Прочитать от доски к доске. Значение слова «рожон –1950 годы «нквд – это вам не польская полиция. на большого зверя нужно идти с топором. мы будем бороться и против гитлера, сталина и всех оккупантов». упа в бою и резне со всеми


Прошло больше года, как служителей Иеговы (далее – СИ) объявили «язвой общества» (Деяния 24:5). Итак, чего добились те, кто их запрещал? И что имеют сами СИ? Самое время подвести результаты.

Да, сегодня их молельные дома пусты, некоторые даже аннексированы. Им нельзя встречаться открыто, как это было ранее. Их публикации под запретом. Некоторых христиан задерживают. Идут судебные процессы. И в общем-то, это все, чего смогли добиться их противники. Ничего нового, ничего странного: классический пример религиозных гонений, через которые прошли и первые христиане. Все идет именно так, как описал Иисус:

«Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанна 15:20).
«Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства» (Луки 21:12,13).


Сегодня очевидно, что слова Иисуса находят свое точное исполнение. Христиане «освящены истиной» и держатся этой истины. Естественно, что за это «мир возненавидел их» и заставляет их «терпеть скорбь» (Иоанна 17:14,17; 16:33). Все логично. Ничего нового. В свою очередь христиане продолжают «сиять, как светила в мире» и не отказываются от своей веры (Филиппийцам 2:15).

Таких ли результатов ожидали те, кто выступал за гонения СИ? Помнится, один одиозный «сектовед», приветствуя решение о запрете, уверял, что в течение короткого времени число СИ «драматически понизится в три раза», так как те «потеряют интерес и очень быстро начнут разбегаться». Но массового исхода почему-то не произошло. Более того, факты свидетельствуют, что к СИ продолжили присоединяться новые. Кампания по навешиванию на СИ абсурдных обвинений явно не оправдала ожидаемого от нее эффекта. Сам по себе статус «запрещенных», скорее, повысил к ним интерес в обществе.

Один такой человек начал изучать Библию через полгода после известного судебного решения. По его собственному признанию, до того случая он лишь смеялся над «этими верующими», пресекая всякие попытки разговора с собой. При этом он живет в двух минутах ходьбы от ближайшей церкви, находящейся на соседнем перекрестке. На вопрос, почему он стал посещать не ее, а решил начать изучать со СИ, тот ответил просто: «Ну, так ведь все понятно: гонят-то не их, а вас!» Сейчас Библию изучает вся его семья, включая жену и дочерей, плюс об изучении попросили и их знакомые.

Говоря о гонениях, Иисус не обещал немедленного избавления своих последователей, но указал на главную причину, почему они будут допущены Богом: «Будет же это вам для свидетельства » (Луки 21:12,13). Факт в том, что преследования СИ явно посодействовали исполнению этих слов Христа. И тут следует коснуться одного важного момента. До того, как со СИ начали происходить все эти события, для многих внешних людей они отличались от других церквей, скорее, в большей степени особенностью активного благовествования – тем, что их можно было увидеть на улицах, в общественных местах или на пороге вашего дома. В то же время в понимании основной части общественности, особо не знакомой с библейскими учениями, СИ были просто одними из многих других верующих. «Баптисты, адвентисты, иеговисты…» Как-то так…

Сейчас же ситуация определенно приобретает дополнительные черты, которые ранее вообще не присутствовали в вопросе отношения к СИ. Я вижу, что все больше людей воспринимают СИ уже в новом статусе – как преследуемых за веру. Кто-то с антипатией, а кто-то, наоборот, – с интересом и даже скрытым уважением, но факт этот отрицать бессмысленно. Если раньше о СИ зачастую говорили, как о тех, кто «опять пришли со своими книжками» , то сегодня о них все чаще говорят: «это те, которых запретили» . СИ все больше воспринимаются как запрещенные за веру, как гонимые за преданность Богу и Библии, как те, кто продолжает стойко служить, несмотря на реальные угрозы. А в глазах людей это уже серьезно. «Молодцы! Успехов вам, ребята!» - такие отзывы звучат с пониманием и искренностью, даже если человек сейчас не настроен на глубокий разговор о Боге. И это уже само по себе свидетельство!

Спасибо гонителям: за последний год их усилиями сложились благодатные условия для совершения «свидетельства» (Луки 21:12,13). Телерепортажи, новости в интернет-СМИ, заявления чиновников и представителей «титульной» церкви… Даже при всем негативном характере подобных сообщений люди волей-неволей информируются о притеснении СИ. Обращения правозащитников, общественников, вкупе с регулярными международными призывами обратить внимание на ситуацию с СИ, так или иначе заставляют фокусировать взгляд на этих христианах. Разумеется, последователи Христа не будут воспринимать примеры такой поддержки в качестве некоего главного основания для решения проблем. Спасение только от Бога, а не от людей!

"Не полагайтесь на князей. На сына человеческого, у которого нет спасения... Блажен тот, чей помощник — Бог Иакова, чья надежда — на Иегову, его Бога" (Псалом 146:3,5. Восстановительный перевод).

Главное то, что тем самым исполняется заверение Христа - «Будет же это вам для свидетельства» (Луки 21:12,13). Результат этого можно наблюдать воочию. Для Бога свидетельство является самым главным. Не одобрение чиновников, не официальный статус, не религиозная недвижимость (Евреям 10:34). Главное – свидетельство! А ему не могут помешать никакие препятствия, запреты и ярлыки. Наоборот, любые попытки воспрепятствовать делу свидетельства только усиливают его. Так было в I веке, так происходит и сегодня…

Согласно Новому Завету, христиане свидетельствовали миру не только словом благовествования, но и личным примером, своей стойкой жизненной позицией в периоды испытаний. Как в прошлом, так и сегодня с ними происходит ровно то, о чем мы читаем ниже:
«Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас. Нас теснят со всех сторон, но мы не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии. Нас преследуют, но мы не брошены на произвол судьбы. Мы сбиты с ног, но не уничтожены. Мы всегда носим в своем теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем теле. Нас, живых, постоянно предают смерти ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти. […]
Мы во всем проявляем себя истинными служителями Бога: терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья, побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд, бессонные ночи, голод. Мы доказываем это чистотой, знанием, стойкостью, добротой, Святым Духом, неподдельной любовью, словом истины, Божьей силой. Наше оружие - праведность, мы им и нападаем, и защищаемся. Мы готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе. Нас принимают за лжецов, а мы искренни. За людей безвестных, а нас знают все. За умерших, а смотрите, мы живы. Нас казнят, а мы не убиты. Нас печалят, а мы всегда радуемся. Мы бедны, а многих делаем богатыми. У нас нет ничего, а мы владеем всем» (2 Коринфянам 4:7-11; 6:4-10, перевод РБО).

С человеческой точки зрения, христиане безусловно должны были быть раздавлены мощной карательной системой. Их запрещали, лишали доброго имени, законных прав, возможностей для богослужения, их арестовывали, осуждали, бросали в тюрьмы... Казалось, после такого у них не оставалось никаких шансов. Любой другой после подобного забился бы в угол и покорно замолчал. Но они почему-то продолжали служить Богу, собираться вместе, говорить другим о своей вере. Что здесь не так? В чем гонители просчитались? Они просчитались не в выборе методов давления – здесь как раз-таки выбор имелся богатейший. Но преследующие не учли самого главного – при любых ухищрениях противников Бог всегда будет действовать на опережение; он всегда будет идти на несколько шагов впереди них, поддерживая при этом своих служителей! Воспрепятствовать Ему в этом, тем более идти против Него, невозможно! Потому, что "трудно идти против рожна" (Деяния 26:14,15). Вот эту глубокую истину ученики Христа осознавали очень четко, что давало им сил выстоять:

«Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас» (2 Коринфянам 4:7, перевод РБО).

Христиане выстаивали в испытаниях не потому, что были якобы «сильными по плоти», супер-бесстрашными. Наоборот, Библия говорит, что среди учеников Иисуса таковых было совсем «не много» (1 Коринфянам 1:26-29). Сами по себе они были не более чем слабыми «глиняными сосудами» . Но зато внутрь их Бог вложил свою силу, которая и формировала их веру, делая непоколебимыми во время преследований (1 Коринфянам 1:25; 1 Иоанна 5:4).

В свою очередь стойкость и вера христиан были хорошим свидетельством для внешних людей, которые наблюдали и делали соответствующие выводы. Организованные гонителями преследования поневоле заставляли общество говорить о последователях Иисуса.
«Мы неизвестны, но нас узнают» (2 Коринфянам 6:9).

«Ведь мы стали зрелищем для всего мира - и для ангелов, и для людей» (1 Коринфянам 4:9, перевод РБО).

«Среди поношений и скорбей служа зрелищем для других» (Евреям 10:33).

Сегодня в случае с СИ ситуация выглядит аналогичным образом: люди наблюдают за происходящим и тоже делают выводы. Многие начинают понимать: если СИ готовы пострадать, но не отказаться от своей веры, значит эта вера действительно имеет серьезные основания. Причем, сейчас это сильно выделяет их на фоне других церквей. Теперь про СИ говорят не как об «одних из верующих» , но как о «тех самых верующих» . И это тоже факт!

Итак, христиане, действительно руководимые святым духом, четко осознают следующие истины:

У Бога всегда все под контролем. На небе никогда не бывает паники. Поэтому и его служителям ни при каких угрозах в панику впадать не стоит (Псалом 27:1; Исаия 41:10; Евреям 13:6).

Любые попытки воспрепятствовать делу Божьего свидетельства изначально обречены на провал. Это не значит, что чинимые гонителями запреты будут тут же отменены. Но это значит, что даже ситуацию с запретом Бог обернет угодным для себя образом, предоставив новые возможности для свидетельства (Исход 9:15,16; Иисус Навин 2:10).

Периоды преследований сами по себе всегда уникальны, потому что они содействуют особому эффекту в свидетельстве внешним людям, осознанию гонителями тщетности их действий, а также укреплению веры самих христиан (Матфея 5:11,12; Деяния 26:14,15; 2 Коринфянам 2:14-16; 1 Петра 4:12-14).

Преследования служат проверкой для каждого, кто называет себя учеником Иисуса. Они выявляют, кто есть кто на самом деле: кто полновесное «зерно», а кто легковесная «мякина», быстро сдуваемая ветром испытаний (Луки 3:17; 8:12-15; 22:31,32).

Гонения мобилизуют христиан, сплачивая их дух. Они обучаются служить Богу не только в «благоприятное время», но и в «неблагоприятное» (2 Тимофею 4:2).

Преследования содействуют возвращению в собрание тех, кто когда-то отдалился от соверующих. Кроме того, они побуждают бывших интересующихся вновь начать изучать Библию (Луки 22:31,32; Деяния 4:1-4; 6:7).

Гонения христиан меняют отношение к ним со стороны многих внешних людей, которые все больше воспринимают их в качестве преследуемых за веру в Бога и Христа (Деяния 2:47,48; 2 Евреям 10:32,33).

А потому…
«Братья, радуйтесь, когда вы сталкиваетесь с различного рода искушениями. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает стойкость, а стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы могли быть зрелыми и цельными, без всяких недостатков» (Иакова 1:2-4, Новый Русский Перевод).

«Бог дал нам не духа боязни, но духа силы, любви и самообладания. Потому не стыдись свидетельствовать о Господе нашем и… полагаясь на Бога, участвуй со мной в страданиях за благовестие» (2 Тимофею 1:7,8, Заокский перевод).

«Проповедуй слово Божье. Будь готов исполнить свою задачу, когда это тебе удобно и когда неудобно» (2 Тимофею 4:2, Современный перевод).

Идти против рожна

Пск. Сопротивляться, противостоять какой-л. большой силе. СПП 2001, 65.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Идти против рожна" в других словарях:

    - (невозможно) Ср. Я то сочувствую, да вот... Нельзя против рожна прати... Салтыков. Мелочи жизни. 2, 1, 2. Ср. Я сказал себе: никогда не прать против рожна, потому, во первых, что самое слово рожон, в сущности, не имеет смысла, а во вторых… …

    Идти противъ теченія не должно (иноск.) противиться общему порядку. Ср. Плыть по теченію. Ср. Недостатокъ оригинальности вездѣ, во всемъ мірѣ, споконъ вѣка, считался всегда первымъ качествомъ и лучшею рекомендаціей человѣка дѣльнаго, дѣлового и… …

    Противъ рожна прати (не возможно). Ср. Я то сочувствую, да вотъ... Нельзя «противъ рожна прати»... Салтыковъ. Мелочи жизни. 2, 1, 2. Ср. Я сказалъ себѣ: никогда не прать противъ рожна, потому, во первыхъ, что самое слово «рожонъ», въ сущности, не … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Не должно (иноск.) противиться общему порядку Ср. Плыть по течению. Ср. Недостаток оригинальности везде, во всем мире, спокон века считался всегда первым качеством и лучшею рекомендацией человека дельного, делового и практического... и только… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Прать против рожна - Устар. Действовать, идти против силы, обрекая себя на неудачу, провал. [Кривосудов:] Ведь трудно, милый мой, нам прать против рожна! (В. Капнист. Ябеда). Сам не воюю, никого не беспокою и себе никакого беспокойства не вижу. Укатали сивку крутые… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Поговорка, имеющая значение: трудно бороться с сильными, с судьбой. Произошла от обыкновенного в древности способа погонять быков острым колом – рожном. Древнейшие литературные источники этой поговорки – трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.)… … Словарь крылатых слов и выражений

    Трудно противу рожна прати - крыл. сл. Поговорка, имеющая значение: трудно бороться с сильными, с судьбой. Произошла от обыкновенного в древности способа погонять быков острым колом рожном. Древнейшие литературные источники этой поговорки трагедии Эсхила (525 456 гг. до н. э … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Вострого рожна! Влад. Пожелание неудачи, чего л. дурного кому л. СРНГ 5, 150. Идти против рожна. Пск. Сопротивляться, противостоять какой л. большой силе. СПП 2001, 65. Какого рожна? Прост. Груб. 1. Чего ещё (нужно, не хватает)? 2. Зачем, почему? … Большой словарь русских поговорок

    Рожен - рогатина; кол, заостренный с одного конца и утвержденный в землю другим; железный рог; остроконечное орудие. Трудно идти против рожна идти против силы, против Бога … Краткий церковнославянский словарь

    Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Против рожна переть (идти)

Рожон - острый кол. Выражение имеет библейское происхождение. В Деяниях апостолов рассказывается, что Савл, который был гонителем христиан, услышал голос с неба: "Савлеи Почему ты гонишь меня?». Он сказал: "Кто ты. Господи?». На что Господь ответил: "Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна", то есть противостоять значительно более мощной силе - Богу. Со временем фразеологизм "против рожна переть" приобрел позитивно-оценочного значения: быть отважным, выступать против большой силы.

Проходить красной нитью (лентой)

Это выражение пришло в речи многих народов от английских моряков. С 1776 на фабриках в канаты английского военного флота по всей длине вплетали красную нить, чтобы предотвратить кражу. Какой бы кусок каната отрезали воры, сразу видно, что он флотский.

Сейчас красной нитью называют сквозную мысль, намерение, которое проходит через все выступление оратора, статью, литературный или кинематографический произведение.

Прочитать от доски к доске

Этот фразеологизм связан с книгой. В древности книги писали от руки на пергаменте (специально вычищенной коже козлят, ягнят и телят). Они были значительные по объему и имели большой вес и ценность. Для удобства пергаментную слиток вкладывали в оправу из двух досок, обтянутых кожей. Часто такая оправа была украшена драгоценностями (особенно церковные книги) и застегивалась на замок-застежку. Прочитать всю книгу от начала до конца, ничего не пропуская, значит прочитать от корки до корки, от А до Я.

Птичье молоко

Древние греки считали, что на острове Самое есть все, чего душа пожелает. Чтобы подчеркнуть его богатстве, к длинного списка животных и растений, блюд и напитков добавляли птичье молоко, которого в принципе не существовало.

В шутливом плане выражение означает что-нибудь изысканное, самое желанное. Когда говорят: разве что птичьего молока нет, - имеется в виду значительный достаток, роскошь или огромное разнообразие.

Пуп земли

В широком смысле пуп - центр, основа всего. Фольклорные произведения, основанные на Талмуде (сборнике догматических религиозно-эстетических и правовых законоположений иудаизма) утверждают, что в центре земли, то есть мира, лежит Палестина. В ее центре стоит город Иерусалим, в центре него - храм, в центре храма - алтарь (святая святых), а в центре алтаря - камень перед ковчегом завета, на котором высечена заповеди, данные Богом Моисею. Именно с этого камня, брошенного Богом в море, началось сотворение мира. Существует и другая версия: Бог закрыл этим камнем отверстие бездны, водного хаоса.

Фразеологизм «пуп земли» часто употребляют в ироническом смысле для характеристики человека, без оснований претендует на главную роль в чем-то, считает, что все окружающие должны сосредоточить внимание именно на ней.

Пускать на ветер

Согласно народному поверью, ветер имеет душу и большую силу. Чтобы его задобрить, чтобы не был разрушительным, люди "подкармливали" ветер, то есть приносили жертвы: хлеб, мясо, остатки праздничных блюд, крупы, муку и т. Все это бросали навстречу ветру в надежде, что тот не навредит.

Фразеологический оборот "пускать на ветер" сейчас означает еще и не беречь, а не приумножать, не смотреть должным образом, а "пускать слова на ветер" - зря говорить, обещать нереально, недополучать слова.

Узы Гименея

Гименей - сын античных богов Диониса и Афродиты, покровитель брака и брака. По одному из мифов, он певец и музыкант, внезапно умер на свадьбе Диониса (вариант: потерял голос). Его именем назван торжественную свадебную песню в честь молодых. Согласно преданию, Гименея воскресили.

Его изображали в виде красивого юноши с зажженным факелом и гирляндой цветов; по убеждению древних людей, слабое пламя факела во время свадьбы - несчастная примета для молодых супругов. Поскольку путы - это цепь, которой связывали людей или животных, брачные связи стали называть узами Гименея.

Выражение "узы Гименея" означает "супружеские связи". Пятая колонна

Фразеологизм принадлежит генералу испанской армии Е. Мола. Осенью 1936 во время наступления франкистов на Мадрид он обратился по радио к населению столицы, заявив, что, кроме четырех испанских армейских колонн, еще пятая колонна, которая осуществляет в городе подрывную шпионскую работу. С тех пор пятой колонной называют шпионов, диверсантов, людей, которые занимаются подрывной, антигосударственной деятельностью в стране.

. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим .

Объясняя неистовство Павла – Савла, в будущем великого апостола Павла, – против верных и против Церкви, Лука показывает, что он увлекся нечистой ревностью, потому что на нем исполнилось сказанное Христом: «Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (). Потому что он делал это не так, как другие иудеи. Да не будет! Что он делал это по ревности, это очевидно из того, что он отправился и во внешние города, а иудеи не обращали внимания и на находящихся в Иерусалиме. Они об одном только и заботились, то есть о том, чтобы пользоваться почестями. Савл идет в Дамаск потому, что это был великий и царствующий город и он боялся, чтобы этот город не увлекся христианскою проповедью. Не идет он с просьбой к претору, но идет к первосвященнику, потому что имел намерение делать все законно.

«Чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим» . Что такое «последующих сему учению?» Может быть, так называли себя веровавшие, так как одна только их вера была такой, посредством которой мы возносимся на небо. Или же Павел называл их последователями сего учения – пути, возможно, из чувства презрения и в насмешку над ними, потому что бесчестного человека они обыкновенно называли «сбившимся с пути». Он искал власти не тут же наказывать христиан, но вести их в Иерусалим, потому что он хотел действовать с большей властью.

. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил .

Видение произошло не в городе, но на пути и в тишине, потому что толпа не поверила бы, а только посмеялась бы, так как и при Иисусе Христе слышавшие голос с неба «говорили, что это гром» (). А Савл заслуживал веры, потому что рассказывал о том, что с ним случилось. Итак, не в Иерусалиме и не в Дамаске, но на пути «внезапно осиял его свет» , чтобы то, что с ним случилось, иные не стали объяснять иначе, но чтобы сам он объяснил это, так как он заслуживал веры, так как он и видение видел, и болезнь претерпел. Это говорит Павел и защищаясь перед Агриппой (см. ).

«Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Христос не говорит ему: «веруй!», но упрекает его, говоря: «что ты гонишь Меня?» Почти что говорит: «Что малое или великое ты потерпел от Меня, что ты Мне делаешь это?»

«Я Иисус, Которого ты гонишь» . Это сказано вместо «не думай, что ты враждуешь против людей, но – против Меня, Господа твоего». Для чего это явление и вразумление Савлу не было сделано вначале? Для того, чтобы показать, что Христос действительно воскрес. Потому что как уверовал бы гонитель Его и неверующий Его воскресению, неистово преследующий верующих, если бы сила воскресения Его не была велика? А почему не тотчас же после воскресения? Чтобы очевиднее обнаружилась вражда против учения о воскресении и более Божественной явилась перемена в образе мыслей Павла.

«Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя» . Всех бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастье, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного Промысла. Почему же не уверовали бывшие с ним? Чтобы они могли быть достоверными свидетелями того, что случилось с Павлом. Потому что если бы они уверовали, то показалось бы, что они свидетельствуют по пристрастию. А чей голос слышали бывшие с Павлом? Голос самого Павла, когда он отвечал, а голос небесный слышал один он. Поэтому-то здесь и сказано: «Люди… шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос» , то есть голос Павла, «а никого не видя» , кому он отвечал. Позже, в Иерусалиме, Павел рассказывал: Бывшие… «со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали» ().

«Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел» . Очи Павла пострадали, потому что избыток света обыкновенно действует болезненно, так как и глаза имеют меру. Говорят также, что чрезмерный звук делает глухими и бесчувственными.

«И три дня он не видел, и не ел, и не пил» . Для чего он сделал это? Потому что он очень раскаивался в том, что преследовал , и печалился, и молился, и просил Бога, чтобы было прощено ему это.

. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое .

Почему Анания, не будучи из числа достопамятнейших и известных учеников Спасителя, получает власть огласить и уврачевать Павла, имевшего сделаться таким великим проповедником Евангелия? Потому что Павел должен был быть наставлен в истинах веры не человеком, но самим Христом. Потому и Анания его окрестил и уврачевал, но ничему не учил. А что он не был из числа очень известных, это очевидно из его опасения и страха, что открывается из его слов. Он так боялся преследования со стороны Павла, что был поражен и пришел в ужас, когда только услышал от Господа имя его. Он не обратил внимания даже и на то, что было сказано затем: что Савл "молится" , что он видел видение, что он слеп и что Анания посылается к нему для того, чтобы оказать ему благодеяние и спасти его.

«Видел в видении мужа, именем Ананию» , потому что он не мог видеть наяву, так как был слеп.

«Здесь имеет от первосвященников власть вязать всех» . Откуда было это им известно? Естественно было находящимся в страхе допытываться и узнавать то, что против них замышляется. Посмотри на страх, каков он, потому что он не допустил, чтобы дошло до его слуха имя «Павел», и уже говорит: «Боюсь, чтобы как-либо он не отвел меня в Иерусалим».

«Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд» . Не только, говорит, он сделается верующим, но и учителем, и будет иметь великое дерзновение, «перед народами и царями» и перед иудеями предстанет. Этим Господь ободряет Ананию, а вместе и пристыжает его, как бы говоря: «Если он так неистовствовал из-за Меня и убивал, и однако же будет терпеть все, то неужели ты не хочешь даже и крестить его? Потому повелеваю тебе идти к нему, что «он есть Мой избранный сосуд» и что пронесет имя Мое». Анания, услышав, что Павел слеп, возрадовался, и смысл его слов был таков: «Это хорошо, оставь его слепым, зачем повелеваешь мне отверсть очи его? Чтобы он опять стал вязать? Или чтобы он снова стал наказывать нас?» На это Господь говорит: «Он не только не будет делать ничего ужасного, но и будет терпеть многое за Меня».

. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске .

Посмотри, какое послушание после величайшего страха. Итак, эти слова Анании были изречены им не вследствие неверия, но вследствие страха и трепета.

«Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня» . Тотчас знакомит его с именем Господа. И притом Христос не сказал Анании: «Я явился Савлу», но сказал: «он научен Духом»; и действительно, не являлся ему лично, но, конечно, явился делами и действиями. Говорит «явившийся тебе» ; не сказал: «ослепивший тебя и отклонивший поношение». Говорит: «послал меня» . Не мое, говорит, это дело. Я слуга благодати. Таким образом, они не могли ничего вымышлять от себя.

«И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его» . Чешуи отпадают и показывают, что воспаление сильно и что исцеление не подлежит сомнению.

«Встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился» , потому что силы его ослабели отчасти от путешествия, отчасти от страха, отчасти от голода, а отчасти от малодушия. Заметь, что он не решился принять пищу до тех пор, пока не получил великих даров.

. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий .

«И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос» .

Не говорит Павел, что Иисус воскрес, что Он жив, но что? Тотчас тщательно доказывает, что «Он есть Сын Божий» . Тотчас он сделался учителем, потому что он не стыдился того, что в нем произошла перемена по отношению к тому, что сделалось для него ясно.

«Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев» . Иудеи смущены, потому что чему он научен был из закона Моисеева, о том спрашивал и их. Они думали, что, избавившись от Стефана, они избавились и от этих рассуждений, а между тем нашли другого совопросника, более сильного, чем Стефан. Он, доказывая это, преподавал и изъяснял из тех писаний, которые им были известны.

. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик .

Иудеи опять приходят к своему крепчайшему помыслу, но теперь они уже не ищут клеветников и лжесвидетелей, а сами стремятся совершить убийство. Так как они увидели, что это дело получило силу, то они не передают уже его и в суд.

«Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине» . Заметь, что Павел спасается не благодатью, но человеческой мудростью, чтобы ты научился, что добродетель мужа сияет и без чудес.

«Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам» . Избавясь от опасности, он не только не скрывается, но, напротив, идет туда, где более их преследовали. И заметь, что он даже ищет учеников Спасителя, так он весь воспламенился и переполнился ревностью о проповеди , и то, что он позже других пришел ко Христу, его сделало еще более ревностным.

Справедливо может возникнуть недоумение, как апостол Павел в послании говорит: «Не пошел в Иерусалим… а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил… в Иерусалим видеться с Петром… Другого же из апостолов… не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (), – а здесь говорится, что он пришел в Иерусалим и Варнава привел его к апостолам. Итак, или в Послании к Галатам апостол Павел сказал: "не пошел" в том смысле, что он ходил не затем, чтобы представить свое учение на одобрение апостолов, или же, если это не так, надобно допустить предположение, что злоумышление против него в Дамаске было сделано не тотчас по обращении его к вере христианской, но по возвращении его из Аравии спустя три года по обращении. И таким образом совершилось его путешествие во Иерусалим. Итак, он не пошел к апостолам, но «старался пристать к ученикам» . Это он делал, будучи одновременно и учителем, и учеником. Или Павел в Послании к Галатам не говорит об этом путешествии в Иерусалим, потому что его историограф многое сокращает и сводит события, бывшие в разные времена. "Старался" же, говорит Лука, «пристать к ученикам» . Шел к ним не смело, но с робостью.

«Все боялись его, не веря, что он ученик» . Боялись, конечно, ученики, а апостолы не верили его обращению, потому что для человеческого разумения поистине невероятно, чтобы такой жаркий гонитель обратился в проповедника.

. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались .

Что Варнава человек кроткий и снисходительный, это видно и из этого, и из того, что им сделано после этого. Может быть, он и прежде знал Павла, будучи другом его. К каким апостолам привел он Павла? Может быть, к Петру и Иакову, о которых и сам Павел в Послании к Галатам говорит, что знал их. Обрати внимание на Павла: он не идет к апостолам, как человек скромно о себе думающий, но идет к ученикам, как будто бы и он только ученик. А Варнава ведет его и к апостолам и рассказывает о том, какое Павел имел дерзновение.

«Говорил также и состязался с Еллинистами» или с теми иудеями, которые говорили по-гречески. Потому что другие евреи, закоренелые, не могли и смотреть на него или, вернее, даже решились убить его.

«Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию» . Напуганные тем, что случилось со Стефаном, отправляют его в Кесарию, а потом также и в Тарс, чтобы он там и учил, и находился в безопасности, как в собственном отечестве, потому что иудеи не бесились против других так, как против него. Ибо других апостолов они уже знали и бешенство, направленное против них, в них уже ослабело от времени; знали также, как они часто находили себе защиту и каким уважением пользовались они в народе.

«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое» . Лука хочет сказать, что оттуда пришел Петр. Итак, чтобы ты не подумал, что он сделал это из страха, он сначала сказал, что эти церкви имели мир, потому что когда в Иерусалиме был разгар вражды, апостолы пребывали в нем, а когда там настал мир, они отправились проповедовать и в другие места.

. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя ; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу .

Почему Петр не ожидал обнаружения веры этого мужа и не спросил, желает ли он быть исцелен? Это чудо было совершено, конечно, в особенности в назидание многих. Потому что Лука говорит: «И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу» . А с другой стороны, чудеса здесь не обнаруживали еще своей силы. А потому здесь и неуместно было бы требовать веры в них. Потому-то апостолы и хромого не спрашивали. Как Христос, полагая начало чудес, не требовал веры, так и они не требуют. А в Иерусалиме вера в них, конечно, распространилась раньше: так многие желали, «дабы хотя тень проходящего Петра» , говорит Лука, «осенила кого из них» (). Потому-то там и было сотворено много чудес, а здесь тогда только было положено начало им.

. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника .

Лука называет имя ученицы «Тавифа, что значит: «серна»,» показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна. Потому что часто многие имена даются по Божественному домостроительству.

«Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» . То есть сделали все, что следовало сделать над умершим. Послали же бывшие в Иоппии ученики к Петру «просить, чтобы он не замедлил придти к ним» . Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре. Не сами идут, но просят через двоих об исцелении, и он приходит. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников и отвлекать их и навязывать им затруднения в деле проповеди . Поэтому-то Лука и говорит, что было близко.

«Вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними» . Выражение «живя с ними» показывает великое смирение ее, потому что она находилась с ними и жила с ними и обращалась со всеми как одна из них, а не так, как мы теперь.

«Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился» . Для чего он изгоняет всех вон? Для того, чтобы не тронуться слезами и не потерять спокойствие духа. «Преклонив колени» , усердную совершает молитву. Затем поддерживает ожившую; потом понемногу возвращаются жизнь и силы ее.

«Призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою», – одним в утешение, а другим в покровительство. Заметь отсутствие всякого высокомерия в Петре. Совершив такое великое чудо, он ищет пристанища не у нее и не у другого какого-либо знаменитого человека, но у кожевника Симона; он не стыдится людей ничтожных и не дает великим повода превозноситься.