Почему фета называют поэтом импрессионистом. Импрессионизм и пейзажная лирика А.А. Фета "Поэт – художник". · Очень скоро сложился так называемый «импрессионистический стиль», стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию мороза...

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна...

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении «Ива» столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Всех в нем цветов благовонья слышны...

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело.

………………………………………..

Я говорить хотел - и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

С какой мы робостью любви

Свое дыханье затаили!

Казалось мне, глаза твои

Не улетать ее молили.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник - смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

Импрессионизм в лирике А.А.Фета

(урок литературы в 10 классе)

Цель урока:

1.Ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха

2.Рассмотреть особенности поэтического таланта А.Фета

3.Учить выявлять выразительные средства, анализировать изобразительные приемы, связанные с созданием импрессионистического образа природы в лирике поэта

Оформление урока

Портрет А.А.Фета;

Пейзажные работы художников – импрессионистов;

Подборка литературы о Фете;

Рабочие листы

Эпиграф к уроку: «Целый мир от красоты» (А.А.Фет)

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя
Мы продолжаем разговор об Афанасии Афанасьевиче Фете и его творчестве. Наш урок я назвала « Импрессионизм в лирике А.А.Фета», а эпиграфом взяла слова самого А.Фета: «Целый мир от красоты». В работ нам помогут:

1.Выставка репродукций художников – импрессионистов

2.Рабочие листы со стихами А.Фета

3.Подборка литературы об А.А Фете

Ребята, скажите, что вы знаете об импрессионизме? (течение во французской живописи последней трети 19 века, что означает « впечатление». Французы – импрессионисты:

Клод Мон, Эдга Дега, Поль Сезан, Огюст Ренуар и др. В России – Юон, Грабарь, Левитан)

Давайте посмотрим на репродукции картин этих художников, попробуем проникнуться настроением. Посмотрим, как через изображение природы можно выразить чувства человека.

Как вы думаете, что объединяет эти картины, такие разные по манере письма, по изображению времени года?

(Художник передает свои чувства, своё отношение к миру)

Можно ли сказать, что каждая картина, несущая какой – то зрительный образ в какой – то степени музыкальна?

Попробуйте оживить эти картины. Какие звуковые образы, наряду со зрительными, у вас возникают? С чем ассоциируются картины?

Высказываются учащиеся

Мы пытались описать то, что видим, - прозой, но мы же знаем, что поэтическая речь для передачи чувств иногда подходит больше. Она оказывается более емкой, несет в себе откровение и загадку. Знаем, что каждый поэт делает это по- своему.

Давайте обратимся к поэзии А.А.Фета.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»

Что необычного в этом стихотворении? В чем его особенность?

(Нет глаголов, одни существительные. Назывные предложения. Нет статичности, всё в движении)

Что объединяет названные существительные?

(Называют состояния, точнее полусостояния)

Действительно, поэт как бы волшебной палочкой касается предметов, лишь называет их. Но для чего?

(Вызвать ассоциации)

Какие ассоциации возникают у вас, когда произносите: ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ, ТРЕЛИ СОЛОВЬЯ…? Вроде и есть звуки, но в то же время и нет их. Все тает, всё зыбко.

К уроку вы читали стихи А.Фета, в которых выражены различные чувства и настроения.

Давайте посмотрим, можно ли назвать А.Фета импрессионистом, как говорит исследователь его творчества Б.Я.Бухштаб: « Поэт зорко вглядывается во внешний мир… Его интересует не столько предмет, сколько ВПЕЧАТЛЕНИЕ, произведенное предметом…». Это же утверждение звучало и в работах Е.А.Маймина.

Любимое время года Фета – весна. Он любит в ней пробуждение сил, «легкое дыхание». Поэт переполнен радостью и буйством цветения жизни.

- Послушаем одно из ярких его стихотворений «Я пришёл к тебе с приветом…»

Какое настроение передает поэт своим стихотворением? О чем оно? (Природа, пейзаж, любовь)

Что скрепляет строки стихотворения? (Повторы)

Удивительно соединены пробуждение природы, жажда жизни. Дыхание стиха становится сбивчивым. Сбоями и повторами А.Фет достигает того, что читатель тоже волнуется вместе с ним.

Многие стихи Фета представляют собой одно предложение – они как бы созданы на одном дыхании. Возникает иллюзия рождения стихотворения сейчас, здесь. Кажется, что поэт у нас на глазах ищет слова. Так ли это?

Слушаем стихотворение А.Фета «Это утро, радость эта…»

К какому из прочитанных ранее ближе это стихотворение (к 1- ому)

Какие ассоциации вызывает?

Ребята, пристально вглядитесь в текст. Что представляет собой это стихотворение? (Одно предложение)

В чем его особенность? (Анафора)

Действительно, строки, как волны, набегают друг на друга. Две короткие строки перемежаются третьей, еще более короткой, - как вдох, и в конце выливаются в одно радостное слово – выдох: «Это всё весна»

- Послушаем стихотворение «Я жду…»

В чем особенность построения этого стихотворения?

Какие образы природы соотнесены с состоянием души?

За счет чего достигаются впечатления? (Анафора, повторы)

(Каждое четверостишие начинается с «Я жду…», и в каждом из них новая, меняющаяся картина ожидания, в которой природа заполняет всё художественное пространство, и все переживания лирического героя сводятся к анафоре, звучащей как заклинание)

Ребята, а сейчас я прочитаю стихотворение А.Фета. А вы подумайте о ком оно? Как его вы озаглавите?

Какое впечатление производит это стихотворение?

Какая особенность здесь? Что это: монолог или диалог? (Диалог)

Учитель читает стихотворение «Бабочка»

Какое впечатление оставляют эти стихотворения? (Учащиеся читают стихотворения А.Фета «Шумела полночная вьюга…» и « Буря на море вечернем»)

Возникает ли цветовой рисунок? (в 1-ом – красный цвет, во 2-ом –темно- синий, черный)

Стихотворения А.А.Фета очень музыкальны. Музыка для него была философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно, - там мир музыки; там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.

За счет чего достигается музыкальный эффект стихотворения? За счет звукописи – аллитерации)

Звукопись – ещё одна особенность лирики А.Фета.

В начале урока мы поставили проблему. На примере стихотворений посмотрим, какие приёмы использует Фет для создания своего мира, для передачи своего душевного состояния

Можно ли назвать его импрессионистом в широком толковании слова? В чем он, импрессионизм, Фета?

(свои впечатления, свои чувства, недосказанность, индивидуальность, размытость контуров, контрастность цвета, звуки, чистота, свежесть красок,…)

Вы знаете, что в живописи художник тяготеет к излюбленным приёмам, а в поэзии мы видим это?

(Фет использует различные приемы создания образа: анафора, повтор, аллитерация, ассонанс)

Стихотворения А.А.Фета не только привлекают наше внимание к красоте мира, но и заставляют задуматься над ценностью жизни, дают толчок нашему воображению, обостряют наш слух.

Каждое его стихотворение – это тайна. Попытаться разгадать эту тайну я вам предлагаю дома.

Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: «В чем я вижу тайну стихотворения А.Фета «…….»?

Жанр произвольный: сочинение – размышление, эссэ, поэтический очерк или анализ стихотворения

Итоговая оценка будет складываться из оценки за работу в классе + письменная работа дома

Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали «жрецом чистого искусства», однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: «Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает», - может быть понято не как поэтический «каприз », а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета- стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя.
Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод:
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль:
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей.
(«Певице», 1857)
Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами:
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!»
(«Одним толчком согнать ладью живую...», 1887)
Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, и заря, заря!...
(«Шепот, робкое дыханье...», 1850)
Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения «милого лица» и изменения в природе - подобный параллелизм типичен для фе- товских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выра5кая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.
Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья «останутся холодной красой пугать иные поколенья» («Сосны», 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее:
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(«Учись у них - у дуба, у березы», 1883)
Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, -
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
(1862)
Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, «душа опять помолодеет». А кроме того, искусство - это и есть тот «родной край», где нет никаких бурь, где «цветут весна и красота».
А.А.Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение «Осенняя воля», хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность.
До того как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

Импрессионизм – особое направление в искус­стве XIX века, сложившееся во французской жи­вописи в 70-е годы. Импрессионизм означает впе­чатление, то есть изображение не предмета как та­кового, а того впечатления, которое этот предмет производит, фиксация художником своих

Субъ­ективных наблюдений и впечатлений от действительности,

Изменчивых ощущений и переживаний. Особым признаком этого стиля было “стрем­ление передать предмет в отрывочных, мгновен­но фиксирующих каждое ощущение штрихах”.

Стремление Фета показать явление во всем мно­гообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Зорко вглядываясь во внешний мир и показы­вая его таким, каким он предстает в данный мо­мент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистиче­ского стиля.

Его интересует не столько предмет, сколько впечатление. произведенное предметом. Фет изображает

Внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта. При всей правдивости и конк­ретности описания природы прежде всего служат средством выражения лирического чувства.

Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современники не понимали его стихов. При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удиви­тельную поэзию, которая дарит нам радость уз­навания мира, познания его гармонии и совершен­ства.

“Для всех прикасающихся к лирике Фета через столетие после ее создания важна. прежде всего. ее одухотворенность, душевная пристальность, нерастраченность молодых сил жизни, трепет весны и прозрачная мудрость осени, – писал Л. Озеров. – Читаешь Фета – и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Сто­ит жить! Таков Фет.

Сочинения по темам:

  1. Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в основном темы любви, природы, личностные переживания – темы, которые присущи практически...
  2. В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы(цикл “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”,...
  3. Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга,...

Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства", однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: "Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает", - может быть понято не как поэтический "каприз", а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя.

Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод:

"Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль:

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей".

"Певице", 1857)

Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами:

"Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!"

("Одним толчком согнать ладью живую...", 1887)

Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней:

"Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, и заря, заря!.."

("Шепот, робкое дыханье...", 1850)

Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения "милого лица" и изменения в природе - подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.

Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья "останутся холодной красой пугать иные поколенья" ("Сосны", 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее:

"Не верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа".

("Учись у них - у дуба, у березы", 1883)

Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению:

"Какая грусть!

Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает:

В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста -

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота". (1862)

Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, "душа опять помолодеет". А кроме того, искусство - это и есть тот "родной край", где нет никаких бурь, где "цветут весна и красота".

А.А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение "Осенняя воля", хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность.

До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.