Уроки ручной труд 8 вида. Виды трудовой деятельности в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Практическая подготовка к труду

1.1. Коррекционно-развивающие задачи трудового обучения

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива - это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях. В связи с этим главными задачами трудового обучен и я в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются:

§ формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;

§ коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

§ формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.

Сложность трудового обучения в специальной школе связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых школьников, что особенно очевидно в младших классах. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Самостоятельно, без специального обучения, школьники с нарушением интеллекта в своей деятельности не могут руководствоваться наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами. Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняется их использование в новых условиях. И чем больше изменено задание, тем сложнее умственно отсталым учащимся использовать сформированный двигательный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы.

Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы доведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Специальная коррекционная школа VIII вида психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду.

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека - производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. На этой базе проходит вооружение учащихся, оканчивающих специальную коррекционную школу VIII вида, одной из массовых рабочих профессий.

Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда нужно обратить серьезное внимание на развитие у детей с нарушением интеллекта интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают. При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для ученика специальной коррекционной школы VIII вида большое коррекционное значение.

Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, занятиях обучающиеся, воспитанники их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в специальной коррекционной школе VIII вида выступает как средство, помогающее сознательности обучения ребенка с нарушением интеллекта. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика специальной коррекционной школы VIII вида. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих нормальных сверстников. По этой причине вопрос видов труда, его форм, возрастной нагрузки, посильности приобретает в специальной коррекционной школе VIII вида особое значение.

И, наконец, обучающиеся, воспитанники специальной коррекционной школы VIII вида требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.

Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формируются положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией.

Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в специальных коррекционных школах VIII вида решаются на занятиях ручным трудом, уроке социально-бытовой ориентировке, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производительной практики. За время обучения в специальной коррекционной школе VIII вида дети имеют целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук учащиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков обучающимся, воспитанникам специальных коррекционных школ VIII вида имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду, урок по социально-бытовой ориентировке, работу в мастерских, на пришкольном участке, общественно - полезный труд.

Основной особенностью обучающихся, воспитанников младших классов специальных коррекционных школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность обучающихся, воспитанников по изготовлению разнообразных изделий дает учителю, воспитателю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, панно, полочки, бусы для счета и т. д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных обучающимися, воспитанниками во время занятий в классе.

Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. При этом обучающиеся, воспитанники специальных коррекционных школ VIII вида таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и в связи с этим у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах),- таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках социально-бытовой ориентировки.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде - дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. По этой причине особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.

В работе с обучающимися, воспитанниками широко используются тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках труда, занятия по ручному труду и урок социально-бытовой ориентировки, закрепить навыки самообслуживания.

В специальной коррекционной школе VIII видам вся трудовая деятельность учащихся˸ самообслуживание, производительный и даже учебный труд - должна носить общественно полезный характер. Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися специальных коррекционных школ VIII вида, страдающими пассивным отношением к жизни.

В специальной коррекционной школе VIII вида огромное значение для воспитания учащихся имеет производительный труд, который дает ребятам возможность овладеть рабочей профессией.

Программами по профессионально-трудовому обучению с IV класса предусмотрена работа детей с нарушением интеллекта учащихся в мастерских и на пришкольных участках. Такой труд уже является производительным, создающим материальные ценности.

Общественная значимость труда формирует социальные мотивы, повышает его воспитательную роль. В мастерских дети изготовляют различные пособия для учебных кабинетов, предметы бытового пользования для спален и игровых комнат. Учащиеся могут выполнять отдельные несложные детали или предметы по заказу предприятий (к примеру, мешки для пылесосов по заказу фабрики). Очень важно, чтобы ученики в мастерских имели возможность использовать свои знания по арифметике, черчению и другим учебным предметам. Это помогает умственно отсталым детям развить познавательные интересы, более глубоко осознать учебный материал. Эта задача решается легче, в случае если в конце каждого учебного года (с V по VIII класс) проводить производственную практику. Она организуется непосредственно на производстве и позволяет показать учащимся крайне важность общеобразовательной подготовки рядового рабочего и колхозника. Очень полезна постоянная связь школьника с производством, взаимные обязательства учащихся и рабочих шефствующих предприятий, взаимная информация о трудностях и удачах в работе. Многие коррекционные школы держат тесную связь с шефскими предприятиями, регулярно организуют экскурсии на заводы, устраивают витрины, стенды, посвященные жизни шефствующих предприятий и отдельным передовикам производства.

Вся эта работа,͵ а также овладение трудовыми навыками в школьной мастерской готовят учащихся к участию в производительном труде, к овладению определенной профессией.

Производственное обучение и производительный труд - завершающий этап практической подготовки учащихся к будущей работе на предприятиях. Особое значение приобретает производительный труд обучающихся воспитанников специальной коррекционной школы VIII вида в сельском хозяйстве. Работа на свежем воздухе и в более спокойной (чем на заводе) обстановке помогает корригировать дефекты учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. В программах по профессионально-трудовому обучению специальных коррекционных школ VIII вида предусмотрен ряд профессий, которыми могут овладеть умственно отсталые ученики. По этой причине наши выпускники могут трудиться в самых различных областях народного хозяйства.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, многими школами разработана система поощрения˸ переходящие вымпелы, премии, вынесение благодарностей и т. д. Организуются также праздники труда, на которых в торжественной обстановке отмечается работа отдельных классов и учащихся. Поощрения возможны и в том случае, в случае если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов важно учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами обучающиеся воспитанники.

Учебное пособие посвящается весьма актуальной и недостаточно изученной проблеме трудовой подготовки, в частности формированию трудовых умений и навыков школьников с недоразвитием интеллекта. Представлены современные методы, формы, средства и приемы этой работы. Показаны возможности организации уроков ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому обучению и воспитанию.

Уроки ручного труда в начальных классах являются первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков ручного труда важно создавать такие условия, чтобы учитель и учащиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы школьников и любой умственно отсталый ребенок мог оказаться в ситуации успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей. На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания умственно отсталые школьники овладевают общетрудовыми умениями и навыками (ориентировка в задании, планирование работы, отчет о выполнении задания, оценка качества работы), знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности.

Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива - это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях. В связи с этим главными задачами трудового обучен и я в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются:

§ формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;

§ коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

§ формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.

Сложность трудового обучения в специальной школе связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых школьников, что особенно очевидно в младших классах. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Самостоятельно, без специального обучения, школьники с нарушением интеллекта в своей деятельности не могут руководствоваться наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами. Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняется их использование в новых условиях. И чем больше изменено задание, тем сложнее умственно отсталым учащимся использовать сформированный двигательный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы.

Система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида включает пять этапов:

1. Начальное трудовое обучение (I - III классы).

2. Общетехническое трудовое обучение (IV класс).

3. Профессиональное обучение (V-VIII классы).

4. Профессиональная специализация (IX класс).

5. Производственное обучение (X класс).

Каждый из этих этапов решает общие и специфические задачи профессионально-трудового обучения.

Первый этап трудового обучения осуществляется в I - III классах. На данном этапе у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения. В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения в мастерской того или иного профиля. Здесь же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной станками, техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.

Второй этап трудового обучения осуществляется в IV классе на базе учебных мастерских. На данном этапе происходит формирование новых организационных умений и навыков поведения, необходимых для работы в мастерской (порядок использования станков, инструментов и т.п.), а также делается окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, его профессиональной ориентации. Материал, собранный учителем при изучении индивидуальных трудовых возможностей детей в I - IV классах, позволяет с большей степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии.

Третий этап - этап профессионального обучения школьников с интеллектуальными проблемами. С V по VIII класс осуществляется обучение подростков определенной трудовой специальности, которая выбирается в зависимости от их трудовых, интеллектуальных и индивидуальных возможностей, а также от материальной базы учебного заведения и востребованности данной специальности в определенной местности. Это могут быть профессии: швея, санитарка, цветовод, слесарь, обувщик, токарь, столяр и др. На данном этапе трудового обучения происходит формирование и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап - этап специализации трудовой подготовки - осуществляется в IX классе. Основной задачей данного этапа является овладение умениями и навыками, характерными для труда работников определенного предприятия. По окончании IX класса учащиеся сдают квалификационный экзамен, по результатам которого им присваивается определенный трудовой разряд.

Пятый этап трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида - это производственное обучение. Оно организуется на базе конкретных предприятий. На данном этапе осуществляется адаптация учащихся с интеллектуальными проблемами к работе в условиях конкретного производственного коллектива, усвоение требований к качеству и производительности труда, установленных на предприятии.

Таким образом, трудовое обучение, как и другие учебные дисциплины в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей. Однако основная задача трудового обучения - дать школьникам с интеллектуальными проблемами профессиональное образование, т.е. вооружить их достаточными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые школьники на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.

1.3. Основные методы трудового обучения в младших классах

Метод обучения - это совокупность приемов деятельности учителя, направленных на овладение школьниками системы знаний, умений и навыков. В трудовом обучении используются как универсальные методы, которые применяются в процессе преподавания всех школьных дисциплин, так и специфические, которые свойственны только урокам труда. Традиционно по способам передачи учебной информации методы обучения делятся на три группы:

1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).

2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы).

3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестетического (через прикосновение и движение) восприятия (практические методы).

Из группы словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение, беседа и рассказ учителя. Как правило, словесные методы применяются в сочетании с наглядными и практическими.

Объяснение - это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. На уроке трудового обучения объяснение используется при изучении технических сведений, технологии изготовления изделий, а также при обосновании правил техники безопасности. Для большей убедительности объяснение часто сочетается с показом трудовых действий учителем, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся.

Рассказ - это повествовательное изложение учебного материала. Рассказ в отличие от объяснения характеризуется большей образностью и эмоциональностью. К данному методу чаще всего прибегают, когда необходимо указать на значимость и пользу сообщаемых сведений. Рассказ может сочетаться с другими словесными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами.

Беседа - это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. Этот метод используют, когда изучаемый материал частично знаком детям и они могут высказаться по теме, предлагаемой педагогом для обсуждения. К любой беседе учитель готовит вопросы заранее, продумывает ее ход и завершение. Преимуществом такого вопросно-ответного метода обучения является наличие быстрой обратной связи между участниками педагогического процесса. Кроме того, ученикам в этом случае отводится активная роль, они приучаются свободно и аргументированно высказывать свои мысли. В зависимости от цели и содержания беседа может быть вступительная, обобщающая, объяснительная или эвристическая.

Продумывая систему вопросов, нужно учитывать следующие положения:

§ вопросы должны задаваться в разной форме (полные и неполные). Полнота вопроса изменяется в зависимости от степени совершенствования у детей определенных знаний и умений, от новизны модели изделия;

§ по своему характеру и роли вопросы делятся на основные и вспомогательные. Коллективную беседу учитель всегда начинает с основных вопросов к классу. Школьникам, у которых возникают трудности при ответе на эти вопросы, учитель предлагает вспомогательные.

К наглядным методам относятся учебная демонстрация, опыты и наблюдения.

Учебная демонстрация - это использование учителем различных средств наглядности в процессе обучения. На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектов труда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы.

Чаще всего на уроках трудового обучения в младших классах изделия выполняются учащимися по образцу, к которому предъявляются определенные требования:

§ по уровню сложности образец должен соответствовать программе;

§ образец должен быть выполнен аккуратно и красиво, из тех же материалов, которые будут использоваться учениками;

§ образец изделия должен отвечать всем тем требованиям, которые устанавливаются для выполнения подобных работ детьми;

§ размеры образца должны быть оптимальными для удобства выполнения изделия детьми (выполнение слишком большого изделия потребует много времени, а на маленьком изделии трудно будет увидеть и выполнить мелкие детали).

При планировании хода выполнения работы часто используют предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий.

Предметно-операционный план - это расположенные в определенной последовательности полуфабрикаты изделия. При оформлении предметно-операционных планов необходимо соблюдать ряд требований:

§ единообразное изображение операций;

§ образцы изделия, доведенные до разной степени готовности, следует прикреплять на отдельные карточки или располагать на доске так, чтобы их можно было снять и рассмотреть со всех сторон;

§ размеры деталей на плане должны точно соответствовать размерам образца;

§ метки, линии, цифры надо обозначать отчетливо и достаточно крупно, чтобы их могли видеть учащиеся, сидя за задними партами;

§ цвет бумаги, ниток, фактура ткани полуфабрикатов предметно-операционного плана подбираются в точном соответствии с образцом и с заготовками, которые раздаются учащимся;

§ приспособления, фон карточки плана должны значительно отличаться от материалов, применяемых для изготовления поделки, чтобы не затруднять восприятие демонстрируемого пособия.

Графический план - это последовательность выполнения работы в виде графических рисунков. Его следует применять при изготовлении изделий из глины и пластилина, природного материала. При составлении графического плана необходимо учитывать следующее:

§ рисунки даются несколько увеличенными по сравнению с образцом и обязательно в объемном и четком изображении;

§ цвет деталей на плане обязательно должен совпадать с цветом материалов, из которых ученики будут выполнять изделие;

§ каждый рисунок должен соответствовать одной операции.

Словесный план - это объяснение последовательности изготовления изделия в виде надписей. Такие планы используют в конце второго, в третьем классе, когда ученики уже в достаточной степени овладели навыком чтения целыми словами. К словесному плану также предъявляются свои требования:

§ каждый пункт пишется на полосках бумаги крупными буквами, чтобы любой ученик с места мог прочитать написанное;

§ предложения должны быть короткими, содержать названия необходимых операций и приемов, иногда инструментов;

§ построение предложений должно быть единообразным, состоять из знакомых детям слов (если применяются новые слова, то обязательно необходима словарная работа).

При использовании плана изготовления того или иного изделия необходимо учитывать:

§ задачи урока (умения, двигательные навыки и технические сведения, которыми согласно программе должны овладеть учащиеся);

§ место урока в системе занятий (определение, насколько самостоятельно ученики могут составлять план работы над изделием в данный период обучения, какие двигательные приемы ими усвоены);

§ степень новизны материала, сложность изделия, способность школьников воспользоваться предлагаемым пособием;

§ опыт работы учащихся с карточками плана;

§ количество деталей в изделии (чем больше частей содержит объект, тем подробнее должны быть пункты плана).

На уроках трудового обучения в младших классах используется два варианта предметно-операционных, графических и словесных планов.

1. Подробный план, отражающий все операции и содержащий сведения о выполнении новых или сложных приемов. При показе новых операций обычно демонстрируются и инструменты, с помощью которых они должны выполняться.

2. Сокращенный план, содержащий только основные операции. Сведений о способах выполнения приемов, об инструментах в нем нет.

Опыты - это определенные манипуляции с предметами с целью выделения свойств, которые невозможно обнаружить путем внешнего осмотра. На уроках трудового обучения в ходе опытов учащиеся узнают о некоторых свойствах различных материалов (пластилина, глины, бумаги, ниток, проволоки, древесины). Например, ученики выполняют ряд действий с бумагой, чтобы узнать о ее свойствах. Они сгибают полоски тонкой и толстой бумаги, разрывают ее, сминают и т.д. Результаты опытов обсуждаются совместно с учащимися, после каждого действия формулируется вывод.

Наблюдения - это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. На уроках труда учащиеся наблюдают за действиями учителя при показе им трудовых приемов, за явлениями окружающего мира во время экскурсий.

При показе двигательной программы трудового приема учитель выполняет его сначала в нормальном, а затем и в замедленном темпе. Каждое действие должно сопровождаться объяснением. При этом необходимо обращать внимание школьников на самые, казалось бы, элементарные вещи. Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. Например, ножницами по прямой линии разметки режут вперед; синхронное движение рук при резании по кривым линиям - с поворотом бумаги слева направо; прямой стежок выполняется справа налево и т. д.

В трудовом обучении довольно часто применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем. Особенность инструктажа в специальной (коррекционной) школе VIII вида заключается в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием их последовательности и объяснением структуры. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий. Затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения учащихся, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением.

Из группы практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы.

Упражнение - это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения установочные, тренировочные, а также учебно-производственные и рабочие.

Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций.

Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделия, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций.

Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде полезного в быту изделия.

Рабочие упражнения - в их содержании нет новых элементов, процесс работы учащимся хорошо знаком.

Упражнения должны обеспечивать постепенное повышение самостоятельности ребят в работе.

Лабораторные работы - это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний. Организация лабораторных работ требует наличия необходимых материалов и оборудования.

Выбор методов обучения зависит от темы, цели и задач конкретного урока, возрастных особенностей учащихся, сложности и степени новизны изучаемого материала, а также от индивидуальных трудовых возможностей и психофизических особенностей школьников с интеллектуальными проблемами. Таким образом, при использовании определенной методики появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимся в зависимости от характера их затруднений.

Задачи и организация уроков ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида

Трудовое обучение учащихся с нарушением интеллекта является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта.

Обучение ручному труду в младших классах специальной (коррекционной) школы направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и других); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний о видах труда, формирование трудовых качеств, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.

Наряду с этими задачами на занятиях ручного труда в специальной (коррекционной) школе решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием, устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения; контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий) .

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а так же недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Изготовление игрушек, поделок - труд кропотливый, удивительный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развить их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

Сложность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых школьников, что особенно очевидно в младших классах. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Самостоятельно, без специального обучения, младшие школьники с нарушением интеллекта в своей деятельности не могут руководствоваться наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами. Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняется их использование в новых условиях. И чем больше изменено задание, тем сложнее умственно отсталым учащимся использовать сформированный двигательный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы .

В процессе обучения ручному труду коррекция дефектов умственного и физического развития младших школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, в развитии точности, ловкости, координировании тонких движений рук. Значительное место в процессе обучения ручному труду младших школьников с интеллектуальными проблемами должно отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде .

Исправление недостатков психического развития достигается в основном педагогическими средствами. Л.С. Выготский высказал положение о том, что у всех детей, в том числе и у умственно отсталых, на основе обучения формируются сложные виды психической деятельности. Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается за счет развития высших психических функций. Основным условием как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся, является обучение. Школьникам с нарушением интеллекта для получения наибольшего эффекта в их развитии необходима особая организация учебного процесса. Трудовое обучение в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, как учебный предмет, содержит большие возможности для коррекции недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы учащихся с интеллектуальными проблемами. Трудовое обучение в младших классах включает изучение свойств материалов, легко поддающихся ручной обработке, формирование системы трудовых операций и практических действий, необходимых для изготовления простейших изделий из бумаги, картона, ткани, природного материала, знакомство с необходимыми инструментами. В результате педагогической работы у учащихся с интеллектуальными проблемами формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности школьников при выполнении новых учебных и учебно-трудовых заданий .

А.Н. Граборов утверждал, что в процессе ручного труда каждое движение ребенка дает ясный ощутимый, наглядно оцениваемый результат. Трудовой процесс постоянно ставит его в новое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньших физических усилий путь. Работая, выполняя задание, ребенок воспитывает уверенность в себе, раскрывает собственную личность .

В процессе трудового обучения решается также задача развития положительных качеств личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма и т.п. Сами условия трудового обучения способствуют развитию положительных личностных качеств. Труд в учебных мастерских, а затем и на производственной практике постепенно становится средством удовлетворения потребностей школьников с интеллектуальными проблемами. Однако эффективное личностное развитие возможно только в том случае, когда трудовой процесс специально организован для решения учебно-воспитательных и педагогических задач .

Благоприятный эмоциональный настрой учащихся на уроках ручного труда, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания работы, очень важны для общего развития. Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия.

Формирование практических умений способствует моральному становлению личности, служит фундаментом ее нравственного развития. Трудовое обучение и воспитание умственно отсталых школьников должны формировать потребность трудиться, развивать чувства ответственности за выполняемую работу и положительного отношения к труду.

По мнению А.А. Корниенко у многих учащихся с нарушением интеллекта постепенно формируется положительное отношение к трудовому обучению. Однако оно недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое .

В первую группу вошли ученики с индифферентным отношением к труду. Мотивы их отличаются неопределенностью. При безразличном отношении к трудовой деятельности они постоянно нуждаются в ее стимуляции и активизации.

Вторая группа - это учащиеся с непосредственным отношением к труду. Они не осознают социальной значимости трудовой деятельности. Мотивы этих детей связаны, прежде всего, с интересом к конкретным заданиям или отдельным процессам.

У третьей группы школьников отношение к труду характеризуется наличием элементов опосредованности. У них наблюдается постоянство в выборе предпочитаемых видов труда, частичное проявление социальной мотивации.

В четвертую группу вошли учащиеся, у которых социальные мотивы трудовой деятельности выражены достаточно четко. Они относятся к трудовому обучению осознанно, как к профессиональной подготовке.

При организации трудовой деятельности нужно учитывать:

  • 1. Возрастно - психологические и индивидуальные способности детей.
  • 2. Занятия по ручному труду должны предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков, чтобы придать занятиям развивающий характер.
  • 3. На занятиях по ручному труду необходимо готовить детей к последующей трудовой деятельности.
  • 4. Все работы, изготовленные детьми, должны быть не только интересны по содержанию, но и находить им конкретное применение.

В процессе трудового обучения у большинства умственно отсталых школьников формируются устойчивые социальные мотивы трудовой деятельности. Однако у некоторых учеников отрицательное отношение к труду не удается изменить вплоть до выпускных классов. Они не готовы к самостоятельной трудовой деятельности и плохо адаптируются в трудовых коллективах после окончания школы. В связи с этим перед педагогами стоит задача сформировать у школьников такое отношение к труду, которое не зависело бы ни от его характера, ни от личностных особенностей подростка. Ученик должен осознавать, что труд является неотъемлемой

Система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида включает пять этапов:

  • 1. Начальное трудовое обучение (I-III классы).
  • 2. Общетехническое трудовое обучение (IV класс).
  • 3. Профессиональное обучение (V-VIII классы).
  • 4. Профессиональная специализация (IX класс).
  • 5. Производственное обучение (X класс).

Каждый из этих этапов решает общие и специфические задачи профессионально-трудового обучения.

Первый этап трудового обучения осуществляется в I-III классах. На данном этапе у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения. В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения в мастерской того или иного профиля. Здесь же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной станками, техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.

Второй этап трудового обучения осуществляется в IVклассе на базе учебных мастерских. На данном этапе происходит формирование новых организационных умений и навыков поведения, необходимых для работы в мастерской (порядок использования станков, инструментов и т.п.), а также делается окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, его профессиональной ориентации. Материал, собранный учителем при изучении индивидуальных трудовых возможностей детей в I-IV классах, позволяет с большей степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии.

Третий этап - этап профессионального обучения школьников с интеллектуальными проблемами. С V по VIII класс осуществляется обучение подростков определенной трудовой специальности, которая выбирается в зависимости от их трудовых, интеллектуальных и индивидуальных возможностей, а также от материальной базы учебного заведения и востребованности данной специальности в определенной местности. Это могут быть профессии: швея, санитарка, цветовод, слесарь, обувщик, токарь, столяр и др. На данном этапе трудового обучения происходит формирование и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап - этап специализации трудовой подготовки - осуществляется в IX классе. Основной задачей данного этапа является овладение умениями и навыками, характерными для труда работников определенного предприятия. По окончании IX класса учащиеся сдают квалификационный экзамен, по результатам которого им присваивается определенный трудовой разряд.

Пятый этап трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида - это производственное обучение. Оно организуется на базе конкретных предприятий. На данном этапе осуществляется адаптация учащихся с интеллектуальными проблемами к работе в условиях конкретного производственного коллектива, усвоение требований к качеству и производительности труда, установленных на предприятии.

Таким образом, трудовое обучение, как и другие учебные дисциплины в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей. Обучение ручному труду в младших классах специальной (коррекционной) школы направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и других); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний о видах труда, формирование трудовых качеств, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду. Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые школьники на уроках ручного труда должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.