Дополнение, определение и обстоятельство в русском языке: употребление и обособление. Определение, обстоятельство, дополнение. Вопросы определения, дополнения, обстоятельства Подъехал к дому обстоятельство или дополнение

ПРАВИЛО Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? который? Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? В данной статье будут рассмотрены такие члены предложения как определение, дополнение и обстоятельство.

Дополнение может относиться к глаголам, существительным, прилагательным, наречиям, например: Они верили (во что?) в эти каракули (в эти каракули — дополнение). Дополнение, обозначающее предмет, на который непосредственно направлено действие называется прямым.

Он увидел (кого?) меня и замер (меня — дополнение). По значению обстоятельства традиционно подразделяются на обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа и степени действия. Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Согласованные определения.

Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы. Мы пели и плясали. В предложении выделяются обычно скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами.

Обычно мы говорим: обстоятельство со значением дополнения. Если же вопрос задаётся от существительного (кроме отглагольных), словоформа не может быть обстоятельством, зато можно перепутать определение и дополнение.

Прямые и косвенные дополнения

В деревне — только определение. Дополнением быть не может, это не объект действия и не поясняет другой предмет. Название для этой деревни подобрали красивое, то «Для деревни» будет одновременно определять слово «название» и быть объектом действия. Значит, дополнение со значением определения. Дополнение — это объект, на который распространяется действие, оно «ДОПОЛНЯЕТ», распространяет действие (признак) и обычно выражается падежной формой.

Также: Дорога поднималась в гору (направление, обстоятельство). Также интересно сравнить: книга этого автора (чья, определение) и автор этой книги (чего, дополнение). Дополнение в синтаксисе российского языка - второй член предложения, воплощенный существительным либо местоимённым существительным. Куда? Откуда?и т.п)подчеркивается пунктир-точка дефиниция в синтаксисе российского языка - второй член предложения, обозначающий симптом предмета.

Дополнение и обстоятельство

Подлежащее — это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее — главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией. Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного. Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного.

Если это слово — существительное, то перед нами определение. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами.

Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки. Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю; ожидали (как?) молча. Пока является временным союзом в придаточном предложении. Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным.

Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.

Сказуемое вопросы Что делать? Подлежащее вопросы Кто? Что? части речи сущ. в И.п. мест. в И.п. числит. И.п. н. ф. г. (инфинитив) неделимое словосоч. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния.

Дополнения, выражающие объект действия, употребля­ются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы — доставка грузов; ра­ботать над статьёй — работа над статьёй. Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога.

Как отличить дополнение от определения?

В отличие от приложения несогласованное определение, выраженное существительным, всегда выражает признак предмета путём указания на его соотношение с другим предметом. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они отвечают на вопрос при каком условии? В силу своей книжности обстоятельства условия малоупотребительны. Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.

Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения

В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода про­яснилась и обещала нам тихое утро… 2) существительным в косвенном падеже: По праздникам спали часов до десяти…

Следовательно, это обстоятельство. В этом случае от глагола-сказуемого к дополнению можно поставить два вопроса: вопрос косвенного падежа и вопрос инфинитива. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение. ПРАВИЛО Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывает способ, меру, степень проявления действия или признака. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом?

Второстепенные члены предложения - одна из самых сложных тем в русском языке. С другой стороны, всё подчиняется простым правилам, разобраться в которых очень легко. Что такое определение, дополнение и обстоятельство в русском языке, как обнаружить их в предложении и при каких условиях они выделяются запятыми? Узнаем.

Немного теории

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и относится к подлежащему. Чаще всего выражается существительным, фразеологическим оборотом, сочетанием числительного с существительным, инфинитивом (посмотрел (на кого? ) на вошедшего; подарил (кому? ) ему; я купил (что? ) три книги). Дополнения бывают прямыми и косвенными. В первом случае они выражаются частью речи в родительном падеже без предлога (не читал (кого, чего? ) книг) или существительным, выражающим часть от целого в этом же падеже (выпью (чего? ) чая). Все остальные дополнения являются косвенными.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы "какой?", "чей?" Может являться любой частью речи, главное - описательные функции. Встречается согласованное (сочетается с определяемым словом в роде, числе и падеже (ручка (какая? ) синяя, лес (какой? ) зеленеющий)) и несогласованное (связывается с главным словом по смыслу или грамматически (шапка (какая?) набекрень, в доме (каком? ) из дерева)).

Обстоятельство в русском языке - самый масштабный второстепенный член предложения. Оно отвечает на вопросы наречия и может обозначать место (пошёл (куда? ) домой), время (встретимся (когда? ) завтра), образ действия (говорить (каким образом? ) громко) и т. п. (все те же характеристики, что у наречия).

В синтаксическом разборе

Удивителен русский язык: дополнение, определение, обстоятельство являются не только второстепенными членами, поясняющими главные, но и помогают выполнить синтаксический разбор. Если в предложении есть обстоятельство, но нет сказуемого, которое оно поясняет, смело можно говорить о неполном двусоставном предложении (я (куда? ) домой - пропущен глагол "иду"/"пошёл", поэтому и неполное). Дополнение и определение, в свою очередь, поясняют подлежащее, поэтому предложение, в котором нет сказуемого, но есть эти второстепенные члены, может быть и назывным ("Раннее утро" ).

Но здесь важно запомнить, что определение-прилагательное, стоящее после существительного, автоматически превращается в сказуемое, т. е. предложение «Золотая осень» будет являться распространённым назывным, а «Осень золотая» - двусоставным.

Выделяем запятыми

Но вернёмся к обособлению таких членов, как дополнения и обстоятельства. Русский язык устроен так, что они нечасто отделяются запятыми от основного предложения. Более того, можно говорить о том, что дополнения практически никогда не выделяются.
В свою очередь, включает русский язык обособленные обстоятельства. Всего можно выделить три случая, когда этот член предложения выделяется запятыми:

  • Во-первых, если он выражен деепричастным оборотом ("Проехав две сотни километров, мы поняли всё" ) или одиночным деепричастием ("Поев, мальчик отправился в путь" ). Но здесь важно отличать обычное деепричастие от деепричастия, напоминающего больше наречие образа действия ("Он читал лёжа" ), потому что в этом случае обособления не будет.
  • Во-вторых, если конструкцию «несмотря на» (это что-то вроде СПП уступки) можно заменить предлогом «вопреки», она не является деепричастным оборотом ("Несмотря на все трудности, мы добрались" ).
  • В-третьих, если есть сравнительные обороты со словами "как", "будто", "словно", также похожие на наречия образа действия ("Облака, как ватные, низко плыли над землёй" ).

Не выделяется обстоятельство в русском языке:

  • Если оно выражено фразеологизмом, который можно заменить наречием ("Бежал сломя голову" , т. е. очень быстро).
  • В случае деепричастных оборотов - если они являются однородными членами предложения с необособленным обстоятельством ("Он рассказал всё откровенно и ничуть не смущаясь" ). Здесь все зависит от смысла: если важно то, каким образом было совершено действие, т. е. нельзя отделить сказуемое от обстоятельства без нарушения логической связи, то никакого обособления не требуется ("Она сидела опустив голову" ).

Заключение

Обособленные дополнение, определение и обстоятельство в русском языке - совсем несложная, но очень полезная и, признаться, часто встречающаяся тема. Понимание правил позволит без труда выполнять задания любой сложности, связанные с выделением второстепенных членов предложений запятыми.

В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.

Определение

Дополнение – связанный со сказуемым второстепенный член предложения, который называет предмет или лицо, выступающие объектом действия в конкретной речевой ситуации.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, указывающий на способ, образ или другой признак действия, выраженного сказуемым.

Сравнение

Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.

Переход (через что?) через перевал оказался сложным.

Цветы поставили (во что?) в вазу.

Дополнение указывает на объект действия или средство, при помощи которого оно совершается: вязать крючком; кормить завтраком; гонять голубей; читать книгу .

Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?

(Когда?) Изредка срывался ветер и доносил (откуда?) со стороны моря невнятный шум.

Он жил (как?) просто, заботясь только о хлебе насущном.

Обстоятельство всегда связано со сказуемым, но структурно может быть отделено от него другими членами предложения.

Таким образом, дополнение и обстоятельство выполняют в предложении разные смысловые и синтаксические функции.

Выводы сайт

  1. Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства , при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.
  2. Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.
  3. К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения.

В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.

Что такое дополнение и обстоятельство

Дополнение – связанный со сказуемым второстепенный член предложения, который называет предмет или лицо, выступающие объектом действия в конкретной речевой ситуации.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, указывающий на способ, образ или другой признак действия, выраженного сказуемым.

Сравнение дополнения и обстоятельства

В чем же разница между дополнением и обстоятельством?
Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.
Переход (через что?) через перевал оказался сложным.
Цветы поставили (во что?) в вазу.
Дополнение указывает на объект действия или средство, при помощи которого оно совершается: вязать крючком; кормить завтраком; гонять голубей; читать книгу.
Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?
(Когда?) Изредка срывался ветер и доносил (откуда?) со стороны моря невнятный шум.
Он жил (как?) просто, заботясь только о хлебе насущном.
Обстоятельство всегда связано со сказуемым, но структурно может быть отделено от него другими членами предложения.
Таким образом, дополнение и обстоятельство выполняют в предложении разные смысловые и синтаксические функции.

TheDifference.ru определил, что отличие дополнения от обстоятельства заключается в следующем:

Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства, при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.
Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.
К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения.

Конспект урока – практикума русского языка в 4-ом классе

по учебнику «Русский язык» по системе «Загадки членов предложения /особенности отличий дополнения и обстоятельства/»

МОУ «Гимназия №6» г.. Новочебоксарска

Форма урока: повторительно-обобщающая

Цель урока:

1. Разрушить стереотип, который закладывается у учеников младших классов, после изучения темы «Члены предложения», что определённым частям речи соответствуют определённые члены предложения.

2. Ввести понятие «разумный вопрос», который отличается от вопросов смысловых и вопроса косвенных падежей.

«Разумный вопрос – это тот вопрос, который наиболее полно отражает лексическое значение словосочетания».

1.Показать детям, что нет прямой взаимосвязи между членами предложения и частями речи.

План урока:

I Постановка цели урока.

II Минутка чистописания – первая проблема; какая часть речи может выступать в роли сказуемого.

III Словарная работа – вторая проблема; какая часть речи может выступать в роли подлежащего.

IV Сравнение дополнения и обстоятельства.

А) понятие «разумный вопрос»;

Б) групповая работа;

В) вывод – третья и четвёртая проблема; какая часть речи может выступать в роли дополнения, обстоятельства..

V. Давайте, порассуждаем. Опираясь на лексическое значение слова, определить, какое слово выступает в роли подлежащего.


VI Рефлексия.

VII Выводы. Домашнее задание.

Ход урока

I . Организационный момент. Постановка целей урока

Постановка общей цели урока – Постараться решить одну из загадок предложения на материале русских народных пословиц. Какие части речи могут стать сказуемым, подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. Есть ли прямая связь между частями речи и частями предложения.

Основная задача урока – рассмотреть, как можно отличить дополнение от обстоятельства.

1. Перед вами кроссворд. Он введёт ключевые, главные понятия нашего урока.

На какие группы можно разделить все слова кроссворда?

Части речи

Члены предложения.

Заполним таблицу связи частей речи и членов предложения, и к концу урока проследим, есть ли изменения в таблице.

Когда я говорю «подлежащее», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «сказуемое», то о какой части речи вы думаете?

Когда я говорю « дополнение», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «определение», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «обстоятельство», то о какой части речи вы думаете?

Чаще всего после ответа на вопросы заполняется таблица именно так.

Имя существительное

Имя прилагательное

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Это наша таблица – стереотипов. Посмотрим, какие изменения произойдут с ней во время урока.

II Минутка чистописания.

Обратите внимание, какая буква появилась в кроссворде в пересечении слов, обозначающих члены предложения? Вот на минутке чистописания мы и запишем слоги и слияния букв с буквой е.

ые не де ле

Написание этих слогов и слияний закрепим, написав пословицу .

«Работа да руки – надёжные в людях поруки.»

В каких орфограммах встретилась буква е?

Объясните значение данной пословицы? (Если требуется, то необходимо объяснить значение всех слов)

Найдите основу этого предложения.

О чём говориться в предложении?

О работе да руках

Что говориться о подлежащем?

Работа и руки – это поруки

Вывод . В роли сказуемого выступает существительное.

III Словарная работа

Перед вами на доске словарные слова, такие же слова у вас на листочках. Вставьте пропущенные буквы

Б…седовать, г..реть, езд..ть, ж..лать, ж..лтеть, невол..ть, нег..довать, ненавид..ть, св..ркать, се..ть, ф..нтазировать, шествов..ть, п..чалить, ф..нишировать, к..мандовать, в..лшебник, сн..гирь.

Ученики, вставив буквы, проводят взаимопроверку с соседом по парте. Составьте предложения с данными словами.

Показать пример употребления в пословице словарного слова.

«Людей ненавидеть – душу печалить». Сделаем синтаксический разбор предложения./Выделим основу, второстепенные члены, дадим его характеристику./

Вывод . В роли подлежащего выступает глагол неопределённой формы.

/ВЕРНУТЬСЯ И ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ/

IV Сравнение дополнения и обстоятельства

А.1. Вспомнить классификацию членов предложения. Дать с детьми полные и точные определения членам предложения.

Члены предложения


Главные члены предложения

/ грамматическая основа предложения/

Второстепенные члены предложения

Подлежащее

Определение

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство

2. В чём сложность различия дополнения и обстоятельства.

/учащиеся должны отметить, что чаще всего к одному и тому же слову можно поставить два вопроса, смысловой и косвенный, не отличаются по частям речи/

Задание 1.

Выпишите словосочетания с выделенными словами и поставьте правильный вопрос.

Выберите нужный вопрос./ Работу комментируют учащиеся./

Материнская молитва со дна моря (откуда? с чего?) вынимает.

Вынимает (откуда?))со дна, («со дна » выступает в роли обстоятельства места)

Правда не стоит (где? на чём?) на миру , а по миру ходит.

Не стоит (где?) на миру, («на миру» выступает в качестве обстоятельства места)

Своя земля и в горстке (в чём? где?) мила.

Мила (в чём?) в горстке, (« в горстке» выступает в качестве дополнения)

Не всякий, кто читает, (в чём? где?) в чтении силу знает.

Силу знает (в чём?) в чтении, («в чём» выступает в качестве дополнения)

(в чём? где?) В бедах человек умудряется.

Умудряется (где?) в бедах.(«в бедах» выступает в качестве обстоятельства)

При разборе данных словосочетаний очень важно разобрать лексическое значение пословиц, уточнить значение данных слов, показать их обобщающий характер.

Вывод . Для правильной постановки вопроса надо знать

лексическое значение словосочетания в конкретной пословице, т. е. надо выбирать разумный вопрос.

3.Анализируем схему «разумный вопрос».

Разумный вопрос

Вопрос косвенных падежей

Смысловой вопрос

дополнение

обстоятельство

Б. Групповое задание

Отец поехал

Почему?

Куда?

С какой целью?

Зачем?

Что делать?

Он посоветовал

Что?

Что делать?

Задание в группах. Вам даны предложения, попробуйте поставить разумный вопрос к слову «учиться».(Можно посоветовать приём, применяемый в старших классах. Закройте слово «учиться» и тогда вопрос ставить легче)

Он посоветовал (что?) учиться (дополнение).

Отец поехал (с какой целью?) учиться (обстоятельство цели).

Вывод. В роли дополнения и обстоятельства может выступать глагол.

/ВЕРНУТЬСЯ И ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ/

Имя существительное

Имя прилагательное

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

В. Самостоятельная работа.

Задание 2.При работе с этим заданием очень важно выяснить значение пословиц.

Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Жить – родине служить. (слово «жить» является подлежащим)

Молоденький умок – вешний ледок . (слово «ледок» является сказуемым)

Наукою люди кормятся. (слово «наукою» является обстоятельством)

Детей наказывай стыдом , а не грозою и бичом. (слово «стыдом» является дополнением)

Поехали гостевать , а приехали горевать. (слово «гостевать» является обстоятельством)

Вывод.

Очень важно ставить разумный вопрос, который позволяет правильно определять член предложения.

V Давайте, порассуждаем .

На доске записаны слова

Давайте подумаем, какую русскую народную пословицу мог из этих слов составить народ. Что бы он поставил на первое место «хотение» или «умение». Какое из этих слов является подлежащим.

Обращаясь к словарям – первоисточникам мы видим

первоначальную форму записи пословицы «Умение рождает хотение».

(В современной трактовке дети чаще всего эту пословицу читают «Хотение рождает умение», аналогичную работу можно провести по пословице «Честь ум рождает».)

VI Рефлексия.

А теперь давайте оценим свою работу на уроке, заполнив листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Успешность

Словарная работа

Задание № 1.

Групповая работа

Задание №2

Самооценка

VII Вывод. Домашнее задание.

· Чтобы правильно отличать дополнение от обстоятельства, надо уметь ставить разумный вопрос, который передаёт лексическое значение словосочетания.

· Член предложения не связаны напрямую с частями речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

· Таблица, заполняемая нами в ходе урока, показывает, что глагол может выступать в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства.

2.Домашнее задание.

Попробуйте составить предложение, в котором слово «учиться » выступило бы в роли определения.