Сочинение на тему «Мое призвание. Эссе «Мое призвание Эссе на тему в чем призвание человека

Эссе «Мое призвание»

Сколько нужно ласки и заботы, каждому помочь и каждого понять. Благодарна и трудна работа - ежедневно маму заменять.

Размышляя над своей профессией, я долго думала, как кратко сформулировать всю свою педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Что же означает – профессия воспитатель детского сада, воспитатель необыкновенных малышей, которых доверяют родители, самое дорогое?
Ответить на этот вопрос очень сложно и трудно, правильно подобрать слова и оформить в предложения, как выразить то счастье, когда ребёнок подаёт тебе тёплую ладошку, доверчиво прижимаясь и радуясь тебе. Нужно иметь огромное терпение и сострадание к детям, желание видеть «своих детей», переживать за их успехи и неудачи, радоваться личным достижениям и маленьким победам. Для меня важно в каждом ребенке найти ту изюминку, за которую можно похвалить, убедить в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие от результатов своего труда.
Вы спросите: - «Где можно приобрести билет в детство?» Я вам отвечу: «В детском саду!». Ведь только здесь можно научиться вновь и вновь радоваться жизни!

Почему я выбрала профессию воспитателя? Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает она!

Не секрет, что от выполнения любимого дела начинают гореть глаза, появляется искра, душа наполняется ярким светом.
Смысл жизни каждого человека – непрерывное развитие и самосовершенствование. Чтобы быть счастливым надо найти себя. Сколько существует разных профессий? Врачи, педагоги, конструкторы, строители, повара, художники, продавцы, дворники, парикмахеры, дизайнеры и так далее. Каждый ли человек выбрал профессию по душе и своему желанию? Стоит немного поразмышлять… Мне кажется, что если выбранное дело выполняется с душой, с любовью, честно и человек не может жить без него, хочется творить, помогать другим, то ты нашёл себя.
Ребенок, это самая главная ценность в моей деятельности, и я как педагог, несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность. Впечатления детства оставляют в жизни ребенка глубокий след и поэтому я стремлюсь к тому, чтобы эти впечатления были светлыми, яркими, радостными. То, что вынесет ребенок из детства, будет с ним всю его жизнь. И если оно кажется счастливым, то и всю свою жизнь человек будет помнить это.

Что для меня быть воспитателем? Это значит понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка быть самим собой. Воспитывать в детях чувство собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки, хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг них.

В профессии, как и в жизни, важно встретить человека, который станет тем, за кем захочется пойти, к которому захочется стремиться, на которого будешь равняться. Я, к счастью, встретила такого человека и благодарю судьбу за это.

Моя работа – это радость общения. Это стремление быть нужным своим воспитанникам. Каждый день я стараюсь сделать непохожим на другой и с оздаю все условия для того, чтобы дети не получали знания, а добывали их сами в процессе разнообразных видов деятельности, что способствует развитию познавательных интересов, любознательности, активности, самостоятельности, удовлетворению их потребностей и интересов. Ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и аргументировать свои ответы и суждения.

Но какова же главная задача воспитателя? Воспитать, а это значит, дать ребёнку всё самое прекрасное, возвышенное, культурное, показать, как красив и приветлив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии. Обратиться к душе ребенка, потому что именно в душе закладывается лучшее в людях - человечность. Сегодня дети интеллектуально развиты лучше сверстников прошлых поколений. Но их духовное развитие, на мой взгляд, отстает. Проводя много времени с детьми, я вижу, как остро им не хватает тепла, красоты, любви, добра, внимания от взрослых. Я стараюсь окутать теплом и заботой каждую маленькую душу и совместно с родителями зародить в них маленький хрупкий росток любви и уважение к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны.

И ещё я поняла – в педагогической профессии нет конечной точки развития своего профессионального мастерства. Приходит новый ребёнок, и с ним ты снова учишься находить себя; искать ниточку, соединяющую его и тебя как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника, как лучшего друга.

Завтра будет новый день. Завтра на меня опять будут смотреть родные глаза. Глаза моих ребятишек. И поверьте, я всегда с гордостью отвечу: «Я по профессии – воспитатель!».

Я воспитатель, но прежде всего, я – женщина и я нашла свое счастье не только в работе, но и в семье. Дома меня ждут мои любимые мужчины. У меня прекрасный заботливый муж и самый лучший в мире сын! Рядом с ними легко и интересно. Мы стараемся наполнить нашу жизнь новыми яркими впечатлениями, позитивными эмоциями. Все свободное время наша семья проводит в активном отдыхе – это прогулки, игры на свежем воздухе, путешествия по нашему северному краю для знакомства с его красотой и археологическими памятниками.

Секрет детской любви прост: дети открыты и простодушны и для меня лучшая награда – их радостная улыбка и слова: «Я завтра снова к тебе приду!».

Я счастлива, что связала себя крепкими связями с великим и прекрасным делом – воспитанием детей. Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и созерцать его таким, какой он есть. Я научилась просыпаться ежедневно в ожидании чуда. У меня сложилось такое ощущение, что воспитывая детей, я воспитываю себя!

Вариант 1. Задание 9.

Задание. 9.3 . Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое призвание?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

1. План сочинения

1. Тезис и комментарий к нему.

2. Аргументы:

а) из предложенного текста + микровывод;

б) из жизненного опыта + микровывод.

3. Вывод - заключение.

Критерии оценивания

Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям:

или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

С3К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.

В работе допущено две и более ошибки в построении текста.

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9

По Ю. Куклачёву. Призвание.

(1) Я с детства мечтал стать клоуном. (2) Когда мне было восемь лет, отец купил телевизор. (3)Я увидел выступление Чарли Чаплина и в один миг понял, что хочу быть именно клоуном. (4)Каждый раз, когда я ложился спать и закрывал глаза, передо мной появлялась огромная цирковая арена. (5)Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!

(6)И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна. (7)При этом шансов у меня почти не было: в цирковом училище конкурс был - сто двадцать человек на место. (8)Когда я поступал в шестой раз, я уже взрослый был тогда, мне сказали: (9) «Ну нет у тебя данных!» (10)А на седьмой всё-таки взяли.

(11)Если, преодолевая себя, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз быстрее, и жизнь показала, что вера - главная сила человека.

(12)В моей жизни произошёл случай, перевернувший всё моё представление о кошках.

(13)Случилось это в Англии. (14)Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог. (15)А просидеть девять месяцев в клетках на карантине мои кошки не в состоянии, так как они привыкли, что у каждой свой дом, они свободно гуляют по всему театру.

(16)Тогда я решил поработать с британскими кошками. (17)Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек, несчастные, облезлые, грязные. (18)У одного кота, по-видимому, в драке был выдран клок шерсти, у другого на лапе кровоточила рана. (19)Это были уличные кошки. (20)Никогда не видевшие хозяйской ласки и заботы, животные испуганно прижимались к стене, многие прятались за батарею. (21)Они пристально глядели на меня, а глаза их горели ненавистью. (22) Это были не кошки, а какие-то тигры, способные растерзать меня в любую секунду.

(23) Три дня я безрезультатно пытался найти с ними общий язык. (24) Они не подпускали меня к себе. (25) В отчаянии я протянул руки к небу и воскликнул:

(26) Господи, помоги!

(27) И... произошло чудо. (28) Кошки заболели. (29) Они беспомощно лежали на полу, лишь изредка открывая помутневшие глаза: кошачий грипп.

(30) Пришлось каждый день делать уколы. (31) Ставить капельницы. (32) Через две недели вдруг одна из кошек в моих руках замурлыкала. (33) А это значит, она меня полюбила, значит, будет театр кошек в Англии.

(34) Вот, оказывается, как просто происходит чудо. (35) Лишённые ласки дворовые кошки почувствовали любовь человека, который желает им добра. (36) Они разрешили себя гладить, поняли, что я им друг.

(37) А потом, когда кошки выздоровели, началась игра. (38) Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.

(39) Но знаете ли вы, как трудно в действительности быть клоуном? (40) Это для нас стало не работой, а смыслом жизни. (41) Свои номера и спектакли с кошками мы выстраиваем так, чтобы, немного посмеявшись, зрители задумались, посмотрели на мир глазами умиления и восторга. (42) И тогда у них пробуждается желание творить добро, любить наших меньших братьев.

(По Ю. Куклачёву*)

* Куклачёв Юрий Дмитриевич (род. в 1949 г.) - российский клоун, народный артист РСФСР. Приобрёл славу, первым занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек.

2. Работаем над композицией сочинения

ТЕЗИС – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства

Предлагаем начать сочинение с риторического вопроса. Логично начать сочинение с подбора синонима к данному понятию. Избегаем формулировки: призвание - это когда..., нравственные ценности – то, что...

АРГУМЕНТ 1


- Прекрасным подтверждением этой мысли является текст...
- Обращаясь к предложенному тексту нельзя не увидеть, что...
- В данном тексте есть яркий пример...
- Докажем это, обратившись к тексту...

АРГУМЕНТ 2

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише (шаблоны):
- Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста).
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
- В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
- Предложение... подтверждает мысль о том, что...
- Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить в жизни.
- В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы)

Вывод должен быть логически связан с комментарием, аргументацией и микровыводами в конце второго и третьего абзацев. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно.

Речевые формулы:

Мы пришли к выводу...

Подводя итог, можно написать, что...

Делая выводы из сказанного, мы видим...

3. Пробуем писать сочинение по схеме

Что такое призвание? (по Ю. Куклачёву))

Вступление: тезис, комментарий

У каждого человека имеется свой особенный талант, свой призвание, которое ведёт его всю жизнь. Что же такое призвание? Призвание – склонность, внутреннее влечение к какому-либо делу, профессии. Для меня призвание – это состояние души. То состояние, когда человек выбирает свою профессию, руководствуясь сердцем. Только тогда человек становится по-настоящему счастливым.

Аргумент 1+МВ(микровывод)

Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста Куклачева Ю.Д. В данном фрагменте описывается желание автора стать клоуном и работать в цирке. С восьми лет Юрий каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у него не будет. Об этом говорится в предложении 5. В предложениях 6-10 говорится о том, что автор шесть раз пробовал поступить в цирковое училище, но его не брали, так как у него нет данных. Но на седьмой раз его всё-таки взяли. Юрий Куклачёв был уверен в своём призвании, поэтому упорно шёл к своей цели. Это желание было смыслом его жизни, его призванием.

Аргумент 2+МВ(микровывод)

Примеры призвания можно встретить и в жизни. Существует немало людей, которые нашли призвание в своей профессии, среди них врач-реаниматолог Елизаве́та Петро́вна Гли́нка, основатель благотворительного фонда, оказывающего помощь безнадёжно больным. Она вместе с активистами фонда помогала медикаментами и продуктами питания пострадавшим в ходе боевых действий на юго-востоке Украины, эвакуировала больных и раненых, многих детей определила на лечение в российские больницы. Доктор Лиза трагически погибла при крушении самолёта во время очередного полёта в Сирию. Героиня благотворительности Елизавета Глинка остаётся в нашей памяти, её благородное дело продолжают добровольцы по всей России.

Вывод

Следовательно, призвание – состояние души, смысл существования людей, увлечённых своим делом, преодолевающих трудности и совершенствующих своё мастерство.

Критерии оценивания

С3К1-2б; С3К2-3б; С3К3-2б; С3К4-2б = 9 баллов

У каждого человека есть то, для чего он рожден, иными словами, у всех есть какой-то талант. Конечно, у людей много талантов, не все из которых раскроются. Но один особенный талант, который ведет человека всю жизнь, есть у каждого…. Не всегда люди, выбирая дело всей своей жизни, слушают сердце.

Есть много посторонних факторов, которые сбивают нас с пути. Но любимое дело все равно никогда не покинет человека. Оно идет рядом, освещая жизнь своего хозяина. Главное, чтобы человек не отвергал то, что так дорого его душе.

Потому что такие люди сами

Обрекают себя на несчастье, никто и ничто не сможет заменить, то чувство и внутреннюю силу, которую человек способен обрести, занимаясь любимым делом….

Да к что же такое призвание? Многие люди думают, что призвание-это склонность к какому-то дело. Склонность к делу, которое человек выполняет необыкновенно талантливо. Для меня, призвание – это состояние души.

То состояние, когда человек выбирает свою профессию, руководствуясь сердцем. Только тогда человек может совершать великое, оставаясь навсегда в памяти человечества. Только тогда человек становиться по-настоящему счастливым…..


(1 votes, average: 5.00 out of 5)


Related posts:

  1. Я не представляю своей жизни без театра, без сцены. Ведь так хорошо, когда за свою жизнь ты можешь прожить несколько! Побыть и Джульеттой, и Офелией, и сказочной царевной, и простой крестьянкой… А как красиво давно известную пьесу показать с новой, неожиданной стороны, найти интересный, оригинальный режиссерский ход! Или первое произведение неизвестного драматурга поставить на сцене […]...
  2. Призвание – это любимое дело, которому ты посвящаешь всю свою жизнь и в итоге делаешь его профессионально. У каждого человека призвание свое: для кого – то это медицина или бизнес, кто – то хорош как учитель, а кто – то прекрасный актер. Чтобы найти свое любимое дело нужно постараться, ведь это не так-то просто. С […]...
  3. Как важно человеку найти дело по душе, свое призвание – вот проблема, над которой размышляет В. Шахиджанян. Нравственный вопрос, рассматриваемый автором, относится к категории вечных. Сколько существует человечество, столько и спорят люди по проблеме выбора дела своей жизни. В. Шахиджанян, рассуждая над этой актуальной проблемой, говорит о ее большом социальном значении: чем больше людей найдут […]...
  4. Еще с детства мне нравилось писать стихи, переводы, сказки – что угодно, главное, водить ручкой по бумаге. Мне нравится общаться с интересными личностями, узнавать их судьбы, чувства, предпочтения. Я всегда хотел рассказывать людям что-то особенное, то, чего они так же сильно ждали. Я – журналист? Когда покидаю родной дом, всегда имею под рукой блокнот и […]...
  5. Фармацевт – профессия очень ответственная. Но, я думаю это и мое будущее призвание. Я раньше даже не думала. Что выберу именно эту профессию. После окончания школы сразу поступила в педагогический колледж, проучилась три года, но поняла, что это все – не мое, например у большинства есть призвания. Моя мама после окончания Якутского медицинского училища работает […]...
  6. Каждый человек хочет прожить свою жизнь не зря, хотя это понимает каждый по-своему. Нам дано очень много, перед нами лежат миллионы дорог. Трудно определить, по какой именно пойти, чему посвятить свое время и силы. Мне кажется, у каждого человека есть свое Предназначение, ибо все мы разные, уникальные. Но есть и такое, что объединяет нас всех. […]...
  7. Над поиском смысла жизни задумывались философы, писатели, рабочие всех веков и народов. Я думаю, что у каждого человека существует свое предназначение. Сравнивать разных личностей – это дело бесполезное, потому что каждый из нас особенный. Однако кое в чем, по моему мнению, все люди схожи: все бы хотели Знать истину. Кое-кто считает, что познать ее можно […]...
  8. Особое место в творчестве А. П. Чехова занимает жанр рассказа. Этот жанр отличается краткостью, поэтому писателю очень важно в лаконичной форме передать главную мысль произведения, его идейный пафос. Практически все творчество Чехова посвящено борьбе с обывательщиной, мещанством, скудостью духовной и интеллектуальной жизни человека. На рубеже 19 – 20 веков писатель создает свою знаменитую “Маленькую трилогию”, […]...
  9. Выбор будущей профессии – это одно из важнейших решений в жизни каждого подростка, ведь именно от нее будет зависеть будущее жизни и, конечно, его качество и уровень. Поэтому мне нужно было достаточно много времени для того, чтобы понять: кем я хочу быть. После поиска актуальной информации и разнообразных фактов я решила, что мое призвание – […]...
  10. Талант – дар свыше и, безусловно, дается каждому человеку. А вот раскрыть его в себе, развить и воспользоваться им могут единицы. Я думаю, что увидеть в человеке ростки каких-либо задатков, могут родители и учителя. А дальше начинается самое трудное: взрастить в ребенке желание развивать талант и поверить в себя. Талант не обязательно проявляется в искусстве. […]...
  11. Здравствуй, дорогой водитель! С детства я мечтаю быть как ты – повелителем машин. Это одна из самых лучших и интересных профессий, потому что водитель выполняет свою работу и одновременно смотрит мир, узнает новые места. Когда мы ездили с семьей в лес или на другие мероприятия, папа иногда разрешал мне садиться с ним вместе и рулить. […]...
  12. В жизни каждого человека присутствуют как истинные, так и мнимые ценности. Ведь сделать правильный выбор в этой сфере очень трудно. Формирование ценностей зависит от многих факторов: окружающего общества, воспитания, атмосферы в семье и др. Проблема определения ценностей является важной и с каждым днем ее актуальность не уменьшается. Ведь в современном обществе определение правильных нравственных ценностей […]...
  13. На Земле семь миллиардов людей. Мужчины и женщины, дети и старики – все имеют значение на нашей планете. Все люди должны совершить вклад в развитие своей страны, семьи общества. Именно поэтому любой человек стремится найти себе занятие по душе и заниматься им всю жизнь. Каждый из нас должен найти свое место в жизни: определиться с […]...
  14. Жизнь каждого человека полнится опасностями разного рода. Кто-то больше всего боится болезней и преступников, другие бояться потерять работу или близкого человека. В общем, человеческих страхов существует множество, перечислять их можно очень долго. Впрочем, есть и такие явления, опасность которых неочевидна, тем не менее, они представляют собой существенный риск. Одним из таких явления есть равнодушие. Что […]...
  15. Почему способности важнее в учебе больше, чем трудолюбие? Способности или трудолюбие? Этот вопрос довольно спорный, и каждый вправе остаться при своем мнении. Учеба – процесс весьма сложный, а трудолюбие в нем – хороший помощник. Однако учеба требует не только трудолюбия, но способностей. Если человек достаточно трудолюбивый и настойчивый, но таланта в этом роде деятельности не […]...
  16. Семья. Родители. Дети. Эти слова значат много в жизни каждого из нас. Весь наша семья – это люди, ближе которых нет на свете. Они всегда рядом, готовы поддержать в любую минуту, они любят и понимают нас, как никто другой. Близкие – самое ценное, что есть у каждого из нас. Очень жаль, что люди не всегда […]...
  17. Одним из первых наиболее сложных вопросов, с которым сталкиваются юноши и девушки, является проблема выбора профессии, и этот этап считается одним из самых ответственных, поскольку это важное решение принимается на всю жизнь. Примечательно, что однозначно назвать самую лучшую профессию невозможно, поскольку такого понятия попросту не существует. Есть специальности в той или иной мере актуальные на […]...
  18. Человек проводит всю свою жизнь в поисках обычного счастья для себя и своих близких. Категория счастья, которая настолько прочно вошла в жизнь человека, на самом деле далеко не такая простая, как может кому-то показаться. Счастье – это мечта каждого из нас, но на самом деле это недостижимая мечта, ведь счастье находится совсем не в будущем […]...
  19. Каждый человек в своей жизни хоть раз окунался в волшебный, несуществующий мир, где все самое заветное исполняются. В мир, в котором не существует смерти, болезней, запретной любви, расстояния. В мир, где можно отомстить всем своим обидчикам, где справедливость всегда на нашей стороне. Мечта – главный источник надежды, главный товарищ, который всегда не дает человеку сдаться. […]...
  20. ДЕЛО, КОТОРОМУ Я ХОЧУ ПОСВЯТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ Ты помнишь: было вокруг Море цветов и звуков? Из теплых маминых рук Учитель взял твою руку… А. Дементьев Жизнь сложна и таинственна. Она скрывает от нас наше бу­дущее, нашу профессию, но для каждого из нас наступает мину­та, когда нужно сделать свой выбор: кем же хотим стать? Куда пойти […]...
  21. Гоголь написал это произведение с какой-то определенной целью, не просто так, ведь никакой романтики или очень интригующего чего-то в этом произведении особо не наблюдается. Цель этого произведения – показать, что жизнь не для всех такая легкая и радостная, многие ведь люди живут в своем маленьком придуманном мире, который прячет их этого жестокого холодного мира, а […]...
  22. Сложно рассуждать о таком понятии как Счастье. Для каждого человека слово счастье имеет свое особое значение, связанное с тем, как складывается его Жизнь. Что такое счастье и как его достичь? Заключается ли оно в ощущении легкости, радости, покоя или счастье измеряется достижениями человека? Каждый сам для себя определяет это, и это единственный универсальный рецепт того, […]...
  23. У каждого человека с самого детства есть мечта выбрать профессию, которая будет любимой на протяжении всей жизни. Конечно, есть множество разных профессий. В действительно нужную, важную, тяжелую специальность надо вкладывать много сил, знаний и времени. Моя любимая профессия – врач. По моему мнению, это очень нужная людям работа, которая лично у меня вызывает только уважение […]...
  24. Сейчас в наше время очень мало скромных и воспитанных людей, но все же остались такие люди. По моему мнению нужно быть скромным, потому что не скромный человек, просто невоспитанный. У каждого есть свои недостатки, но все же нужно быть скромным. Скромность закладывается с самого детства. Поэтому я могу сделать вывод, что нужно быть скромным человеком, […]...
  25. Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело. Как в жизни, если слабый человек подчинился другому, значит он его боится. Так и здесь, работа, которая была мало знакомой и, […]...
  26. На свете живет так много людей. Каждый из них особенный. Даже близнецы, которые на первый взгляд так похожи, на самом деле совершенно разные и индивидуальные. Как отпечатки на пальцах каждого человека уникальны, так и характер любой личности очень индивидуален. В той или иной степени, дети могут по своему характеру напоминать родителя или кого-то из родных. […]...
  27. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему Верность слову, 11 класс, сочинение на свободную тему, размышления о слове чести, обещаниях, верности Когда была совсем крохой (года три или четыре, наверное), меня поставили в угол. Что именно я сотворила, в памяти не отложилось, но отчетливо помню слова мамы: “Пока не пообещаешь, что больше не будешь такого делать, […]...
  28. Правда и ложь Пьеса “На дне” появилась в начале XX века в канун революционных событий в России. В ней изображена вся неприглядная правда жизни людей того времени, опустившихся на самое “дно”. Постояльцы ночлежки, в которой разворачиваются события, потеряли всяческую надежду на нормальное существование. Когда среди них появляется странник Лука, встает вопрос о жестокой правде и […]...
  29. В мире существует огромное количество народов, у каждого имеется своя культура, искусство и литература, у каждого есть свои пословицы и поговорки. Например, каждому французу хорошо известна пословица “Безделье – мать всех пороков”, каждый азербайджанец знает пословицу “Хороший друг ближе брата”, а американцы довольно часто используют пословицу “Не откусывай больше того, что ты в состоянии проглотить”. […]...
  30. В жизни каждого человека есть множество знакомых, приятелей, с которыми можно весело провести время, но все это фальшивое. Люди приходят и уходят, рядом остаются только те, кто действительно готов на многое ради вас. Люди, которые останутся рядом с вами вопреки всему, и есть настоящие друзья. Таких очень мало. Настоящий друг, может быть даже единственным на […]...
  31. Полицейский – очень сложная профессия. Быть полицейским – это призвание, так как человек должен обладать храбростью, честностью и хорошей логикой. Все полицейские имеют хорошую физическую подготовку, даже когда принимают людей на учебу, их проверяют. Тот, кто не прошел проверку, никогда не сможет стать полицейским, поэтому так важно, чтобы человек вел здоровый образ жизни. Многие полицейские […]...
  32. Князь Андрей Болконский, человек исключительного воспитания и благородства, является одной из центральных фигур романа и, безусловно, одним из любимых героев самого автора. С самых первых строк произведения мы наблюдаем в этом человеке недюжинный ум, склонность к анализу, сильную волю и патриотизм. Его стремление защищать Родину и унаследованная от отца стойкость характера импонируют читателю, тогда как […]...
  33. Слово “мир” имеет много значений. И оно вызывает, в основном, хорошие мысли у всех. Всем известна эта история про название романа Толстого “Война и мир”. Последнее слово там писалось через латинскую букву (с точкой). То есть не только в названии романа, а раньше все время так писалось. И “мир с точкой” не равнялся просто миру. […]...
  34. Что такое счастье Этим, казалось бы, простым вопросом задается множество людей в течение многих лет. И до сих пор нет однозначного ответа что же такое человеческое счастье. Каждый волен отвечать по-своему в меру своих знаний, личных качеств, воспитания. И для каждого это будет свое, особенное, желаемое счастье. У всех оно выражается по-разному, поэтому в этом […]...
  35. (СОЧИНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ УГЛУБЛЕННОГО АНАЛИЗА ЧУВСТВА ВОЛИ РУССКОГО НАРОДА) В каждом народе есть такая черта характера, которая отличает его от соседей. О немцах, например, говорят, что они педанты, поляков называют настырными, украин­цев считают хитрыми, белорусов – покладистыми. Есть такая отличительная черта характера и у русского народа. Это – страстность. Она является порождением сильных чувств и […]...
  36. Среди многих пословиц нашего народа большое количество посвящено труду. Такой есть и пословица “Ранняя пташка росу обивает”. Когда слышишь ее, на память приходит другое, очень похоже: “Кто рано встает, тому Бог дает”. Оба они учат нас, что труд – это очень почтенное дело, дело, которое дает человеку не только материальные блага, но и уважение людей, […]...
  37. Когда я задумываюсь над смыслом жизни, то всегда радуюсь потому, что я существую, что рядом является самыми дорогими мне людьми, что мне дано миловаться красотой окружающего мира и открывать этот мир для себя. В то же время приходит ощущение большой ответственности за этот мир и гордости от осознания того, что ты человек. Но в само […]...
  38. Считается, что хороших людей больше, чем плохих. Я думаю, это правда. Ведь, если подумать, нас окружают по большей части очень хорошие, приветливые, приятные люди. Когда мы их видим, общаемся с ними, нам становится радостнее, светлее на душе, так хочется обнять такого доброго человека, улыбнуться ему, сказать, как приятно с ним находиться. Мне кажется, самое важное […]...
  39. Этим, казалось бы, простым вопросом задается множество людей в течение многих лет. И до сих пор нет однозначного ответа – что же такое человеческое счастье. Каждый волен отвечать по-своему – в меру своих знаний, личных качеств, воспитания. И для каждого это будет свое, особенное, желаемое счастье. У всех оно выражается по-разному, поэтому в этом сочинении […]...
  40. Душа человека с многочисленными заботами, по моему мнению, похожа чем-то на улей. Так что же может обеспечить в этом улье душевную гармонию? Я считаю, что у каждого человека есть своя душевная гармония, так же, как у каждого есть свои душевные раны. И внутренние весы, которые клонятся то в одну сторону, то в другую, должны прийти […]...

Инара Адаева

Моя заветная мечта стать педагогом была еще с самого детства. Родным, соседям, друзьям я всегда отвечала, что буду воспитывать детей. С пяти лет я представляла себя воспитателем : сажала игрушки в ряд и воображала, что это мои воспитанники. Старалась часто читать труды великих педагогов, чтобы понять и прочувствовать всю сущность воспитания и обучения детей.

Окончив 9 классов, я твердо решила поступать в педагогический колледж. Мои родные и близкие поддержали меня в этом. Окончив колледж с отличием, я поступила в педагогический институт.

Вскоре моя мечта сбылась! Я стала работать воспитателем в детском саду! В коллективе меня приняли тепло и дружелюбно. В настоящее время я работаю более семи лет в детском саду. Я очень благодарна своим коллегам за те полезные и дельные советы, которые очень помогают мне в работе с детьми. Я стараюсь всегда участвовать в общественной жизни детского сада. Стараюсь проводить как можно чаще интересные, необычные занятия, что очень нравится детям и всегда поднимает им настроение.

Я очень рада, что выбрала эту профессию, потому что именно в работе с детьми я нашла свое призвание !

Хотелось бы выразить всем своим коллегам огромную благодарность за то, что они вкладывают всю свою доброту и тепло в сердца детей!

Закончить свое эссе я хотела бы словами великого педагога В. А. Сухомлинского :

" Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям!"

Публикации по теме:

Предметы моей романтики на солнышке ласково жмурятся, Носят на маковке бантики, парами ходят по улице. Их, беззащитных, маленьких, я в светлую.

Моё призвание. Эссе ЭССЕ Первое сентября, первый звонок, первый урок, первая учительница. Я маленькая первоклассница. Уже второго сентября мы с подружками играем.

Эссе «Моё призвание» на конкурсе «Воспитатель года» Моё призвание Детскую душу тонко чувствовать надо уметь И ребёнка каждого любовью и лаской согреть. Тихий.

Эссе «Мое призвание-педагог!» «Мое призванье- педагог, Чтоб душу отдавать всю детям, И сколько б ни было дорог, Моя- главней всего на свете!» Булатова Е. А. Рано или.

Быть воспитателем – это значит, каждый день общаться с детьми, находить в этом радость и желание помочь познать окружающий мир и научить.

Эссе «Моё призвание - педагог» Пройдет сто лет. И не будет иметь никакого значения: сколько у меня денег, в каком доме я жил, какая у меня машина, но мир может стать.

Эссе «Педагог-моё призвание» Эссе на тему «Педагог-моё призвание» Профессия педагога одна из самых важных и значимых в современном обществе. Педагог -не просто профессия.

Эссе входит в книгу «Словарь. Психология и характерология понятий»

Что такое призвание?

Обычные пособия по благоустройству в этой жизни отвечают, по моим впечатлениям, всегда на один и тот же вопрос: «как притвориться тем, чем не являешься, чтобы получить то, чего не заслуживаешь?». Как защитить диссертацию (притвориться кандидатом наук), как понравиться мужчине (притвориться той женщиной, которая ему нужна), и т.д., и т.п. Задумавшемуся над своим призванием эти пособия, разумеется, не помогут. Он спросит – так ли уж важно для меня самого разбираться, как что-то в природе устроено, или достаточно того, что в этом разбирается соответствующий кандидат или доктор? Люблю ли я сама этого мужчину или только нахожу, что выйти за него замуж было бы по общим критериям здорово? И т.д. Вопрос о призвании – это вопрос о твоей подлинности. Это вопрос именно о том, чем ты являешься на самом деле, независимо от того, как и кому это понравится и что тебе за это дадут. Ибо только твоя верность этому и может составить настоящее счастье; счастье – ведь это даже не то состояние, когда все общепризнанно хорошее «сбылось», а то, когда «сбылся» сам. К чему призван .

  • Что такое призвание?
  • Есть ли оно у каждого?
  • Если оно есть у каждого, то почему можно его не слышать?
  • Может ли призвание предать?

(А в приложениях – ответы еще на некоторые вопросы, которые поставил не я сам себе, и статья о призвании Словаря.)

Что такое призвание?

Человеческий род выживает за счет труда, и потому практическое применение сил и способностей, дело, есть почти то же самое для человека, что жизнь: «жизнедеятельность». Вполне можно сказать, что призвание – это любимое дело. Дело, в котором человек живет своей собственной жизнью.

Понятно, что направление, в котором наши силы применяются, не бывает для нас безразличным, – даже если кто-то этого и не чувствует достаточно остро. Острота этого чувства составляет меру нашей ответственности перед самими собой. Надо признать, что большинству людей этой ответственности не хватает. Но широкая популярность алкогольных напитков говорит о том, что призвание все-таки есть и у них, и, заброшенное и пренебрегаемое, тревожит и мстит за себя, не дает покоя.

Призвание – это твой персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель.

Призвание – это твоя неповторимость в этом мире, как твоя обязанность. Это обостренное чувство ответственности за то, что ты есть в этом мире.

Все выглядит так, как будто Кто-то создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: ведь уникальность каждого – факт неоспоримый, биологический; проигнорировать его – значит проигнорировать в этой жизни себя самого.

Есть ли призвание у каждого?

Безусловно, не у каждого оно выражено в равной степени; кто-то в разлуке с ним погибает, кто-то непрерывно его ищет, а кто-то будто о нем и не задумывался и чувствует себя вполне хорошо. И все же, надо полагать, оно есть у каждого. Но здесь имеются свои «но».

Первое, очевидно, – призвание может не совпадать с имеющимися в объективном мире возможностями его проявления. Что делать пахарю (крепостному) с наклонностями поэта или физика? Железная необходимость, равная глупому случаю, не может ли перечеркнуть самое гениальное призвание? Этот несчастный пахарь будет по общему мнению только лентяй, непутевый человек…

На это можно возразить, что и неграмотный пахарь может состояться как поэт, если позволит себе не стремиться стать слишком успешным пахарем: ведь важно не то, признан ли ты в качестве такового, и не то, есть ли у тебя печатные произведения, а то, как ты воспринимаешь мир; да и главное орудие поэта, слово, у каждого в неотъемлемой собственности. И что-то подобное, в общем, можно сказать о пахаре-естественнике: постигать чудесную закономерность природы можно на разных уровнях.

А уж если принять гипотезу призвания, как возлагаемой на нас Создателем задачи, с которой он запускает нас в этот мир, то подобной проблеме и взяться неоткуда: Пушкин родится не раньше, чем на земле появится книгопечатание, и Эйнштейн не раньше, чем появятся университеты и ядерные ускорители.

Что до тех людей, которые своего призвания не ищут и чувствуют себя комфортно, то тут возможна и такая разгадка: они его уже нашли. Ну, не так уж важно, быть сметчиком или чертежником, если призвание – семья, а на работе важно только на эту семью заработать.

Так что всегда есть смысл настойчиво искать свое призвание в тех наличных обстоятельствах, над которыми ты действительно не властен. (Оговорка «действительно» необходима потому, что иногда призвание осуществимо, но ценой определенных потерь, и это еще не значит «не властен».) Возможно, призвание осуществимо и в действительно неблагоприятных условиях, но ценой твоей успешности по социальным меркам – то есть если не мерить, так сказать, призвание по признанию. А возможно, и в самых неблагоприятных обстоятельствах призвание найдет какие-то новые и неожиданные пути, каких никогда не нашло бы в обстоятельствах стандартных, – практически с любыми обстоятельствами можно, так сказать, сотрудничать… Призвание – как всякая нравственная задача: таковая ведь возникает и решается не в специально создаваемых удобных условиях, а «там, где ты стоишь».

…И вот еще «но»: призвание есть у каждого, но не каждый его слышит.

Почему можно не слышать своего призвания?

Причин, конечно, много. Главная – это, наверное, инфантилизм. Ведь призвание, как я уже говорил, это обостренное чувство ответственности перед собой. А инфантилизм – это и есть привычка к тому, что ответственность за тебя несут другие. Стало быть, другие и решат, чем тебе быть, так, чтобы тебе было хорошо… Интересно, что чувства «непризвания» инфантильные люди как раз бывают очень-таки не лишены – то, что им не подходит, они, чуть попробовав, чувствуют весьма остро, – они не ведают лишь того, что им подходит.

Среди других причин (выражаясь высокопарно, но точно): голос призвания заглушается призывными криками – удовольствий; тщеславия, престижа и сребролюбия; а также удачливости.

Итак, удовольствия , или радости. – Но труд по призванию – разве не должен быть в радость, и разве не всякая радость требует какого-то труда?

Легко было бы отделаться от вопроса, указав, что призвание – это призвание к творчеству, созиданию, тогда как удовольствие – это потребление. Но вдруг чье-то призвание – это потребление и есть?

Мой ответ на это для меня самого неожидан: если иметь в виду, как и что «потребляется», то призванием может быть и «потребление». И даже, в какой-то мере, оно должно быть призванием каждого. Действительно: прийти в этот мир и не суметь оценить это великое чудо, упершись в какую-то частную задачку, превратив самого себя в средство к какой-то частной цели – ведь это тоже значит предать себя (мир твою жертву переживет, не заметив). А что до призваний художника (писателя, поэта, философа, музыканта…), то они и являются в самую первую очередь – призванием созерцателя, бескорыстного «потребителя», и лишь во вторую – в прямом смысле призванием творца. Ибо – чего стоит творчество человека, не сумевшего, прежде всего и главным образом, что-то в мире полюбить?.. Жить только творчеством, ничего собою не представляя – распространять пустоту.

Существуют, конечно, удовольствия менее высокого рода. Часть из этих последних – это так называемые развлечения; «индустрия развлечений» делает и своего стандартного потребителя, подходящего для индустриальной обработки, то есть уводит от вопроса о призвании, как и вообще от осмысленного существования. – А другая категория удовольствий составляет, по существу, отдых. Вещь это и законная и необходимая, но не может же отдых быть призванием. Жизнь человека обеспечивается, как уже отмечалось, трудом; нельзя жить без отдыха, потому что нельзя жить без труда; перефразируя известное высказывание, «нужно отдыхать, чтобы жить, но не жить, чтобы отдыхать». (Правда, если делать приходится работу нелюбимую, рабскую, мы живем, когда отдыхаем…)

Далее: слава, влиятельность, деньги . – Весьма щекотливый и сложный вопрос, и ответы на него, что называется, «неоднозначные». Но они существуют. – Всякое дело есть приносимая польза, добро кому-то; призвание, которое есть призвание к делу, есть, соответственно, чувство твоей уникальной миссии в обществе людей; слава же, влияние и деньги – кроме того, что для большинства из нас это самостоятельные стимулы к деятельности – суть знаки признания обществом успешности твоей миссии, в идеале, показатель нужности и важности твоего вклада. Потому у многих действительно талантливых и по-видимому «призванных» людей чувство призвания почти неразделимо со страстью что-то значить среди людей, с тягой к признанию (обещающему те самые славу, влиятельность и – что для многих так же важно – материальное благополучие, которое ведь тоже означает влиятельность). Эта нераздельность «подвигов и славы» у многих выражается обескураживающее прямо и наивно (вспомним есенинское «буду богат и известен, и всеми любим» или шаляпинское «бесплатно только птички поют», и т.д. и т.п.). Возможно, в славолюбии и всем подобном может у кого-то выражаться само чувство своей миссии, может быть и не осознанной и не найденной, – хоть и неприятное предположение, но допустимое…

К этому можно добавить, что, скажем, деньги – это тот материал, с которым работает бизнесмен (и он должен любить их даже, по выражению Остапа Бендера, «бескорыстно»); влиятельность, власть – тот материал, с которым работает политик, общественный деятель (и он не может к ним не стремиться); слава – ну, точнее сказать, эффект, производимый в других душах – материал художника. Как оторвать здесь призвание от предчувствуемой и вожделенной корысти?

И все же они, конечно, не тождественны. Миссия – ведь это твоя миссия, уникальная и неповторимая, тогда как и слава, и тем более престиж и влиятельность, и в особенности деньги – отражают лишь твою востребованность на рынке и соответственно унифицируют, стандартизуют, губят в тебе именно тебя; они являются, чаще всего, платой за преданное или поруганное призвание. Они никак не могут быть ориентирами – хотя и являются стимулами. – В общем, если и трудно вполне расстаться с этими стимулами к творчеству, следует научиться отдавать себе честный и полный отчет в их опасности для главного в творчестве – для призвания.

И третье, о чем я хотел здесь сказать, что может мешать нам слышать свое призвание. Это – успехи, удачливость в чем-то. Удача опьяняет; то, что удается, дает нам ощущение силы – прироста бытия! Возможно, и даже наверняка, на первых этапах нашего развития удачи в каких-то делах формируют и наше призвание к ним. В дальнейшем, удающееся уже не становится призванием, но его легко принять за таковое, особенно, если истинное призвание не найдено; удающееся способно очень далеко уводить от призвания. А проба здесь такая: неудача. Труд по призванию преобразует неудачи в уроки, в опыт; когда же делаешь что-то лишь потому, что это легко удается, первая неудача в деле вызывает реакцию отторжения от него.

Совпадает ли призвание со способностями?

Призвание – это скорее «хобби», чем «работа», на которую «ходят». Если учесть, что работу человек делает, скорее всего, на должном профессиональном уровне (иначе бы его уволили), а в хобби чаще всего он проявляется не особо талантливо, именно по дилетантски, – то приходится признать, что способности и призвание не всегда совпадают. Когда Ахматову перестали печатать, она перестала и писать – куда больше приверженности поэтическому творчеству проявляют графоманы…

Итак, как будто, могут быть призвание без способностей и способности без призвания…

Но что такое то и другое? Способности – это то, что легче всего дается. Призвание – это интерес. Это вещи формально разные. Разные они и по существу.

Если интерес к делу в человеке искренний (то есть если он не принимает за интерес представление о модности или престижности занятия), то несовпадение интереса с особыми способностями к этому делу свидетельствует скорее о том, что мы имеем дело с настоящим призванием! Делать то, что легко дается – значит вдохновляться успехом, а не интересом, то есть уходить от призвания. К тому же, легкие или трудные первые шаги в любом деле еще не означают, что такими же останутся и все последующие. На то и талант, чтобы измерить собою всю трудность задачи, а не проскочить по верхам, пожиная легкие успехи и дешевые лавры; все настоящее – трудно; так трудно, что легкости или трудности первых шагов в сравнении с этим просто мелочи. От известного биохимика слышишь, как лопавшиеся колбы на первом курсе университета доводили его до отчаяния; от нобелевского лауреата по физике – что не хватало математических способностей. А Пушкина, на первых порах, превосходил в стихотворчестве его лицейский приятель Илличевский. И т.д., и т.п.

Реальность, конечно, многогранна, и категории, которыми мы хотим ее охватить, расплывчаты. Есть в вопросе о соотношении способностей с призванием и множество других аспектов, кроме указанного. Например тот, что недостаток способностей может в некоторых сферах творчества быть фатальным (нельзя слишком хорошо петь без хорошего слуха, быть значительным художником без природного «умения рисовать», и т.п.). Или, с другой стороны, выраженное наличие способностей к каким-то сферам деятельности – говорит же и об особой чувствительности человека к этим сферам, следовательно и о естественной предрасположенности, призванности к ним! И этого призвания тоже могут не слышать в силу, возможно, только представлений о недостаточной престижности, «неинтересности» занятия. Человек с художественными наклонностями может упорно заниматься станковой живописью, с самыми удручающими результатами, в то время как ему чудесно дается, скажем, макраме, и в этом же вероятнее всего и состоит его настоящее призвание к искусству. Я полагаю, что занятия макраме для него и внутренне свойственнее, чем занятия живописью. Мольер тщился писать трагедии, но велик он как комедиограф; полагаю, сочиняя комедии, он все-таки чувствовал себя вполне самим собою…

Может ли призвание быть дурным?

Дурными могут быть наклонности. А дело есть, по определению, добро, то есть призвание есть призвание к чему-то доброму. Добро же бывает самое разное. Практически это значит, что мы всегда можем найти тот вариант применения себя, со всеми нашими характерностями, который окажется общественно полезным.

Может ли призвание предать?

То есть, может ли человек быть призван к тому, к чему у него действительно нет достаточных данных; всегда ли труд по призванию обещает настоящие успехи?

По идее, призвание к делу и есть главная и решающая способность к нему, и только труд по призванию и может вести к настоящим успехам.

В этом вопросе, однако, идеальная конструкция оказывается подчас весьма далекой от реалий.

Так, некоторые «профессии» (в кавычках, ибо этим профессиям надлежит быть только призваниями) – в общем, некоторые занятия обладают особой притягательностью: прямо говоря – возбуждают тщеславные инстинкты. Это их «сиренская прелесть». Различить возбужденное славолюбие, надежду на бессмертие чего-то в себе, от своего подлинного призвания бывает почти невозможно. Они ведь (призвание и славолюбие), как я уже отмечал выше, отчасти и перекрываются. (Свидетельств этому имеется столько, что трудно даже бывает отделаться от подозрения – а не есть ли вообще призвание всего лишь воспаленное тщеславие, ставшее маниакальным и вынудившее свою жертву сосредоточить все свои силы на чем-то одном?.. Но отвлечемся от этого подозрения и будем все-таки считать, что славолюбие в действительно призванных людях – лишь стимул, но не ориентир…)

Здесь близкая аналогия – влюбленность. Влюбленный не сомневается, что встретил в любимом что-то бесконечно ему свойственное, свое божественное предназначение, «призвание»; что тот другой – чуть ли лучшая половина его собственной души, без которой и своей-то жизни нет! И однако, как известно, разочарования бывают ужасающи. Тут повинна та разбуженная влюбленностью притягательность, которой вообще обладает для земных тварей чудо противоположного пола. А с другой стороны, сколько браков – не скажу по расчету, а по спокойной сложившейся симпатии – оказываются счастливыми!

Не будь смерти, о смысле жизни можно было бы не думать. Слава же, эта жизнь в чужих душах, составляет некий эрзац бессмертия – и как цель она может давать человеку, значит, чуть ли не смысл его жизни! А что такое, в этом отношении, искусство? «Творить – значит убивать смерть», как сказал Ромен Роллан. Простая муха, влипшая в янтарь, обретает своего рода бессмертие и с ним – особую ценность. Искусство – воплощение чего-то в слове, красках, одним словом в гармоничной форме – вот такой янтарь, который делает частное и преходящее общезначимым, вечным, бессмертным. Правда, муха в янтаре должна быть подлинной, и янтарь должен быть соответствующего качества, выдерживающий испытания временем, тогда как проявления непризванных к искусству людей бывают обычно подражательными, ничего индивидуального не выражающими и притом неумелыми, так что вызывают скорее досаду; но для тех, кто уже «влип», эта близость бессмертию – наркотик…

Да, «наркотик» – точное определение возбужденного славолюбия. Мы задали тут вопрос: может ли обманывать ли призвание. Так обманывает ли тщеславие, этот наркотик? «Уколовшегося» наркотик не обманывает, он имеет уже все, на что уповает. Но тяжелым бывает отрезвление. (Впрочем, если отрезвление наступает – если самокритика наличествует – то, возможно, это и не просто наркотик, а правда призвание, и отчаяние автора в своих достижениях суть те самые «творческие муки», что составляют залог настоящего прогресса и продвижения к неизведанным рубежам… Опять сложности и противоположные грани, от этого в таких вопросах никуда не деться!)

Возвращаясь к аналогии дурмана славолюбия с тем дурманом, который составляет для влюбленного противоположный пол, можно вспомнить здравомысленную и вполне очевидную рекомендацию Жозефа Жубера: женись на той, с кем, будь она мужчиной, подружился бы. Занимайся тем, чем занимался бы, если бы это ничего не обещало тщеславию (переиначивая Л. Толстого – пиши, если можешь и не публиковать!). Идеал – чтобы дело жизни и составляло твое хобби.

Каждый ли труд способен составить чье-то призвание?

Вопрос существен – ибо каждым трудом кто-то же должен заниматься. У каждого труда есть собственное благородное призвание: хотя бы чистота (как то труд уборщиц, к уважению коего справедливо призывают плакаты).

А главное, что нужно тут сказать, – это что вообще труд составляет человеческое призвание. (Пусть это и не значит, что труд должен заменить человеку все остальное, что есть в жизни, – об этом уже говорилось.) Человеческий род жив не клыками, не шкурой и не быстрыми ногами, а постоянным трудом; плоды его труда на 99% составляют «естественную» среду его обитания. Труд – это способствование общему выживанию рода человек, а это и есть совершаемое добро, осуществляемая нравственность; это жизнь для всех, запечатлевающая, пусть чаще всего и безымянно, наше личное конечное существование в общем существовании продлевающегося человеческого рода.

Потому благородство «простого» труда чувствуется непосредственно каждым, кто им занимается, сколь бы мало престижным он ни считался. Безусловно, «простой» (непрестижный) труд может составить настоящее призвание и счастье многих из тех людей, кто выдержал бы и самую жесткую конкуренцию в сферах «престижного» труда. Скорее, эти последние сферы – суть предметы особых, частных, что еще не значит «высоких» призваний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ответы на вопросы

Можно ли «научиться» призванию?

В принципе, как будто, нельзя: призвание себе не делают, его надо в себе обнаружить. И все-таки категорический ответ здесь не годится.

Вообще, что такое призвание? Это твой персональный смысл жизни, та задача, с который ты родился на свет.

И каждый рождается по меньшей мере с двумя уже определенными задачами. Одна – это максимально разобраться, что такое ты сам (зачем и жить, если ничего в себе не осмыслить); этому учишься постоянно. Другая – служить выживанию человеческого рода, то есть делать некое доброе дело. В жизни всегда есть место, если не подвигу, то доброму делу, и этому призванию вполне можно научиться.

Но ведь нужно еще, чтобы дело это было именно твоим делом. Призвание там, где твой искренний интерес, это то, что тебе важно само по себе, а не из какого-либо расчета. Это так. Но, подходя к любому, хоть и нелюбимому делу сознательно, стараясь понять и почувствовать, чем оно важно вообще, ты делаешь это дело важным и для себя, то есть до некоторой степени интересным, – отчасти превращаешь необходимость в призвание! Все как в известной притче: двое делали одно и то же, но один «таскал кирпичи», другой – «строил храм».

Учиться этому можно и нужно.

Профессия и призвание – всегда ли они совпадают?

Ну конечно нет. Иначе откуда бы брались «хобби».

Можно поставить вопрос и радикальней: а обязательно ли стремиться, чтобы они совпадали?

Сам я устроен так, что страстно желал бы их совпадения (и у меня это не получилось). Есть люди другого склада. А некоторые убеждены, что такое совпадение вообще невозможно. Их логика в том, что профессиональная деятельность не может целиком зависеть от твоей воли, тогда как призвание – дело сугубо личное, прямо-таки интимное; работа, по их мнению, это то, что нужно «отдать», рассчитаться, чтобы приобрести право жить, в оставшееся время, по призванию. Если учесть, что подлинное (не заказное) творчество часто не кормит, то и физической-то возможности творить, не отдавая части времени и сил какой-то оплачиваемой профессии, нет.

Конечно, трудно «служить двум господам» – но приходится. Хорошо еще, что большинство профессий и не нуждается в твоем личностном служении, а только в твоих руках.

Как мы находим своё призвание?

Кажется, Бернард Шоу рассказывал о себе, что в юности хотел стать архитектором, актером, еще кем-то, и только писателем ему долго не приходило в голову стать – потому, что он был им. Это обычно: мы пытаемся и пытаемся себя сделать, пока вдруг не начинаем себя обнаруживать.

Мешают найти призвание и более прозаические причины: трудно не спутать интерес и удовольствие, пользу, престиж. Перед юностью на выбор столько заведомо «интересных» профессий, что легко забыть, что интерес – вещь индивидуальная.

Теоретически возможно, что в мире еще не родилось дело вполне по твоему призванию (что бы делал человек с призванием Эйнштейна в каменном веке?). Это проблема особая, но сразу можно сказать, что реально осуществимое своим обаянием обладает: так любимая женщина бывает не похожа на свой заранее сложившийся идеал, но предпочтительнее его.

Могут мешать найти призвание даже… способности. Не обязательно становиться певцом, если имеешь красивый голос и слух. Хотя, конечно, не случайно же способности и призвание в основном совпадают: то и другое – обостренная чувствительность к некоторым аспектам бытия. Для человека с особым слухом звуки говорят больше, чем другим, они ему важнее, и потому-то звуки – его призвание. И т.д.

Но как все-таки мы его находим? Хорошо тем, кому жизнь подарила пример, запустивший этот особый инстинкт – призвание. Это – как зажженный свет, как брешь в плотине. Но бывает и так, как у Шоу – путем проб и ошибок.

Может ли призвание меняться в течение жизни?

В принципе – нет. Но оно может вполне объективно корректироваться – до неузнаваемости. Также можно поменять, наверное, физику на химию, живопись на графику и т.д., но призвание к науке или искусству остается. Еще вариант – человек может оставить деятельность, которая ему хорошо удавалась, и которую со стороны поэтому можно было принять за его призвание, ради своего истинного призвания.

Кроме того, человек может перейти от чисто делового призвания к призванию осмыслительному – бросить всякую видимую деятельность.

Но чтобы одно призвание сменилось другим – это было бы такое же чудо, как раздвоение личности.

Какие призвания и профессии могут появиться в ближайшем будущем?

Если природа человека и меняется, то за слишком долгое время. Во всяком случае со времен античности она в европейце не изменилась. Соответственно и его призвания. Но очень быстро, в считанные годы, могут возникать новые возможности для призваний: на моих глазах множество людей проявило особые способности и интерес к работе с компьютером, а также (это последнее в нашей стране) к бизнесу. Даже непонятно, что эти люди делали раньше! Но ведь что-то делали…

Что до ближайшего будущего… Наверное, главное – это не новые, а старые профессии: людям предстоит осознать, что компьютер и любая другая, сколь угодно великолепная техника – это только помощники, и в самом сложном деле исходное, по-прежнему – свои голова и руки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: статья «Призвание» из «Словаря»

ПРИЗВАНИЕ

– деятельность, в которой можешь вполне оставаться самим собой; деятельность, оправдывающая твое существование – осмысляемая, как долг. «Долг выявить общую ценность твоей личной неповторимости». То же, что предназначение –

адекватная душе форма существования. Ощущаемый человеком долг – жить своей жизнью.
Если подходить рационально, составляющие призвания – это твои способности плюс долг послужить человечеству наилучшим образом:

– потребность совершить лучшее, на что способен,

вот только интерес не всегда там, где способности, а призвание – скорее, интерес.
Так что призвание, вернее –

– это наилучшее приложение свойственного.

Можно было бы сказать, что призвание – это совпадение способностей и интереса. Но, если не говорить о призвании оперного певца или каком-нибудь другом в этом роде, настоящих способностей без интереса и не бывает, как не может такого быть, чтобы подлинный интерес не нашел средств осуществиться – не дал бы способностей.
Твое призвание – и не для тебя; безответная любовь к делу, которое никак не желает стать твоим – вроде, бывает... И всё же тут надо разбираться – что именно в деле тебе так дорого. Скажем, «любить искусство» – это ведь значит любить что-то в мире, а искусство – лишь самый подходящий для этой твоей любви язык. Откуда берутся подражатели? Из тех, кто любит не мир, а само искусство...

. «По душе» – и есть «по призванию».
Призвание – твоя разгаданная природа.

Счастье – это всё необходимое для того, чтобы можно было о нем не задумываться. В том числе и счастье найденного призвания.

Призвание не обязательно должно лежать в сфере деятельности; бывает у человека и иное предназначение. А кто-то наверняка рождается для того вида деятельности, что уже умер или ещё не родился. Но самое обычное, когда призвание – сама (любая, хоть самая бессмысленная) деятельность.

Деятельность – такой же защитно-приспособительный механизм «животного человек», как у черепахи панцирь, а у более близких ему млекопитающих шерсть и сила. Как одежда давно стала частью его тела (так что скорее нагота – особый костюм, – К. С. Льюис), так и деятельность является частью его существа; праздность не всякому и посильна!
...Но в настоящее время трудно сказать, что бы могло больше украсить мир: чтобы каждый делал хоть что-нибудь, исходя из потребности деятельности вообще, или бы действовали только те, кто имеет призвание особое... И даже, кажется, особый вред исходит от деятельных людей; в конкуренции с людьми призванными побеждают обычно именно они. К тому же мир переполнен плодами трудов, и деятельному легче найти себе применение в том, чтобы не строить, а ломать... Как вам понравится такое выражение: «разрушительная жажда деятельности»?..

Призвание – долг перед собой – это и долг совести. Вот пусть совесть и подсказывает, когда нам надо делать что-то, когда уступить это право другому, когда порадеть о том, чтобы ничего не делалось...

. «Призвание – это чувство себя настоящего» (В. Кротов). Мне вспоминается это определение всегда, когда я выхожу в свой лес...