Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев. Интересные факты об абае кунанбаеве Топонимы в честь Абая

Интересные факты об Абае Кунанбаеве – это прекрасная возможность узнать больше о творчестве казахского писателя. Он считается родоначальником казахской письменной литературы. За годы своей жизни ему удалось достичь больших высот в разных областях и стать национальным героем у себя на родине.

Итак, перед вами самые интересные факты из жизни Абая Кунанбаева.

  1. Абай Кунанбаев (1845-1904) – поэт, композитор, лингвист, переводчик, мыслитель и общественный деятель.
  2. Кунанбаев ставил перед собой цель объединить казахскую, русскую и европейскую культуры на основе просвещенного Ислама.
  3. Абай является талантливым переводчиком. Благодаря ему казахи смогли ознакомиться с творчеством , и других писателей (см. ).
  4. Кунанбаев является одним из самых выдающихся реформаторов литературы и культуры в истории .
  5. Знаете ли вы, что подлинное имя поэта Ибрагим, тогда как «Абай» считается его прозвищем?
  6. В переводе с казахского «Абай» означает «внимательный» или «осторожный».
  7. У отца Кунанбаева было 4 жены, одной из которых была его мать по имени Улжан Асанова.
  8. Интересен факт, что у самого Абая было 3 супруги, родивших ему 20 детей.
  9. Племянник Абая Кунанбаева, Шакарим Кударбериев, также относится к числу знаменитых казахских поэтов.
  10. В своих произведениях Абай неоднократно иронизировал в отношении традиций родового аула. К примеру, он был «против рабского положения женщин», а также против любого социального унижения и зла.
  11. Любопытно, что свои первые серьезные стихи Кунанбаев написал, когда ему было уже примерно 40 лет.
  12. Кроме писательской деятельности Абай Кунанбаев сочинял музыку, часто перекладывая ее на свои стихотворения.
  13. В Лондоне (см. ) находится музей, посвященный жизни и творчеству казахского классика.
  14. Кунанбаев начал работать, когда ему едва исполнилось 13 лет. Отец приобщал сына к административной работе.
  15. Абай был одним из основателей первого нормативно-правового документа, написанного на казахском языке.
  16. Кунанбаев неоднократно подвергался травле со стороны российских властей за то, что поддерживал множество диссидентов и опальных писателей.
  17. Интересен факт, что за свою жизнь Абай Кунанбаев сочинил порядка 170 стихотворений и перевел более 50 иностранных произведений на казахский язык.
  18. Поэт ввел в казахское стихосложение инновационные формы рифм и стихосложений, в частности 8-стишных и 6-стишных.
  19. Памятники Абаю Кунанбаеву можно увидеть в , Тегеране, Стамбуле и многих городах Казахстана (см. ).
  20. Кроме стихотворений, перу Кунанбаева принадлежит несколько поэм.
  21. Абая нельзя было назвать бедным человеком. Он имел большие стада

у младшей женой Кунанбая – Нурганым (родился в 1861- умер в 1904 году). Отношения между Абаем и Акылбаем были как между братьями. Сын Абдирахман, прозванный отцом "Абиш", родился в 1818 году, закончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерий в Санкт-Петербурге. Однако здоровье не позволило ему поступить в Военную академию. Абай возлагал на Абдирахмана большие надежды и пророчил блестящее будущее, заболел туберкулезом и умер в 1845 году в городе Верном (Алматы). Третий сын Магауия прозванный отцом "Магаш" (1870-1904) после обучения в Семипалатинске вернулся в свой родной аул, постоянно был при отце и воспитывался им. Увлекался поэзией, по настоянию своего отца написал поэмы «Енлик-Кебек», «Абылай».

Четвертый сын Турагул общественный деятель партии "Алаш Орда", поэт и писатель перевел на казахский язык произведения Джека Лондона "Эскимос Киш" и "Мартин Иден" (перевод не сохранился), М. Горького "Челкаш", А.С. Неверова "Марья-большевичка", Болеслава Пруса "Антек" и другие. Родился в 1875 году, умер в 1934 году в городе Шымкент. Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его та-лантливый, образованный сын Абдирахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта. Затем на него обрушился еще один удар судьбы - смерть другого сына, талантливого поэта - Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.

Более 115 лет благодаря усилиям абаеведов скрупулезно собираются биографические и творческие данные о гениальном казахском поэте, мыслителе, просветителе-демократе Абае Кунанбаеве.

И тем не менее мир великого поэта так огромен, что научные поиски новых фактов о его жизни и деятельности остаются актуальными и по сей день.
Конечно, специалистам-абаеведам многое о нем достаточно известно. Но для широкой общественности, думаю, что не ошибусь, ряд фактов о хронологии событий жизни, особенностей его творческой лаборатории остаются просто малоизвестными.

Поэтому в этом материале приводится подборка некоторых интересных фактов об Абае Кунанбаеве.

В этом важном историческом факте нужно отдать должное без преувеличения первому абаеведу, выдающемуся сыну казахского народа, лидеру Алашорды Алихану Букейханову.

2. Самым первым поэтическим творением Абая является стихотворение "Кім екен деп келіп ем түйе қуған...". Ему тогда было всего 10 лет!

К ранним произведениям юного поэта относятся и такие стихи, как "Йузи - рәушән", "Физули, Шәмси".

А вот творческий (не жизненный) путь великий поэт завершил в 1903 году. Последними его творениями стали стихи "Жалын мен оттан жаралып...", "Күйісбайға".

3. По разным оценкам специалистов, которые незначительно отличаются друг от друга, Абай за свою жизнь создал около 170 стихов, 56 переводов, 45 слов назиданий, 3 поэмы.

Была и четвертая поэма поэта. Это незавершенная работа Абая - поэма "Уадим". Поэт в поэтической форме осуществлял перевод на казахский язык в свою очередь также незавершенного романа (!) "Вадим" великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.

4. Слова назидания или "Қара сөздер" Абая, если рассматривать с точки зрения литературного жанра, можно отнести к эссеистике.

Сам поэт свои 45 слов назиданий не нумеровал. Это было уже сделано при редакционной обработке собрания сочинений после смерти автора.

5. Слова назидания Абай писал на протяжении почти девяти лет. В 1890 году он написал первые два слова, а в 1898 году - 42-45 слова назидания.

6. Лексическая основа творений Абая свидетельствует о богатстве его литературного языка. Академик НАН РК, крупный ученый-языковед Абдуали Кайдаров отмечал, что в лексике Абая используется около 6 тысяч слов!

7. Абай создал и выдающиеся, ставшие поистине народными, музыкальные произведения. Он как композитор создал около двух десятков песен.

8. Талант Абая как переводчика литературных произведений связан с именами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Бунина, Гете, Шиллера, Байрона, Мицкевича, Дельвига и Полонского.

В свою очередь произведения великого поэта были переведены на более 60 языков народов мира!

9. Абай стоит у основания казахской письменной литературы. Но он также внес и другие новшества в казахскую поэзию. Можно с уверенностью утверждать, что он привнес в нее новые строфы: восьмистишие и шестистишие.

10. Долгие годы жизни Абай выполнял миссию судьи и законодателя. Он трижды был волостным в 1886 году, в 1875-1877-х и 1893-1896 годах. В промежутках между этими сроками он много лет выполнял функции бия.

В заключение хочется отметить, что назрела объективная необходимость в создании полноценной, научно аргументированной биографии Абая Кунанбаева.

Ерлан Арын,
общественный деятель, профессор

Жизнь и творчество Абая Кунанбева (1845 -1904гг)

Выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы Абай оставил своим потомкам небольшое по количеству, но могучее по своему смыслу и содержанию наследие. Влияние этого наследия на развитие человеческого духа определяется не количеством строк его поэзии и прозы, а всей мощью того пламени, которое обжигает душу человека каждым своим словом.

Об Абае мир узнал благодаря трудам выдающегося казахского писателя Мухтара Ауэзов М.О. «Неопубликованные материалы по абаеведению» Алма-Ата 1980 с 17Ауэзова, который, по существу, всю свою творческую жизнь посвятил исследованию и обоснованию великой роли Абая в истории человеческой культуры.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев, согласно вполне достоверным сведениям, «родился в 1845г. в Чингизских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты- Кунанбая».

Как утверждает М.Ауэзов:»Имя его Ибрагим мать заменила ласкательным Абай», Там же что происходит от казахского слова «абайла», т.е. «будь осторожным», осматривайся, прежде чем что-то решать и действовать. Но, вопреки воле своей матери, он не стал осторожным и мужественно бросился в бой со всей сворой степных аристократов, безжалостно обиравших собственный народ. С самого начало он был предрасположен к обобщениям, не к регистрации, а к осмыслению фактов, он был философски мыслящим человеком. Сегизбаев О. «История казахской филиософии» с 295

Получив первоначальное образование дома, у муллы, Абай был направлен в медресе Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной деятельности и будущей административной деятельности главы рода. Абай постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенной красноречие, остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками существовавшего обычного права казахов. Втянутый в дела родовых распрей, Абай не мог примириться несправедливостью и жестокостью и часто шел вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения по многим делам. Кунанбаю часто было не по душе стремление сына решать распри по справедливости, а не в родовых интересах.

Между отцом и сыном назревает неприязнь и происходит разрыв. В течении десяти - двадцати лет Абай, уже зрелый и культурный человек, изучает народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую классическую литературу. В 1886 году, История Казахстанат3 с 536когда ему минуло 40 лет, Абай написал прекрасное стихотворение «Лето», все остальные двадцать лет его жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности.

Абай написал стихотворения, назидания в прозе, поэмы: «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме».

Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. По его мнению, каждый мыслящий человек, должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности: «Не нужно забывать,- писал он,- что кроме двух видов веры - сознательной и несознательной,- никакой третьей веры нет». Там же с 536Просветитель хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек, отдельно взятый, должен вносить в это свою посильную ленту. Поэтому он призывал всех людей, желающих быть в ряду разумных, «раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц давать себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». История Казахстана т 3 с 536 Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышает,»разум, наука, воля», является одним из главных направление всего творчества Абая.

Он признавал движение и развитие всего окружающего, в том числе и человеческого общества. «Мир не стоит на мете»,- утверждал он,- поэтому жизнь и сила человека также не остаются в неизменном состоянии». Там же

Человек, полный сил, вооруженный знаниями, должен стремиться использовать их для благо всего общества, стремиться принести всем пользу. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел прежде всего в труде. Труд - это не тяжелая повинность, а средство достижения и расцвета материальных и духовных благ общества. «труд развивает чувство познания,- писал он, - труд закрепляет в сознание услышанное. Человек приводит познание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным». Там же Он ценил всякий труд и ставил его в один ряд с такими добродетелями человеческого общества, как разум и доброта, упорство и скромность. Просветитель стремился привить любовь и уважение к труду, в первую очередь, молодому поколению, и очень сокрушался, видя, как часть молодежи проводила время в праздности и безделий. Расценивания труд как единственный путь к богатству и изобилию общества, Абай считал, что «трудности побеждать учит нас жизнь сама». Там же с 537

В результате колониальной политики царизма и усилие гнета во второй половине XIX века шло очень быстрое ухудшение положение народных масс и разорение казахского шаруа. Все больше казахов лишалось скота и пополняло толпы людей без определенных занятий. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай указывал им путь к существованию, призывая не нуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделью и ложному стыду. Человеческий характер- по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в преодоление этих трудностей.

Абай глубоко верил в творческие силы народных масс и понимал, что при современных ему условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда. У баев, биев, старшин и правителей всех рангов одно лицо по отношению к простому народу». История Казахстана т 3 с 537

Абай не скрывает причины своей неприязни и ненависти к тем, кто не был с народом. Баев он ненавидит за то, что они вымогают взятки, чинят раздоры и «бай торопится сам обмануть закон». Барское отношение баев к простолюдию возмущало Абая, но это качество с детства прививалось баям, удел бедняка был плачевен, ему не на кого было опереться, потому что

Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть?

А если дает кусок - гляди, длинна у бая пасть. Там же

Эти обличительные полные справедливого гнева строки были написаны просветителем демократом в период, когда царизм проводил свою колониальную политику. Абай вскрывал антагонистические противоречия между большинством трудящихся и господствующим меньшинством - владельцами богатства и власти.

Демократические позиции Абая определяют и его отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезывались царизмом, в их руках еще сосредотачивались значительная судебная власть, и казахское население, в большинстве своем, имело дело с ними. Решения тогдашних биев по многим вопросам полностью соответствовали интересам царских колонизаторов. Абай писал:

Перед начальством русским бий

Юлит и гнется, как лоза…

В своем подавляющем большинстве бий во времена Абая не могли себя вести иначе, потому что зачастую приобретали свое место благодаря взяткам и подкупам. «А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания требовать к себе уважения»,- уточняет Абай. Пользуясь темнотой населения, его забитостью и невежеством, Бии всячески стремились извлечь пользу. Они, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы. Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих близких и учениках, он больше всего ценил бескорыстную преданность родному народу и защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане, Абай, перечисляя достоинства его (смелость, искренность, благородство, и жажду знаний), отличает, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду борцом» История Казахстана т 3 с 538

Противоречия современного Абаю общества выразились в отношении его к духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присуще справедливость и любовь».

Абай в то же время видел, что служители этой веры в Казахстане - назначенные муллы - были людьми далекими от справедливости и чести. Большинство из них, как и Бии, покупали свое звание и рассматривали его как источник наживы. «Вот мурза, дающих взятки и подкупающих свое звание за взятки, очень много»,- сокрушался он. Отношение к ярым поборникам мусульманской религии у Абая явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаз, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами». История Казахстана т 3 с 538 Его отношение к мусульманскому духовенству созвучно с высказываниями Чокана Валиханова, который называл ярых поборников религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий, направленных на исправление этой несправедливости. Обращаясь к обществу, он вопрошал: «Почему злодеи сильны? Почему бедняки недовольны?» Там же

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел прежде всего в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три отрасли развития экономики являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по его мнению, и должны ориентироваться народные массы.

Хотя большинство населения в Казахстане продолжало заниматься скотоводством, Абай связывал дальнейшее экономическое развитие с расширением и улучшением земледелия. Именно земледелие могло обеспечить надежную основу благополучия казахского шаруа и сторицей возвратить затраченный труд. Абай правильно считал, что земледелие было меньше подвержено случайностям, зависящим от климатических условий казахской степи. Он писал:

Тяжел труд земледельческий - вспашка, посев,

Но земля все же сторицей воздаст под конец.

Определяя значение и место ремесла в экономическом развитии общества, Абай прямо заявляет: «Необходимо учиться ремеслу», потому что «ремесло всегда остается в руках, и ремесленник, продающий без обмана то, что он сделал своими руками,- лучший из казахов». В то же время он не мог не видеть, сколько препятствий стояло на пути честных ремесленников при сбыте изготовленных ими товаров. Большим злом являлись алыпсатары, эти скупщики и перекупщики, имеющие возможность разъезжать по степи и подешевле скупать у непосредственных производителей продукты их труда. Алыпсатары являлись порождением XIX века и распространились в Казахстане с развитием товарно- денежных отношений. История Казахстана т 3 с 538

Неотъемлемой частью процветания экономики Казахстана, по мнении. Абая, является дальнейшее расширение торговли. Он с глубоким уважением говорил об узбекских торговцах, которые бывали и торговали во многих странах. Много товаров покупали у них и казахи, в обмен, главным образом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средство общения между народами, стимул развития производительных сил общества, поэтому был активным пропагандистом дальнейшего ее развития в Казахстане. Там же с 539

Усиление колониального гнета и все еще крепкие устои патриархальных отношений в Казахстане отразились во взглядах Абая на вопросы управления. Он нигде не говорит о народных восстаниях. Но с демократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянно искал пути прогрессивного развития общества. Абай считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа.

Эти люди не должны нарушать законы, на должны злоупотреблять своим служебным положением. Особенно много бедствий терпели народные массы от волостных управителей. Обычно на эту должность избирались представители байства. Затратившие значительные средства на подкуп, подарки и обман. Стремясь восполнить свои затраты, они забывали данные народу обещания. По мнению Абая, выборные должности получали обычно люди совершенно недостойные. Народ обманывали обещаниями, почти всегда невыполнимыми. В свою очередь и трудящиеся массы утрачивали веру в возможность изменить что- либо руками правителей.

Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс Абай не сумел. Отсюда Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности. Исследуя отношение Абая к закону, мы приходим к убеждению, что он верил в его справедливость. Нарушение закона влекло несправедливость. Он, главным образом, обрушивается на тех, что нарушал закон, а до рассмотрения вопроса, кто, в чьих интересах издавал законы. Абай не дошел. История Казахстана т 3 с 539

Абай ненавидел и разоблачал правителей - взяточников, корыстолюбивых судей, невежественных мул, считал их злом на пути ко всенародному благоденствию. Основную силу, способную преодолеть зло, как многие, он видел в науке и просвещении, Раскрывая значение науки и просвещения для общества, он был убежден в их несовместимости со «злом, ложью, хвастовством, бездельем, мотовством». Эти черты казахского общества были ненавистны выдающемуся мыслителю, борьбу с ними он воспринимал как свой первостепенный долг. Расцвета науки, он считал, можно достичь, только постоянно трудясь и приобретая знания. Труд, затраченный на приобретение знаний, всегда благороден и плодотворен. Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям выражалось в постоянном обнажении пороков казахского общества, связанных, в первую очередь, с невежеством и темнотой. Изучив все стороны жизни казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить эти пороки можно всем казахским обществом сообща. И хоть каждый человек - сам хозяин своей судьбы- но есть судьба всего народа в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно. У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношения с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. «Человеку человечество друг», - заявил гуманист. История Казахстана т 3 с 539 Политическая по своей глубокой сущности идея международной солидарности угнетенных масс и их единения на основе передовых достижений мировой культуры всегда находила свое философское осмысление и обоснование.

Умер Абай в 1904 г., Там же с 298 не успев достигнуть полных шестидесяти лет. Весь казахский народ переживал это событие как свою собственную трагедию. Он был великим человеком, наследие которого еще долго будет служить кристально чистым и живительным родником духовного очищения не одного поколения людей. Там же с 328

Великие люди Казахстана XIX века - гордость, честь, совесть и душа нации. Они приложили огромные усилия, чтобы превратить разрозненные племена в единую нацию, прославили национальный язык, культуру, философию, литературу. Особенное место среди них принадлежит Абаю Кунанбаеву. Узнайте больше о его жизненном пути и достижениях.

Абай Кунанбаев: биография выдающейся личности Казахстана

У каждого народа есть знаменитые люди, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике. Имена великих- визитная карточка народа и земли, взрастившей их.

Известные люди Казахстана - отдельная страница нашей истории и культуры. Их биографии и достижения - то, что должен знать каждый казахстанец, который любит свою Отчизну и гордится национальной культурой.

Но нельзя ограничиваться только знанием, нужно еще и популяризировать людей, создающих имидж страны. А это выдающиеся личности Казахстана. По их свершениям судят о Казахстане, о его истории, культурных и ментальных ценностях.

Национальная гордость - залог свободы народа и государства. Она формируется из знаний о своем народе и лучших его представителях. Поэтому не ленитесь узнавать как можно больше о знаменитых людях Казахстана. Прикоснитесь к национальной легенде - к биографии и достижениям Абая Кунанбаева.

Абай Құнанбаев - великий гуманист, общественный деятель, просветитель, талантливый поэт и мыслитель - человек, заложивший основы национальной литературы. Этот славный сын Степи был представителем интеллектуальной аристократии казахского народа XIX века.

Род Кунанбаевых принадлежит к восточной ветви знаменитого племени аргын - тобыкты. Их родовые земли - предгорья и горы Чингизтау, река Чаган. В час рождения Абая в 1845 году эта территория находилась под управлением российского царя и относилась к Западно-Сибирской губернии, а сейчас это Восточный Казахстан.

Прямые предки Кунанбаева - батыры и бии рода тобыкты. Его отец - представитель духовной аристократии (кажы), управляющей на землях сибирских казахов во времена царской империи. Мать Абая Улжан происходила из древнего рода Болата-ходжи по прозвищу Каракесек, - предводителя войска Орус-хана.

Поэтому не удивительно, что в семье родился не просто талантливый ребенок, а личность, которая с молоком матери впитывала любовь к своему краю и народу. Самой судьбой Абаю было предначертано стать духовным лидером казахов. Отцу великого поэта в преддверии рождения сына явился Анет баба - советник Тауке-хана. Он предрек, что в мир придет великий сын казахского народа Ибрагим. Таким именем и нарекли Кунанбаева.

Почему же его называют Абай? Это прозвище появилось благодаря бабушке Зере (в девичестве Токбала), которая привила мальчику любовь к родному языку. Так ласкательно она подчеркнула вдумчивость и осмотрительность внука.

Первые образовательные азы Абай постигал дома: песни, красивая звучная речь, обряды и традиции - то, что составило духовный мир мальчика и стало впоследствии основой для его творчества. Чтобы сын получил системное образование, обучился арабскому и персидскому, познакомился с религиозными текстами духовных отцов ислама, отец отправил Ибрагима в Семипалатинское медресе. Мальчик обучался у имама Ахмет-Ризы и параллельно учился в русской школе, где познакомился с передовыми достижениями науки.

К завершению школьного образования Кунанбаева уже посетила Муза: он пишет стихотворения, скрывая свое авторство (приписывал их Кокпаю Джантасову - другу детства). На время поэзию пришлось оставить, потому что отец готовил ему иную карьеру - управленца. Уже в тринадцатилетнем возрасте Абай был правой рукой и помощником отца. Юношу готовили к политической и административной деятельности.

Некоторое время Кунанбаев исполнял функции волостного управителя. Он стремился преодолеть бедность, искоренить безграмотность, просветить народ, улучшить социальные условия жизни казахов.

Не всегда взгляды на разрешение спорных вопросов, которые возникали у представителей рода, у отца и сына совпадали. Абай стремился судить по совести, а отец не прочь был извлечь собственную выгоду. Из-за этих расхождений Кунанбаев в 28 лет покинул отчий дом и перебрался в Семипалатинск.

Он возвращается к совершенствованию знаний, активно занимается самообразованием: читает труды восточных мыслителей и духовных отцов, знакомится с шедеврами тюркской литературы. Встреча с политическими ссыльными - передовыми мыслителями и просветителями XIX века, сосланными царским правительством в Семипалатинскую губернию, - дает толчок к формированию демократического и гуманистического мировоззрения поэта.

По-настоящему глубокие и художественно совершенные произведения выходят из-под его пера в 1880-х годах, когда Абай приблизился к сорокалетнему жизненному рубежу. К этому времени у него появляются последователи и ученики. Первыми среди них стали его трое сыновей.

Абай Кунанбаев оставил не только неоценимое по значению для формирования казахской культуры наследие, но и подарил казахскому народу трех блистательных поэтов - своих сыновей.

Он был счастливым и несчастным отцом одновременно. Его творчески одаренные дети писали стихотворения и воплощали в жизнь просветительские замыслы отца. Двух сыновей - Абдирахмана и Магаша - Кунанбаев готовил для военной и чиновничьей службы. Ему хотелось, чтобы они стали настоящими реформаторами, принесли пользу своему народу. Однако из-за болезни Абдирахман не смог сделать военную карьеру и рано (в 27 лет) ушел из жизни.

Младший Магауи, обладавший блистательным умом и даром красноречия, проучился в городском училище несколько лет и из-за болезни вынужден был вернуться в аул к отцу. Из жизни он ушел в 34 года, а на сороковой день после его смерти бренный мир покинул и талантливый сын Степи Абай.

Абай Кунанбаев: философские взгляды

Ученые утверждают, что Кунанбаев стоял у истоков рождения национальной философской мысли. Его мировоззрение формировалось под влиянием русских мыслителей-гуманистов и поэтов эпохи Просвещения, а также философов Востока.

У Абая Кунанбаева нет специальных философских трудов, следовательно, нет целостной философской системы. Наиболее полно его размышления представлены в книге притч «Гаклия» («Слова назидания»). Здесь автор последовательно излагает свое видение истории казахов, вопросов нравственности, права и морали.

Узнайте, какие вопросы больше всего беспокоили великого поэта казахского народа:

  • Материалистичность мира и роль труда в его познании.

Абай считал, что мир существует независимо от мышления и сознания человека. Познание - это процесс отражения в мыслях человека объективной реальности. Так возникают понятия. Происходит это только в процессе трудовой деятельности. Абай утверждал, что знания также результат труда человека, ведь просто так они не даются.

Всегда нужно убеждаться в правоте тех или иных выводов на собственном опыте, то есть получать личный опыт и так формировать познание мира.

  • Загадка души и ума человека .

Человек - основа мироздания. Душа человека - это его переживания, мысли, размышления. Этим люди отличаются от животных. Они думают о настоящем, помнят прошлое и заботятся о будущем. Человек постоянно растет вверх, потому что стремится охватить своим взором как можно больше прелестей мира, познать их и осмыслить.

Люди обладают уникальной возможностью «третьей формы познания» - познание душой. Кунанбаев считал, что важнейшую роль в правильном понимании мира играет нравственная чистота человека. Если его душа лишена пороков, кичливости и эгоизма, то отраженный в ней мир чистый и ясный.

  • Разум и сердце .

Это два способа познания мира. Разум, по мнению Абая, познает вещи, но не может им дать оценку. Он не может различить добро и зло, а вот сердце обладает такими свойствами. Оно источник доброты и гуманизма, благородства и привязанности. Сердце побуждает людей быть добродетельными, справедливыми и милосердными, избегать злых поступков и стремиться к моральному совершенствованию.

Именно сердце, по мнению Абая, в условиях жестокого феодализма станет движущей силой изменений, заставит бороться за права обездоленных и бедных людей. Высший этический идеал мыслителя можно выразить фразой: «Адам бол!» - ‘Будь человеком!’.

  • Образование - основа счастливого общества.

В связи с вышесказанным Кунанбаев особенную роль в духовном развитии человека отводил не религии, а именно образованию. Он считал, что чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он стремится изменить существующие порядки, сделать совершенным всё, что его окружает, построить счастливое общество, в котором царят мораль и благонравие.

  • Несостоятельность религиозных догм.

Кунанбаев был одним из первых просветителей, кто выступил против религиозного тумана, который не позволяет человеку увидеть реальную картину мира и изменить его, сделав лучше. Религия, по его мнению, учит служить Богу.

Однако поэт не стремится разуверить людей в существовании или могуществе Всевышнего. Он хочет осознанности их поступков и усиления ответственности за собственную жизнь. Мыслитель говорит, что Бог создал болезни и здоровье, но никого не заставляет болеть. Так же и с богатством, и с бедностью.

Люди должны осознать тот творческий потенциал, которым их наделила природа и высшие силы. Только тогда они превратят мир вокруг себя в цветущий сад.

  • Воспитание.

Чтобы преобразить мир, достаточно правильно воспитать человека. Делать это нужно в семье и в школе. Для детей очень важны моральные и духовные качества наставников - родителей и учителей. Поэтому воспитание - обоюдный процесс совершенствования человека.

Тот, кто имеет знания, у кого в сердце горит пламя любви и кто действует по справедливости, - совершенный человек, который построит светлое и прекрасное будущее. О формировании такой личности следует заботиться родителям и учителям.

Гуманист Абай Кунанбаев очень высоко оценивал возможности и значение человека. Он ратовал за то, чтобы люди приобретали новые знания, знакомились с новыми языками, художественными произведениями.

От их культурного развития, считал мыслитель, напрямую зависит развитие мира. Чем больше узнает человек о мире, тем светлее становится его душа и мысли. Высоконравственные люди - основа счастливого общества.

Абай Кунанбаев: стихи

Стихи Абая - отражение его воззрений на бытие, воплощение его философских размышлений и выводов. Поэтический дар Кунанбаев унаследовал от бабушки Зере, которая красочно живописала словом, рассказывая внуку сказки и различные истории. Мать поэта помнила на память множество стихов и поэм - произведений акынов.

Эти творческие задатки воплотились в самобытный и прекрасный голос казахского поэта Абая Кунанбаева. Он заложил основы поэтического искусства (шести- и восьмистишие, создал жанровую систему), обогатил казахскую литературу переводами лучших произведений русских поэтов XIX века.

Его лирика - это искусное сочетание пейзажной и философской лирики, медитации и любовных посланий. Абай Кунанбаев не хранил свои творения. Большинство из того, что дошло до наших дней, - это произведения, которые люди знали на память, написанные на обрывках и клочках бумаги, чудом уцелевшие. Поэт никогда не дорабатывал стихотворения. Большинство из них - экспромты.

Они вдохновенны и исполнены истинного чувства. Вот какие темы больше всего волновали и впечатляли поэта:

  • Природа.

Зеленые травы, река и аул - природа идеальная и совершенная, в ней нет ничего лишнего. Пестрым ковром устлана степь. Эта гармония наполняет сердце человека счастьем. Такова главная мысль поэзии «Лето - солнечная пора!». Это было одно из первых стихотворений Абая, напечатанное в газете.

  • Социальная несправедливость.
У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мёрзнет сам в степи, скотину сторожа,
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану,
Жена, бедняга, ткёт чекмень, от холода дрожа.
И для ребёнка нет костра, и в юрте натекло,
И улетучилось давно последнее тепло.
А старикам - совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.

Поэт ушел от восточной пышности поэтического образа, реалистично описал быт кочевников и жизнь аула. Детали, яркие образы производят сильное эмоциональное впечатление на читателей. Также он создал типизованные портреты современников («Кулембаю» и «Кожекбаю»), богачей, царских приспешников.

  • Поэт и поэзия в жизни общества .

Эту тему автор поднимает, касаясь морально-этической и духовной составляющей жизни народа. В стихотворении «Поэт» казахский певец описывает миссионерское предназначение творчески одаренного человека. Его судьба - одиночество и борьба за души людей.

  • Морально-этические вопросы.

Эту тему можно считать осевой для Абая Кунанбаева. О чем бы ни размышлял поэт, нравственность, благочестие, честность и порядочность - вопросы, которые выходят на первый план. Особенно выразительно они прозвучали в его талантливых поэмах «Искандер», «Азим» и «Масгут». Они написаны в стиле назиры, но в идейном плане выходят за пределы этой традиции.

В поэме «Искандер» Абай касается личности Македонского. Поэт отказывается от его идеализации, показывает римского завоевателя алчным, чрезмерно честолюбивым и кровожадным человеком. Аристотель (воплощение человеческого разума) показывает императору, что путь зла ведет к духовному, моральному и физическому крушению. Так Кунанбаев иносказательно указал современникам на пагубность алчности и насилия.

Творчество Абая Кунанбаева обширно как тематически, так и жанрово. Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека. Он указывал путь - образование, мораль, духовный рост. Его лирику и философские трактаты отличает любовь к народу и казахской культуре, в них воплотилась мудрость народа и красота его словесного творчества.

А какие выдающиеся личности Казахстана интересуют вас?