Вопросы для викторины на тему басни крылова. Викторина по басням Крылова. материал по чтению (3 класс) на тему. Конкурсные задания для клеток

Куницына Ольга Витальевна,

учитель литературы ГОУ СОШ №1262

Учимся, играя

Басни Крылова

Предварительное замечание

Урок разработан для уроков чтения в 3 классе после изучения творчества И.А. Крылова в качестве обобщения или для урока литературы в 5 классе для актуализации знаний о баснях И.А. Крылова.

Урок проводится в форме игры «Крестики-нолики» Из класса необходимо выделить группу учащихся для осуществления судейства. (Чтобы проверить их знания, можно дать им некоторые задания для решения дома накануне игры или предложить участвовать в составлении заданий или викторины по басням Крылова). Остальной класс делится на две команды: команду «Крестики» и «Нолики».

На доске чертится поле, где будут ставится Х или О, в зависимости от победы команды. Класс должен выполнить все девять заданий. Победителем будет та команда, чьих знаков на поле окажется больше.

Урок сопровождается презентацией, в которой отражается каждое из заданий. Причем выбор игрового поля может быть произвольным благодаря системе гиперссылок.

(Скачать презентацию http://stream.ifolder.ru/11454306 пароль - "method_krylov")

Игра проверяет знания по басням: «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Кукушка и петух», «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и голубь», «Заяц на ловле»

Задачи урока:

1)закрепить знания учащихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках,

2) развивать аналитические и творческие способности учащихся,

3) развивать навыки группового сотрудничества

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. На нескольких уроках мы с вами знакомились с творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мы узнали, что такое басня и, прочитав несколько басен, познакомились с их героями. Чему-то поучились у них. Какие басни вы можете назвать?

Николай Васильевич Гоголь называл басни И.А. Крылова «книгой мудрости самого народа». Как вы думаете, почему?

Посмотрим, насколько хорошо знаете басни Крылова вы. Сегодня вас ожидает интеллектуальная игра «Крестики – Нолики». Все вы знаете, как играть в неё. Каждая команда поочередно будет делать ход, пока не откроются все поля. Каждое поле – это задание по басням Крылова. Победит так команда, чьих знаков (они означают победу в каждом конкурсе) окажется больше.

Я думаю, что многое зависит от того, насколько вы были внимательны на уроках и тщательно выполняли домашние задания. А еще от того, насколько сплоченно вы будете работать в команде. Удачи! Мы начинаем нашу игру. Делайте первый ход!

Конкурсные задания для клеток:

«Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

Ответы: Мартышка «Мартышка и очки», 2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух», 4. Ворона «Ворона и Лисица»

II . «Я тебя знаю»

– По отрывкам определите, из какой басни они взяты.

1. Над хвастунами хоть смеются,

А часто в дележе им доли достаются.

2. Вперед чужой беде не смейся, Голубок!

3. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк все с ходу клонит;

А ежели невежда познатней,

То он её еще и гонит.

4. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Вспомните, как называется эта часть басни? Какова её роль в каждом произведении? Придумайте ситуацию, в которой можно употребить одно из этих высказываний? (по выбору)

Ответы: 1. «Заяц на ловле», 2. «Чиж и голубь» 3. «Мартышка и очки», 4. «Лебедь, Щука и Рак»

III . «Карта жанра»

– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Подготовьте рассказ о нём.

(Каждой команде выдается набор карточек, которые они должны прикрепить на свой планшет. Оценивается правильность и скорость выполнения задания)

(правильные ответы выделены цветом)

IV . «Басня по ниточке»

– Вы должны рассказать басню «Ворона и лисица», которую учили наизусть, по цепочке. Каждый по строчке.

V


Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»

VI . «Ларчик»

– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой. (Учитель из сундучка поочередно достает предметы. Задача учеников назвать героя и басню.)

зеркало – обезьяне «Зеркало и Обезьяна»

кисть винограда – хотелось получить Лисице «Лисица и Виноград»

силок – Чиж «Чиж и Голубь»

кусочек сыра – Вороне «Ворона и Лисица»

воз – Лебедю, Раку, Щуке «Лебедь, Щука и Рак»

VII . «Центон»

– Центон – это веселое стихотворение, составленное из строчек разных стихотворений. Прочитайте центон, составленный Женей Брянцевой по басням. Вы должны определить, из каких басен взяты строчки для этого центона.

Стрекоза, Повар и Моська

Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
“Ах ты, обжора! Ах, злодей!” -
Тут Ваську Повар укоряет
“Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
вот то-то мне и духу придаёт,
что я совсем без драки
могу попасть в большие забияки”.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт!»

Ответы: «Ларчик», «Стрекоза и Муравей», «Кот и Повар», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «»Лебедь, Щука и Рак»

VIII . «Сочини басню»

– На уроках вы познакомились с жанром басни. Прочитали много басен Ивана Андреевича Крылова. И теперь, думаю, можете попробовать себя в роли баснописцев. Перед вами сюжетные картинки истории про Аиста и Лисицу. Подумайте, чему может научить эта история. Сочините басню в прозе. Не забудьте про мораль.

IX. «Театральный конкурс»

– Это домашнее задание, которое может быть реализовано в нескольких вариантах:

Вариант1. Каждая команда готовит сценку по одной из басен.

Вариант 2. Каждая команда готовит сценку по одной из басен, допуская несколько ошибок. Задача другой команды найти эти ошибки.

Вариант 3 . Показать шараду, в которой зашифровано название одной из басен.

Подведение итогов игры.

Домашнее задание (по выбору). Сочинить басню, центон или написать письмо от лица одного из героев басни.

Викторина по басням Крылова.

1. В какой басне есть такие слова: «Воз и ныне там»

А) Мартышка и очки

Б) Волк на псарне

В) Лебедь, рак и щука

Г) Демьянова уха

2. На кого лаяла Моська?

А) На ежа

Б) На Ужа

В) На льва

Г) На слона

3. В чем виноват Ягненок в басне «Волк и Ягненок»?

А) В том, что намутил воду волку

Б) В том, что волку хочется есть

В) В том, что разбудил волка

Г) В том, что напугал волка

4. Продолжите предложение из басни: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать….»

А) Пирожник

Б) Мороженник

В) Дворник

Г) Дорожник

5. Куда села ворона с кусочком сыра?

А) На пенек

Б) На ветку

В) На ель

Г) На дерево

6. Куда пустился хитрый волк ил басни «Волк на псарне»?

А) Наутек

Б) В угол

В) В лес

Г) В переговоры

7. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

А) За то, что он красивый

Б) За то, что он хвалит Кукушку

В) За то, что он является ее другом

Г) За то, что он помог ей

8. Чем занималась Стрекоза летом?

А) Купалась

Б) Помогала Муравью

В) Пела

Г) Летала к сестре

9. «Я тебя знаю».Из какой басни эта мораль? (соедини стрелкой басню и мораль)

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». «Ларчик»

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» «Ворона и лисица»

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». «Чиж и голубь»

«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». «Лебедь, щука и Рак»

10.Из какой басни это предложение: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу».

А) Слон и Моська

Б) Лебедь, Рак и Щука

В) Мартышка и очки

Г) Ларчик

11. Из какой басни следующие слова: «Голубушка, как хороша!»

А) Слон и Моська

Б) Ворон и Лисица

В) Лягушка и Вол

Г) Волк и Ягненок

12.Из какой басни эти слова: «Куда оно? Какая вещь пустая!Не глупо ль, что его высоко так ценят?»

А) Ворона и Лисица

Б) Свинья под Дубом

В) Петух и жемчужное зерно

Г) Волк и ягненок

13 . «Ларчик».

– В ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат.

Зеркало –

зерно –

силок –

кусочек сыра –

жёлуди –

14. «Ребусы. Угадай название басни».

15. «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать?

16. «Кто сказал такие слова?»

  • «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!»

  • «Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них».

  • «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум…»

  • «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…»

  • «Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».

Цели:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Цели :

Учебная: Обобщить, углубить знания учащихся по басням И. Крылова.

Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, организаторских и творческих способностей, логического мышления.

Воспитательная: умение работать в группах, воспитание чувства коллективизма, толлерантности.

Оборудование: компьютер ,

Ход урока

I.Организационный момент

II. Устные ответы на вопросы

* Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило.

забияка

III. Чтение наизусть

отгадываем ребусы.

1 .(Штора-затемнение)

2. Соедини стрелочками

Ворона очки

Лебедь Лисица

Мартышка щука

Слон ягнёнок

Волк повар

Кот Моська

3. Вставь пропущенные слова

Воз, очки, жёлуди, сыр

*Да Лебедь рвётся в облака,

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я

5.Убрать лишнее.

Голубушка, как хороша!

VI. Инсценирование басни

Вывод в басне называется :

1.Поучение

2. Мораль

3.Наставление

4.Рассуждение

1.Иносказание

2.Заклинание

3.Описание

4.Повторение

VIII. Итог.

Предварительный просмотр:

Мухамед Галина Петровна.Урок – игра по басням И.А. Крылова.

Конспект урока.

Тема: Урок-игра по басням И. Крылова

Цели :

Учебная: Обобщить, углубить знания учащихся по басням И. Крылова.

Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, организаторских и творческих способностей, логического мышления.

Воспитательная: умение работать в группах, воспитание чувства коллективизма, толлерантности.

Оборудование: компьютер , интерактивная доска, книжно-иллюстративная выставка

Ход урока

I.Организационный момент

Сегодня у нас урок- игра. Вы покажете знания по басням И.А. Крылова, раскроете свои творческие способности.

Басни Крылова, по выражению Гоголя, - это «Книга мудрости самого народа». А славу Крылова как русского баснописца Белинский считал: « Самой великой, самой неподкупной славой народной ».

Разделитесь на 5 групп. Выберите капитана. У капитана флажок. Когда команда готова, капитан оповещает о готовности, подняв флажок. Судьи определяют, кто был первым. Капитан, поднявший первым флажок, получает 2 жетона, вторым – 1 жетон, не поднявший флажок – 0.

II. Устные ответы на вопросы

* Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило.

*В какой басне И.А. Крылова употребляется слово забияка с прилагательным в форме мужского рода?

*Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?

* Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет».

* «У сильного всегда бессильный виноват. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем». В какой басне звучат эти слова?

III. Чтение наизусть

*Выбрать от группы по одному чтецу. Кто лучше прочитает басню Крылова наизусть?

IV.Работа с иллюстрациями, рисунками к басням, ребусами по басням

* К уроку вы должны были приготовить рисунки к басням. Пока судьи выбирают победителей, отгадываем ребусы.

*Устно подписать название басни к иллюстрациям художников.

V. Работа с интерактивной доской

1 .(Штора-затемнение)

* С помощью этого предмета можно увидеть: «Что там за рожа». Что за предмет? (зеркало)

*Предмет, который героиня « с полдюжины себе достала»? (Очки)

2. Соедини стрелочками

Ворона очки

Лебедь Лисица

Мартышка щука

Слон ягнёнок

Волк повар

Кот Моська

3. Вставь пропущенные слова

Известно, что _____________ в диковину у нас –

Так за Слоном толпы ______________ ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу______________ им.

Увидевши Слона, ну на _________ метаться,

И _________, и _____________, и _______________

(визжать, рваться, Слоны, зевак, визжать, него, Моська)

4. Распредели предметы по своим местам

Воз, очки, жёлуди, сыр

*Плутовка к дереву на цыпочках подходит:

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

*Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

*Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я

*То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет

5.Убрать лишнее.

Куда попал « волк ночью, думая залезть в овчарню»?

(Дом, машина, псарня, магазин)

6. Подчеркните, кому принадлежат данные слова:

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Вороне, стрекозе, лисице, лягушке, синице, мартышке

6. Распредели на 4 группы героев басен:

Рак, Демьян, Мартышка, козёл, жена, дуб, лебедь, свинья, косолапый Мишка, Ворон, Щука, Осёл, Фока.

VI. Инсценирование басни

VII.Тест. Обведите кружочком правильный ответ.

Вывод в басне называется :

1.Поучение

2. Мораль

3.Наставление

4.Рассуждение

2 . Определите название приёма, характерного для басни:

1.Иносказание

2.Заклинание

3.Описание

4.Повторение

VIII. Итог.

Подведение итога, награждение учащихся.


Его басни переживут века. К.H. Батюшков

Цель: обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чиению.
I конкурс.
Назовите басни Крылова о: Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и ви­ноград», «Волки Лисица», «Добрая Ли­сица», «Лиса», «Лисица и Осёл»)
Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псар­не», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»).
Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюби­вый Медведь», «Крестьянин и Работ­ник»)
Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мар­тышка и очки», «Обезьяны», «Обезья­на», «Квартет»)
Людях («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»)

II конкурс.
Кому принадлежат слова?
«Голубушка, как хороша! Ну что за шей­ка, что за глазки!» (Лисице из басни «Во­рона и Лисица»)
«Всё про очки лишь мне налгали; А про­ку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)
«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» (Волку из басни «Волк на псарне»)
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой...» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
«Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квар­тет»)

III конкурс.
Вспомните пропущенное слово

  1. «Две... (бочки)».
  2. «Мальчик и... (Змея)».
  3. «Лисица и... (виноград)».
  4. «Трудолюбивый... (Медведь)».
  5. «Тришкин... (кафтан)».
  6. «Стрекоза и... (Муравей)».
  7. «Осел и... (Соловей)».
  8. «Кот и... (Повар)».
  9. «Свинья под... (дубом)».
  10. 10. «Волки и... (Овцы)».

IV конкурс
«Мораль сей басни такова»
- В какой басне была такая мораль?

1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица».)

2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)

3. «Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться». («Ларчик».)

4. «Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь».)

5. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

V конкурс.
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА
Многие фразы из басен И.А. Крылова ста­ли крылатыми словами. Мы часто произно­сим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми словами, у Крылова очень много. Вот некоторые из них:

  • «Да только воз и ныне там»
  • «У сильного всегда бессильный вино­ват»
  • «Сильнее кошки зверя нет!»

Вспомните, из каких басен эти строки?
(Соответственно: «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягнёнок», «Мышь и Крыса»).
Не только строки из басен Ивана Андре-кича, но даже и сами названия басен стали крылатыми словами. Кто назовёт их? «Тришкин кафтан», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Демьянова уха», «Кукушкам Петух» и др.)
Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рас­суждениями:

  • «Видит око, да зуб неймёт»
  • «Борона в павлиньих перьях»
  • «Попрыгунья стрекоза»
  • «Тришкин кафтан»
  • «Мартышкин труд»
  • «Медвежья услуга»
  • «А ларчик просто открывался»
  • «А Васька слушает, да ест»

VI конкурсды.
1 Кроссворд

«Иван Крылов»
По вертикали:

  1. Писатель, сочиняющий басни (басно­писец).
  2. Город, с которым связано детство Кры­лова (Тверь)
  3. Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность (подканце­лярист)
  4. Французский поэт-баснописец, его бас­ни Крылов переводил на русский язык (Лафонтен)
  5. Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка)
  6. Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль)
  7. Произведения для театра, которые пи­сал Крылов (пьесы)
  8. Профессия, в которой Крылов прорабо­тал 30 лет (библиотекарь)
  9. и 10. Герои одной из самых известных басен Крылова (Стрекоза и Муравей)

2 Кроссворд

«И.А Крылов»
По вертикали:
1. «На ту беду … близёхонько бежала» (лиса).
2. «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да ко­солапый Мишка затеяли сыграть...» (квартет).
3. «Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська).
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона).
5. «Вороне где-то Бог послал кусочек...» (сыру).
6. «По улицам... водили, как видно, напоказ» (Слона).
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки).
8. «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью на­питься; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал...» Кто? (Волк).

Викторины, как правило, состоят из нестандартных вопросов. И чем интереснее вопрос, тем ценнее ответ. Ответить на вопросы викторины по басням Ивана Андреевича Крылова – это отличный способ проверить свои знания по предмету, выяснить, где есть пробелы, и на что нужно обратить внимание.

И.А.Крылов — оригинальный басенных дел мастер, пользуется заслуженной любовью не только у своих соотечественников, но и у представителей других стран.

Викторина по басням И.А.Крылова содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю.

1. Из какой басни пословица?
«Недаром говорится, что дело мастера боится».

«Вельможа и Философ»
«Щука и кот» +
«Булыжник и Алмаз»

2. Назовите три басни И.А.Крылова, в названии которых присутствует слово «лягушка»

Ответ: «Лягушка и Вол»
«Лягушка и Юпитер»
«Лягушки, просящие царя»

3. Как звали пастуха в басне И.А.Крылова «Пастух», который пас барских овец?

Игнат
Егор
Савва +

4. Какие «муравы» были в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей?

Мягкие +
Жесткие
Шелковые

5. Продолжите фразу:

А ларчик просто.. открывался («Ларчик»),
Слона-то я и.. не приметил («Любопытный»)
Как белка.. в колесе («Белка»)

6. И.А.Крылов был ярым защитником просвещения. Об этом мы узнаём из его басен, обличающих невежество. Назовите эти басни.

Ответ: «Мартышка и Очки»,
«Петух и Жемчужное Зерно»
«Свинья под Дубом»

7. Из какой басни эта цитата?
«Когда почтен быть хочешь у людей –
С разбором заводи знакомства и друзей!»

«Разборчивая невеста»
«Совет мышей»
«Крестьянин и змея» +

8. Знаменитый баснописец Крылов резко высказывался против несправедливого «порядка», беззакония и насилия, творимого над крепостными крестьянами, народом. Об этом свидетельствуют его басни. Приведите примеры такого рода басен.

Ответ: «Волки и Овцы»
«Крестьяне и Река»
«Пестрые овцы»

9. Приведите примеры басен И.А.Крылова, в названии которых присутствуют растения.

Ответ: «Свинья под дубом»
«Лисица и виноград»
«Дуб и трость»

10. В этой басне именитый мастер с ядовитой иронией донес до нас образ царя, безжалостно расправляющегося с вольнодумцами. Баснописец разоблачил также притворство и лицемерие царской особы. При жизни И.А.Крылова басня напечатана не была. О каком царе, и о какой басне идёт речь?

Об Александре II, «Крестьянин и Змея»
О Николае I, «Мальчик и Змея»
Об Александре I, «Пестрые овцы» +

11. Какая кличка была у кота в басне Крылова «Кот и Повар»?

Мурзик
Васька +
Пушок