Обмен опытом на заседании районного мо учителей по курсу преподавания орксэ. формы и методы взаимодействия с родителями в курсе орксэ. Протоколы заседаний районного методического объединения учителей орксэ Направления методической работы

Цель методической работы РМО учителей ОРКСЭ: непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и ОЛПК; в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы по проблеме "Формирование муниципальной системы оценки качества образования в условиях обновления содержания региональной образовательной системы и перехода к стандартам нового поколения при изучении курса ОРКСЭ и ОПК"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОЛПНЯНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  1. ПЛАН

  2. РАБОТЫ

РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

на 2016-2017 учебный год

Руководитель: Проценко Г.А.

Методическая тема:

«Развитие творческого потенциала учителя как одно из условий повышения качества образования»

Тема РМО учителей ОРКСЭ:

«Совершенствование и повышение качества преподавания ОРКСЭ в процессе модернизации образования»

Подтема на 2016 – 2017 учебный год :

«ФГОС - как инструмент повышения образовательного результата и формирования оценки личности»

Цель методической работы РМО учителей ОРКСЭ :

Основные задачи РМО:

1. Совершенствовать существующие и внедрять новые формы, методы и средства обучения с целью повышения качества преподавания ОРКСЭ

2. Продолжить изучение и распространение опыта работы учителей по применению ИКТ. Изучать современные тенденции в преподавании ОРКСЭ

3. Изучать основные подходы к условиям достижения качества преподавания ОРКСЭ.

4. Организовать методико-консультативную помощь членам методического объединения.

5. Сосредоточить усилия РМО на формирование ключевых компетенций учащихся на уроках ОРКСЭ.

6. Оптимизировать работу по развитию мотивации к обучению, в частности, через организацию проектной, конкурсной и научно-исследовательской деятельности, а так же использование современных технических средств обучения.

7. Сохранять здоровье учащихся, в частности путем коррекции форм контроля и повышать престиж здорового образа жизни на уроках ОРКСЭ.

8.Развивать систему духовно-нравственного воспитания школьников.

ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ

Районного методического объединения

учителей ОРКСЭ на 2016-2017 учебный год

Август 2016г.

Тема заседания:

1. Анализ работы районного методического объединения учителей ОРКСЭ за 2015-2016 учебный год.

2. Обсуждение плана работы РМО на 2016-2017 учебный год.

3. Изучение основных подходов к условиям достижения повышения качества преподавания ОРКСЭ.

4. О разработке рабочей программы педагога по ОРКСЭ.

Ноябрь 2016г.

Тема заседания:

Семинар-практикум по направлениям инновационной деятельности.

1. Обучение педагогов по направлениям инновационной деятельности.

2. Проектирование модели образовательного партнёрства школы и семьи.

Январь 2017г.

Тема заседания: « Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями »

«Рождественская звезда»

3. Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.

4. Педагогическая мастерская.

Открытое мероприятие по результатам проектной деятельности на уроках ОРКСЭ.

Тема «Храм»

5. Из опыта работы.

«Лучший урок по ОРКСЭ»

Апрель 2017г .

Тема заседания: «Модернизация образования»

Семинар учителей по теме «Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в школе »

1. Результативность внедрения курса ОРКСЭ. Мониторинг результатов.

2. Воспитание нравственности обучающихся.

3. Конкурс изобразительного и литературного творчества «Пасха в христианской семье».

5. Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.

6. Фотовыставка «Монастыри Орловщины ». Выставка творческих работ.

7. День славянской письменности и культуры на территории Российской Федерации (24 мая)

Август 2017г

Заседание круглого стола « Результативность работы за год. Проблемы и успехи обучающихся. Задачи на новый учебный год».

2. Разработка плана работы РМО на новый учебный год.

1. Проверка рабочих программ и тематического планирования.

2. Взаимопосещение уроков, анализ учебного занятия.

3. Организация внеклассной работы по ОРКСЭ, самоанализ результативности.

4. Проведение школьного, районного и областного этапа олимпиад.

5. Проведение тестовых работ.

6. Мониторинг общеучебных умений и навыков учащихся школ района.

7. Анкетирование учителей ОРКСЭ на выявление реальных затруднений в организации обучения.

Руководитель РМО учителей ОРКСЭ Г.А.Проценко

ПЛАН РАБОТЫ

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

Августовское заседание

«Пути совершенствования и повышения качества преподавания ОРКСЭ»

Анализ работы за 2015-2016 учебный год.

август

Проценко Г.А..

Обсуждение и утверждение плана работы РМО учителей ОПК и ОРКСЭ на 2016 – 2017 учебный год.

Учителя ОПК,ОРКСЭ

Об изменениях в «Законе об образовании».

Проценко Г.А.

Проценко Г.А.

Виды универсальных учебных действий и их формирование на уроках ОРКСЭ и ОПК.

Проценко Г.А.

Формирование банка данных педагогов, ведущих курс «Основы православной культуры», ОРКСЭ. Анкетирование учителей с целью создания банка данных.

Учителя ОПК,ОРКСЭ

Циклограмма конкурсов на 2016-2017учебный год (сайт ИМЦ)

Всероссийская олимпиада «Русь святая, храни веру православную».

Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Святые Заступники Руси»

Международный творческий конкурс «Красота Божьего мира»

Проценко Г.А.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

1-е заседание

Семинар учителей ОРКСЭ по теме

«Модели духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения»

Современные педагогические технологии на уроках курса ОРКСЭ и ОПК.

ноябрь

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Использование психологических игр на учебных занятиях курса ОРКСЭ.

учитель ОПК

Моисеева Л.Н.

Интерактивные методы работы на уроках ОРКСЭ.

учитель ОПК

Этапы интерактивного урока (мотивация, целеполагание, информационный блок, интерактивное упражнение, продукт урока, рефлексия)

Проценко Г.А.

Обучение педагогов по направлениям инновационной деятельности.

Проектирование модели образовательного партнёрства школы и семьи.

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Участие в Международном конкурсе художественного творчества «Красота Божьего мира»

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры.

методист РОНО

Ушакова С.В.

Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси»

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

2-е заседание

Семинар учителей ОРКСЭ

«Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями »

Организационные вопросы по проведению муниципального фестиваля

«Рождественская звезда»

январь

2017 год

методист РОНО

Ушакова С.В.

январь

методист РОНО

Ушакова С.В.,

Проценко Г.А.

Итоги и анализ школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады по ОПК

методист РОНО

Ушакова С.В.

Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.

учитель ОПК

Педагогическая мастерская.

Открытое мероприятие по результатам проектной деятельности на уроках ОРКСЭ

(экскурсия, праздник, классный час, конференция, защита проектов)

Тема «Храм»

учитель ОРКСЭ, ОПК

Из опыта работы.

«Лучший урок по ОРКСЭ»

декабрь-

февраль

учителя

Подведение итогов муниципального фестиваля детского творчества «Рождественская Звезда» и конкурса «Светлый праздник – Рождество Христово».

методист РОНО

Ушакова С.В.,

Проценко Г.А.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

3-е заседание

Заседание круглого стола

Способы повышения мотивации учащихся в системе обучения ОРКСЭ.

Семинар учителей ОРКСЭ по теме «Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС »

2.1.Результативность внедрения курса ОРКСЭ Мониторинг результатов.

март

Методист РОНО

Ушакова С.В.

2.2.Воспитание нравственности обучающихся.

Проценко Г.А.

Конкурс изобразительного и литературного творчества «Пасха в христианской семье».

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.

Специфика курса «Основы религиозных культур и светской этики», его отличие от традиционных учебных курсов.

Открытый урок ОРКСЭ,ОПК.

Фотовыставка «Монастыри Орловщины ». Выставка творческих работ.

апрель

Проценко Г.А.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

4-е заседание

Заседание круглого стола

«Результативность работы за год. Проблемы и успехи обучающихся. Задачи на новый учебный год»

Анализ результатов Всероссийской Олимпиады по ОПК.

май

Методист РОНО

Ушакова С.В.

День Славянской письменности.

май

учителя ОПК, ОРКСЭ,

рук. РМО Проценко Г.А.

Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работе с детьми школьного возраста и молодёжи до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

рук. РМО

Проценко Г.А.

Организация экскурсии учителей ОПК

В течение года

Ушакова С.В.

Проценко Г.А.

Педагогическая мастерская.

Открытое мероприятие по результатам проектной деятельности на уроках ОРКСЭ за 2 полугодие.

(праздник, классный час, конференция, защита проектов –по выбору).

Выставка творческих работ.

учитель ОПК,ОРКСЭ

Проценко Г.А.

Из опыта работы.

Особенности проведения внеклассных мероприятий по курсу ОРКСЭ, ОПК.

учитель ОПК,ОРКСЭ

Семинар «Поезд творческих идей»

рук. РМО

Проценко Г.А.

1. Анализ работы РМО за 2016-2017 учебный год.

2. Разработка плана работы РМО на новый 2017-2018 учебный год.

3. Отчёт о работе по самообразованию.

рук. РМО

Проценко Г.А.


ПЛАН РАБОТЫ ГМО

УЧИТЕЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)»

на 2017-2018 учебный год.

Методическая тема: «Повышение качества образования посредством совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации федеральный государственных образовательных стандартов»

Руководитель ГМО: Анисимова Ольга Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

Цель ГМО: оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Задачи ГМО :

    Создать условия для развития профессиональной компетентности и методической грамотности педагогов в области преподаваемого учебного курса.

    Отработать механизм взаимодействия муниципалитета, образовательных учреждений с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитания и просвещения.

    Выработать оптимальную и эффективную схему работы с родителями в реализации учебного курса ОРКСЭ.

    Внедрить в педагогическую деятельность эвристические и другие интерактивные методы, новейшие образовательные технологии, позволяющие повысить эффективность уроков по курсу ОРКСЭ.

Основные направления деятельности ГМО:

    Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта.

    Организация конференций, педагогических чтений, круглых столов.

    Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями.

    Организация накопления методических материалов и разработок.

    Участие в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.

Согласовано и утверждено

на заседании ГМО учителей

преподающих ОРКСЭ, 26.08.2017года

Руководитель ГМО _____ О.М.Анисимова

ГРАФИК ЗАСЕДАНИЙ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

на 2017-2018 учебный год.

Анализ работы ГМО ОРКСЭ за 2016-2017уч. год. Обсуждение и утверждение плана работы ГМО на 2017 - 2018 учебный год.

    Утверждение рабочих программ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по изучаемым модулям: ОСЭ и ОПК в соответствии с требованиями ФГОС.

    Домашние задания (формы, периодичность...) как стимул повышения интереса обучающихся к предмету ОРКСЭ.

    Разработка критериев оценивания при безотметочном обучении по курсу ОРКСЭ.

    Проведение анкетирования среди членов РМО с целью создания единой базы данных.

Ноябрь

Проблемный семинар :

    Технологии, методы, приёмы работы на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР.

2. Расширение информационно-образовательного пространства учителя через использование:

Сайтов и порталов Интернета;

Новинок методической литературы, УМК;

Периодических изданий.

3. Расширение информационно-образовательного пространства учеников через участие в различных акциях, конкурсах, олимпиадах и др. формах работы с учащимися

    Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ

    Типичные проблемы и сложности, встречающиеся педагогам, преподающим ОРКСЭ и ОДНКНР.

Февраль

Круглый стол: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ».

    Интеграция уроков ОРКСЭ и внеурочной деятельности.

    Опыт приобщения детей к ценностям российской культуры средствами курса ОРКСЭ.

    Современная православная литература как инструмент формирования жизненных ценностей учащихся в рамках модуля ОПК.

    Развитие ценностно-нравственных ориентиров учащихся через использование межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и ОРКСЭ.

    Воспитание толерантного отношения и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России средствами курса ОРКСЭ.

Март

Научно-практическая конференция учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ по теме «Краеведческий компонент в процессе преподавания ОРКСЭ для воспитания бережного отношения к религиозному и культурному наследию малой родины».

    Семинары-практикумы, мастер-классы, творческие мастерские, круглые столы

Кто проводит

Для какой категории

Ноябрь

Семинар: «Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса через изучение курса ОРКСЭ и ОДНКР»

Учителя курса ОРКСЭ

Февраль

Круглый стол: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ».

Учителя курса ОРКСЭ, руководители ШМО классных руководителей

3.Совместная работа с кафедрами и ГМО других циклов

Кто проводит

Ответственный

Февраль

Воспитательный потенциал ОРКСЭ во внеурочной деятельности

ГМО учителей ОРКСЭ, классные руководители

4.Работа творческих групп

Сентябрь 2017 г.

1 . Заседание творческой группы по разработке плана проведения мероприятия посвященного Дню народного единства в рамках предмета «Основы религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)

Октябрь 201 7 г.

Ноябрь 2017 г.

Заседание творческих групп по подготовке проектов и конкурсов в рамках предмета «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)

Создание методической копилки по курсу «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)

Члены творческой группы

Май 2018 г.

Планирование работы ГМО на 2017 – 2018 уч. год.

Члены творческой группы

5. Образовательная деятельность

Сентябрь 201 7 г.

Формирование банка данных о прохождении курсовой подготовки учителей «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)

В течение года

Курирование курсовой подготовки учителей «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ).

ПРОТОКОЛ №1

объединения учителей ОПК

Всего учителей ОПК:

Присутствовали: 17

Повестка заседания:

1. Религиозная культура в школе – инновационный проект российского образования. Анализ работы районного методического объединения учителей ОПК за 2012-2013 уч.г. Перспективный план работы РМО по ОПК на 2013-2014 учебный год.

руководитель РМО

2. Анкетирование учителей ОПК с целью сбора информации об успехах и проблемах преподавания предмета в школах района.

руководитель РМО

3. Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры.

Андриянова Л.В. – учитель ОПК МБОУ СОШ №2

4. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций.

Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК

По первому вопросу слушали руководителя РМО Алферову М.В. Она подчеркнула, что в условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, суицида, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в «общем доме всех народов», мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием. Отсюда вытекает задача формирования личности, проникнутой духом родной культуры.

Алферова М.В. познакомила присутствующих с анализом работы районного методического объединения учителей ОПК за 2012-2013 учебный год, обратив внимание на слабую роль в олимпиадном движении, конкурсах разных уровней; отметила работу педагогов, обобщивших свой опыт работы в 2012-2013 учебном году, указала на недостатки в работе; познакомила с перспективным планом работы на 2013-2014 учебный год.

Второй вопрос: анкетирование учителей ОПК с целью сбора информации об успехах и проблемах преподавания предмета в школах района.

Результаты анкетирования показали, что наибольшую сложность испытывают педагоги в недостаточном обеспечении методической литературой, учителям необходимы встречи со священнослужителями, которые могли бы ответить на волнующие вопросы и проблемы. Также учителям ОПК необходимо прохождение курсов, о чем было заявлено в анкетах.

По третьему вопросу выступила Андриянова Л.В., учитель ОПК МБОУ СОШ №2 с докладом «Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры». В своем выступлении она указала, что конкурсы можно разделить на 3 вида: предметные, посвященные патриотическому и гражданскому воспитанию, художественно-эстетической направленности; отметила, что участие в различных конкурсах позволяет не только учащимся, но и педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.

По четвертому вопросу обсудив предложения, приняли методические рекомендации.

1. Предусмотреть проведение информационно-разъяснительной работы с

родителями обучающихся и воспитанников по выявлению образовательных потребностей в изучении школьниками в различных формах основ православной культуры.

2. Активизировать работу по участию обучающихся в Олимпиаде по ОПК, конкурсах различных уровней.

3. Обеспечить прохождение курсов по ОПК учителей-совместителей.

ПРОТОКОЛ №2

заседания районного методического

объединения учителей ОПК

Всего учителей ОПК:

Присутствовали: 17

Повестка заседания:

1. Представление опыта работы. Открытое факультативное занятие «Соловецкий монастырь – духовная твердыня России»

Алферова М.В. – учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ

2. Системно-деятельностный подход в реализации духовно-нравственного воспитания

Алферова М.В. – учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ

3. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций.

Семыкина В.А. – методист отдела образования

Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК

По первому вопросу представила опыт работы, дав открытое факультативное занятие в 7 классе, учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферова М.В. Тема занятия – «Соловецкий монастырь – духовная твердыня России». Целью занятия стало формирование у учащихся понятия "духовная твердыня" (твердость духа), формирование образа соловецких святых преподобных Савватия, Германа и Зосимы, как пример духовной силы и истинного служения Богу, своей Родине и народу.

Учитель познакомила учащихся с житиями преподобных Савватия, Германа, Зосимы и Филиппа; рассмотрела исторический архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря- величайшую святыню России, русский северный Афон; вместе с учащимися определили христианские добродетели, проявленные святыми.

Занятие способствовало пробуждению у учащихся стремления духовно совершенствоваться, нахождению способов решения проблем, не противоречащих основам христианской жизни, формированию ценностного отношения к святыням своей страны, внимательному отношению к людям с ограниченными возможностями.

Выступили: учитель ОПК МБОУ Тарасовской СОШ №1 Лепехина Т.В., которая сказала, что появление в школах области предмета «Православная культура» благоприятно отражаются на духовно-нравственном воспитании учащихся, но возникает необходимость постоянного совершенствования уровня профессионализма учителя, что ведет к поиску новых форм организации деятельности, что удается делать на своих занятияхъ Алферовой М.В.;

учитель ОПК МБОУ Ефремово-Степановской СОШ Никитина Е.В. отметила, что именно учитель православной культуры должен стать помощником для школьников в восполнении недостатка позитивной информации, научить её искать, учить выбирать, какие книги читать, какие фильмы смотреть, какими сайтами в Интернете пользоваться в ходе учебной и самообразовательной работы, выразила благодарность руководителю РМО в оказании методической помощи.

По второму вопросу слушали учителя ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферова М.В. с докладом и презентацией о роли системно-деятельностного подхода в реализации духовно-нравственного воспитания. М.В.Алферова дала определение понятию «Системно-деятельностный подход», указала на основные акценты в данной организации учебного процесса, отметила, что ключевое место занимает категория «деятельности», рассказала о системе дидактических принципов и технологии деятельностного метода.

Третий вопрос - обсуждение предложенных рекомендаций, подведение итогов работы секции.

1. Учителям православной культуры в своей педагогической деятельности использовать опыт работы учителя ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферовой М.В.

2. Принять к сведению информацию докладчика об использовании различных технологий обучения на основе реализации системно-деятельностного подхода.

3. Активизировать работу по вопросам изучения теории и истории православной культуры, стремиться, помимо обязательного минимума по предмету, знакомить учащихся с произведениями писателей, поэтов, композиторов, работать с заданиями творческого характера, предполагающих связь Православной культуры с различными видами искусств.

Руководитель РМО: М.В.Алферова

ПРОТОКОЛ №3

заседания районного методического

объединения учителей ОПК

Всего учителей ОПК:

Присутствовали: 10

Повестка заседания:

1. Представление опыта работы. Открытый урок «Свирский чудотворец».

Григорова В.А.

2. Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС

Григорова В.А. – учитель ОПК МБОУ Роговской СОШ

Семыкина В.А. – методист отдела образования

Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК

По первому вопросу представила опыт работы, дав открытый урок в 6 классе, учитель ОПК МБОУ Роговской СОШ Григорова Валентина Александровна. Она представила приёмы подачи нового материала при

изучении жития преподобного Александра Свирского, при этом

использовала разные формы работы (индивидуальную, парную, групповую),