Основы современной элитологии были заложены. Тест по политологии. Критиче-ские теории элиты


Элитисткие теории

элитология общество средневековье

Введение

В настоящее время существует большое количество различных теорий, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Идеи о неизбежности такого деления общества высказывались ещё в глубокой древности. Достаточно в этой связи назвать имена Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время они не получили научного обоснования. Первые научно разработанные концепции элит были предложены в начале ХХ века.

Элитология представляет собой специальную научную дисциплину, занимающуюся рассмотрением и анализом специфических закономерностей формирования и развития элит в обществе, анализом их персонала на различных этапах общественного развития. При этом элитология не является наукой однородной. В ее рамках существует целый ряд парадигм, к которым относятся элитизм и элитаризм

Несомненным является тот факт, что элитаристская парадигма представляется очень привлекательной. Особенно возрастает ее актуальность и привлекательность в современных условиях, когда становится чрезвычайно модно сознательно выносить себя и свое мировоззрение за пределы «безликой серой массы».

Понятие элитизма

В последние десятилетия термин «элита» не только прочно вошел в научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за его пределы, став общеупотребительным. Этот термин происходит от латинского eligere и французского elite -- лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для наименования «избранных людей», прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823г., этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе иерархизированного общества. Затем понятие стали использовать в генетике, биологии и других естественнонаучных дисциплинах. В общественных науках термин «элита» не применялся широко до конца XIX -- начала XX вв. (т.е. до появления работ В. Парето), а в США -- даже до 30-х годов нашего столетия. По мере институционализации науки определялись основные направления в изучении элит - история политической мысли, теории элит, социология элит и т.п., формировался объект и предмет элитологии.

Объект-элита: вся элита, отдельные виды элит, отдельная личность

Предмет - закономерности становления и функционирования элиты

Элитизм - Убежденность в том, что управление на практике является достоянием элит, что, согласно афоризму Юма (Hume), "Долженствование подразумевает возможность", нет смысла говорить о контроле над правительством со стороны народа, если на практике народ не может этого сделать, и что нам лучше принять то, на что мы обречены в любом случае. Чаще всего эти взгляды ассоциируются с именами Гаэтано Моска, Вильфреда Парето (Pareto) (начало ХХ в.) и Йозефа Шумпетера (Schumpeter) (середина ХХ в.). Их работы носят оттенок "элитизма", поскольку всячески оправдывают нахождение "во власти" в демократических государствах представителей элит, подтверждая свои доводы аргументами нормативного свойства. Вместе с тем их первоначальная аргументация не подразумевала нежелательности демократического контроля над правительством, если бы его каким-то образом удалось достичь.

Этапы становления политического элитизма. Представления античных философов об аристократии как правлении лучших

Первые прообразы элитистских теорий нашли отражение в трудах Платона, который одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы» . Суть их в следующем:

1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

· Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из правителей-философов, воинов-стражей, ремесленников.

Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.

Ученик Платона Аристотель лучшей формой государства считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.

Развитие элитистских представлений в эпоху средневековья

Развитие элитистских представлений в эпоху средневековья связано с появлением теологических теорий Фомы Аквинского и Августина Блаженного, обожествлявших природу государственной власти. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

Вклад в формирование и развитие элитизма Н. Макиавелли, Ф. Ницше

Первоосновой мирового процесса Ницше объявлял волю к власти; движущая сила истории - "ненасытное стремление к проявлению власти, и применение власти, пользование властью как творческий инстинкт" . Мораль для него играет разлагающую роль, это - "оружие слабых", "инстинкт толпы", который преодолевают "сверхчеловеки".

Аристократия в учении Ницше вовсе неравнознвчна господству властвующей элиты над массой; важно прежде всего качество элиты. В его произведениях «знать» и «чернь» употребляются не как социально-политические категории, но моральные, вне связи с существующей социальной иерархией. «Знать» и «чернь» определяются не богатством или бедностью, а величием и ничтожностью. Величие души - удел немногих, и именно оно придает смысл человеку, делая его сверхчеловеком. Только жизнь имеет абсолютную ценность, а настоящая жизнь появляется тогда, когда человек становится богом. Яркой, настоящей жизни достоин лишь человек, ставший богом - сверхчеловек.

Мотив сверхчеловека - важнейшая часть элитологических воззрений Ницше. «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти... Сверхчеловек - смысл земли» . Называя человека «грязным потоком», Ницше пишет, что сверхчеловек по отношению к человеку - как обезьяна по отношению к человеку. Сверхчеловек - это аристократия (подлинная элита) общества. Герой Ницше - надменный, жесткий, лишенный сочувствия к слабым, нижестоящим.

«Господствующая каста» у Ницше самоидентифицирует себя. "Есть инстинкт распознавания ранга, который более всего является признаком высокого ранга, есть наслаждение, доставляемое нюансами почитания, и оно указывает на знатное происхождение и связанные с ним привычки" . Ницше определяет признаки знатности: "...не иметь желания передавать кому-нибудь собственную ответственность, не иметь желания делиться ею; свои преимущества и пользование ими причислять к своим обязанностям" . Так откровенно формулируется кредо элитаризма - сильная власть аристократии, которая "должна твердо верить, что существует не для общества, но что оно (общество) - не более как «фундамент и помост, могущий служить подножием некоему виду избранных существ для выполнения их высшей задачи и вообще для высшего бытия»

Николо Макиавелли. Его взгляды на проблему отношений правителей и подданных отличаются противоречивостью. С одной стороны, он выступал против феодалов, тормозивших объединение Италии, с другой стороны, он более всего опасался бунта вышедших из повиновения масс. Он ищет оптимальное соотношение между правителями и народом и видит его в сильной власти. В тоже время Макиавелли осуждает тираническую власть, которая развращает правителей и массу, которая, привыкнув терпеть тирана, становится "холуйской, лицемерной". Хотя личность политического вождя оказывается в центре внимания Макиавелли, он, в отличен от своих предшественников, не сводит политический процесс только к деяниям героев, в его представлении он весьма многокрасочен. Макиавелли различает активных и пассивных участников исторической драмы: это и монарх, и дворянство, и простолюдин, выходящий на городскую площадь и поддерживающий государя или бунтующий против него офицер, участвующий в военном столкновении, ростовщик, субсидирующий политика, церковный деятель и т.д. Он рисует яркие психологические портреты лидеров; их действия стимулируются главным образом дурными страстями, врожденными, исконно присущими людям. Они "неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы". Макиавелли готов оправдать аморальные средства, при помощи которых правители достигают власти. При этом власть - не только ценность в себе, но средство для достижения определенных политических целей. Чтобы властвовать, правители должны знать главные стимулы человеческой деятельности (а это, по Макиавелли, жажда власти и обладание имуществом), изучать и использовать в своих интересах вкусы, наклонности, слабости толпы и, благодаря этому, господствовать над ней.

Интересна типология методов правления, предлагаемая Макиавелли, которые обеспечивают эффективность власти: это - "львы" (решительные правители, опирающиеся на силу), и "лисы" (гибкие политики, для которых характерны ловкость, притворство, хитрость, это мастера переговоров и закулисных интриг). Решая дилемму, на кого государю делать ставку из двух борющихся сил - на народ или на знать, Макиавелли однозначно выбирает народ. Государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут: "он никогда не обманется в народе и убедится в прочности подобной опоры" . Макиавелли делает вывод о том, что интересы народа гораздо более совпадают с интересами государства. Он отнюдь не идеализирует народ, который, как и государь и аристократия, подвержен влиянию обстоятельств, хотя и в меньшей степени, чем первые, и пишет, что "народ, который долго и смиренно терпит тиранию власти или иностранное иго - это развращенный народ, утративший драгоценный дар богов - свободолюбие, независимость, честность, смелость" .

Формирование элитизма как научного направления. Теории элит В. Парето, Г. Моски, Г. Тарда, Р. Михельса.

Макевиалистская школа (Г.Моска, В.Парето)- любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет) - элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Ценностные теории (В.Ропке). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Концепции плюрализма элит (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция делает возможным контроль со стороны масс.

Леволиберальные концепции (Р.Миллс). общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.

Элитистские концепции XIX-XX вв.

В политической науке французский термин «элита» получил распространение в конце ХIХ - в начале ХХ в., и связан с именами таких ученых, как Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Роберт Михельс.

Кратко остановимся на основных позициях их элитистских концепций.

Гаэтано Моска (1858-1941 гг.) итальянский социолог и политолог, в работе «Основы политической науки» попытался доказать неизбежное деление общества на две не равные по социальному положению и роли группы. Он делил общество на класс управляющий (правящий класс) и класс управляемых. Моска высказал мысль о том, что необходима известная стабильность правящего класса, и проникновение новых элементов в него не должно происходить слишком быстро и не должно быть слишком значительным. Концепция правящего класса Г. Моски оказала большое влияние на последующее развитие элитистских теорий. Однако она была подвергнута критике, за абсолютизацию политического фактора и недооценку роли экономики. Данная теория нашла одобрение в тоталитарных государствах. Разработанное им направление названо организационным.

Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) - в работе «Трактат об общей социологии» писал, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство - элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными в процессе воспитания и образования). Элита делится на правящую - которая прямо или опосредованно участвует в управлении, и не правящую - контрэлиту - это люди, обладающие характерными для элиты качествами, но не имеющие доступа к руководству из-за статуса или других причин. В. Парето впервые ввел понятия «политический (правящий) класс» и «циркуляция элит» - т. е. система «обмена» людьми между элитой и остальным населением. Циркуляция элит, по его мнению, влечет за собой циркуляцию идей.

Роберт Михельс (1876-1923 гг.) - немецкий политолог, ставший одним из идеологов фашизма - в работе «Трактовка причин элитарности» исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность, делал вывод о том, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В своих исследованиях он стремился доказать невозможность осуществления принципов демократии в западных странах в силу «олигархических тенденций» в массовых политических организациях.

Макиавеллистская школа (Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс) ориентирует своих последователей на то, что любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: психологических, умственных, моральных. По мнению сторонников данного направления, элита характеризуется политическими и организаторскими качествами, а массы признают ее право на власть, то есть ее легитимность. Смена элит происходит в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности и обосновывают правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

В рамках теории демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет) демократия понимается как конкурентная борьба претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. И элита рассматривается как поборница демократических ценностей - свободы, равенства, права на труд, социальное обеспечение и т. д. Она осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

В ценностных теориях (В. Ронке, Х. Ортега-и-Гассет) элита видится как слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Вхождение в элиту - это не произвольный или насильственный процесс, а справедливое приобщение наиболее способных к рычагам управления.

Концепции плюрализма элит (или функциональные теории элит) (С. Келлер, О. Штаммер, Д. Рисмен) доказывают, что элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными элитами, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Элиты контролируются массами посредством выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления. Конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс. Границы между массами и элитами условны. Доступ в элиту открыт не только представителям крупного капитала, но и тем, кто обладает выдающимися личными способностями, знаниями.

Леволиберальные концепции элит (Р. Миллс, Р. Милибанд, Р.-Ж. Шварценберг) основываются на положении, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой. В реальной жизни элита находится на высоком уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т. д.) незначительны. Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой почве обеспечивает себе власть, богатство и известность. Между элитой и массами большое различие, преодолеть которое практически невозможно.

В политической науке XX в. к "элите" относят:

* людей с исключительными интеллектуальными способностями и наивысшим чувством ответственности (Х.Ортега-и-Гассет);

* творческое меньшинство общества, противоположное нетворческому большинству (А.Тойнби);

* меньшинство, имеющее наибольшее влияние в обществе и/или осуществляющее в нем наиболее важные функции (С.Келлер);

* лидеров или выдающихся представителей любых социальных групп -- профессиональных, этнических, локальных ("элиту" летчиков, шахматистов и даже воров) (М.Боден);

* лиц, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В.Парето);

* наиболее активных в политическом отношении субъектов, ориентированных на власть (Г.Моска);

* владеющих наибольшими состояниями или имеющих наибольший престиж (ПЛассуэлл);

* занимающих ведущие позиции в политической, экономической и культурной жизни общества (В.Геттсмэн) (6).

По Дрейцелю. Элита - обладатели высших позиции в группе, организации или институте, отбор в которую осуществляется по принципу продуктивности знаний.

По Вайда. Элита - группа людей, стоящих на верхней ступени иерархии, способные создать образцы потребности и поведения.

По Султанову. Элита - определенным образом структурированная группа, которая в силу своего статуса, соответствующих условий, общего восприятия, политических традиции, идеологии в данном социуме обладает потенциалом решающего влияния на большинство других групп и институтов в данном обществе.

Политическая элита - внутренне дифференцированная интегрированная группа лиц, обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и влияющие на принятие властных решений.

Современные элитистские теории

В современной политической теории предложенные ее основоположниками подходы получили новое развитие. Так, последователи В. Парето П. Блау, Ж. Сорель, Э. Фромм, А. Адлер, Р. Стогдилл и другие ученые составили впечатляющие описания конкретных свойств политических лидеров и элит, раскрыв и уточнив на этой основе связь между индивидуальными свойствами управляющего класса и основаниями господствующего политического порядка. В русле данного направления более четкие очертания обрели ценностные концепции. Так, американский ученый Г. Лассуэлл выдвинул идею, согласно которой к элите могут быть отнесены только те, кто обладает особыми способностями к производству и распространению определенных политических ценностей (например, обеспечения индивидуальной безопасности человека или его общественного уважения, роста доходов и т.д.), к мобилизации активности населения и формированию определенного политического порядка.

В рамках ценностных теорий получила развитие и плюралистическая интерпретация элит, согласно которой во власти действуют несколько элитарных группировок, и каждая из них обладает собственными механизмами и зоной властного влияния, выражает специфические интересы различных групп населения и обладает только ей присущим авторитетом.

Своеобразное теоретическое развитие получили и взгляды Моски. Так, французский исследователь Г. Дорсо обратился к учению о «политическом классе» и предложил рассматривать его как «технический инструмент» «господствующего класса», распадающийся в политическом процессе на «управляющий» и «оппозиционный» сегменты. В силу этого, как считает французский ученый, смена у власти правящего и оппозиционного слоев совершенно не сказывается на интересах и статусе правящего класса.

Оригинальную концепцию предложил Р. Миллс, исследовавший на примере американского общества политическую элиту как совокупность представителей важнейших «институциализированных иерархий», т.е. высших должностных лиц в составе глав корпораций, политических администраторов и военного руководства. При этом, по мнению Миллса, наибольшим влиянием в данном треугольнике власти обладают лица (включая и часть неизбираемой, бюрократической элиты), находящиеся в неформальных отношениях друг с другом и оказывающие основное влияние на весь процесс принятия решений.

Весьма оригинально рассматривал функциональные основания политических элит и Дж. Гэлбрейт, предположивший, что важнейшее влияние на принятие политических решений оказывает так называемая техноструктура, т.е. та анонимная группа лиц, которая контролирует процесс обращения служебной информации и тем самым реально предопределяет характер принимаемых наверху решений. В этом смысле публичные политики только озвучивают решения, подготовленные их экспертами, аналитиками и прочими помощниками. Таким образом, была теоретически легализована роль так называемых серых кардиналов, нередко стоящих за кулисами власти и определяющих ее важнейшие решения.

Существенное развитие заложенные Моской идеи получили и в трудах представителей структурно-функционального направления (Д. Бернхэм, С. Келлер), акцентирующих внимание на анализе институциональных и ролевых особенностей правящих кругов. Свой вклад в развитие этого направления внесли и так называемые неоэлитаристы (X. Зиглер), делающие акцент на политических механизмах, позволяющих элитарным слоям осуществлять свою фактическую власть независимо от результатов волеизъявления общества на выборах, плебисцитах и референдумах.

Заключение

Бурное развитие элитистских концепций и по сей день не привело к утверждению единых подходов к интерпретации самостоятельности элит, характеристики их отношений с массами, к определению соотношения статусных и личных свойств элитарных кругов при изменении их состава, роли управляющих в развитии демократии. По сути дела каждый исторический период серьезно изменял и обновлял такого рода оценки и идеи. Например, в своих первоначальных вариантах элитистские теории были весьма негативно расположены к демократии. Впоследствии ситуация радикально изменилась, и элитизм стал рассматриваться как элемент политики, полностью совместимый с механизмами представительной демократии. Как утверждал видный политический мыслитель XX в. И. Шумпетер, элиты могут сделать для утверждения демократии значительно больше, чем самые широкие, заинтересованные в этих ценностях слои населения.

В то же время подавляющее большинство представителей современного элитизма рассматривают деятельность высших управляющих структур в отрыве от обусловливающих их социальных и экономических факторов. В данном случае элиты нередко трактуются как самодостаточные группы, полностью контролирующие все политические процессы. В известной степени это предопределяет расширение некоторыми теоретиками (А. Стоун) функционально-ролевых нагрузок правящих групп, рассмотрение их в качестве единственных движителей исторического процесса, массам же при этом отводится роль его пассивных наблюдателей.

Размещено на сайт


Подобные документы

    Осуждение национализма, империализма, расизма, антисемитизма в "Трактате" итальянского инженера, экономиста и социолога Вильфредо Парето. Теория социального поведения. Теория элит Г. Моска и В. Парето. Характерные черты представителей правящей элиты.

    презентация , добавлен 14.11.2014

    Доктрина "политического класса" Г. Моска. Психологическая теория элиты В. Парето. Концепция олигархии Р. Михельса. Элитистский подход и менеджментная теория элиты. Институциональный подход и теория элиты Р. Миллза. Теории множественности элит (А. Бентли).

    контрольная работа , добавлен 14.03.2011

    Библиосоциология как самостоятельная научная дисциплина. История развития социальных функций библиотек во временном контексте. Исследование современных методик библиосоциальной работы. Методики библиосоциологического исследования и их особенности.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2011

    Социология религии как отрасль социологии и научная дисциплина, предмет и методы ее исследования, история возникновения и развития. Типы религиозных верований. Функции религии в обществе. Характеристика и особенности методов, приемы религиоведения.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Предпосылки формирования и особенности развития социологии предпринимательства. Объект, предметная область и задачи социологии предпринимательства. Социология предпринимательства - крайне актуальная ныне специальная социологическая теория.

    реферат , добавлен 29.12.2004

    Основные положения теории социальной работы, предпосылки ее возникновения и развития как научной дисциплины. Анализ состояния и проблемы реформирования социальной работы в условиях современной России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    История становления социологической методологии. Исследование межличностных отношений и отношений личности к различным общественным явлениям. Современные теории политических элит. Изменения в социальной структуре при переходе к информационному обществу.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Сравнительный анализ инструментальной, семантической, гендерной, кратической теорий происхождения общества как систем научного знания о генезисе общественных отношений. Понятие социального прогресса, эволюционные и циклические теории развития цивилизации.

    презентация , добавлен 15.04.2017

    Понятие "молодежь". Пути развития отечественной социологии молодежи. Тенденции молодежного развития. Культурные потребности молодежи. Система духовных потребностей как продукт исторического развития. Особенности молодежи современного российского общества.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2011

    Направления демографической политики в РФ. Демографическая ситуация в Республике Дагестан. Влияние общих и специфических закономерностей развития и воспроизводства населения на социальное развитие республики до последней Всеобщей переписи населения.

Элитология имеет сложную структуру. Она включает в себя философскую элитологию, социологию элиты, политическую элитологию, историческую элитологию, а также историю элитологии, элитологическую психологию (в том числе мотивацию власти, психологические особенности элитного слоя), культурологическую элитологию (элита как творческая часть общества, создающая культурные ценности, анализ элитарной и массовой культуры), сравнительную элитологию, исследующую общие закономерности и особенности функционированеия элит в разных цивилизациях, разных странах, разных регионах мира, элитное образование и элитопедагогику. Разумеется, этот список элитологических дисциплин далеко не полон. Интересную классификацию элитологических дисциплин предлагает П.Л.Карабущенко. Помимо теоретической элитологии он выделяет практическую и прикладную элитологию .

Философская элитология представляет собой наиболее высокий уровень обобщения в элитологии. Она, в свою очередь, обладает сложной структурой В ней можно выделить элитологическую онтологию, элитологическую гносеологию (включающую древнее тайноведение, эзотерическую гносеологию), элитологическую философскую антропологию, элитологический персонализм.

Онтологическая элитология выявляет неоднородность, дифференциацию, иерархичность бытия. На этом уровне наиболее широко ставится проблема элитности и элитного. Отметим, что проблемы неоднородности и иерархизации бытия были в центре внимания античной (Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон) и средневековой философии (Августин Блаженный, Фома Аквинский), они обсуждались в философии Нового времени, в философии ХХ века (Н.А.Бердяев, Х.Ортега-и-Гассет) . Процесс развития включает в себя дифференциацию и иерархизацию бытия, а с ней и выделение элитного. Особенно это относится к развитию сложных динамических систем, которое всегда сопровождается ростом их внутренней дифференциации, иерархизации, усложнения (и специализацией в органических и социальных системах).

Данная проблематика давно уже стала общенаучной. Она входит, например, в предмет теоретической биологии. Развитие органических популяций сопровождается ростом их внутренней дифференциации, усложнением, иерархизацией; рост внутренних различий ведет к выделению наиболее совершенных особей, качества и свойства которых отвечают тенденциям системы (популяции) к ее развитию. Эти более совершенные особи и можно назвать элитными в системе популяции. Элитные элементы являются ведущим элементом в процессе естественного и искусственного отбора. В сущности, вся биологическая эволюция – в соответствии с учением Дарвина– есть элитология живого, выявление лучших (наиболее приспособленных к условиям своего существования) особей, вымирание менее приспособленных, превращение элитного в норму, выявление в популяции новой элиты (т.е. элиты элит) и, далее, новый виток спирали. Проблемой элитности занимается и социобиология, и евгеника. Известно, что Платон, экстраполируя процессы искусственного отбора на общества, явился теоретическим отцом евгеники, которое, как целостное учение, было сформулировано во второй половине Х1Х века Ф.Гальтоном. И не важно, что автор настоящей работы не разделяет идеи евгеники. Важно то, что биология обращается к элитологической проблематике.

Элитологическая гносеология Начнем с того, что в этой проблеме особенно явственно обнаруживается различие между элитарным, отличающемся закрытостью, и элитностью. Элитарная гносеология – это эзотерическая теория познания для «избранных», посвященных, обладающих «божьим даром», с упором на оккультное знание, на интуицию и «озарение».В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения классового общества его стратификация основывалась не только на принадлежности к родовой аристократии, но и на приобщение к сакральным знаниям и таинствам, носителями которых была главным образом жреческая каста. Эти тайные знания составляли символический капитал протоэлиты, легитимизировали ее претензии на привилегированное положение в обществе. Элитарные эзотерические знания разрабатывались более трех тысячелетий – от брахманов, первых философских школ древней Индии и древнего Китая (включая даосов), «тайноведения», разрабатывавшегося досократиками, иерархической «теории совершенства» Пифагора, платоновской концепции элитарного сознания (состояния умов, которые наиболее приблизились к миру идей), «эйдетического зрения» . На пороге Нового времени элитарная эзотерическая гносеология развивалась теософией – мистическим богопознанием, раскрывающимся «избранным». Мейстер Экхарт (1575–1624) ставил задачу уяснение божественной премудрости, символически зашифрованной, познания самооткровения Бога. Для шведского мистика Э.Сведенборга (1688–1772) задача избранных мыслителей – постижение подлинных символов Слова божия, прежде всего, «Пятикнижия», выявление символического соответствия между земным и «потусторонним». В Х1Х веке традицию теософии развивала Е.П.Блаватская (1831–1891) со своими последователями. Она стремилась к синтезу религии, философии, оккультизма, опиралась на традиции брахманизма, учения индуизма о карме, стремилась установить тождественность всех религиозных смыслов, создать универсальную религию, ставя задачу достижения оккультного знания и сверхъестественных способностей, носителями которых являются «посвященные», овладевшие тайнами эзотерического знания. Развитию спекулятивного мистицизма в традициях теософии посвятил свои труды Р.Штайнер (1861–1925) – основатель антропософии. Этой мистической, ориентированной на оккультизм эзотерической (и вместе с тем элитарной) теории познания можно противопоставить научную гносеологию, (которую в этом плане можно назвать элитной в смысле ее глубины, критического характера и открытости для критики), классическую теорию познания, оплодотворенную гением И.Канта.

Элитологическая философская антропология и элитологический персонализм – традиция, идущая от Конфуция, Пифагора, Платона к Н.Ф.Бердяеву и Э.Мунье, обращающаяся к комплексному изучению проблем человека, уделяющая особое внимание вопросу о самосовершенствовании личности, восходящей по ступеням совершенства до уровня элитной личности, Элитизация личности стоит в центре ряда направлений религиозной философии, начиная с буддизма (проблема «просветвленной» личности). Философская антропология ищет ответ на вопрос о том, что есть человек, в чем его сущность, целостность. Модус человеческого существования есть возможность; человек – это проект (М.Хайдеггер), человек есть то, что он из себя делает (А.Камю). Отсюда – его путь к самосовершенствованию, возможность выйти за свои пределы, возвыситься над ними (элитизация личности). Персонализм исходит из близких посылок: личность– высший смысл цивилизации. Персонализм Н.Бердяева называют «эсхатологическим», но его можно по праву назвать и элитологическим персонализмом: личность – подобие Бога, она приобретает черты богоподобия в процессе творчества, тем самым реализуя свое призвание. Бердяев утверждал, что важнейшая характеристика человека – в том, что он не удовлетворен собой, стремится к преодолению своей ограниченности, к сверхчеловечности, к идеалу. Персонализм стремится создать педагогику, целью которой является пробуждение и развитие личностных начал в человеке, стимулирование самовозвышения личности, ее элитизаци, т.е., элитопедагогику.

Социально-философская элитология нацелена на поиск нормативного подхода к элите, который, пожалуй, наиболее соответствует этимологии термина «элита», требующего, чтобы к элите относились наиболее творческие, выдающиеся по своим моральным и интеллектуальным качествам люди. К этому подходу близка меритократическая концепция, исходящая из того, что подлинная элита – это не просто те, кто волей рождения или случая оказался «наверху», но элита заслуг, элита ума, образованности, интеллектуального и морального превосходства, эрудиции, творческого потенциала.

Нет сомнения в том, что важное, можно сказать даже центральное место в элитологии принадлежит социологии элиты (при этом напомним еще раз, что предмет элитологии шире, чем предмет социологии элиты, они соотносятся как целое и часть). В отличие от философско-социологического подхода, ориентированного преимущественно на нормативность, социология элиты делает упор на исследование реальных элит. Известно, сколь важное значение в социологии уделяется анализу социальной структуры и социальной мобильности (групповой и индивидуальной), причем особый интерес вызывает восходящая мобильность (прежде всего в элиту), изучение механизмов рекрутирования элиты. Для социологии характерен вззгляд на элиту как на референтную группу, на ценности которой ориентируется общество. Отвлекаясь по возможности от морализаторских оценок, она выявляет элиту в обществе и в различных социальных группах по таким критериям, как имущественное положение, статус, место во властных отношениях. Упор обычно делается в традициях М.Вебера на статусный подход, связанный с притязаниями на престиж и привилегии, распределением символического почета. Особый интерес для элитологии в этой связи имеет проблема предписанного статуса, связанного с унаследованными факторами, с социальным происхождением, расовой и национальной принадлежностью и статуса, основанного на личных достижениях. Первый играет определяющую роль в обществах с закрытой элитой, второй – с открытой. Среди социологических методов исследования элит важнейшее место занимает метод эмпирических исследований. В социологии широко применяется статистический метод выявления элиты, предложенный В.Парето.

Признавая важную роль социологии в структуре элитологии, мы хотели бы, вместе с тем, возразить ряду социологов, которые считают, что элитология как самостоятельная дисциплина не нужна, так как, по их мнению, социология элиты покрывает элитологическую проблематику. Претендуя на решение всех проблем элитологии в рамках социологии, они демонстрируют таким образом своего рода «социологический экспансионизм». Будучи относительно молодой наукой (по сравнению с философией, историей) социология вынуждена была, выявляя свой объект и предмет исследования, «отвоевывать» себе территорию у других, уже сложившихся ранее дисциплин. Подобный «экспансионизм» социологии можно рассматривать как «детскую болезнь» развивающейся дисциплины. То, что существует и плодотворно развивается социология элиты, вовсе не означает, что социология не нужна, подобно тому, как наличие социологии культуры не отрицает и не подменяет культурологию, равно как и наличие социологии политики не отменяет и не подменяет политологию.

Как показывает науковедческая статистика, из всех разделов элитологии наибольшее число исследователей привлекает политическая элитология. Их внимание к этой проблематике – ответ на широкий общественный интерес к ней, на социальный заказ, на потребность понять, кто является основным субъектом политики – народные массы или же узкая элитная группа, понять, кто стоит за важнейшими стратегическими решениями, влияющими на судьбы миллионов людей, на вопросы войны и мира, кто эти люди, по праву ли они занимают свои позиции, насколько квалифицированно они решают политические проблемы. Используя данные политической социологии, они исследуют социальную принадлежность и происхождение членов политической элиты, возраст, уровень образования и профессиональной подготовленности, ценностные ориентации, основные типы политической элиты (кастовые, сословные, классовые, номенклатурные, меритократические), группировки, кланы внутри элиты, вопросы формирования и смены элит, анализируют оппозиционные парадигмы: элитизм и эгалитаризм, элитизм и плюрализм, элитизм и демократия. Особый интерес вызывают компаративные исследования различных типов элит, анализ отношений политических элит и народных масс, возможности оптимизации этих отношений, проблемы политического лидерства. Значительной, причем растущей отраслью политической элитологии является исследование региональных политико-административных элит в различных странах мира (отметим в этой связи, что только в постсоветской России по этой проблематике проведено свыше ста исследований).

Мы отметили только некоторый области элитологии. Нельзя не отметить такие важные разделы элитологии, как исследование экономических, культурных, религиозных, военных элит. Поскольку практически каждая сфера человеческой деятельности имеет свою элиту, если мы попытаемся даже только перечислить различные элиты, это нам не удастся, мы уйдем в бесконечность. Значит, предмет элитологии будет постоянно расширяться. Но важно лишь подчеркнуть, что каждый из разделов элитологии является структурным элементом исследования элиты как целостного феномена, что в каждом из этих разделов, наряду с их спецификой, можно вычленить определенные общие закономерности, создать общую теорию, методологию элитологии, которая «работает» во всех этих специфических областях, своеобразно в них преломляясь.

В заключение заметим, что мы начали обзор структурных элементов элитологии с той ее области, которая в последние десятилетия менее всего привлекает внимание исследователей –с философской элитологии, а закончили той, которая особенно интенсивно исследуется – политической элитологией. Хотелось бы выправить этот дисбаланс, обратив внимание элитологов на слабо освещенную в литературе проблематику философской элитологии, а она – тот фундамент, на котором строится общая теория элитологии.

См.: Богданов А.Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х т. М.,1989.

См:Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М.,1975; его же: Развитие праксиологии //Вестник международного института А.Богданова, 2000, № 2. Указанная проблема рассматривается в докторской диссертации Ю.В.Ярмака «Праксио-тектологические основы профессиональной деятельности элиты». М.,2002.

Отметим следующие работы: Афананасьев М.Н.,Правящие элиты и государственность посттоталитарной России, М.–Воронеж,1996; Ашин Г.К. Современные теории элиты, М.,1985; его же: Элитология: становление, основные направления, М.,1995; Элитология. Политическая элита, М.,1996; Основы элитологии, Алматы,1996; Элитология. Смена и рекрутирование элит, М.,1998; Ашин Г.,Бережная Л.Н.,Карабущенко П.,Резаков Р., Теоретические основы элитологии образования, Астрахань,1998; Ашин Г., Охотский Е.,Курс элитологии, М.,1999; Ашин Г.,Понеделков А.,Игнатьев В.,Старостин С.,Основы политической элитологии,М.,1999; Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России, М.,1998; Понеделков А. Элита (политико_административная элита) Ростов-на Дону,1995; Карабущенко П.,Элитология Платона, Астрахань,1998; его же: Антропологическая элитология, Астрахань,1998; Властные элиты и номенклатура. Аннотированная библиография российских изданий 1990–2000 г.г, Отв.ред А.Дука,СПб, 2001. В книге приводится аннотированный список из 460 изданий по этой проблематике. В настоящее время это количество превосходит 600. С 1998 г. стал выходить журнал «Элитологические исследования».

Field L. and Higley J, Elitism, L.,1980, p.p.4, 117-130.

Книга К.Лэша «Восстание элит» явно противопоставлена знаменитой книге Х Ортеги-иГассета «Восстание масс». См:C.Lash, «The Revolt of Elites», 1995.

Devline J. The Rise of the Russian Democracy. The Causes and Consequences of the Elite Revolution, 1995; Lane D. and Ross C., The Transition from Communism to Capitalism. Ruling Elites from Gorbachev to Yeltsin , N.Y. ,1999; Zimmerman W., Russian People and Foreign Policy: Russian Elite and Mass Perspectives 1993 – 2000, N.Y.,2002.

Карабущенко П.Л., Антропологическая элитология, М.-Астрахань,1999,с.с.21-26.

Отметим, что к концу ХХ в.проблема иерархизации отступает на задний план, теряется в постмодернизме.

См.: Карабущенко П.Л., Элитология Платона, Астрахань,1998,с.184

Признанными основателями элитологии и ее "патриархами" являются итальянские социологи. Г. Моска (1858-1941) ("Основы политической науки") и В. Парето (1848 - 1923) ("Трактат по общей социологии"), а также проживавший в

Италии немецкий социолог Р. Михельс (1876-1936). Им удалось достаточно предметно и конкретно сформулировать основные положения научно-философской концепции элиты, представить их в форме определенной системы взглядов относительно того социального слоя, который в силу обладания наибольшим количеством позитивных качеств, видов ценностей и приоритетов (власть, богатство, происхождение, культура, сила воли, место в церковно-духовной сфере и т.д.) занимает наиболее влиятельные позиции в общественной иерархии. К представителям первого поколения элитологов, научная деятельность которых приходится на конец XIX-первую треть XX века, относятся также французский политолог Ж. Сорель, выдающийся немецкий социолог М. Вебер, испанский культуролог и политолог Х. Ортега-и-Гассет. Они сформулировали азбуку современной доктрины элитаризма. Именно они сделали элиту предметом специального исследования, попытались дать ей дефиницию, раскрыть структуру, законы функционирования, роль в социальной и политической системе. Особую практическую значимость имеют открытые ими закономерности циркуляции и смены элит, элитарная структура общества как необходимость и как норматив. Они достаточно убедительно доказали, что наличие сильной правящей элиты во главе с авторитетным лидером - непременное условие динамичного развития общества. Исходный пункт концепции Г. Моски - деление общества на господствующее меньшинство и политически зависимое большинство (массу). Господство элит - закон общественной жизни. Вот как формулирует Моска свое кредо по этому поводу: наличие правящих слоев становится очевидным даже при самом поверхностном взгляде. Моска фиксирует наше внимание на том, что очевидно уже на уровне обыденного сознания - наличие в обществе управляющих и управляемых, то есть обыденное сознание, которому чаще всего мало ясны причины деления общества на классы, не улавливает сущности социально-политических отношений. В любой общественной системе есть власть имущие, и есть безвластные. Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда взаимодействуют два социальных класса - класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой, более многочисленный, управляется и контролируется первым. Причем таким способом, который обеспечивает функционирование политического организма. В реальной жизни мы все признаем существование такого класса. Не случайно эту мысль приводит и комментирует большинство исследователей элитаризма как классическую формулировку основ теории элит. Но поскольку управление общественными делами всегда находится в руках меньшинства влиятельных людей, с которыми сознательно или бессознательно считается большинство, Моска ставит под сомнение сам термин демократия. Демократию он считает камуфляжем все той же власти меньшинства. Ее он называет плутократической, признавая, что именно в опровержении демократической теории в основном заключается задача его теоретического поиска. Но ведь известно, что власть меньшинства над большинством в той или иной степени легитимизируется, т.е. осуществляется с согласия большинства. Это объясняется, прежде всего, тем, что правящее меньшинство всегда является организованным меньшинством, во всяком случае, по сравнению с неорганизованной массой. Суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Власть всякого меньшинства непреодолима для любого представителя большинства, который противостоит тотальности организованного меньшинства. Однако есть и еще одно обстоятельство, легитимизирующее эту власть: это то, что представляющие ее индивиды отличаются от остальной массы такими качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство. Другими словами, представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко почитаются в обществе, в котором они живут. Главные среди них - образование, смелость, гибкость, сила убеждения, готовность использовать силовые методы по отношению к противнику. Эти качества крайне важны для представителей правящих сил, ибо массы, в принципе апатичны и всегда склонны благоговеть перед силой. Только при сильном лидере массы успокаиваются, а элита становится неуязвимой. Весьма убедителен тезис Моски и о необходимости для власть имущих материального и морального превосходства, а также военной доблести, которая, по его мнению, особую роль играла на ранних стадиях развития общества, а сейчас такой роли не играет, хотя и имеет немаловажное значение. В обществах, отличающихся высоким уровнем цивилизации, особую значимость приобретает интеллектуальное превосходство управленческого меньшинства и богатство. Доминирующей чертой правящего класса стало в большей степени богатство, нежели воинская доблесть; правящие скорее богаты, чем храбры. В обществе, достигшем определенной стадии зрелости, где личная власть сдерживается властью общественной, власть имущие, как правило, богаче, а быть богатым - значит быть могущественным. И действительно, когда борьба с бронированным кулаком запрещена, в то время как борьба фунтов и пенсов разрешается, лучшие посты неизменно достаются тем, кто лучше обеспечен денежными средствами. Связь тут двусторонняя: богатство создает политическую власть точно так же, как политическая власть создает богатство. Здесь проявляется внешнее сходство позиций элитаристов с марксистской концепцией общественного устройства. Но это только видимость. Фундаментом общественного развития служит не экономика, а политика, не базисные отношения, а надстроечные, политические, потому что правящий или политический класс концентрирует руководство политической жизнью в своих руках, объединяет индивидов, обладающих "политическим сознанием" и решающим влиянием на экономику, на экономическую элиту. С переходом от одной исторической эпохи к другой изменяется состав правящего класса, его структура, требования к его членам, но как таковой этот класс всегда существует, более того, он определяет исторический процесс. А раз так, то задача элитологии состоит в исследовании условий существования правящего политического класса, удержания им власти, механизмов взаимоотношений с массами. Различают автократический и либеральный принципы правления организованного меньшинства в зависимости от характера политической ситуации и скептически оценивают концепции народного суверенитета и представительного правления. Тот тип политической организации является лучшим, который дает элите возможность развиваться, подвергаться взаимному контролю и соблюдать принцип индивидуальной ответственности. Власть элиты зависит от того, в какой степени качества ее членов соответствуют потребностям эпохи, из какой бы социальной страты они не рекрутировались. Причем правящее меньшинство может рекрутироваться различными способами, но главным критерием отбора являются способности, профессионализм и качества, желательные для политического управления. Поэтому важнейшей задачей элитологии является анализ кадрового состава элит, принципов ее формирования, систем их организации. Мало того, даже изменения в структуре общества, можно суммировать изменениями в составе элит. Правящее меньшинство всегда более или менее консолидировано и подвержено тенденции превратиться в закрытый класс. Все правящие классы стремятся стать наследственными, если не по закону, то фактически. Но следует отметить историческую опасность этой тенденции для самой же элиты. Заметна в современных условиях тенденцию перехода от более закрытых правящих классов к менее закрытым, от наследственных привилегированных каст к более открытым системам, где, в частности, образование открывает путь к правительственным постам. Существуют две тенденции в развитии правящего слоя: аристократическая и демократическая. Первая тенденция ведет к окостенелости и отсутствию мобильности правящего класса, сужает каналы вхождения в элиту представителей других слоев общества, приводит элиту к вырождению. Вторая тенденция присуща, как правило, историческим периодам прогресса и динамичных социальных изменений, когда происходит пополнение правящего класса и его элиты наиболее подготовленными и способными представителями социальных низов. Развивающаяся таким образом элита наиболее продуктивна и подвижна. Главное в правлении элиты - идея, с помощью которой правящее меньшинство стремится оправдать свою власть, старается убедить большинство в легитимности этой власти. Другим основателем элитологии считается Вильфредо Парето, один из виднейших представителей позитивистской социологии конца XIX--начала XX века, заявлявший, что его цель - создать "исключительно экспериментальную социологию", подобно химии и физике. Он способствовал широкому проникновению в социологию математических и статистических методов исследования. Общество Парето рассматривал как целостность, а его части - как функциональные элементы этого целого. Парето исходит из того, что фундаментальным социальным законом является закон "социальной гетерогенности", внутренней дифференцированности, сердцевиной которого является противопоставление массы управляемых индивидов небольшому числу управляющих, которых он и называет элитой. Социальная система находится в движении, переживает подъемы и спады, но, по Парето, всегда стремится к равновесию. Причем это равновесие не статичное, а динамичное. И главное: динамика социальной структуры инициируется и даже детерминируется элитой - правящим меньшинством. Удерживается же элита у власти "частично с помощью силы, частично с согласия управляемого класса, более многочисленного. Материальные и иные ценности распределяются в обществе в высшей степени неравномерно, и особенно власть, богатства, почести. Неравенство в распределении богатства, по-видимому, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества. Неравное распределение богатства есть неточное отражение социальной гетерогенности, т.е. неравного распределения евгенических свойств, поскольку адекватному соответствию препятствуют социальные перегородки. Указанная неравномерность связана с тем, что меньшинство управляет большинством, прибегая к силе и хитрости, причем оно стремится легитимизировать свою власть, внушая управляемым, что она выражает интересы общества, что долг массы - подчиняться элите, признавать ее законное и естественное право на богатство. Таким образом, подход Парето нейтрален в ценностном отношении, в его понятии элиты не следует искать моральный или метафизический смысл, а лишь попытку объективного постижения социальной дифференциации. Элиту, с его точки зрения, составляют те, кто оказывается наверху в реальной борьбе за существование. Графики иерархического деления людей по разным показателям (авторитет, умение, образование, богатство) частично совпадают с графиком распределения богатства, и все же последний оказывается "осевым". Неизбежность деления общества на элиту и массу Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Индивиды, обладающие большим влиянием, богатством образуют "высшую страту общества, элиту". К ней Парето относит, прежде всего коммерческую, политическую, военную, религиозную верхушку. Это элита де-факто. Мы видим предельно широкую трактовку элиты. Но у Парето можно встретить и понимание элиты в узком смысле. Это та ее часть, которая играет определяющую, правящую роль в политике. В этом смысле слово элита, по Парето, оказывается аналогом политического класса Г. Моски. Итак, не все члены элиты входят в правящую элиту (т.е. понимаемую в узком смысле этого слова); некоторые из них образуют неправящую элиту. Так, активисты многочисленных политических партий, внесистемная оппозиция, выдающиеся ученые-политологи входят в элиту, но не оказывают значительного влияния на правительство. Для объяснения социальной динамики Парето формулирует свою известную теорию "циркуляции элит". Вот ее главные идеи: Социальная система стремится к равновесию и при выводе ее из этого состояния с течением времени возвращается к нему; процесс колебания системы и прихода ее к "нормальному состоянию" равновесия образует социальный цикл. Течение цикла зависит от характера циркуляции элит. Парето стремится представить исторический процесс в виде вечной циркуляции основных типов элит. Элиты возникают из низших слоев общества и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются, уничтожаются и исчезают.. Этот кругооборот элит является универсальным законом истории, - делает вывод социолог. История для Парето - это история преемственности привилегированных меньшинств, которые формируются, борются, достигают власти, наслаждаются властью, приходят в упадок и заменяются другим привилегированным меньшинством. Как видим, схема этой циркуляции мало общего имеет с историко-материалистическим подходом к пониманию общественного развития, в чем-то даже спекулятивна в своих претензиях на универсальность. А самое главное, через несколько поколений аристократия становится изнеженной, теряет жизнестойкость и решительность в использовании силы. Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития; отсюда меняются и типы элит. Результат: история человечества и отдельных обществ оказывается кладбищем аристократии. По Парето, существует два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип - "львы" Для них характерен крайний консерватизм, грубые, "силовые" методы правления. Второй тип - "лисы", мастера обмана, политических комбинаций, интриг. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты "львов". Напротив, неустойчивость состояния политической системы требует прагматически мыслящих энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Каждой элите свойственен один из двух основных методов управления: элите "лис" - манипулятивный, включающий компромиссы, социальную демагогию; элите "львов" - метод силы и грубого подавления. Постоянная смена одной элиты другой является результатом того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой по мере того, как перед элитами возникают иные, но, в общем-то повторяющиеся ситуации. Общество, где преобладает элита "львов", представляет собой общество ретроградов, оно неподвижно, застойно. Напротив, элита "лис" динамична. Представители первой любят спокойствие, вкладывают свои капиталы в ренту, представители второй извлекают прибыль из любых колебаний рыночной конъюнктуры. Демократические режимы Парето называл плутодемократическими. Это власть элиты "лис", предпочитающая хитрость и изворотливость голому насилию, поддерживающая свое господство пропагандой, политическими комбинациями и маневрированием. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен, в соответствии с требованиями ситуации, пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции приводит к вырождению властвующей элиты, к революционной ломке системы, к выделению новой элиты с преобладанием в ней элементов с качествами "лис", которые с течением времени вырождаются во "львов", сторонников жесткой реакции, и соответствующий "цикл" повторяется снова. Революции, по Парето, всего лишь смена и борьба элит: правящей элиты и потенциальной элиты, которая, правда, маскируется тем, что говорит якобы от имени народа. Но это очень часто лишь обман для непосвященных. Парето отмечает, что высшая и низшая страты (элита и массы) неоднородны. В низшей имеются люди, обладающие способностями к управлению обществом. В элите же постоянно накапливаются элементы, не обладающие качествами, необходимыми для управления, и прибегающие к насилию, террору. Аристократия переживает не только количественный, но и качественный упадок. Вместе с тем история - не только кладбище аристократии, но и преемственность аристократии. "Правящий класс пополняется семьями, происходящими из низших классов". Элита, борясь с контрэлитой, может использовать один из двух способов (или оба сразу): либо уничтожить ее, либо абсорбировать, причем последний способ - не только более гуманный, но и наиболее эффективный, поскольку дает возможность избежать революций. Следует сказать, что английская элита оказалась, пожалуй, наиболее преуспевшей в абсорбации потенциальных и наиболее подготовленных представителей контрэлиты. Несколько веков она держит открытыми (или, лучше сказать, приоткрытыми) двери для наиболее мобильных представителей непривилегированных классов. Значительно ниже социальная мобильность в элиту в Испании, Португалии, странах Латинской Америки. Всякое общество чревато нестабильностью. Закрытость элит рано или поздно приводит к старению общества и его закату. Классовая борьба - важнейший фактор мировой истории. Но неверно полагать, что классовая борьба порождается экономическими причинами, вытекающими из отношений собственности на средства производства. Борьба за политическую власть является первопричиной как столкновения элиты и масс, так и соперничества правящей и неправящей элит. Следствием классовой борьбы в современную эпоху будет господство тех, кто выступает от имени пролетариата, т.е. опять-таки привилегированной элиты. В наше время социалисты отлично усвоили, что революции конца XVIII века просто поставили у власти буржуазию на место прежней элиты, но они искренне считают, будто новая элита политиков будет крепче держать свои обещания, чем те, которые сменяли друг друга до сих пор. Впрочем, все революционеры последовательно провозглашают, что прошлые революции, в конце концов, заканчивались только надувательством народа, что подлинной станет та революция, которую готовят они. Пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства". К сожалению, эта подлинная революция, которая должна принести людям безоблачное счастье, есть лишь вводящий в заблуждение мираж, никогда не становящийся реальностью. Она похожа на золотой век, о котором мечтали тысячелетиями.

Если Парето делал упор на замене одного типа элит другим, то Моска подчеркивал постепенное проникновение в элиту "лучших" представителей массы. Если Моска абсолютизирует действие политического фактора, то Парето объясняет динамику элит во многом психологически: элита господствует над массой, насаждая политическую мифологию, сама же она возвышается над обыденным сознанием. Для Моски элита - политический класс, у Парето понимание элиты шире, оно более антропологично. Многие крупные современные политологи критикуют определенные стороны концепции Парето, особенно за перегруженность ценностными суждениями, спорность выводов о "циркуляции элит".

Еще раз отметим, что заслуга основателей элитологии в том, что они вычленили объект и предмет науки, систематизировали накопленные знания о правящих меньшинствах, попытались сформулировать закономерности формирования, структурирования и смены элит, особенности их функционирования в различных конкретно-исторических-условиях.

41. Анализ официальных структур и формальных правил принятий решений

характерен для …(1вариант ответа)

а. системного метода; в. бихевиористского метода;

б . институционального метода ; г. сравнительного метода.

97. Американский политолог Д . Истон разработал теорию политической

системы на основе понятий …(1вариант ответа)

а. «легальность – легитимность» в . « вход выход »

б. «стабильность – нестабильность» г. «решение – действие»

а. абсолютном контроле власти над всеми сферами жизни общества и граждан

б . стремлении власти контролировать лишь политический процесс

в. стремлении власти контролировать экономику

120. Античная демократия являлась

а . прямой б . представительной

289. Антивоенное миротворческое движение , выступающее против всяких

войн вне зависимости от их характера и целей называется

а. космополитизм

б . пацифизм

в. пауперизм

г. экспансионизм

52. Бихевиористские теории власти анализируют …(1вариант ответа)

а. системную природу власти

б. бессознательные мотивы, влияющие на принятие властных решений

в . поведенческие аспекты властных отношений

г. игровой аспект властных отношений

104. Большевизм это разновидность

а. правого тоталитаризма

б . левого тоталитаризма

2. Впервые кафедра политической науки возникла в …(1вариант ответа)

а. Англии в . США

б. Германии г. Франции

11. Верно ли , что Платон считал демократию наилучшей формой правления ?

а . да б . нет

18. «Война всех против всех » – это , согласно Т . Гоббсу

характеристика …(1вариант ответа)

а. государственного состояния людей

б. общественного состояния людей

в . естественного состояния людей

19. Впервые ввел понятие « государство », различил государство и

общество …(1вариант ответа)

а. Т. Гоббс в . Н . Макиавелли

б. Дж. Локк г. Ш. Монтескье

37. В структуру политической науки не входит …(1вариант ответа)

а. теория международных отношений

б. кратология

в . онтология

г. теория правового государства

55. Власть , основанная на массированном воздействии СМИ ,

называется …(1вариант ответа)

а . геронтократия в . медиакратия

б. меритократия г. Плутократия

69. Ведущие теоретики политической элитологии …(2 варианта ответа)

а . В . Парето в . Г . Моска

б. М. Вебер г. Р. Челлен

73. Выберите ключевые принципы элитарного подхода к политике (2

варианта ответа)

а. политика – это борьба за власть

б . большинство людей не должно быть вовлечено в политику

в . население в государстве делится на управляющих и управляемых

г. большинство людей должны иметь доступ к важнейшим политическим

инструментам и средствам.

87. Политическая система это …(1вариант ответа)

а. совокупность государственных учреждений

б. совокупность политических организаций, осуществляющих власть

в . совокупность государственных и общественных организаций , норм и

принципов осуществления власти

г. система политических и общественных организаций, осуществляющих власть

95. В институциональную подсистему политической системы входят …(2

варианта ответа)

а. идеология в. политическая культура

б . государство г . политические партии

98. Верно ли утверждение , что демократическая политическая система

является открытой ?

а . да б. нет

99. Верно ли утверждение , что тоталитарные политические системы

относятся к закрытым системам ?

а . да б . нет

121. В современном мире распространена форма демократии

а. прямая б . представительная

132. В компетенцию исполнительных органов государственной власти

входит (3 варианта ответа)

а . осуществление внешней политики

б . реализация принимаемых законов

в. контроль соблюдения прав человека

г. отмена внеправовых актов

д . разработка и исполнение государственного бюджета

134. Высокая степень вмешательства государства в экономическую жизнь

общества это …(1вариант ответа)

а. сецессия в. автаркия

б . этатизм г . Либерализм

140. В президентской республике правительство несет политическую

ответственность перед …(1вариант ответа)

а. парламентом

б . президентом

в. парламентом и президентом

142. В полупрезидентской республике правительство несет политическую

ответственность перед …(1вариант ответа)

а. парламентом

б. президентом

в . парламентом и президентом

164. Верхняя палата российского парламента называется

а. Федеральное Собрание

б . Совет Федерации

в. Законодательное Собрание

г. Государственная Дума

169. Высший орган исполнительной власти в РФ это

а. парламент в. президентская администрация.

б . правительство г. Верховный Суд

181. В тех случаях , когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои

полномочия , их временно выполняет …(1вариант ответа)

а. спикер парламента

б. председатель Совета Федерации

в. глава президентской администрации

г . премьер-министр

197. В зависимости от участия в осуществлении государственной власти все

политические партии делятся на …(1вариант ответа)

а . правящие и оппозиционные

б. легальные и нелегальные

в. оппозиционные и легальные

г. правящие и нелегальные

199. Верно ли утверждение , что некоторые политические партии

ограничивают свою деятельность участием в избирательных кампаниях ?

а . да б. нет

200. Выберите правильное суждение :

а. все партии делятся по классовому признаку

б. каждая политическая партия имеет программу и устав

в . все политические партии имеют целью государственную власть

г. все партии имеют индивидуальное фиксированное членство

201. В современном демократическом государстве партии …(1вариант ответа)

а. лоббируют интересы олигархии

б . отражают политические интересы и цели разных слоев общества

в. являются представительными учреждениями

г. занимаются исключительно пропагандистской деятельностью

213. Возможности однопартийной системы …(1 вариант ответа)

а. отсутствие реального разнообразия политических пристрастий общества

б. односторонние преимущества в доступе к СМИ

в. доминирование силовых методов регулирования конфликтов

г . все перечисленные

214. Выделите правильное суждение :

а . в России действует пропорциональная избирательная система

б. в США существует многопартийная система

в. в Китае существует двухпартийная система

г. в России существует двухпартийная система

215 . Выборы в Государственную Думу осуществляются по …(1вариант ответа)

а. мажоритарной избирательной системе

б . пропорциональной избирательной системе

в. смешанной избирательной системе

223. Важнейшая идея либерализма утверждает …(1вариант ответа)

а. существование универсального морального порядка

б. стремление к изменениям

в. необходимость активного участия государства в экономике

г . абсолютную ценность человеческой личности

224. Выберите высказывания , соответствующие идеологии либерализма …(2

варианта ответа )

а . « человек сам лучше любого правительства знает , что ему нужно »

б. «равенство – это не только юридическое, но и политическое понятие, которое

надо внедрить и в государственную сферу»

в. «государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни

справедливость, ни внутреннюю солидарность»

г . « верховный государственный орган можно сравнить не с головой ,

увенчивающей общество , а со шляпой , которую можно безболезненно сменить »

229. Выберите высказывание , соответствующие консервативной

идеологии …(1вариант ответа)

а . « я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания , которое

ремонтируется »

б. «человек по натуре своей не способен жить мирно, он одержим жаждой власти,

греховен, алчен»

справедливости

230. Выберите высказывание , соответствующее идеологии социал -

демократии :

а. «я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое

ремонтируется»

б . « человек по натуре своей не способен жить мирно , он одержим жаждой власти ,

греховен , алчен »

в. солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и

справедливости

г. «равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как

свобода – это и средство, а в некотором смысле и цель в себе».

241. Выберите характеристики западной политической культуры (3 варианта

а . идеалы индивидуальной свободы

б. обожествление правителей и их управленческой деятельности

в . доминирование ценностей корпоративизма

г. признание индивида главным субъектом и источником политики

д. состязательный тип участия во власти

е . тяготение к упрощенным формам организации власти