Зачет по теме химическая организация клетки. Тематический тест. Тема: «Химическая организация клетки. Б-из аминокислот, водыГ-из этилового спирта, высших карбоновых кислот

1 ВАРИАНТ

    Молекула воды

2) диполь;

3) на кислороде небольшой положительный заряд, на водороде – отрицательный;

    К органическим веществам клетки относятся

    1. белки, жиры, углеводы, вода;

      вода, углерод, соли.

    К основным химическим элементам клетки относятся

    1. кислород, водород, углерод, сера;

      кислород, водород, углерод, калий;

      кислород, водород, углерод, азот;

      кислород, водород, углерод, йод.

    Те химические элементы, которые принимают участие в процессе обмена веществ в клетке и обладают биологической активностью, называют

    1. биохимическими элементами;

      биогенными элементами ;

      биохимическими веществами.

    Ковалентная связь

    1. слабее ионной;

      слабее водородной ;

      самый силь ный тип связи.

    Дополните утверждение:

Гидрофильные вещества – это вещества _________ растворимые в воде.

Каждая аминокислота состоит из трех частей: _____________ группы, _____________ группы и свободного радикала.R.

    Дополните утверждение:

    Четвертичная структура белка представляет собой

    1. полипептидную цепочку;

      закрученную спираль;

      спираль, закрученную в шарик;

      глобулу.

    Дайте определение понятия: Утрата белковой молекулой своей структурной организации или свертывание белка называется __________________ .

    Установите соответствие:

1. Моносахариды А. сахароза, мальтоза, лактоза;

2. Дисахариды Б. гликоген, крахмал, целлюлоза;

3.Полисахариды В. Глюкоза, лактоза, сахароза;

Г. глюкоза, фруктоза, галактоза.

    При полном сгорании 1 г. вещества выделилось 38,9 кДж энергии. Этим веществом были

    углеводы ;

    жиры ;

    и углеводы, и липиды;

    не углеводы и не липиды.

    Дополните утверждение:

Мономерами _ НК, в состав которых входит углевод рибоза, являются ____________,.

    Дополните утверждение:

В молекуле ДНК присутствуют остатки азотистых оснований четырех нуклеотидов: А (аденин),

ГЦГАТГААЦГЦ

_____________,

Проверочная работа по теме «Химическая организация клетки»

2 ВАРИАНТ

1. Молекула воды

1) не имеет заряженных участков;

2) на кислороде небольшой положительный заряд, на водороде – отрицательный;

3) диполь;

4) на кислороде небольшой отрицательный заряд, на водороде – положительный.

2. К неорганическим веществам клетки относятся

        вода, соли и нуклеиновые кислоты;

        белки, жиры, углеводы, вода;

        белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты;

        вода, углерод, соли.

    К макроэлементам клетки относятся

1) медь, фтор, хром, йод;

2) йод, фтор, хлор, железо;

3) сера, калий, медь, цинк;

4) кислород, водород, углерод, сера.

    Те химические элементы, которые принимают участие в процессе обмена веществ в клетке, и обладают биологической активностью, называют

1) биологически – активными веществами;

2) биохимическими элементами;

3) биогенными элементами;

4) биохимическими веществами.

    Водородная связь

1) самый слабый тип связи;

2) сильнее ковалентной;

3) самый сильный тип связи.

    Дополните утверждение:

Гидрофобные вещества – это вещества __________ растворимые в воде.

    Вставьте в предложение пропущенные понятия:

При образовании макромолекулы белка образуется прочная ковалентная связь - ______________ , а

белковые молекулы называют ____________ .

    Дополните утверждение: Белок – это биополимер, мономерами которого являются ____________ .

    Первичная структура белка представляет собой

1) полипептидную цепочку;

2) закрученную спираль;

3) спираль, закрученную в шарик;

4) глобулу.

    Дайте определение понятия:

Восстановление структуры белка и его функциональной активности называется __________________ .

    Установите соответствие:

1. Моносахариды А.. гликоген, крахмал, целлюлоза;

2. Дисахариды Б. глюкоза, фруктоза, галактоза;

3.Полисахариды В. сахароза, мальтоза, лактоза;

Г. глюкоза, лактоза, сахароза.

    При полном сгорании 1 г. вещества выделилось 17,6 кДж энергии. Этим веществом были

1) белки;

    и углеводы, и липиды;

    углеводы;

    и углеводы, и белки.

    Дополните утверждение:

Мономерами _ НК, в состав которых входит углевод дезоксирибоза, являются ____________,.

    Дополните утверждение:

В молекуле РНК присутствуют остатки азотистых оснований четырех нуклеотидов: А (аденин),

Г (гуанин), Ц (цитозин) и ___ (________).

    Проведите матричный синтез ДНК:

ЦАГТАГТЦААТ

_____________

он проводится по принципу _________________ .

Ответы к тесту по теме

«Химическая организация клетки»

I Вариант

II Вариант

7- карбоксильной, амино-

8- аминокислоты

10- денатурация

11: 1-Г, 2-А, 3-Б

13- РНК, нуклеотиды

14- Т (тимин)

15- ЦГЦТАЦТТГЦГ, комплиментарности

6- практически не

7- пептидная, полипептиды

8- аминокислоты

10- ренатурация

11: 1-Б, 2-В, 3-А

13- ДНК, нуклеотиды

14- У (урацил)

15 – ГТЦАТЦАГТТА,

комплиментарности

Тест Химическая организация клетки Вариант 1 Выберите один правильный ответ. 1.Тела живой и неживой природы сходны набором 1) белков 3) нуклеиновых кислот 2) химических элементов 4) ферментов 2. Магний – обязательный компонент молекул 1) ДНК 3) гемоглобина 2) хлорофилла 4) РНК 3.Назовите органические соединения, которые содержатся в клетке в наибольшем количестве (в % на сырую массу) 1) углеводы 3) белки 2) липиды 4) нуклеиновые кислоты 4.Значительную часть клетки составляет вода, которая 1) образует веретено деления 3) растворяет жиры 2) образует глобулы белка 4) придаёт клетке упругость 5.Вода - хороший растворитель, так как 1) ее молекулы имеют взаимное притяжение 3) она медленно нагревается и остывает 2) ее молекулы полярны 4) она является катализатором 6.Вода в клетке выполняет функцию 1) каталитическую 3) структурную 2) растворителя 4) информационную 7. Белки относят к группе биополимеров, так как они: 1) отличаются большим разнообразием 3) состоят из многократно повторяющихся звеньев 2) играют большую роль в клетке 4) имеют большую молекулярную массу 8. Мономерами молекул белка являются 1) нуклеотиды 3) моносахариды 2) аминокислоты 4) липиды 9. Полипептиды образуются в результате взаимодействия 1) азотистых оснований 3) углеводов 2) липидов 4) аминокислот 10. От вида числа и порядка расположения аминокислот зависит 1) последовательность триплетов РНК 3) гидрофобность молекул жиров 2) первичная структура белков 11. Органические вещества, ускоряющие процессы обмена веществ1) аминокислотные 3) ферменты 2) моносахариды 4) липиды 12.Молекула клетчатки в отличие от молекулы липида 1)органическое вещество 3) мономер 2) биополимер 4) неорганическое вещество 13. Универсальным источником энергии в клетке являются молекулы 1) жирных кислот 3) АТФ 2) ДНК 4) глюкозы 14. Запасным углеводом в животной клетке являются 1) хитин 3) крахмал 2) целлюлоза 4) гликоген 15. Липиды в плазматической мембране выполняют функцию 1) структурную 3) энергетическую 2) запасающую 4) каталитическую 16. Двойная спираль ДНК образуется за счет связей между 1) комплементарными азотистыми основаниями 3) аминокислотами 2) остатками фосфорной кислоты 4) углеводами 17. Фрагменты одной цепи ДНК имеют следующую последовательность ГЦААТГГГ. Определите соответствующий фрагмент второй ее цепи 1) ГЦААТГГГ 3) ЦГТТАЦЦЦ 2) АТГГЦААА 4) ЦГУУАЦЦ 18. В молекуле ДНК три расположенных рядом нуклеотида называют 1) триплетом 3) геномом 2) геном 4) генотипом 19. В молекуле ДНК насчитывается 31% нуклеотидов с аденином. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле? 1) 45% 3) 25% 2) 43% 4) 19% 20. Принцип комплементарности (дополнительности) лежит в основе взаимодействия 1) аминокислот и образования первичной 3) глюкозы и образования молекулы полисахарида структуры белка клетчатки 2) нуклеотидов и образования двуцепочечной 4) глицерина и жирных кислот и образования молекулы ДНК молекулы жира

Цель: познакомить учащихся с понятием «химическая организация клетки».

Задачи:

образовательная: показать единство живой и неживой материи, разное содержание одних элементов, сложность органического мира;

воспитательная: продолжить формирование материалистического мировоззрения на единство живой и неживой природы. Привитие интереса к изучению данной темы;

развивающая: создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для систематизации знаний о клетке; создать содержательные и организационные условия для развития у студентов умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты; развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах, показав, что взаимосвязь деятельности студента, одногруппников, преподавателя, их интересов и знаний – важнейшее условие успешной работы.

Тип урока: комбинированный урок (урок-лекция, урок-беседа, изучение нового материала).

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации «Клеточная теория. Особенности строения клетки», устный опрос.

Средства наглядности: учебник Ю.И. Полянский стр. 145-162, плакат со схемой животной и растительной клетки.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам:

Контрольные вопросы для повторения материала по теме «Возникновение жизни на Земле»

1. Расскажите об образовании планеты Земля.

2. Перечислите условия необходимые для возникновения жизни.

3. Опишите современные представления о возникновении жизни.

4. Дайте понятие химической эволюции.

5. Охарактеризуйте предбиологические системы.

6. Расскажите о начале биологической эволюции.

7. Поясните возникновение эукариот.

8. Объясните происхождение многоклеточных.

III. Изучение нового материала Терминология

1. Биоэлементы – химические элементы, являющиеся основой органических молекул.

2. Макроэлементы – химические элементы, входящие в состав органических молекул в количестве, превышающем 1%.

3. Микроэлементы – химические элементы входящие в состав органических молекул в количестве, не превышающем 0,001%.

4. Гомеостаз – состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторских систем.

5. Буферные растворы – раствор органических или неорганических веществ, значение РН которых не изменяется при внесении небольших количеств щелочи или кислоты.

Простейшие микроорганизмы представляют собой отдельные клетки. Тело всех многоклеточных состоит из большего или меньшего числа клеток, которые являются блоками, образующими живой организм. Независимо от того, клетка – целостная система или часть ее, она имеет набор признаков, общих для всех клеток.

Химическая организация клеток (лекция)

В состав клеток входит около 70 элементов периодической системы, встречающихся и в неживой природе. Это одно из доказательств общности живой и неживой природы. Однако соотношение элементов, их вклад в образование элементов, составляющих организм и неживое, резко отличаются.

В зависимости от соотношения элементов в составе организма различают:

    макроэлементы (98% массы клетки) Н 2 , О 2 , С, N.

    микроэлементы (1,5%) S, Р, К, Na, Ca, Mg, Mn, Fe, Cl. Каждый из них выполняет очень важные функции в клетке.

    прочие (0,5%) В, Zn, Сu, I 2 , F 2 CO, Se.

Все эти элементы участвуют в построении организма либо в виде ионов, либо в составе тех или иных соединений – молекул органических и неорганических соединений.

Неорганические вещества в клетке

К ним относятся вода и минеральные соли.

Вода – самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах. Ее количество колеблется от 10% в эмали зубов до 90% в клетках зародышей. Оно зависит от возраста, времени суток, времени года.

Молекулы воды представлены диполями: в зависимости от температуры молекулы могут быть свободными или объединятся в группы с наличием водородных связей. Дипольный характер обуславливает высокую химическую активность воды. Вода играет роль среды в клетке, она приносит и уносит питательные вещества. Вода вступает в многочисленные реакции гидролиза. Обладая хорошей теплопроводностью вода регулирует температуру в клетке.

Минеральные соли - это большая часть неорганических соединений. Они находятся в виде ионов, либо недиссоциированных молекул. Большое значение имеют К + , Na + , Са +2 . Они обеспечивают постоянное содержание воды, среду раствора. Буферность среды обеспечивает постоянство всех внутренних процессов в клетке.

Органические вещества в клетке

Они составляют 20-30% массы клетки. К ним относятся биополимеры – белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, АТФ и т.д.

В различные типы клеток входят неодинаковое количество органических соединений. В растительных клетках преобладают сложные углеводы, животных – белки и жиры. Тем не менее каждая группа органических веществ в любом типе клеток выполняет функции: обеспечение энергией, является строительным материалом, несет информацию и т.д.

Белки. Среди органических веществ клетки, белки занимают первое место по количеству и по значению. У животных на них приходится 50% сухой массы клетки.

В организме человека встречается множество типов молекул белков, отличающихся друг от друга и от белков других организмов.

Не смотря на огромное разнообразие и сложность строения, белки построены из 20 аминокислот:

Аминокислоты обладают амфотерными свойствами, поэтому взаимодействуют между собой:

Пептидная связь:

Соединяясь, молекулы образуют: дипептид, трипептид либо полипептид. Это соединение 20 и более аминокислот. Порядок преобразования аминокислот в молекуле самый разнообразный. Это позволяет существование вариантов, которые отличаются требованием и свойствами молекул белка.

Последовательность аминокислот в молекуле называется структурой.

Первичная – линейная.

Вторичная – спиральная.

Третичная – глобулы.

Четвертичная – объединение глобул (гемоглобин).

Утрата молекулой структурной организации называется денатурацией. Она вызывается изменением температуры, РН, облучением. При незначительном воздействии молекула может восстанавливать свои свойства. Это используется в медицине (антибиотики).

Функции белков в клетке разнообразны. Важнейшая – строительная. Белки участвуют в образовании всех клеточных мембран в органоидах. Исключительно важна каталитическая функция – все ферменты – это белки. Двигательную функцию обеспечивают сократимые белки. Транспортная – состоит в присоединении химических элементов и переносе их к тканям. Защитная функция обеспечивается особыми белками – антителами, образующимися в лейкоцитах. Белки служат источником энергии – при полном расщеплении 1г белка выделяется 11,6 кДж.

Углеводы. Это соединения углерода водорода и кислорода. Представлены сахарами. В клетке содержится до 5%. Наиболее богаты – растительные клетки – до 90% массы (картофель, рис). Они делятся на простые и сложные. Простые – моносахара (глюкоза) С 6 Н 12 О 6 , виноградный сахар, фруктоза. Дисахара – (сахароза) С ]2 Н 22 О 11 свекловичный и тростниковый сахар. Полисахара (целлюлоза, крахмал) (C 6 H 10 O 5)n.

Углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. При окислении 1г углевода выделяется 17,6 кДж. Крахмал и гликоген служат энергетическим запасом клетки.

Липиды. Это жиры и жироподобные вещества в клетке. Представляют собой сложные эфиры глицерина и высокомолекулярных насыщенных и ненасыщенных кислот. Могут быть твердыми и жидкими – масла. У растений содержатся в семенах, от 5-15% сухого вещества.

Основная функция – энергетическая – при расщеплении 1г жира выделяется 38,9 кДж. Жиры это запасы питательных веществ. Жиры выполняют строительную функцию, являются хорошим теплоизолятором.

Нуклеиновые кислоты. Это сложные органические соединения. Состоят из С, Н 2 ,О 2 ,N 2 , P. Содержатся в ядрах и цитоплазме.

а) ДНК – биологический полинуклеотид, состоящий из двух цепей нуклеотидов. Нуклеотиды – состоят из 4-х азотистых оснований: 2-х пуринов – Аденина и Валина, 2-х пиримединов Цитозина и Гуанина, а также сахара – дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты.

В каждой цепи нуклеотиды соединены ковалентными связями. Цепи нуклеотидов образуют спирали. Спираль ДНК, упакованная белками образует структуру – хромосому.

б) РНК – это полимер, мономерами которого являются нуклеотиды, близкие ДНК, азотистые основания – А, Г, Ц. Вместо тимина есть урацин. Углеводом РНК является рибоза, есть остаток фосфорной кислоты.

Двухцепочные РНК – носители генетической информации. Одноцепочные – переносят информацию о последовательности аминокислот в белке. Существует несколько одноцепочных РНК:

Рибосомная – 3-5 тыс. нуклеотидов;

Информационная – 300-30000 нуклеотидов;

Транспортная – 76-85 нуклеотидов.

Синтез белка осуществляется на рибосомах при участии всех видов РНК.