Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Нос”. Сочинение на тему: Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" Совмещение реальности и фантастики

>Сочинения по произведению Нос

Реальное и фантастическое в повести

Гоголевская фантастика занимает особое место в русской литературе 19-го века. Она была создана на бытовой, прозаической основе. Повесть «Нос» входит в третий цикл Петербургских произведений автора и, пожалуй, является наиболее абсурдной и в то же время социально-значимой. Перед читателем открывается столица Российской империи и жизни обычных людей, занимающих самые разные посты. Повесть полна сатиры, гротеска и оригинальных неожиданных оборотов.

В этом произведении автор достиг вершины своего мастерства в отображении реального и фантастического. Реальными были и остаются взаимоотношения чиновников, сам Петербург со своими дворцами, широкими проспектами и Невой, детали быта и общения. А к фантастической части относится факт утери носа, который пошел гулять сам по себе. Такой поворот мастерски описан Гоголем , так как гротеск был одним из наиболее излюбленных его приемов. Проснувшись утром рано, майор Ковалев не обнаружил своего носа на месте, зато его нашел в своей булочке цирюльник Иван Яковлевич .

Это ли не чудеса? По сюжету Нос, одевшись в человеческие одежды, отправился путешествовать по Петербургу, даже в Казанский собор заходил, чтобы помолиться. Одет он был в шитый золотом мундир, замшевые панталоны и шляпу с плюмажем, как у статского советника. Все, к кому Ковалев обращается за помощью, считают его, по меньшей мере, ненормальным. В газете отказываются печатать объявление о пропаже носа. Частный пристав говорит, что у порядочного человека нос не украли бы и отказывается заниматься его делом.

Полицейским, наконец, удалось перехватить нос, когда тот направлялся в Ригу с фальшивым паспортом. Радости Ковалева не было границ. Однако нос упрямо не хотел вставать на прежнее место. Даже призванный доктор не берется за это нелепое дело. Так или иначе, в апреле месяце нос все-таки встал на место, чему майор был бесконечно рад. Таким образом, можно сделать вывод, что фантастика и реальность во многих произведениях Гоголя идут рука об руку и служат только для того, чтобы обрисовать всю нелепость социальных взаимоотношений.

Реальное и фантастическое в повести «Нос» Николая Васильевича Гоголя сливаются воедино. Это позволяет раскрыть общий замысел писателя, который хотел показать нелепость общественных принципов.

Фантастическое

В основе всей повести лежит фантастическое событие: главный герой Ковалев не обнаружил у себя носа, который вскоре находит Иван Яковлевич. Эта история становится двигателем сюжета.

Создавая свое произведение, Н. В. Гоголь использовал прием гротеска, который становится в повествовании основным. Факт пропажи носа является первым в череде странностей, описанных в повести. Нос не просто пропал, он оказывается олицетворенным, способным перемещаться без своего хозяина. Нос ведет себя как полноценный человек: гуляет по улицам, планирует уехать в Европу.

Реальное

Несмотря на фантастическую основу повести, она имеет общественное значение, так как автор поднимает в ней важные социальные проблемы. Вновь поднимается тема бюрократизма.

Совмещение реальности и фантастики

Поднимая актуальные для своего времени проблемы, Н. В. Гоголь обращается к фантастической форме для того, чтобы показать всю нелепость и комичность общественных отношений.

Фантастическое событие, произошедшее с Ковалевым, совершенно обыденно воспринимается жителями столицы. Пропажа носа у героя не вызывает у окружающих никаких эмоций. Цирюльник находит чужой нос и пугается лишь тому, что его могут привлечь к ответственности. Да и сам Ковалев относительно спокойно реагирует на произошедшее. Это становится нормой жизни. Так, фантастика и реальная действительность оказываются тесно связанными друг с другом.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»», рассмотрит то, каким образом в произведении выразилась фантастика, а каким образом - реальность.

Самые популярные материалы февраля для 10 класса.

Описание

Фантастика - это особая форма отображения действительности, логически несовместимая с ре­альным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, ис­кусстве и в особых, гротескных и «сверхъестест­венных», образах выражает миросозерцание чело­века.
В повести «Нос» у Гоголя полностью снят носитель фантастики – персонифицированное воплощение ирреальной силы. Но сама фантастичность остаётся. Отсюда впечатление загадочности от повести. Даже ошарашивающей странности.

Работа состоит из 1 файл

Фантастика - это особая форма отображения действительности, логически несовместимая с ре­альным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, ис­кусстве и в особых, гротескных и «сверхъестест­венных», образах выражает миросозерцание чело­века.

В повести «Нос» у Гоголя полностью снят носитель фантастики – персонифицированное воплощение ирреальной силы. Но сама фантастичность остаётся. Отсюда впечатление загадочности от повести. Даже ошарашивающей странности.

Перечень попыток найти причину таинственного поведения носа Ковалёва мог бы составить большой и курьёзный список. Ответа найти пока не удалось. Да и вряд ли удастся. Пожалуй, уж больше смысла в словах самого Ковалёва: «И пусть бы уже на войне отрубили или на дуэли, или я сам был причиною; но ведь пропал ни за что ни про что, пропал даром, ни за грош!...»

Смысл событий «Носа» - в их неспровоцированности. Нет их прямого виновника. Нет преследователя. Но само преследование остаётся.

Необычайность гоголевской повести вступает в её отношения к тайне. Романтическая фантастика неотделима от тайны, от поэтики тайны. Обычно повествование начинается с какого-либо странного необъяснимого события, то есть читатель с первых строк ставится перед тайной. Напряжение тайны возрастает всё больше и больше, пока в загадочном не открывается наконец воля или влияние носителя фантастической силы. В произведениях с завуалированной фантастикой протекает аналогичный процесс идентификации фантастики со сверхъестественной силой, с той разницей, что сохраняется возможность второго («реального») прочтения. В тех же случаях, когда фантастический план в ходе повествования уступал место реальному, снятие тайны также происходило с помощью реально-причинных (подчас даже бытовых) объяснений.

Как же соотносится с этими различными формами существования тайны гоголевская повесть?

«Нос» принадлежит к тем произведениям, которые ставят читателя перед тайной буквально с первой фразы. « Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие». Если необыкновенное, значит, будет разъяснение, разгадка? Нос ведёт себя так, как подобает « значительному лицу», имеющему чин статского советника: молится в Казанском соборе, прогуливается по невскому проспекту, заезжает в департамент, делает визиты, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Откуда он взялся, никого, в том числе автора, не интересует. Любое, даже самое бредовое, предположение не исключается. Главное в другом – в «двуликости» носа. По одним признакам, это точно реальный нос коллежского асессора Ковалёва, но второй «лик» носа – социальный, который по чину стоит выше своего хозяина, поэтому чин видят, а человека – нет. В одном месте Гоголь одновременно играет обоими ликами носа: полицейский, «который в начале повести стоял в конце Исаакиевского моста» (то есть тогда, когда нос, завёрнутый в тряпку, был брошен в воду), говорит, что «принял его сначала за господина. Но, к счастью, были со мною очки, и я тот же час увидел, что это был нос» и т.д. Никакой художник не сможет проиллюстрировать эту метаморфозу, потому что он заведомо призван сделать зримым то, что должно оставаться неуловимым и неразъяснённым. Фантастика «Носа» - тайна, которой нет нигде и которая везде.

Тайна достигает своего апогея, а разрешения её всё нет. Наконец, в финале, где существовала последняя возможность раскрыть карты, повествователь вдруг отходит в сторону и начинает изумляться вместе с читателем: «Чепуха совершенная делается на свете. Иногда вовсе нет никакого правдоподобия».

Изменяется в повести и функция слухов. «Между тем, слухи об этом необыкновенном происшествии распространились по всей столице и, как водится, не без особенных прибавлений… Скоро начали говорить, будто нос коллежского асессора Ковалёва ровно в 3 часа прогуливается по Невскому проспекту…Сказал кто-то, что нос будто бы находился в магазине Юнкера… Потом пронёсся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду…» и т.д. «Слухи помещены в необычный контекст. Они не служат средством завуалированной фантастики. Но они даны и не на фоне только что отменённой фантастики. Слухи выступают на фоне фантастического происшествия, поданного как достоверное. Благодаря этому картина осложняется. Гоголь искусно сохранил силу таинственности, высмеивания авторов слухов, он открывал в жизни нечто ещё более неправильное и фантастическое, чем то, что могли предположить любая версия или любой слух.

Тончайшая ирония гоголевской повести в том, что она всё время играет на ожидании разгадки романтической тайны, пародируя её поэтику и всё дальше и дальше заманивая читателя в ловушку. Одним ударом Гоголь порывает со всеми возможными формами снятия романтической тайны. И это логично: ведь он устранил носителя фантастики, в идентификации которой заключалось раскрытие тайны. Вместе с тем Гоголь далёк и от снятия тайны реальным планом, с помощью реально-причинных мотивировок.

Эта повесть явилась своего рода апофеозом прославления носа как такового в творчестве Гоголя. К изображению же этого органа писатель часто (настолько часто, что это кажется немного странным) прибегал на протяжении всей своей литературной деятельности. Как раз на этой проблеме заостряет внимание в статье о Гоголе Владимир Набоков. Оказывается, носу у писателя отведена далеко не последняя роль. Образ носа, идея носа, всё, что связано с этим органом, преследовало Николая Васильевича до самой смерти. В описании Набоковым болезни писателя и его кончины нос наделяется какими-то роковыми, фатальными свойствами.

Какова же дальнейшая судьба развития гоголевской фантастики? Вопрос этот является частью другого: есть ли в нефантастических произведениях Гоголя элементы, адекватные или близкие рассмотренным формам фантастики?

Воздерживаясь пока от общих выводов, заметим лишь одно. Такие элементы уже не объяснить понятием чуда или тайны, проистекающих от прямого вмешательства носителя фантастики, от его воздействия из прошлого или же от какой-либо неизвестной причины. Они располагаются уже в плоскости не ирреального, но скорее странно-необычного.

Сюжет данного произведения Гоголя в том, что главный персонаж по фамилии Ковалев «потерял свой нос», в этом и есть фантастическое действие этой повести и это является в сюжете главным. Пропажа носа, отнюдь не первое странное событие в этом произведение, еще одно-это, то что этот нос способен самостоятельно передвигаться, словно живой. Он ведет себя как человек.

Сначала Гоголь описывает темный и мрачный город Санкт-Петербург, а потом уже появляется и сам герой – майор, который ищет себе «теплое место».

Что касается реальных событий в повести, то автор поднимает здесь проблемы социализма и тему бюрократизма. Фантастика и реальность в повети гоголя слились в единое. Ведь то, что произошло с Ковалевым, это фантастическое событие, она обыденно принимается людьми, оно ни у кого не вызывает никаких чувств и эмоций. Да и сам герой относится к этому весьма спокойно.

В данном сюжете описывается то, что нос сам по себе ушел гулять по городу, и при этом он был одет, как обычный человек. Это ведь просто чудеса. Все люди, к которым Ковалев обращался за помощью, считали его просто сумасшедшим, а газеты отказались печатать его объявление про пропажу носа.

И вот милиция как- то схватила нос, когда тот пытался уехать в Ригу по фальшивым документам. Главный герой очень обрадовался такому событию. Это был уже отнюдь не прежний нос мелкого чиновника, а уже более высокого ранга. Но нос сначала совсем не хотел вставать на свое прежнее место, даже доктор не брался за это. Однако чуть позже нос все-таки оказался на своем месте.

Это необычное событие наполнено иронией и несет в себе смысл в том, что в итоге Ковале остается «с носом». Ковалев хотел возвысить себя за счет такого необычного персонажа.

Гоголь, соединив вымышленные события и реальные, попробовал объяснить читателю всю систему чиновников, где обитают лицемерные и черствые лица.

Гоголь таким фантастическим происшествием, описанным в своей повести, раскрывает многие недостатки нашего общества. И при чтении этого сюжета, читатель не может четко разделить все признаки прочитанного, так как они сплетаются меж собой и сливаются в единое и этим не выдают себя до конца.

Вариант 2

В русской литературе 19 века фантастика из под пера Н.Гоголя занимает едва ли не первое место. Знаменитая повесть «Нос» является, наверное, самой нелепой и одновременно имеет немалое значение в социальном плане. Читателю предоставляется весь обзор жизни самых обыкновенных людей, занимающихся каждый своим делом в Петербурге. В своем произведении «Нос» автор, Н. Гоголь показал всё своё мастерство в описании реальности и фантастики. В реальных событиях он отображает город Петербург с его проспектами, великолепными дворцами и многочисленными каналами. Реальными остаются взаимоотношения между чиновниками, да и вообще весь быт и нюансы общения между людьми описываются весьма реалистично.

Фантастика заключается в факте потери носа, который отправился путешествовать сам по себе. Майор Ковалев, главный герой повести, модник и франт, как – то утром, после пробуждения, не нашел вдруг своего носа на обычном месте. Позже его обнаружил цирюльник Иван Яковлевич в своей булочке. Скажете, не чудо? Дальше дело было так: нарядившись в мундир, нос отправился гулять по городу, катался на извозчике, посетил даже Казанский собор, чтобы совершить молитву.

На Ковалева все смотрят как на умалишенного, когда он взывает о помощи. Редакция газеты отказывает ему в его просьбе напечатать объявление, что у него пропал нос. Пристав отказывает ему вести расследование, мотивируя это тем, что у людей порядочных носы не пропадают и их никто не ворует. Почти вся повесть описывает преследование майором Ковалевым своего носа. Он всячески уговаривает его вернуться, умоляет, но все его попытки бесполезны. Нос считает себя независимой личностью и вообще отказывает признавать свою принадлежность майору. Существует ли виновник столь необычного отсоединения носа от своего хозяина остаётся тайной.

К концу повести нос всё – таки удалось схватить, когда он, по липовому паспорту направился в Ригу. Но нос ни в какую не хочет возвращаться на положенное ему место. Даже профессиональный доктор не рискнул взяться за это абсурдное дело.

В апреле нос с горем пополам всё таки возвратился на прежнее место. Радости и счастью майора Ковалева не было предела.

На основании всего рассказа приходишь к выводу, что во многих шедеврах Н.Гоголя, не только в этом произведении, реальные и фантастические вещи происходят всегда где то рядом. Они помогают отобразить весь абсурд социальных отношений с помощью сатиры и гротеска.

Несколько интересных сочинений

    Скоро наступит зима. Наметёт огромные сугробы снега. Водоёмы покроются льдом. Деревья наденут снежные шапки.

    Мои родители – самые лучшие родители на свете. Они меня очень любят, заботятся обо мне, всегда прислушиваются к моему мнению. Я учусь в хорошей школе. У меня есть отдельная комната, много игрушек и красивых вещей

  • Сочинение рассуждение Патриотизм

    Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.

  • Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского
  • В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя - Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать

Повесть “Нос” входит в третий цикл произведений Н. В. Гоголя под названием “Петербургские повести”. Перед читателем предстает столица Российской империи Петербург. В повести жизнь людей в своих типических проявлениях раскрывается при помощи приемов сатиры, гротеска.

Последний прием часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия.

Что реальное мы видим в повести? Перед нами Петербург, Невский проспект, по которому снуют люди. А вот и главный герой, майор Ковалев, франт и модник, ищущий

В столице тепленькое местечко. Ничего фантастического!

Сплошная проза жизни!

Фантастика начинается в тот момент, когда майор на Невском проспекте вдруг увидит. свой нос! Герой ошарашен, изумлен! Да и как не испытать этого, если его собственный нос “был в мундире”, разъезжал на извозчике, молился в церкви. Ковалев “чуть не сошел с ума”.

Он преследует свой нос, пытается уговорить его вернуться на место. Да где там! Нос ведет себя независимо и принадлежность майору Ковалеву отрицает.

Фантастика! Чистой воды фантастика! Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева в повести не указано.

Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается.

Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Думаете, в финале повести мы узнаем, чем закончилась эта занимательная история?

Нет! Финал повести сохраняет фантастическую интригу: “Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”.

Таким образом, могу сделать вывод, что фантастика и реальность идут в повести рука об руку и служат одному: нарисовать чудовищную власть чинопочитания, показать всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Реальное и фантастическое в повести Гоголевская фантастика занимает особое место в русской литературе 19-го века. Она была создана на бытовой, прозаической основе. Повесть “Нос” входит в третий цикл Петербургских произведений автора и, пожалуй, является наиболее абсурдной и в то же время социально-значимой. Перед читателем открывается столица Российской империи и жизни обычных людей, занимающих самые разные […]...
  2. Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Заколдованное место” Повесть Николая Васильевича Гоголя “Заколдован­ное место” – это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести все больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлекся своим повествованием, что упрекнул слушателей […]...
  3. Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много пора­зительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фанта­стическое с реальным. Читая произведения Гоголя, с каждым разом убеждаешься в том, что основа его произведений – комическая. Это карнавальность, когда все наде­вают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, и […]...
  4. Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть “Собачье сердце”, написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести “Собачье сердце” становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести “Собачье […]...
  5. Михаил Афанасьевич Булгаков – один из виднейших писателей России первой половины XX века. В своих произведениях он соединял реальное и фантастическое. Проза Булгакова наполнена конфликтами, лирикой, гротеском, смехом, трагедией. Повесть “Собачье сердце” объединяет в себе фантастику и сатирический памфлет, поэтому она такая своеобразная и интересная. Сложнейшая операция, проведенная профессором Преображенским, ее результаты – это, конечно, […]...
  6. Реальное и фантастическое в повести М. Булгакова “Собачье сердце” Повесть “Собачье сердце” стала одним из лучших произведений М. А. Булгакова. Она была написана в 1925 году, но через год ее изъяли после обыска в квартире писателя и запретили издавать. Ведь основной темой произведения является изображение общества в сложную эпоху перехода от одного режима власти к […]...
  7. Древнеиндийская эпическая поэма “Рамаяна” создавалась в глубокой древности, около двух тысяч лет назад. И те, кто на протяжении веков слагал ее поэтичные строки, вряд ли мог отделить в ней реальность от фантазии народа. Так же, как и нынешние индусы, свято верующие в переселение душ и продолжение жизни, не отделяют героев поэмы от своей реальной жизни, […]...
  8. РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА “ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА” 1 вариант Н. А. Некрасов был замечательным, чистым и благородным русским поэтом, голос которого звучал в защиту простого народа, бесправного и угнетенного. Поэзия Н. А. Некрасова полна горячей любви к человеку и пробуждает у читателя стремление к лучшей жизни. Некрасов писал стихотворения о простом народе […]...
  9. Одно из замечательных и поучительных произведений Чарльза Диккенса “Рождественская песнь в прозе” несколько необычное как в своем сюжете, так и в построении. Действительность и фантастика крепко переплелись между собой во многих эпизодах, что также делает сюжет данного произведения весьма привлекательным. События случайно происходят на рождественские праздники – время надежд на чудо и осуществления невероятного. События, […]...
  10. Реальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. (На материале произведений по выбору учащегося.) В начале рассуждения отметьте, что сатирические сказки М. Е. Сал­тыкова-Щедрина, написанные в основном в поздний период творчества писателя, обличают правителей России, государственное устройство, вла­дельцев крепостных душ и даже сам народ. Автор утверждает, что в его произведениях “карикатур нет… кроме той, которую […]...
  11. “… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,- это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы […]...
  12. Во многих произведениях русской литературы присутствует реальность и фантастика. Я хочу рассказать как в одном из рассказов Виктора Астафьева “Царь-рыба” совмещается реальное и фантастическое, что человек никогда не веривший ни в бога, ни в приметы, уже через несколько минут начал во всем каяться и винить себя за то, что никогда не верил ни в бога, […]...
  13. 1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои “сказки” “детям изрядного возраста”. Тем самым Салтыков-Щедрин словно […]...
  14. В повести “Собачье сердце” Михаил Афанасьевич Булгаков умело сочетает как абсолютную фантастику, так и суровую реальность происходящего. Сквозь пелену художественного вымысла автору удается вплоть до мелочей передать читателям все подробности жизни революционного общества. Почтеннейшему человеку, профессору Преображенскому, удается провести на редкость сложную операцию по пересадке гипофиза от человека собаке. Немыслимо, восхитительно, фантастично. Если бы не […]...
  15. Аркадий и Борис Стругацкие создали много прекрасных книг. Почти все их произведения написаны в жанре фантастики Но несмотря на это, главным объектом для писателей всегда является Человек, и прежде всего его духовный мир. Характерно, что все чудеса техники и достижения науки в книгах Стругацких запоминаются куда меньше, чем сами люди, их характеры, отношения. Проблемы, которые […]...
  16. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ПОЭМЕ “РАМАЯНА” У каждого народа существует множество легенд о славных героях, об их мужественных подвигах и блистательных победах над врагами. В Индии подобные устные пересказы начали создавать безымянные певцы и рассказчики еще в очень древние времена. Позже народные легенды неоднократно использовались как основа многочисленных литературных произведений, одним из которых и […]...
  17. Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят […]...
  18. В поэме “Чернобыльская Мадонна” И. Драч рассказывает о самой страшной трагедии второй половины XX столетия – аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года и ее последствиях. Поэт с жгучей болью рассказывает о том, как зеленые луга, величественные рощи, чистые реки – все стало мертвым. Авария привела к невиданному загрязнению атмосферы, к радиоактивному облучению тысяч […]...
  19. С элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям. Тематика “Вечеров…” – характеры, духовные свойства, моральные […]...
  20. РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. Э. РАСПЕ “УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА” Забавные истории о приключениях барона Мюнхгаузена известны детям многих стран. Однако немногие знают, что барон-фантазер – не совсем вымышленный персонаж, а точнее, очень даже реальный. Он жил в Германии в XVIII веке и некоторое время провел в России, воюя с турками. Эти и […]...
  21. Гоголю в своих произведениях присуще отражение как фантастических, так и реальных событий. Повесть “Нос” за сказочной потерей носа носит сатирическое высмеивание человеческих пороков. Главным героем поэмы цирюльник является Иван Яковлевич, неопрятный человек, склонный к пьянству, который испытывает страх и безволие перед своей женой. В повести автор показывает нам типичный взгляд на женитьбу как на выгодную […]...
  22. Гротеск в повести Гоголя “Нос” Сатирическая повесть “Нос” была написана Н. В. Гоголем в 1832-1833 годы. Некоторые издания отказывались печатать ее, считая абсурдной и тривиальной, но А. С. Пушкину повесть показалась более, чем интересной, веселой, фантастической и оригинальной. В 1836 году он опубликовал ее в своем журнале “Современник”. Со стороны было много критики в адрес […]...
  23. 1. Особенности повести Н. В. Гоголя “Нос” – реализм и фантастичность 2. Сатирические Особенности повести Н. В. Гоголя “Нос” . 3. Значение образа Носа-чиновника. Н. В. Гоголя принято считать одним из основоположников русского реализма. Однако реализм в произведениях этого писателя очень часто переплетается с фантастическими образами, полными глубокого смысла. Вспомним его “Вечера на хуторе близ […]...
  24. I 25 марта в Петербурге случилось странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич захотел съесть горячего хлеба с луком. Он сел за стол, взял в руки нож и принялся резать хлеб. В одной из половин хлеба он увидел что-то белевшееся, ковырнул и к своему удивлению обнаружил нос. И нос был какой-то на удивление знакомый. Супруга его пришла […]...
  25. “Нос” часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя. Она была написана в 1833 году для журнала “Московский наблюдатель”, который редактировали друзья писателя. Но произведение редакция не приняла, назвав его грязным и пошлым. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации? Какую грязь и пошлость они усмотрели в этом фантастическом сюжете? В 1836 году […]...
  26. Повесть построена в форме дневниковых записей и раскрывает смятенное сознание героя. Этот мелкий чиновник далек от мира сильных людей, от высшего общества. В департаменте он чинит перья для своего начальника. Он познает жизнь через унижения и оскорбления и свыкается со своим положением. Особенностью является то, что по мере того, как герой лишается рассудка, происходит его […]...
  27. В “Авторской исповеди” Гоголь писал: “После “Ревизора” я почувствовал, более нежели когда-либо, потребность сочинения полного, где было бы уже не одно то, над ^чем следует смеяться”. Он хотел изобразить русского человека со всеми его достоинствами и недостатками, данными ему “преимущественно перед другими народами”.Лирическая сила должна была помочь изобразить достоинства, а сила смех а – недостатки. […]...
  28. Описанное происшествие, по свидетельству повествователя, случилось в Петербурге, марта 25 числа. Цирюльник Иван Яковлевич, откушивая поутру свежего хлеба, испеченного его супругою Прасковьей Осиповной, находит в нем нос. Озадаченный сим несбыточным происшествием, узнав нос коллежского асессора Ковалева, он тщетно ищет способа избавиться от своей находки. Наконец он кидает его с Исакиевского моста и, против всякого ожидания, […]...
  29. 1) История создания повести. После публикации “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголь пишет цикл повестей “Миргород”, который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести “Старосветские помещики” и “Тарас Бульба”, во вторую – “Вий” и “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. Обе части сборника “Миргород” были опубликованы в […]...
  30. Имя Майор Ковалев заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль – кузнец; ср. поговорку: “кузнец своего счастья”), с другой – имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, что в тона М. К. не помышляет ни […]...
  31. I Эта история началась 25 марта в Петербурге. Утром цирюльника Ивана Яковлевича разбудил запах свежего хлеба, который испекла его жена Прасковья Осиповна. Иван Яковлевич поспешил сесть за стол и начал резать горячий хлеб. Вдруг он обнаружил внутри буханки человеческий нос. Жена цирюльника тут же закатила истерику и обвинила мужа в том, что это нос одного […]...
  32. В основе повести Гоголя “Ночь перед рождеством” лежит малорусская сказка о кузнеце и черте – “Кузнец”. Однако в сюжете этой сказки отсутствует любовный конфликт. Черт и кузнец – главные действующие лица “Кузнеца”. Все действие завязано вокруг картины с изображением нечистого: кузнец Яремка портит портрет черта, черт пытается отомстить ему, однако попытка не удается. В финале […]...
  33. “Гротеск – древнейший художественный прием, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни” – так объясняет понятие гротеска большая школьная энциклопедия литературы. Однако не всякое преувеличение является гротеском. Здесь оно имеет особый характер: изображаемое абсолютно фантастично, нереально, неправдоподобно и ни в каком случае не возможно […]...
  34. На предыдущих уроках мы говорили о Петербурге Гоголя, анализируя содержание, идею и композицию повести “Невский проспект”. Сегодня нам предстоит, надеюсь, интересная работа с языковыми средствами изображения “города-обмана” в повести. Вспомним, к каким выводам мы пришли, анализируя композицию “Невского проспекта”. Произведение состоит из трех частей: первая часть – реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга; вторая – […]...
  35. Повесть “Шинель” – лучшее произведение петербургского цикла, “одно из глубочайших созданий Гоголя” (Белинский). Образ мелкого чиновника-неудачника появился в русской литературе задолго до Гоголя (например, образ станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина). В начале повести “Шинель” автор пишет, что над бедным человеком “натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не […]...
  36. Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в “Миргород”, были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя. Сборник “Миргород” во многом является продолжением первого сборника, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков (“Вий”, “Тарас Бульба”) и […]...
  37. Рабочие материалы для учителя Из истории создания повести “Невский проспект” впервые был опубликован в сборнике “Арабески” (1835), получившем высокую оценку В. Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки” (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски “Невского проспекта” вместе с черновыми записями “Ночи перед Рождеством” […]...
  38. ­Что мне больше запомнилось Мне очень нравятся повести Н. В. Гоголя из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”, в особенности “Ночь перед Рождеством”. В ней каким-то чудесным образом сочетаются реальность и фантастика. Мы видим, как на фоне обычной украинской деревни развиваются рождественские события, наполненные волшебства. Действующие лица повести довольно колоритные и яркие персонажи. Мне больше […]...
  39. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика развития образов, и точное описание условий жизни персонажей и т. п. Однако после смерти Акакия Акакиевича, когда надо наказывать мерзавцев, а реальная жизнь, изображенная в […]...
  40. Черновики повести Гоголя “Заколдованное место” не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть “Заколдованное место” вошла во вторую книгу сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что “Вечера на хуторе близ Диканьки” издал некий пасечник Рудый Панько. […]...
Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Нос”