Женщины масоны: если очень хочется, то можно….  Кто и почему не может быть принят в масоны Масонство женщины

Голубничая Ю.

В качестве основополагающего правила всех масонских лож установлен запрет на принятие женщин: «Рабы, женщины, нечестивцы или люди, лишенные морали, не могут быть приняты в орден; в него могут войти лишь люди с хорошей репутацией». Таким образом, женщины причислялись к категории «нечистых» и безнравственных людей. Но природа женщин распорядилась таким образом, что они считают своим долгом бороться с любыми категоричными правилами, введенными мужчинами. Поэтому, начиная уже с XVIII века не только в США, но и во всем мире начинают создаваться как обоеполые, так и чисто женские масонские ложи. Однако среди некоторых исследователей существует версия, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож.

В основном в женских ложах существует три или четыре степени посвящения. В ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, которое было предложено самим Люцифером. Так, при возведении каждой посвященной во вторую степень, ей задается вопрос: «Вы товарищ?». Ответ подразумевается следующего характера: «Мне известен запретный плод». Далее, новички должны давать определенную масонскую клятву, которая подразумевает исключение каких-либо любовных связей впоследствии: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь подвязку ордена не снимать этой ночью и никогда не выдавать тайны».

Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, подвержен символике Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи было еще в раю в период невинности Адама и Евы. Второе же заседание было в ковчеге Ноя во время потопа. В третий раз заседали три ангела, посланные Богом Аврааму. Четвертое заседание состоялось в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью. Пятое заседание было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Конечно, не стоит забывать, что существует много версий и различных так называемых «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов. К тому же можно предположить, что каких-либо установленных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Конечно, есть определенные императивы, которым должна соответствовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами.

Элеонора Рузвельт

Одной из самых известных руководительниц американского женского масонства была Элеонора Рузвельт, жена 32-ого президента США Франклина Делано Рузвельта. Первая леди все свое время посвящала проблемам американских женщин. Уже на съезде демократической партии 1924 года Рузвельт говорила о равноправии женщин. Можно предположить, что ложа такого рода представляла собой некий феминистский клуб, где обсуждалась дискриминация женщин в США.

Самыми известными масонскими женскими организациями в США являются следующие ложи: Орден Восточной Звезды (2 500 000 членов и многочисленные дочерние организации во всем мире), Белый храм Иерусалима (основанная в 1894 году), Пурпурный Орден, Дочери Нила, Дочери Моканны, Орден Радуги для девушек и Дочери Труда для девушек.

Рассмотрим повинимательнее самую известную масонскую ложу, которая считается преимущественно женской – Орден Восточной Звезды. Эта ложа была основана адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом 28 декабря 1868 года в городе Нью-Йорке. Несмотря на то, что женская ложа была создана мужчиной, со временем она была признана как преимущественно женская. Члены Ордена должны быть старше 18 лет и являться хорошо зарекомендовавшими себя Мастерами. Каждое Отделение ложи состоит из 18-ти офицеров, где подавляющее большинство женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако в случае, когда на этот пост отсутствует подходящая кандидатура мужского пола, в роли Патрона может выступать женщина. Идеология Ордена базируется на женских образах Библии. Тем не менее, в организацию могут вступать люди разной конфессиональной принадлежности. Эмблема Ордена представляет собой пятиконечную звезду, которая олицетворяет собой звезду Вифлеема. Орден Восточной Звезды занимается образовательной и научной деятельностью, однако преследует, прежде всего, благотворительные цели.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо обозначить роль женских масонских лож в США. Для этого, полагаю, нужно для начала определить роль женщины в системе масонства. Так, женам, невестам, дочерям, любовницам масонов отводится задача получения от мужчин того, что находится, прежде всего, в интересах хозяев ложи (это может быть, например, любая значимая информация, налаживание связей, создание основы для дальнейшего манипулирования в нужном ключе и т.д.). Иными словами, женщина является своеобразным «орудием» для достижения целей масонских организаций. Если же говорить о значении женских масонских организаций в общественной жизни США, то оно носит, вероятно, в большей степени формальный характер. Наибольший процент членов в этих организациях составляют феминистки, соответственно, масонские женские ложи – это так называемые «феминистские клубы», завуалированные под нечто большее, чем они есть на самом деле, нечто таинственное и мистическое, что придает им популярность в стране; это так называемый эпатаж и пафос эмансипированных женщин. Однако нельзя не отметить, что наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новый специфический «вкус», некую неординарность и своеобразную глубину.

Масоны среди нас. "Вольным каменщиком", как они себя именуют, может оказаться кто угодно - от соседа по лестничной клетке до какой-нибудь медийной личности. В России вот уже 150 лет не утихают разговоры об их могуществе. Так ли это на самом деле? О жизни масонов в современной России, больших деньгах и тайных собраниях - в материале.

"Хочешь быть масоном - спроси масона"

Высокий человек в черном пальто ведет за собой по извилистым улицам ночной столицы. "Я когда-то состоял в ложе ради научного интереса, так сказать", - бросает он, не оглядываясь. Сейчас он не перестает общаться с другими членами братства, но причину своего ухода не называет.

"В ложу вступают по разным мотивам. Одни думают, причем всерьез, что будут вершить судьбы мира, другие считают, что обретут тайные знания. А кто-то просто начитался "Войны и мира" Толстого (в романе подробно описаны посвящение Безухова в масоны и его жизнь в ложе. - Прим. ред.)", - замечает мой собеседник Павел.

Если во времена Пушкина и Грибоедова (масоны считают их "своими". - Прим. ред.) действовал принцип: "чтобы быть масоном, спроси об этом масона" и нужно было заводить как можно больше знакомств с членами ложи, то в XXI веке возможностью "порулить" судьбами мира может воспользоваться практически каждый.

"В тех же США миллионы масонов. В Европе тоже немало. А у нас - сплошная текучка. Постоянных членов ложи мало", - сетует Павел. По его словам, все дело в достаточно дорогом "входном билете" - от 10-20 тысяч рублей. Поэтому бюджет российского масонства - в отличие от зарубежных тайных обществ - не такой большой, как принято считать.

"Несколько лет назад одна из крупных лож Франции со скандалом выгнала своего великого мастера. А знаете за что? Он на деньги братства приобрел личный вертолет", - делится он.

Подходим к небольшой двери в старинном здании по соседству с Тверской-Ямской, за ней - ведущие вниз ступеньки. В подвальном помещении не то бар, не то клуб. "Обычно в таком антураже и проходят собрания разных тайных обществ. Хотя в лучшие времена Великая ложа России (единственная признанная за рубежом масонская организация в Российской Федерации. - Прим. ред.) устраивала свои собрания в "Метрополе", возле Кремля. Там же заседали мартинисты, которые практикуют оккультизм, - у них что-то типа христианского каббализма", - рассказывает мой собеседник.

Много ли в России масонов

Масонство не имеет единой централизованной организации, но в то же время достаточно иерархично. Различные масонские ложи из примерно 10 человек (максимум из 20) могут объединяться в "великие". Первая такая объединенная ложа появилась в Англии ровно 300 лет назад и с тех пор считается самой авторитетной. В 1740 году ее адепта, генерала на русской службе Джеймса (Якова) Кейта, назначили великим мастером России. А к концу XVIII века вся российская знать "заболевает" масонством: членами ложи становятся известные государственные деятели, поэты, художники, архитекторы.

Так продолжалось до тех пор, пока внук Екатерины II, император Александр I, в 1822 году неожиданно для всех не объявил масонство вне закона. Доходило до того, что чиновники давали специальные расписки о своей "непринадлежности к ложам". А в народе поползли слухи, что масоны поклоняются дьяволу.

Лишь ненадолго масонство возродилось после 1905 года. Но в первое же десятилетие советской власти масонские ложи "зачистили". Ходит байка, что масоны пытались посотрудничать лично со Сталиным, но тот, ознакомившись с их предложением, тут же запросил именные списки всех членов русской ложи. А в послевоенные годы, когда развернулась кампания по "борьбе с сионизмом", представление о масонах как о "тайном мировом правительстве" окончательно укореняется в общественном сознании.

В очередной раз российское масонство воспряло в 1995 году с появлением Великой ложи России (ВЛР), признанной более чем 90 масонскими организациями в разных странах мира. Ее члены называют себя "клубом мужчин, которые верят в Бога и хотят нести в общество свет знания". Эта организация считает себя единственной получившей официальное право на существование от зарубежных лож.

Преемственность - важное для масонов понятие, ведь они считают, что уже не одно тысячелетие хранят и передают "тайные знания".

В ВЛР сегодня входят 50 лож, по большей части московских. Впрочем, в России есть и другие масонские организации с иными уставами. Но они, в отличие от ВЛР, не имеют официального статуса "великой ложи" и являются, по сути, представительствами зарубежных масонских собраний.

"Сейчас в России примерно полторы тысячи масонов. Причем более тысячи из них являются регулярными, то есть состоят в Великой ложе России", - отмечает религиовед Дмитрий Педенко.

Большая часть действующих в России лож требует от своих кандидатов верить в Бога и бессмертие души. Однако это не значит, что нет масонов-атеистов. "Отличительной особенностью ряда так называемых нерегулярных масонских организаций является как раз то, что туда принимают не только верующих, но и атеистов. Однако количество таких лож в России незначительно и в них весьма мало участников. В связи этим распространена ситуация, когда членами двух нерегулярных организаций являются одни и те же лица", - подчеркивает эксперт.

"Приказали стать масоном"

"Масонство - это в первую очередь древний клуб добропорядочных людей", - заверяет политолог Вячеслав Смирнов, член Великой ложи России. На вопрос, что побудило его стать масоном, уклончиво отвечает: "Родина приказала".

В каждой ложе есть три градуса (степени. - Прим. ред.) посвящения - ученик, подмастерье, мастер-каменщик. Кроме того, существует еще множество различных градусов, однако, как утверждают в ложах, никакой высшей степени посвящения не существует, ведь масон масону брат.

Сам обряд инициации в градус сложен и символичен. Так, кандидата в "ученики" перед началом посвящения наполовину обнажают, завязывают ему глаза и оставляют на полчаса в "комнате размышлений". После этого его ведут в "храм", где совершается ряд различных символических действий: например, будущий масон торжественно клянется на священной книге своей религии (чаще всего это Библия. - Прим. ред.).

"Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что усиливает впечатления кандидата", - утверждают на одном из масонских форумов.

В конце обряда мастер-каменщик призывает членов ложи помогать новичку в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту им поможет. Именно помощь ближнему, братская любовь и приверженность истине являются главными принципами масонства. Сами масоны формулируют свое призвание так: "сделать хорошего человека лучше". При этом сами масоны зачастую не могут ответить, как замысловатые ритуалы вместе с требованием понимать огромное количество абстрактных терминов реально способствуют этому.

В свою очередь, Павел утверждает, что чем выше градус, тем больше придется заплатить за посвящение. Кроме того, согласно уже официальной информации на сайте ВЛР, масоны делают ежегодные взносы.

Почему-то принято считать, что во время своих ритуалов масоны занимаются сексом. "Масонов часто путают с телемитами. Вот те - настоящие маргиналы, у них посвящают через секс. Один мой знакомый телемит рассказывал, что к ним на обряды в Москве даже приезжал какой-то магистр из США", - говорит Павел. Телемиты являются последователями учения знаменитого английского мистика Алистера Кроули, которое выражается в принципе: "делай, что изволишь, да будет то законом".

"Своих не выдаем"

В масонских ложах есть несколько правил анонимности. Так, любой член братства может заявить о своей принадлежности к масонству без предварительного согласования с собратьями. Но выдавать других нельзя.

"При встрече с российским членом братства знаки подавать смысла нет - все и так друг друга знают, по крайней мере, меня уж точно. Если я кого-то не знаю, знакомые представят. А для иностранных братьев существуют рекомендательные письма с печатями или электронные письма от их юрисдикций с фотографией и рекомендацией к общению", - объясняет Вячеслав Смирнов.

Однако в начале 2010-х российское масонство все-таки потряс "разоблачительный" скандал: кто-то опубликовал в Сети списки действительных членов ложи. Это дало новую пищу различного рода конспирологическим теориям о том, что масоны сначала развалили СССР, а затем прочно засели в Кремле. "Виновного нашли быстро и заставили все удалить. Там (в списке. - Прим. ред.) были даже какие-то чиновники и менеджеры известных компаний", - рассказывает Павел.

Впрочем, в последние годы масонские ряды, по его словам, редеют. "Скажем так, ожидания не совпадают с реальностью: многие видят, что довольно скучно быть масоном. Да и не любят их у нас", - заключает он.

Предыстория. Считается, что первая смешанная ложа появилась в Гааге в 1751 году, однако есть версия, правда, до сих пор ничем не подтвержденная, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов Древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож. Существует доказательство, что некоторые женщины были в состоянии получить мастерство в различных корпорациях еще до возникновения спекулятивного масонства. Это, например, могло случиться при смерти мужа-масона. Об этом свидетельствует, в частности книга торгов Парижа (1268), Устав Гильдии плотников в Норвиче (1375).

Первой женщиной - масоном была г-жа Олдворт из Ньюмаркет, графство Корк в Ирландии . Родилась она в 1713 году, ее отец и братья были членами аристократической масонской ложи. В 1732 году, в то время как отец Doncraile, его почтенный брат, организовали свои работы дома, молодая женщина сделала дыру в стене и ей удалось наблюдать заседание. Будучи пойманой, ее поведние привело к двухчасовым дебатам братьев, после чего было принято решение предложить ей выбор между инициированием и смертью. Она приняла инициирование и оставалась активным членом вплоть до своей смерти в возрасте 95 лет.

Итак, с первыми попытками приема в ложу женщин появилось новое движение, - адоптивное или совместное масонство, но так называемые регулярные ложи, то есть ложи, учрежденные под эгидой какой-​либо из великих юрисдикций мира и следующие букве изначальных уставов (ее члены признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, и проводят торжественные ритуальные работы при открытой Книге Священного Закона), до сих пор отказывают женщинам в праве приема.

Как бы то ни было, наиболее заметными в Европе среди подобных лож стали французские, весьма активно действовавшие в период с 1770-х по 1780-е годы. Надо, однако, сказать, что по «Конституции» Андерсена от 1723 года женщин категорически запрещалось принимать в масоны. Этот запрет вовсю действовал в Великобритании и в британских колониях в Америке (до обретения ею независимости, после чего Америка по числу «женских» лож быстро обогнала Европу), но континентальная Европа его нарушала. Адоптивные ложи давали дамам возможность общаться в кругу своих единомышленниц, разделявших просветительские и филантропические идеалы, молиться Великому Архитектору Вселенной - Богу масонов и ньютоновской науки, придумывать ритуалы и произносить речи. Главной фигурой на женских масонских церемониях была «королева амазонок». В окружении «сестер», наделенных военными званиями, «королева» совершала обряды инициации не только женщин, но и мужчин. Катехизисы адоптивных лож призывали женщин сопротивляться несправедливой власти мужчин, сбросить с себя их иго, подчинить отношения в семье своей воле и распоряжаться частной собственностью на равных с мужьями правах. На одной из церемоний «королева» вопрошала «великого патриарха», на каком основании мужчины считают себя собственниками и хозяевами женщин, а затем требовала, чтобы «сестры» освободились от этого рабства и относились к мужчинам, которые не примут их свободы, как к тиранам. Таким образом, в 1780-е годы французские масонские ложи способствовали если не эмансипации, то значительному прогрессу в отношениях между мужчинами и женщинами. Поэтому неверно было бы думать, что француженки приобщались к Просвещению только в собственных гостиных или в частных парижских салонах, - нет, этот процесс происходил и в адоптивных ложах. Здесь сам собой возникает естественный вопрос: какую роль играла или играет женщина в системе масонства?

Разумеется, здесь роль женщины та же, что и в любой политической системе, - любым способом выведать или получить от мужчины нужную для организации информацию, передать сообщение, наладить связи, создать почву для дальнейшего манипулирования субъектом в нужном ключе и тому подобное, короче - работать в интересах хозяев, или Мастеров, ложи. Иными словами, женщина является своеобразным орудием для достижения целей масонских организаций, той незаметной «подосновой» айсберга, которая позволяет ему двигаться к своей цели.

Исторической вехой в женском масонстве стал 1774 г., когда Великий Восток стал независимой федерацией масонских лож, в том числе и адаптивных лож, получивших в рамках конфедерации официальный статус и признание. Подобные ложи, по-прежнему имевшие те же имена, что их мужские двойники, быстро распространились по всей стране. Они были очень разнообразны, а некоторые из них, особенно парижские, приобрели значительный авторитет и престиж. В частности, Адаптивная Ложа «Девять Сестер» была женской группой, активно поддерживающейся мужской Ложей, в которой в 1778 году был посвящен Вольтер. Еще одна La Candeur, (Чистосердечие), созданная в 1775 году была настолько активна и знаменита, что вскоре затмила своего мужского «двойника» — мужскую Ложу, которая ее создала. Такая ситуация, правда, явилась причиной быстрого ограничения ее самостоятельности. Деятельность подобных лож сильно различалась, но в основном тяготела к филантропическим целям. Впрочем, различные события время от времени заставляли их членов все более и более интересоваться обществом и процессами, происходящими в нем.

Временем официального рождения либерального масонства можно считать вторую половину XIX века, когда произошло несколько событий, не имевших прецедентов до этого в масонском мире. Французская революция отменила все ложи, как адаптивные, так и мужские. После окончания революции, в период Империи, адаптивное масонство, как и масонство в целом было восстановлено и продолжало развиваться, несмотря на все превратности XIX века. Впрочем, уже без того романтического ореола, которым обладало прежде. Оно утеряло свое новаторство и мятежный дух и превратилось в инструмент власти, собирая преданную Бонапарту элиту вокруг нескольких известных фигур, таких как Жозефина де Богарне и Каролин Бонапарте. Адаптивное масонство стало престижным знаком для почти тридцати лож, большее количество которых находились в Париже. Большинство членов этих адаптивных лож не интересовались теперь проблемами общества, а занимались поверхностными вопросами.

С 1870 года появились первые посвященные женщины и в ложах устава Мемфис. Великий Восток Франции, возникший в 1773 году , является одной из старейших Великих Лож во Франции. Это самое крупное французское послушание. В ВВФ работают по Французскому, Французскому Восстановленному, Древнему и Принятому Шотландскому, Шотландскому Строгому Уставам (ритуалам) и Уставу Мемфис-Мицраим . В 1774 году после введения Адоптивного Устава в ряде своих лож он издал указ разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой Мастерицей Франции.

В начале ХХ века Великая Ложа Франции помогла возродиться адаптивным ложам и приняла конституцию, регулирующую их функционирование. 29 мая 1901 года Le Libre Examen («Свобода совести»), первая из созданных лож, провела дискуссию на тему «Место женщины в обществе». Первой Великим Мастером (титул дающейся Досточтимому мастеру адаптивной ложи) стала М. Бертхольт. Она была преемницей Бланш Мюрат, которая перешла из мадридской Ложи «Свободный Восток» и была принята в «Свободу совести» вскоре после ее создания. Эта ложа стала первой ложей Великой женской ложи Франции и Б.Мюрат стала номером один в ее списках. «Новый Иерусалим» — вторая ложа, — инсталлированная Великой Шотландской символической ложей, вошла в состав Великой Ложи Франции 31 мая 1907 г. Несмотря на Первую мировую войну, женское масонство продолжало утверждаться. Еще девять лож были созданы между июлем 1923 и декабрем 1936. Таким образом, к 1936 году их стало 11.

В 1935 году в ходе Конгресса братья, члены Великой ложи Франции, без консультаций с сестрами решили дать адаптивным ложам полную автономию и помочь им создать чисто женскую Великую Ложу. Решение было выражено следующей фразой: «Конгресс доверяет нашим сестрам честь утверждения женского масонства вровень с нашим». Вероятно, еще не чувствуя в себе сил справиться с такой задачей, большинство сестер решили сохранить свое прежнее положение. В течение года они организовали и оформили Ежегодный конгресс адаптивных лож и Великий Секретариат из пяти человек. Анна-Мария Педено-Жантили была избрана единогласно и руководила всеми общими сессиями в течение двух лет. К несчастью, Вторая мировая война рассеяла женщин-масонок, многие из них оказались в концентрационных лагерях вместе с Братьями, другие приняли активное участие во Французском сопротивлении.

Если же говорить о статистике, то в середине XVIII века общая численность масонских лож составляла порядка 50 тысяч человек - включая как европейцев, так и американцев, но женщин среди них было буквально несколько сотен. К 1785 году число женщин-​масонов достигло примерно 1500 человек. И хотя большинство лож по-​прежнему придерживалось «канонического» устава и не допускало в свои ряды ни женщин, ни крестьян, ни рабочих, ни, уж тем более, рабов, тем не менее ложи в своем стремлении к равенству и достоинству, к независимости, свободе слова и веротерпимости были обращены в будущее, в царство прав человека и эгалитарных идеалов, в мир общечеловеческих равенства и братства, невзирая на половую, расовую и религиозную принадлежность. Естественно, с ходом времени и по мере установления принципов равноправия между полами число женских лож увеличивалось, в XX веке, особенно в конце, достигнув внушительного числа.

Наибольшее количество таких организаций ныне сосредоточено в США, стране, славящейся своими свободами, равноправием и возможностями для всех. Поэтому, говоря о женских ложах, мы имеем в виду прежде всего американские, которые, как и все американское, сегодня задают тон в женском масонском движении.
На данный момент в США насчитывается великое множество женских масонских организаций, но самыми влиятельными из них являются, пожалуй, следующие: «Орден восточной звезды» (2 500 000 членов и многочисленные филиалы во всем мире), «Белый храм Иерусалима» (ложа основана в 1894 году), «Пурпурный орден», «Дочери Нила», «Дочери Моканны», «Орден радуги» и «Дочери труда» (последние две ложи - молодежные, с преимущественным правом избрания в них девушек).

Самая именитая и влиятельная ложа, состоящая главным образом из женщин, - это «Орден восточной звезды». Ложа была основана в Нью-​Йорке 28 декабря 1868 года адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом. Несмотря на то что основателем ложи был мужчина, со временем, однако, ее ряды настолько пополнились женщинами-​масонами, что орден был признан преимущественно женским. Члены ложи должны быть старше 18 лет, иметь безупречную репутацию и быть квалифицированными мастерами (точнее - мастерицами) своего дела. Каждое отделение ложи состоит из 18 сановников (офицеров), большинство которых женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако если на этот пост отсутствует подходящая мужская кандидатура, то в роли Патрона может выступать и женщина.
В основе идеологии ложи - женские библейские образы. Тем не менее в организацию открыт доступ людям самых разных конфессий.

Эмблема ордена - пятиконечная звезда, олицетворяющая звезду Вифлеема. Орден в основном занимается образовательной и научной деятельностью, но уделяет много времени и благотворительным акциям. Что касается структуры современных женских лож (под словом «женский» мы имеем в виду смешанные ложи с преобладающим в них женским составом, потому как чисто женские ложи представляют собой не что иное, как феминистские клубы по интересам), то они по сложившей традиции имеют, как правило, три или четыре степени посвящения, а в их ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, отведать которое ее искусил Лукавый. Поэтому при возведении кандидатки во вторую степень ей задается вопрос: «Вы - наш товарищ?» Подразумевается, что на это последует ответ: «Мне известен запретный плод». Далее посвящаемая дает масонскую клятву: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь не снимать этой ночью подвязку ордена и никогда не выдавать тайны», - что подразумевает избегание каких-​либо любовных связей в будущем. Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, пропитан символикой Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи происходило не где-​нибудь, а в раю, когда Адам и Ева были невинны и не познали греха; что второе заседание состоялось в ковчеге Ноя во время потопа; что в третий раз заседали три ангела, посланные Богом к Аврааму; что четвертое заседание имело место в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью, а пятое было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Разумеется, ходит много версий и всякого рода «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов, но, судя по всему, каких-​либо строго установленных, идентичных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Есть лишь определенные императивы, или указания, которым должна следовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами либо мастерицами.

Одна из самых известных женщин-​масонов нашего времени - Элеонора Рузвельт, жена 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта, руководительница американского женского масонства, посвящавшая все свое время проблемам женщин. Вполне возможно, что возглавляемая ею ложа представляла собой некий феминистский клуб, где, скорее всего, обсуждалась дискриминация женщин в США и предпринимались посильные меры по ее смягчению, но при этом, однако, нельзя не отметить, что само наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новые специфические «вкус» и «изюминку», некую неординарность и своеобразную глубину. Так что, воистину, cherchez lafemme!

Великая Женская Ложа Франции (http://www.glff.org/internet/index.php) международная женская масонская организация, насчитывающая более 12 000 членов, объединенных в более 300 лож по всему миру. Как самостоятельная ВЛ работает с 1952 года. Исключает из своих принципов ландмарку о чисто мужском членстве в масонстве, признает право на свободу совести каждого, но, соответственно, светских характер современного общества в целом.

Ложи ВЖЛФ работают по нескольким уставам (ритуалам) — Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, Французским Уставам, Шотландскому Строгому Уставу. Великая Символическая Ложа Франции — эта ложа работает по Уставу Мемфис Мицраим , в котором посвящения проходят до 95 градуса. В ВСЛФ насчитывается около 1000 братьев и сестёр, и эта ВЛ является смешанной.

В 2007 году Великий Восток отклонил предложение Великого Мастера Жан-Мишеля Килардета обсудить возможность членства в ложах женщин. Летний конвент (собрание представителей лож) 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.

Суворов, Кутузов, Бернс, Моцарт, Пушкин, Оскар Уайльд, император Александр I , митрополит Филарет (Дроздов)... Как ни странно, в биографиях этих людей, есть нечто объединяющее их. Все они были членами масонских лож. Этот поразительный факт всегда интриговал меня, поскольку мое мнение о масонстве несколько противоречило участию в этом движении всех перечисленных выше людей. Всегда упрямо вставал резонный вопрос - если они все были масонами, то что же такое масонство на самом деле, и все ли мы знаем о нем? Вопрос долгое время оставался для меня открытым, пока... Просматривая в Интернете новости, я случайно встретил заметку под любопытным названием: "Российские масоны заявили о себе". В ней кратко говорилось о появлении официального сайта русских масонов, и приводилась соответствующая ссылка (www.freemasonry.ru). Мне оставалось только написать письмо по указанному на страничке электронному адресу и ждать ответа. Ответ пришел три дня спустя: " Давайте встретимся". Далее следовали имя и номер контактного телефона. Встреча должна была состояться в одном из кафе. Я пришел за десять минут до назначенного часа, сел за столик и стал ждать. "Масонство - это свободное сообщество независимых людей безотносительно к их вероисповеданию, стремящееся к практическому достижению идеалов мира, любви и братства. Масонство полагает своими целями нравственное усовершенствование человечества и практику облеченной в символические формы и ритуалы истинной благотворительности. Масонство налагает на всех своих посвященных обязательство уважать чужое мнение и строго запрещает любые дискуссии по политическим или религиозным вопросам, дабы являться неизменным центром братского единения, в котором царит совершенная гармония мысли..." (из Конституции Великой Ложи России). Мой собеседник появился минута в минуту. Тридцати с небольшим лет, с аккуратной бородкой, в простом костюме. Манера держаться и говорить сразу выдает высшее гуманитарное образование. По его просьбе мы заказали по кружечке зеленого чая и начали разговор. - (Я) Итак, вы - масон... - (Мой собеседник улыбается) Да, с 1993 года я являюсь членом Всемирного Ордена Вольных Каменщиков. Принят в братство я был в Москве в Достопочтенной Ложе "Гармония", которая тогда входила в юрисдикцию Великой Национальной Ложи Франции. Я являюсь членом своей Достопочтенной Ложи с момента ее учреждения, участвовал в первой Генеральной Ассамблее Великой Ложи России. - О масонах говорят совершенно противоречивые вещи. С одной стороны, масонами были Кутузов, Пушкин, Моцарт. А с другой стороны, масонов обвиняют чуть ли не во всех войнах и революциях, начиная с XV II века. Где же истина? - Все дело в том, что существуют два совершенно разных типа организаций, именующих себя масонскими ложами. Мы называем эти организации регулярным и нерегулярными ложами. Регулярное масонство берет свое начало в средневековых цеховых гильдиях вольных каменщиков, строителей готических соборов, крепостей и замков. В основе его ритуалов лежит символизм строительных работ. В современном своем виде регулярное масонство оформилось в XVШ веке в Англии. Собственно говоря, это и есть настоящее, истинное масонство. Именно в регулярные ложи входили и Пушкин, и Суворов, и Моцарт, и множество других выдающихся людей своих эпох, подлинных сынов своих отечеств, пламенных патриотов и борцов за высокие идеалы. Основными принципами любой регулярной ложи являются: вера в единого Бога, уважение чужого мнения, стремление к достижению идеалов мира, любви и человеческого братства. Регулярные масоны обязаны любить свою страну, быть верными ее законам и законно избранным властям, полагать труд основным долгом человека, почитать труд во всех его формах. Один из видных деятелей мирового масонства Альберт Пайк писал: "Как гражданин своей страны масон должен быть на стороне конституционного правительства, закона, порядка, дисциплины и подчинения государственной власти". Нерегулярное масонство - это собрание людей называющих себя масонами, но при этом отвергающих основополагающие принципы масонства. Наиболее крупная нерегулярная масонская организация - Великий Восток Франции. Надо сразу отметить, что во Франции есть и регулярное масонство. Регулярными масонскими организациями являются Великая Национальная Ложа Франции и Верховный Совет Франции. Ложи нерегулярных масонов не признаны всемирным масонским братством. В нерегулярных ложах совершенно другая идеология, иная структура, иные принципы. За идеи, которые они проповедуют, регулярные масоны ответственности не несут. Кстати, на сайте Великой Ложи России (ВЛР) есть специальный раздел, посвященный проблеме нерегулярного масонства. Настоятельно рекомендую изучить его всем, кто так, или иначе интересуется темой вольных каменщиков. А такие организации, как Бнай Брит, клуб "Ротари", Бильдербергский клуб вообще не имеют отношения к масонству. Они и не претендуют на наименование масонских организаций. - Антимасонские авторы пишут о масонстве как об антихристианском обществе. Кроме того, масонов обвиняют в сатанизме... -Чрезвычайно обидно, что люди, прочитавшие такие книги, как "За фасадом масонского храма" Л. Замойского, "Тайные битвы ХХ века" Виноградова, "исторические работы" Воробьевского, Платонова и т.п. бредни, принимают написанное в них за чистую монету. Сами же авторы совершенно не разбираются в сути предмета, откровенно злоупотребляя неведением читателей. Так, например, Виноградов к месту и не к месту упоминает нерегулярный Великий Восток Франции, который, как я уже сказал, не является регулярной великой ложей. В противовес подобным книгам я порекомендовал бы интересующимся замечательные труды А. Серкова по истории русского масонства, фундаментальную работу А. Уайта "Энциклопедия масонства", двухтомник под редакцией С. Мельгунова "Масонство в его прошлом и настоящем", а так же изданную еще в советское (!) время работу М. Морамарко "Масонство в прошлом и настоящем". Тема масонства и сатанизма - вообще, грустный нонсенс. Небезызвестный Лео Таксиль, кстати, сам масон, написал в свое время шутливый памфлет, в котором представил масонов, как сборище дьяволопоклонников. После публикации памфлета автор публично честно признался, что все описанное им - вымысел, но было поздно - "сенсация" с быстротой молнии пошла гулять по свету. Так глупая шутка стала печальной ошибкой. Если бы все было так, как описал Таксиль, что бы делал тогда среди вольных каменщиков полководец М.И. Кутузов, которого русские масоны за его значительные заслуги перед братством, уважительно зовут Лавр Зеленеющий? Сразу хочу подчеркнуть, что масонство - это не религия, не церковь, не экуменическая организация, не культ и не секта. Масонство не строится по конфессиональному принципу. Цель масонства - собрать вместе хороших людей для взаимного общения и помощи друг другу, не взирая на их сословные, национальные и религиозные различия. В Великой Ложе России, масоном может быть любой свободный человек добрых нравов, верующий в Единого Бога, Творца мира. Сегодня в нашем братстве состоят христиане, причем разных конфессий, мусульмане, иудеи, буддисты... Это вполне соответствует традициям российского общества и государства. Российскими дворянами были и православные и протестанты и мусульмане, но никто же не считает российское дворянство экуменической организацией или особой религией. Дабы пресечь религиозные споры между братьями, мы называем Бога Великим Архитектором Вселенной, а каждый из нас подразумевает под этим именем Бога в соответствии с учением своей религии. Хочу заметить, что в Основных Государственных Законах Российской Империи (1857 года) было сказано: "Все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи". В Великой Ложе России масоны-христиане присягают на Библии, открытой на первой главе Евангелия от Иоанна. Апостол Иоанн традиционно считается покровителем трех начальных ступеней (покровителем высших градусов считается апостол Андрей Первозванный). - И все же, главным из грехов масонства считают международный заговор, направленный на свержение существующих режимов. - Тема международного масонского заговора, некой тайной организации, руководимой из единого центра абсурдна. Все Великие Ложи всех стран полностью суверенны. Великая Ложа России также не подчиняется каким-либо зарубежным масонским организациям. Наша ложа никогда не получала никаких денег из-за рубежа. В целом ряде государств Европы и Америки масонство есть общность, неотделимая от государственных и национальных традиций. В Италии масоны принимали самое активное участие в создании единого Итальянского государства в 19 веке. Национальный герой Италии Гарибальди был масоном. Регулярное масонство никогда не было антимонархической организацией. Великим Мастером Объединенной Великой Ложи Англии традиционно является один из членов королевской семьи, Великим Мастером Шведского Ордена Вольных Каменщиков - король Швеции. По масонской легенде первым русским масоном был Петр I. Но, это легенда, а вот то, что императоры Павел I, Александр I , Александр II были масонами - это исторический факт. Во многих странах с монархической формой правления масонство и дворянство тесно связаны друг с другом. Один из высших градусов Шведского масонского устава дает право на получение шведского дворянства. - В свое время много говорили об итальянской ложе "П-2". Что Вы можете сказать по этому поводу? Ложа "Пропаганда-2" - прискорбный пример деградации масонской ложи. Она отказалась от ритуала, масонского символизма, традиций. Эта организация перестала быть масонской ложей и превратилась в конспиративный политический кружок. Слава Богу, в Великой Ложе России никогда не было подобных тенденций. - На масонских собраниях произносят молитвы? - Верующий человек всякое благое дело должен начинать с молитвы... В армии тоже служат молебны, но никто же не говорит, что армия - это религиозное объединение. Масонство не провозглашает какой либо религиозной доктрины и не претендует на то, чтобы указывать путь к спасению. - И все же, место масонских собраний называется храмом... - Университет тоже называют "храмом науки". Каждый масон всю свою жизнь строит в душе храм. Жизнь масона - это великая стройка. Масонский храм - не место отправления культа. Он лишь подготовленное место для вечно длящихся работ, в первую очередь, работ над собой. Масон строит себя, но построить "до маковки" свой храм не может, потому что нет границ для человеческого познания, а значит количество "кирпичиков" для храма - безгранично. - Должен признаться, красивый символ. - Масонство вообще, глубоко символично. Масонская символика чрезвычайно органична и потрясающе красива. Как готический храм, или поэма о любви. - Кстати, о любви... Как масоны относятся к "этому" ? - Если вы имеете виду брак и семью, то образно говоря, семья для масона - есть единственная из четырех стен его собственного храма, которая возведена целиком. В обряде посвящения в первый градус брату вручают белые перчатки и розу, предназначенные "женщине, которую он больше всего почитает и уважает". Кроме того, чтобы жены не чувствовали себя обделенными вниманием, по окончании работ в ложе их приглашают на обязательное застолье - Агапу. В Конституциях Андерсена -авторитетном документе регулярного масонства, сказано, что масон должен ".. не задерживаться на собраниях слишком долго, и вдали от дома.... дабы ваши семьи не чувствовали себя униженными и обделенными". В книге А. Серкова в списках российских масонов XIX века, рядом с фамилиями многих братьев присутствуют фамилии их жен, масонских "сестер". - Вы сказали "российские масоны". Современные российские масоны. Кто они? - Зачастую почему-то считается, что это, в первую очередь, олигархи. По этому поводу я приведу ответ Великого Мастера Великой Ложи России. Когда его спросили, есть ли в числе братьев крупные политические деятели, он ответил: "Я думаю, могут быть". Великая Ложа России была учреждена в 1995 году. Но она является законным наследником почти трехсотлетних традиций русского масонство. Несмотря на более чем семидесятилетний перерыв в работе регулярных лож в России, традиции дореволюционного масонства были переданы нам, что называется "из рук в руки". Хочется отметить, что в создании Великой Ложи России принимал участие наш брат В.С.Шидловский, потомок последнего предводителя дворянства в нашем городе. При проведении Агапы первый тост мы поднимаем за Россию, второй - за законно избранного президента Путина Владимира Владимировича. Это - не пафос, это - прямое следование принципам регулярного масонства. В историческом масонском документе - Уставе, принятом на Вильгельмсбадском конгрессе обязанности масона перечислены в следующем порядке - к Богу и религии, к Государю и Отечеству, к человеку вообще, к братьям, к масонскому Ордену. Антихристианские и антигосударственные спекуляции насчет масонства есть либо намеренная фальсификация, либо описание деятельности некоторых лож нерегулярного масонства. Регулярные масоны не проповедуют никакой метафизической доктрины, не придерживаются какой-либо политической идеологии. Вопросы религии, политики, экономики, юриспруденции оставляются нами за стеной ложи. Так, например, вспоминая историю, скажу, что масонами были не только участники Декабрьского восстания на Сенатской площади, но и шеф жандармов А.Х. Бенкендорф. Говоря о русском обществе XVIII века, Н.А. Бердяев писал: "Лучшие русские люди были масонами". Эти традиции мы стараемся продолжать и сейчас. - Скажите, какую должность в ложе занимаете лично вы? - В настоящее время я являюсь Досточтимым мастером, т.е. руководителем ложи. - Какие цели преследует ложа? - Цель, повторяю, у масонства, и соответственно у нашей ложи одна - собрать вместе хороших людей, чтобы сделать их еще лучше. К нам может прийти любой мужчина старше 21 года, не судимый, верующий в Бога. Если же он, скажем, будет мусульманином, или иудеем по вероисповеданию, то при его посвящении и при проведении работ в ложе, рядом с христианской Библией будут лежать Коран, или Тора. Кандидат должен обладать высокими моральными качествами, достаточным интеллектом, терпимостью к чужому мнению, внутренней добротой и вниманием к людям, чувством долга и чести, стремлением к самосовершенствованию. Обязательным условием является вступительный и ежегодный членский взнос. Его сумма посильна, в принципе, любому серьезному, искренне желающему вступить кандидату, без ущерба для его семьи. - Можете ли вы что-то сообщить о составе и количестве членов ложи? - В составе ложи есть представители самых разных социальных слоев, в том числе - научные работники, студенты, предприниматели. Это настоящее братство серьезных, ответственных людей, готовых всегда прийти друг другу на помощь. - И все эти люди ходят на собраниях ложи в расписных фартуках и делают странные знаки руками? - Да, причем получая от самого процесса исполнения ритуала прежде всего эстетическое наслаждение удивительно красивыми обрядами четырехсотлетней давности. Подчеркну, что масонский ритуал не содержит ни капли сектантской религиозности. Обряды, которые мы совершаем, отчасти заимствованы у рыцарских орденов, отчасти у цехового братства средневековых вольных каменщиков. - Что вы лично получаете от ложи - деньги, связи? - Единственное вознаграждение для меня - знать, что я исполнил свой долг. - Серьезно? - Абсолютно. Мы поговорили еще немного, допили остатки чая, пожали на прощание руки и разошлись по своим делам... Было тихо, роились снежинки. Я шел и думал, а все же, кто они на самом деле, эти загадочные масоны?

Принято считать, что феминизм как движение женщин за уравнивание в правах с мужчинами началось в первую очередь с социальных и экономических требований. С таких, как повышение заработной платы женщин, наделение их теми же юридическими правами, какими обладают мужчины, и так далее. Но в действительности первыми шагами в этом направлении можно смело считать женское масонство, а первые феминистки - это женщины масоны .

Масоны идут в ногу со временем

Хотя если бы масоны XVIII века услышали фразу «женщина масон», они наверняка либо посмеялись, расценив её как шутку, либо просто не поверили бы своим ушам. Если рассматривать мировоззрение традиционного масонства, то масонами могут быть только совершеннолетние мужчины. Это закреплено в установлениях Объединённой великой ложи Англии, основанной в Лондоне в 1717 году и являющейся старейшей и наиболее влиятельной масонской ложей в мире. Именно установления этой Ложи считаются классическими и традиционными масонскими правилами, на которые ориентировались все остальные масонские ложи Европы.

Поэтому неудивительно, что в регулярные (то есть «канонические», обладающие регулярностью общения с основными Великими ложами) масонские ложи женщин не принимали. Собственно, Объединённая великая ложа Англии не принимает в свои ряды женщин и по сей день. В регулярном масонстве уже с XVIII столетия существовали женские ложи принятия - организации, построенные по масонскому образцу и связанные с масонскими ложами родственными связями. Тем не менее, они никогда не считались масонскими, их участницы не причислялись к масонам, а считались пассивными единомышленницами.

Однако масонство постепенно всё дальше отходило от своих идейных корней и первоначальных правил. С середины позапрошлого столетия движение за принятие женщин в масоны стало особенно активным, пока в 1882 году первая женщина не была принята в масонскую ложу. Это была писательница- Мария Дерэм, которую в свои ряды приняла одна из лож, незадолго до того отколовшаяся по идеологическим соображения от Ложи Великого Востока Франции. С этого момента начинается история так называемого со-масонства, то есть масонских лож на равных условиях, принимающих в свои ряды и мужчин и женщин. Первая ложа со-масонства была основана при участии Марии Дерэм в 1893 году в Париже и получила название Достопочтенной ложи «Право человека».

Примета времени - женское масонство

Элизабет Олдворт

Но есть случаи, что женщины-масоны в качестве редчайшего исключения существовали и в традиционном масонстве. Наиболее известен пример английской дворянки Элизабет Олдворт, которая была посвящена в степень Подмастерья в 1712 году. Её статус в масонской иерархии до сих пор является предметом горячих споров. С одной стороны, по всем масонским правилам женщина не могла быть полноправным членом Ложи, поэтому участие Олдворт в масонской деятельности можно расценить как «нерегулярное масонство», то есть не обладающее всей полнотой и легитимностью. С другой, Элизабет получила степень Подмастерья за несколько лет до принятия установлений Великой ложи Англии, считающихся масонским каноном. То есть окончательно исключительно мужской характер масонства был закреплён уже после того, как Олдворт стала масоном - и с этой позиции её статус вполне правомерен.

Самой известной женщиной-масоном принято считать английскую писательницу, общественного деятеля и теософа Анни Безант. Она была принята в ложу «Право человека» в начале 1900-х годов и существенно повлияла на доктрину этой ложи, внеся в неё немало мистических элементов, связанных с теософией и восточными эзотерическими учениями. Её активная деятельность во многом вдохновила появление женского масонства, то есть такого, в котором участие мужчин было исключено. С точки зрения феминизма, этот шаг был вполне логичен: если у мужчин есть «только мужские» масонские ложи, то у равных с ними в правах женщин должны быть «только женские». Наиболее известная и влиятельная женская ложа - Великая женская ложа Франции, основанная женщинами-масонами в 1945 году. В настоящее время Великая женская ложа Франции насчитывает более 400 лож по всему миру, действующих по патенту Великой ложи (в том числе известно и о трёх ложах в России), и насчитывающих примерно 15 тысяч членов.

Александр Бабицкий