Школа выживания для школьников. Рабочая программа внеурочной деятельности "школа выживания". Ожидаемый результат реализации программы

КГОУ ЛИ Алтайский краевой педагогический лицей

Оздоровительно-туристический лагерь «Фадеев лог»

« Школа выживания »

Программа дополнительного образования

Составила педагог–организатор Арвачева С. В.

2009г.

«Школа выживания »

Современный человек, хорошо адаптированный к урбанизированной среде, часто оказывается совершенно беспомощным в случае необходимости выжить в природных условиях. При автономном выживании в природе человеку понадобятся не только хладнокровие и железная воля, но и определенные знания и умения для преодоления возникающих трудностей и чрезвычайных обстоятельств.

Цели и направления деятельности программы «Школа выживания»

Главной целью данной программы является адаптация школьников к условиям выживания в природной среде.

    ознакомить школьников с основными факторами стресса и опасностями, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.

Научить способам ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде;

Воспитывать инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений;

Помочь приобрести необходимые знания для осуществления туристической деятельности;

Воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.

Тематический план.

Разделы

Часы

Проблемы вынужденного автономного существования

2. Подача сигналов бедствии.

3. Ориентирование на местности.

4. Определение направления и движения по азимуту.

5. Организация убежища и укрытия.

6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.

7. Питьевой режим и добывание воды.

8. Питание и добывание пищи.

9. Организация, подготовка и проведение турпоходов.

10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

Итого

10часов

Раздел 1. Проблемы вынужденного автономного существования.

Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе. Факторы, определяющие успех выживания (антропометрические, природно-средовые, материально-технические, экологические). Основные факторы стресса: чувство страха, одиночество, потеря ориентировки, переутомление, голод, жажда, жара, боль и т. д., способы их преодоления. Проблемы адаптации к условиям среды. Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.

Раздел 2. Подача сигналов бедствия.

Специальные (рация, сигнальный фонарь, сигнальные ракеты, дымовая шашка) и подручные средства сигнализации (костры, зеркальце, демаскировка местности). Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты.

Раздел 3. Ориентирование на местности.

Ориентирование по компасу. Пользование компасом и самодельный компас. Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу (по положению в течение дня и высоте стояния, наблюдением за тенью, по часам и солнцу). Ориентирование в ночное время (по Полярной звезде, по движению звезд, по Луне).

Определение времени без часов (по солнцу, по луне, поведению птиц и растений).

Раздел 4. Определение направления и движение по азимуту.

Азимут, определение, отсчет и назначение.

Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте, по скорости пешехода, глазомерная съемка).

Раздел 5. Организация убежища и укрытия.

Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности, наличие подручных «стройматериалов». Основные требования к временному укрытию. Особенности организации убежища на равнине и в гористой местности, в лесу, в степи, в зимних условиях.

Раздел 6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.

Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для трута, растопка, основное топливо и его заготовка.

Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, нодья, таежный, ночной). Виды костров и очагов (костер для обогрева, для сушки одежды, приготовления пищи, сигнальный), их особенности. Способы разведения костра без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноска.

Безопасность у костра. Меры по предотвращению пожаров в природных условиях.

Раздел 7. Питьевой режим и добывание воды.

Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды. Очистка от примесей и обеззараживание воды (изготовление простейших фильтров и опреснителей, кипячение, обеззараживание медикаментами, специальными химическими средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим на маршруте и стоянках.

Раздел 8. Питание и добывание пищи.

Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии.

Съедобные ягоды, грибы, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные растения и их использование в природных условиях.

Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.

Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи. Хранение приготовленной пищи и пищевых запасов.

Раздел 9. Организация, подготовка и проведение турпоходов.

Определение идеи, цели путешествия и сроков. Разработка маршрута. Составление план-графика.

Комплектование и организация группы. Подготовка снаряжения, комплектование аптечки, составление рациона. Режим походной жизни, организация движения, чередование нагрузки и отдыха. Организация биваков, свертывание лагеря.

Личная гигиена в походе.

Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде.

Раздел 10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Укусы насекомых и клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них. Виды кровотечений, способы остановки. Экстренная реанимационная помощь при остановки дыхания и сердцебиения. Способы искусственной вентиляции легких, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.

Ушибы, вывихи, растяжения, переломы и первая медицинская помощь при них. Удар молнии и меры безопасности в грозу.

Вид итогового контроля – проведение итоговой туристической эстафеты.

Во время прохождения этапов эстафеты на станциях участники отвечают на теоретические вопросы по курсу «Школа выживания».

Перечень этапов эстафеты и карточки с заданиями прилагаются.

Пояснительная записка

Программа школьного кружка «Школа выживания» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды в детско-юношеском центре и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Программа предусматривает широкий подход в изучении природы, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.

Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Преемственность программы "Школа выживания" в том, что в основу данной программы положена триада системы безопасности - "Природа - Человек -Общество", особое внимание придается воспитанию гармонически развитой личности. В термин "общество" условно введено не только понятие "социума", но и результаты деятельности человека, то есть техногенные аспекты и их воздействие на людей и окружающую среду.

Обращение к внешне столь простой схеме способно в доступной для детей форме трактовать условия, в которых возможно гармоничное развитие жизни, и помогает четко определить роль и место человека как решающего фактора обеспечения безопасности.

Программа включает в себя несколько блоков:

    Знания о природных факторах и ресурсах.

    Медицинская и психологическая и физическая подготовка.

    Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе ив антропогенных ландшафтах.

    Система знаний и навыков в стрельбе из винтовки

Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские походы, экспедиции. Блок в ыстрел разработан с учетом того, что главными ценностями реально становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье человека. На занятиях по огневой подготовке учащиеся получают начальные знания и навыки в стрельбе из винтовки, а в конце занятий сдают контрольные нормативы. При проведении занятий особое внимание уделяется строгому соблюдению правил и мер безопасности при обращении с оружием, боеприпасами.

Актуальност ь данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью, практических умений и навыков в области обороны государства; военно-профессиональных интересов и мотивов; знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам учащихся; военно-профессиональной ориентации; умения самостоятельно приобретать и применять знания; умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов; умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности;

Задачи:

1. Обучающие:

Формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

Обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

Обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Кубани, России и мира;

Закрепление знаний по картографии, экологии.

Приобщение учащихся к вопросам личной, общественной и государственной безопасности;

Популяризация и пропаганда здорового и безопасного образа жизни;

Популяризация военно-прикладных видов спорта.

2. Воспитательные:

Воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

Формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3. Развивающие:

Развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и
жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Занятия по огневой подготовке проводятся на основе следующих методических принципов:

а) Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

б) Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся должны более качественно усваивать необходимый материал.

в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний.

г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

д) Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества выполнения упражнений и повышение результатов стрельбы можно ожидать, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации. Программа объединяет в себе материал по различным школьным предметам: биологии, химии, физике, кубановедению, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес более углубленного изучения вышеперечисленных предметов.

Программа рассчитана на воспитанников 9 -15 лет.

Сроки реализации 1 год, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.

Методы и формы работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество учебных часов: 144 .

Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала воспитанники объединения «Школа выживания»

Знать:

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

Типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

Свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

Понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

    понимание основных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;

    понимание правовых основ военной службы;

    знание основных видов воинской деятельности;

    знание огневой подготовки;

    знание правил применения оружия для поражения различных целей в бою;

    знание материальной части стрелкового оружия

Уметь:

Подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

Выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

Правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

    умение поражать цель с первого выстрела;

    умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Способы проверки результатов усвоения программы:

Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы).

Проведение конкурсов викторин по изученному материалу.

Проведение родительских собраний.

Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.

Контроль администрации учебного учреждения.

Учебно-тематический план.

занятия

Всего

Теория

Практика

Начальная туристская подготовка

56

14

42

Турист - друг природы

2 – 4

Техника передвижения

5-10

11-14

15-16

Способы поиска воды и пищи

17-21

Физическая, медицинская и психологическая подготовка

22-28

Резерв

2

Автономное выживание в экстремальных ситуациях

52

20

32

Что такое «выживание»?

30-31

Выживание в полярных условиях

32-33

Выживание в горах

34-35

Выживание в тропиках

36-41

Выживание в условиях умеренного климата

42-43

Выживание в пустыне -

44-45

Выживание в море

46-48

Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера

49-50

Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера

51-54

Безопасность в городе и домашней среде

Резерв

2

Общие положения стрелковой подготовки

1

1

-

Роль и значение стрелковой подготовки

Правила безопасности

1

1

-

Правила безопасного обращения с оружием, боеприпасами

Материально-техническая часть стрелкового оружия

4

1

3

Материально-техническая часть пневматической винтовки.

Тактико-технические данные пневматической винтовки

Материально-техническая часть автомата Калашникова

Разборка и сборка автомата АК

Резерв

2

Основы и правила стрельбы.

20

2

18

Команды, подаваемые на огневом рубеже

Изготовка к стрельбе.

Прицеливание.

61-62

Выполнение стрельбы из положения «лежа»

63-64

Выполнение стрельбы из положения «с упора»

65-66

Выполнение стрельбы из положения «стоя»

67-68

Выполнение стрельбы из положения «с колена»

Выполнение контрольных нормативов.

4

-

4

Выполнение контрольных нормативов по стрельбе из пневматического оружия,

(3+5+5), лежа, с упора, с колена.

Разборка и сборка АКС.

Резерв

2

Всего

136+8

Начальная туристская подготовка.

Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования), заинтересовать детей поисково-познавательной деятельностью и развивать у них творческую активность.

Задачи.

1. Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта.

2. Формировать навыки и умения автономной работы в природе. Сформировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования, привитие эколого- туристских навыков и умений, поведенческих (жизнеобеспечивающих,
рекультивационных и побочного природопользования).

3. Формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования на
местности.

4. Физическую, медицинскую и психологическую подготовку и подготовку туристкой
технике проводить с учетом программных требований по физическому воспитанию и
возрастных особенностей.

Методы и формы проведения занятий:

Теоретические - беседа с демонстрацией иллюстративного материала и моделей.

Практические занятия в помещении и на местности: наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы. Игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).

Краткое описание тем и теоретических и практических занятий

Турист - друг природы

Туризм - массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма. Влияние пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие туристские и краеведческие должности и поручения бывают.

Что такое "экология"? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле по охране природы.

Практическая работа - подбор иллюстративного материала о растениях и животных края (для альбома, реферата), организация выставки книг, распределение туристских и

краеведческих должностей и поручений. Организация наблюдений за природой.

Техника передвижения

Выработка техники передвижения в различных условиях местности, движение в одиночку и групповое. Понятия: темп, ритм, специальные команды в при групповом движении.

Практическая работа - поход с преодолением различных препятствий.

Наблюдение за природой и оформление материала по наблюдению. Оформление альбома "Туристу на заметку" (страница "Растения и животные из "Красной книги" края"). Экскурсия-практикум по изучению среды обитания растений и животных (или поход).

Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях

Что взять с собой в поход. Снаряжение туристов. Палатка - дом туриста: ее устройство, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места. Укрытия и их типы. Как правильно выбрать место для костра и обустроить кострище. Правила пользования костром в туристском походе. Правила "захоронения" бытовых отходов - после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими животными.

Практическая работа - подборка материала и оформление альбома "Туристу на заметку" (о лекарственных растениях, их нужно знать - они ядовиты).

Основы ориентирования на местности

План школы, школа на плане города (села, деревни, поселка). Какие бывают карты. План местности, топографическая карта, туристские карты. Карта спортивного ориентирования (первое знакомство). В мире ориентиров. Компас. Топографические знаки и их назначение. Ориентирование на местности по карте и местным признакам.

Практическая работа - топографический диктант, работа с планом класса и школы, определение по компасу сторон горизонта, игры на местности по карте.

Способы поиска воды и пищи.

Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы.

Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях. Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. "Красный сигнал" - осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность.

Практическая работа - экскурсия-практикум по изучению и сбору гербария лекарственных растений "Зеленая аптека". Наблюдение за природой оформление материалов наблюдения.

Физическая, медицинская и психологическая подготовка.

Адаптация человека к климату умеренного пояса. Меры профилактики простудных заболеваний, гриппа, авитаминоза. Сезонность заболеваний. Здоровье и болезни школьников. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека в природных условиях своего края. Влияние (косвенное и прямое) загрязненного воздуха, воды, почв на организм человека. Профилактика современных заболеваний. Специальные физические упражнения. Психология выживания. Практическая работа - по оказанию первой медицинской помощи.

Специальная туристская подготовка

Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.

Практическая работа - тренировки в спортивном зале и природных условиях.

Автономное выживание в экстремальных ситуациях.

Цель.

Сформировать понятие адаптации человека к условиям автономного существования в природе, научить детей применять практические навыки выживания в различных ландшафтах и городском цикле, сохранении и улучшении здоровья человека.

Задачи.

Развивать знания о человеке и его адаптации к климату умеренного пояса, роли
рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности в укреплении здоровья юного
туриста.

Дальнейшее развитие навыков природного выбора в различных климатических
условиях, применение правил и умений по выполнению норм и правил рекреационного
природопользования.

Развивать навык выживания в любых условиях, а также привить цель не только
выжить, но и помочь выжить другим.

Показать роль спортивного туризма, спортивного ориентирования в развитии
личности, в оздоровлении.

Краткое описание тем, теоретических и практических занятий

Что такое «выживание»?

Дается понятие «выживание», а также рассказать, какие мероприятия необходимо выполнит для успешного выживания.

Выживание в полярных условиях.

Полярные области, передвижение в полярных условиях, типы укрытий, особенности разведение огня и приготовление пищи, добывание воды и пищи в условиях холодного климата.

Практическая работа - однодневный зимний поход.

Выживание в горах.

Походы горы: климат и местность. Способы ориентирования в горах. Передвижение по горной местности. Опасность ледников и лавин. Специальные альпинистские приемы. Узлы и спецснаряжение.

Практическая работа - плановый трехдневный поход.

Выживание в тропиках.

Тропическая природная зона, передвижение по джунглям, советы по одежде для тропиков. Лагерь и укрытие, поиск воды и пищи в тропических условиях. Опасные растения и животные.

Выживание в условиях умеренного климата.

Умеренный климат. Особенности географии Краснодарского края и Северского района. В данном разделе главное место отводится походам по территории района (практика).

Выживание в пустыне.

Высокие температуры и недостаточное количество осадков, вода в пустыне и способы ее добычи. Одежда для путешествий. Растительная и животная пища. Опасности. Способы построения укрытия в пустыне.

Практическая работа - добыча воды в трудных условиях.

2.7. Выживание в море.

Как избежать паники при аварии на воде? Выживание в воде. Спасательные средства и их содержимое. Сигналы бедствия. Добыча воды и пищи.

Практическая работа - составление памятки спасения на воде и льду.

Выживание при чрезвычайных ситуациях природного характера и меры по спасению .

Смерчи, ураганы, штормы. Сильный снегопад и оледенение. Гроза. Лесные пожары. Землетрясения и извержение вулканов. Засуха.

Практическая работа - тренировки по спасательным работам (использование средств связи, знаки и сигналы спасения, действия поисковой партии).

Выживание при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера, аварии на химических и других опасных предприятиях.

Безопасность в городе и домашней среде.

Безопасность на дорогах, в общественном транспорте, в домашней среде, при террористических актах. Практическая работа - составление памяток выживания в разной среде.

В результате освоения программы обучающиеся должны:

1. Туризм, как средство познания окружающего мира.

Знать:

    что такое поход, загородная поездка;

    снаряжение туриста (пеший поход выходного дня);

    состав медицинской аптечки;

    экологически "чистый" бивак, правила его оборудования;

    самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей природной среды;

    правила пользования огнем в туристском походе;

    хождения по равнинным участкам;

    спуска и подъема по склонам;

    понятия: план школы, города (села) и его окрестности, местность, масштаб;

    понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного
    ориентирования, туристская);

    условные знаки плана, топографической карты, спортивного ориентирования
    (отдельные знаки);

    местные признаки ориентирования;

Устройство компаса и приемы работы с ним.
Понимать:

Воздействие туристского снаряжения (кострового и бивачного снаряжения) и
оборудования на природу;

- что неправильное (т.е. экологически безграмотное) передвижение туристов,
отдыхающих по местности - причина разрушения природных ландшафтов;

Что правильно выбранное личное снаряжение и медицинская аптечка - залог
успешного похода, отдыха и отличного здоровья;

Назначение плана местности и различных карт для туриста, роль плана, карты в деле
охраны природы;

Влияние занятий по спортивному ориентированию на оздоровление, развитие
наблюдательности и кругозора.

Уметь:

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных
условий;

- пользоваться огнем в туристском походе;

- правильно выбирать место спуска и подъема по склонам разного типа, спускаться и
подниматься по склону;

Выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, лиственным,
смешанным), по лугу и болоту;

Правильно оборудовать кострище;

Работать с планом и топографической картой;

Выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентировать на местности.

2. Знания о природных факторах и ресурсах.

Знать:

- многообразие растений и животных леса, луга;

Типичные растения и животные природной зоны края;

Редкие и исчезающие растения края;

Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей
природной зоны).

Понимать:

- значение леса, луга, водоема в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и
туризме;

- влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);

- влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Уметь:

- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;

- определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных
признаков;

- приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в
связи со средой обитания.

3. Медицинская и психологическая и физическая подготовка.

Знать:

Свой организм - как он устроен;

О гигиене туриста;

Правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе;

Заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их
профилактики;

Заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды;

Особенность медицинской и физической подготовки юного туриста;

- ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края.
Понимать:

Влияние условий окружающей среды на здоровье человека;

Необходимость в сохранении "чистоты" среды обитания человека для сохранения его
здоровья.

Уметь:

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи
при ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу);

- определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;

- обеззараживать и очищать питьевую воду в полевых условиях;

4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.

Знать:

    понятие природных зонах и ландшафтах;

    особенности выживания в автономных условиях;

    закономерности природы различных областей.
    Понимать:

    что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу.

    длительность периода "заживления ран", нанесенных природе туристами (кострища).
    Уметь:

    правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года;

    правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях;

В походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов;

Собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;

Объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

литература

    Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 2006.

    Планета - наш дом: учебн. - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. / Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 2009.

    Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. - М.: 2008.

    Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: "Просвещение", 1980. - 108 с.

    Минделевич С. Пора в поход! - М.: "Молодая гвардия", 2008.

    Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина

    Барышева Ю.А. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 2007.

    Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"

    Плешаков А.А. Программа "Природа и мы"

    Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 2007.

    Конституция РФ.

    Закон РФ «Об образовании».

    Закон РФ «Об обороне».

    Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

    Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

    Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» №727 от 16.05.1996г.

    Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07.2001г.

    Профильное обучение в вопросах и ответах (учебно-методическое пособие), Калуга-2006, КОИПКРО.

    Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе», В.А.Васнев и С.А.Чиненный, г. Москва, «Просвещение», 2003 год.

    «Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов и др., г. Москва, «Дрофа», 2004 год.

Управление образования Большесосновского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Протокол заседания решение педсовета протокол № 1

методического объединения Директор МБОУ

«Большесосновская СОШ»

учителей физической культуры и ОБЖ ______________ _ ___________ О.А. Лискова

от ____ 2 015 года

_______ Бурдин Г.М.

I ! "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Школа выживания»

Уровень обучения (класс): 10 классы

Количество часов: 34

Учитель: Баранов Владимир Евгеньевич

Программа разработана на основе «Программы курса ОБЖ

для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений

Пособия: Волович, В. Г.

Волович, В. Г.

С. Большая Соснова 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Место курса в образовательном процессе.

В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения при попадании в экстремаль ные и чрезвычайные ситуации.

Курс «Школа выживания» является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла.

Направление курса - развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.

    Цели и задачи.

В процессе работы по изучению данного курса решаются следующие задачи:

    воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства:

    развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного социального характера в современных условиях жизнедеятельности.

    освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

III. Содержание курса.

Структурно программа состоит из трех разделов.

Раздел 1: Автономное существование

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования. Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным явлениям. Определение времени дня. Подача сигналов бедствия. Оборудование жилища. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Раздел 2: Пожарная безопасность

Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома. Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый). Причины возникновения лесных в природных условиях. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях

Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного

характера нашего региона, действия в этих ситуациях

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.

Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях. „

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

IV. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.

С л овесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

V. Литература.

    Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.: Толк, 1995.

    Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М.: Знание, 1990.

    Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.

    Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. - М.: Воениздат, 1982.

    Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова М.: Терра, 1996.

    Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М., 1992.

    Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. - М.: Воениздат, 1990.

    Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВИМИТ, 1993.

    Справочник лекарственных растений. - М., 1999.

    Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.

    Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.

    Ожидаемый результат изучения курса.

В результате изучения курса «Школа выживания» учащийся должен

    знать:

    правила выживания в условиях автономии;

    правила выживания при ЧС;

    уметь:

    действовать при возникновении ЧС;

    действовать в условиях автономии;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

    для избегания попадания в стрессовые ситуации;

    правильных действий при попадании в ЧС.

    Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля»:

    текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам);

    тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

    выполнение практических заданий (по разделам практики).

Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата по одной из тем.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Тема

Элементы

Требования к уровню подготовленности обучающихся

1

Авто

номное

суще

ствова

ние

Понятие об автономном существовании человека

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования

Знать основные понятия, факторы и обеспечения выживания в условиях автономии

План

действия

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия

Знать правила принятия решения и уметь разрабатывать план действия

Ориен

тирова

ние

Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным явлениям

Знать правила ориентирования на местности с помощью компаса и азимута

Ориентирование по звездам, природным явлениям

Знать правила ориентирования по звездам

Ориентирование на местности с помощью компаса

Уметь ориентироваться с помощью компаса

Определение

азимута

Уметь определять азимут

2

3

5

Ориентирование на местности по звездам, природным явлениям

Уметь ориентироваться по - звездам и природным явлениям

Определение времени суток

Уметь определять время суток

Сигналы

бедствия

Подача сигналов бедствия (схема, подручные средства)

Уметь подавать сигналы бедствия

Жилище

Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года

Знать различные способы устройства жилища

Устройство жилища из подручных средств

Уметь устраивать жилище из подручных средств

Добывание огня

Способы добывания огня, виды костров, разведение огня, поддержание огня

Знать различные способы добывания огня

Добывание огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Трение дерева о дерево», «Лук и бурав»

Добывание огня: «Разведение огня при помощи ремня», «Получение огня при помощи «пилы», ^Боеприпасы и порох»

Уметь добывать огонь различными способами

Добывание пищи и воды

Питание в условиях автономного существования

Знать основные правила добывания пищи в условиях автономного существования

Добывание пищи: охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения

Правила охоты и рыбалки с помощью подсобных средств

Добывание еды в тундре, лесу, приготовление пищи

Знать съедобные растения для тундры и тайги

Добывание еды в степи, лесостепи. Приготовление пищи

Знать съедобные растения для лесостепи и степи

1

3

4

5

Водообеспечение, питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах

Знать и уметь добывать воду

Лечение

заболеваний

Оказание первой медицинской помощи и самопомощи

Знать правила оказания ПМП

Лекарственные растения и способы их применения

Знать лекарственные растения

2

Пожар

ная

безопсность

Пожар

Причины возникновения пожара в помещении, правила действия при возникновении пожара

Знать причины возникновения пожара и уметь действовать при возникновении пожара

3

4

5

Средства

пожаротушения

Классификация первичных средств пожаротушения и их назначение

Знать классификацию й назначение первичных средств пожаротушения

Устройство и правила пользования огнетушителем

Знать устройство и правило пользования огнетушителем

Тушение возгорания (водой, песком, огнетушителем)

Уметь тушить возгорание

Природные пожары

Причины возникновения природных пожаров и правила действия при них. Причины возникновения природных пожаров

Уметь действовать в зоне природного пожара

Чрезвычайные ситуации природного характера

Действия при ЧС природного характера

Природные ЧС, связанные с земной корой,и правила действия при них

Природные ЧС, связанные с атмосферными явлениями, и правила действия при них

Уметь действовать при ЧС природного характера

Природные ЧС, связанные с изменением уровня воды, и правила действия при них

Уметь действовать при ЧС природного характера

Характерные природные ЧС >для нашего региона

Уметь действовать при ЧС природного характера

Психо

логия

поведе

ния

людей в экстремальных ситуациях

Психика человека в экстремальных ситуациях

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния

Знать влияние опасных факторов на психику человека

Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций

Знать методы и принципы, повышающие психологическую устойчивость

Саморегуляция

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции.

Идеомоторная тренировка: сущность и содержание

Место идеомоторной тренировки при обучении правил поведения в жизнеопасных ситуациях

Знать приемы идеомоторной тренировки

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемом саморегуляции.

Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения

Знать основы и приемы саморегуляции

МОУ « Большеяниковская средняя общеобразовательная школа»

« школа выживания»

руководитель

Преподаватель – организатор ОБЖ

Программа школы выживания "Факел"

В условиях дополнительного образования возникла необходимость в построении такого курса безопасности жизнедеятельности , который бы восполнял пробелы школьной программы ОБЖ, и вместе с тем, существенно расширял бы данный курс. Дополнял бы его практическими навыками не только безопасности в конкретных случаях и ситуациях, но и способствующему комплексному развитию ключевых компетенций личности.

Цель программы :

создание условий для комплексного развития потенциала личности и повышения возможностей адекватного реагирования в экстремальных ситуациях, формирование здорового образа жизни, патриотическое воспитание

для достижения указанной цели решаются следующие задачи

формирование духовно-нравственных качеств личности;

содействовать освоению обучающимися навыков самостоятельной технической и биологической исследовательской работы;

предоставить возможность развития саморегуляции собственного поведения на основе развития вариативности и толерантности мышления и поведения;

создать условия для освоения учащимися практических знаний по условиям и параметрам успешной жизнедеятельности в различных условиях, которые сводятся к некоторым базовым типам;

организация досуга детей;

научить подростков проводить элементарные научные исследования и полевые работы;

физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни

воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества. Правильно действовать в экстремальных ситуациях.

Программа объединения школы выживания рассчитана на учащихся 6-8 и 9-11классов и предусматривает приобретение необходимых навыков получение знаний по ОБЖ, спортивных разрядов по туризму, туристическому многоборью, спортивному ориентированию . Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, преподавателей ОБЖ, преподавателей физической культуры.

Программа рассчитана на 2 года обучения, но и может быть использован и в более длительный срок. Программа первого года обучения (начальная подготовка) может быть использована и в течение двух лет, а после прохождения двухлетнего цикла преподаватель может дополнить ее, исходя из своего опыта, специализации, интересов обучающихся. Время, отведенное на обучение, составляет 136 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Первый и второй год обучения предполагают преподавание основ туризма, ориентирование, знакомство с проведением туристических соревнований в качестве участников (пешеходный, лыжный, велосипедный)

В связи с спецификой работы туристических объединений время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсии в своем населенном пункте, установлено-4 часов, за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, туристические мероприятия -8 часов. Практическое занятие можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание необходимо обратить внимание на общефизическую и специальную подготовку. Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения 15 человек, в последующие годы не менее 12 человек. При наборе обучающихся первого года следует комплектовать группу с превышающим количеством состава обучающихся, так как существенно естественный отсев членов кружка в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Занятия можно проводить с полным составом кружковцев, но по мере роста опыта занимающихся сделать большой упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик, преподаватель должен воспитывать в учащихся умения самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила соревнований, быть объективным судьей. Обязательным условием является участие в подготовке туристических мероприятий, проводимых в своем образовательном учреждении, района, республики. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать опытных судей, туристов, спортсменов. После каждого года за рамки учебных часов проводится многодневные туристическое мероприятие - поход, слет, соревнования, сборы, туристический лагерь.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ План ШКОЛЫ ВЫЖИВАНИЯ

(первый год обучения)

Количество часов

всего

В том числе

лекции

Практические занятия

Основы туристской подготовки

Туристские путешествия, история развития туризма

Воспитательная роль туризма

Компас. Работа с компасом

Измерение расстояний

Способы ориентирования

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Краеведение

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев

Изучение района путешествия

Общественно полезная работа и путешествии, охрана природы и памятников культуры

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Приемы транспортировки пострадавшего

Общая и специальная физическая подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма и влияния физических упражнений

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

ИТОГО за период обучения

Зачетный степенной поход вне сетки часов


1. ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Туристическое путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация развития туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма. Пешеходный, лыжный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме . Экскурсионный и зарубежный туризм. Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивное ориентированию, туристическому многоборью.

Краеведение. Туристическое - краеведческое движение учащихся « Отечество», основные направления движения.

1.2 Воспитательная роль туризма.

Значение туристическо-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке защите Родины. В выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Духовные и физические возможности природной и социальной среды в развитии личности. Общественно полезная работа. Роль туристической работы в деятельности формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и в обществе.

Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива .

1.3 личное и групповое туристическое снаряжение.

Понятие о личном и групповом туристическом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно, трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжения для зимних походов, типы лыж. Подготовка личного снаряжения к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, и др. особенности снаряжения для зимнего похода.

Практическое занятие укладка рюкзаков, подгонка снаряжения, работа с снаряжением, уход за ним и ремонт.

Цель:

Создать условия в «Школе выживания» для формирования у воспитанника потребности в здоровом образе жизни, умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.

Задачи:

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни; Развитие физических качеств и социально-коммуникативных навыков и умений; Раскрывать личностный потенциал ребенка, развить у него природные задатки и творческие способности.

Организационно-педагогические основы обучения.

Реализация данной программы предполагает, что главная задача, стоящая перед воспитанниками «Школы выживания» - формирование социальных потребностей, мотивов интересов, связанных со здоровым образом жизни, готовности использовать спортивные достижения для сохранения здоровья и высокой работоспособности, Учебные планы всех направлений, входящие в «Школу выживания» рассчитаны на 4 года обучения. Программа предусматривает изучение теоретических и овладение практических знаний по следующим направлениям спортивной деятельности:

Направление «Туризм» предназначено для формирования у учащихся представлений о туристическом спорте и его развитии, жизненно-важных двигательных умений и навыков, привитие любви к родному краю, коллективизма. Последним этапом в овладении является многодневный поход по местам родного края.

На занятиях «Школы выживания» при изучении нового материала и закреплении практических умений и навыков используются различные формы и методы, соответствующие поставленным целям и задачам, а так же содержанию образовательной деятельности . (Это методы словесного восприятия, метод наглядности, практический метод, соревновательная и игровая форма.) Наибольший эффект и результат дают игровые и соревновательные формы, которые в основном и используются педагогами на занятиях. Умело применяются в работе педагогические приемы: убеждения, разъяснения, поощрения, порицания, используются яркие убедительные примеры из жизни выдающихся спортсменов, как пример для подражания.

НАПРАВЛЕНИЕ «ТУРИЗМ»

Состоит из следующих разделов:

Пешеходный туризм;

Занятия по «Туризму» направлены на развитие силы, выносливости, ловкости, мужества, настойчивости, дисциплинированности, воспитания чувства коллективизма, любви к природе, расширения кругозора. До выхода на маршрут проводятся специальные тренировки, на которых воспитанники «Школы выживания» отрабатывают элементы спортивной и туристкой техники: устанавливают палатку, разжигают костры, укладывают рюкзак.

В результате изучения «Туризма» воспитанник «Школы выживания» должен:

Иметь представление:

Об истории туризма,

О видах и формах туризма,

Об основных элементах топографии,

Об условных топографических знаках,

О гигиеническом обеспечении туристических путешествий,

О видах самомассажа,

О правилах мед. подготовки,

О правилах поведения в экстремальных ситуациях,

О правилах безопасности во время стрельбы,

О прохождении препятствий,

О судействе на соревнованиях.

Программа кружка «школа выживания»

Количество часов

теория

практика

Техника безопасности на занятиях

Экстремальные ситуации в природе и их причины

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях

Психологические основы выживания в природных условиях

Как избежать попадания в экстремальную ситуацию

Надежная одежда, обувь, необходимые для безопасности

Основные правила поведения в экстремальной ситуации

Определение направления выхода

Ориентирование

Выход к населенному пункту (по местным предметам)

Сооружение временного жилища

Способы добывания огня

Обеспечение питанием и водой

Поиск и приготовление пищи

Сигналы бедствия

Смена климатографических условий

Международный код визуальных сигналов

Ориентирование по сторонам света

Ориентирование по звездам

Определение сторон света с помощью местных предметов

Правила разведения костра

Типы костров

Питание на природе

водообеспечение

Дикорастущие съедобные растения

Приготовление пищи

туристические узлы

Прямой узел

Встречный узел

Ткацкий узел

Грейпвайн узел

Зимний туризм

Техника безопасности во время лыжных походов

Тропление лыжни

Азимутальный ход

Спуск и подьем с горы на лыжах

Описание туристического маршрута (зимний маршрут)

Ремонт инвентаря в условиях природы

Первая медицинская помощь

Семафорная азбука

Вязание морских узлов

Морское троеборье

Установка палаток

52

Ожидаемый результат реализации программы:

развитие всех компонентов социокультурных компетенций в ходе реализации практико-деятельностного подхода к занятиям;

повышение самооценки в условиях отсутствия неблагоприятных (ассиметричных) отношений в соционической модели группы;

изменение личностных установок – компенсация хотя бы отдельных «минусов» в структуре социогена, развитие толерантности и терпимости к чужому мнению, повышение возможностей саморегуляции собственного поведения;

повышение сопротивляемости агрессивным факторам внешней среды;

приобретение навыков экологического конструирования и исследовательской деятельности .

Необходимость в организации «Школы выживания» заключалась в развитии социальной адаптации подростков в современном мире, которая невозможна без организации непрерывного воспитания и образования, что создает оптимальные условия для раскрытия личностного потенциала и всестороннего развития. «Школа выживания» включает в себя огромное разнообразие и выбор спортивной деятельности и физической подготовки.

«Школа выживания» направлен на развитие необходимых физических качеств будущих защитников Отечества. Чтобы в совершенстве овладевать боевым мастерством, оперативно решать задачи, необходимо быть сильным, мужественным, выносливым человеком.

Туризм - это путешествие, увлекательные походы, где воспитанники изучают свой край, воспитывается любовь к природе, расширяется кругозор. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека, он учит коллективизму, товариществу, дисциплинированности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи . Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является средством познания красоты. Руссо в туристических походах видел средство патриотического воспитания молодежи.

Все перечисленное многообразие спортивной деятельности, входящее в «Школу выживания», является лучшей, социальной адаптацией для подростков, одним из средств всестороннего гармонического физического развития детей . Занимаясь такими разнообразными видами спортивной деятельности, воспитанники «Школы выживания» развивают и соответствуют такие физические качества, как силу, ловкость, быстроту, выносливость, умение находить выход из любой нестандартной жизненной ситуации.

Уметь:

Ориентироваться на местности по карте, по небесным светилам, по местным

предметам, распределять личное снаряжение, устанавливать палатки, разводить


костры, готовить пищу.

Элементы рукопашного боя

1) Защита от прямых и боковых ударов кулака 1

2) Захват атакующей руки и ноги противника 1 1

3) Безопасное положение противника 1 1

4) Удары ножом и их отражение

5) Выбивание ножа в момент нападения

6) захват руки с ножом и обезвреживание противника

ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТУРИЗМУ

Туристский поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной спортивной, исследовательской целью.

Прогулка - это передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма.

Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной целью.

Туристская экспедиция - это организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Местность - означает определенное пространство на земной поверхности, на котором принято различать рельеф и местные предметы.

Рельеф - совокупность всех неровностей, образующие земную поверхность. Хребет - вытянутая в одном направлении возвышенность.

Седловина - пониженная часть хребта или вытянутой горы, расположенная между двумя соседними вершинами.

Барханы - не закрепленные растительностью сыпучие песочные бугры полулунной формы с выпуклостью против ветра.

Холм - небольшая округлая возвышенность высотой менее 200 м и с пологими склонами и неясно выраженным подножием.

Увал - пологая вытянутая возвышенность высотой менее 200 м с округлыми склонами и не резко выраженной подошвой.

Долина - вытянутая в длину полая форма рельефа, имеющая уклон в одном направлении.

Пойма - заливаемая во время половодий часть долины.

Овраг - узкое, вытянутое понижение местности с крутыми или обрывистыми

склонами.

Балка - сходна с оврагом, но имеет пологие, часто задернованные склоны.

Лощина - вытянутое углубление, понижающееся в одном направлении. Водослив - линия соединяющая низкие точки по дну лощины.

Котловина - понижение местности, замкнутое со всех сторон.

Карта - изображение, на котором дается значительный участок земной поверхности и при этом учитывается кривизна земли.

План - уменьшенное изображение любой местности на бумаге, выполненное условными знаками в определенном масштабе.

Бергштрих - направление понижения склона указанный этим знаком.

Масштаб - отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на местности, выраженное в одинаковых мерах длины.

Координаты - угловые и линейные величины, характеризующие положение точек на поверхности или в пространстве.

Ориентирование - определение места своего расположения относительно сторон горизонта окружающих местных предметов и рельефа местности.

Тандем - сдвоенное расположение палаток

ВПС (военно-прикладной спорт)

для педагогов

1. «На военизированной полосе препятствий» Воениздат

1995 г .

2. «Военизированная полоса препятствий» 1988 г.

3. «Нужна школа подготовки к жизни» 1999 г.

4. Рипа подготовки к воинской службе" 1988 г.

для учащихся

1. Евдокимов B. C. «А ну-ка, парни!» 1998г.

2. Евдокимов B. C. «Один день в армии» 1998 г.

3. «Час допризывной подготовки» 1987 г.

4. М «Военно-спортивный праздник в школе» 1983 г.

5. "А ну-ка, мальчики«,1988 г.

6. «А ну-ка мальчики» 1988 г.

7. «А ну-ка парни» 1988г.

ТУРИЗМ

для педагогов

1. , «Туристская топография» Москва 1985г.

2. «Туризм» Москва Просвещение 1988 г.

3. «Педагогика туристско-краеведческой работы в школе» Москва

Держи в мыслях изгнание, пытки, войны, болезни и кораблекрушения. Случай может отнять у тебя родину и тебя — у родины, может бросить тебя в пустыню, может сделать пустыней место, где сейчас задыхаются в толпе .
Сенека. Письмо Луцилию (XCI).

Одежда и обувь

Верхняя одежда должна быть неброская, недорогая на вид, прочная, хорошо закрывающая тело. Также желательно, чтобы она была непроницаема для воды и имела большое количество хорошо застегивающихся карманов. Повседневную одежду и обувь следует подбирать так, чтобы они были подходящими для эвакуации: тогда в случае необходимости быстро оставить жилище будет достаточно одеться обычным образом и взять с собой дополнительный аварийный комплект. Домашняя одежда и обувь должны быть такими, чтобы при необходимости можно было без чрезмерных неудобств передвигаться в них вне дома — по крайней мере, летом. Что касается предпочтительных цветов одежды, то это вопрос сложный. Можно различать расцветку четырех типов: маскировочную, броскую, нейтральную, светоотражающую.

Броская очень полезна для человека, которому надо, чтобы его поскорее заметили и пришли ему на помощь, или который очень не хочет быть случайно сбитым на дороге машиной. Нейтральная нужна тогда, когда желательно не слишком привлекать внимание, но в то же время не выглядеть стремящимся к скрытности. Светоотражающая существенно облегчает пребывание в под лучами солнца и к тому же может оказаться очень кстати при таком маловероятном происшествии, как не слишком близкий, но и не слишком удаленный ядерный взрыв, и таком, несколько более вероятном, как сильный пожар. Способность одежды поглощать в холодное время тепло солнечных лучей менее значима, чем ее светоотражение летом. Маскировочная окраска определяется преобладающими цветами окружающей среды и для зимы может быть даже белой. Трудность выбора цветов усугубляется необходимостью избегать ненужных подобий: чисто белый цвет делает человека слишком похожим на медика, цвет хаки — на военнослужащего, оранжевый цвет — на дорожного рабочего и т. д.

Проблема выбора цветов несколько облегчается тем, что существует одежда, которая приспособлена к ношению ее вывернутой наизнанку, причем ее изнанка и верх различаются по цвету. С учетом сказанного стратегия в отношении цветов одежды может состоять в следующем:

  • Светлое должно быть очень светлым, яркое — очень ярким, защитное — очень защитным, нейтральное — очень нейтральным;
  • Лучше, чтобы наружная сторона одежды и подкладка относились к разным цветовым классам, даже если не предусмотрена возможность ношения этой одежды навыворот;
  • Преобладающие цвета должны определяться условиями жизни и состоянием вашего организма: обеспечивать наибольшую защиту от наиболее существенных угроз (к примеру, если вы плоховато видите и/или слышите то в городе вам лучше одеваться в яркое, а если у вас много лютых врагов, то в защитное; если на предприятии, где вы работаете, довольно вероятен пожар, то в светлое, а если в ваших местах начались межэтнические столкновения, то в нейтральное; и т. д.).

Белье предпочтительнее черного цвета: не столько потому, что на нем меньше заметна грязь, сколько потому, что оно делает его обладателя менее заметным, когда он оказывается в естественной среде не совсем одетым. Для носков и шарфа лучше темные маскирующие цвета. Что касается носовых платков, то могут найти дополнительное применение яркие (для подачи сигналов), темные (для делания повязок, не привлекающих внимания), белые (для демонстрации мирных намерений). Поскольку платков должно быть с собой нес- колько, лучше иметь среди них белый, оранжевый и темно-зеленый. Длиннополая незастегнутая одежда, длинный шарф со свободно болтающимися концами могут стать причиной несчастного случая. Развевающаяся одежда может зацепиться за проходящий рядом автомобиль или поезд и затащить под колеса. Знаменитая танцовщица начала XX в. Айсидора Дункан оказалась задушенной собственным шарфом, попавшим в спицы колеса автомобиля, в котором она ехала. Вообще, желательно иметь на одежде поменьше разных украшающих складок, накладок, петель, хлястиков, декоративных пуговиц — всего того, чем можно нечаянно зацепиться за что-нибудь в неподходящий момент. В одежде с длинными широкими рукавами нельзя работать с механизмами, имеющими открытые вращающиеся части (токарным станком и пр.), поскольку движущаяся часть может зацепить рукав и затянуть в механизм. Способность различных материалов, из которых шьется одежда, противостоять огню, можно перечислить от наиболее устойчивой:

  • Натуральная кожа
  • Шерсть
  • Хлопок
  • Синтетические материалы

Одежда из синтетической ткани может в случае контакта с огнем при пожаре стать причиной значительных ожогов, поэтому хотя синтетика более износостойкая и легче стирается, надо отдавать предпочтение тканям из натуральных волокон. Все карманы в одежде должны надежно закрываться. Если для этого у них нет застежек, надо застежки пришить. Носите перчатки всегда, когда это можно делать, не привлекая к себе слишком много внимания. Это нужно прежде всего для защиты от травм. Кроме того, кожа на кистях рук будет меньше стариться, а это тоже существенно. Если обходиться без перчаток, особенно на холоде, кожа рук будет более толстой и более стойкой к повреждениям, но для человека, желающего выглядеть молодо, ее вид будет огорчителен. Что касается защиты от грязи, то внутри самих перчаток, если их не стирать, ее со временем накапливается достаточно. Брючный ремень следует носить даже в случае, если брюки не спадают: во-первых пуговица на брюках может оторваться, во-вторых, у ремня есть, помимо основной функции, несколько других потенциальных применений.

Предпочтительна обувь на толстой мягкой подошве, со шнурками или застежками, с бортами повыше, без вентиляционных отверстий. Мягкая подошва позволяет ходить с меньшим шумом. Еще лучше обувь, в которой над мягким слоем есть жесткий, который защитит стопу, если вы наступите на торчащий гвоздь. Завязываемые концы шнурков не должны быть слишком длинными. Для шнурков желателен материал с высоким коэффициентом трения — чтобы узлы самопроизвольно не распускались. Невовремя развязавшийся шнурок может стоить вам жизни. Если шнурки слишком длинные или сами собой развязываются, следует хотя бы завязывать их на дополнительный узел. Высокие борта защитят от попадания песка внутрь, а также от травм. Отсутствие вентиляционных отверстий положительно скажется в дождь, на холоде, при движении по пыльной дороге.

Посуда

Посуда предпочтительнее эмалированная металлическая: во-первых, она не бьется, во-вторых, она имеет сравнительно малый вес, в-третьих, ее можно помещать на огонь, в-четвертых, ее можно использовать, в крайнем случае, в . Алюминиевая неэмалированная посуда мало весит, но нежелательна по той причине, что алюминий вступает в химические реакции с содержащимися в пище кислотами, в результате чего в пищу попадают вредные для человеческого организма соединения. Эпизодическое ее использование для хранения воды и не слишком кислой пищи, по-видимому, вполне допустимо.

Изоляция жилища

Чем менее благоприятна окружающая среда, тем в большей степени следует изолировать от нее внутреннее пространство жилища. Вредные факторы, от которых должно защищать жилище, могут быть классифицированы следующим образом:

  1. по источникам: естественные; антропогенные;
  2. по регулярности проявления: постоянные (напр., уличный шум); периодические (напр., зимний холод); эпизодические (напр., ураган); маловероятные (напр., падение метеорита);
  3. по физической сути: пыли; газы; насекомые; грызуны; преступники; нарушения коммуникаций; сотрясения; излучения; высокая или низкая температура; и пр.

Все выходы из жилища, используемые для его проветривания, должны быть защищены как минимум мелкой сеткой от насекомых. Еще лучше — пропускать поступающий в жилище воздух через фильтр, задерживающий пыль. В качестве такового может применяться увлажняемая ткань. Водопроводную воду, используемую для питья, приготовления пищи, промывания полостей организма, следует фильтровать или кипятить. Носимую вне жилища обувь и верхнюю одежду надо надевать, снимать, хранить так, чтобы грязь и пыль с них меньше пачкали жилище. Для этого в прихожей можно разграничить две зоны — грязную и чистую — и не ступать босиком или в домашней обуви в грязную зону, а в уличной обуви — в чистую. В нормальных условиях это облегчает поддержание чистоты в жилище и уменьшает вероятность заражения гельминтами (яйца и личинки которых попа- дают на обувь с остатками кала животных и приносятся на обуви в дом). В условиях небольшого радиоактивного, химического, бактериального заражения местности (причиной которого может стать какая-нибудь авария) налаженная технология защиты от уличной грязи и пыли позволит заметно снизить причиняемый организму вред.

Самообеспечение пищей

Заведите собственный огород — хотя бы в ящике на окне. Выращивайте на окне как минимум лук и чеснок — для защиты от простуды. Запасаемые с осени головки лука и чеснока к весне уже в значительной степени теряют бактерицидные вещества, а значит, становятся в этом отношении малополезными, тогда как свежие листья этих растений позволяют добиваться нужного лечебного эффекта. Можно сделать в комнате вертикальный огород, почти не занимающий места: десяток V-образных ящиков с землей закрепить возле стены между двумя вертикальными опорами. Чем лучший грунт будет использоваться, тем обильнее и питательнее окажется урожай. Остатки растений следует не выбрасывать, а зарывать в грунт. Откармливать животных на съедение невыгодно: без мяса жить проще и здоровее. Остатков пищи даже в большой семье обычно вряд ли хватает на пропитание хотя бы одной курицы. Вместо того, чтобы выращивать растения на прокорм животным, в несколько раз выгоднее культивировать горох и фасоль и есть их самому, поскольку они содержат полноценный белок и в большом количестве. Так называемая дача (загородный участок с огородом и садом в дополнение к городскому жилищу) в качестве средства прокорма выгодна лишь в том случае, если летом живут на ней постоянно, а не наезжают каждую неделю, неся значительные транспортные расходы.

Жизненно важные новости

Носите с собой карманный радиоприемник. В случае , революции, он может стать единственным источником существенной информации. Следите за новостями (распространяемыми через TV, радио, газеты). Вы должны вовремя разглядеть опасную тенденцию в обществе или в природе. Конечно, слушать по радио и смотреть по телевизору что попало и в большом количестве под предлогом анализа не рекомендуется, так как большинство передач оставляет желать много лучшего и деструктивно влияет на психику.

Жизненно важные данные

У вас должны быть под рукой географические карты, планы городов, адреса различных учреждений, расписания движения транспорта. В случае войны, стихийного бедствия, столкновения с преступниками или недоразумения с правоохранительными органами государства вы можете остаться без своей записной книжки. На этот случай следует на память знать адреса и телефоны своих родственников и друзей. Некоторые данные такого рода вообще не следует записывать — чтобы по вашим бумагам невозможно было установить возможные места вашего пребывания. Хранителями «запасных аэродромов» назначайте тех своих друзей, о ком никто из прочих знающих вас людей не осведомлен.

Защита данных

Разработайте простой личный шифр для письма: с заменой букв некоторыми значками, с заменой слов некоторыми иероглифами. Это защитит от подглядывания через плечо и может даже ускорить писание. Личные файлы на компьютере защищайте от любопытства посторонних как минимум упаковкой с паролем. При вводе или корректировке данных делайте запись изменяемого файла не реже, чем через каждые 10 минут. В конце рабочего дня копируйте с винчестера на дискеты все файлы, которые обновлялись. По крайней мере, это следует делать, если изменения были трудоемкие или если они импровизировались, а не переносились с листка бумаги. Надо иметь в виду, что поломка компьютера чаще всего происходит при его включении или выключении. Опасности для компьютерных данных:

  • кража компьютера, дискет;
  • поломка компьютера, износ дискет;
  • повреждение компьютера, дискет
  • при пожаре, прорыве водяного отопления и т. д.;
  • порча компьютера, дискет, программ, данных злоумышленниками;
  • нечаянное удаление файлов;
  • повреждение данных при аварийном отключении питания;
  • повреждение программ и данных компьютерными вирусами.