Проявление эффекта самоорганизации в коллективах людей. Использование его в повышении уровня организацией. Самоорганизация - это путь к успеху Как развить в себе самоорганизованность

Как организовать себя и свое время

Если вы зашли прочитать статью с названием: как организовать себя , то видимо вы чувствуете себя рассеянным, не успеваете сделать нужные дела во время, а так же чувствуете, что хотите поменять свою жизнь. Как часто бывает, вы начинаете новое дело, например, ежедневно ходить в спортзал и уже через 2 недели вы все бросаете. Если же вы начнете каждый день уделять по 1 минуте качанию пресса, то вам будет легче организовать себя, ведь 1 минута не так уж и много. Начните с малого, ознакомьтесь со списком необходимых шагов, что бы организовать себя и выберете для себя наиболее подходящие шаги.

ШАГ №1 Всё на своем месте

1. Организуйте свое пространство. Где бы вы не находились дома или на работе, в спальне, кухне, в шкафу и письменном столе должен быть порядок и все должно быть организованно. Вы должны открыть ящик и видеть, что там лежит, и избавиться от вещей которые вы не использовали долгое время. Каждая папка должна быть подписана и содержать необходимые документы.

— Организованно это не значит что только опрятно. Цель организации всех вещей и предметов является быстрая возможность найти требуемый предмет. Тем не менее, организация вещей и предметов, так же может помочь содержать их в чистом и опрятном состоянии, обеспечивая быструю, логическую систему нахождения вещи, добавления и удаления вещи из «системы».

Пример: Документы могут быть сложены в аккуратные стопочки, но это не значит, что вы быстро найдете требуемый договор. А вот если вы разложите по папкам: договора, бухгалтерскую документацию и т.д., то найти договор будет куда удобнее. А если в папке, договора разложить по алфавиту или дате, то это займет у вас считанные минуты. Добавить новый договор так же не составит труда. Если вы организуете свое рабочее пространство, то вы сэкономите массу времени, которое можно пустить в нужное русло.

2. Кладите вещи и документы всегда на место. Если вы решили организовать себя, то вам придется и организовать пространство вокруг себя. Одно не возможно без другого. У каждой вещи должно быть свое место. Взяли вещь — использовали ее — положили на место. Кладите сразу, а не потом, позже и т.д.

Пример: Если ключи постоянно держать в одном и том же кармашке сумочки, то на их поиск вы затратите пару секунд, а вот если ваша сумка очень большая, имеет много карманов, забита разными мелочами, то поиск ключей может занять несколько минут. Экономия времени и своих нервов на лицо.

ШАГ №2 Используйте календарь, ежедневник или свой телефон

ШАГ 3 Делайте списки

1. Записывайте все, что вам необходимо. Все что вы должны помнить вы должны записать. Запись всегда лучше, чем память, ведь запись попадется вам на глаза, вы всегда напомните себе, таким образом, о требуемой задаче. Даже если у вас отличная память, никто не идеален. Не так уж и сложно сделать запись на бумаге. Записывайте телефонные номера, встречи, списки покупок, дни рождения и т.д. Храните записи там, где их всегда можно найти и обращайтесь к ним ежедневно. Не засоряйте свой мозг лишней информацией, пусть он лучше тратит энергию в другом направлении.

2. Ежедневный список дел должен быть реальным для выполнения. Если вы каждый день будете ставить себе невыполнимые задачи, то через пару дней вы забросите выполнять составление списка дел для самоорганизации. Опыт придет со временем. Возможно, сначала вам не будет хватать времени для выполнения всех намеченных дел или наоборот, времени будет даже слишком много. Просто заставьте себя делать ежедневный список задач в течение недели, и вы почувствуете уже по истечению этого срока, что успеваете сделать дел на порядок выше. А ваше внимание будет сконцентрировано на выполнение дел, а не на разгильдяйстве.

Делайте списки дел на неделю, на месяц и даже на год. Списки дел можно делать как в блокнотах, так и с помощью стикеров, которые можно прилепить в самые разнообразные и видные места.

ШАГ 4 Придерживайтесь графика

  1. Идите до конца. Нет никакого смысла создавать списки дел, если вы не сможете дисциплинировать себя, что бы выполнить все намеченные задачи. Есть несколько способов самодисциплины для выполнения списка дел. Прекратить тратить время на ерунду, такую например как социальные сети. Удалить или постараться игнорировать отвлекающие факторы.Если вас что-то держит в самом начале списка, то пересмотрите эту задачу. Так ли она важна? Срочно ли ее выполнение? Отложите эту задачу. Не стоит зацикливаться на одном деле слишком длительное время.
  2. Установите временные рамки. Установление временных рамок для выполнения задачи один из методов самоорганизации. Зная, что время, отведенное на выполнение задачи заканчивается, вы начнете поторапливать себя, тем самым постараетесь избавиться от отвлекающих факторов и сосредоточится на выполнении задачи. Однако не спешите закончить работу над задачей если время закончилось, доведите задачу до конца и сделайте свою работу качественно. Во время спешки всегда можно «накосячить».
  3. Объедините одинаковые и похожие задачи. Например, сделать телефонные звони или сделать все покупки за одну поездку.

Пример: Счет за телефон приходит 1 числа, а коммунальные платежи 5 числа. Обе квитанции необходимо оплатить до 10 числа. Разумнее будет дождаться коммунальных платежей и оплатить квитанции одновременно, нежели тратить время на поездку, стояние в очереди и т.д. 2 раза.

ШАГ 5 Многозадачность

1. Старайтесь научиться выполнять несколько дел одновременно. Это очень эффективный способ самоорганизации. Если например одно дело не требует умственных затрат, а требует физической нагрузки, то вы можете продумывать другие задачи во время его выполнения. Например, вечером во время просмотра какого-либо видео или отчета, вы можете заняться спортом, например, бегать на беговой дорожке или позаниматься на велотренажере. Только не забывайте о том, что у некоторых людей многозадачность снижает возможность сосредоточиться на одной вещи за один раз. Если у вас плохое настроение, то подборка прикольных фото поможет вам его поднять.

ШАГ 6 Делегируйте

1. Делегируйте свои обязанности другим людям. Убедитесь что человек, которому вы поручили выполнение задачи справиться с ее решением. Помните, что иногда лучше 1 раз научить подчиненного правильному выполнению какой-либо работы и затем делегировать эту часть на него. Трудно организовать себя и свое время, если вы склонны к выполнению всей работы самостоятельно.

P.S. Организуйте себя и не забывайте подписываться на новые статьи, а так же вступайте в группу Блог Кати в контакте:http://vk.com/blogkaty

Анекдот для любителей юмора:)

— Записал свою жену на карате.
— Ну и?
— Научился пылесосить, готовить, а от стирки просто тащусь!

Многим людям иногда достаточно сложно найти свои, эффективные методы самоорганизации, из-за чего они теряют большое количество драгоценного времени, и не всегда успевают выполнить запланированные дела в срок. Если вы хотите научиться управлять собой и своим временем для скорейшего достижения успеха, то эти 7 советов помогут вам.

  • 1. Безукоризненный порядок на рабочем месте.

То суждение, что творческий беспорядок помогает вам настроиться на рабочий лад – вы должны просто забыть, потому, что на самом деле – это банальная отговорка, которая ворует ваше время и ваши силы. Хаос на столе влечет за собой беспорядок в мыслях, и естественно, что с беспорядком в голове вы не сможете принимать быстро правильные решения.

  • 2. Размышляйте на бумаге.

Этот совет вам поможет максимально понять и даже увидеть ход дальнейших действий. Пишите свои мысли, планы, идеи. Зарисовывайте схемы последовательности, и рассчитывайте все возможные варианты развития событий. В первую очередь это помогает упорядочить и конкретизировать ваши мысли и действия, во вторую очередь – это поможет отмести все лишние шаги в достижении цели, и свести к минимуму риск ошибок и недоработок, так как вы сначала проведете некую «репетицию», с учетом возможных нежелательных итогов.

  • 3. Используйте интеллект карты.

Они помогут быстро и эффективно упорядочить мысли в голове. Помимо этого, карты помогут выработать важную для успеха привычку – расставлять всегда все по своим местам, все решения и действия. Это поможет быстро освоить секреты самоорганизации и максимально результативно использовать свое рабочее время и усилия. Методы самоорганизации- продолжаем.

  • 4. Станьте «жаворонком».

Многие любители растянуть работу на пол ночи, с жаром доказывают, что мол – они «совы», и ночь с вечером – это их время. Дело в том, что перестроить свои биоритмы может каждый человек – это не врожденная особенность. Медиками сегодня уже доказано, что человеческий мозг, наиболее активен именно в утренние часы (об этом знали люди уже давно, вспомните поговорку про тех, кто рано встает). Так вот, независимо от того, кто вы жаворонок, воробушек, сова или журавлик – научитесь вставать пораньше, и через несколько недель дискомфорта вы просто привыкните к новому темпу жизни, а результат не заставит себя ждать – вы будете более продуктивными.

  • 5. .

Вспомните формулу шести «П» — предварительное правильное планирование предотвратит плохие показатели. На то, чтобы распланировать свой завтрашний день вы потратите всего-то 10-15 минут, зато сэкономите несколько часов, которые вы бы потратили в спонтанных и незапланированных действиях. Методы самоорганизации — поставьте перед собой выполнимые задачи, и втисните их в реальные временные рамки. Старайтесь неукоснительно следовать пунктам вашего плана, и даже при возникновении непредвиденных обстоятельств выполняйте хотя бы половину. Начинайте с самых сложных задач, так будет проще выполнять.

  • 6. Очищайте пространство от мусора.

Это касается всего, что может засорять вашу жизнь – материальное и временное пространство. Там где есть много лишнего и ненужного, невозможно добиться порядка – а это основное условие успеха. Не обязательно это делать в один день – методы самоорганизации вы можете постепенно избавляться от всего ненужного, начиная с компьютера и рабочего места, и заканчивая личными вещами в квартире.

  • 7. Не бегите от рутины.

Часто мы с большим энтузиазмом беремся за интересные проекты и дела, но как показывает практика – большинство задач, которые необходимо выполнять в жизни, независимо от сферы деятельности, являются скучными и рутинными. Не избегайте этих дел, и не пытайтесь откладывать их на потом – выполняйте немедленно, так вы быстрее добьетесь результата и научитесь получать удовольствие даже от скуки.

Вот и все самые эффективные методы самоорганизации для успешной жизни!

Работу над собой, обустройство жизни и бизнеса можно проводить эффективнее, если знать основы самоорганизации личности.

Самоорганизация является сознательным эмоциональных, морально-волевых черт характера в деятельности, которая направлена на разрешение, развитие личностно значимых задач.

Самоорганизованная личность оптимально воспринимает влияние внешней среды, адаптируя их (преобразуя) в собственную внутреннюю потребностно-мотивационную сферу.

Приоритетную роль здесь играют общественная среда, а также условия развития способности (потенциала) самоорганизации.

Присущие личности с высоким уровнем самоорганизации основные качества:

  • уверенность в себе,
  • творческая самостоятельность мысли,
  • отсутствие тревожности относительно своего престижа, имиджа, репутации.

Существующие позволяют эффективно выполнять определенные виды деятельности:

  • работу, связанную с процессами свертывания (обобщения), переноса информации;
  • самопроверку полученных результатов (повтор, сравнение, анализ),
  • направленные на личностное культурное оздоровление (сбережение).

Самоорганизация – это также имеющая интеллектуально-волевую направленность способность личности, развиваемая в деятельности.

Кроме того, самоорганизация заключается в деятельности личности по четкой собственной жизнедеятельности; в способности, умении организовать себя.

Проявляется такая самоорганизация в самоанализе, целеустремленности, самооценке, жестком самоконтроле, самоограничении. Самоорганизующаяся личность умеет рационально жить:

  • планировать время, работу, отдых, занятость;
  • быстро принимать решения, выполнять их,
  • тратить энергию (силы), деньги, время экономно.

Самоорганизованная личность постоянно , собственным характером, эмоционально-волевой сферой. Такой человек обладает высоким чувством долга, высокоразвитым личным достоинством.

Обучиться самоорганизации можно на специальных курсах, тренингах или читая соответствующую литературу (по самосовершенствованию, саморазвитию).

В общем виде основы самоорганизации личности можно свести к следующим правилам:

  • умейте правильно определять свое предназначение (чему стоит посвятить жизнь);
  • определите жизненно важные цели;
  • выделите долгосрочные и краткосрочные планы (цели);
  • планируйте рабочее время (заведите ежедневник и вносите в него постоянно все планируемые, намечающиеся, необходимые мероприятия);
  • планируйте отдых (работа всегда должна чередоваться с полноценным отдыхом). Вымотанный, изношенный организм не принесет достаточной пользы. Кроме того, он более подвержен заболеваемости;
  • изучите собственные биоритмы (биологические часы) – фазы активности, утомляемости, сна, бодрствования. Распределите свое время, деятельность, отдых в соответствии с этими периодами. Ведь это логично;
  • извлекайте уроки из промашек (это отличное подспорье для работы над ошибками);
  • для любого дела находите внутренние мотивы, так оно станет более продуктивным;
  • верьте в себя, свои возможности, собственную ценность и значимость;
  • ищите единомышленников – для многих людей требуется психологическая поддержка, моральная помощь, «коллективный разум» в решении проблем.

Таким образом, основы самоорганизации личности необходимо знать каждому. Без них мы напрасно теряем уйму времени, тратя его на длительное раскачивание и бесцельное блуждание. Рационализм – вот

План работы


Введение

Понятие самоорганизации

Виды самоорганизации

Эффект самоорганизации в коллективах людей

Использование эффекта самоорганизации в повышении уровня организации

Заключение

Библиографический список


самоорганизация организация коллектив



Введение


Понятие «организация» употребляется обычно в нескольких значениях. Как управленческая функция оно означает, во-первых, создание организации. Любая организация состоит из материально-вещественной основы и социального компонента – людей. Во-вторых, это еще и процесс организационной деятельности, сливающейся с понятием «управление».

Самоорганизация и организация это два взаимодополняющих процесса. Примером этому может послужить демографическая система, в которой наиболее ярко проявляется диалектическое единство организации и самоорганизации.

Самоорганизация, отличается от процесса организации тем, что сущность процесса здесь объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов). То есть организация как система называется самоорганизующейся, если она без дополнительного воздействия извне обретает определенную пространственную, временную или функциональную структуру. Самоорганизацию как явление открытых систем изучает такая наука, как синергетика .

Синергетика - это научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах.

Ключевым понятием синергетики является понятие открытой системы, т.е. системы, обменивающиеся веществом, энергией и информацией с другими системами. На этом основании к открытым системам относят и предприятия, и рынок, и человека, и общество. Считается, что открытые системы способны к саморазвитию и прогрессу, а закрытые – нет.

Самоорганизация в социальных системах коренным образом отличается от самоорганизации в природе, поскольку основной отличительной чертой общества является наличие человека, имеющего сознание, и, соответственно, способного к целенаправленной деятельности.

Самоорганизация – явление историческое, ведь по сути общество сначала “самоорганизовывалось” и только потом на основе самоорганизации возникали государства.

Самоорганизация проявляется в том, что в каждом человеке, в каждом работнике, члене трудового коллектива заложены огромные творческие возможности не только исполнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность управления своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных целей.



Понятие самоорганизации

Самоорганизация это целенаправленный процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив. Термин «самоорганизующаяся система» ввёл английский кибернетик У. Р. Эшби (W. R. Ashby, 1947).

Процессы самоорганизации – это процессы, которые совершаются сами по себе, за счет взаимодействия с окружающей средой, но не зависимо от нее.

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс самоорганизация заключается в формировании, поддержании или ликвидации совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых, производственных и межличностных отношений в коллективе на основе свободного выбора принятых правил и процедур. Как явление самоорганизация представляет собой набор элементов, служащих для реализации программы или цели. К таким элементам относятся неформальные структуры управления, участники этого процесса, ресурсы и т.д.

Самоорганизация может быть личной и коллективной. Личная самоорганизация реализуется: в планировании организации рабочего дня, рабочей недели и т.д.; в организации личной гигиены, полноценного питания и отдыха; в контроле личных ощущений, реакций на происходящие события. Коллективная самоорганизация типична для общественных отношений.

Самоорганизация характеризуется:

· нелинейностью;

· множеством путей осуществления;

· необходимостью для запуска первоначального толчка;

· накоплением информации, позволяющей в социальной системе осуществлять обучение.

Изучение природы и общества показывает, что многие сложные открытые системы, состоящие из большого числа подсистем, при определенных условиях способны к самоорганизации и эволюции. Примером могут служить живые существа, их появление и развитие на нашей планете.

Одной из центральных проблем является проблема описания процесса самоорганизации, познание взаимоотношений между процессами целенаправленной организации и самоорганизации.

К функциям самоорганизации можно отнести:

· самозарождение – возникновение образований из совокупности самостоятельных объектов;

· поддержание существующего организационного уровня системы;

· совершенствование организационной формы на основе самообучения с учетом прежнего опыта.

Для процесса самоорганизации необходимы следующие условия:

· система должна быть открытой;

· система должна находиться достаточно далеко от точки равновесия;

· должен усиливаться порядок случайным образом;

· система должна изменяться под воздействием факторов внешней среды.

Современная организационная наука исходит из того, что ни одно предприятие не может развиваться в условиях жесткого управления, без элементов самоорганизации и самоуправления. Целенаправленная управленческая деятельность должна принимать решения, расширяющие возможности саморегулирования системы. Повышение роли самоорганизации, самоуправления и саморегулирования в экономике - неизбежное следствие усложнения и ускорения меняющихся условий.

Собственно, самоорганизация и самоуправление многими воспринимаются именно как синонимы. При этом как ученые, так и практики выделяют необходимость достижения высокого уровня развития субъекта управления, что само по себе является признанием соответствующего уровня организации. Достаточно простое исследование организации поведения индивидуума показывает, что для него самоорганизация является, скорее всего, одной из функций проявления самоуправления и, значит, не осуществляется независимо.

Закономерности развития современного инновационного бизнеса позволяют говорить о преобладании тенденции самоорганизации, стремлении компаний использовать механизмы самоорганизации. В современных корпорациях ставка делается на гибкие партнерские связи. Практика преуспевающих компаний доказала, что в ряде случаев чем меньше регламентированы программа и структура объекта управления, тем выше способность его приспособления к реальным условиям, к саморегуляции. Однако при этом необходимо подчеркнуть вторичный характер самоорганизации и самоуправления относительно регламентированных процессов организации и управления.

Самоорганизация может допускаться в ограниченных дозах, на определенном (не самом высоком) уровне иерархии, в конкретном контексте потребностей организационной структуры.


Виды самоорганизации


В зависимости от объекта управления выделяют техническую , биологическую и социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация как процесс представляет собой автоматическую смену программы действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет, самонастройка программных ресурсов современных вычислительных систем). Такая самоорганизация происходит в случае выхода из строя какого-либо устройства. Тогда на смену ему подключается другое дублирующее устройство или новая схема взаимодействия элементов.

Биологическая самоорганизация как процесс представляет собой действия, основанные на генетической программе сохранения вида и призвана обеспечить соматическое (телесное) построение объекта. Как явление биологическая самоорганизация – это конкретные изменения в живой природе (мутации) для приспособления к конкретным условиям существования.

Социальная самоорганизация как процесс основана на деятельности по гармонизации общественных отношений, включающей действия по изменению приоритетов потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей человека и коллектива. Результатами социальной самоорганизации могут быть повышение авторитета, улучшение здоровья, приобретение неформальных источников информации, лучшая организация труда, повышение уровня заработной платы и т.д. Носителями социальной самоорганизации являются люди с повышенной социальной ответственностью за поступки своих родных, знакомых и незнакомых людей.

Эффект самоорганизации в коллективах людей


По современным понятиям, эффект самоорганизации - это эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности.

В рамках жизни людей эффект самоорганизации имеет огромное значение. Ниже я приведу основные принципы самоорганизации коллективной деятельности людей:

1. Наличие общего интереса у множества людей, какой интерес позволяет говорить о преобразовании множества в группу.

2. Согласие членов данной группы с тем, что за счет коллективной деятельности возможно достичь большей производительности труда и больших результатов, нежели если каждый будет трудиться в одиночку.

3. Согласие членов группы с тем, что получаемый в результате коллективного труда продукт будет приносить достаточную пользу каждому члену группы и будет позволять группе развивать групповую деятельность. Сам процесс распределения получаемого продукта носит достаточно прозрачный характер, позволяющий членам группы видеть роль свою и других не только в процессе производства, но и процессе распределения.

4. Способность группы конструктивно и в достаточные сроки решать возникающие в процессе деятельности проблемы и противоречия.

5. Согласие членов группы с распределением ролей в коллективной деятельности, в том числе со своим местом в коллективом процессе.

В процессе самоорганизации происходит отбор привычек, навыков, норм поведения, которые дают возможность приспосабливаться к конкретной среде.

Самоорганизацию в коллективах обычно рассматривают как специфический процесс в организации. Коллектив людей самоорганизуется, когда без видимых внешних причин развивается - измененяет уровень своей организованности, сам создает внутри себя какие-то функции, процессы, структуры.

Самоорганизация – это способность людей признавать наличие не только собственных, но и общих интересов и действовать в этих интересах.

Эффект самоорганизации в коллективе людей проявляется в:

· формировании морально-психологического климата;

· решения принимаются методом мозгового штурма;

· наставничестве, поддержании молодых специалистов;

· саморегулировании, разрешении конфликтов;

· избрании представителей групп для участия в коллективных мероприятиях;

· формировании коллективного мнения.

Примером самоорганизации коллектива является свободный рынок – сложнейшая саморегулирующаяся система, с помощью которой миллиарды людей, находящихся в разных точках Земли и ничего не подозревающие о существовании друг друга, координируют свои усилия.

Другой пример – формирование научных коллективов, где активная творческая работа большинства сотрудников должна сочетаться с возможностью совместно решать крупные задачи. Такой коллектив должен быть устойчив и быстро реагировать на все новое.

Пример самоорганизации демонстрируют музыканты. Очередной солист управляет исполнением мелодии, а остальные музыканты согласуют свои действия с ним.

Самоорганизацию можно наблюдать в малых коллективах. Например, в туристической группе, если она состоит из опытных туристов, которые заранее не распределили роли.

Примером самоорганизации являются информационные инфраструктуры, развивающиеся внутри стран и между ними. Имеется в виду, что распространение персональных компьютеров и развитие электронной связи через интернет привело к возможности свободного и спонтанного обмена и распространения информации по всей планете, во многом расширив возможности самоорганизации различных коллективов.

Компании с самоорганизацией привлекают сотрудников с хорошей внутренней мотивацией, которых не так уж легко найти. К примеру, в корпорации “Google” большинство специалистов проходят процедуру одобрения основателями компании и каждым из потенциальных коллег.

Бил Гейтс, основатель Майкрософт, стал в короткое время самым богатым человеком мира, потому что мотивацию работников построил по законам процесса самоорганизации.

В целом самоорганизация - позитивно воспринимаемое большинством людей понятие. Однако, как и всякое объективное явление, оно не должно оцениваться ни как «хорошее», ни как «плохое». Пример тому - коррупция, негативно воспринимаемое явление.

Высокая степень самоорганизации коллектива чревата чрезмерной закрытостью. Самоорганизация группы (коллектива) должна осуществляться в рамках соблюдения внешних, общих для организации норм и правил.


Использование эффекта самоорганизации в повышении уровня организации

Эффективность предприятия и его способность развиваться в первую очередь зависят от совершенства организационных механизмов, составляющих структуру его внутренней организации.

Чтобы повышать эффективность предприятий, нужно уходить от волевых форм управления и регулирования. Не личные качества руководителя, а организационная структура должна обеспечивать способность и стремление предприятия развиваться и адаптироваться к внешним условиям.

Каждая организация – это прежде всего коллектив, но коллектив работников – это только один элемент организации как системы, организация содержит много других структурных элементов:

Кадровый потенциал (коллектив)

Научный потенциал

Микроклимат в коллективе

Состав целей системы

Эффект самоорганизации (положительный или отрицательный) возникает в результате взаимодействия всех составных элементов организации, т.е. если структурные элементы не соответствуют между собой, то возникает отрицательный синергетический эффект, если адекватны – положительный. Например, при несоответствии между видами техники (устаревшими и новыми) – возникает отрицательный синергетический эффект, и суммарный результат всего оборудования будет гораздо меньше, чем в отдельности, либо же оборудование новое – а сотрудники неквалифицированные – тоже отрицательный синергетический эффект.

Ещё один пример – постоянно происходящие изменения состава кадров. Если руководство не знает о существование эффекта самоорганизации, то при приёме нового работника администрация будет обращать внимание больше на профессиональные качества работника, а если знает – то не только на профессиональные, но и на те качества, которые формируют совместимость работника с другими работниками (уровень знаний может быть высоким, а из-за других качеств не будет вписываться в коллектив и не сможет полностью себя проявить, и могут возникнуть сложности у других сотрудников).

На практике самоуправление и самоорганизация формируются, функционируют и развиваются объединенно, совместно или взаимодействуя. Для обеспечения этого важно осуществлять их целенаправленный синтез в контуре управления каждого предприятия, объединения как социальной организации. Особенно ярко это видно на примере формирования и развития корпоративного взаимодействия в организации.

В каждой компании, фирме наряду с целенаправленной организацией, которая осуществляется с помощью указаний, документов, планов, нормативных актов, инструкций всегда идут процессы «самоорганизации», связанные с системными свойствами организации как целого, с синергетическими эффектами.

Закономерности развития современного инновационного бизнеса позволяют говорить о преобладании тенденции самоорганизации, стремлении компаний использовать механизмы самоорганизации, Самоорганизация и самоуправление занимают все большую роль в современных компаниях мирового класса.

С одной стороны, эффекты самоорганизации достигаются с по мощью неформального сотрудничества, несанкционированной деятельности, с другой - с помощью четко обозначенной цели и целеустремленными, четко организованными действиями управляющих.

Стремление использовать эффекты оптимальных отношений «организации/самоорганизации» приводит к созданию новых организационных форм, к различным видам предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов.

Самоорганизация в трудовом коллективе это:

 возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов;

 правильное использование времени с наибольшим результатом;

 ясное представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы.

Самоорганизация и самоуправление играют две важные роли: – компенсируют неохваченные области управления в случае недостаточно профессионального управления;– инициируют развитие искусственного (формального) управления и организации.

Законы самоорганизации позволяют сознательно организовывать производственные отношения. Жизнь организации реализуется через функционирование сотен взаимосвязанных процессов. Финансовые потоки, денежный оборот, документооборот, процедуры принятия решений на разных уровнях и пр., Каждый из этих процессов имеет свои задачи, свои этапы и цели. Благодаря законам синергетики все процессы в организации приобретают ту или иную степень созвучности, соответствующей основной цели создания организации.

В большей степени люди в организациях подчиняются этим законам бессознательно, интуитивно выполняя необходимые действия. Сознательное использование этих законов позволит на порядок улучшить конкурентоспособность организации и каждого сотрудника. Вот некоторые резервы повышения производительности труда и жизнеспособности организации:

· знание возможностей влиять на людей, с учетом их способа принятия решений позволит ускорить процессы принятия решений и выполнения распоряжений, станет фактором дополнительной мотивации;

· подбор людей с деловыми качествами, соответствующими выполнению работы позволит увеличить скорость выполнения работ и повысит мотивацию сотрудника к работе;

· формирование в работающем коллективе самоподдерживающуюся систему отношений с помощью законов синергетики позволит вывести коллектив отделов и фирму на уровень самоорганизации;

· овладение искусством управление персоналом через использование взаимосвязи функций планирование, организация, контроль позволит быстрее настраиваться на другие виды деятельности и моделировать совместную деятельность.

· моделирование карьеры с учетом деловых качеств позволит планомерно наращивать профессионализм сотрудников и закреплять их в коллективе и. д.

Результаты: Использование законов с самоорганизации в бизнес-моделировании позволит увеличить производительность труда более чем на 50%. Она достигается:

· уменьшением времени исполнения своей работы;

· увеличение скорости товаропотоков, документооборота, денежных и финансовых потоков;

· увеличение скорости качества принимаемых решений на разных уровнях.

Все е эффекты самоорганизации можно описать тремя переменными: а) увеличение прибыли; б) снижение текущих расходов; в) снижение потребности в инвестициях.

Повышение самоорганизации в организации осуществляет ся прежде всего посредством грамотной работы с персоналом. Менеджменту необходимо иметь информацию о психологии и социальной структуре работающих (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т.д.), их этике, взглядах, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основании которой и строится эффективная система управления организацией.

Самоорганизация может помочь компании сконцентрировать свои силы и ресурсы, и направить их в нужном направлении. В быстроменяющейся внешней среде, при условии, что менеджеры будут быстро и вовремя принимать верные решения, общая направленность всех работников предприятия на осуществление функций социальной системы может помочь принять верное решение и быстрее воплотить его в жизнь. Благодаря этому реакция на изменения внешней среды будет производиться быстрее и продуманнее, что сделает организацию лучше приспособленной к этой среде. Такая организация будет лучше функционировать как живущая система.


Заключение


Важнейшей задачей современной организационной науки является исследование взаимоотношений между процессами целенаправленной организации и стихийной самоорганизации, поиск оптимума, меры ме жду организацией и самоорганизацией.

В управлении организацией эффект самоорганизации означает созна тельную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Многие фирмы тратят огромные средства на поиск источников увеличения синергии.

Самоорганизация не имеет заранее заданной точки отсчета, «верха», она - между всеми, она устанавливает границы, она не нуждается в одном источнике организационной энергии – у нее их по определению много. Если организация больше гордится консервированными своими результатами, то самоорганизация – непрерывной энергией спонтанности и неисчерпаемым потенциалом креативности.

Самоорганизацией коллектива является самопроизвольное образование такой системы взаимодействий членов коллектива в ответ на наложение воздействия со стороны внешней среды, при которой коллектив устойчиво существует при продолжающемся наличии воздействия.

Компании, выбравшие за основу деятельности либеральное отношение к коллективу, предоставляют подчинённым свободу в разработке и внедрении новых идей. Такие организации развиваются благодаря творческому подходу сотрудников.

Любая хозяйственная структура должна обладать стремлением, способностью и умением самосовершенствования. Предприятия, наделенные такими свойствами, несмотря на финансовые трудности, начнут развиваться.



Библиографический список


Научная литература:

1. Теория организации: учебник / Д.В. Олянич [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 408 с. : ил. - (Высшее образование).

2. Латфуллин Г. Р.,Райченко А. В. Теория организации: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 395 с.

3. Веснин В.Р. Теория организации в схемах: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. – 128с.

4. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2005. - 638с.

5. Теория организации: курс лекций / П.В. Шеметов, С.В. Петухова. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 282с.

Электронные ресурсы:

1. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. Законы самоорганизации. Режим доступа: http://kamcentre.info.ru


Размещено на.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

САМООРГАНИЗАЦИЯ - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности, ее интересам и устремлениям.

А. Маслоу в беседе со с своими учениками всегда повторял одну фразу «Не надо стремиться делать хорошо никому не нужные вещи». Каждый человек изначально имеет определенный энергетический потенциал. И если этот потенциал направлен на достижение правильно выбранных целей в жизни, то есть шанс достигнуть верхнего уровня самоактуализации. «Это как шарик подброшенный вверх …….. »

Таким образом, Самоорганизация личности - деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем.

Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством.

Практика показывает, что молодые люди, приступающие к обучению в вузе, стремятся не только освоить профессию, но и развиваться и совершенствоваться, при этом, к сожалению, часто не зная, как это делать и с чего начать, как самоорганизовать себя. В связи с этим возникла необходимость данного курса лекций предназначенного для овладения студентами системно организованными знаниями в этой области.

Изучение данного курса лекций направлено на развитие у студента соответствующей осознанной установки к самоорганизации на высоком уровне, на преодоление трудностей, правильную оценку своих возможностей и понимание собственных целей, потребностей и интересов; в целом – на стремление к дальнейшему профессиональному и личностному саморазвитию, подразумевающему личностно-активное отношение к предстоящей деятельности и самому себе как ее участнику.

В психологии существует довольно много различных концепций развития личности. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как рост, созревание с предопределенностью стадий. Так вплоть до 17-18 вв детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок – как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию личности стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных состояний, выражающихся в существенных их преобразованиях.

В настоящее время существует множество различных теорий развития: психосексуальная (З. Фрейд), теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер), теория генштальта (К. Левина), генетическая (Ж. Пиаже), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), деятельности Л.С. Выготский и др. Согласно последней теории считается, что развитие познавательной сферы личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.

Задание 1. Составить таблицу существующих теорий развития личности, раскрыть их краткое содержание

Одним словом развитие личности в целом происходит благодаря разнообразию видов деятельности и взаимодействию с другими людьми. Совместная деятельность детерминирует развитие личности. Выбирая различные социальные позиции, в ходе совместной деятельности личность преобразуется из объекта в субъект развития, становясь все более активным творцом, дополняя процесс развития целенаправленным саморазвитием.

Именно благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, совершенствуется, в результате чего становится инициатором развития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой склад в культурно-историческое развитие общества, т.е. индивидуальная самоорганизация детерминирует процесс общественной самоорганизации.

При этом основу способности к саморазвитию составляют:

Умения личности видеть свои недостатки и ограничения;

Анализировать их причины в собственной деятельности;

Критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи.

Задание: Проанализируйте свои недостатки и ограничения, которые, возможно, препятствуют вашему дальнейшему саморазвитию . Проверить объективность самооценки, посредством опроса группы

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования .

«Все, что уже прошло - это прошлое». Жизнью является то, что происходит сейчас, в настоящем, и это настоящее нельзя пропускать…»

Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Как только человек начинает выделять свое Я из окружающего мира он становится субъектом своей жизнедеятельности , поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требованиям других. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой – активность личности . Способность к проявлениям активности постепенно определяет и способность личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Когда человек сам самостоятельно делает выбор, он учится брать на себя ответственность перед другими и самим собой.

Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.

Самопостроение – процесс, равный человеческой жизни, определяемый через действия в конкретных ситуациях. В ходе этого процесса человек строит модель Я-реальное (каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть), причем эта работа не всегда протекает на сознательном уровне. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем либо в новом качестве.

Задание 3. Постройте собственную модель идеального «Я»

Итак, сущностными характеристиками саморазвития являются:

Реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,

Уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.

Саморазвитие личности – фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс, который протекает всегда в рамках сугубо личного опыта.

Своеобразие жизненного пути определяется множеством факторов: полом, возрастом, средой, образом жизни, историческими событиями, психологическими особенностями и др.

Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События могут быть случайными и закономерными. В жизни каждого человека случались события, которые коренным образом влияли на его жизнь: встреча с выдающимися человеком, работа или учеба и др.

Н. А. Логинова выделяет следующие виды событий:

события среды (то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность),

события поведения человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),

события внутренней жизни – относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп).

Таблица. Виды событий по Лонгвиновой

наименовние содержание
события среды то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность
события поведения Относятся к Поведению человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп)

Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он являет­ся автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.

Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.

Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.

Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам

Мотивация саморазвития. Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации. Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.

Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.

Ι

Первое - формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы .

Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправлено .

Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.

Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.

Задание 3. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?