Гунька кричит незнайка врун. Приключения незнайки и его друзей. О книге «Приключения Незнайки и его друзей» Николай Носов

ЗЕМЛЯНИЧНЫЙ ОБМАН

В стране коротышек, где жили Незнайка и его друзья, очень любили землянику. Ведь все малыши и малышки обожают разные ягоды. А спелая земляника – очень сладкая, сочная и замечательно пахнет лесом.

Так вот, земляника созревала в середине лета. И тогда все отправлялись её собирать на лесных полянках.

Особенно нравилось ходить за земляникой Сиропчику. Потом он варил земляничный сироп и разливал его в баночки. Таких банок он заготавливал на зиму несколько сотен.

Обычно ягоды собирали в большую корзину. Потом Винтик и Шпунтик на газированном автомобиле везли корзину в Цветочный город. Но лес и Цветочный город были на разных берегах Огурцовой реки. Поэтому когда-то корзину подъёмным краном переставляли на плот и переправляли через ручей. Но однажды Винтик и Шпунтик придумали, как сделать из простого автомобиля амфибию, то есть плавающую машину.

Они поступили очень просто. Взяли и поставили на автомобиль огромные надувные колёса, которые держат машину на плаву даже с тяжёлым грузом. Ну, как четыре больших спасательных круга. Такой вездеход прямо из леса въезжал в воду и плыл к Цветочному городу, где Пончик варил варенье, а Сиропчик готовил сироп.

Вместе со всеми собирал землянику и Незнайка. Только он никогда не приносил много ягод в общую корзину.

Дело в том, что он всё съедал. Всё, что найдёт, то и съест. Но признаться в своей слабости он не мог. Стыдно было: все коротышки – в корзину, а он – себе в брюшко.

И чтобы оправдаться, он всегда придумывал какие-нибудь небылицы.

Например, спросят его:

– Незнайка, что так мало земляники принёс? А он, не моргнув глазом, возьмёт да соврёт:

– Вы не поверите, братцы. Я нашёл сегодня полянку, где этой земляники видимо-невидимо!

– Так почему ничего не принёс? – возмущается Ворчун.

– Не смог.

– Как не смог?!

– Не смог, говорю. Не смог унести. Земляника, видишь ли, на той поляне огромная, ну, каждая ягода – со сливу! Нет, с яблоко! Ягода с яблоко величиной, понимаешь? Под каждым кустиком лежит этакая здоровенная земляничина. Я одну еле оторвал и покатил. Катил её через весь лес!

– Ну и где она? – спросил ошарашенный Небоська.

В другой раз Незнайка принёс всего две-три ягоды за весь день. Винтик это приметил и строго сказал:

– Мало ты сегодня земляники набрал.

– Что-то не повезло, Винтик. Я три поляны обошёл: везде пусто.

– Да ладно врать! – не поверил ему Винтик.

– Не вру я. Пусто. Кто-то съел всю землянику.

Почему же именно съел, а не собрал? – допытывался Винтик.

Незнайка с опаской посмотрел по сторонам и прошептал:

– Я точно знаю, что не собрал, а съел. Я потом сам видел. Ты только пока никому не говори: Гунька всё съел.

На следующий день такую же небылицу Незнайка рассказал Авоське про Тюбика. Потом Кнопочке про Растеряйку и Гусле про Пилюлькина. Скоро он так заврался, что стал забывать, кому и про кого наврал.

Как-то раз к Незнайке подошёл Гунька и сказал:

– Слушай, все говорят, что я съедаю землянику, которую нахожу. Я всех спрашиваю, откуда они это взяли. А они отвечают, что все об этом говорят. Может, ты знаешь, кто эту ерунду выдумал?

Незнайке стало ужасно стыдно, но он боялся признаться, и ему пришлось врать дальше:

– Да ты, Гунька, не огорчайся. Наверняка это какой-то врун придумал. Сам всё съедает, а на других наговаривает. Он ведь не только про тебя такое выдумал! И про Авоську, и про Кнопочку, и даже про доктора Пилюлькина!

Через неделю возмущались все. Ведь о каждом пошёл слух, будто именно он съедает всю землянику, которую находит. Коротышки злились и грозились надрать уши неизвестному обманщику.

И хотя в тот раз так никто ничего и не понял и ложь сошла Незнайке с рук, однажды он всё-таки попался…

Как всегда, Незнайка съел почти всю землянику. Потом лёг отдохнуть.

Обычно он ещё накрывался шляпой, чтоб не мешал яркий свет. Но шляпа была полна земляники, которую он доедал в полудрёме. Скоро он крепко заснул.

Тем временем все собрались на опушке. Вдруг Фуксия заметила:

– Незнайки-то нету. Заработался: ягоды собирает.

Его подождали, подождали и забеспокоились. Больше других волновалась Кнопочка:

– Надо его искать, вдруг с ним беда какая?

В Цветочном городе не принято бросать друзей в беде. И коротышки отправились обратно в лес на поиски.

Вскоре раздался возглас Растеряйки:

Все прибежали на крик и увидели странную картину. Незнайка, весь перемазанный земляникой, сложив ручки на пухлом животике, крепко спал.

Доктор Пилюлькин, Кнопочка, Авоська, Фуксия и другие коротышки обступили обманщика. А он как ни в чём не бывало продолжал крепко спать. Ему снилось, будто он объедается спелой земляникой, которой кругом так много, что не съесть даже десяти малышам.

Растеряйка стал тормошить его за плечо. Но Незнайка только отмахнулся от него и пробубнил во сне:

– Не уговаривайте меня. Ни одной ягодки больше не съем. Сыт по горло вашей земляникой.

Тут-то все поняли: вот он, бессовестный врун. А Пилюлькин, не скрывая злорадства, сказал:

– Бедненький, землянички объелся. Сыт по горло, значит. Даже чувствуешь себя плохо. Ну, ничего! Сейчас касторочкой полечим от обжорства и вранья. Просыпайся!

Действующие лица.

НЕЗНАЙКА

ЗНАЙКА.

ГУНЬКА.

ПОНЧИК.

ВИНТИК.

ШПУНТИК.

ПИЛЮЛЬКИН .

МУШКА.

КНОПОЧКА.

РОМАШКА.

СИНЕГЛАЗКА.

СНЕЖИНКА.

БЕЛОЧКА

МЕДУНИЦА .

ГАЕЧКА.

КАРТИНА ПЕРВАЯ.

Звучит музыка

На сцену вбегают Кнопочка с Мушкой и Ромашкой. Пробегают в противоположную кулису. Вслед за ними выбегает Незнайка. Бежит за ними. Они еще несколько раз проносятся через сцену.

КНОПОЧКА: Сюда скорей сюда спрячемся от него девочки в беседке.

МУШКА: Ненадо в беседке там он нас сразу найдет.

РОМАШКА: Спрячемся за ромашками.

Девочки прячутся. Появляется Незнайка.

НЕЗНАЙКА. Где они? А? Убежали от меня? (Озирается по сторонам.) Наверно, спрятались! Знаю! (Смеется.) В беседке спрятались! Ха-ха! Ну, сейчас я вас! Сейчас вы у меня поплачете! (Подкрадывается к беседке и, выждав некоторое время, заглядывает в нее.) Никого нет! Ишь ты! (Снова заглядывает в беседку.) Удрали. Обманули меня! (Подбегает к калитке и выглядывает на улицу.) Ну, ничего, в другой раз не удерете. Не хочется бегать, а то я в два счета догнал бы! Очень мне надо из-за девчонок трудить свои ноги! Пойду лучше посижу дома.

Подходит к веранде и скрывается за дверью. Внезапно дверь отворяется. Незнайка высовывается и оглядывается во все стороны. Не заметив ничего подозрительного, закрывает за собой дверь.

КНОПОЧКА. Уф! Ушел наконец.

МУШКА. Ушел, кажется.

РОМАШКА: Точно ушёл.

Обе выходят из засады.

КНОПОЧКА. Вот ужас-то!

МУШКА. Прямо житья никакого нет от этого Незнайки!

РОМАШКА. Всех-то он трогает! Всех обижает!

КНОПОЧКА. Я даже по улице теперь боюсь ходить. Думаю, что будет, если Незнайку встречу! Один раз я от него бежала, бежала…

МУШКА. Я тоже раз от него бежала, а он меня за косу. Знаешь как больно! Я с тех пор даже косы обстригла.

Появляется Гунька. Пугает их.

МУШКА и РОМАШКА. Ах!

КНОПОЧКА. Ай-ай!

Девочки бросаются в сторону.

МУШКА. Ах, это Гунька!

ГУНЬКА. Чего испугались-то?

РОМАШКА. Мы думали, что это Незнайка.

ГУНЬКА. А чего вы Незнайки боитесь?

КНОПОЧКА. Будто не знаешь! Он всегда девочек обижает.

РОМАШКА. Как увидит, обязательно толкнет или ударит.

КНОПОЧКА. Или еще того хуже – за косу дернет.

МУШКА. Никому от него проходу нет!

КНОПОЧКА. Его даже многие мальчишки бояться.

ГУНЬКА. А вы не бойтесь. Я скажу, чтоб он вас не трогал.

МУШКА. Да разве он тебя послушается? Он и тебя побьет.



ГУНЬКА. Что ты! Мы с ним дружим! А если что – я поговорю с ним, что бы он вас не трогал – он сразу успокоится.

РОМАШКА. И ты не боишься?

ГУНЬКА. Ерунда. Хотите, я буду дружить с вами, а если он вас тронет, то будет иметь дело со мной.

МУШКА. Слушай, Гунька, ты на самом деле хочешь дружить с нами?

ГУНЬКА. Честное слово! Вот провались я на месте! Лопни глаза, если вру!

РОМАШКА. Ну, хорошо, хорошо. Мы верим, только не надо говорить «провались я на месте» и «лопни глаза» – это не очень красивые выражения.

КНОПОЧКА. А ты будешь дружить с нами, как и с Незнайкой?

ГУНЬКА. В точности.

МУШКА. Каждый день будешь с нами с сориться?

ГУНЬКА. Нет, каждый день буду с вами играть.

РОМАШКА. А во что?

ГУНЬКА. Хотите в жмурки?

КНОПОЧКА. Ой! Хотим, хотим! (Скачет от радости.)

МУШКА. Конечно, хотим! (Хлопает в ладоши.) Чур, не я вожу!

РОМАШКА. И не я!

МУШКА. (хлопая в ладоши) Гунька водит!

Звучит музыка.

Гуньке завязывают глаза платочком, он бросается ловить девочек.

Убегают за кулисы.

НЕЗНАЙКА. (выходит, декламирует.)

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

До них нам дела нет.

Девчонку встретил – быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.

(Появляется Гунька с завязанными глазами, ловит Незнайку.)

ГУНЬКА. Ага, поймал, поймал!

НЕЗНАЙКА. Ты чего меня хватаешь?

ГУНЬКА. Незнайка, это ты? Да я не тебя хватаю – мы с девчонками в пятнашки играем.

НЕЗНАЙКА. С какими еще девчонками?

ГУНЬКА. А вот с этими. (Показывает рукой в сторону девочек.) Эту девочку зовут Мушка, эту – Кнопочка, а эту Ромашка.

НЕЗНАЙКА. (увидев девочек, делает шаг в их сторону) Ах, вот как! (Поворачиваясь к Гуньке.) Ты ведь со мной дружишь?

ГУНЬКА. Ну и что ж? Я и с тобой дружу, и с ними тоже. Одно другому не мешает.

НЕЗНАЙКА . А по-моему, мешает. Кто дружит с девчонками, тот сам девчонка. Поссорься с ними сейчас же!



ГУНЬКА. Зачем я буду ссориться?

НЕЗНАЙКА. А я говорю, поссорься, или я с тобой поссорюсь.

ГУНЬКА. Ну и ссорься. Подумаешь!

НЕЗНАЙКА. Вот и поссорюсь, а твоим Мушке, Копочке и Ромашке как наподдам!

Все рассаживаются.

НЕЗНАЙКА. Давай валяй, сели.

ЗНАЙКА. (откашлявшись и протянув вперед руку) Э-э-э!.. Внимание! Сейчас вы услышите доклад о моем недавнем изобретении воздушного шара, который может летать по воздуху и на котором мы с вами можем, отправиться в воздушное путешествие… Гм! Гм! Так, значит, слушайте… Воздух вверху (показывает на плакате пространство над шаром) значительно холодней, чем внизу. (Показывает на плакате пространство под шаром.) Думали ли вы когда-нибудь, отчего это происходит?

НЕЗНАЙКА . (пренебрежительно махнув рукой) Не думали мы ни о чем!

ЗНАЙКА. Да! Вы об этом не думали, но я объясню вам причину этого загадочного явления. Солнце… (Показывает на плакате изображенное вверху плаката солнце) очень слабо нагревает своими лучами воздух (показывает указкой пространство на плакате вокруг воздушного шара), потому что воздух очень прозрачное вещество. Гораздо сильнее солнечные лучи нагревают землю, потому что земля очень плотная и … что? Не-про-зра…

ПИЛЮЛЬКИН. (подскакивая на месте и поднимая руку) …чная.

ЗНАЙКА . (указывая рукой в сторону Пилюлькина) Пилюлькин верно сказал.

Воздух нагревается от земли, как от горячей печки. (показывает указкой на плакате землю, изображенную внизу), поднимается к верху, потому что нагретый воздух… что? Легче хо-лод-но…

ТОРОПЫЖКА. (вскакивая) …го-го-го!

ЗНАЙКА. Верно, Торопыжка сказал. И вот я придумал, что если мы сделаем из резины шар и наполним его теплым воздухом, то теплый воздух, поднимаясь кверху, потащит шар вверх, и мы… что? Мы полетим…

НЕЗНАЙКА . Вниз головой.

ЗНАЙКА. Нет, не вниз головой, а вверх головой. (Показывает указкой корзину на плакате.) Для наполнения шара теплым воздухом ниши механики Винтик и Шпунтик сконструировали специальный прибор. Я даю им слово.

Девочки визжат.

ШПУНТИК. Не крыса, а крышка. Вот она, крышка! (Показывает на крышку) В этой крышке имеется от-вер-сти…

ГУНЬКА . …е!

ВИНТИК. Верно! Отверстие. Сбоку имеется что? Насос. Если котел нагревать и накачивать в него воздух, то шар будет наполняться горячим воздухом. На этом разрешите закончить.

ЗНАЙКА . У кого есть вопросы?

НЕЗНАЙКА. У меня.

ЗНАЙКА. О чем ты хочешь спросить?

НЕЗНАЙКА. (вставая ) Я хочу спросить, братцы, может, вы хотите послушать стихи?

ЗНАЙКА. Какие еще стихи?

НЕЗНАЙКА. Ну, стихи. Я сочинил.

ПИЛЮЛЬКИН. Потеха, братцы, Незнайка стихи сочинил! Ха-ха-ха! Опять какую-нибудь чепуху.

НЕЗНАЙКА. И совсем не чепуху. Стихи хорошие.

ЗНАЙКА. Ну, давай читай.

Пусть читает.

НЕЗНАЙКА. Братцы! Послушайте, какие я про вас стихи сочинил. Вот, сначала стихи про Знайку!

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

ЗНАЙКА . Одну минуточку, Незнайка, позвольте, когда это я прыгал через овечку? Нет у меня такой странной привычки!

НЕЗНАЙКА. Ну, это только для рифмы… Вот послушайте про Торопыжку.

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.

ТОРОПЫЖКА . Братцы! Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.

НЕЗНАЙКА. Да не кричи! Это я для рифмы сказал… Вот я еще про Пилюлькина сочинил.

ПИЛЮЛЬКИН. Братцы! Надо прекратить это, неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут про всех врет? Довольно! Это не стихи, а какие-то дразнилки! Тут спрашивается, у кого вопросы, а он стихи читает!

НЕЗНАЙКА. Знайка спросил, у кого вопрос, вот я и спросил, кто хочет стихи послушать, а если никто не хочет, то и не надо.

ЗНАЙКА. Замолчи, Незнайка! У кого есть вопросы?

ПИЛЮЛЬКИН. А кто может полететь на шаре?

ЗНАЙКА . Все можем полететь.

Ура! Полетим на шаре!

Молодец, Знайка! Здорово придумал!

ЗНАЙКА. (стучит указкой) Ещё есть вопросы?

ГУНЬКА. А где мы возьмем резину для шара?

ЗНАЙКА. В нашей местности растет много фикусов. Это каучуконосное растение. Если на стебле фикуса сделать надрез, то из него будет вытекать сок, из которого можно будет сделать резину.

НЕЗНАЙКА. (разочарованно) Э, значит, ещё надо сок собирать.

ЗНАЙКА. Ну и что ж? Это не трудно. Сейчас возьмем каждый по кружке и отправимся за резиновым соком. Кто соберет больше всех, тот будет самым умный, после меня.

НЕЗНАЙКА. А кто меньше всех?

ЗНАЙКА . Ну, тот, значит, самый глупый. Стройся! За резиной, шагом марш.

Звучит музыка

Все разбегаются. На сцену выбегают Знайка и Пилюлькин с полными кружками. Убегают. Выходит Незнайка с пустой кружкой. Смотрит на нее, взвешивает. Уходит. Вбегают Гунька и Пончик с полными кружками. Одобрительно кивают головами. Убегают. Выходит Незнайка с кувшином. Смотрит на него, уходит. Пробегают Знайка с Пилюлькиным с полными Кружками. Выходит Незнайка с ведром. Некоторое время смотрит на него.

Вбегает Медуница.

МЕДУНИЦА: Девочки,посмотрите в васильках! А я пока займусь теми, кого мы нашли.

Уходит. Девочки ищут.

БЕЛОЧКА. (кричит) Здесь еще один! Помоги мне!

Незнайка застонал.

СИНЕГЛАЗКА. Ну вас! Я сама скорей сбегаю. (Уходит.)

Незнайка застонал.

СИНЕГЛАЗКА. Подержи-ка голову, я дам понюхать ему нашатырного спирта.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ.

Звучит музыка

Выходит Медуница и нянечка.

МЕДУНИЦА. Слушайте, нянечка, мне сейчас надо делать обход больных. Приготовьте тетрадочку и карандаш.

НЯНЕЧКА. Слушаюсь.

МЕДУНИЦА. Если больные будут шуметь или баловаться, я сейчас же запишу их.

НЯНЕЧКА. Правильно.

МЕДУНИЦА. И, пожалуйста, вообще, с этими больными будьте по строже, делайте вид, что все время чем-то недовольны, а то они могут вообразить, что нам очень интересно их лечить.

НЯНЕЧКА. Понимаю.

МЕДУНИЦА. Вы подумайте только: этот субъект Пилюлькин вообразил, что он доктор, и пытается меня учить, как надо лечить!

НЯНЕЧКА. Просто ужас какой-то.

МЕДУНИЦА. Он сказал, что у нас тут больных не вылечивают, а, наоборот, здоровых могут сделать больными.

НЯНЕЧКА. Какая необразованность!

МЕДУНИЦА. Говорит, что у нас живой может сделаться мертвым. Еще чего выдумает! Доктор, милочка, лучше знает живой он или мертвый. Так вы ему и скажите.

НЯНЕЧКА. Хорошо.

МЕДУНИЦА. Тетрадь, карандаш. (нянечка дает ей тетрадь и карандаш.) А вы, милочка, отправляйтесь, и перестирайте всю грязную одежду мальчишек. И помните обо всем, что я вам сказала.

НЯНЕЧКА. Хорошо.

Незнайка уходит.

СНЕЖИНКА. Какой смелый! Я бы ни за что не пошла. Медуница такая строгая!

СИНЕГЛАЗКА. Ай, кажется кто-то идет!

Девочки убегают.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ.

На сцене появляется мальчики во главе с Пилюлькиным. Одежды на них нет, но они проделали посреди одеяла дырку, просунули в нее голову и задрапировались в одеяло, как в плащ. Они сбежал из палаты. Шёпотом читают.

Никогда не разрешайте

Ставить градусник себе,

И таблеток не глотайте,

И не ешьте порошков.

Пусть болят живот и зубы,

Горло, уши, голова,

Все равно лекарств не пейте,

И не слушайте врача.

Перестанет биться сердце,

Но зато наверняка

Не прилепят вам горчичник

И не сделают укол.

Если ты попал в больницу

И не хочешь там валяться,

Жди, когда к тебе в палату

Самый главный врач придет.

Укуси его – и сразу

Кончится твое леченье,

В тот же вечер из больницы

Заберут тебя домой.

КАРТИНА ПЯТАЯ.

На сцене появляется Незнайка, навстречу ему бегут Синеглазка и Снежинка .

СИНЕГЛАЗКА. Ну, видели вы их?

НЕЗНАЙКА. Видел.

СНЕЖИНКА. Как себя чувствуют больные?

НЕЗНАЙКА. (махнув рукой) Какие они больной! У одного Пилюлькина на лбу только царапина.

СНЕЖИНКА. Значит, их скоро выпишут?

НЕЗНАЙКА. Не похоже, чтоб их скоро выписали.

Входят мальчики в одеялах.

МЕДУНИЦА . Мы вас выписываем, для того, чтобы вы помогли нам сделать танцевальную площадку…

СНЕЖИНКА. У нас будет бал, понимаете…

МЕДУНИЦА. (перебивая ее) Постарайтесь вести себя хорошо. Если будете вести себя плохо, если будете баловаться, мы вас снова поместим …

НЕЗНАЙКА. В больницу.

МЕДУНИЦА. Понятно это вам?

МАЛБЧИКИ. Понятно.

МЕДУНИЦА. В таком случае, до свидания, и помните, о чем я вам сказала. (Незнайке) Благодарю вас, коллега.

МАЛЬЧИКИ. (обнимая Незнайку)

Спасибо, друг, выручил!

Вовек тебя не забуду!

ПИЛЮЛЬКИН. Всем будем говорить, что ты шар выдумал.

НЕЗНАЙКА. Тише, дурак!

ПИЛЮЛЬКИН. (Незнайке.) Понял.

СИНЕГЛАЗКА . Мы приглашаем вас, всех на бал. Придете?

ПИЛЮЛЬКИН. Обязательно!

НЕЗНАЙКА. Всенепременно!

СНЕЖИНКА. Но сначала вы поможете нам сделать танцевальную площадку.

НЕЗНАЙКА. Ну ладно, ладно. Идите скорее отсюда, а то, как бы Медуница не передумала.

КАРТИНА ШЕСТАЯ.

Пилюлькин сел на мешок.

НЕЗНАЙКА. Ты чего сел?

Появляется Незнайка.

НЕЗНАЙКА. А, вот вы где! Вы что здесь бездельничаете?

ПИЛЮЛЬКИН. Мы не бездельничаем.

НЕЗНАЙКА. Вот что: сейчас ты полезешь на беседку и будешь цветы на крыше развешивать. Это я сам придумал.

ПИЛЮЛЬКИН. Ну, если ты сам придумал, так, может быть, ты и полезешь?

НЕЗНАЙКА. Ты еще рассуждать? Кто у нас главный, ты или я?

ПИЛЮЛЬКИН. Ну ладно, ладно, ты главный.

НЕЗНАЙКА. Раз я главный, значит, вы меня должны слушаться.

СНЕЖИНКА. Не ругайтесь. Вы все в сборе, и сегодня можно уже будет устроить бал.

ПИЛЮЛЬКИН. Как – бал? Нам надо сначала отыскать Знайку.

БЕЛОЧКА. Кто это Знайка?

НЕЗНАЙКА. Да есть у нас один такой глупенький.

МАЛЬЧИКИ (удивленно). Что? Знайка глупенький?

НЕЗНАЙКА. Конечно, глупенький. Да еще и трусишка вдобавок.

ГУСЛЯ. И вовсе он не трусишка.

НЕЗНАЙКА. А ты молчи, когда не спрашивают! Кто у нас главный, ты или я? Может быть назад в больницу хочешь?

ГУСЛЯ. Ну, молчу, молчу. Только, по-моему, Знайку разыскать все-таки надо.

СНЕЖИНКА. Правильно. Сегодня мы можем устроить по случаю выздоровления бал, а после этого можете отправляться на поиски своего глупенького Знайки. Когда найдете, можно будет устроить еще один бал с танцами и музыкой.

НЕЗНАЙКА. Вот это правильно! А сейчас отправляйтесь за досками для танцплощадки. (Девочкам). А где цветы?

СИНЕГЛАЗКА (Снежинке). Где цветы?

СНЕЖИНКА (Синеглазке). Где цветы?

НЕЗНАЙКА. Где цветы, я вас спрашиваю!

СИНЕГЛАЗКА. Они потерялись.

СНЕЖИНКА. Они куда-то девались.

НЕЗНАЙКА. Ну, так марш за цветами, живо!

ГУСЛЯ (девочкам). Я схожу за цветочками. (Собирается уходить.)

НЕЗНАЙКА. Ты куда?

ПИЛЮЛЬКИН. За цветочками.

НЕЗНАЙКА. Я тебе покажу «за цветочками»! Марш сейчас же за досками! Так и норовят, чтоб ничего не делать! (Гусля уходит.)

СНЕЖИНКА. Сейчас, мы найдем цветочки.

СИНЕГЛАЗКА . Вы только не волнуйтесь. (Убегают).

НЕЗНАЙКА. Так и норовят, чтоб ничего не делать! (Уходит).

Все хлопают в ладоши.

САМОЦВЕТИК. Замечательные стихи, правда?

НЕЗНАЙКА. А хотите, я вам свои стихи почитаю?

САМОЦВЕТИК . Неужели вы тоже пишете стихи?

НЕЗНАЙКА. А как же! Я очень способный к этому делу.

САМОЦВЕТИК . Ну, почитайте.

ПИЛЮЛЬКИН (хлопая в ладоши). Просим! Просим!

Все хлопают в ладоши и кричат: «Просим!»

НЕЗНАЙКА. Ну, слушайте. Так!

У подножия ромашки

Я лежал, задрав тормашки.

(Само цветику.) Очень хорошие стихи, правда?

САМОЦВЕТИК (уклончиво). Ничего себе. Хотите, я про вас сочиню стихи?

НЕЗНАЙКА. Ну-ка, валяйте.

САМОЦВЕТИК. Внимание! Слушайте стихи про Незнайку!

Незнайка по небу летать захотел.

Придумал он шарик воздушный.

На шарике этом он вверх полетел.

Он мальчик хороший, послушный.

ВСЕ: Браво! Ура! (Все хлопают в ладоши.)

Вокруг все кричат: «Браво! Ура!» Подбрасывают вверх шляпы, цветы, крутят Незнайку. Вдали появляется Зайка.

ПИЛЮЛЬКИН. Батюшки! Да ведь это наш Зайка! Братцы! Зайка приехал!

Танцующие отпускают Незнайку. Он падает на землю. Все подбегают к Знайке, окружают его со всех сторон. Незнайка, раскорячившись, лежит на земле и с недоумением смотрит в сторону Знайки .

ПИЛЮЛЬКИН (обнимая Знайку). Знайка, наконец-то мы тебя нашли!

ЗНАЙКА. Как это вы меня нашли? По-моему, это я вас нашел.

ПИЛЮЛЬКИН. Да, да, правильно, ты нас нашел. Но мы думали, что ты нас совсем покинул.

ЗНАЙКА (удивленно). Я вас покинул? По-моему, это вы меня покинули.

ПИЛЮЛЬКИН. Ты ведь спрыгнул с парашютом, а мы остались.

ЗНАЙКА . А зачем вы остались? Я ведь дал команду всем прыгать. Вот и надо было всем

прыгать за мной, потому что шар все равно уже не мог летать. А вы, наверное, струсили, побоялись.

Все толпятся вокруг Знайки.

СИНЕГЛАЗКА (Знайке). Скажите, пожалуйста, а это, правда, что когда летишь на воздушном шаре, то земля внизу кажется величиной с пирожок?

ЗНАЙКА. Нет, это неправда. Земля очень большая, и сколько не поднимайся на воздушном шаре, она, кажется еще больше, так как сверху открывается более широкий вид.

Слышится музыка.

СНЕЖИНКА (кричит). Бал, девочки, бал! Продолжаются танцы!

Снежинка хватает Знайку за руку и увлекает на танцевальный круг. За ними спешат остальные. Все танцуют. На месте остается только Синеглазка. Появляется Пилюлькин. Он запыхался от быстрого бега и от усталости садится на землю.

ГУНЬКА. Ох! (Обмахивается платочком.)

СИНЕГЛАЗКА. Что с вами?

ГУНЬКА. За Незнайкой гонялся.

СИНЕГЛАЗКА. Это для чего же еще?

ГУНЬКА. Дразнил.

СИНЕГЛАЗКА. Зачем?

ГУНЬКА. А чтоб не врал.

СИНЕГЛАЗКА. А где он?

ГУНЬКА. Сидит и плачет в кустах. Там.

СИНЕГЛАЗКА. Ну, идите теперь танцевать.

ГУНЬКА. Сейчас. Я вот тут только Незнайку изображу.

Гунька развешивает на стене дома плакат: «Незнайка – врун», и убегает к танцующим. Синеглазка с задумчивым видом уходит. Появляется Незнайка, и украдкой выглядывают из-за дерева. Синеглазка и наблюдает за ним. Незнайка замечает на стене Надпись.

НЕЗНАЙКА (тыкая пальцем в каждую букву). Не-знай-ка – врун!… Ну вот, уже про меня начинают писать всякие надписи на стенах! Какой я несчастный! Все теперь смеются надо мной! Все меня презирают!.. И никто, никто на свете не любит меня!

Снова раздается музыка.

БЕЛОЧКА. Ну, а теперь пойдемте все танцевать.

Музыка прекращается.

ЗНАЙКА. Ко мне, братцы! Давайте споем нашу любимую песенку.

Как на эстраде.

НЕЗНАЙКА (Синеглазке). Сейчас будут нашу петь.

СИНЕГЛАЗКА. Пойдемте. Вы будете петь, а я тоже послушаю.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ.

Действующие лица.

НЕЗНАЙКА

ЗНАЙКА.

ГУНЬКА.

ПОНЧИК.

ВИНТИК.

ШПУНТИК.

ПИЛЮЛЬКИН .

МУШКА.

КНОПОЧКА.

РОМАШКА.

СИНЕГЛАЗКА.

СНЕЖИНКА.

БЕЛОЧКА

МЕДУНИЦА .

ГАЕЧКА.

КАРТИНА ПЕРВАЯ.

Звучит музыка

А скажите, пожалуйста, это правда, что облака очень твёрдые и вам во время полёта приходилось рубить их топором? - спросила Синеглазка.

Тоже неправда, - ответил Знайка. - Облака мягкие, как воздух, потому что они сделаны из тумана, их вовсе не к чему рубить топором.

Малышки стали спрашивать Знайку, правда ли, что воздушные шары надуваются паром, правда ли, что воздушный шар может летать вверх ногами, правда ли, что, когда они летели, был мороз в тысячу градусов и одна десятая. Знайка ответил, что все это неправда, и спросил:

Кто это вам наговорил таких глупостей?

Это Незнайка, - ответила Заинька и засмеялась.

Все повернулись к Незнайке и громко захохотали. Незнайка покраснел от стыда и готов был провалиться сквозь землю. Он бросился бежать и спрятался в зарослях одуванчиков.

«Буду сидеть в одуванчиках, а потом они забудут про эту историю - и я вылезу», - решил Незнайка.

Знайке очень хотелось осмотреть Зелёный город. Синеглазка, Снежинка и другие малышки пошли с ним, чтоб показать ему все достопримечательности. Знайка внимательно осмотрел мост через реку, потом стал осматривать тростниковый водопровод. Его очень заинтересовало устройство водопровода и фонтанов. Малышки подробно рассказали ему, как устроен водопровод и как нужно делать фонтаны, чтобы вода била вверх, а не вниз. Знайке понравилось, что у малышек всюду был образцовый порядок и абсолютная чистота. Он похвалил их за то, что они даже тротуары на улице застилали половиками. Малышки обрадовались и стали приглашать Знайку в дома, чтобы он посмотрел внутреннее устройство. Внутри было так же хорошо и чисто, как и снаружи. В одном из домов Знайка увидел шкаф с книгами и сказал, что когда вернётся домой, то и себе сделает книжный шкаф.

Разве у вас нет книжного шкафа? - спросили малышки.

Нет, - признался Знайка.

Где же у вас книги хранятся?

Знайка только рукой махнул. Ему стыдно было признаться, что у него книги лежали просто на столе, а то и под столом и даже под кроватью.

Знайку, конечно, заинтересовали и арбузы. Малышки рассказали ему про Соломку, и Знайке захотелось познакомиться с ней. Малышки разыскали Соломку и познакомили со Знайкой. Знайка стал расспрашивать её обо всём, что его интересовало. Соломка рассказала ему о своей работе по выращиванию разных фруктов и овощей. Знайка слушал очень внимательно и даже записывал кое-что в свою записную книжечку.

Вот это умный малыш, - говорили малышки. - Сразу видно, что любит чему-нибудь поучиться.

А у Незнайки, конечно, не хватало терпения сидеть в зарослях одуванчиков. Время от времени он вылезал, и вот тут-то ему приходилось туго. Малышки вовсе не обращали на него никакого внимания, будто его и не существовало, но зато малыши просто не давали проходу.

Незнайка врун! - кричали они. - Незнайка хвастун! Незнайка трусишка!

«Нет, видно, ещё не забыли!» - с досадой думал Незнайка и бросался обратно в одуванчики.

Через некоторое время он опять вылезал, и всё повторялось снова. Наконец он сказал:

Не буду больше вылезать! Надо быть твёрдым. Буду твёрдо сидеть здесь хоть до завтрашнего дня. Вылезу, только когда бал начнётся.

Глава двадцать восьмая

Примирение

На другой день состоялся бал, которого все с таким нетерпением ждали. Вокруг танцевальной площадки красовались нарядные палатки. Они сверкали яркими красками, словно пряничные избушки. Над площадкой были протянуты верёвочки, на которых висели разноцветные фонарики и флажки. Такие же флажки и фонарики висели на всех деревьях вокруг. Каждое дерево было похоже на нарядную новогоднюю ёлку.

На втором этаже беседки, которая была украшена цветами, помещался оркестр из десяти малышек. Каждая малышка играла на арфе. Здесь были совсем маленькие арфы, которые нужно было держать в руках; были арфы побольше, которые держали на коленях; были также большие арфы, которые стояли на полу, а одна арфа была совсем огромная: чтобы играть на ней, нужно было взбираться на лесенку.

Вечер ещё не наступил, но все уже собрались вокруг площадки и ждали гостей из Змеёвки. Первым приехал Гвоздик. Он был в чистенькой рубашке, умытый, причёсанный. Правда, один вихор на самой макушке торчал у него кверху вроде петушиного гребешка, но всё-таки было видно, что Гвоздик основательно поработал над своей причёской.

Вот теперь вы хороший малыш, - сказала ему Кисонька. - Вам, наверно, самому приятно быть таким нарядным и чистеньким.

Конечно, - согласился Гвоздик, одёргивая на себе рубашку.

Вслед за Гвоздиком приехали Шурупчик и Бублик, а за ними стали появляться и другие жители Змеёвки. Хотя их никто и не приглашал, но каждый из них говорил, что он приехал поблагодарить малышек за фрукты, и тут же получал приглашение остаться на бал.

А Незнайка на самом деле просидел в одуванчиках до начала бала. По правде сказать, он не столько сидел, сколько лежал, то есть, попросту говоря, спал, но, как только увидел, что малыши начинают собираться, он вылез и направился прямо к площадке.

Малыши увидели его и стали кричать:

А, врунишка, и ты пришёл! Ну-ка иди расскажи, как ты вверх ногами летал!

Ну-ка расскажи, как ты облако вместо киселя съел! - закричал, подскакивая к нему, Пончик.

Незнайка страшно обиделся. Он повернулся и пошёл куда глаза глядят. Малыши кричали ему что-то вдогонку и смеялись, но он даже не слышал.

Не разбирая дороги, он забрёл на край города, наткнулся там на забор и набил на лбу шишку. Остановившись, он поднял глаза и увидел на заборе надпись: «Незнайка дурак».

Ну вот! - сказал Незнайка. - Уже про меня начинают писать надписи на заборах.

Ему стало так жалко себя, так жалко, что и сказать нельзя! Он прижался к забору лбом, и слёзы закапали из его глаз.

Ах, какой я несчастный! - говорил он. - Все теперь смеются надо мной! Все меня презирают! И никто, никто на свете не любит меня!

Он долго стоял, прижимаясь к забору лбом, а слезы все лились и никак не могли остановиться. Вдруг он почувствовал, что его кто-то трогает за плечо, и чей-то ласковый голос сказал:

Не плачьте, Незнайка!

Он обернулся и увидел Синеглазку.

Не надо плакать, - повторила она.

Незнайка отвернулся от неё, вцепился руками в забор и завыл ещё громче. Синеглазка молча погладила его по плечу рукой. Незнайка задёргал плечом, стараясь сбросить её руку, и даже ногой задрыгал.

Ну, не надо, не надо быть таким злым! - ласково заговорила она. - Ведь вы добрый, хороший малыш. Вам хотелось казаться лучше, поэтому вы стали хвастаться и обманывать нас. Но теперь ведь вы больше не будете делать так? Не будете?

Незнайка молчал.

Скажите, что не будете. Ведь вы хороший!

Нет, я плохой!

Но ведь бывают и хуже.

Пончик рисует на стенке беседки смешную рожицу с длинными ушами. Сиропчик подписывает: "Незнайка - осел". Галочка и Белочка смеются, глядя на их работу. Потом все четверо берутся за руки, скачут под музыку и присоединяются к хороводу. Синеглазка с задумчивым видом уходит. Все танцующие выстраиваются на танцплощадке полукругом и хлопают в ладоши под музыку. В центре пляшут Снежинка и Знайка. Их сменяет другая танцующая пара - Пилюлькин и Медуница. После них исполняют танец с цветами Галочка и Белочка. Наконец пляшут Сиропчик и Пончик. Эти неуклюжие топчутся на одном месте, время от времени откалывая какое-нибудь смешное коленце. Появляется Незнайка и украдкой выглядывает из-за беседки, с завистью смотрит на танцующих. Снова образуется хоровод, и танцующие вереницей исчезают за кулисами. Незнайка смотрит им вслед. Позади появляется Синеглазка и наблюдает за ним. Незнайка замечает на стене надпись.

Незнайка (тыча пальцем в каждую букву). Незнайка - о-о-о-сел!.. Ну, вот уже про меня начинают писать всякие надписи на стенах. Какой я несчастный! Все теперь смеются надо мной! Все меня презирают!.. И никто, никто на свете не любит меня!

Незнайка прижимается лбом к стене и всхлипывает. Синеглазка подходит сзади и кладет ему руку на плечо.

Синеглазка. Не плачьте, Незнайка!

Незнайка, не оборачиваясь, дергает плечом, стараясь сбросить руку.

Синеглазка. Не надо плакать!

Незнайка (цепляясь руками за стену). Э-э-э!

Синеглазка. Ну, зачем вы так?

Незнайка. У-у-у! (Снова дергает плечом и дрыгает ногой.)

Синеглазка (гладит его рукой по плечу). Ну, не надо быть таким злым. Ведь я знаю, что вы добрый, хороший. Вам хотелось казаться лучше, поэтому вы стали хвастаться и обманывать нас. Но теперь ведь вы больше не будете делать так?.. Не будете?

Незнайка не отвечает.

Скажите, что не будете. Ведь вы хороший!

Незнайка (не оборачиваясь). Нет, я плохой!

Синеглазка. Но ведь бывают и хуже.

Незнайка. Нет, я самый плохой.

Синеглазка. Неправда. У нас жил один мальчик. Его звали Гвоздик. Если бы вы только знали, что он вытворял! Он совсем ничего не хотел делать и даже дрался. Но в конце концов даже и он исправился. Значит, если бы вы захотели, то тоже смогли бы сделаться лучше. Скажите, что больше не будете делать так, и начинайте новую жизнь. О старом вспоминать больше не будем.

Незнайка (постепенно перестав всхлипывать). Ну, не буду.

Синеглазка. Вот видите, как хорошо! Теперь вы постараетесь быть честным, смелым и умным, будете совершать хорошие поступки, и вам не придется больше выдумывать, сочинять и хвастать, чтобы казаться лучше. Правда?

Незнайка (улыбнувшись сквозь слезы). Правда.

Синеглазка. Ну, пойдемте туда, где все.

Синеглазка берет Незнайку за руку и ведет к танцевальной площадке. Навстречу им мчатся вереницей танцующие. Находящиеся в конце вереницы Сиропчик и Пончик останавливаются перед Незнайкой и снова начинают дразнить.

Сиропчик. Незнайка врун!

Пончик. Незнайка хвастун!

Сиропчик. Обманщик! Ха-ха-ха!

Пончик. Трусишка!

Сиропчик. А ну, расскажи, как ты вверх ногами летел.

Пончик. Расскажи, как ты облако проглотил. Ха-ха!

Синеглазка. Как вам не стыдно? Зачем вы его дразните?

Пончик. А зачем он обманывал?

Сиропчик. Он ведь обманывал.

Синеглазка. Разве он вас обманывал? Он обманывал нас, а вы молчали - значит, были с ним заодно.

Снежинка (подходя). Вы ничем не лучше его, напрасно вы воображаете! Вы ведь знали, что он врет да хвастает, и никто не остановил его. Никто не сказал ему, что это нехорошо. Чем же вы лучше?

Сиропчик. А мы и не говорим, что мы лучше.

Пончик. Мы что? Мы ничего. (Разводит руками.)

Ласточка. Ну и не дразните, раз сами не лучше. Другие на вашем месте давно помогли бы ему исправиться.

Пончик (отмахиваясь рукой). Ну, мы не будем.

Сиропчик и Пончик с виноватым видом отходят от Незнайки. Девочки окружают Незнайку и сочувственно смотрят на него.

Самоцветик. Бедненький! Вы плакали! Вас задразнили!

Галочка. Эти Сиропчик и Пончик такие взбалмошные! Как возьмутся дразнить, так дразнят и дразнят.

Белочка. А сами больше других виноваты.

Снежинка (Незнайке). Но мы не дадим вас больше в обиду. Мы никому не позволим вас больше дразнить. (С заговорщицким видом девочкам.) Идите сюда, девочки. (Отводит девочек в сторону.) С ним надо обращаться поласковее, девочки. Он провинился и за это наказан, но теперь он раскаялся и будет вести себя хорошо.

Галочка. Теперь он будет знать, как вести себя. Раньше он все говорил, что это только девчонки плачут, если их обидят, а теперь вот его самого обидели, и он сам заплакал.

Ласточка. Раз он заплакал, значит раскаялся. А дразнить - это не-пе-да-го-гич-но. Он обозлится и станет вести себя еще хуже, А если его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится.

Снова раздается музыка.

Синеглазка. Ну, а теперь пойдемте все танцевать.

Синеглазка берет Незнайку за руку. Снова образуется хоровод. Пончик и Сиропчик остаются в одиночестве. Взяв друг друга за руки, они образуют свой отдельный маленький хоровод. Постепенно они приближаются к остальным и присоединяются к ним. Незнайка и Синеглазка отделяются от танцующих и направляются к беседке.

Синеглазка (садясь на скамью). Посидим лучше.

Незнайка. Вы знаете, а я ведь совсем не умею танцевать.

Синеглазка. Представьте, я это сразу заметила. Но это хорошо, что вы сами признались. Другой на вашем месте наврал бы с три короба, сказал бы, что у него ноги болят, гвоздь в каблуке или ботинки жмут, а вот вы честно сказали, что не умеете. Я вижу, что с вами можно дружить.

Незнайка. Я тоже вижу, что с вами можно дружить. Я вот раньше не хотел дружить с девочками и считал, что мальчишки лучше, а теперь вижу, что они вовсе не лучше. Мальчишки только и делали, что дразнились, я даже готов был от горя утонуть в речке, а девочки заступились за меня. Хотите, я буду с вами дружить, а если кто станет смеяться, то получит от меня по лбу.

Синеглазка. Я вовсе не хочу, чтоб вы из-за меня дрались.

Незнайка. Ну, я не стану драться. Просто не буду обращать на насмешки внимания.

Синеглазка. Вот это другое дело.

Незнайка. А когда возвращусь обратно в Цветочный город, подружись с Мушкой и Кнопочкой.

Синеглазка. Кто это Мушка и Кнопочка?

Незнайка. Это две девочки, которых я колотил все время.

Синеглазка. За что же вы колотили их?

Незнайка. Просто так. За то, что девчонки. Глупый был!.. И с Гунькой помирюсь. Я ведь и его колотил за то, что с девчонками водится.

Синеглазка (смеясь). Ах, какой вы чудной, Незнайка!.. Чудной и… хороший.

Снова появляются танцующие, которые на время исчезли за кулисами. Музыка прекращается.

Знайка. Ко мне, братцы! Давайте споем нашу любимую песенку. Пусть все послушают, какие красивые песни поют в нашем Цветочном городе.

К Знайке бегут Винтик, Шпунтик, Сиропчик и остальные. Девочки садятся на лавочки, а мальчики выстраиваются в ряд на площадке, как на эстраде.

Незнайка (Синеглазке). Сейчас будут про кузнечика петь.

Синеглазка. Пойдемте. Вы будете петь, а я тоже послушаю.

Незнайка присоединяется к своим товарищам. Знайка взмахивает руками, и все поют.

В траве сидел кузнечик.
Совсем как огуречик,
Зелененький он был,
Зелененький он был.
Он ел одну лишь травку,
Не трогал и козявку
И с мухами дружил,
И с мухами дружил.
Но вот пришла лягушка,
Прожорливое брюшко,
И съела кузнеца,
И съела кузнеца.
Не думал, не гадал он,
Никак не ожидал он
Такого вот конца,
Такого вот конца!

Песня утихает. Слышатся всхлипывания Ворчуна. Все с удивлением смотрят на него.

Знайка. Ты чего плачешь?

Ворчун (всхлипывая). Такой хороший кузнечик был!

Винтик. Совсем никого не трогал и с мухами дружил… (Тоже всхлипывает.)

Шпунтик. И за это его лягушка съела! (Тоже хнычет.)

Знайка. Не плачьте, братцы! Не съела лягушка кузнечика. Это неправда. Она муху съела.

Винтик. Все равно. Мне и муху жалко.

Пилюльки и. А зачем мух жалеть? Они только надоедают всем да заразу разносят. Вот еще выдумали, из-за мухи плакать!

Ворчун. Я вовсе не из-за мухи плачу. Просто я вспомнил, как мы пели эту песенку, когда были дома.

Незнайка (закрывая лицо руками). Э-э-э!

Знайка. Что с тобой?

Незнайка (всхлипывая). Я по Гу… Я по Гу… Я по Гуньке соскучился-а-а!

Пончик. С чего бы это? Не скучал, не скучал - и вдруг соскучился.

Незнайка (капризно). Да! Я здесь, а Гунька дома остался.

Сиропчик. Ну и не пропадет без тебя твой Гунька.

Незнайка. Нет, пропадет. Я знаю, что он тоже скучает по мне. Гунька мой самый лучший друг, а я даже не попрощался с ним, когда мы улетали на воздушном шаре.

Ворчун. Почему же ты не попрощался?

Ведущей деятельностью для младшего школьника является учение. Очень важно, чтобы ребенок понял значимость знаний, которые даются на уроках. Дети на примере Незнайки видят, насколько смешным выглядит безграмотный человек в разных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой личности средствами театральной деятельности

Театральную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ш кола – это первый социальный институт, именно здесь ребенок получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. И моя задача, как педагога начальных классов, не только дать знания, но и помочь становлению личности, дать ценностные ориентации нашего общества.

Ведущей деятельностью для младшего школьника является учение. Очень важно, чтобы ребенок понял значимость знаний, которые даются на уроках. Дети на примере Незнайки видят. насколько смешным выглядит безграмотный человек в разных жизненных ситуациях.

Незнайка и его друзья

Спектакль по мотивам произведения Н.Носова.

Действующие лица

Незнайка

Стекляшкин

Пилюлькин

Знайка

Тюбик

Винтик

Шпунтик

Гунька

Пулька

Медуница

Кнопочка

Синеглазка

Ласточка

Снежинка

Скрипочка

Ведущий: Ребята, приглашаю вас в цветочный город.

Встречайте: Незнайка и его друзья.

(Занавес открывается.

На сцене дети исполняют танец «Кузнечик»

После танца на сцене остается один Незнайка.)

Сцена 1

Незнайка: Привет ребята! Вы меня узнали? Да, я – Незнайка. И живу в Цветочном городе на улице Колокольчиков и здесь живут все мои друзья малыши. Анна этой улице Ромашек живут малышки. Фу, они все чистюльки и воображульки. Я вот вышел погулять. Все заняты какими-то делами. а мне делать нечего, я уже все умею и знаю. .Я уже выучился читать по складам и умею даже писать печатными буквами! А зачем больше учиться?! В жизни это не пригодится. Соображаю я неплохо. Вот ботинки надел на ноги, а не на голову, - на это ведь тоже соображение надо.

(Летит жук ударяет его по затылку. незнайка кубарем покатился на землю. Жук в эту минуту улетел. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам. Кругом никого нет.)

Кто же это меня ударил? Может быть сверху упало что-нибудь?

(Смотрит вверх. Солнце над головой Незнайки.)

Значит на меня с солнца что-то свалилось. Наверное, от солнца отвалился кусок и ударил меня по голове. Пойду и расскажу все Стекляшкину. Он знаменитый астроном.

Стекляшкин! Слушай, Стекляшкин, ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

Стекляшкин: Что ты, Незнайка! (Смеется.) Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.

Незнайка: Не может быть! По-моему солнце не больше тарелки.

Стекляшкин: Нам только так кажется, потому что солнце очень далеко от нас. Солнце – большой огромный раскаленный шар. Это я в трубу свою видел. Если бы от солнца оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город.

Незнайка: Ишь ты! а я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка расскажу нашим – может быть они еще не слышали про это. А ты все-таки посмотри на солнце в свою трубу: вдруг оно на самом деле щербатое!

Стекляшкин: Посмотрю, посмотрю.

Незнайка: Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас задавит. Ужас что будет! Вот пойдите и спросите Стекляшкина.

Винтик: Ха-ха! Ну и болтун ты, Незнайка!

Незнайка: (Машет рукой, бежит дальше.)

Братцы, спасайся! Кусок летит!

Шпунтик: Какой кусок?

Незнайка: Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

Винтик: Что ты выдумываешь?

Незнайка: Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

Пилюлькин: (Смотрит на солнце, вытирает глаза.) Кажется солнце и в самом деле щербатое!

Тюбик: (Схватил свои краски и кисточку.) Спасайся, кто может! Беда!

Пилюлькин: Где моя аптечка?

Важно выходит Знайка..

Знайка: Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун! Все это он выдумал.

Незнайка: Выдумал?! (Кричит.) Вот пойдите и спросите у Стекляшкина.

Знайка: Конечно, ты все выдумал! (Все смеются.)

Пилюлькин: Удивляемся, как это мы тебе поверили!

Незнайка: А я будто не удивляюсь! Я ведь и сам поверил! Да ну вас, пойду я лучше к Тюбику.

Сцена 2

Незнайка: Слушай, Тюбик, я тоже хочу быть художником. Дай мне каких-нибудь красок и кисточку.

(Тюбик стоит перед мольбертом с палитрой в руках.)

Тюбик: Чтобы стать художником, нужно учиться.

Незнайка: Какую глупость ты говоришь. Я же смотрел как ты рисуешь и научился.

Тюбик: Хорошо. Я подарю тебе краски и кисточку.

Незнайка: Спасибо, Тюбик! Ты настоящий друг. (Стоит возле мольберта.)

(Уходит Тюбик, заявляется Гунька)

Гунька: Чем ты занимаешься?

Незнайка: Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду.

Гунька: Ура! У меня будет портрет! (Садится на стул, вертится.) Скоро?

Незнайка: Не вертись, а то непохоже получится.

Гунька: А сейчас получается похоже?

Незнайка: Очень похоже.

Гунька: Ну-ка, покажи, что получилось?

(Незнайка показывает портрет.)

Гунька: Да разве я такой! (Кричит.)

Незнайка: Конечно, такой, какой же еще?

Гунька: А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нету.

Незнайка: Ну, вырастут когда-нибудь.

Гунька: А нос почему красный?

Незнайка: Это чтоб было красивее.

Гунька: А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы?

Незнайка: Голубые. Но, если тебе не нравится, я могу сделать зеленые.

Гунька: Нет, это плохой портрет. Дай я его порву.

Незнайка: Зачем уничтожать художественное произведение?

(Гунька отнимает портрет, дерутся. На шум прибегает Пулька.)

Пулька: Вы чего деретесь?

Гунька: Вот, рассуди нас: скажи, кто тут нарисован? Правда, это не я?

Пулька: Конечно, нет. Тут какое-то пугало огородное нарисовано.

Незнайка: Вы не догадались потому, что здесь подписи нет. Я сейчас подпишу, и все будет понятно.

(Незнайка подписывает: Гунька, и вешает портрет на стену.)

Пусть весит. Все могут смотреть, никому не запрещается.

Гунька: Все равно, когда ты уйдешь, я приду и уничтожу этот портрет.

Незнайка: А я не уйду, буду стеречь этот портрет.

Пулька: Ну и оставайся один!

(Уходят.)

Незнайка: Ну и уходите! А я сейчас всех нарисую! (Рисует и развешивает на стену портреты Пульки, Знайки, Пилюлькина.)

(Появляется Пилюлькин, смеется.)

Пилюлькин: Молодец, Незнайка! Никогда в жизни я так не смеялся! А это кто? Неужели это я? Нет, это не я. Это очень плохой портрет. Ты лучше сними его.

Незнайка: Зачем снимать? Пусть повисит.

Пилюлькин: Ты, Незнайка, видно больной. У тебя что-то с глазами случилось. Когда это ты видел, чтобы у меня вместо носа был градусник? Придется тебе на ночь касторку дать.

Незнайка: Нет-нет! Теперь я сам вижу, что портрет плохой.

(Снимает портрет и отдает Пилюлкину, тот с портретом уходит.)

(Появляется Пулька. Смеется, хватаясь за живот, видит свой портрет, стал серьезным.)

Пулька: Это плохой портрет. Не похож на меня. Ты сними его, а то я не буду тебя с собакой на охоту брать. И не покажу какие номера умеет делать Булька. (Снимает портрет.)

(Появляется Тюбик.)

Тюбик: Это что такое?! Это не портрет, это бездарная, антихудожественная мазня! Быстро отдай краски и кисточку. (Снимает сам портрет и уходит.)

Незнайка: (Снимает портрет.) Хочешь, Гулька, я подарю тебе твой портрет? А ты со мной помиришься.

Гулька: Ладно, мир. Только если еще хоть раз нарисуешь, ни за что не стану мириться.

Незнайка: А я никогда больше не буду рисовать. Рисуешь, рисуешь, а никто даже спасибо не скажет. Все только ругаются. Не желаю больше художником быть! Пойду к Винтику и Шпунтику. Покатаюсь на автомобиле. Они наши знаменитые механики.

(Исполняется танец «Автомобили».)

Сцена 3

Винтик и Шпунтик чинят автомобиль. Устали.

Шпунтик: (Зевая.) Ух, хватит! Пора нам отдохнуть. А Незнайка пусть сбегает к Пилюлькину, возьмет сироп от кашля и все смажет. Он же любит кататься на автомобиле, вот пускай и подольет сиропчика в мотор.

Винтик: Верно. Эй, Незнайка, сгоняй за свежим сиропом!

Незнайка: Ладно, так уж и быть. Сейчас брошу все дела и помогу вам.

(Уходит. Приносит зеленую жидкость в бутылочке. На ней написано: «Зеленка».Он читает «Сироп».)

Незнайка: Сироп как сироп. (Заливает в автомобиль.) Дело сделано. Покатаюсь!

Появляются механики.

Винтик: Да этому ослу ничего доверить нельзя! Испортил машину! Все в моторе заклинило.

Шпунтик: И позеленело.

Винтик: Сейчас у меня Незнайка сам позеленеет!

Незнайка: Как это я позеленею?

Шпунтик: Сейчас узнаешь! зачем в мотор вместо сиропа налил зеленку?!

Незнайка: Зеленку?! Я же читаю плохо. Просто неправильно прочел. Ведь очень похоже написано: «Сироп» и «Зеленка».

Шпунтик: (Размахивая бутылкой.) Сейчас ты, безграмотный, у меня точно позеленеешь!

Незнайка: (Убегая.) Я буду учится читать, чтобы не ошибиться больше. Сегодня же буду! честное слово Незнайки. (Останавливаясь.) Скоро лето. Начну учиться, пожалуй, с 1 сентября. Точно, как меня осенило! Читать всегда успею научиться. А пойду-ка я к Цветику. Он поэт. Буду учиться сочинять стихи.

Сцена 4

Незнайка: Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

А у тебя способности есть?

Незнайка: Конечно, есть. Я очень способный.

Цветик: Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?

Незнайка: Рифма? Нет, не знаю.

Цветик: Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Вот например: утка – шутка, коржик - моржик. Понял?

Незнайка: Понял.

Цветик: Ну, скажи рифму на слово «палка».

Незнайка: Селедка.

Цветик: Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы в этих словах нет.

Незнайка: Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

Цветик: Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.

Незнайка: Понял, понял! Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!

Цветик: Ну, придумай рифму на слово «пакля».

Шмакля.

Цветик: Какая «шмакля»? Разве есть такое слово?

Незнайка: А разве нету?

Цветик: Конечно, нет.

Незнайка: Ну, тогда рвакля.

Цветик: Что это еще за «рвакля» такая?!

Незнайка: Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля.

Цветик: Врешь ты все. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

Незнайка: А если я не могу подобрать другого слова?

Цветик: Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

Незнайка: Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма.

Цветик: Сейчас. (Руки на груди, голова на бок, думает. Голову к верху, глядя на потолок. Руки на подбородке, глядит на пол. Бродит, бормочет.)

Пакля, гакля, вакля, дакля, иакля. Тьфу! что это за слово?

Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

Незнайка: Ну, вот! Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный.

Цветик: Ну, способный, способный, только отстань! У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.

Незнайка: Неужели это так просто?

Цветик: Конечно, просто. Главное – это способности иметь.

(Незнайка повторяет действия Цветика.)

Незнайка: Наконец, стихи готовы.

(Выходит Знайка.)

Знайка: Ну-ка, ну-ка, про что же эти стихи?

Незнайка: Это я про вас сочинил. Вот, сначала стихи про Знайку.

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через свечку.

Знайка: Что?! Когда это я прыгал через свечку?

Незнайка: Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы.

Знайка: Так ты из-за рифмы будешь про меня всякую неправду сочинять?

Незнайка: Конечно. Зачем же мне сочинять правду? Правду сочинять нечего, она и так есть.

Знайка: Вот попробуй еще, так узнаешь! Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?

(Появляется Пулька.)

Незнайка: Вот послушайте про Пульку.

Пулька, Пулька – крохотулька

Съел свою собачку Бульку.

Пулька: Как?! Бульку я не ел. Вот он – живой. А я с тобой не хочу дружить.

(Уходит.)

Незнайка: Вот, послушайте про Стекляшкина.

Наш Стекляшкин был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Стекляшкин: Братцы! Это он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.

Незнайка: Да ты не кричи. Это я просто для рифмы сказал, что утюг холодный.

Стекляшкин: Так я же ведь никакого утюга не глотал в жизни, ни холодного, ни горячего!

Незнайка: А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться. Вот, послушайте еще стихи, про Винтика и Тюбика.

Носит Тюбик вместо шапки

От большой лягушки лапки.

Тюбик: Обманщик! Это неправда, у меня кепка, а не лягушкины лапки. Вот, посмотрите!

Незнайка: А наш Винтик под подушку

Спрятал сладкую ватрушку!

Винтик: Враки! Никакой ватрушки у меня под подушкой нет!

Незнайка: .Эх, да ничего вы не понимаете в поэзии. Это только для рифмы так говорится, а на самом деле ватрушки нет. Вот и все. А вот еще я про Пилюлькина сочинил. Послушайте.

Пилюлькин: Братцы! Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врет про всех нас?

Знайка: Довольно. Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.

Незнайка: Ну, раз вы не хотите слушать, то пойду, почитаю соседям.

Тюбик: Что?! Ты пойдешь перед соседями нас срамить? Попробуй только!

Пилюлькин: Братцы! Да он совсем больной. Сейчас я тебе градусник поставлю.

Незнайка: Ой, не надо градусник! Не надо! Я больше не буду сочинять стихи.

Пилюлькин: Почему не надо градусник?

Незнайка: Больно будет!

Пилюлькин: Да градусник – это не больно.

Незнайка: Ты все время говоришь – что не больно, а потом больно.

Пилюлькин: Вот чудак! Разве я тебе никогда градусник не ставил?

Незнайка: Никогда!

Пилюлькин: Ну вот теперь ты увидишь, что это не больно. Пойду за градусником.

(Уходит.)

Незнайка: Убегу-ка я к малышкам. Он меня там не найдет.

(Возвращается Пилюлькин.)

Пилюлькин: Вот и лечи такого больного! Его лечишь, лечишь, а он убежит. Ну, куда это годится!

Сцена 5

Незнайка: Привет, Скрипочка. Как ты хорошо играешь. Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.

Скрипочка: Учись. На чем ты хочешь играть?

Незнайка: А на чем легче всего научиться?

Скрипочка: На балалайке.

Незнайка: Ну, давай сюда балалайку, я попробую. (Пробует.) Не-е-е-т, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, погромче.

Скрипочка: Труба есть.

Незнайка: Давай-ка ее сюда, попробуем. Вот это хороший инструмент! Громко играет!

Скрипочка: Ну, учись на трубе, если тебе нравится.

Незнайка: А зачем мне учится? Я и так умею.

Скрипочка: Да нет, ты еще не умеешь.

Незнайка: Умею, умею! Вот, послушай! (Играет.)

Скрипочка: Ты просто трубишь, а не играешь.

Незнайка: Как не играю? Очень даже хорошая игра! Громко!

Скрипочка: Эх, ты! Тут дело не в том, что бы было громко. Надо, что б было красиво.

Незнайка: Так у меня ведь и получается красиво.

Скрипочка: И совсем не красиво. Ты я вижу, совсем не способен к музыке.

Незнайка: Это ты не способна к музыке. Ты просто из зависти так говоришь. Тебе хочется, чтобы тебя одну слушали и хвалили.

Скрипочка: Ничего подобного! Бери и играй, сколько хочешь, если считаешь, что не нужно учиться. Пусть и тебя хвалят.

Незнайка: Ну и буду играть!

Скрипочка: Что за шум?

Незнайка: Это не шум. Это я играю.

Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят!

Незнайка: Это потому, что ты к моей музыке еще не привыкла. Вот привыкнешь – и уши не станут болеть.

А я не хочу привыкать, очень мне нужно!

(Незнайка играет.)

Да перестань ты! Уходи отсюда со своей противной трубой.

Незнайка: Куда же мне уходить?

Скрипочка: Иди к своим малышам.

Незнайка: Да они мне градусник поставят. Я боюсь. Ах, какой я несчастный! Все меня презирают и гонят. И никто, никто на свете не любит меня!

Скрипочка: Не плачьте, Незнайка. (Трогает за плечо.) Не надо плакать.

(Незнайка отвернулся и заплакал еще громче.

Скрипочка гладит Незнайку по плечу. Он задергал плечом, задрыгал ногой.)

Ну, не надо, не надо быть таким злым. Ведь Вы добрый, хороший малыш. Вам хотелось казаться лучше, поэтому Вы хвастаетесь. Но теперь ведь Вы не будете делать так. Не будете?

Незнайка: Не буду. (Буркнул.)

Скрипочка: Скажите, что не будете. Ведь Вы хороший.

Незнайка: Нет, я плохой.

Скрипочка: Неправда! Скажите, что не будете делать так, и начинайте новую жизнь. О старом больше не будем вспоминать.

Незнайка: Ну, не буду!

Скрипочка: Вот видите как хорошо! Теперь вы постарайтесь быть честным и умным, будете совершать хорошие поступки, и Вам не придется больше выдумывать, чтобы казаться лучше. Пойдемте с нами стирать. Сегодня суббота и у нас большая стирка.

Незнайка: Я умею стирать. С удовольствием помогу вам. Только не прогоняйте меня.

Исполняется танец «Стирка».

(Девочки убегают. Остаются Синеглазка с Незнайкой.)

Синеглазка: Вот видите, какой Вы молодец!

(Появляются Гунька с Тюбиком.)

Гунька: Незнайка обманщик! Незнайка хвастун! Незнайка осел!

Синеглазка: Стыдно, малыши! Зачем вы его дразните?

Тюбик: А зачем он хвастается?

Синеглазка: Разве он хвастался? Он хвастался, а вы молчали – значит, были с ним заодно!

Снежинка: Вы ничем не лучше! Вы ведь знали, что он врет, да хвастает, и никто не остановил его. Никто не сказал ему, что это нехорошо.

Синеглазка: Чем же вы лучше?

Гунька: Мы и не говорим, что мы лучше.

Кисонька: Ну и не дразните его, раз сами не лучше! Другие на вашем месте давно помогли бы ему исправиться.

Ласточка: Бедненький! Вы плакали? Вас дразнили. Малыши такие взбалмошные. Но мы не дадим Вас в обиду. Мы не позволим Вас дразнить! (Девочкам.) С ним надо обращаться поласковее. Он провинился и за это наказан, но теперь он раскаялся, и будет вести себя хорошо.

Кнопочка: Конечно! А дразнить - это плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится.

Незнайка: Я раньше не хотел водиться с малышками и считал, что малыши лучше, а теперь вижу, что малыши вовсе не лучше. Малыши только и делали, что дразнились, а малышки заступились за меня. Теперь всегда буду с малышками дружить.

Медуница: Дружба, это замечательно.

Ласточка: Знаете, что я думаю? Давайте устроим бал. Вот будет весело!

Незнайка: А можно?

Синеглазка: Почему нельзя? Только умойтесь как следует, хорошенько причешитесь и приходите. мы приглашаем вас и всех малышей.

Незнайка: Хорошо мы придем. Спасибо. Честное слово, братцы, я раньше даже не думал, что с малышками можно так же хорошо дружить, как с малышами. (Уходят.)

Кнопочка: Их совсем нетрудно будет воспитывать.

Медуница: Их надо часто хвалить. Это им полезно. Всегда, если нашалят, надо поругать, а если сделают хорошо, надо похвалить. Тогда, в другой раз, они будут сделать хорошо, что бы их еще раз похвалили. Кроме того, следует приучить их к хорошим манерам.

Кнопочка: Надо будет поработать над их речью и постепенно отучить от некрасивых слов. (Уходят.)

Звучит музыка. Выходят нарядные малыши и малышки, встают в пары.

Танец.

Вперед выходит Незнайка.

Незнайка: Ну вот, братцы, и все. До новых встреч!

Звучит музыка «Если с другом вышел в путь».