: т. 11. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. — (Русь православная).
- Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2003.
- Кошмина, И.В. Основы рус-ской православной культуры. — М.: Гуманит. изд. центр Владос,
- Круглый год. Русский земле-дельческий календарь / сост. А.Ф. Некрылова. — М.: Правда, 1991.
- Крутогоров, Ю. Крещение Ру-си. Владимир Красное Солныш-ко. — М.: Белый город, 2001.
- Махотин, С. Ярослав Муд-рый. — М.: белый город, 2005.
- Скоробогатько, Н. Русская православная культура. — М.: Бе-лый город, 2006.
- Филякова, Е. Русская пись-менность. — М.: Белый город, 2004.
- Шангина, И. Русские девуш-ки. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
- Шангина, И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.