Закат Этрурии: в кольце врагов. Что римляне позаимствовали у этрусков? Предметы роскоши и ювелирные изделия

Прежде чем стать мировой державой, Рим на протяжении пяти столетий вёл с ближайшими соседями в Италии войны за собственное выживание. На этих «домашних» фронтах римлянам неоднократно доводилось терпеть поражения. Тем не менее, проигрывая время от времени битвы, они никогда не проигрывали войны. В конечном итоге вся Италия подчинилась римскому оружию. Первыми тяжёлую руку Рима почувствовали на себе этруски.

Этрурия и её жители

Область расселения этрусков находилась на севере Италии, между правым берегом Тибра и Апеннинскими горами, примерно соответствуя территории современной Тосканы. Происхождение и язык этого народа до сих пор остаются загадкой для учёных.

Ближайшими их соседями и конкурентами были греки. Одни из них, как Геродот, считали этрусков выходцами с востока, из Малой Азии. Другие, как Фукидид или Диодор, указывали на их родство с пеласгами - древнейшим догреческим населением Балканского полуострова и островов Эгейского моря. Третьи, как Дионисий Галикарнасский, склонялись к их автохтонному италийскому происхождению. Римляне в целом следовали в русле тех же гипотез, чаще всего полагая этрусков исконными жителями занимаемых ими мест или выводя их происхождение с земель из-за Альп и указывая при этом на их родство с ретами. Среди современных археологов наиболее широко разделяется гипотеза происхождения этрусков от неолитического населения центральной Европы. Возникновение и развитие общества и цивилизации этрусков связаны с археологической культурой раннего Железного века Вилланова, которая сама, в свою очередь, восходит корнями к культуре Террамар позднего Бронзового века.

На протяжении VIII–VII веков до н.э. на территории Этрурии возникали многочисленные города-государства, каждый из которых являлся центром самостоятельной области. Двенадцать крупнейших городов - Цере, Тарквинии, Вульчи, Ветулония в приморской части страны, Вейи, Вольсинии, Клузий, Перузия на территориях, прилегавших к долине Тибра, Волатерры, Арреций, Кортона, Фезулы в долине Арно в северной части Этрурии - создали политический союз, так называемое Этрусское двенадцатиградье, которое являлось формой политической организации страны.

Во главе союза стоял выборный правитель-зилат, которого римляне называли претором. Представители всех городов собирались в святилище Вольтумны, где-то около Вольсиний (современный город Орвието). Святилище было воздвигнуто в честь Тинии, этрусского аналога Юпитера, и здесь ежегодно происходили торжественные религиозные церемонии и спортивные игры. Этот союз оставался скорее религиозным, чем военно-политическим объединением. Несмотря на его существование, связи между отдельными этрусскими городами оставались непрочными. По большей части в международной политике этруски выступали в качестве отдельных, обособленных друг от друга городов-государств.

В древности этрусскими городами правили цари-лукомоны, власть которых со временем была заменена выборным правлением. До нашего времени сохранились этрусские названия ряда выборных должностей, но характер их власти и принципы её осуществления до сих пор остаются неизвестными. Такие атрибуты власти как скипетр, расшитая тога, курульное кресло из слоновой кости, фасции с воткнутыми в пучок розог секирами римляне унаследовали от этрусков.

Само этрусское общество носило ярко выраженный аристократический характер. Знать, этера, владела большими богатствами, обретёнными благодаря войнам и дальней торговле, и вела роскошный образ жизни. Его элементами являлись пиры, спортивные игры и другие развлечения. Аристократы совершали погребения в подземных фамильных склепах в сопровождении роскошных приношений, включая оружие, ювелирные украшения, бронзовые и керамические сосуды, часто импортного происхождения. В поземельной и личной зависимости от знати находилось простонародье, из числа которого рекрутировалась многочисленная клиентелла богатых аристократов. В этрусском обществе было известно рабство, носившее патриархальный характер.

Этрусский погребальный склеп V ека. до н.э., современная реконструкция

Этрусская экспансия в Италии

В представлении греков и римлян этруски были народом воинов, торговцев и морских разбойников, которые осуществляли широкомасштабную экспансию во всех направлениях. Своего пика она достигла в середине – второй половине VI века до н.э. В это время этруски колонизировали долину реки По на севере Италии. Здесь возникло их новое двенадцатиградье, центром которого стала основанная около 525 года до н.э. Бонония.

Два порта, Спина и Адрия, также основанные этрусками, обеспечили им выход в Адриатическое море и позволили установить торговые отношения с западногреческими городами и их колониями в Италии. Результаты раскопок показывают, что на рубеже VI–V веков до н.э. резко вырос объём ввозимого в Этрурию греческого импорта. По альпийским перевалам этрусские торговцы проникли на территорию Южной Германии и восточной части Франции, где установили прочные и взаимовыгодные контакты с жившими здесь предками кельтов . В обмен на вино, бронзовые и керамические расписные сосуды, ювелирные украшения и оружие этруски получали от них золото и серебро, а также олово и, конечно, рабов.

Фреска VI века до н.э., изображающая двух должностных лиц. Оба облачены в пурпурные тоги и красные башмаки, оба сидят на курульных креслах. Национальный этрусский музей Тарквиний

Другим направлением этрусской экспансии был путь на юг, который привёл их сначала в Лаций, а затем в Кампанию. Около 616 года до н.э. Луций Тарквиний Древний (616–579 годы до н.э.) открыл галерею этрусских царей, на протяжении трёх поколений правивших Римом. В это время Рим из группы посёлков, выросших на вершинах окаймлявших долину Тибра холмов, превратился в настоящий город с единым политическим центром на Форуме, святилищем Юпитера на Капитолийском холме, правильной планировкой улиц, окружавшей город стеной и т.д. Под властью этрусских правителей сформировалось римское общественное устройство. Царь Сервий Туллий (578–535 годы до н.э.) разделил народ на имущественные классы и распределил между ними права и обязанности. Он также реформировал военное дело, введя в обиход гоплитское вооружение и построение фалангой .

Последний царь, Тарквиний Гордый (535–509 годы до н.э.), вёл активную завоевательную политику. Он подчинил своей власти бо́льшую часть Лация и учредил Латинский союз, в состав которого входили 30 городских общин. Союзники обязались осуществлять совместную политику и посылать своих воинов для участия в походах. Рим, как наиболее могущественный и крупный город Лация, стал гегемоном союза.


Рим около 500 года до н.э.

Этруски и греки

Главными противниками этрусков в Италии были греки. Их колонии появлялись не только на восточном и южном, но также и на западном побережье Апеннинского полуострова. Ещё около 750 года до н.э. халкидяне основали на берегу Неаполитанского залива свою торговую колонию Кумы. Этот город являлся важнейшим проводником их экономического и культурного влияния в регионе. Около 600 года до н.э. греки-фокейцы основали Массалию на южном побережье Галлии, откуда они вверх по течению Роны проникали в глубину страны. Сперва фокейцы мирно уживались с этрусками, но затем их интересы начали расходиться.

После завоевания Фокеи персами в 546 году до н.э. значительная часть фокеян предпочла выселиться из своего города на запад. Они пополнили население Массалии и попытались основать новую колонию в Алалии на Корсике. Активность фокейцев в регионе и их пиратские нападения на корабли и побережье Этрурии чрезвычайно разозлили этрусков, и те заключили договор с Карфагеном. Карфагеняне также страдали от нападений фокейцев и опасались за свои колонии на Сардинии. В 535 году до н.э. объединённый флот этрусков и карфагенян разбил корабли фокейцев в морском сражении у Корсики и разрушил основанную ими здесь Алалию.

В 524 году до н.э. этруски, жившие в Кампании, собрали огромное войско и вместе со своими союзниками осками и давнами попытались напасть на Кумы с суши. Против их войска, насчитывавшего, по словам Дионисия Галикарнасского, полмиллиона человек, греки выставили всего 4 500 пехотинцев и 600 всадников. В сражении на реке Вольтурн этруски потерпели поражение. Их пехота обратилась в бегство ещё до начала столкновения. Лишь конница мужественно сражалась, нанеся при этом грекам немалый урон. В этом сражении впервые взошла звезда Аристодема из Кум, совершившего славные подвиги и обретшего широкую народную поддержку.


Терракотовые статуэтки, изображающие этрусских воинов. Батальная группа на храмовом фризе из Кьюзи, V век до н.э. Глиптотека, Копенгаген

Двадцать лет спустя, в 504 году до н.э., за помощью к куманцам обратились жители латинского города Ариция, которых осаждало большое этрусское войско. Аристодем во главе 2 000 человек выступил на помощь латинам и в жестоком сражении у стен города вновь одержал победу над этрусками. Их предводитель Аррунт пал в бою. Множество его воинов погибло, остальные разбежались. Вместе с большим количеством пленников и богатой добычей Аристодем вернулся в Кумы. Но затем, опираясь на помощь пленных этрусков, он осуществил государственный переворот и стал тираном. На протяжении 15 лет Аристодем жестоко властвовал над куманцами. Этруски, опасаясь его сурового нрава, предпочитали все эти годы держаться на расстоянии.

После смерти Аристодема в 493 году до н.э. нападения этрусков на Кумы возобновились. На этот раз на помощь грекам явились сиракузские тираны. В 474 году до н.э. Гиерон I привёл свои корабли в Неаполитанский залив и одержал над флотом этрусков победу в морской битве у Кум. Этрусский шлем, взятый в качестве военной добычи, с посвятительной надписью от имени Гиерона, был найден при раскопках Олимпии в Греции и ныне экспонируется в витринах Британского музея. Корабли сиракузян надёжно заблокировали Мессанский пролив для этрусков, перекрыв им путь к берегам Сицилии и южной Италии.


Этрусский шлем с надписью Гиерона I, после битвы при Кумах в составе другой военной добычи посвящённый им в храм Зевса в Олимпии. Британский музей, Лондон.
antoniorandazzo.it

В 452 году до н.э. сиракузяне вновь нанесли этрускам поражение на море, изгнали их с острова Эфалия и разорили побережье Этрурии. Наконец, в 384 году до н.э. тиран Дионисий I снова привёл корабли в Тирренское море, захватил и разрушил этрусскую гавань Пирги. Эти победы сиракузян покончили с морским могуществом этрусков, которые оказались вынуждены навсегда отдать власть над морем грекам.

Этруски и римляне

Наиболее серьёзными последствиями для этрусков обернулись события, приведшие в 509 году до н.э. к изгнанию из Рима царя Тарквиния Гордого и учреждению в городе республиканского правления. Вместе с царём в изгнание удалились его сторонники, в том числе проживавшие в городе этруски. К их соплеменникам Тарквиний обратился за поддержкой. Помощь ему предоставили жители Вей и Клузия, в других городах были навербованы наёмники. С этими силами Тарквиний двинулся на Рим. Навстречу ему выступило войско под командованием консулов Луция Юния Брута и Публия Валерия Попликолы.

Обе армии встретились 28 февраля 509 года до н.э. у Арсийского леса на правом берегу Тибра. В начале сражения сын Тарквиния Аррунт вызвал Брута на поединок, в котором они оба погибли. Сражение между основными силами противников продолжалось весь день, и с наступлением темноты оба войска вернулись на исходные позиции. Потери обеих сторон были огромны. И вдруг ночью из священной рощи раздался голос громче человеческого, воскликнувший: «У этрусков одним павшим больше. Победа за римлянами!» . Этруски в страхе отступили. Валерий Попликола вошёл в город с триумфом, верхом на колеснице, запряжённой четвёркой белых коней.


Поединок Этеокла и Полиника. Батальная сцена на этрусском саркофаге, II век до н.э. Лувр, Париж

Потерпев поражение, Тарквиний обратился за помощью к царю Клузия Ларсу Порсенне. В 507 году до н.э. тот осадил Рим, причём нападение было столь внезапным, что горожане в спешке не успели даже разрушить свайный мост через Тибр. Тогда Публий Гораций Коклес с двумя спутниками стал на мосту и в одиночку сдерживал этрусков у его начала, в то время как римляне на другом конце ломали сваи. Когда мост рухнул, Гораций, как был в доспехах и с оружием, бросился в Тибр и живым выбрался на другой его берег. Двое его товарищей при этом погибли. Другое предание рассказывает о мужестве юноши Гая Муция Сцеволы, который в одиночку пробрался в царскую ставку, где пытался убить Порсенну, но по ошибке поразил его писаря. Когда его схватили и привели к царю, Муций честно рассказал, кто он такой и зачем пробрался в лагерь. В ответ на угрозу пыток он сам положил в жаровню свою правую руку и держал её в огне, пока рука не обуглилась. Изумлённый его мужеством и самообладанием, Порсенна якобы немедленно прекратил осаду и заключил с римлянами мирный договор.

Вопреки изложению патриотически настроенных Ливия и других римских историков, в источниках обнаруживаются следы менее благоприятной для Рима традиции. Порсенне, по-видимому, всё же удалось захватить город и навязать его жителям тяжёлые условия мирного соглашения. Однако он, по-видимому, не торопился водворять в Рим Тарквиния, а вскоре уже для самого царя-изгнанника обстоятельства изменились в неблагоприятную сторону.


Ларс Порсенна осаждает Рим, реконструкция Питера Коннолли

Сын Порсенны Аррунт желал создать собственное царство. В 504 году до н.э. он взял у отца половину его войска и осадил латинский Ариций. На помощь латинам, как мы знаем, пришли греки из Кум, от рук которых этруски потерпели поражение, а сам Аррунт погиб. После этого поражения латинские города поспешили окончательно отделиться от этрусков и создать собственный враждебный им союз во главе с Тускулом. Власть в нём принадлежала диктатору Тускула Октавию Мамилию, бывшему зятем Тарквиния. Убедившись, что Порсенна не собирается возвращать власть над Римом, Тарквиний уехал от него в Тускул. Здесь он был радушно встречен родственником.

Опасаясь, что Октавий Мамилий попытается восстановить Тарквиния на царском престоле, римляне отказались примкнуть к восставшим латинам и сохранили верность договору с Порсенной. Они даже приняли у себя в городе остатки отступавшей от Ариция этрусской армии. Вопреки их опасению прошло целых восемь лет, прежде чем Октавий Мамилий решил действовать. В 496 году до н.э. латинские общины объединились против римлян и дали им бой у Регилльского озера. На их стороне в битве сражался отряд римских изгнанников, которым командовал последний сын Тарквиния Тит. После упорного боя римляне одержали дорого доставшуюся им победу. Октавий Мамилий и Тит Тарквиний пали в битве. Престарелый царь, раненный, бежал в Кумы к правившему там Аристодему и умер год спустя при его дворе. Римлянам, в свою очередь, победа позволила заключить Кассиев союзный договор с латинами.

Литература:

  1. Немировский, А. И. Этруски. Введение в этрускологию / А. И. Немировский, А. И. Харсекин. - Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1969.
  2. Немировский, А. И. Этруски. От мифа к истории / А. И. Немировский. - М.: Наука, 1983.
  3. Буриан Я. Загадочные этруски / Я. Буриян, Б. Моухова. - М.: Наука, 1970.
  4. Нечай, Ф. М. Образование римского государства / Ф. Нечай. - Мн., 1972.
  5. Залесский, Н. Н. Этруски в Северной Италии / Н. Залесский. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.
  6. Залесский, Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII–IV веках до н.э. / Н. Залесский. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.
  7. Риджуэй, Д. Этруски // Кембриджская история древнего мира. - Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье около 525–479 гг. до н. э. - М., 2011. - С. 754-808.
  8. Эргон, Ж. Повседневная жизнь этрусков / Жак Эргон; пер. с франц. А. Б. Овезовой. - М.: Молодая гвардия, 2009.
  9. Маяк, И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса / И. Л. Маяк. - М.: Московский Университет, 1983.

С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией . Самоназвание этрусков – «расена» , их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски»; а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает древней Этрурии.

Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э. Начиная греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.

Жители Этрурии были известны грекам как «тирренцы» или «тирсенцы» , а римляне называли их тусками, отсюда и нынешнее название Тосканы. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков.

«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра — turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели». Корень очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена, основал Тарквинию и додекаполис – . Имена с корнем tarch давали богам или , Причерноморья и Малой Азии.

Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с и ближневосточным миром . Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.

На острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. Этруски, видимо, произошли от смешения этнических элементов различного происхождения. Не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа, появившегося на свет благодаря слиянию различных этнических элементов.

Этруски имеют индоевропейские корни и появились на земле Апеннинского полуострова в первые годы VII века до н. э. Гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.

Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян : жители Рима восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, которые первоначально были этрусскими . Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религиозные верования и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.

При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.

стоял на высоком фундаменте – подиуме и имел лишь один вход, ориентированный на юг. Подиум и фундаменты храмов этруски строили из камня, а сами здания, арки, своды потолков, сложную систему стропил они строили из дерева. Это говорит о древней традиции этрусских мастеров деревянного зодчеств а. Римляне до сих пор удивляются тому, что этруски строили свои дома из дерева (срубы), и не строили домов из мрамора.

Рим позаимствовал у этрусков основы их , монументальный характер римской архитектуры унаследован от этрусков и воплощён в мраморе и камне. Архитектурная планировка внутренних помещений , атриумы – центральные помещения в домах этрусков, позаимствованы римлянами у этрусков. «Синьор Пиранези утверждает, что, когда римляне впервые захотели возводить массивные здания, основательность которых приводит нас в изумление, они были вынуждены обратиться за помощью к своим соседям – этрусским архитекторам.» Римляне на всех захваченных землях строили Капитолийский храм с южным входом – копию легендарного здания этрусских зодчих Тарквиниев и соблюдали ритуалы всех этрусских религиозных праздников.

Этруски разбирались в геодезии и измерительной технике, и римские землемеры учились у них . Деление итальянских земель и территории всех провинций на квадраты со стороной 710 метров — это заслуга этрусков.


В сущности, на семи холмах в Риме обосновалась этрусская цивилизация. К концу IV века до н. э. этрусским буквам. Первоначально в этрусских городах существовала монархия.

Этрусские цари Тарквинии в Риме носили золотую корону, золотой перстень и скипетр. Их церемониальной одеждой служила красная тога-пальмата, а царскую процессию возглавляли ликторы , несущие на плечах фасции – знак неограниченной власти повелителя. Фасции состояли из розог и топорика – церемониального оружия и символа политической и религиозной власти Тарквиниев.

В VI веке до н. э. монархия в Риме сменилась республикой; царя сменили, регулярно переизбиравшиеся, должностные лица. Новое государство по сути было олигархическим, с постоянным и сильным сенатом и ежегодно сменявшимися магистратами . Вся власть оказалась в руках олигархии, состоявшей из principes – ведущих граждан. Аристократический класс – ordo principum – контролировал интересы общины.

Семьи этрусков отличались именами – nomen gentilicum, этрусский «генс» - «gens» — семейная группа и cognomen — родовые ветви, и каждый этруск имел личное имя. Ономастическую систему этрусков в точности приняли у себя римляне. Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική) - искусство давать имена, была воспринята римлянами от этрусков.

Этруски повлияли на историю Рима и судьбу всего Запада. Латинские народы входили в конфедерацию этрусков , созданную по религиозному признаку .

В VI веке до н. э. возникла Этрусская лига, которая была религиозным объединением этрусских земель. Политическое собрание Этрусская лига проводилось во время всеобщих этрусских ежегодных религиозных праздников, устраивалась большая ярмарка, избирался верховный вождь Этрусской лиги, носивший титул rex (царь ), позднее — sacerdos (верховный жрец), а в Риме — избирался претор или эдил пятнадцати народов Этрурии.

Символ верховной власти сохранился в Риме после изгнания этрусской династии Тарквиниев из Рима в 510 году до н. э., когда возникла Римская республика, существовавшая 500 лет.

Потеря Рима была серьезным ударом для Этрурии, предстояли тяжелые битвы на суше и на море с Римской республикой и с в период 450-350 гг. до н. э.

На протяжении всей римской истории римляне повторяли все религиозные ритуалы , исполнявшиеся этрусскими царями. Во время празднования триумфа, победы над врагом, торжественная процессия шла на Капитолий, для жертвоприношения Юпитеру, а полководец стоял в своей боевой колеснице, во главе кортежа пленников и солдат, и временно уподоблялся верховному божеству.

Город Рим был заложен по плану и обряду этрусков. Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалы . Место будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира. Пропаханная окружность вокруг территории города соответствовала представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum) — «Храме». Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр Спулар (лат. tular spular) у римлян стал называться – померий.

В этрусском городе обязательно строили три главные улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.

Мундус — яма в земле, где обитали души предков, в Риме находился на Палатинском холме. Бросание в общую яму (Мундус) горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Другие этрусские города были основаны и построены в Этрурии (на Апеннинском полуострове) с соблюдение всех этрусских градостроительных правил и согласно религиозным канонам. Так был построен этрусский город Вольтерра, по-этрусски – Велатри, Лукумоний и другие были окружены высокими городскими стенами, а городские ворота Велатри Порта-дель-Арко, украшенные скульптурами – головами божеств сохранились до сих пор. В Южной Италии этруски основали города Нола, Ацерра, Ноцерра и город — крепость Капуя (итал. Capua), этрусский город Manthua, позже Мантуе.

Знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведён самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были устроены на ипподроме в VI веке до н.э. этрусским царём Рима Тарквинием Приском , который был родом из этрусского города Тарквинии.

Древняя традиция боёв гладиаторов берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить, и если пленнику случалось выжить то, они считали, что так угодно богам.

В Этрурии, гробницы располагались за пределами городских стен — это этрусское правило неизменно соблюдалось во всём античном Средиземноморье: поселения мертвых должны быть отделены от поселений живых.

Римляне взяли за образец устройство этрусских усыпальниц, внутренней отделки гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальных ритуалов этрусков, веривших в загробную жизнь, аналогичную земной жизни.

Римляне верили во власть древних этрусских клятв, имевших магическую силу, если они обращены к этрусским божествам Земли. Этруски строили свои дома из дерева, недолговечного материала, но свои усыпальницы этруски строили на века для вечной жизни, каменные гробницы выбивали в скалах, скрывали их в курганах, украшая настенными с изображениями пиров, танцев и игр, и наполняя усыпальницы драгоценностями, оружием, вазами и другими ценными предметами. «Жизнь — мгновенье, смерть — на века»

Римские храмы строили из камня и мрамора, но украшали по типу этрусских деревянных храмов, существовавших в древней Козе, Вейи, Тарквинии, Вольсинии, столице Этрусской конфедерации.

Найденный в этрусском городе Вейи храм (Аполлона), с множеством терракотовых статуй богов в натуральную величину, исполненных с поразительным мастерством, работы этрусского скульптора Вулка.

Римляне ввели в свой пантеон почти всех этрусских богов. Этрусские боги стал Аидом, (Aritimi) — Артемида, — Земля, (этрус. Cel) — Гео (земля). На этрусском языке «Селс клан» - Celsclan - «сын Земли», «колено Земли». (Satre) — Сатурн; (Turnu), Туран, Тураншна (этрус.Turansna) - эпитет богини Туран - Лебедь, Лебёдушка; — Менерва. Этрусского бога растительности и плодородия, смерти и возрождения (этрусск. Pupluna или Fufluna) возник в городе Популония. Этрусский Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах — соответствует римскому Бахусу, или Вакху, греческому Дионису.


Верховные боги этрусков составляли троицу , которой поклонялись в тройных храмах — это . Греческая богиня Геката стала зримым воплощением триединого этрусского божества. Культ троицы, которой поклонялись в этрусских святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трёх богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации.

Так же, как этруски, римляне проявляли большой интерес к прорицаниям, гадателям, гаруспикам. Этрусские гробницы нередко окружают яйцеобразные этрусские колонны cippi – низкие каменные столбы (как у скифов каменные бабы) с украшениями, являющимися символом божественного присутствия.

В Этрурии игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер. Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, танцы были не просто разновидностью воинской тренировки, но и для завоевывания расположения богов войны.

На фресках Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму — , посвящённый богу Пирру

Римские салии – жрецы-воины – исполняли пиррический танец в честь Марса, жестокие гладиаторские бои (лат. Munera gladiatoria) римляне тоже позаимствовать из этрусской Тосканы в 264 г. до н. э.

Этруски были большими любителями музыки – под звуки двойной флейты, они и воевали, и отправлялись на охоту, и готовили, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий учёный и философ Аристотель.

Рим призывал на свои торжества этрусских танцовщиков и мимов, которых римляне называли «хистрионес» - «histriones» – этот термин римляне тоже взяли у этрусков. Согласно Титу Ливию, этрусские танцоры и мимы ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город Рим ужасный бич – чуму в 364 году до н. э.

Этруски владели специфическими способами обработки золота и серебра. Найденные в 1836 году в кургане Черветери золотые украшения и тончайшая гравировка серебряных и бронзовых зеркал представляют собой вершину мастерства VII века до н.э. — в это время римского ювелирного искусства не существовало!

Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью украшения из янтаря и бронзы, изделий из золота и слоновой кости , коробочки для косметики, фибулы, гребни, ожерелья, диадемы, перстни, браслеты и архаические серьги свидетельствуют о высоком мастерстве этрусских ювелиров.


Д остижения выводят этрусков в VII веке до н.э. на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморья.В изобразительном искусстве чувствуется связь с финикийским, крито-микенским и , изображены те же фантастические звери – химеры, сфинксы и крылатые кони. Фантастическая этрусская химера на самом деле представляет собой звериный образ триединого божества — , повелевающей Рождением — это образ Козы-кормилицы, повелевающей Жизнью — образ Льва, повелевающей Смертью — образ Змеи.

В середине III века до н. э. Рим подчинил себе Этрурию (Таскану), военная и политическая роль Этрурии была ликвидирована, но Этрурия не лишилась своей самобытности. Религиозные традиции и ремесла процветали в Этрурии до начала христианской эры, и романизация шла очень медленно. Римляне посылали делегатов на всеобщее ежегодное религиозное собрание двенадцати племён этрусков из 12 этрусских городов в главном святилище Вольтумны – Fanum Voltumnae ; оно называлось «concilium Etruriae».

Города южной Этрурии рядом с Римом, вскоре пришли в упадок, а северная Этрурия представляла собой горно-рудный район — Кьюзи, Перуджа, Кортона, сохранили знаменитые производственные мастерские, выпускавшие предметы из ковкой стали и бронзы , Вольтерра и Ареццо — крупный промышленный центр, Популония — металлургический центр добычи руды и выплавки металлов , даже под властью Рима сохраняла своё промышленное и торговое могущество.

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. Марсель) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка минеральных запасов; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают Альпы, вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

Есть ли у Этрурии своя история? Дюжина союзных друг другу городов, развитие которых шло не одновременно, и которые имели совершенно различные, а порой и противоположные судьбы могли ли они иметь общую и единую историю? Без сомнения, правильней было бы говорить об истории этрусской цивилизации, об истории людей, которые пользовались одним и тем же языком, и которых объединяла общая религия.

Фактически, эти города, одновременно столь различные и столь похожие, объединялись сознанием своей принадлежности к одной и той же нации и отмечали каждый год это единство, избирая в храме бога Воль­тумны , располагавшемся на территории Вольсинии,главу союза — rex Etruriae, символ их культурных и религиозных связей. Римляне, впрочем, рассматривали это несколько иначе говорили об этрусском господстве в Италии, не выделяя господства того или иного города.

Вопрос происхождения этрусков не является сегодня центральным.

С античных времен по поводу происхождения эт­русков выдвигались три версии: версия восточного происхождения, версия их прихода из северных аль­пийских стран и версия их местного происхождения.

После открытия в Вилланове (селении, расположенном неподалеку от Болоньи) В середине XIX века гробницы, которая была сочтена археологами при­ надлежащий к культуре, непосредственно предшествовавшей этрусской, весь период, растянувшийся от начала образования Этрурии до конца VIII века до н.э., стали называть виллановианским . Под этим термином подразумевается, таким образом, вся ранняя история этрусков.

Погребения, найденные в Вилланове, связаны с самой ранней в Италии практикой кремации мертвых ­ этот обычай, известный также в центральной Европе под названием культуры полей погребальных урн , не существовал на Апеннинском полуострове в эпоху бронзы. Захоронения этой « Апеннинской куль­туры» встречаются повсеместно во всех регионах, где говорили на италийских языках индоевропейского происхождения, одновременно с так называемой культурой «ямных погребений» (где мертвецов хоронили в могилах ­ямах в вытянутом положении вместе с предметами их повседневной жизни).

Таким образом, весьма соблазнительно идентифицировать появление этрусской цивилизации с обря­дом кремации в Тоскане. Однако это никоим образом не решает вопроса происхождения этрусков.

Следует запомнить две важные даты, связанные с формированием этрусской цивилизации: 1200 год до н.э. и 900 год до н.э. Первая дата соответствует появлению этой новой культуры и возможно, приходу групп людей, появившихся с Востока, хотя ничто не позволяет доказать это. Конец XIII века до н.э. был отмечен серьезными потрясениями, особенно на востоке Средиземноморья: падение империи xeттов, акты пиратства и попытки завоевания особен­но в Египте «народов моря»

Если имелись когда-то миграционные движения людей, пришедших с Востока, чтобы присоединиться к населению Тосканы с целью изменить куль­туру и привнести основы новой цивилизации, то их следует датировать началом XII века.

Вторая дата, 900 год до н.э. (начало железного века, после постепенного расширения практики кpe­мации на все то, что позже будет этрусской терри­торией), отмечает начало предурбанизации, которая знаменует собой новый рост и апогей виллановианс­кой культуры.

что касается городов, то в этот период наблюдается перегруппировка разбросанных зон обитания в места, которые в будущем станут крупными городами — Вейи, Цере,Вольсинии, Вульчи.

Возьмем пример Тарквиний , священного города Этрурии. Раскопки многочисленных некрополей, расположенных на всех его холмах, обнаружили нескольких зон обитания, рассеянных на высотах, в частности, на плато Монтероцци.

При­ мерно в 750­-720 гг. до н.э. все эти зоны обитания были заброшены в пользу единственного места, где и был создан город Тарквинии, в то время как Монтероцци стало некрополем нового города. Здесь, как и в Риме, выбор единого места жительства был оп­ределен местом, предназначенным для погребения мертвых. Археолог Марио Торелли сравнивает эти два знаменитых города и отмечает общность в про­цессе перегруппировки окрестных жителей и в про­цессе их основания.

Подобное же в образовании городов наблюда­лось почти по всей Этрурии с некоторыми отличия­ ми в различных эпохах и регионах.

Этруски в Италии

Изучение влияний и конфронтаций на Апеннинском полуострове до появления Рима позволяет отметить огромную роль, которую этруски сыграли не только в Италии, но и во всем Западном Средиземноморье. Очевидно, что они занимали там главен­ствующее положение, в отличие от греков и карфагенян. Отношения между этими тремя народами по­стоянно усложнялись.

Можно сказать, таким образом, что этруски сыграли важнейшую роль в образовании Италии.

Италия стала трансформироваться под гречес­кую модель. Контакты, особенно торговые, городов Великой Греции с Кампаньей, Лацием и Этру­рией благоприятствовали эволюции этих регионов и способствовали их развитию. Тем не менее, надо отметить отсутствие греческих колоний на этрус­ской земле. При этом Этрурия, плодородная и богатая металлами, имела все, чтобы привлекать греков. Но этрусские города, которые к этому времени уже образовались, сами проявляли колонизаторские наклонности. Они сопернича­ли с греками на земле Италии.

VII век до н.э. ­ это время, когда Карфаген тоже задумал утвердиться в Западном Средиземноморье.В VI веке д.н.э греческое присутствие еще более усилилось: греческие колонии-полисы вознамери­лись перекрыть этрускам дороry в Сицилию.

Появление греческих колонистов на юге Италии сильно повлияло на обычаи этрусков. Этот период был отмечен наибо­лее высокой степенью изысканности этрусской цивилизации и благополучием таких крупных городов. Положение Рима стало еще более стратегическим, и этрусские города начали ссориться из-­за обладания этим пунктом.

Но блеск и изысканность этрусской культуры этого периода скрывали реальность упадка, который уже наметился в жизни Этрурии. В 545 году до н.э. была одержана победа над фокейцами при Ала­лии, но она поставила этрусков в еще более тяже­лое положение. Карфагеняне, объединившиеся с этрусками в борьбе против, отдали Алалию своим союзни­кам­ этрускам, а сами получили контроль над гораз­до большей частью острова. В то же самое время они обосновались в Западной Сицилии и начали

там войну против греков. При этом карфагеняне постоянно опирались на своих этрусских союзни­ков, С которыми у них был заключен договор о друж­бе. Однако этот пресловутый договор, похоже, навязывал этрускам нечто вроде карфагенского протектората.

К этим внешнеполитическим проблемам следует добавить внутренние потрясения в греческих колониях, начавшиеся с конца VI века до н.э., что не могло не отразиться на этрусках.

Тарквиний гордый правил в Риме, как тиран, вызывая ненависть римлян. В конечном итоге, Рим восстал и тирана с его семьей изгнали. Считается, что Тарквиний был выслан из Рима в 509 rоду до н.э.

Однако с изгнанием Тарквиниея борьба не кончилась. Тарквиний бежал к Порсенне , царю этрусского города Кьюзи. Порсенна, считая полезным для этрусков восстановление власти Тарквиния, пошел на Рим. По некоторым версиям, он захватил город.

После этого отряд этрусков под предводительством сына Порсенны Арунта двинулся против латинян, но был разбит греческим войском под начальством Аристодема .

Через некоторое время, в 474 roдy до н.э ., новый тиран Хиерон , объединив греческую коалицию, раз­бил под Кумами этрусков, союзных уже основательно ослабленным карфагенянам. Этруски, то они вынуждены были отступить за свои первоначальные границы, и, именно с этого поражения надо отсчитывать время, когда они окончательно оставили Рим.

Этруски в Риме

Есть мнение, что этруски придумали ле­генду, которая могла бы оправдать их присутствие во главе Рима с момента его основания. Мы знаем, что «официальная» легенда о Ромуле появлялась постепен­но и была оформлена только в IV веке до н.э... Согласно легенде, этрусский царь Tapхетий был дедом основателей Рима ­ Ромула и Рема.

Царствовал Тархетий в Альбе­-Лонrе и считался, очевидно, потомком Энея, то есть, в конечном счете, самого Зевса. В очаге его дома вдруг появился волше­бный фаллос, которого якобы и произошли римс­кие близнецы, вскормленные волчицей.

Присутствие тосканских торговцев в Ри­ме за­ долго до правления Тарквиния не вызывает сомнений, но этрусское господство так глубоко изменит город в таком множестве областей, что потребуется чересчур долго составлять исчерпывающий спи­сок.

Наиболее ярко этрусское влияние проявилось в области благоустройства. Мастерство инженеров­ гидравликов позволило осушить болотистую землю Форума, создать первый водосток и фактичес­ки новый городской пейзаж. Был оборудован Капи­толий и построен храм Юпитера ­ по образцу этрусских храмов, сооружены каменные здания, по­крытые черепицей. Они были украшены раскрашен­ными изделиями из терракоты, остатки которых об­наружены во всех важных местах центра (Форум, Капитолий), оборудован Большой цирк (Circus Maximus), проложено несколько улиц на террито­рии Форума, в том числе знаменитая Vicus Tuscus (улица тосканцев) со статуей бога Вертумнуса.

Этрусские цари не довольствовались тем, ­что изменили городской пейзаж. Они также ввели некоторые церемонии (триумф, игры), установили календарь и ­ главным образом, благодаря Сервию Туллию ­ провели важные реформы, создав новые общественные и военные структуры. Все граждане Рима были разделены на классы согласно их состоянию, и эти классы стали представлены в армии разными отрядами с разным уровнем вооружения.

К этим основным изменениям можно добавить ряд нововведений юридического и культурного порядка, которые надолго укоренились в нравах и обычаях римлян, до такой степени, что они и сами стали забывать об их происхождении. Наиважнейшим:

из этих нововведений являлся, без сомнения, алфавит, который этруски са­ми позаимствовали у греков.

Все это означает, что, несмотря на стремление самих римлян к преуменьшению этрусского влияния, присутствие этрусков в Риме было реально и оставило очень глубокий след.


Константин Миляев

Еще мальчиком, зачитываясь детской энциклопедией, я обратил внимание на историю загадочного народа - этрусков. А когда прочитал, что язык этрусков до сих пор не могут перевести, несмотря на сохранившиеся многочисленные образцы письменности, то уже тогда подумал: "Этруски… Корень слова - рус… Это же очень похоже на слово "русские". Почему бы не попробовать для дешифровки этрусского языка древнерусский язык? И уже будучи взрослым, познакомившись с трудами писателя Владимира Щербакова и ряда других исследователей-этрускологов, я вновь вернулся к этой теме.

Потомки сынов леопарда

Римский историк Тит Ливии писал об этрусках первого тысячелетия до нашей эры так: "Империя этрусков до Римской империи охватывала значительные пространства по суше и по морю… Они господствовали на верхнем и нижнем морях, которыми омывается Италия... Одно из них италийские народы называют Тусским, по имени народа, другое - Адриатическим, от Адрии, колонии этрусков...".
Пятидесятивесельные этрусские корабли длиною 25 метров бороздили средиземноморские просторы как вблизи Этрурии, так и очень далеко от нее. Боевые суда этрусков были снабжены подводным металлическим тараном, который римляне называли ростром (слово, несомненно, этрусское "отросток").
На монетах Ветулонии и других этрусских городов-полисов можно увидеть изображение усовершенствованного якоря с двумя металлическими лапами. Нетрудно понять преимущества такого якоря: до его изобретения пользовались якорными камнями, корзинами с камнями.
Наиболее известные из городов этрусков - Чатал-Гююк и Чайеню-Телези - были найдены археологами в Малой Азии. Жители Чатал-Гююка строили дома из сырцового кирпича в VII тысячелетии до нашей эры. Они знали 14 видов культурных растений. Обрывки тканей того периода вызывают изумление даже у современных ткачей. Техника полировки зеркал из обсидиана была уникальна. Отверстия в бусинах из полудрагоценных камней просверливались тоньше игольного ушка. Мастерство и художественный вкус древних этрусков намного превосходят все известное для других регионов нашей планеты. Судя по некоторым признакам, эта древнейшая из человеческих цивилизаций могла во многом соперничать с легендарной Атлантидой.
В Чатал-Гююке найдены святилища и храмы, найден и целый жреческий район этого древнейшего поселения. Богиня-мать, дающая жизнь ребенку (одно из главных божеств Чатал-Гююка), восседает на троне, ручки которого оформлены в виде двух леопардов. Восточная Атлантида, как называли Этрурию, на тысячелетия старше пирамид и других памятников древности, в том числе шумерийских.
Одна из древнейших этрусских фресок воспроизводит мотив с леопардом. Двое ведут коня под уздцы. На коне - мальчик, за спиной его - леопард или гепард. Зверь доверчиво положил лапу на плечо мальчика. Фреска найдена на территории современной Италии, но родиной этрусков является все-таки Малая Азия. В языке хатгов, населявших Малую Азию пять-шесть тысяч лет назад, можно найти в имени леопарда корень "рас". Этруски же называли сами себя расенами.
В древности в Восточном Средиземноморье сложился единый праязык. Носители его - древнейшие племена, поклонявшиеся леопарду - расу: расены, русы, русици. Именно они в свое время выдержали удар великих атлантов, вознамерившихся обратить в рабство все Средиземноморье.

Тайна этрусских письмен

К сожалению, с дешифровкой этрусских письмен еще много сложностей. Одна из причин тому - использование латинской транскрипции для "озвучивания" этрусских надписей. Но латиница не может передать особенностей этрусского языка, а значит, и привести к правильному пониманию этрусских слов. В этом состояло и состоит главное препятствие, которое не позволило западным специалистам приблизиться к цели. Большинство переводов с этрусского неверны, лишь малая часть их передает примерный смысл отдельных текстов. И даже найденные параллельные тексты на этрусском и финикийском языках не помогают делу.
Если же исходить из того, что русский язык сохраняет органическое родство с языком расенов-этрусков, мы получаем наконец-то ключ к расшифровке древних надписей.
Этруски, образно говоря, крупная ветвь хетто-славянского древа. В этой связи можно вспомнить рутенов, живших на юге Франции. И в "Слове о полку Игореве" упоминаются не венециане, как трактуют переводчики, а "венедици" - венедичи, венеды. Свидетельства тому можно найти и в "Велесовой книге", где говорится о венедах, ушедших на запад. Этрусский же глагол "венде" - вести, увести - подтверждает это. Плач по "уноши князи Ростиславу" тоже является этрусским следом. Имя одной из богинь Этрурии - Уна, "юная". Тогда говорили "уноша", а не "юноша". Корень этот оставил глубокий след в современном русском языке. Ему обязаны своим происхождением суффиксы "онок", "ёнок". Рысенок - это дословно "рысь юная".

"Мини мулуванеце авиле випена" - так выглядит одна из этрусских надписей. Надписи на изделиях древних мастеров часто начинаются с местоимений "я", "меня". В приведенном примере перевод на русский язык должен быть таким: "Меня художник Авиль (выполнил)". Мулуванец (мулюванец) - это художник, примерно так соответствующий глагол звучит в современном украинском языке. Однако в специальных работах можно найти иной перевод: "Меня посвятил Авл Вибенна". Но этот перевод противоречит уже установленным нормам самого этрусского языка, в котором глагол всегда завершает фразу. Так что "мулуванеце" никак не может быть глаголом.
Вот несколько этрусских слов (некоторые из них известны этрускологам): уна - юная; тур - дар; туруце - подарил; туран - дарительница; спур - сбор; тес - тес; авил - год - овал; свидан, звидаи - свидание; слав - слава; торна - дорога; венев - венок; тум - дума, мысль; лепо - прекрасно; рош - рожь, пшеница, хлеб; аде, яде - яд; сил - сила; жинаце - жать, ларь; тел - делать; жиси - жизнь; скатера - покрывало, скатерть; зусле - сусло; разторопеви - расторопность; apex - зоркость; аис, яис - первоначало, бог, яйцо; пуя, поя - жена; пуин, пуинел - опьяненный, буйный; карчазь, карчаже - кабан (ср. "корчевать" от привычки кабанов вырывать из земли корни); синивица - синица; арел - орел; али - или; ита -эта; ан, ен - он; ми - я; мини - меня; ти - ты; ени - они.
Есть в этрусском языке трудное слово "лаутни". Перевод его означает зависимую группу людей, рабов например. Есть и другие расшифровки этого термина: домочадец, вольноотпущенник, член семьи и т. д. Обратим внимание на звучание слова. Лаутни - лаудни - людни - люди. Много позже слово это как бы вернулось в выражениях "люди графа такого-то", "людская" и др. Зилак в Этрурии - должностное лицо. Понять его звучание помогает цепочка: "зилак - силак - силач". Смысл самого слова таков: "могущественный", "сильнейший", "предводитель".

Впрочем, возможна и другая аналогия. "Солнце" на этрусском языке звучит как "усил". В нем должен быть сокрыт один из древнейших корней, сохраненный в слове "сиять". "Усил", "осил" как бы сближают силу и сияние.
В сложном термине "зилак мехл расенал" можно уловить уже знакомые созвучия. Перевод, по-видимому, должен звучать так: "предводитель силы расенов".

Тин - главный бог этрусков, бог дня, света. Так же звучит этрусское слово "день".
Сыны леопарда в свое время были силой, способной опрокинуть атлантов.
Катастрофа, которой еще не знала Земля, уничтожила все города Восточной Атлантиды - родины общечеловеческого праязыка. Только спустя тысячелетие начали подниматься первые поселки - в основном на континенте, вдали от берегов. Так возник Чатал-Гююк (название современное), Иерихон.
Но даже четыре тысячи лет спустя районы побережья не достигли былого расцвета. Древнейшие племена лишь частично оправились от страшных потерь. Они сохранили язык и культ леопарда. Позже их назвали пеласгами. В древнейших финикийских, критских, малоазийских, эгейских поселках говорили на том же праязыке. На рубеже второго-третьего тысячелетий до нашей эры из континентальных районов пришли греки-ахейцы, племена которых в древности менее пострадали от катастрофы, так как районы их обитания не были связаны с морем и не подвергались опустошению стихиями.

Подлинные варвары-греки захватили территорию нынешней Греции, разрушили города пеласгов, их крепости, сровняли с землей крепость Пеласгикон, на месте которой лишь через полторы тысячи лет построили Парфенон. Многие из пеласгов переправились на Крит, спасаясь от вторжения. На Крите до этого процветали города пеласгов-минойцев. Письменность их прочитана, но не понята до сих пор. Язык их неизвестен лингвистам, хотя это и есть тот праязык, на котором говорили лидийцы, ливийцы, ханаанеи, кимерийцы, трипольцы, этруски, жители Трои и многие, многие другие.
В середине второго тысячелетия до нашей эры греки добрались и до Крита. Полнокровное искусство минойцев-пеласгов уступает место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской живописи мотивы - цветы, морские звезды, осьминоги на вазах дворцового стиля - исчезают или перерождаются в абстрактные графические схемы.

И все же ахейская культура греков смогла многое заимствовать от минойцев. В том числе линейное слоговое письмо, религиозные обряды вместе с самими богами, водопровод, фресковую живопись, фасоны одежды и многое другое.
Примерно через семьсот лет наступил расцвет ахейской микенской культуры. Но на земли Греции и прилегающие районы обрушилось новое нашествие греков-варваров, известных под именем дорийцев. После него начался новый период греческой истории - гомеровский, как принято его называть. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Дворцы, цитадели и целые города лежали в развалинах.

Пеласгами были и филистимляне (от их имени происходит само слово "Палестина"). Филистимляне пришли на палестинское побережье примерно в то же время, что и первые кочевые и полукочевые племена с Востока. Пеласги и филистимляне - ближайшие родственники этрусков-расенов.
Многое из их культуры стало достоянием других народов, в том числе греков, кочевников, пришедших в Палестину, и т. д. И пеласги, и многие племена так называемых народов моря, и трипольцы - создатели трипольской культуры на Днепре - были в конечном счете сынами леопарда, то есть русами, русичами Малой Азии.

Этрусское "ци" означает "три". "Циполи" означает дословно "три боли". Так называли лук. Ведь от него болит горло, нос, болят глаза.

Украинская "цибуля" и итальянское "чиполло", "чиполлино" свидетельствуют об этрусских корнях. А русское слово "цыпленок" - дословно "трехпалый".
Есть свидетельство, что на рубеже нашей эры в альпийских долинах говорили еще по-этрусски. Позднее рутены совершили переход к Днепру, "на родину". Возможно, в этом походе участвовали потомки этрусков из северных районов.
Что же дала Этрурия Риму? Вот краткий перечень: музыкальные инструменты, якорь, театр, горное дело, керамику и металлообработку, траволечение, мелиорацию, города в Италии, искусство гадания, капитолийскую волчицу. Первые цари Рима были этрусками. Сам вечный город Рим основан этрусками. Почти все, что этруски построили в вечном городе, римляне впоследствии определили эпитетом "величайший". Этрусская система каналов и сегодня является частью городского хозяйства Рима.

В городе Никония (район Днестра) был найден фигурный сосуд, на котором можно прочесть русскую надпись греческими буквами: "Храни ся жено с аго дос". Перевод: "Храни себя жена с его дочерью (дош - дочь)". Сосуд-статуэтка изображает мужчину и женщину. Лицо женщины укутано платком, под платком - ребенок. Это соответствует надписи. Оказывается, русские тексты - явление обычное для Черноморского побережья первого тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Надписи из Никонии более двух тысяч лет, Аль-Хорезми назвал некогда в своей книге черноморские города: Растиянис, Арсаса, Арусиния. Теперь-то можно с уверенностью сказать: это города русов, потомков легендарных сынов леопарда .