Презентация "Внимание" по психологии – проект, доклад. Психология внимания Урок по психологии внимание презентация


Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, т.е. формально внимание можно определить как процесс, который обеспечивает избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущений, образов, мыслей, переживаний и т.п.






Функции внимания Избирательность познавательных процессов. Социальная функция


Первые недели – месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака, наличие непроизвольного и непосредственного внимания ребенка.


Конец первого года жизни – начало второго года. Возникновение ориентировочно – исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. В это время ребенок не просто реагирует на новые впечатления, а сам активно ищет их. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.


Второй - третий год жизни. Хорошее развитие указанных выше форм внимания, начало активного пользования самим ребенком предложенными ему средствами для того, чтобы управлять вниманием взрослых.


Четыре с половиной - шесть лет. Появление у ребенка способности направлять свое внимание на что-либо под влиянием сложной речевой инструкции взрослого человека или символьных средств. В это время у детей появляется эгоцентрическая речь. Внутренним средством управления вниманием ребенка становится внутренняя речь.


Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного и опосредствованного внимания на основе внутренней речи и более совершенных внешних средств.


Нарушения внимания. Гипопрозексия Разнообразные варианты ослабления внимания. Гиперпрозексия Парапрозексия Внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности. Извращение внимания, которое чаще понимается как его сосредоточение на объектах патологического характера (бред, галлюцинации).



Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Презентацию на тему "Внимание" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 3

Виды внимания

Непроизвольное внимание - более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Произвольное внимание - направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Послепроизвольное внимание – обусловлено интересами человека, а также характеризуется целенаправленностью и отсутствием необходимости в волевых усилиях.

Слайд 4

Свойства внимания: Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на объекте при отвлечении от всего остального. Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные ослабление и усиление сосредоточенности. Глубина внимания – степень концентрации на рассматриваемом объекте. Распределение внимания – одновременное восприятие нескольких объектов. Объем внимания – количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием, находясь в фокусе сознания. Объем внимания совпадает с объемом кратковременной памяти. В среднем объем внимания взрослого человека равен числу 7 ± 2 объекта. Переключаемость внимания –перемещение внимания с одного объекта на другой. Устойчивость внимания – временная продолжительность сосредоточения на объекте или явлении. Избирательность внимания – способность настройки на сознательное восприятие информации при наличии шумов.

Слайд 5

Виды нарушений внимания: отвлекаемость внимания (внешняя, внутренняя) – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; рассеянность внимания – нарушение способности длительное время концентрировать внимание на объекте (подлинная рассеянность – неспособность к сосредоточению, мнимая рассеянность – чрезмерная концентрация внимания); подвижность внимания – постоянное переключение внимания с одного объекта на другой, приводящее к снижению эффективности деятельности; инертность внимания – малая подвижность внимания; сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2-3 единицы).

Слайд 6

Слайд 8

Основные мнемические процессы: Запоминание (кодирование) – процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импринтинг. Хранение – процесс удержания и переработки закодированной информации. Воспроизведение – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Забывание – активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Слайд 9

Характеристики памяти: Длительность – время, в течение которого необходимая информация удерживается в памяти. Объем – количество элементов, одновременно удерживаемых в памяти (объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 элементами; объем и длительность хранения в долговременной памяти практически неограниченны). Точность воспроизведения – степень соответствия между принятой информацией и воспроизведенной по памяти (в процентах). Быстрота воспроизведения – скорость извлечения из памяти необходимой информации. Скорость запоминания – быстрота запечатления информации в единицу времени, зависящая от количества повторений. Скорость забывания – быстрота исчезновения информации (элементов объема памяти) из памяти в единицу времени.

Слайд 10

Мнемотехники – система приемов, позволяющих повысить эффективность запоминания информации: увеличить объем информации, запоминаемой после однократного предъявления, а также скорость, точность и быстроту запоминания. Приемы улучшения процесса запоминания информации: управление произвольным и послепроизвольным вниманием; структурирование информации различными методами (ранжирование, сортировка, классификация и др.) рациональное повторение; использование семантических приемов; целенаправленное воображение.

Слайд 11

Нарушения (аномалии) памяти: гипомнезия – ослабление памяти; парамнезия – ложные узнавания незнакомых объектов ("дежа вю"); амнезия – отсутствие или значительное снижение памяти; гипермнезия – резкое усиление мнемических процессов запоминания, хранения и воспроизведения.

Слайд 12

Задание 1

Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях: а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а» и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника

Слайд 13

Задание 2

Опишите способы привлечения внимания, которые вы используете в профессиональной деятельности.

Слайд 14

Мышление - это высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. Основные формы (критерии) мышления: 1. Понятие- отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам; 2. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике; 3. Умозаключение - вывод.

Слайд 16

Задание 4

Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).

Слайд 17

Творчество (англ. creativity, от лат. creare – создавать) – вид когнитивной деятельности, приводящий к новому видению задачи и неограниченным прагматическим результатам, заключающимся в создании нового и ценного продукта. Фазы творческого процесса (по Г. Уоллес): подготовительная фаза – формулируется задача, используются общие знания; инкубационная фаза – прямые попытки решения задачи не предпринимаются, а мысль направляется на что-нибудь другое; фаза просветления – достигается понимание; фазы проверки – испытываются результаты инсайта.

Слайд 18

Слайд 20

Виды воображения: активное – образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с поставленными целями; при этом сам процесс воображения контролируется; пассивное – образы спонтанно продуцируются, неожиданно изменяются и исчезают; волевой контроль над процессом отсутствует; преднамеренное (произвольное) – человек сознательно ставит цель создать образ; непреднамеренное (непроизвольное) – человек не "имеет намерения", сознательно не ставит перед собой цели (проявляется в сновидениях, медитативных образах). продуктивное (творческое) – создание новых оригинальных образов, для которых отсутствуют аналоги; репродуктивное (воссоздающее) – воссоздание образов реальных объектов по имеющейся о них информации

Слайд 21

Слайд 23

Функции речи: коммуникативная – интегральная, обобщающая функция речи в передаче информации между людьми; мнемическая – с помощью речи информация переводится в кратковременную и долговременную память; интеллектуальная – речь является средством мышления; регулятивная – речь участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности; экспрессивная – речь отражает отношение человека к событиям действительности, выражает оценку этих событий и собственное эмоциональное состояние; психодиагностическая – особенности речи позволяют оценивать психические состояния, свойствах и процессы человека; психотерапевтическая – речь может использоваться как инструмент психологического влияния и самовлияния.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других (Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии).

Внимание – это сосредоточенность деятельности

субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, суждении и т.д.) (Краткий психол. словарь, сост. Карпенко Л.А.).

Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное

значение для него (Психология, А.В. Петровский).

Физиология внимания (по А.А. Ухтомскому):

Возбуждение (нейронов) распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Внимание – это такой оптимальный центр возбуждения, которому подчинена вся активность мозга на данный момент.

Свойства внимания

Объем внимания

Число Ингве-Миллера: 7±2

Объем внимания

Колебания внимания (флуктуации)

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Кривая развития внимания в детском возрасте (по А.Н.Леонтьеву)

С возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия)

Развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие внимания в целом.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии: первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное.

Опосредствованное внимания занимает у взрослого основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают

начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию.

Тенденция уравнивания произвольного и непроизвольного внимания: в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Возрастная динамика внимания

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие

Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.

Суммарное изменение всех характеристик внимания (С. А. Лукомская), происходит неравномерно и имеет вид логистической кривой.

На протяжении процесса обучения происходит изменение роли отдельных сторон данной функции.

При прогрессивном развитии функции в целом и ее отдельных свойств на протяжении всего школьного онтогенеза имеет место постоянная смена ведущих свойств внимания (С. А. Лукомская):

1. На первом этапе (8-10 лет) прогрессивный характер развития внимания обеспечивается ростом всех его сторон, но в разной степени. (Наибольшие изменения обнаружены в развитии объема и переключения. На данном этапе наблюдается высокая степень интегрированности всех свойств.

2. На втором этапе (10-13 лет), напротив, имеет место замедление роста функции и разнонаправленность изменений ее отдельных характеристик. При этом происходит расструктурирование внимания.

3. На третьем этапе (13-16 лет) вновь наблюдается ускоренный и однонаправленный рост функции главным образом за счет развития ее устойчивости. Данный этап также характеризуется интегрированностью всех свойств внимания.

Расчеты теоретических кривых показали, что изменения в темпах развития и «точка перегиба» кривых падают на 10-12 лет.

–. Вербальное внимание уже в 8-10 лет значительно опережает развитие перцептивного. «Развитие вербального внимания отличается большей сложностью, противоречивостью и более ускоренными темпами роста. Этот вид внимания так же, как и перцептивное, проходит три этапа развития:

ускоренное, замедленное и вновь ускоренное.

–. В возрастной динамике вербального внимания наблюдается борее выраженная иерархия уровней развития различных характеристик, где ведущее значение имеет объем.

Внимание, виды и основные свойства внимания. Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин). Послепроизвольное. Свойственно только человеку; возникает на основе устойчивого произвольного внимания и интереса к объекту, после чего внимание становится похожим на непроизвольное. Произвольное. свойственно только человеку, относится к высшим психическим функциям. Процесс формирования произвольного внимания описал Л. С. Выготский: указательный жест + слово = выделение предмета из остальных, фиксация. Непроизвольное. Внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 8.

Слайд 8 из презентации «Общая психология» к урокам психологии на тему «Отрасли психологии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Общая психология.ppt» можно в zip-архиве размером 405 КБ.

Скачать презентацию

Отрасли психологии

«Психологическое сопровождение» - Формы взаимодействия с образовательными учреждениями. Родительские собрания. Психологическая консультация всех участников сопровождения. Проверка запроса на обоснованность. Принципы психологического сопровождения (Казакова Е. И.). Социальные проекты как форма интеграции детей в образовательную среду.

«Кабинет психолога» - Заведующая кабинетом: Катаева Оксана Николаевна. Наличие посадочных мест 14. Паспорт кабинета педагога-психолога. План кабинета психолога.

«Пособие по психологии» - Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Основные формы страха. Психология и педагогика. Подробно освещаются вопросы делового общения и этикета.

«Психолог профессия» - Учат использовать силу стресса себе во благо. Врач-психолог. Учат брать ситуацию под контроль и принимать взвешенные решения. Психолог - профессия будущего. Профессия очень редкая, дефицит большой. Где работать: Как психологи помогают космонавтам избежать стресса: Доверенный психолог. Врач-психолог Доверенный психолог.

«Медицинский психолог» - Работа с пациентками в ходе психологической консультации. А.А.Коваль-Зайцев МГППУ, ф-т КСП Кафедра нейро- и патопсихологии. Формы взаимодействия психологов и медиков в различных учреждениях. Знания, необходимые психологу. Работа психолога в условиях поликлинического звена медицинской помощи (на примере работы в женской консультации).