Обмен опытом на заседании районного мо учителей по курсу преподавания орксэ. формы и методы взаимодействия с родителями в курсе орксэ. Протоколы заседаний районного методического объединения учителей орксэ Направления методической работы
Цель методической работы РМО учителей ОРКСЭ: непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и ОЛПК; в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы по проблеме "Формирование муниципальной системы оценки качества образования в условиях обновления содержания региональной образовательной системы и перехода к стандартам нового поколения при изучении курса ОРКСЭ и ОПК"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОЛПНЯНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЛАН
РАБОТЫ
РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ
на 2016-2017 учебный год
Руководитель: Проценко Г.А.
Методическая тема:
«Развитие творческого потенциала учителя как одно из условий повышения качества образования»
Тема РМО учителей ОРКСЭ:
«Совершенствование и повышение качества преподавания ОРКСЭ в процессе модернизации образования»
Подтема на 2016 – 2017 учебный год :
«ФГОС - как инструмент повышения образовательного результата и формирования оценки личности»
Цель методической работы РМО учителей ОРКСЭ :
Основные задачи РМО:
1. Совершенствовать существующие и внедрять новые формы, методы и средства обучения с целью повышения качества преподавания ОРКСЭ
2. Продолжить изучение и распространение опыта работы учителей по применению ИКТ. Изучать современные тенденции в преподавании ОРКСЭ
3. Изучать основные подходы к условиям достижения качества преподавания ОРКСЭ.
4. Организовать методико-консультативную помощь членам методического объединения.
5. Сосредоточить усилия РМО на формирование ключевых компетенций учащихся на уроках ОРКСЭ.
6. Оптимизировать работу по развитию мотивации к обучению, в частности, через организацию проектной, конкурсной и научно-исследовательской деятельности, а так же использование современных технических средств обучения.
7. Сохранять здоровье учащихся, в частности путем коррекции форм контроля и повышать престиж здорового образа жизни на уроках ОРКСЭ.
8.Развивать систему духовно-нравственного воспитания школьников.
ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ
Районного методического объединения
учителей ОРКСЭ на 2016-2017 учебный год
Август 2016г.
Тема заседания:
1. Анализ работы районного методического объединения учителей ОРКСЭ за 2015-2016 учебный год.
2. Обсуждение плана работы РМО на 2016-2017 учебный год.
3. Изучение основных подходов к условиям достижения повышения качества преподавания ОРКСЭ.
4. О разработке рабочей программы педагога по ОРКСЭ.
Ноябрь 2016г.
Тема заседания:
Семинар-практикум по направлениям инновационной деятельности.
1. Обучение педагогов по направлениям инновационной деятельности.
2. Проектирование модели образовательного партнёрства школы и семьи.
Январь 2017г.
Тема заседания: « Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями »
«Рождественская звезда»
3. Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.
4. Педагогическая мастерская.
Открытое мероприятие по результатам проектной деятельности на уроках ОРКСЭ.
Тема «Храм»
5. Из опыта работы.
«Лучший урок по ОРКСЭ»
Апрель 2017г .
Тема заседания: «Модернизация образования»
Семинар учителей по теме «Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в школе »
1. Результативность внедрения курса ОРКСЭ. Мониторинг результатов.
2. Воспитание нравственности обучающихся.
3. Конкурс изобразительного и литературного творчества «Пасха в христианской семье».
5. Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.
6. Фотовыставка «Монастыри Орловщины ». Выставка творческих работ.
7. День славянской письменности и культуры на территории Российской Федерации (24 мая)
Август 2017г
Заседание круглого стола « Результативность работы за год. Проблемы и успехи обучающихся. Задачи на новый учебный год».
2. Разработка плана работы РМО на новый учебный год.
1. Проверка рабочих программ и тематического планирования.
2. Взаимопосещение уроков, анализ учебного занятия.
3. Организация внеклассной работы по ОРКСЭ, самоанализ результативности.
4. Проведение школьного, районного и областного этапа олимпиад.
5. Проведение тестовых работ.
6. Мониторинг общеучебных умений и навыков учащихся школ района.
7. Анкетирование учителей ОРКСЭ на выявление реальных затруднений в организации обучения.
Руководитель РМО учителей ОРКСЭ Г.А.Проценко
ПЛАН РАБОТЫ
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
||||
Тема | Августовское заседание «Пути совершенствования и повышения качества преподавания ОРКСЭ» |
|||||
Анализ работы за 2015-2016 учебный год. | август | Проценко Г.А.. |
||||
Обсуждение и утверждение плана работы РМО учителей ОПК и ОРКСЭ на 2016 – 2017 учебный год. | Учителя ОПК,ОРКСЭ |
|||||
Об изменениях в «Законе об образовании». | Проценко Г.А. |
|||||
Проценко Г.А. |
||||||
Виды универсальных учебных действий и их формирование на уроках ОРКСЭ и ОПК. | Проценко Г.А. |
|||||
Формирование банка данных педагогов, ведущих курс «Основы православной культуры», ОРКСЭ. Анкетирование учителей с целью создания банка данных. | Учителя ОПК,ОРКСЭ |
|||||
Циклограмма конкурсов на 2016-2017учебный год (сайт ИМЦ) Всероссийская олимпиада «Русь святая, храни веру православную». Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Святые Заступники Руси» Международный творческий конкурс «Красота Божьего мира» | Проценко Г.А. |
|||||
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
||||
Тема | 1-е заседание Семинар учителей ОРКСЭ по теме «Модели духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения» |
|||||
Современные педагогические технологии на уроках курса ОРКСЭ и ОПК. | ноябрь | Рук.РМО Проценко Г.А. |
||||
Использование психологических игр на учебных занятиях курса ОРКСЭ. | учитель ОПК Моисеева Л.Н. |
|||||
Интерактивные методы работы на уроках ОРКСЭ. | учитель ОПК |
|||||
Этапы интерактивного урока (мотивация, целеполагание, информационный блок, интерактивное упражнение, продукт урока, рефлексия) | Проценко Г.А. |
|||||
Обучение педагогов по направлениям инновационной деятельности. Проектирование модели образовательного партнёрства школы и семьи. | Рук.РМО Проценко Г.А. |
|||||
Участие в Международном конкурсе художественного творчества «Красота Божьего мира» | Рук.РМО Проценко Г.А. |
|||||
Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры. | методист РОНО Ушакова С.В. |
|||||
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси» | Рук.РМО Проценко Г.А. |
|||||
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
||||
Тема | 2-е заседание Семинар учителей ОРКСЭ «Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями » |
|||||
Организационные вопросы по проведению муниципального фестиваля «Рождественская звезда» | январь 2017 год | методист РОНО Ушакова С.В. |
||||
январь | методист РОНО Ушакова С.В., Проценко Г.А. |
|||||
Итоги и анализ школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады по ОПК | методист РОНО Ушакова С.В. |
|||||
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка. | учитель ОПК |
|||||
Педагогическая мастерская. Открытое мероприятие по результатам проектной деятельности на уроках ОРКСЭ (экскурсия, праздник, классный час, конференция, защита проектов) Тема «Храм» | учитель ОРКСЭ, ОПК |
|||||
Из опыта работы. «Лучший урок по ОРКСЭ» | декабрь- февраль | учителя |
||||
Подведение итогов муниципального фестиваля детского творчества «Рождественская Звезда» и конкурса «Светлый праздник – Рождество Христово». | методист РОНО Ушакова С.В., Проценко Г.А. |
|||||
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
||||
Тема | 3-е заседание Заседание круглого стола Способы повышения мотивации учащихся в системе обучения ОРКСЭ. Семинар учителей ОРКСЭ по теме «Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС » |
|||||
2.1.Результативность внедрения курса ОРКСЭ Мониторинг результатов. | март | Методист РОНО Ушакова С.В. |
||||
2.2.Воспитание нравственности обучающихся. | Проценко Г.А. |
|||||
Конкурс изобразительного и литературного творчества «Пасха в христианской семье». | Рук.РМО Проценко Г.А. |
|||||
Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения. | ||||||
Специфика курса «Основы религиозных культур и светской этики», его отличие от традиционных учебных курсов. Открытый урок ОРКСЭ,ОПК. Фотовыставка «Монастыри Орловщины ». Выставка творческих работ. | апрель | Проценко Г.А. |
||||
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
||||
Тема | 4-е заседание Заседание круглого стола «Результативность работы за год. Проблемы и успехи обучающихся. Задачи на новый учебный год» |
|||||
Анализ результатов Всероссийской Олимпиады по ОПК. | май | Методист РОНО Ушакова С.В. |
||||
День Славянской письменности. | май | учителя ОПК, ОРКСЭ, рук. РМО Проценко Г.А. |
||||
Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работе с детьми школьного возраста и молодёжи до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». | рук. РМО Проценко Г.А. |
|||||
Организация экскурсии учителей ОПК | В течение года | Ушакова С.В. Проценко Г.А. |
||||
Педагогическая мастерская. Открытое мероприятие по результатам проектной деятельности на уроках ОРКСЭ за 2 полугодие. (праздник, классный час, конференция, защита проектов –по выбору). Выставка творческих работ. | учитель ОПК,ОРКСЭ Проценко Г.А. |
|||||
Из опыта работы. Особенности проведения внеклассных мероприятий по курсу ОРКСЭ, ОПК. | учитель ОПК,ОРКСЭ |
|||||
Семинар «Поезд творческих идей» | рук. РМО Проценко Г.А. |
|||||
1. Анализ работы РМО за 2016-2017 учебный год. 2. Разработка плана работы РМО на новый 2017-2018 учебный год. 3. Отчёт о работе по самообразованию. | рук. РМО Проценко Г.А. |
ПЛАН РАБОТЫ ГМО
УЧИТЕЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)»
на 2017-2018 учебный год.
Методическая тема: «Повышение качества образования посредством совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации федеральный государственных образовательных стандартов»
Руководитель ГМО: Анисимова Ольга Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6
Цель ГМО: оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Задачи ГМО :
Создать условия для развития профессиональной компетентности и методической грамотности педагогов в области преподаваемого учебного курса.
Отработать механизм взаимодействия муниципалитета, образовательных учреждений с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитания и просвещения.
Выработать оптимальную и эффективную схему работы с родителями в реализации учебного курса ОРКСЭ.
Внедрить в педагогическую деятельность эвристические и другие интерактивные методы, новейшие образовательные технологии, позволяющие повысить эффективность уроков по курсу ОРКСЭ.
Основные направления деятельности ГМО:
Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта.
Организация конференций, педагогических чтений, круглых столов.
Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями.
Организация накопления методических материалов и разработок.
Участие в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.
Согласовано и утверждено
на заседании ГМО учителей
преподающих ОРКСЭ, 26.08.2017года
Руководитель ГМО _____ О.М.Анисимова
ГРАФИК ЗАСЕДАНИЙ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ
на 2017-2018 учебный год.
Анализ работы ГМО ОРКСЭ за 2016-2017уч. год. Обсуждение и утверждение плана работы ГМО на 2017 - 2018 учебный год.Утверждение рабочих программ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по изучаемым модулям: ОСЭ и ОПК в соответствии с требованиями ФГОС.
Домашние задания (формы, периодичность...) как стимул повышения интереса обучающихся к предмету ОРКСЭ.
Разработка критериев оценивания при безотметочном обучении по курсу ОРКСЭ.
Проведение анкетирования среди членов РМО с целью создания единой базы данных.
Ноябрь
Проблемный семинар :
Технологии, методы, приёмы работы на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР.
2. Расширение информационно-образовательного пространства учителя через использование:
Сайтов и порталов Интернета;
Новинок методической литературы, УМК;
Периодических изданий.
3. Расширение информационно-образовательного пространства учеников через участие в различных акциях, конкурсах, олимпиадах и др. формах работы с учащимися
Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ
Типичные проблемы и сложности, встречающиеся педагогам, преподающим ОРКСЭ и ОДНКНР.
Февраль
Круглый стол: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ».
Интеграция уроков ОРКСЭ и внеурочной деятельности.
Опыт приобщения детей к ценностям российской культуры средствами курса ОРКСЭ.
Современная православная литература как инструмент формирования жизненных ценностей учащихся в рамках модуля ОПК.
Развитие ценностно-нравственных ориентиров учащихся через использование межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и ОРКСЭ.
Воспитание толерантного отношения и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России средствами курса ОРКСЭ.
Март
Научно-практическая конференция учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ по теме «Краеведческий компонент в процессе преподавания ОРКСЭ для воспитания бережного отношения к религиозному и культурному наследию малой родины».
Семинары-практикумы, мастер-классы, творческие мастерские, круглые столы
Для какой категории
Ноябрь
Семинар: «Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса через изучение курса ОРКСЭ и ОДНКР»
Учителя курса ОРКСЭ
Февраль
Круглый стол: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ».
Учителя курса ОРКСЭ, руководители ШМО классных руководителей
3.Совместная работа с кафедрами и ГМО других циклов
Кто проводитОтветственный
Февраль
Воспитательный потенциал ОРКСЭ во внеурочной деятельности
ГМО учителей ОРКСЭ, классные руководители
4.Работа творческих групп
Сентябрь 2017 г.1 . Заседание творческой группы по разработке плана проведения мероприятия посвященного Дню народного единства в рамках предмета «Основы религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)
Октябрь 201 7 г.
Ноябрь 2017 г.
Заседание творческих групп по подготовке проектов и конкурсов в рамках предмета «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)
Создание методической копилки по курсу «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)
Члены творческой группы
Май 2018 г.
Планирование работы ГМО на 2017 – 2018 уч. год.
Члены творческой группы
5. Образовательная деятельность
Сентябрь 201 7 г.Формирование банка данных о прохождении курсовой подготовки учителей «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)
В течение года
Курирование курсовой подготовки учителей «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ).
ПРОТОКОЛ №1
объединения учителей ОПК
Всего учителей ОПК:
Присутствовали: 17
Повестка заседания:
1. Религиозная культура в школе – инновационный проект российского образования. Анализ работы районного методического объединения учителей ОПК за 2012-2013 уч.г. Перспективный план работы РМО по ОПК на 2013-2014 учебный год.
руководитель РМО
2. Анкетирование учителей ОПК с целью сбора информации об успехах и проблемах преподавания предмета в школах района.
руководитель РМО
3. Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры.
Андриянова Л.В. – учитель ОПК МБОУ СОШ №2
4. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций.
Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК
По первому вопросу слушали руководителя РМО Алферову М.В. Она подчеркнула, что в условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, суицида, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.
Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в «общем доме всех народов», мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием. Отсюда вытекает задача формирования личности, проникнутой духом родной культуры.
Алферова М.В. познакомила присутствующих с анализом работы районного методического объединения учителей ОПК за 2012-2013 учебный год, обратив внимание на слабую роль в олимпиадном движении, конкурсах разных уровней; отметила работу педагогов, обобщивших свой опыт работы в 2012-2013 учебном году, указала на недостатки в работе; познакомила с перспективным планом работы на 2013-2014 учебный год.
Второй вопрос: анкетирование учителей ОПК с целью сбора информации об успехах и проблемах преподавания предмета в школах района.
Результаты анкетирования показали, что наибольшую сложность испытывают педагоги в недостаточном обеспечении методической литературой, учителям необходимы встречи со священнослужителями, которые могли бы ответить на волнующие вопросы и проблемы. Также учителям ОПК необходимо прохождение курсов, о чем было заявлено в анкетах.
По третьему вопросу выступила Андриянова Л.В., учитель ОПК МБОУ СОШ №2 с докладом «Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры». В своем выступлении она указала, что конкурсы можно разделить на 3 вида: предметные, посвященные патриотическому и гражданскому воспитанию, художественно-эстетической направленности; отметила, что участие в различных конкурсах позволяет не только учащимся, но и педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.
По четвертому вопросу обсудив предложения, приняли методические рекомендации.
1. Предусмотреть проведение информационно-разъяснительной работы с
родителями обучающихся и воспитанников по выявлению образовательных потребностей в изучении школьниками в различных формах основ православной культуры.
2. Активизировать работу по участию обучающихся в Олимпиаде по ОПК, конкурсах различных уровней.
3. Обеспечить прохождение курсов по ОПК учителей-совместителей.
ПРОТОКОЛ №2
заседания районного методического
объединения учителей ОПК
Всего учителей ОПК:
Присутствовали: 17
Повестка заседания:
1. Представление опыта работы. Открытое факультативное занятие «Соловецкий монастырь – духовная твердыня России»
Алферова М.В. – учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ
2. Системно-деятельностный подход в реализации духовно-нравственного воспитания
Алферова М.В. – учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ
3. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций.
Семыкина В.А. – методист отдела образования
Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК
По первому вопросу представила опыт работы, дав открытое факультативное занятие в 7 классе, учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферова М.В. Тема занятия – «Соловецкий монастырь – духовная твердыня России». Целью занятия стало формирование у учащихся понятия "духовная твердыня" (твердость духа), формирование образа соловецких святых преподобных Савватия, Германа и Зосимы, как пример духовной силы и истинного служения Богу, своей Родине и народу.
Учитель познакомила учащихся с житиями преподобных Савватия, Германа, Зосимы и Филиппа; рассмотрела исторический архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря- величайшую святыню России, русский северный Афон; вместе с учащимися определили христианские добродетели, проявленные святыми.
Занятие способствовало пробуждению у учащихся стремления духовно совершенствоваться, нахождению способов решения проблем, не противоречащих основам христианской жизни, формированию ценностного отношения к святыням своей страны, внимательному отношению к людям с ограниченными возможностями.
Выступили: учитель ОПК МБОУ Тарасовской СОШ №1 Лепехина Т.В., которая сказала, что появление в школах области предмета «Православная культура» благоприятно отражаются на духовно-нравственном воспитании учащихся, но возникает необходимость постоянного совершенствования уровня профессионализма учителя, что ведет к поиску новых форм организации деятельности, что удается делать на своих занятияхъ Алферовой М.В.;
учитель ОПК МБОУ Ефремово-Степановской СОШ Никитина Е.В. отметила, что именно учитель православной культуры должен стать помощником для школьников в восполнении недостатка позитивной информации, научить её искать, учить выбирать, какие книги читать, какие фильмы смотреть, какими сайтами в Интернете пользоваться в ходе учебной и самообразовательной работы, выразила благодарность руководителю РМО в оказании методической помощи.
По второму вопросу слушали учителя ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферова М.В. с докладом и презентацией о роли системно-деятельностного подхода в реализации духовно-нравственного воспитания. М.В.Алферова дала определение понятию «Системно-деятельностный подход», указала на основные акценты в данной организации учебного процесса, отметила, что ключевое место занимает категория «деятельности», рассказала о системе дидактических принципов и технологии деятельностного метода.
Третий вопрос - обсуждение предложенных рекомендаций, подведение итогов работы секции.
1. Учителям православной культуры в своей педагогической деятельности использовать опыт работы учителя ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферовой М.В.
2. Принять к сведению информацию докладчика об использовании различных технологий обучения на основе реализации системно-деятельностного подхода.
3. Активизировать работу по вопросам изучения теории и истории православной культуры, стремиться, помимо обязательного минимума по предмету, знакомить учащихся с произведениями писателей, поэтов, композиторов, работать с заданиями творческого характера, предполагающих связь Православной культуры с различными видами искусств.
Руководитель РМО: М.В.Алферова
ПРОТОКОЛ №3
заседания районного методического
объединения учителей ОПК
Всего учителей ОПК:
Присутствовали: 10
Повестка заседания:
1. Представление опыта работы. Открытый урок «Свирский чудотворец».
Григорова В.А.
2. Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС
Григорова В.А. – учитель ОПК МБОУ Роговской СОШ
Семыкина В.А. – методист отдела образования
Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК
По первому вопросу представила опыт работы, дав открытый урок в 6 классе, учитель ОПК МБОУ Роговской СОШ Григорова Валентина Александровна. Она представила приёмы подачи нового материала при
изучении жития преподобного Александра Свирского, при этом
использовала разные формы работы (индивидуальную, парную, групповую),